СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Экологическое благополучие места проживания»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Экологическое благополучие места проживания»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «ДЮСШ Колышлейского района» -

структурное подразделение Дом детского творчества







Проект


«Экологическое благополучие места проживания»



Авторы проекта:

Воронин Павел Валерьевич,

Колдаев Егор Николаевич,

Мазуров Глеб Владимирович,

Акимова Анастасия Александровна,

Нуждина Дарья Дмитриевна.

Руководитель проекта: Петнер

Анастасия Александровна, педагог

дополнительного образования

Адрес: Пензенская область,

Колышлейский район,

р.п. Колышлей, ул. Остапенко,9

т. 8(84146)2-17-52





Колышлей

2019г.

Содержание


  1. Введение………………………………………………………………..… 3

  2. Методологический раздел………………………………………………..5

  3. Основная часть……………………………………………………………6

  4. Заключение……………………………………………….………......…. 13

  5. Список использованной литературы……………………….....……….. 15

  6. Приложение………………………….…………………………………...16













































Введение

Последнее время люди все чаще задумываются о своем будущем и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.

Ответы на подобные вопросы непосредственно связаны деятельностью человека. Люди изменяют окружающую среду, казалось бы, для своего благополучия. Но, создавая города и селения, мы уничтожаем при этом живые организмы, обитающие на этих территориях. Загрязняя окружающую среду, оказываем негативное влияние на климат и многообразие живой природы.

Актуальность

Человек постоянно воздействует на природу. Но и возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Состояние окружающей среды оставляет желать лучшего, поэтому экологическая безопасность очень важна. Необходимость подготовки людей к решению экологических проблем потребовала сегодня экологизации всех сфер жизни и деятельности общества, содержания всех ступеней образования.

На современном этапе актуальна разработка проекта по благоустройству территории посёлка Колышлей (естественной и искусственно созданной природы), построенной на идее социально-экологического развития учащихся.

Новизна

Одним из направлений экологизации современного образования выступает социально-экологическое образование. С позиций деятельностного подхода социально-экологическое образование предполагает особый вид образовательной деятельности, побуждаемой необходимостью решения социально-экологических проблем, выступающей важнейшим условием дальнейшего устойчивого развития общества, направленной на гармоничные отношения с природной средой на основе исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил природопользования.

Экологическое образование направлено на усвоение учащимися систематизированных знаний о взаимодействии общества и природы, формирование интеллектуальных и практических умений рационального использования и охраны природы.


Цель проекта: улучшение экологической обстановки в р.п. Колышлей и на прилегающей к нему территории.

Задачи проекта:  

  1. Формировать у учащихся экологического мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений;

  2. Включить учащихся в значимую общественно-полезную деятельность по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;

  3. Научить проводить анкетирование и социологические опросы с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в поселке.

  4. Провести мероприятия направленные на благоустройство поселка и близлежащей территории;

  5. Обобщить итоги по внедрению проекта.

Принципы формирования экологической культуры:

· учет интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;

· учет региональных особенностей, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, образовательный уровень, интеллектуальный и духовный потенциал населения;

· использование основных положений государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности;

· связь образовательных и воспитательных действий с практикой решения природоохранных проблем;

· культивирование гуманистического отношения к природе;

· открытость и доступность экологической информации для населения;

-использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов России и зарубежных стран;


Сроки реализации проекта: 2014 – 2018 годы.

Реализация проекта: воспитанниками клуба лесничества «Зеленые береты» (учащиеся 5, 6, 8 и 9 классов), под руководством педагогов дополнительного образования.
Залог успешности проекта — сотрудничество. Клуб лесничества «Зеленые береты» успешно сотрудничает с:

  • Секретарским - Колышлейским участковым лесничеством ГКУ ПО «Сердобское лесничество»;

  • ФГБУ «Государственным заповедником «Приволжская лесостепь»;

  • Районными СМИ;

  • Образовательными учреждениями района.

Риски реализации проекта:
  • уменьшение количества детей в ОУ п. Колышлей;

  • снижение социальной значимости природоохранной деятельности;

  • слабые межпредметные связи;

  • незаинтересованность подрастающего поколения в природоохранной деятельности;

  • слабая агитационно-просветительская работа среди населения.

