СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Еще поет гармонь над Пугачами"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Среди степей привольных затерялось

Село моё, родные Пугачи,

Моё здесь сердце навсегда осталось,

А к сердцу милый подобрал ключи».

                                         Н.И.Мовенко.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Проект "Еще поет гармонь над Пугачами"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Пугачёвская средняя общеобразовательная школа

Аннинского района Воронежской области









Проект на тему:


«Еще поет гармонь над Пугачами»







Выполнил: учащийся 8 класса

Артамонов Алексей Алексеевич

Руководитель:

Сторожик Ольга Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы,

Ладенкова Ирина Владимировна,

классный руководитель







п. Пугачи 2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                
Введение … ..………………….……………………………………………..4

Глава I. История Пугачевского хора                                                                  

    1. Первые сведения. И первый состав. ……………….…………7

    2. Художественные руководители хора.…………………….....8

    3. Знаменитые гармонисты – земляки.….………..……....…......10

    4. Духовой оркестр.…………………………………….………..10


Глава II. Современность Пугачевского хора                                                         

2.1 Современный состав хора и танцевальной группы. Какой он стал?....................................…………………………………..……12

2.2 Наш художественный руководитель. ……………….……...12

2.3 История одной песни…………………………………………13

2.4 Современные традиции. ……………………………………..14

Вывод…………….…………………………………………………...…….15

Список используемой литературы……………………………………16


Приложение……………………………………………………….….……17






















ВВЕДЕНИЕ


«Среди степей привольных затерялось

Село моё, родные Пугачи,

Моё здесь сердце навсегда осталось,

А к сердцу милый подобрал ключи».

Н.И.Мовенко.


С ранних лет мы осознаем себя как частицу только своей семьи. Взрослея, понимаем, что мы – частица родной земли. И это земля – родной дом, родное село, родная страна! Сталкиваясь с необходимостью изучения истории нашей родины, мы учим даты важнейших событий, исторические факты, имена людей, прославивших нашу Родину, и постепенно, узнавая с каждым разом все больше и больше, мы начинаем глубже понимать и осознавать всю красоту и силу той страны, в которой живем. Изучая историю и традиции своей Малой Родины, человек осознает себя как её часть.

Чувство Родины у каждого из нас начинается с детства, с памяти о своем доме, своей улице, своем селе. Каждый человек дорожит тем местом, где он родился и вырос. Пугачи – моя малая Родина, и мне посчастливилось жить и родиться здесь. Тут живут и трудятся близкие и родные наши люди, и потому все нам в нем знакомо, дорого.

Наше село такое же, как и многие другие, оно имеет богатую историю, которую создавали наши предки.. Во все времена их объединяла любовь к родному краю, желание обустроить те места, где живут и работают. В тяжелые времена жителям приходила на помощь песня. Они бережно хранили и передавали годами накопленную бесценную сокровищницу, которая принадлежала только ему. Это сокровищница – культурное наследие народа (традиции, обряды, песни).

Для нашего поколения стало актуальным восстановление музыкально – краеведческих связей с родным краем. И в этом нам поможет народная песня.

Песня звучит повсюду: по телевидению, радио, в концертных залах. Ни один праздник не обходится без народной песни. С песней связаны многие события в жизни людей. Песня может поднять настроение, заставить задуматься, мечтать. Песня обогащает духовный мир человека, украшает его жизнь. Сила воздействия ее так велика, что она может объединять, сплачивать людей, воодушевлять их на подвиги, помогает преодолевать трудности.

Я считаю нужным более глубоко изучить тему культурного наследия моей малой родины. Мое поколение мало интересуется и не знает тексты народных, колыбельных песен и частушек.

Цель проекта: проследить жизнь Пугачёвского хора от истории его создания до современности.

Задачи проекта:

  • собрать информацию о Пугачёвском хоре;

  • посетить местных жителей, организовать встречи с исполнителями народных песен и провести беседы;

  • найти фотоматериал;

  • активизировать поисковую и исследовательскую деятельности;

  • обобщить собранный материал;

  • привлечь внимание сверстников к истории родного края.

Предмет исследования – Пугачевский хор, этнографическое песенное и танцевальное наследие села Пугачи.

