Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 города Обнинска»
Ёлочные игрушки
Участники проекта обучающиеся 1 класса
Чернышова С.П. – учитель
начальных классов
Обнинск 2016
Содержание
1.Введение | 3 |
2.План работы | 4 |
3.Информационный этап | 5-11 |
а) о традиции ёлочной игрушки | |
б) просмотр мультфильмов: «Что такое Новый год?», «Как встречают Новый год в разных странах?» | |
в) чтение сказок: «Снегурочка», «Морозко» и «Два Мороза» | |
4. Практический и творческий этап | 12-14 |
5. Заключение | 15 |
1.Введение
Ежегодно в канун Нового года на площади нашего города Обнинска устанавливают новогоднюю елку. Чаще всего она украшена только электрическими гирляндами. Они весело подмигивают вечером всем, кто находится рядом.
В современных магазинах можно увидеть множество украшений для ёлки, но наиболее красивые елочные игрушки это те, которые сделаны своими руками!
Проблема (идея) проекта.
Какие игрушки наиболее любимы детям?
Какой материал для игрушки наиболее прочен для уличной ёлки?
Какими новогодними игрушками наряжали в старину ёлочки?
Сможем ли мы украсить нашу ёлочку в классе ёлочными игрушками?
Гипотеза: если каждый из нас постарается сделать красивую и прочную новогоднюю игрушку, то наша ёлочка станет еще наряднее и будет радовать своей красотой ещё больше.
Слайд 2 «Цель и задачи проекта»
Цель проекта: к Новому году украсить елку в классе игрушками.
Задачи:
Изучить историю возникновения традиции украшать елку на Новый год и Рождество.
Изучить информацию об истории ёлочной игрушки.
Проявить своё творчество, аккуратность и трудолюбие в плане изготовления игрушки своими руками.
Пригласить родителей нашего класса поддержать нас в этом новогоднем начинании.
Украсить елочку в классе к Новому году. Создать радостное предновогоднее настроение всем ребятам и родителям.
Предмет исследования: изготовление новогодних украшений с использованием различных материалов и техник.
Вид проекта по содержанию – информационный и практический, длительность выполнения первое полугодие.
Слайд 3 «План работы»
План работы:
Сбор и изучение информации об истории ёлочной игрушки: а) Новый год в России, в других странах; б) игрушки разных эпох; в) история возникновения праздника Новый год.
Познавательные мероприятия: а) отличие Деда Мороза от Санта Клауса; б) чтение сказок: «Снегурочка», «Морозко», «Два Мороза».
Выставка рисунков «Ёлочные игрушки будущего».
Письмо Деду Морозу.
Практическая часть – изготовление ёлочных игрушек, украшений «Мастерская Деда Мороза», экскурсия в Городской парк, посетить фабрику елочных игрушек ( г.Высоковск).
Всю работу над проектом мы разделили на 3 этапа:
Информационный, практический и заключительный.
Ход проекта.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП
Слайд 4 «Информационный этап»
а) сбор и изучение информации о ёлочной игрушке
В начале нашей работы над проектом нам захотелось больше узнать об истории ёлочной игрушки. Мы обратились к дополнительной литературе, так как наших знаний не хватало.
Оказывается, обычай украшать к новому году дерево возник очень давно, еще древние племена, поклонявшиеся духу леса, старались задобрить "главное" дерево, принося ему дары и украшая его на все лады. Необязательно это были ели. В Египте, например, это были пальмы. Наши предки украшали вначале дуб или березу и только к XVII в. ель в большинстве стран Европы она стала признанным символом Рождества и Нового года.
И первые игрушки - это были лишь сладости: орехи, фрукты, пряники, обернутые в золотую и серебреную бумагу, а также бумажными розами и другими цветами.
Верхушку елки венчал звездный шпиль. Восторг вызывала, как у детей, так и у взрослых первая елочная позолоченная и посеребренная мишура. Вот что рассказывает легенда о ее происхождении:
«Поскольку Младенец Христос родился в яслях, люди считали, что и животные должны принимать участие в рождественском праздновании. Приглашали всех, кроме пауков. Конечно, пауки обиделись и пожаловались Иисусу. Он пожалел их и решил, что поздно вечером впустит их в дом, чтобы показать праздничные деревья. Обрадованные пауки всю ночь напролет ползали в ветвях елок, опутывая их паутиной. Утром домохозяйки увидели оплетенные паутиной елки, но, вместо того чтобы сердиться, были восхищены, поскольку ночью Христос превратил всю паутину в искрящуюся мишуру».
Так как стеклянные игрушки стоили дорого, то стали придумывать другие технологии изготовления игрушек. В России игрушки стали изготавливать из ваты, бумаги, пластмассы, пенопласта.