Используемая информация:

  • специализированная литература, материалы СМИ, методические материалы;

  • информационные и справочные данные, официальная статистика;

  • словарные термины и определения.

Источники информации:

- Интернет (как наиболее доступный и современный способ получения любой информации);

- знания и опыт специалистов;

- научно- публицистическая литература;

- учебная литература;

- периодическая литература.

Методологический раздел Методы:
  • словесные;

  • наглядно-демонстрационные;

  • практические.

Виды деятельности:
  • учебно-игровая

  • исследовательская.

  • коммуникативно-диалоговая

  • практико-ориентированная

Формы работы: индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением подрастающего поколения к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность по подготовке докладов, бесед, лекций, фотографирование.

Групповая  работа наиболее успешно протекает при выполнении КТД и распространении листовок и брошюр. Также к групповой работе можно отнести акции, экскурсии, походы по изучению природы, экологический практикум.

В формировании экологической культуры огромную роль играют массовые  мероприятия: праздники, ролевые игры на экологические темы, работа обучающихся по благоустройству и озеленению территорий, массовые природоохранные компании, экологические фестивали.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.






















Основная часть


Этапы и механизмы реализации проекта

Программа реализации проекта рассчитана на несколько лет.

Этапы

Сроки

Подготовительный

Январь-февраль 2014г.

Практический

В течение проекта

Аналитический

Ноябрь-декабрь 2018г.



Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

2 этап - практический

3 этап - аналитический

создание рабочей группы для реализации проекта, постановка цели и задач, сбор материала по данной проблеме, анализ разноплановой информации по избранной теме.

практическая деятельность по формированию 

экологической культуры обучающихся и местного населения, проведение различных природоохранных мероприятий.

анализ результатов, подведение общих итогов, их обсуждение с привлечением общественности с использованием

интернет – ресурсов


1 этап - подготовительный

п./п.

План действий

Содержание деятельности

Сроки

Создание рабочей группы.

Создание рабочей группы для решения задач, направленных на реализацию данного проекта

январь 2014г.

Постановка цели и задач, обоснование проблемы проекта.

        1. Проведение мероприятий, направленных на определение цели и задач проекта ««Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей на территории поселка Колышлей»:

  • социологический опрос среди местного населения (см. приложение).

январь 2014г.





Сбор материала по данной проблеме.

Сбор и изучение материалов по данной проблеме:

  • исследование архивных материалов (фото-, видео - и печатных материалов) по вопросам экологического просвещения;

  • изучение интернет - ресурсов по реализации данной проблемы;

  • организация встреч с работниками лесного хозяйства и методистом заповедника «Приволжская лесостепь»;

  • экскурсии в музей и библиотеку.

  • изучение статистических данных, материалов СМИ, данных социологического опроса, научных данных и др.

январь-февраль 2014г.

Анализ разноплановой информации по избранной проблеме;

На основе изученных материалов создание тематического планирования для реализации проекта.

март 2014г.


2 этап - практический

п./п.

План действий

Содержание деятельности

Сроки

Практическая деятельность по формированию 

экологической культуры обучающихся и местного населения,

  1. Проведение мероприятий отраженных в тематическом планировании проекта (см. приложение), включающих в себя:

  • экскурсии;

  • акции;

  • трудовые десанты;

  • встречи со специалистами.

  1. Информационно-агитационная деятельность:

  • изготовление и распространение листовок, брошюр и буклетов для распространения природоохранных идей;

  • оформление стенда, отражающего деятельность групп по реализации проекта.

в течение проекта








в течение проекта

Проведение различных природоохранных мероприятий;

  1. Организация и проведение всевозможных трудовых десантов, субботников по уборке территории лесных массивов, мест отдыха и благоустройству территории поселка.

  2. Сопровождение практической деятельности исследованием, анализом ситуации, мониторингом промежуточных результатов.

  3. Участие в различных муниципальных, региональных, межрегиональных и всероссийских акциях, соответствующих направлению проекта.

в течение проекта






в течение проекта




в течение проекта


3 этап - аналитический

п./п.

План действий

Содержание деятельности

Сроки

Подведение общих итогов.

