СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Экологические сказки как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст – это активный период развития ребенка. Ребенок подрастает и, кроме любви, ласки и внимания взрослых, ему нужны новые знания об окружающем мире. Приобретение их способствует обогащению словарного запаса ребёнка, развитию речи и логического мышления, формированию яркой, цветной картины мира, расширению кругозора и проявлению фантазии. Эти знания ему дают русские народные сказки. Мы же хотим рассмотреть влияние на речь ребёнка экологических сказок.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Экологические сказки как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»»

М униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48 комбинированного вида»

624440 Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Фурманова 5







Проект

« Экологические сказки как эффективное средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»



















Проектная деятельность

с детьми 5-7 лет

Разработчик: Чинякова В. Ю.

Соответствие занимаемой должности.

Электронный адрес: [email protected]

2022-2023 учебный год.



С одержание

1.Пояснительная записка

2. Цель задачи

3. Предполагаемые результаты

4. Экологическое воспитание в дошкольном возрасте

5. Роль драматизации в дошкольном возрасте

6. Этапы проекта

7. Этапы работы над экологической сказкой

8. Заключение

9. Список используемой литературы

Приложение 1. Развлечение ,,,,,

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5. Памятка для родителей «Как организовать театрализованную деятельность в семье

Приложение 6.Консультация «Игры-драматизации - как эффективное средство развития речи дошкольников»



















А ктуальность проекта

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: речь односложная, состоящая лишь из простых предложений; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно - лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

Развитие речи дошкольника возможно только в тесной связи со взрослым. Следует отметить, что речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

В настоящее время значительно ухудшилось состояние связной речи детей. Пересказ им доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

В современном мире особенно важен вопрос развития речи дошкольника: книгу ребенку заменяют компьютер, интернет и другие средства технического прогресса. Слушая взрослых, просматривая телепередачи дети знакомятся с новыми словами, выражениями: обогащают свой язык. Чтение же и рассказывание - одна из главных задач обогащения словаря ребенка.

Дошкольный возраст – это активный период развития ребенка. Ребенок подрастает и, кроме любви, ласки и внимания взрослых, ему нужны новые знания об окружающем мире. Приобретение их способствует обогащению словарного запаса ребёнка, развитию речи и логического мышления, формированию яркой, цветной картины мира, расширению кругозора и проявлению фантазии. Эти знания ему дают русские народные сказки. Мы же хотим рассмотреть влияние на речь ребёнка экологических сказок.

Экологическая сказка имеет существенное значение для умственного и речевого развития детей дошкольного возраста. Через знакомство с героями экологических сказок ребенок упражняется в решении многих интеллектуальных задач: учится рассуждать, мыслить логически и обосновывать свои действия, тем самым развивая свою речь. Экологическая сказка позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей правильному видению природы. Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам и могут инсценировать некоторые из них. Сказочные образы долго живут в сознании детей. Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Поэтому сказки можно и должно использовать с большой долей их полезности в экологическом воспитании и коррекции речи. Об этом нам говорят исследования Н.А. Рыжовой, Н.Ф. Виноградовой, Т.А. Куликовой, Б. Бегак, Н. Токмаковой. Экологические сказки о природе интересны дошкольникам. В образной словесной форме они показывают детям сущность явлений, подготавливают научное миропонимание, учат беречь, любить и охранять окружающую природу, формируют мышление, развивают кругозор и речь.

Яркие образы сказочных героев эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Дети, с которыми проводятся постоянные занятия с использованием экологических сказок, со временем правильно и самостоятельно подбирают сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам, правильно воспринимают и понимают художественную информацию. Они могут излагать свои высказывания в логической последовательности, точно передавать художественный замысел произведения, умеют правильно строить простые и сложные предложения, в своей речи. Прослеживается связь экологической сказки с приобретенным опытом, знаниями, развивается воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. Использование сказки также способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, лексико-грамматических средств языка, расширению словарного запаса. Наряду с быстрым ростом словаря идет практическое овладение грамматическим строем родного языка. Тексты экологических сказок расширяют словарный запас, помогают правильно оформлять диалоги, влияют на развитие связной речи. Речь детей старшего дошкольного возраста становится эмоциональной, образной, красивой. Дети вырабатывают умение правильно задавать вопросы взрослым и своим ровесникам, что является показателем успешного речевого развития дошкольников.































Пояснительная записка

В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и животных, занесенных в Красную книгу, заражение водных ресурсов - все это беды, которые человек неосознанно наносит природе. Чтобы сохранить все богатства природы, нам необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Воспитание это начинается с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их любить и беречь ее можно использовать множество разнообразных методов, но самый интересный и приемлемый для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, - экологические сказки.

Экологические сказки несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме для детей старшего дошкольного возраста объясняют суть экологических проблем, причины их появления, расширяют экологический кругозор, помогают осмыслить окружающий мир.

Кроме этого экологические сказки имеют существенное значение для речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Через знакомство с героями экологических сказок воспитанники учатся рассуждать, мыслить логически и обосновывать свои действия, тем самым развивается их речь.

Дети, которые участвуют в драматизации экологических сказок, со временем смогут правильно и самостоятельно подбирают сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам, правильно воспринимают и понимают художественную информацию. Они могут излагать свои высказывания в логической последовательности, точно передавать художественный замысел произведения, умеют правильно строить простые и сложные предложения, в своей речи. Прослеживается связь экологической сказки с приобретенным опытом, знаниями, развивается воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов.

Использование драматизации сказок также способствует совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, лексико-грамматических средств языка, расширению словарного запаса. Наряду с быстрым ростом словаря идет практическое овладение грамматическим строем родного языка. Тексты экологических сказок расширяют словарный запас, помогают правильно оформлять диалоги, влияют на развитие связной речи. Речь детей старшего дошкольного возраста становится эмоциональной, образной, красивой. Дети вырабатывают умение правильно задавать вопросы взрослым и своим ровесникам, что является показателем успешного речевого развития дошкольников.

А ктуальность данной разработки заключается в том, чтобы развивать речь детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки.

Новизна состоит в усовершенствовании существующих технологий по речевому развитию детей через экологические сказки.

Основная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция областей в содержании методической разработки: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Проектная деятельность

Цель проекта: Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством экологической сказки.