Гипотеза: люди, хранящие местные традиции и собирающие фольклор, - это, в основном, пожилые жители села, для которых устное народное творчество важно как часть их жизни. Жизнь этого поколения была трудна: на их долю выпали и голод, и беспрестанный труд в тылу, и тяжесть подъёма страны в послевоенные годы, и заботы о семье, где кормилец не вернулся с фронта. Но они сумели сохранить в себе способность воспринимать и беречь Прекрасное.  В своей исследовательской работе я предположил, что если изучать и приумножать песенные традиции, то народная песня будет жить и передаваться из поколения в поколение.


Актуальность: выявленная и собранная информация о хоре поможет сохранить историческую память села, привлечь молодёжь к участию в его культурной жизни.

Проблема - нужны ли в настоящее время фольклорные песни в нашей жизни.


Методы работы:

1.Научно-поисковые:
- проведение опроса и бесед с жителями села, руководителем, участниками хора;
- работа с архивными документами;
2. Аналитические:
- анализ и синтез собранного материала;
3. Систематизирующие:
- систематизация полученных данных;
4. Практические:
- компьютерная презентация.


Работа над проектом:

Характерной чертой народного песенного искусства является его глубокая связь с народными традициями. Песенное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей.

Важно не потерять это великое песенное искусство, песенную традицию, созданную многими поколениями русских людей. Русская народная песня, корни которой уходят в далекое прошлое, имеет богатую и интересную историю, которая неразрывно связана не только с историей России, но и с историей наших деревень и сёл.

Русская народная песня жила, живёт и будет жить, раз есть такие исполнители. Поют её люди разных возрастов. А это о многом говорит.

Мне радостно от того, что Пугачёвский хор существует, радуя нас своим искусством, русской народной песней, танцами, хочется, чтобы жизнь его продолжалась как можно дольше.

Свою исследовательскую работу я начал с истории Пугачёвского хора. Я собрал сведения о его первом составе, художественных руководителях. Нашёл информацию о знаменитых гармонистах - земляках, духовом оркестре. Наши исполнители русских народных песен были приглашены в Воронеж для записи песен на пластинку. Создал эскизы костюмов, в которых выступали наши артисты.

Следующей частью моей работы было исследование творческой деятельности современного хора нашего села. Его состав почти полностью обновился. Большая заслуга в деятельности хора принадлежит М.Н. Саликову, который отметит в этом году 40- летие своей деятельности. Обратил внимание на репертуар Пугачёвского хора, на его разнообразие. Танцевальная группа прекрасно вписалась в творческую деятельность хора. Важное значение имеют и современные традиции нашего села.

Я восхищаюсь самобытным мастерством нашего хора, его исполнителями. В их песнях – их душа, радующаяся, страдающая и сопереживающая. Наши односельчане любят наш хор, когда звучат народные песни в их исполнении, то все испытывают непередаваемые словами чувства. Русские народные песни нужны человеку как воздух.

Самое главное - не потерять это великое песенное искусство. Это зависит от нас. «Без песни нет жизни, как нет её без солнца. А нам песня нужна вдвойне».

Анализ деятельности Пугачёвского хора говорит о том, что и коллективное творчество хора, и индивидуальное творчество напрямую влияет на пропаганду русской народной песни, активно приобщает молодое поколение нашего села к самобытной народной культуре, развивает творческие способности подрастающего поколения.
















































































I. ИСТОРОИЯ ПУГАЧЕВСКОГО ХОРА.

1.1. Первые сведения. И первый состав.

Песня идет рядом с человеком на протяжении всей его жизни, она воспевает труд, который кормит, землю, которая радует обилием и щедростью даров.

Наш народ необыкновенно музыкален. Песня в его жизни имеет большое значение. Она своими корнями уходит в глубокое прошлое. В старину люди в селе любили петь, играть на музыкальных инструментах, Песня была неотъемлемой частью сельского быта, звучала во время полевых и домашних работ, семейных и общественных праздниках.

Песня обладает огромным воспитательным потенциалом. Особенный интерес в плане семейного воспитания представляют обрядовые песни, где ярко отражены семейные традиции. Дети не сторонние наблюдатели, они активные участники всех событий.

Интерес к культурным традициям пробудили во мне моя мама, Артамонова Елена Александровна. Она участница хора «Пугачевские девчата», который существует уже много лет. Мне стало интересно, а насколько много, кто стоял у его истоков? Продолжая свою исследовательскую работу, решил провести опрос жителей п.Пугачи.