  1. Проведение круглого стола для подведения общих итогов по реализации проекта.

  2. Отражение результатов деятельности рабочей группы на сайте клуба «Зеленые береты».

  3. Публикации на страницах районных газет «Трудовая честь» и «Любимая».

ноябрь 2018г.



в течение проекта



в течение проекта

Анализ результатов.

  1. Мониторинг участия обучающихся в мероприятиях по реализации проекта.

  2. Анализ проделанной работы по реализации проекта.

  3. Оценка степени значимости проекта для социума, его актуальности в условиях современной действительности, полноты степени реализации проекта.

  4. Вывод.

в течение проекта





Ноябрь-декабрь 2018г.






Механизм реализации проекта


Проект «Экологическое благополучие места проживания» сложился на основе системы мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения экологической культуры, любви к родному краю, уважения к труду.

Современная ситуация не только подсказывает новые формы организации экологической и природоохранной деятельности для обучающихся, но требует повышенного внимания к воспитанию стремления к общественно-полезной деятельности и умения выстраивать взаимоуважительные отношения с окружающим миром и социумом.

Так, на пути к решению вопросов организации системы мероприятий экологической направленности с учетом современных требований родился совместный экологический проект

Временные, стартовые позиции проекта обозначены началом 2014 года (создание клуба «Зеленые береты»).

Данный проект реализуется через систему мероприятий и имеет комплексный характер.

Комплексный подход в реализации проекта рассматривается с нескольких позиций:

  1. мероприятия исследовательской, природоохранной и просветительской деятельности;

  2. мероприятия коллективные, включающие взаимодействие взрослых и детей на уровне социума;

  3. мероприятия, способствующие развитию и раскрытию индивидуальных талантов и возможностей обучающихся.


Исследовательская деятельность — важное составляющее звено проекта. Сопровождение практической деятельности исследованием, анализом ситуации, мониторингом промежуточных результатов помогает понять и оценить степень значимости проекта для социума, его актуальности в условиях современной действительности, полноты и степени реализации и пропаганды идей проекта. В исследовательской деятельности учащиеся принимают участие, в основном индивидуально или объединяясь в небольшие группы.

Чтобы проект был реализован успешно и привлек внимание как можно большего числа участников, были написаны и реализованы следующие проекты:

  • Проект «Возрождение юннатского движения, на примере клуба лесничества «Зеленые береты» МОУ ДОД ДДТ р.п.Колышлей»;

  • Проект «Предупреждение загрязнения прибрежной зоны водоёмов»;

  • Проект «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей на территории поселка Колышлей»;

  • Проект "Чистоту родникам, прудам и рекам ".





А также участие в конкурсах естественнонаучного направления

  • Районный этан научно-практической конференции «Старт в науку»2016г. -1 место;

  • Районный этап научно-практической конференции «Старт в науку» 2017г. – 2 место;

  • Конкурс «Эко-объектив» 14 Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2016» - лауреат;

  • Районный конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов 2016г.- 3 место;

  • Общероссийская экологическая акция «Покорми птиц зимой» - грамота за участие;

  • Районная акция «Летопись добрых дел по сохранению природы» 2016г.- 1 место;

  • Областная акция «Летопись добрых дел по сохранению природы» 2016г.- 1 место;

  • Районная акция «Летопись добрых дел по сохранению природы» 2017г.- 2 место;

  • Областная акция «Летопись добрых дел по сохранению природы» 2017г.- 3 место;

  • Благодарственное письмо - федеральный образовательно-просветительский проект «Вместе сохраним леса от пожаров»;

  • Областной конкурс исследовательских работ «Земля родная»- 1, 2 место

  • Областной конкурс «Подрост» - 1 место;

  • 4 региональная НПК «Природное и духовное наследие Пензенской области» - лауреат;

  • Бычков Алексей, районная научно-практическая конференция учащихся -участнков туристическо-краеведческого движения пензенских школьников "Земля родная", (лауреат)

  • Мазуров Глеб , областная научно-практическая конференции учащихся- участников туристко-краеведческого движения «Земля родная » , (1 место);

  • Клуб «Зелёные береты», областная научно-практическая конференция учащихся -участнков туристическо-краеведческого движения пензенских школьников "Земля родная", (2 место);