Задачи

Образовательные:

  • Расширить представления детей о том, что Земля – это наш дом.

  • Формировать первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.

  • Посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения.

Развивающие:

  • Развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

  • Привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей природы, через сказки.

  • Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать сказки.

  • Активизировать и расширять словарный запас, развивать связную речь в процессе работы над сказкой.

Воспитательные:

  • В оспитывать стремление беречь нашу Землю.

  • Осознание себя как части природы.

  • Способствовать осознанному отношению к природе, а также отношению к себе как к части природы

 Предполагаемые результаты:

-расширяются знания детей старшего дошкольного возраста по экологии.

-посредством драматизации экологических сказок развивается связная речь, совершенствуется лексико-грамматический строй, обогащается словарный запас.

-развивается инициативность и самостоятельность через драматизацию сказок, используя разнообразные средства выразительности.

-совершенствуются мелкая и общая моторика, координация движений, пластичность.

-развиваются коммуникативные способности детей.

Необходимое оборудование: сценарии экологических сказок, наглядно-методические пособия к сказкам, костюмы и декорации для драматизации сказок.

Информационная характеристика педагогического проекта

Вид проекта: творческо-информационный, долгосрочный, групповой. Срок реализации проекта: 1 год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, учитель-логопед, воспитатели.

Предполагаемые итоговые продукты: Показ экологических сказок детям младшего и среднего возраста ДОУ, фотоотчёт драматизации экологических сказок, презентация проекта.

















Э кологическое воспитание в дошкольном возрасте

Особую роль в экологическом воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Именно оно определяет характер целей взаимодействия с природой, мотивы такого взаимодействия и готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.

Важным показателем экологической воспитанности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится и без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.

Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей.

Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка с взрослым - оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. Формируя у детей теплое, любовное отношение к реальной природе, конкретному ее объекту или явлению, взрослые помогают им прочувствовать и осмыслить красоту и совершенство в природе, особенно на экскурсиях, сопровождаемых эмоциональными беседами.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.

Экологическое образование - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: - человек, как живое существо нуждается во вполне определенных жизненно необходимых условиях

- человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и, по мере возможности, восстанавливающий ее богатства.

Нет более благоприятного возраста для решения задач экологического воспитания, чем дошкольный. Воспитанник познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе и формировании элементарных экологических представлений о животных и растениях как живых существах, о сущности вза имодействия человека и природы.










Р оль драматизации в дошкольном образовании

Детский сад – это место, где ребенок находится большую часть времени, где он получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Одна из целей образования, согласно федеральным государственным общеобразовательным стандартам, является воспитание любознательных, активных, физически развитых, эмоционально отзывчивых детей овладевших средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Для воспитания этих качеств используются различные методы, один из методов «драматизация». Драматизация способствует самовыражению ребенка, его самоутверждению в группе сверстников. Драматизация развивает речь, эмоции и чувства, решает вопросы социализации детей, коммуникативности, учит выходить из трудных ситуаций.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, воспитание. В игре развивается чувство коллективизма, воображения, целеустремленности, сообразительности, организованности.

Драматизация - это импровизация на основе литературного текста с внесенными в него новыми изменениями, в которой ребенок принимает на себя роль персонажа и передает ее через слово, движение, действия.

Этапы драматизации включают в себя знакомство со сказкой, распределение ролей, освоение сказки, репетиции сказки, показ сказки зрителям. Дети воспроизводят содержание сказок, поведение персонажей, изображают действующих лиц, ведут диалоги. Особенно яркую окраску приобретает драматизация, если изготовлены декорации, костюмы, маски.

Характерное для драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии, побуждает их думать, анализировать сложные ситуации, делать выводы и обобщения, способствует совершенствованию умственного развития и совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, развивается память, у ребенка улучшается диалогическая речь, грамматический строй.

Содержание инсценировок имеет нравственную направленность. Это дружба, доброта, честность, смелость. Разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на детей как положительных, так и отрицательных образов, поскольку отрицательные осуждаются, то дети хотят подражать положительным персонажам.

Э тапы проекта

1 этап – подготовительный

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей. Формы работы: - Сбор информации, подборка методической, справочной, художественной литературы, дополнительного материала. - Информирование родителей о реализации данного проекта. - Составление перспективного плана по данному проекту. - Подбор материала и оборудования для драматизации сказок.

2 этап – основной (практический) Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей и родителей по использованию экологических сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. План взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста.

План взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста

Форма проведения мероприятия

Название мероприятия

Цель мероприятия

Материал,

оборудование

Показ мультипликационных фильмов


Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

Сентябрь

«Муравьишка хвастунишка», «Лесные путешественники», «На лесной тропе», «Приключения муравьишки»


Способствовать формированию ответственного отношения к природе дошкольников посредством мультипликации.


Мультимедийное оборудование .

Мониторинг.

Человек – часть природы.


Развлечение с детьми « осенний праздник»


Октябрь

Знакомство с экологическими сказками и рассказами: «Наука о доме»; «Природа – наше богатство»; «Сказка о человеке и Золотой рыбке».

Н.А. Рыжова.

Конструирование из бумаги «Золотая рыбка».

Д/и «Если я был Золотой рыбкой…»


Привлечь внимание детей к проблемам сохранения окружающей среды, воспитывать бережное и внимательное отношение к природе в процессе творческой деятельности.


Видеоматериалы: «Человек – часть природы».


Заучивание с детьми стихотворений

Инсценировка сценки «Спор овощей»

Ноябрь


О временах года. Цветах, овощах, травах, насекомых, грибах, птицах, животных, природных явлениях.

Развивать чувство ритма, умение интонационно передавать явления и объекты природы, формировать умение чувствовать, эмоционально откликаться на стихотворный текст.

Художественная литература

Настольно - печатные экологические игры

Декабрь

«Парное лото», «Где растет?», «Растительный мир», «Животные», «Насекомые», «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Что такое хорошо, что такое плохо»


Закреплять знания детей о различных видах животных, растений, явлений, формировать навыки бережного отношения с окружающей природой, развивать любознательность, внимание и память.