Первые упоминания о Пугачёвском хоре датируются 1952 годом, когда шло восстановление и укрепление сельского хозяйства свеклосовхоза Пугачёвский. (Приложение 1).

Полным ходом развивалась культура. Вот какая информация содержится в книге "Анна. За веком - век". Рассказывает В.В. Васютин: "Я с теплым чувством вспоминаю первые мирные годы после окончания Великой Отечественной войны, когда культурная жизнь в селе оживлялась и с каждым днём, как говорится, набирала силу».

В клубе каждый вечер собиралось много молодёжи, хотя он размещался в полуподвальном помещении.

По инициативе учителей средней школы Нины Борисовны Даниловой и Григория Фёдоровича Чермашенцева (ныне ушедшие из жизни) был создан драмкружок, в котором насчитывалось много молодёжи. Кружковцы ставили спектакли "Юность отцов", "Без вины виноватые", "Платон Кречет" и многие другие.

Среди молодых любителей попеть и поплясать неоднократно высказывалась мысль о создании хора. Это нашло понимание у руководителей совхоза и общественных организаций - партийной и профсоюзной. Совместными усилиями бывшего директора хозяйства А.Ю. Панасовича, секретаря парторганизации И.Я. Ярушука, председателя профкома - автора этих строк, и секретаря комсомольской организации в хор были привлечены более 40 человек. А в качестве художественного руководителя этого коллектива пригласили бывшую участницу Воронежского хора Раису Васильевну Морозову. Она создала и сольную группу, и частушечную, и танцевальную.

За счёт средств профсоюза были приобретены костюмы, музыкальные инструменты для оркестра народных инструментов и духового оркестра.

Репетиции проходили три раза в неделю. Через два месяца коллектив хора начал выступать с концертами перед рабочими совхоза.

Хор дважды приглашали на областную профсоюзную конференцию "сахарников" в город Воронеж.

На областном смотре художественной самодеятельности в 1952 году хор занял второе место и был награждён Почётной грамотой".

По воспоминаниям участницы хора Волченко Зинаиды Максимовны (ныне покойной) весь коллектив пригласили в Воронеж на студию "Звукозаписи" для записи грампластинки. "Нас запустили в достаточно маленькую комнату, где все стены были обиты серым войлоком. Это потом мы узнали, что это нужно для более качественной записи звучания. Сказать, что мы волновались - это ничего не сказать. Репетировали всего один раз, и сразу запись. Мы так старались показать себя во всей красе, прихорашивались, красили губы, что только после записи поняли, что на нас никто не смотрел. Нас только слушали. Исполнение получилось отличное. Через несколько дней нам привезли несколько экземпляров пластинки и всем коллективом слушали её в нашем клубе". Одним из лучших гармонистов и художественным руководителем был Катаев В.

1.2. Художественные руководители хора.

В 1961 году был построен новый Дом Культуры площадью 768 м2 на 400 посадочных мест с оркестровой ямой. Это здание по настоящее время располагается центре села.

В конце 70-х художественным руководителем был Солдатов Виктор. Не местный, очень талантливый гармонист. Всю свою жизнь прожил в селе Васильевка Аннинского района, где продолжал свою творческую деятельность.

Ещё одним художественных руководителей Пугачёвского хора был Уразов Юрий, местный баянист-самоучка. (Приложение 2). Он проработал около трёх лет, но за это время сумел восстановить женский хор, насчитывающий около 20 человек. Под руководством Уразова Юрия был создан струнный оркестр, в состав которого входили Черномашенцев Григорий Фёдорович (1909-1985) - учитель физики Пугачёвской школы (мандолина), Бердников Иван Сергеевич - учитель физкультуры (мандолина), Морозов Михаил Дмитриевич - учитель истории и географии (балалайка).

Из воспоминаний Бахтиной Веры Григорьевны - учителя математики Пугачёвской школы. "Я закончила Пугачёвскую школу в 1968 году и пошла работать лаборантом, поступив на заочное отделение физмата Воронежского пединститута. Весь наш педагогический коллектив принимал участие в Пугачёвском хоре при местном Доме культуры. Позвали туда и меня. Я пела ещё с детства первым голосом и очень это дело любила. Мы ходили по вечерам на репетиции, разучивали новые песни, выискивали фольклорный материал, распределялись по партиям. Часто ездили на всевозможные конкурсы и смотры художественной самодеятельности. На конкурсе учительских коллективов в 1970 году мы заняли первое место, за которое нам подарили туристическую палатку. Я пела сольно песню "Листья жёлтые". Всем очень понравилось исполнение песни "Криницы", которое мы исполняли "а капелла". Обозначает оно пение без сопровождения музыки, музыкальных инструментов - аккомпанемента".

