ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ 2017 ГОДА» «ДЕРЕВЬЯ ВОКРУГ НАС» (экологическое событие в городе Сибай) Выполнила: Махиянова Е.К.
Актуальность
С каждым годом люди во всем мире все больше начинают интересоваться проблемами экологии и природопользования.
И это не удивительно: последние несколько лет показали, что человек на планете далеко не царь и что природа спонтанна и непостижима — погодные аномалии, внезапные катаклизмы, а также глобальные изменения климата так или иначе задели каждого из нас.
Так же и мы, на первый взгляд, казалось бы, вполне незначительными в масштабах планеты действиями потихоньку расшатываем природное равновесие, которое может рухнуть, если ничего не предпринимать. Вторичная переработка мусора, более эффективное использование природных ресурсов, создание заповедных зон, питомников растений и животных, а так же различные экологические гражданские акции — все это медленно, но верно, идет природе на пользу .
Наша страна тоже сделала серьезный шаг в этом направлении. 2017 год был объявлен Годом экологии в России, что дополнительно подстегнуло интерес к этой теме и способствовало существенному приросту активности различных природозащитных организации и гражданских объединений. Так, сибайцы с большим интересом приняли участие в республиканской акции «Посади дерево».1-6 октября 2017 года успешно были высажены деревья в районе мечети. Аналогичная акция проводилась под началом СиБГУ — студенты и педагоги вуза высадили в Сквере Молодежи 50 саженцев сосны. И это далеко не полный список. Каждый житель или гость города, учреждение или общественная организация могут внести свой вклад в сохранение лесного массива, сохраняя и поддерживая тем самым природную красоту родного Башкортостана.
Стоит заметить, что этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов, ведь экологическое воспитание нужно начинать на самых ранних этапах развития ребенка — с детского сада. Именно поэтому педагоги детского сада «Аленушка» решили принять активное участие в развитии экологической грамотности дошкольников, и нами был разработан проект для детей старшего дошкольного возраста «Деревья вокруг нас»
Цель: формировать у детей представление о деревьях как о живых объектах природы. Задачи: · Формировать умение детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам; · Расширять знания о деревьях: особенности строения, произрастания, возможность использования человеком; · Формировать исследовательские способности в процессе реализации проекта; · Развивать интерес к окружающему миру · Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
Задачи: Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе; · Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность; · Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе; · Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие; · Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Ожидаемый результат: · Дети научатся различать, узнавать и называть деревья и их плоды (дуб, клен, береза, рябина, сосна); детей появится желание общаться с природой; · У детей разовьется познавательная активность, творческие навыки; · Дети научатся вести наблюдения за объектами живой и не живой природы, узнают о значении осадков, солнца, почвы, в жизни деревьев; · У детей и родителей повысится уровень экологической грамотности; · У родителей появится желание активно участвовать в жизни детского сада.
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет), родители воспитанников (законные представители). Продолжительность: 3 месяца Место реализации проекта: Республика Башкортостан, г. Сибай, Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка — детский сад «Аленушка».
Гипотеза. Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических, сюжетно — ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
1 этап — организационный (2 недели) — Изучение методической литературы. — Подбор справочной, детской художественной литературы. — Составление плана совместной работы с детьми, родителями — Подбор художественного материала песен, музыкальных произведений, дидактических, словесных, подвижных игр, разработка бесед. —. Разработка рекомендаций для родителей. — Организация развивающей среды. — Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта. — Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
2 этап — основной Формы организации детской деятельности Мероприятия с детьми по осуществлению проекта «Деревья вокруг нас». Образовательная область «Речевое развитие». · Беседа с детьми Составление рассказа по картине · Словесные игры
Образовательная область
«Познавательное развитие».
Темы:
· «Деревья, которые нас окружают»
· Взаимосвязь дерева с живой и не живой природой
· Как появляются деревья?
· Почему нужно беречь и охранять деревья?
· Деревья в жизни человека
· Как березу использовали в древности?
Опытно-экспериментальная деятельность.
· «Деревянный брусочек»
· «С какой ветки детки?»
· «Сравнение коры разных деревьев»
· «Для чего корешки?»,
· «Какие деревья растут у моего дома?»,
· «Какие деревья растут в лесу?» (совместно с родителями);
· «Свойства древесины».
· «Какие деревья растут вокруг детского сада?»,
· «Кому лучше?» (условия для роста),
· «Где спрятались семена?». Видеотека для детей «Берегите лес»
Познавательно- исследовательская деятельность: · Рассматривание коллекции семян. · Изготовление поделок из различных семян · Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (берёзовые почки, орехи и т.д.). · Рассматривание альбома «Деревья». · Занимательное дело «Дерево- дом и столовая для животных». · Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом сосен · Наблюдение за ветками багульника и вербы, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).
- Решение проблемных ситуаций - Восприятие художественной литературы и фольклора - Просмотр мультфильмов
- Игровая деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Конструктивно- модельная деятельность
- Изобразительная деятельность
- Двигательная деятельность
Взаимодействие с родителями (законными представителями) · Консультации: «Правила поведения в лесу» «Пожарная безопасность в лесу» «Экология в наших руках» · Рекомендации: «Радость общения с природой» «Чем занять ребенка на прогулке?» · Круглый стол с родителями: «Воспитание доброты к природе»
3 этап — заключительный Продукт проектной деятельности: · Оформление альбома: «Привала поведения в парках города» · Подделки из природного материала «Осенняя фантазия» · Конкурс рисунков «Береги деревья» · Совместные акции: «Посади дерево возле своего дома» «Осенний субботник в парке» · Ежегодная акция-традиция «Хвойное дерево от выпускников»
На основе данного проекта возможна разработка других экологических проектов, таких как: «От семечка — к дереву» «Обитатели садов и лесов».
Назови одним словом
Print master