Настольно - печатные экологически е игры

Создание альбома - рисунков

Январь

«Наши сказки о природе»


Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения окружающей среды, воспитывать бережное и внимательное отношение к природе в процессе творческой деятельности.


Альбом - рисунков


НОД по развитию речи детей

Февраль

Экологическая сказка

«Как Мышка искала секреты здоровья»

Формировать у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, сопереживание живому организму; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; развитие речи в процессе драматизации сказки.

Костюмы и шапочки сказочных персонажей Декорации

Знакомство со сказками о природе


Март

(«Шел я, шел и сказку нашел» А. Дитрих, «Кто, о чем поет?» В.Бианки, «Как ежик шубу менял» А. Суконцев, «Ежик и хитрая белочка» М.Рапов, «Волк и собака» Л.Толстой, «Как медведь трубку

нашёл» С. Михалкв, «Чей дом лучше» Н.Рыжова

Расширять, обогащать и углублять знания детей о природе, развивать познавательный интерес к явлениям и объектам природы, эмоциональную активность и способность к сопереживанию.


Художественная литература


Деревья весной.

Знакомство с экологическими сказками:


Апрель

«Заблуждения тополя» (весенние «будильники» природы); «Мудрость дерева»; «Ворчливая берёзка»; «Спор деревьев». Е.А. Алябьева. Рисование и выставка рисунков «Наши новые знакомые – деревья».

Э кологическая игра «Ты – маленькое деревце». (Е.А. Алябьева).

Пальчиковая гимнастика «Деревья»; «Кленовый сок»; «Первые листочки».



Побуждать желание ухаживать за растениями беречь и сохранять природные богатства.

наблюдение, опрос, просмотр

Насекомые.

Знакомство с экологическими сказками:

Инсценировка сказки «Кто живёт в муравейнике?» Н.А, Рыжова

Викторина «Что? Где? Когда?»


Май

«Карнавал насекомых»; «Катя и божья коровка»; «Капустная бабочка»; «Жёлтый, белый и лиловый»; «Синий шалашик».

Экологические игры: «Представь себе, что ты паучок»; «Если бы ты был бабочкой»; «По муравьиной тропе»; «Пчела защищается вынуждено» Е.А. Алябьева. . Пальчиковые игры: «Где весною комары?»; «Насекомые».

Закреплять знания детей о различных видах насекомых, формировать навыки бережного отношения с окружающей природой, развивать любознательность, внимание и память.

наблюдение, опрос, просмотр,

мониторинг.









План взаимодействия с родителями




Наименование мероприятия

1

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»


2

«Смотрим, читаем и обсуждаем дома» - список рекомендаций по чтению экологических сказок, просмотру и обсуждению мультфильмов по сказкам дома с ребенком (на стенде)

3

Памятка для родителей «Как организовать театрализованную деятельность в семье» (см. Приложение 5)

4

Оформление родительского уголка «Почитайте наши сказочки» (ежемесячная смена экологической сказки на стенде)

5

Консультация «Игры-драматизации - как эффективное средство развития речи дошкольников»(см. Приложение 6)



3 этап – заключительный

Задачи: презентация продукта деятельности.

Формы работы:

1. Подведение итогов проекта.

2. Оформление презентации проекта.

Практический материал по реализации проекта (фотоотчёт драматизации экологических сказок, презентация проекта, показ экологических сказок детям младшего и среднего возраста ДОУ)















Этапы работы над драматизацией экологических сказок Подготовительный этап

Вся работа по подготовке к драматизации осуществлялась поэтапно.

1. Подбор сценария драматизации

Руководство драматизации экологических сказок, начиналось с отбора литературных произведений, сценариев. При выборе сказок старались подобрать текст доступный и понятый детям старшего дошкольного возраста.

2. Знакомство детей с экологическими сказками.

Цель: Помочь детям осмыслить идею экологических сказок, выразить эмоциональное отношения к действиям и героям сказок, оценивать характеры персонажей, вызвать сопереживание живому организму, формировать ответственное и доброжелательное отношение к природе через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей. Выразительное чтение педагогом сказок с использованием иллюстраций. После прочтения сказок, с детьми проводились беседы с целью погружения детей в сюжет сказок и более глубокого осмысления содержания. Рисование эпизодов сказок. Повторное рассказывания сказок педагогом с опорой на наглядность. Для лучшего запоминания сказок использовали ИКТ (магнитофон, просмотр мультфильмов, показ слайдов). Это помогаловоспитанникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям.

3. Пересказ сказок детьми

Затем дети пересказывали экологические сказки, с опорой на наглядность, по ролям, по цепочке, по схеме.

Основной этап работы над драматизацией экологических сказок «Спор овощей» «Как Мышка искала секреты здоровья» « В гости к деревьям» «Кто живет в муравейнике».

Перед детьми ставили цель: научить малышей бережно относится к природе.

1. Работа над ролью

Цель: Помочь детям понять эмоциональное состояние каждого героя сказки с помощью голоса мимики, жестов, движений, соединение движений с музыкой. Учить передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх, боль, модулировать голосом говорить громко, тихо, грубо. Вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами в диалоге.

Дошкольникам предлагались следующие задания:

-Составление словесного портрета героя.

- С помощью мимики лица показать радость, грусть, удивление испуг, страх героев.

-Жестами изобразить радость, грусть, удивление испуг, страх.

-Показать характерные движения животных и насекомых.

-Передать голосом интонацию героя (громко, тихо, шепотом).

-Самостоятельно выбрать и представить любого героя в определенном настроении, движении.

С выученными словами разыгрывали этюды сказок. На этом этапе дети учились не только изображать персонажей, но и озвучивать их. Обыгрывание мини-сценок. Импровизируя, дети самостоятельно распределялись по группам, выбирали конкретный эпизод сказки, распределяли между собой роли и показывали мини сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливались к драматизации экологической сказки.

2. Работа над интонационной выразительностью речи

Цель: Совершенствовать у детей выразительные средства речи (интонация, логическое ударение, темп и ритм, логические паузы, сила голоса).

Формирование выразительных средств для воплощения замысла и правильного звукопроизношения осуществлялось с помощью:

-речевых упражнений «Скажи так», «Какой, какая?», «Повторялки» и другие.