С 1968 по 1978 год художественным руководителем в Пугачёвском доме культуры был Сушков Евгений Семёнович, в настоящее время проживающий в п. Таловая Воронежской области. Это талантливый гармонист и гитарист, а также выдающийся организатор. Под его руководством был создан вокально-инструментальный ансамбль, в составе которого были Пантелеев Александр Николаевич (бас-гитара), Фролов Александр Митрофанович (ударные инструменты), Карташов Владимир (контрабас), Бабенков Сергей Викторович (гитара). Каждую субботу в доме культуры проходили музыкальные вечера (называлось это мероприятие "танцы"), на которых собиралось большое количество жителей посёлка разного возраста.

По словам заведующей Пугачёвским детским садом Ломовой Валентины Павловны (также участницы хора), любовь к музыке начинали прививать детям с самого детства. Систематически проводились музыкальные занятия, на которых дети пели и плясали под гармошку, разучивали детские песни и принимали участие в тематических концертах вместе со взрослыми. Валентина Павловна вспоминает: "Как нам на всё хватало времени! Ведь мы вместе с нашим хором проехали все ближайшие сёла Аннинского и Эртильского районов. Выступали на смотрах художественной самодеятельности в п.г.т. Анна. Возвращались за полночь, а с утра снова на работу. Очень мы любили с моей подругой Федоренко Валентиной петь песню "Калина" на два голоса".



1.3 Знаменитые гармонисты – земляки.

Черепков Андрей Васильевич родился 10 декабря 1946 года в семье механизатора и доярки. Место его рождения – село Казанка Павловского района Воронежской области. В 12 лет они с семьёй переехали к нам в Пугачи. С 5 лет маленький Андрюша хотел играть на гармошке. Он садился на завалинку дома и играл на кирпиче, как на гармошке. Его мечта сбылась в 10 лет, когда родители купили ему настоящий инструмент. За несколько лет он самостоятельно научился играть и стал участником концертов и сельских посиделок. Когда он служил в армии в морфлоте города Таллина, то участвовал в армейской самодеятельности. Всю свою жизнь Андрей Васильевич посвятил игре на гармони, ездил по городам (Воронеж, Псков и другие), участвовал в конкурсах и занимал призовые места. Ни одна свадьба или юбилей в своём родном селе не обходились без Андрея Васильевича.

Гриднев Владимир Иванович (13.03.1957 – 22.05.2012) вырос в многодетной семье. С 4 лет начал самостоятельно играть на старенькой гармошке. Родители заметили его талант и в 7 лет купили ему настоящий профессиональный инструмент. Владимир Иванович прожил всего 52, но никогда не расставался со своей любимой гармонью. Он был очень добрым и отзывчивым человеком и в игру на гармони вкладывал свою душу.

Чубаров Владимир Алексеевич родился 6 июня 1946 года в селе Эртиль Эртильского района Воронежской области. В 1965-1968 годах служил в войсковой разведке. С 1970 года и до выхода на пенсию работал на фабрике технических тканей в городе Воронеже. Одним из главных хобби его жизни была музыка. Он играл на баяне, гармошке, аккордеоне. Собирал тексты и ноты любимых песен, сам был душой любой компании, участвовал в художественной самодеятельности на фабрике и в нашем селе. Несколько раз был участником конкурсов «Играй, гармонь». (Приложение 5)



1.4. Духовой оркестр.

Большое место в общественной жизни села в 80-90 - х годах занимала деятельность духового оркестра. Организатором и бессменным руководителем был Савельев Василий Иванович. (Приложение 3).

Родился 21 февраля 1925 года. После смерти родителей воспитывался в детском доме до 1939 года. С 1940 по1944 годы учился в военно-музыкальном училище города Воронежа. В 1944 году был призван в ряды Советской Армии и служил на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1947 году. Награждён медалями "За победу над Японией", орденом "Отечественной войны II степени". (Информация со стенда МКОУ Пугачёвской СОШ об учителях - участниках ВОВ).