Основой для фигурки ватного человека служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формировали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Готовую фигуру покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали шар в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки. Большие фигурки до 1 метра, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку, ставились под елку. Именно эти большие фигуры оказались настоящими долгожителями среди ватных игрушек.
Еще одним популярным видом игрушек, скрученных из крашеной ваты на проволочном каркасе, являлись овощи, фрукты, грибы, ягоды. Они являлись символом изобилия.
Станок-веретено
В 1936 году на ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок для намотки ваты.
Все равно, изготовление ёлочных игрушек оставалось рукодельным.
Еще популярные в то время были игрушки, для изготовления которых использовалась бумага. Эта технология начала развиваться в Германии с середины 19 века. Игрушки из картона - называют «дрезденские». Очень красивые украшения получались из двух склеенных между собой кусочков картона с зеркально расположенным на них рисунком, слегка выпуклым. Игрушки, таким образом, получались двухсторонние и покрытые серебряной или цветной фольгой, ее светящаяся поверхность отражала волшебный свет елочных свечей.
А вот такие игрушки
были созданы в конце 19-го первой половине 20-го столетия. Самые захватывающие и хрупкие художественные украшения собирались из стеклянных бусин и цилиндров удлиненной формы (стекляруса). Они производились в области Яблонец-над-Нисой на предприятиях Северной Богемии (в то время – Чешская республика) начиная с середины 19-го столетия. Посеребренные, отполированные или даже позолоченные бусинки мастерски натягивались и сгибались в различные формы на тонких проводках.
В 1848 году, в Германии были изготовлены первые елочные шары.
Легенда гласит, что в этот год был не урожайный на яблоки, а значит, вешать на елку было нечего. Чтобы не нарушать традицию, немцы заменили яблоки на шары из стекла.
В годы Великой Отечественной Войны выпускались елочные игрушки военизированные: солдаты, танки, пистолеты, собаки – санитары. После войны игрушки стали выпускать мирные: персонажи из сказок, елочные хоккеисты, различные звери.
– В 50-е годы появилась мода на стеклянные бусы, после фильма «Карнавальная ночь» появились игрушки часы.
– В освоение человечеством космоса появились: игрушки – спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.
– Потом стали выпускать игрушки на прищепках
– В наше время дизайн игрушек стал разнообразнее: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики.
– С каждой эпохой создавались своеобразные игрушки. «Писком моды» были самодельные елочные игрушки.
Вот какую интересную информацию мы узнали из литературы!
Слайд 5 «Информационный этап»
б) просмотр мультфильмов: «Что такое Новый год?», «Как встречают Новый год в разных странах».
В любой стране дети и взрослые ждут с нетерпением Деда Мороза, без него не обходится ни один Новый год- это любимый новогодний персонаж. В Англии и США его зовут Санта-Клаус, у французов- Пьер Ноэль, он приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмачках, у шведов- Томтен, в Колумбии- Папа Паскуале, в Латинской Америке и Испании- Папа Ноэль, у немцев роль Деда Мороза исполняет Вайнахтеманн (рождественский дедушка), в Италии- Баббо Натале.
В Японии о приходе Нового года возвещают 108 ударов колокола. На римских карнавалах было принято бросать друг в друга маленькие конфетки (конфетти). В России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые- дети и взрослые, одетые в маски и шкуры животных. Они пели, танцевали. Праздновали новый год первого сентября. И только Петр 1 перенес празднование Нового года на первое января, как и в других странах. Так этот праздник стал зимним. Дома украшали еловыми и сосновыми ветками.
в) чтение сказок: «Снегурочка», «Морозко» и «Два Мороза».
ПРАКТИЧЕСКИЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП
Слайды 6-10 «Практический и творческий этап»
Несколько дней вместе с родителями и учителем мы обдумывали модели игрушек, затем вырезали нужные детали, клеили и украшали. Чудеса происходят – у нас получились замечательные ёлочные украшения: гирлянда, ракета, ёлочка и др. Рисунки на тему: «Ёлочные игрушки будущего», изготовление новогодней поздравительной открытки.
Слайды 11-12 «Письмо Деду Морозу»
Письмо Деду Морозу
В классе написали письмо Деду Морозу с пожеланиями и отправили в Великий Устюг.
Слайды 14-16 «Выставка работ»
Заключение
Слайд 17 «Заключение»
М ы славно потрудились в мастерской Деда Мороза. Сделали много разных игрушек. Нам помогли родители. Вся работа оказалась творческой, и все были заняты интересным делом. Каждый из нас сделал свою игрушку. Думаем, что ёлочке понравился такой подарок. А мы имеем возможность каждый день проходить мимо ёлочки и радоваться её красотой в преддверии Нового года. А это фото выставки в г. Клин.
10