-артикуляционной гимнастики «Блинчик», «Заборчик», «Грибок», «Вкусное варенье», «Улыбка», «Трубочка» и другие.

-дыхательной гимнастики «Листочек», «Ветерок», «Лепесток» и другие.

-пальчиковой гимнастики «Ёжик», «Цветок», «Огонёк» и другие.

3. Распределение ролей

Цель: Помочь детям распределить роли, учитывая их индивидуальные и речевые особенности.

Распределяя роли, старались, чтобы были задействованы все дошкольники. Участниками спектакля были и деревья, кусты, ветер, цветы.

4. Совместная деятельность педагогов с детьми по изготовлению костюмов, декораций

Цель: Расширять представления детей о процессе подготовки спектакля. Создавать условия для закрепления у детей имеющихся знаний, умений и навыков в создании коллективных работ (оформления афиши, изготовления декораций, умений планировать и распределять работу между участниками). Продолжать развивать коммуникативные навыки детей.

Творческая деятельность детей и педагогов.

5 . Формы взаимодействие с родителями

Цель: Раскрыть перед родителями значимость драматизаций экологических сказок.

«Смотрим, читаем и обсуждаем дома» - список рекомендаций по чтению экологических сказок, просмотру и обсуждению мультфильмов по сказкам дома с ребенком

Памятка для родителей «Как организовать театрализованную деятельность в семье»

Консультация «Игры-драматизации- как эффективное средство развития речи дошкольников»

Сочинение экологических сказок совместно с детьми.

Оформление родительского уголка «Почитайте наши сказочки» (ежемесячная смена экологической сказки на стенде).

6. Репетиция

Цель: Закрепить у детей правила драматизации экологической сказки с использованием всех средств выразительности.

Правила:

-смотреть друг на друга

-держаться свободно, не опускали головы

-говорить громко

На этом этапе также использовались такие приемы как: индивидуальная помощь, подсказка, отработанная речь, показ, поощрение, уточнение, наводящие и подсказывающие вопросы.

Итоговый этап.

1. Выход драматизации экологических сказок «Спор овощей» «Как Мышка искала секреты здоровья» « В гости к деревьям» «Кто живет в муравейнике».

2. Обсуждение:

Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились?

Почему нужно беречь природу?

Что может каждый сделать для окружающей его среды?

Как улучшить, как сохранить, как пользоваться дарами природы?


Заключение

Проведенный проект показал, что драматизация экологических сказок является важным средством в развитии речи детей.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик интерес детей к драматизации экологических сказок. Каждая сказка была уникальной, но все постановки объединила мысль - наша природа хрупкая, и её нужно охранять и сберечь для будущих поколений.

Ребята с удовольствием участвовали в инсценировке сказок, договаривались между собой о характере своих действий и обыгрывали ситуации связанные с проблемами экологии. В доступной и занимательной форме рассказывали зрителям (детям младшего и среднего возраста) о культуре общения с лесом, лугом, рекой и разумном использовании их даров. Представления были организованны таким образом, что все ребята смогли побывать и в роли артистов, и в качестве зрителей. Дошкольники с удовольствием готовились к постановкам и с нетерпением ждали: заучили стихи, загадки и слова сценок с участием знакомых героев сказок, слушали звуки живой и не живой природы, разучивали танцы, и экологические песни. Поддержанию интереса, созданию хорошего настроения способствовало неожиданное появление сказочных героев, их общение со зрителями, участие в играх, что доставляло детям много веселья и радости, надолго осталось в их памяти. Заканчивались представления беседой о том, что может каждый сделать для окружающей его среды, как улучшить, как сохранить, как пользоваться её дарами.

Участие детей в драматизациях экологических сказок дало хорошие результаты:

Расширились и углубились знания детей старшего дошкольного возраста по экологии, охране природы.

Развилось чувство ответственности за себя, свои поступки и друг за друга.

Улучшился грамматический строй речи, звукопроизношение и навыки связной речи.

Активизировался и расширился словарный запас, развилась мелодико - интонационная сторона речи.

Усовершенствовалась мелкая и общая моторика, координация движений, пластичность.

Развились коммуникативные способности детей, инициативность и самостоятельность.

Это свидетельствует о том, драматизация экологических сказок являются одним из удачных видов работы с дошкольниками по речевому развитию.

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что правильная речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики.

П ерспектива развития проекта:

- продолжать работу по теме проекта - драматизация сказки.

Возможность распространения проекта:

-Презентация проекта на педсовете в ДОУ.

-Участие в интернет конкурсах по проектной деятельности.



































С писок используемой литературы:

1.Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании.//Вопросы психологии.- 1993.-№ 5. с.39-43.

2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.- 159с.

3.Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.-40с. 4.Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.-288с. 5.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М.: ЦГЛ, 2003.- 128с.

6. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания дошкольников.- М., 1993.

7. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

8. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 100с.

9.Рыжова Н.А. не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.- 200с.

10.Шорыгина Т.А. Зелѐные сказки: Экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.- 104с.

11.Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.












П риложение №1


Праздник осени с Ёжиком и Гномом

Зал празднично украшен. В углу на пенёчке сидит Ёжик, он спит.

Звучит музыка, в зал входят дети

Ведущая: Солнышко не может

Землю согревать,

Листья пожелтели,

Стали опадать.

Часто дождик льётся,

Птицы улетают,

Отгадайте, дети,

Когда это бывает?

Дети: Осенью!


- Дети, посмотрите – как красиво вокруг! Как много листьев – желтых, оранжевых, красных! Наверно, мы попали в сказочный, осенний лес.

- Ой, ребята, посмотрите, кто это? Мы даже не заметили – на пенёчке сидит Ёжик, он, кажется, спит…


Ёжик (просыпается, потягивается):

- Долго вас я, дети, ждал,

И немного задремал.

Здравствуйте!

Проводить вас на полянку

Гном Лука мне приказал –


Маленький Гномик сидит у окошка,

Гномику, видно, скучно немножко,

Скучно сидеть ему одному,

К Гномику, дети, я вас поведу.


З вучит музыка, дети за Ёжиком двигаются по залу и подходят к домику


Ёжик: А вот и домик Гномика – давайте постучим в окошко.

Из окошка домика выглядывает Гном


Гном: А, это вы пришли, друзья,

Сейчас из дома выйду я.