На постоянное место жительства в Пугачи семья Савельевых приехала в 1985 году. И сразу же Василий Иванович занялся организацией духового оркестра на базе Дома Культуры. С помощью сельского совета были закуплены инструменты. В духовом оркестре играли и школьники и взрослые, имеющие способности к музыке. Ни одно мероприятие в селе не проходило без участия духового оркестра.

Из воспоминаний дочери Зелениной Валентины Васильевны: "Когда в селе проходили выборы, папа вставал в 5 часов утра и уходил в клуб. К семи часам уже по всем Пугачам разносились звуки знакомых мелодий. Иногда звучали траурные мелодии - это значит кто-то в селе умер. В последний путь хороших людей всегда провожали под звуки духового оркестра.

Так как папа хорошо знал нотную грамоту, ему присылали мелодии, которые он расписывал по нотам. Однажды было письмо даже из Москвы. Папа успешно справился с заданием и ему прислали денежную премию.

Моего Василия Ивановича все любили в Пугачах, потому что он был добрый, весёлый, отзывчивый. Когда он заболел и уже не мог руководить духовым оркестром, то очень переживал. На 9 мая всегда ждал, когда к нему придут его бывшие ученики и коллеги по коллективу. К сожалению после смерти папы (1994) никто больше не смог поддержать эту традицию и оркестр распался".

В последнем составе духового оркестра играли Боженов , Чермащенцев Виктор Григорьевич (труба), Макаров Юрий, Принёв Сергей (барабан), Принёв Юрий.






















II. СОВРЕМЕННОСТЬ ПУГАЧЕВСКОГО ХОРА

2.1.Современный состав хора и танцевальной группы. Какой он стал?

Современный состав Пугачёвского хора насчитывает 12 человек. Это люди разного возраста и разных профессий, но всех их объединила любовь к музыке и русской песне. (Приложение 6).

1. Саликов Михаил (60 лет) - художественный руководитель Пугачёвского сельского дома культуры.

2. Кузьмина Татьяна (59 лет) - директор Пугачёвского СДК.

3. Вялова Людмила (62 года) - технический работник МКОУ Пугачёвской СОШ

4. Вялова Валентина (60 лет) - пенсионерка

5. Гриднева Валентина (57 лет) - повар школьной столовой

6. Саликова Светлана (55 лет) - повар школьной столовой

7. Ладенкова Ирина (54 года) - учитель физики и математики

8. Кретова Марина (53 года) - повар столовой Агротех-Гарант "Пугачёвский"

9. Извекова Галина (52 года) - повар детского сада.

10. Ермоленко Светлана (40 лет) - бухгалтер Агротех-Гарант "Пугачёвский"

11. Бердникова Алевтина (34 года) - воспитатель детского сада

12. Артамонова Елена (42 года) - повар Агротех-Гарант "Пугачёвский"

Репетиции хора проходят два раза в неделю в здании СДК в вечернее время. Вместе с художественным руководителем участники хора занимаются разработкой сценариев, подбором репертуара, разучиванием хоровых партий.

Пугачёвский хор - участник фестивалей и конкурсов художественной самодеятельности района.



2.2. Наш художественный руководитель.

На протяжении последних 40 лет художественным руководителем Пугачёвского хора является Саликов Михаил Николаевич. (Приложение 4).

Саликов Михаил Николаевич 01.04.1963 года рождения.

В 1984-1987 годах обучался в Воронежском областном культурно-просветительском училище в городе Боброве, который закончил по специальности: культурно-просветительная работа, квалификация: клубный работник, руководитель самодеятельного хорового коллектива. С декабря 1984 года по настоящее является художественным руководителем МКУ «Пугачёвский ДК». С апреля 2017 года – основное место работы - руководитель клубного формирования МКУ «Рубашевский ДК». Большой промежуток времени совмещал свою основную работу с преподаванием музыки в МКОУ Пугачёвской СОШ и структурном подразделении детский сад.

На протяжении 39-ти лет работы в Пугачёвском ДК является организатором и руководителем Пугачёвского женского хора «Пугачёвские девчата», численность которого в определённые промежутки времени доходила до тридцати человек. Начав свою работу в МКУ Рубашевский ДК, Михаил Николаевич также организовал женский вокальный коллектив «Рябинушка». Хоровые коллективы принимают активное участие в конкурсах художественной самодеятельности (Музыкальный фестиваль «Берёзовка – мой край родной», Праздник «День соседа» Хлебородненского сельского поселения и другие) на муниципальном и региональном уровне, где систематически занимают призовые места.