  • Бычков Алексей, областная научно-практическая конференция учащихся -участнков туристическо-краеведческого движения пензенских школьников "Земля родная", (2 место);

  • Савина Алина, IV региональный НПК учащихся "Природное и духовное наследие Пензенской области", (диплом);

  • Районный конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов 2015г.- Бычков Алексей, Тамазанов Павел- 3 место;

  • XIX областная конференция юных исследователей в рамках юниорского лесного конкурса «ПОДРОСТ - 2015» - Марков Владислав;

  • 3-й областной конкурс «Протяни природе руку», 2015г – группа воспитанников;

  • Конкурс наглядной агитации «Сохраним леса от пожаров» 2015г. – Мазуров Глеб- 1 место;

  • Всероссийский творческий конкурс «Ты любовь моя – Россия!» 2014г.-Коновалов Арсений;

  • Районная научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды, 1 место 2017г.- Мазуров Глеб;

  • Диплом за яркое отражение авторской позиции, XXI областная научно-практическая конференция юных исследователей окружающей среды 2017г.- Мазуров Глеб;

Перечисленные конкурсы и мероприятия отражают широкий спектр исследовательской и творческой деятельности участников. В конкурсах различной направленности принимают участие разные дети, выбирая для себя интересную и доступную сферу деятельности. Создание собственных творческих работ (стихов, рисунков, фотографий, фильмов...) - это тоже исследование, поиск.

Для развития деятельности по проекту воспитанники клуба «Зеленые береты» принимают участие в различных муниципальных, региональных, межрегиональных и Всероссийских акциях, соответствующих направлению проекта:

  • Всероссийское движение ЭКА;

  • Акции «Покорми птиц зимой»;

  • Весенняя Неделя Добра;

  • Федеральный образовательно-просветительский проект «Вместе сохраним леса от пожаров»;

  • Акция «Всемирный день птиц»;

  • Акции «Антипал»;

  • Акция «Муравейник»;

  • Экологическая акция «Чистый лес»;

  • Экологическая акция «По лесным тропинкам»;

  • Акция «Росток в будущее» в рамках всероссийской акции «Больше кислорода»;

  • Региональная экологическая акции «Украсим садами Пензенский край!»;

  • Экологическая акция «В гостях у лесника»;

  • Экологическая акция «Чистый берег»;

  • Экологическая акция «Зелёный лес»;

  • Экологическая акция «Чистый парк»

  • Акция по благоустройству «Воинам – авиаторам посвящается».

Такой способ развития проекта нам кажется, очень эффективным и позволяет расширить рамки возможных результатов проекта, сделать проект общедоступным. Информационно-агитационная деятельность также в центре нашего внимания.



Ожидаемые результаты

Реализация проекта по экологическому воспитанию и образованию позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;

  • достичь положительного результата при участии в различных мероприятиях экологической направленности;

  • активизировать систему работы с населением по формированию ответственного отношения к природе в целом;

  • улучшение экологической обстановки в р.п. Колышлей и на прилегающей к нему территории за счет зеленых насаждений, очистки прибрежных зон водоемов, благоустройство мест отдыха;

  • осуществление работы по реализации проекта поможет обучающимся увидеть результат своей работы.


























Заключение


Данный проект предполагает постоянную работу по его совершенствованию и дополнению. Успешность осуществления поставленных цели и задач будет зависеть от активной, системной работы педагогов и обучающихся в процессе реализации проекта.


Работа по реализации данного проекта до конца еще не реализован, но уже сейчас можно судить о результатах его внедрения:

  1. На первом году реализации проекта рабочая группа состояла из 15 обучающихся, а на втором и последующих – 39 воспитанников;

  2. Вовлечены обучающиеся ОУ р.п. Колышлей в значимую общественно-полезную природоохранную деятельность;

  3. За текущий промежуток времени проведены мероприятия направленные на благоустройство поселка и близлежащей территории с привлечением учащихся, а также взрослого населения поселка;

  4. Принято участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах;


В ходе работы над проектом учащиеся расширили опыт исследовательской, проектной и информационно – коммуникационной деятельности,  приобрели навыки работы со справочной литературой. Получили элементарные практические навыки по благоустройству места проживания.