Проходите на пенёчки,

Посидите в уголочке (дети проходят на стульчики)


Гном выходит из домика, здоровается

- В лесу с утра до вечера

Дежурит Гном Лука,

Дремучий лес доверчиво

Встречает лесника.

А я глазами меткими

Гляжу на чуткий лес…

Живу в лесу я издавна,

Слежу за лесом пристально,

Чтоб лес не заболел.

Чтоб ветки были сильными,

Чтоб корни были жирными,

Чтоб жук кору не ел.

Ведущая: Милый Гном, мы ищем Осень. Хотим спеть ей песни, станцевать, прочитать стихи, поиграть с ней в веселые игры. Помоги нам найти Осень.


Гном: Хорошо, я помогу. Только сначала поиграйте со мной.


Проводится игра «Собери шишки и грибы»


Гном: Молодцы, дети! Ловко вы играли, и мне сразу весело стало. Сейчас позову Осень. Ёжик, помоги мне!


Ёжик и Гном: Осень, Осень,

В гости просим –

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём!


Звучит музыка. В зал входит Осень.


Осень: Вы обо мне? А вот и я –

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год,

За летом следом мой черёд.

- Хочу послушать, какие стихи вы знаете об осени, какие песни поёте.


Ведущая: Мы с удовольствием тебе и стихи расскажем, и песни споём.

Дети читают стихи

Ведущая: А еще, дорогая Осень, послушай весёлую песенку .


Исполняется песня «Здравствуй, осень золотая»


Осень: Молодцы, дети! Замечательно спели песню! А стихи как здорово читали!

- А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка загадки:

Разве в огороде пусто,

Если там растёт… (капуста)

За ботву, как за верёвку

Можешь вытянуть… (морковку)

Не пугайся, если вдруг,

Слёзы лить заставит… (лук)


Ведущая: Да это же овощи, которые выросли на грядке! Посмотрите!

Показывает блюдо с овощами

- Мы собрали овощей,

И для супа, и для щей,

У рожай так велик -

Нужен нам грузовик.

Вот сейчас наш шофёр,

Заведёт ключом мотор.

Исполняется «Огородная – хороводная»


Осень: Вот какие помощники у нас подрастают!


Ведущая: Хорошо потрудились – можно и поиграть.


Осень: Наблюдала я в бору,

Интересную игру:

На полянке под сосной

Прыгал весь народ лесной –

Вот так! (прыгает змейкой)

- вот мы сейчас и поиграем – кто быстрее все грибы обскачет, ни один гриб не столкнёт и на прежнее место вернётся.

Проводится аттракцион с грибами

Ведущая: А теперь мы спляшем –

Осень будет краше!


Исполняется «Танец с ложками»


Осень: И всё-то умеете – и песни петь, и танцевать! Но интересно мне узнать – видели ли вы, ребятки, как идет дождь? – Да!

- Очень хорошо!

Дождик бывает маленький, тихий-тихий – вот такой!

(Тихонько хлопает в ладоши – дети повторяют – музыка звучит тихо)


Осень: А бывает дождь большой, сильный-сильный –вот такой:

(Осень хлопает в ладоши быстрее и сильнее – дети повторяют. Звучит прежняя музыка, но громче)

Осень: Вот как капли шумят, стучат!


Проводится игра«Какой дождь»


Осень говорит: «Тихий дождь!»«Сильный дождь!»«Ливень!»


Осень: Молодцы, ребята!


Ведущая: А наш праздник продолжается и снова песня об осени. Споём её, ребята?


Исполняется песня «Осень»


Осень: С вами весело играть,

Песни петь и танцевать.

Я за всё благодарю –

Детям яблоки дарю!

Звучит музыка, Осень угощает детей яблоками.


Осень: Очень весело мне было,

Всех ребят я полюбила,

Но прощаться нам пора –

Что поделать? Ждут дела…

- Надо готовиться к зиме: зайкам шубки поменять, мишек уложить спать в берлоги, птиц отправить в теплые края. До свиданья, ребята!

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник, нам пора в группу возвращаться.












П риложение № 2


Инсценировка «Спор овощей»

Участвуют дети: Айболит, ведущий, баклажан, горошек, свекла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, картошка.

Цель: Создать у детей радостное, весёлое настроение/

Задачи: Закрепить знания детей о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей.

Продолжить закреплять навыки личной гигиены.


ВЕДУЩИЙ:

Солнце греет, дождик поливает,

Овощи скорее растут и созревают.

Баклажаны синие, красный помидор

Затевают умный и серьёзный спор.

ОВОЩИ: Кто из нас из овощей,

И вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?


ВЕДУЩИЙ: Выскочил горошек.

Ну и хвастунишка!


ГОРОШЕК: Я такой хорошенький

Зелененький мальчишка,

Если только захочу

Всех горошком угощу.


ВЕДУЩИЙ: От обиды покраснев,

Свекла проворчала.


СВЁКЛА: Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свёкла – для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай-

Лучше свёклы нету.


К АПУСТА: Ты уж свёкла помолчи –

Из капусты варят щи!

А какие вкусные пироги капустные!

Зайчики – плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.


ОГУРЕЦ: Очень будете довольны

Съев огурчик малосольный!

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

На зубах хрустит, хрустит…

Я могу всех угостить.


РЕДИСКА: Я – румяная редиска.

Поклонюсь вам низко – низко.

А хвалить себя зачем?

Я итак известна всем.


МОРКОВЬ: Про меня рассказ не длинный.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты всегда дружок,

Крепким, сильным, ловким.


ВЕДУЩИЙ: Тут надулся помидор и промолвил строго.


ТОМАТ: Не болтай, морковка, вздор

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.


ВЕДУЩИЙ: Витаминов много в нем

Мы его охотно пьем.


ВЕДУЩИЙ: У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще,

И тогда, как верный друг,

К вам придет зеленый…


ОВОЩИ: Лук


ЛУК: Я приправа в каждом блюде

Я всегда полезен людям.

Угадали? Я ваш друг.

Я простой зеленый лук.


КАРТОШКА: Я картошка так скромна

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим и малым.


БАКЛАЖАН: Баклажанная икра так вкусна, полезна…


ВЕДУЩИЙ: Спор давно кончать пора.


(Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.)


ЛУК: Кто-то кажется, стучится.


Входит Айболит.


АЙБОЛИТ: Ну, конечно, это я.

Что вы спорите, друзья?


БАКЛАЖАН: Кто из нас, из овощей,

Всех вкусней, всех нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?


АЙБОЛИТ: Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения!

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решать я не берусь,

Кто из вас вкуснее.


П риложение №3


Сценарий экологической сказки «Лесные яблоки»


1. Сорока: Я, сорока – белобока, яблок набрала в лесу,

Целую корзину яблок я на ярмарку несу!

Продам лесные яблоки, да пройдусь по ярмарке,

Бусы, серьги, брошь куплю, всех соседок удивлю!


К сороке подбегает Мышка.


2. Мышка: Ой, как фрукты хороши, я б поела от души,

И купила яблок деткам, только жаль, что нет монеток.


Сорока: Ладно, мышка, так возьми, и мышатам отнеси,

Пусть полакомятся крошки сочным яблоком немножко!


Сорока даёт мышке 2 яблочка. Мышка уходит. Выходит Заяц.


3. Заяц. Я бы яблочко купил и зайчиху угостил!

Только жаль, что денег нету, растерял я все монеты!

(Выворачивает карманы, показывает, что в них пусто.)


Сорока: Если б меньше ты скакал, денежки не растерял!

Ладно, просто так возьми, и зайчихе отнеси.


Сорока даёт зайцу яблоки. Заяц убегает. Выходит Медведь.


4. Медведь: Чую яблочками пахнет! Хороши они на вид!

Яблок спелых цвет и запах возбуждает аппетит!

Мне малина надоела, я поел бы яблок спелых,

Только жаль, что денег нету, поистратил все монеты,

На зиму купил подушку, да ещё медку кадушку.


Сорока: Не печалься, косолапый, протяни, скорее лапу,

Яблочко возьми лесное, спелое и наливное,

Мне для друга своего, поверь, не жалко ничего!


Сорока даёт медведю яблоко. Медведь уходит.


Сорока; На ярмарке Бельчата, 5-6;

Будто бы мои сорочата,

Такие же игривые,

Смешные, шаловливые!

Ну-ка, ну-ка, ребятня,

Угощу сейчас вас я!

Ко мне скорее подбегайте,

На яблочки все налетайте,

Бельчата; какие свежие, да наливные,

Расчудесные такие!

Бельчата; Только денег нет у нас

Да где денег взять?

Может, занять? У зверей.

Сорока; Угощу я вас в обед, бельчата не стесняйся, яблочками угощайтесь!

Бельчата; Вот спасибо

Мы так рады

Это лучшая награда.

Сорока даёт бельчатам яблоки, и они уходят.


Сорока снова стоит рынке. Навстречу ей выходит Еж.7

Сорока; Ёж Куда же ты идешь?

И, если не секрет, то что

В корзинке ты несешь?


Еж - Собрался за грибами я,

А их нигде не видать.

Хожу с пустой корзинкой,

До чего же мне обидно!

Сорока - Ты не печалься, не грусти,

Давай свою корзинку,

Насыплю яблок я тебе,

Добавлю и на спинку!

Сорока накладывает ежу в корзинку яблок, прицепляет их так же к спинке.

Еж - Спасибо, подруга, свидимся скоро! Меня ты скоро в гости жди!

Сорока - Привет, соседушки-Козлята! 8-9

Козлята; Мы козлятки, мы козлятки

Мы веселые ребятки

Не боимся никого

Кроме волка одного

Сорока ме – ме – ме!

Что в корзинке – покажешь мне-ее?

Сорока; Возьмите  яблок у меня,

Что вы приходили зря!

Козлята - Спасибо, сорока!

Мы скорей домой пойдем,

Маме яблок отнесем!

Очень вкусные яблочки!


Сорока снова стоит с корзинкой. Навстречу ей выходит Сова10

Сова - Здравствуй, Сорока! Как живешь?

Что в корзинке своей несешь?


Сорока; Полезные продукты:

Сладкие и сочные

Яблочки-фрукты.

Рядышком со мной садись,

Яблочками угостись!..


Сова - Тают во рту...

Такая вкуснятина!

Ммм... Объеденье!

Фрукт замечательный!

Сколько на яблоне срывала,

Но такого не встречал!

Спасибо тебе и счастливого пути!

Сорока; Так полезно всегда

Делать добрые дела!

Сорока снова идет по тропинке. Навстречу ей Лягушка 11


Лягушка - Яблочки-то хороши,

Очень освежают!

Так приятно бывает,

Когда угощают!

Лягушка набирает горсть яблок, уходит.


Выходит лиса,12 на ней бусы, серьги, брошь.


Лиса: Ой, сорока, насмешила, яблочки все раздарила,

Ничего не продала, просто так всё отдала,

Много денег накопила – серьги, бусы, брошь купила,

Шубка новая на мне, приоделась я к зиме!

А ты, сорока, зря старалась, с пустой корзинкою осталась!

Звери яблочки забрали и спасибо не сказали!


Сорока: Не пуста ещё корзинка, осталось яблочко одно,

Что с одним я буду делать? На, возьми, лиса его!

Кушай яблочко лесное и не смейся надо мной!

Ничего я не купила, зато друзей всех угостила!


Выбегают звери. У каждого свой подарок сороке.


Мышка: Вот, сорока, погляди, принесла я колоски,

Собирали их мышата, мои дружные ребята.

Я тебе их подарю, за яблочки благодарю!


Заяц: Наварили зайцы щей, из свежих, вкусных овощей!

Вот, горшочек щей возьми, на здоровье, кушай щи!

Отдаёт сороке горшочек со щами.


Медведь: Я решил с тобой, сорока, мёдом поделиться,

Мёд душистый, липовый зимою пригодится!

Отдаёт сороке бочонок с мёдом.


Бельчата – Вам от беличьей семьи мы подарок принесли.

Вот тебе орешки на обед!

Мамочка просила их передать,

Чтобы сорокам больше не голодать!


Еж — Урожай собрал в лесу,

Вот, в корзинке тебе несу!

Белые, лисички и опята,

Для тебя, милая Сорока!