Михаил Николаевич принимает участие в подготовке и проведении мероприятий, проводимых МКУ «Рубашевский ДК», «Пугачёвский ДК», а также МКУ «Аннинский Дом культуры», занимается методической работой, является постоянным членом жюри районных музыкальных конкурсов. Он входит в состав сводного хора при МКУ «Аннинский Дом культуры».



2.3. История одной песни.

Саликов М.Н. является автором музыки к двум песням, которые с 2010 года являются гимном Наших Пугачей. Это "Пугачёвский вальс" и "Песня про Пугачи". Слова к этим двум песням написала бывший директор Пугачёвской школы, ныне покойная, Мовенко Нина Ивановна. Совсем молодыми педагогами они вместе с мужем приехали к нам в село и всю свою жизнь посвятили делу воспитания молодого поколения. Нина Ивановна много времени уделяла краеведческой работе, собирала по крупинкам факты, связанные с историей села. Поэтому каждая строчка этих двух песен написана душой. Эти песни входят в репертуар современного хора.

Юные краеведы нашей школы создали фильм под названием "История одной песни", где есть интервью с авторами этих песен. (https://www.youtube.com/watch?v=T8rRujSKzcA)

http://letopisi.ru/index.php/Гимн_села_Пугачи

Гимн Пугачи Слова Нины Мовенко Музыка Михаила Саликова

1 куплет:

Среди степей привольных,

Затерялось село мое родное Пугачи,

Мое здесь сердце навсегда осталось,

А к сердцу милый подобрал ключи.

Припев: Поют девчата и шепчут травы,

Степные ветры больно горячи,

Люблю тебя, горжусь тобой по праву

Село с названием милым Пугачи

2 куплет: У нас в селе работают до пота,

Растят на нивах добрый урожай,

И пугачевцам знаю я охота,

Трудом прославить свой родимый край.

Припев: Поют девчата и шепчут травы,

Степные ветры больно горячи,

Люблю тебя, горжусь тобой по праву,

Село с названием добрым Пугачи.

3 куплет: Люблю твои прекрасные закаты,

Люблю рассветы ранние встречать,

Люблю сады вишневые у хаты,

И день хороший песней начинать.

Припев: Поют девчата и шепчут травы,

Степные ветры больно горячи,

Люблю тебя, горжусь тобой по праву,

Село с названием светлым Пугачи.

4 куплет: Мою любовь навек к родному краю,

В своем я сердце с детства я пронесу,

Любви прекрасней я нигде не знаю,

Я это гордо вам всем говорю.

Пугачёвский вальс



1. Дали степные, дали родные

Тёплые ветры с полей

Край наш былинный, край соловьиный

Нет тебя сердцу милей



Припев: Вальс, вальс, вальс

Майский прекрасный вальс

Только для вас, только сейчас

Звучит пугачёвский вальс



2. Как воевали, как защищали

Наши родные края

Знают девчата, помнят ребята

Помнит деревня моя



Припев.



3. Будем встречаться, будем влюбляться

Будем растить мы ребят

Жизнь продолжается, день начинается

Дивные дали манят

Припев.



2.4. Современные традиции.

Тщательно продумывается репертуар. Наряду с песнями современных авторов хор исполняет и давно забытые:

(Красна девица вила кудёрышки. В этой деревне огни не погашены. (Николай Рубцов)

Много внимания уделяется разучиванию патриотических песен. В репертуаре: Хотят ли русские войны. День Победы. Венский вальс. Смуглянка. Белая берёзонька.

Деятельность хора находится в неразрывной связке с общественной жизнью села. Традиционными стали мероприятия с участием хорового коллектива.

Вечер встречи с выпускниками школы, на который съезжаются выпускники с разных уголков нашей страны и ближнего и дальнего зарубежья. Это мероприятие проводится в первую субботу июля. Участники хора готовят концертную программу, в которую включают песни на школьную тематику.

