Исследовательский
краткосрочный проект
(фронтальный)
Эксперимент-наблюдение
за ростом лука
Техника опытнической и
исследовательской деятельности Подготовительная группа
Воспитатель: Малышева Ю.В. .
Этапы
2. Выводы
1. Подготовительный процесс
Выбор лука и выбор условий.
наблюдение за луком , ведение дневника наблюдений и фотофиксация.
Полезность зелёного лука. приятного аппетита
Цели:
- Развивать мышление, творческое воображение и любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
- Развивать интерес детей к растительному миру.
Актуальность темы:
- Деятельность связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребёнка - в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умения обобщать и делать выводы). памяти, воображения, внимания.
- Кроме того, ребёнок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину.
- Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
- Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребёнка давно доказана!
Организация эксперимента - наблюдение за ростом лука
- Наблюдение - это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.
- Наше наблюдение совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.
- Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в разные условия.
Первый день наблюдения
30 января 2017г.
Цель: обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твёрдые.
Вопрос: Что нужно растению для роста? (Вода, тепло и свет)
Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло - красный, свет - жёлтый.
Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и жёлтым кружками. Для неё созданы все условия для роста.
Вторую луковицу ставим в банку с синим и красным кружками. Отсутствие света мы обозначим чёрным кругом. Накрываем её колпачком из чёрной бумаги - светонепроницаемой.
Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. на банку наклеим белый круг - отсутствие воды. Красный - наличие тепла и жёлтый - наличие света.
Четвёртую луковицу ставим в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У неё нет тепла, света и воды.
В первый день эксперимента делаем зарисовки лука и фотографии.
Седьмой день наблюдения
Через семь дней предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить, какие изменения произошли с ними:
1 -я луковица 3-я луковица
- воды стало меньше -на дне банки появились маленькие капельки
- появились маленькие корни воды
2 -я луковица 4-я луковица
- вода стала грязной -нет изменений
Семнадцатый день наблюдения
Через семнадцать дней предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить, какие изменения произошли с ними:
1 -я луковица 3 -я луковица 2 -я луковица 4 -я луковица
- листики стали выше -вода грязная -появились маленькие листья -нет никаких
- корни стали больше -появился неприятный -выросли корни изменений
- воды-меньше запах -капельки воды на дне банки
-корней нет
-зеленых листьев нет
Двадцать седьмой день наблюдения
Через двадцать семь дней видим следующие изменения:
1 -я луковица
- хорошие зелёные ростки, которые должны быть у лука
- сильные длинные корни, они пили много воды
- стрелки у лука выросли крепкие, зелёные и сочные
2 -я луковица
- корешки выросли, но они более слабые
- стрелочки есть, но они бледные, маленькие и жёлтые
3 -я луковица
- корни не появились
- ростки не выросли
- луковица стала мягкой и вялой
- вода грязная и плохо пахнет
4 -я луковица
- нет никаких изменений.
Выводы:
- Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались и давали плоды, необходимы: свет, тепло и вода.
- А вот чтобы овощи, в частности лук, не портились и хорошо хранились, необходима прохлада.
Это нам показала последняя луковица, которая великолепно сохранилась, ничуть не изменилась, в холодильнике.
Уловные обозначения:
белый круг - отсутствие воды
красный - наличие тепла
жёлтый - наличие света
чёрный - отсутствие света