Козлята — Мы тут рядом мимо шли,

Молочка тебе принесли,

И еще сырочку,

На столе чтобы у вас

Было в прозапас!


Сова: А ещё совята–крошки сшили для тебя сапожки.

Кладёт сороке в корзинку.




Лягушка: Вот орехи и бобы


Лиса: Вот так, звери! Удивили! Все сороку одарили!

Бусы, серьги, брошь отдам, как положено друзьям!

Пусть не будет украшенья, зато будет уваженье!

Отдаёт сороке бусы, серьги, брошь.


Медведь: Правильно, лиса, решила! Нашу дружбу заслужила!


Сорока: Всем спасибо говорю, от души благодарю!

Приглашаю всех домой, после ярмарки лесной.

Мы на славу угостимся и ещё повеселимся!


Все звери, участвующие в ярмарке исполняют песню «Лесная ярмарка» муз. и сл. С. Фроловой


1. Наша ярмарка лесная, подружила всех зверят,

Наша ярмарка лесная веселила всех ребят.

Мы на ярмарке развлекались, как могли

Много новых, интересных здесь друзей себе нашли!


Припев:      Ай да, ярмарка, ярмарка лесная!

Весела, озорна! Вот она какая! /2 раза/


2. Если только захотите, приходите ещё раз

Нашу ярмарку лесную посетите, просим вас!

Здесь и песни, здесь и пляски и любой лесной товар

Наша ярмарка лесная чудесный дар!


Припев.








Приложение № 4

Сценарий экологической сказки

«»

Театрализованная постановка по ПДД «Дорога к теремку»


Инспектор ГИБДД; СЕРГЕЙ


Всем сейчас на удивленье
Мы покажем развлеченье.

По правилам дорожного движения.

Смотрите представление!

Ой, ребята, посмотрите,
Что за чудо впереди? (Показывает на светофор)

Красный, желтый и зелёный
Огоньки на нём горят.
И, наверно, нам с тобою
Что- то рассказать хотят.


Светофор: СОФИЯ


Я и вежливый, и старший,
Я известен на весь мир.
Я на улице широкой –
Самый главный командир.
Вас правилам движения сегодня научу
И вместе с вами в сказку
Отправиться хочу. 


(под музыку вбегает Мышка)


Мышка: ВЕРОНИКА

Я маленькая мышка, я по лесу брожу,
Ищу себе домишко, ищу, не нахожу.
И кушать захотела…
Где б столовую найти?
Столько знаков на пути!


Светофор:


Если кушать ты захочешь –
Посмотри скорей сюда! (Указывает на знак «Пункт питания»)

Этот знак тебе подскажет –
Здесь есть вкусная еда!
Знак «Пункт питания»:
Знак дорожный «Пункт питания» (мышка подбегает к столу, принюхивается)


Мышка: ВЕРОНИКА


Как вкусно пахнет! (убегает со сцены, потом вновь возвращается,)

Ох, наелась, не могу,
В теремок теперь бегу(бежит в теремок, выглядывает из окошка; появляется Лягушка)


Лягушка: АРТЁМ


Речка, мошки и трава.
Теплый дождик, ква-ква-ква!
Я лягушка, я квакушка,
Поглядите, на меня!
Ква-ак мне в теремок пройти?
Ква-ак дорожку перейти?


Светофор: СОФИЯ


Полосатая лошадка
Через улицу ведёт –
Здесь нам очень осторожно
Нужно сделать переход.
Знак «Пешеходный переход»:
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый;
На ту сторону ведёт
Пешеходный…


Дети: Переход!


Лягушка: АРТЁМ


Нет машин – перехожу,
В теремочке посижу

(выходит заяц)


Заяц: МАКСИМ


Буду в тереме я жить
И охранником служить!
Вот он – чудо-теремок!
Перебегу наискосок!


Светофор: СОФИЯ(свистит в свисток) 

Это что ещё за мода,
Перебегать наискосок?
Ты видел знаки пешехода?
А где дорогу пересёк?


ЗаяцМАКСИМ (дрожит) 


Извините, я не знал!
Ой, боюсь, ой, я пропал.


Светофор:СОФИЯ

Заинька, не бойся! Зайка, успокойся!
Если надо перейти – должен прямо ты идти! 


(Светофор показывает дорогу, заяц уходит в теремок, выходит Ёж, поёт песню)


Ёж: ВАНЯ


Маленький ёжик,
Четверо ножек,
На спине грибок несу,
Самый умный я в лесу,
Правила всегда учу!
Я очки ношу не зря.
Я знаю правила, друзья!
Чтоб не опоздать к обеду,
В теремок в такси поеду!
Знак стоянки – это здесь! 


(Показывает на знак «Место стоянки»)


Дети: Место стоянки.


Светофор:СОФИЯ


С Ёжика пример берите –
Правила всегда учите.

(выезжает Лиса)

Лиса: ДИАНА


Замечательный знак –
Восклицательный знак.
Значит можно здесь кричать,
Петь, гулять, озорничать.
Если бегать – босиком, или ехать с ветерком!


Светофор:


Я отвечу очень строго:
Здесь опасная дорога.
Очень просит знак дорожный.
Ехать тихо, осторожно!

Знак «Прочие опасности»Знак необычный,

(После Лисы входит волк)


Волк: ЕГОР

Вижу, вижу теремок
Он не низок, не высок.
Как же мне к нему попасть,
Чтобы в яму не упасть.

Нарисован человек.
Землю роет человек.
- Почему прохода нет?

Знак: «Дорожные работы»СОФИЯ


- Что ты, что ты!
Здесь дорожные работы.


(волк заходит в теремок, выходит Медведь)


Медведь: ДИМА


Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой –
Не угнаться за тобой!


Светофор:


Стой скорее косолапый,
Пожалей свои ты лапы.
На дороге не играй,
Правила ты соблюдай!
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.


(Светофор провожает медведя в теремок)


Медведь: ДИМА


Уж мы будем, мы будем дружить,
Будем в тереме весело жить,
И работать, и петь, и плясать,
Будем правила мы изучать!


1 ребёнок: Максим


Чтобы жить, не зная огорчений
Чтобы бегать, плавать и играть
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду выполнять.

2 ребёнок: Ваня


У дороги играть:

Хором: Запрещается!

Проходить по тротуару:

Хором: Разрешается!


3 ребёнок: ДИАНА


Переход при красном свете:

Хором: Запрещается!

При зелёном даже детям:

Хором: Разрешается!


4 ребёнок: РАДМИР


Помни это каждый сын
Знай любой ребёнок.

Хором: Будешь цел и невредим
Ты уже с пелёнок!


Песня (Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам)








Приложение № 5


Итоговое интегрированное занятие в логопедической группе

«Мозговой штурм»

Воспитатель: Чинякова Вера Юрьевна 

Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- упражнять в развитии связной речи детей;

- закрепление характерных признаков времен года;

- упражнять называть героев сказок и авторов;

Развивающие:

- расширение словарного объёма детей;

- развивать логическое мышление;

- развивать моторику рук.

Воспитывающие:

- воспитывать любознательность, наблюдательность;

- воспитывать взаимовыручку, самостоятельность;

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости, сообразительности и взаимопомощи. В нашей группе проводится игра «Мозговой штурм».

- Сейчас ребята продемонстрируют все эти способности. Поприветствуем наших знатоков.

- Итак - внимание!

Пусть каждый смело вступит в бой,

В азарт соревнования.

Успех придет не сам собой

Помогут наши знания.

Желаю вам победы!

Воспитатель: Задание №1.

За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов.

1. -Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

2. -Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

3. -Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (Насекомые.)

4. -Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (Птицы.)

5. -У какого дерева белый ствол? (У березы.)

6. - Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

7. - Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

8. - Сколько ног у жука? (Шесть.)

9. - Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

10. - У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

11. - Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

12. - Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое.)

13. - Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)

14. - Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

15. - Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)

16. - Сколько ног у паука? (Восемь)

17. - На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

18. - Карась, щука, сом, окунь - это (рыбы)

19. - У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

20. - Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

21. - Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

Задание №2. А сейчас игра «Молчанка». Я показываю сказку, а вы карточку с таким количеством, цифр которое, символизирует сказку. Выполняем задание молча и тихо.

- 7 (Белоснежка и 7 гномов)

- 3 (Три медведя)

- 1 (Колобок)

- 2 (Два мороза)

- 7 (Волк и семеро козлят)

- 3 (Три поросенка)

- 5 ( Пятеро из одного стручка)

- 4 (четыре времени года)

- 9 (Вовка в тридевятом царстве)

- 12 (двенадцать месяцев)

Какие времена года вы знаете? (Весна, лето, осень, зима)

Какое время года сейчас? (Весна)

Какой из названных месяцев весенний? (Декабрь, май, июнь).

Сколько месяцев в году? (12) Сколько дней в неделе? (7)


- А теперь давайте решать задачи, хотите? Только хочу вас предупредить, что задачки наши не простые, а с подвохом. Слушайте внимательно. Вспомните правило (ответить хочешь, не шуми, а только руку подними) .

1. На березе 6 больших шишек и 2 маленькие.

Сколько всего шишек на березе? (На берёзе нет шишек.)

2. Снесла уточка яйцо.

Кто из него вылупится, петушок или курочка? (Утёнок.)

3. Пришла весна, с деревьев стали опадать листья.

Ветер понес их по земле.

Какого цвета были листья? (Весной листья не опадают.)

5. В шкафу стояло 9 чашек.

Одну из них взяла Наташа.

Теперь уж сколько чашек там? (8)

6. Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечки.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало? (4)


Физкультминутка «Подтянитесь на носочках»

Подтянитесь на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.


Задание 3 - развитие речи, с вами играет Красная Шапочка.

В азбуке произошла путаница. Буквы не могут разобраться, какие из них гласные, какие согласные. Игра называется «Кто внимательный».

-Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную карточку, если согласный, то синюю.

-А; -Ш; - О; -У; -Р; -М; -Я; -Ж:

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.


Задание №4 - «Ознакомление с окружающим миром»

- Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции. Как и у человека у страны есть имя.

- Как называется наша страна? (Россия).

- А, мы, живущие в ней? (россияне).

– А какими словами можно сказать о России? Какая она?

(Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная).

– Назовите столицу России. (Москва).

- Как зовут президента нашей страны? (В. В. Путин).

-А теперь скажите мне, как называется наш город, где мы живём? ( Краснотурьинск).

Диана как называется улица, на которой ты живёшь? ( Октябрьская 57).


Задание № 5 Ребята перед вами «Сказки» вертушки-головоломки из нескольких кругов разного диаметра, которые накладываются друг на друга, ваша задача повернуть круги так чтобы сложились картинки и назвать сказку, которая изображена на вертушке.

Далее с ребенком можно провести беседу по главным героям сказки и их характеристике, либо попросить кратко пересказать сюжет сказки.

Физкультминутка «ПРИНЦЕССА»

Шел король по лесу,

Шел король по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,

Еще разок попрыгаем, попрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем. (Потопаем.)



Задание № 6. Интерактивная игра на доске.

Задание № 7. Сказка на липучках «Муха Цокотуха» способствует развитию речи, образного мышления, тренирует память, что очень важно в дошкольном возрасте. Используя их, мы формируем целостную картину мира, расширяем кругозор. Развиваем сенсорные способы познания, восприятие, воображение, пространственное мышление. Расширяем и обогащаем словарь. Совершенствуем координацию руки и глаза; продолжаем развивать мелкую моторику рук. Способствуем обогащению самостоятельного игрового опыта детей.


Вот мы и закончили  нашу  игру, вам понравилось?


Вручаю вам медали «Самый умный». 



















Консультация для родителей

Игры-драматизации - как эффективное средство развития речи дошкольников.

Как часто, в погоне за новым и оригинальным мы забываем о том, что уже выдержало испытание временем! Мы стараемся предложить своим детям то, чего не было у нас, то, что отражает последние достижения технического прогресса: компьютерные и электронные игры, игровые приставки, игрушки-роботы, интерактивные игрушки и пр. Но нужно ли все это нашим детям? Способствуют ли эти новые занятия их умственному, душевному и общему психическому развитию. Единого мнения о вреде новомодных игрушек пока не существует, зато польза многих традиционных игр известна давно. К таким играм относится и иградраматизация. Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. В игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.