Масленица проводится в последнее воскресенье перед началом поста и включает в себя обряд сжигания чучела, символизирующего зиму. Этот обряд сопровождается специальными играми и песнями, которые участницы хора готовят заранее. Чаще всего в подготовке и проведении праздника принимают участие школьники разных возрастов.

Несколько лет подряд в нашем ДК проводятся "Рождественские встречи". Это мероприятие готовится участниками хора совместно с местными жителями. (Приложение 6).

Мы, молодое поколение, должны продолжать культурные традиции нашего села. И как тут не вспомнить слова Татьяны Анатольевны, директора нашего ДК и солистки хора «Пугачевские девчата»: «Запоёт хор – запоёт село. А с песней – ведь с ней и жить легче».

Самодеятельные артистки никогда не позволяют себе опаздывать на репетиции. Некоторые участницы в солидном возрасте, у каждой семья, работа, хозяйство.








ВЫВОД

Данный проект был направлен на изучение и сохранение этнографического песенного наследия п. Пугачи, истории создания и жизни хора «Пугачевские девчата», я прихожу к выводу, что данная работа станет лишь первым шагом в изучении культурной жизни родного края.

- За время исследования я побеседовал с участниками хора, его руководителем, жителями села. Прочёл много литературы, познакомился с интересными фактами. Работать над материалом и изучать его, было очень занимательно. Я узнал для себя много нового и полезного, воссоздал историю возникновения и жизни народного хора «Пугачевские девчата» на основе проведённых встреч, бесед, предоставленных фото и газетных материалов, изучил его этнографический песенный репертуар; узнал, каким был хор много лет назад и как развивался. Столкнулся с необычной судьбой некоторых участников хора. Я буду пропагандировать искусство хора среди учителей, родителей, учеников нашей школы и нашего села. Поэтому я могу сказать, что выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась, я буду пропагандировать искусство хора среди учащихся школы, педагогов, родителей. Работа над проектом помогла внести свою посильную лепту в сохранение этнографического песенного наследия села. Что и сделал в рамках проекта. Считаю, что поставленные задачи проекта удалось выполнить.

Народные песни – это благодатная почва для воспитания духовности в молодых людях, пример высоких нравственных качеств. Подтверждением этих слов является народный хор «Пугачевские девчата» - родник культурной жизни села. Нельзя не восхищаться его мастерством, он является выразителем народной культуры моего родного края.

Нам, молодым, необходимо всё это сохранить, чтобы последующие поколения переняли и дальше развили это удивительное песенное искусство.

Я люблю свое село и горжусь, что здесь родился!











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Материалы бесед с жителями п. Пугачи.

  2. Фотоматериалы, предоставленные жителями п.Пугачи.

  3. Архивные документы.

  4. Газета «Аннинские Вести».

  5. «Анна за веком – век», редколлегия: В.И.Авдеев, С.И.Афанасьев, М.Ф.Генега и др.

  6. «Земля и люди – наше главное богатство». Анне – 320. Аннинскому району – 90.

  7. «Толковый словарь русского языка», В.И. Даль, «Астрель», 2001

  8. «Толковый словарь русского языка», С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова, Москва, 2001

  9. «Школьный этимологический словарь русского языка», Н.М. Шанский, Т.А. Боброва, «Дрофа», 1997

  10. Источники интернета.



















ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Состав хора 1952 года.

1. Санникова Мария Яковлевна (Работала в Пугачёвской больнице)

2. Мамонова Мария Ивановна

3. Труфанов Александр Константинович

4. Губарёва Мария Захаровна

5. Гусев Николай

6. Рубцова Раиса Павловна

7. Алёхина Александра

8. Данилова Нина Борисовна (учитель Пугачёвской СОШ)

9. Волченко Иван Васильевич (участник ВОВ)

10. Волченко Зинаида Максимовна (бухгалтер свеклосовхоза "Пугачёвский")

11. Рябинина Зинаида Егоровна (повар детсада)

12. Разворотнева Зинаида

13. Разворотнев Александр Иванович

14. Разворотнева Тамара Ивановна.

15. Мамонов Сергей Иванович

16. Коновалов Пётр Никифорович

17 Долбилина Полина Антоновна (бухгалтер свеклосовхоза "Пугачёвский")

18. Черепкова Евдокия Васильевна

19. Бабенкова Полина Васильевна (продавец в магазине)

20 Чермашенцев Григорий Фёдорович (учитель Пугачёвской школы)

21. Васютин Владимир Кузьмич

22. Гуляева Полина Ивановна (бухгалтер стройучастка)

23. Гусев Василий Петрович.