Участвуя в проекте, пробовали себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. У детей появилась гордость за внесённую частичку своего труда в общее дело по благоустройству и озеленению поселка.

Учащиеся учились анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему и принимать решения;  развивали способность к самосовершенствованию и осознанию своей роли и предназначения, развивали умение дать адекватную самооценку,  старались быть  ответственными, самостоятельными. Всё это необходимо человеку XXI века.

Родители были незаменимыми помощниками  в  проектной деятельности. Они убедились в том, что работа над совместными проектами поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Педагоги способствовали активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнёрских отношений и организаторами исследовательской деятельности.


Конечный результат

1.

Организация социально – значимой общественной деятельности.

2.

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию.

3.

Обобщение знаний о благоустройстве места проживания.

4.

Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпровождения, способствующего духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.

5.

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.

6.

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.

7.

Улучшение эстетического вида школьного двора, создание благоприятной экологической обстановки.





























Литература

1. Галеева А.М. Педагогические основы системы социально-экологического образования и воспитания // Проблемы социальной экологии. М., 1991 г.

2. Шилова В.С. Социально-экологическое образование: теория и практика. М., 1999 г.

3. Экологическое образование школьников //под ред. Зверева И.Д., И.Т. Суравегиной. М., 1983 г.

4. Якушкин В. П. Экологическое образование - социальный аспект// Экология планеты, 1990 г., № 3.

5.Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека// Культура здоровья. 2008г.

6.Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Колесникова Л.И. и др. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 2012 г.





























ПРИЛОЖЕНИЕ







Соцопрос населения.

Для исследования мнения населения поселка по проблеме мы опросили 80 человек.

  • Какую роль играет парк в Вашей жизни?

- большую, значимую – 73%

- частично, иногда обращаемся к парку – 21 %

- никакой пользы нет 6%

  • Надо ли проводить работу по сохранению чистоты парка и берегов центрального пруда и р. Колышлей?

- да – 95 %,

- нет – 5%

  • Что Вы делаете, чтобы сохранить чистоту нашего поселка?

- берегу и стараюсь охранять – 62 %

- берегу сам и контролирую других – 35 %

- ничего не делаю – 3 %


Встреча с работником Секретарского - Колышлейского участкового лесничества Тархановым Владимиром Викторовичем, 2014г.

Встреча с Подшибякиным Андреем Николаевичем, обсуждение плана работы, 2014г.

Встреча с работником Секретарского –Колышлейского участкового лесничества Подшибякиным Андреем Николаевичем, 2015г.

С Верой Александровной Галкиной, 2015г.


Встреча с методистом ФГБУ «Государственный заповедник «Приволжская лесостепь» Верой Александровной Галкиной, 2016г.

Встреча с методистом ФГБУ «Государственный заповедник «Приволжская лесостепь» Верой Александровной Галкиной, 2017г.

Работа над соцопросом.

Просмотр видеосюжетов.


Акция «Антипал», 2014г.

Акция «Антипал», 2015г.

Акция «Чистый лес», 2014г.

Акция «Чистый лес», 2015г.

Акция «Росток в будущее», октябрь2014г.

Акция «Больше кислорода», май 2015г.

Распространение листовок.

«Мое зеленое чудо», 2015г.


Тематическое занятие «Мое зеленое чудо», 2016г.



Тематическое занятие «Мое зеленое чудо», 2017г.

Акция «Чистый берег», 2016г.



Акция «Чистый берег», 2017г.


Встреча с методистом ФГБУ «Государственный заповедник «Приволжская лесостепь» Верой Александровной Галкиной, июнь 2018г.

Встреча с работником Секретарского –Колышлейского участкового лесничества Подшибякиным Андреем Николаевичем, 2017г.

Тематическое занятие «Моя ЭКО-игрушка»





Акция «Антипал», 2018г.

О нас пишут.

На страницах районных СМИ.





Акция «Чистый лес», 2018г.


Акция «Зелёный лес», 2018г.






Акция «Воинам –авиаторам посвящается…», 2018г.

Акция «Чистый берег», 2018г.

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!