24. Гусева Наталья Петровна.

25. Ершова Мария Петровна.

26. Ледовской Валерий Андреевич (баянист).

27. Павельев Александр Степанович.

28. Дронов Александр Михайлович.

29. Снегович Владимир Эдуардович.

30. Снегович Анна Романовна.

31. Бердников Иван Сергеевич.

32. Воропаева Раиса Васильевна.

33. Бабенков Виктор Алексеевич.

34. Принева Валентина Ивановна.

35. Васютина Мария Алексеевна

36. Орлова Мария.

37. Коновалова Татьяна Яковлевна.

38. Павельева Вера.





Пугачёвский хор. 1952 год.



Пугачёвский хор. 1952 год.

Пугачёвский хор. 1952 год.

Пугачёвский хор. 1953 год.

Сольная группа хора. Васютин В. Ершова М. Долбилина П. (справа налево)

Празднование Дня сельского хозяйства в свеклосовхозе Пугачёвский. 1955 год.



Встреча с администрацией свеклосовхоза Пугачёвский. 1955 год.




Приложение 2.



Уразов Юрий (Художественный руководитель Пугачёвского хора). 1978 год.











Сушков Евгений (в центре в очках)



Приложение 3.



Мла



Младшая группа духового оркестра Савельев В. И. руководитель духового оркестра



Савельев В.И. На репетиции духового оркестра.

Приложение 4.





1985 год. Руководитель хора Саликов М. Н.



Состав Пугачёвского хора в 1987 году.

  1. Мананкова Валентина Ивановна (учитель химии)

  2. Саликова Светлана Анатольевна (лаборант Пугачёвской школы)

  3. Зеленина Валентина Васильевна (технический работник Пугачёвской школы)

  4. Фролова Ольга Васильевна (старшая медсестра Пугачёвской больницы)

  5. Бахтина Вера Григорьевна (учитель математики)

  6. Вялова Людмила Андреевна (бригадир МТФ)

  7. Нефёдова Елена Алексеевна (учитель биологии)

  8. Золотарёва Лариса Петровна (учитель начальных классов)

  9. Богданова Антонина Михайловна (библиотекарь)

  10. Ларина Людмила Митрофановна (бухгалтер сельской администрации)

  11. Карташова Светлана Сидоровна (учётчик на стройке)

  12. Коробова Раиса Ивановна (работник столовой)

  13. Полосаева Валентина Александровна (доярка)

  14. Ледовская Лидия Александровна (учитель русского языка)

  15. Лепинская Тамара Григорьевна (учитель русского языка)

  16. Толстолуцкая Анна Ивановна (учитель начальных классов)

  17. Блинова Наталья Петровна (рабочая тока)

  18. Сторожик Нина Дмитриевна (учитель истории)

  19. Мовенко Нина Ивановна (директор школы)

  20. Анциферова Елена Михайловна (продавец)

  21. Федосова Татьяна Анатольевна (секретарь комсомольской организации)

  22. Разворотнева Зинаида Викторовна (кассир)

  23. Попова Анна Митрофановна (учитель немецкого языка)

  24. Чубарова Полина Егоровна (завуч)

  25. Волченко Зинаида Максимовна (пенсионерка)

  26. Ершова Мария Петровна (пенсионерка)

  27. Ускова Татьяна Анатольевна (воспитатель в детском саду)

  28. Усков Олег Александрович (агроном)

  29. Попов Олег Владимирович (механизатор)

  30. Семененко Василий Павлович (охранник)

  31. Нефёдов Вячеслав Александрович (водитель)

  32. Зеленин Владимир Александрович (строитель)

  33. Попков Валерий Васильевич (строитель)



Празднование 70-летия Великого Октября. 1987 год.

1989 год



Танцевальная группа хора.









Ледовская Л.А. Саликов М.Н. Саликов М. Бабенков С.

















Приложение 5.





Гриднев Владимир Чубаров Владимир Черепков Андрей







Приложение 6.

День города Анна. 2015 год.


Праздник «Русского поля» в Рамони

2021 год

Смотр художественной самодеятельности в селе Архангельское

2012 год

2022 год

2023 год

Танцевальная группа 23 февраля 2023 года


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс