Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Курбская средняя школа»
Ярославского муниципального района
Учебный проект
Езиды. Кто они?
Автор проекта:
Авдоян Рзган, 11 класс
Руководитель:
Ловецкая Татьяна Сергеевна,
учитель русского языка,
высшая категория;
2022 год
Содержание
Введение........................................................................................................................................2
Глава 1 История езидов..............................................................................................................3
1.1 Этимология...............................................................................................................................3
1.2 История.....................................................................................................................................3
1.3 Религия езидов.........................................................................................................................4
1.4 Письменность и язык..............................................................................................................5
Глава 2 Традиции езидов...........................................................................................................5
2.1 Праздники.................................................................................................................................5
2.2 Свадьба.....................................................................................................................................6
2.3 Езидский новый год и пасхи..................................................................................................7
2.4 Похороны.................................................................................................................................7
2.5 О еде.........................................................................................................................................7
2.6 Имена и фамилии езидов........................................................................................................8
2.7 Костюм. Внешность................................................................................................................8
2.8 Культура...................................................................................................................................8
2.9 Положение женщины в обществе..........................................................................................9
Глава 3 Современное распространение езидов.....................................................................9
3.1 Распространение......................................................................................................................9
3.2 Известные езиды....................................................................................................................10
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Я живу в России уже 17 лет, но мои родители и другие родственники издавна жили и родились в Армении, город Маисям, жили они там долго. Но 20 лет назад из-за бесконечных войн и кризиса им пришлось переехать в Россию. Но где бы я и моя семья не жила, нельзя забывать о своей нации и религии. По национальности я и мои предки являемся езидами. В данной работе я решил рассказать о такой нации как езиды, осветить их историю, религию, обряды, костюмы и традиции.
Объектом исследования стали традиции езидов.
Перед собой мы поставили цель: привлечь внимание к культуре кавказких народов.
Цель может быть реализована через последовательное решение поставленных задач:
-
Изучить историю езидов .
-
Изучить традиции езидов.
-
Систематизировать полученные сведения.
-
Систематизировать собранный материал и создать презентацию в формате PowerPoint.
Методы исследования:
-
Теоретический анализ источников
-
Обобщение и систематизация сведений, отобранных при изучении первоисточников
-
Анкетирование
Практическая значимость работы заключается в следующем:
Собранный материал может быть использован на уроках истории и географии, обществознания, на классных часах, внеклассных мероприятиях.
Глава 1 История езидов
-
Этимология
Существует несколько версий происхождения слова «Езид»:
-
народ султана Езида — по прозвищу Красный Езид.
-
По одной легенде легендарный вождь народа адаби в очень древние времена переправил весь свой народ с территории древней Нубии через Красное море в Аравию и привел его в страну Дильмун, основав там город Шам. По другой теории султан Езид участвовал в крупной битве с неизвестным народом за обладание новой страной, возможно это был Шумер. Возможно эта битва произошла с племенами субареев, которые после этой битвы были вытеснены на север Междуречья. В этой битве Езид был сильно измазан кровью своих противников, но сам не имел ран. За то, что после битвы он был весь красный, он получил прозвище Красный Езид.
-
от названия города Езден в античном государстве Адиабена;
-
Язаты (авест. «почитаемые») — в зороастрийской мифологии особый вид божеств, приближенных к Ахура Мазде, его помощников и свиты.
Ези́ды (йезиды, йязиды самоназв. эзди) — народ, в основном проживающий на севере Ирака, субэтнос курдов. Также воспринимаются как отдельный народ от курдов и отдельная этническая общность
-
История
Самые ранние письменные упоминания о езидах относятся к XII веку, в основном история передавалась шехами и пирами в устной форме. Предки езидов издавна проживали на севере Ирака. Во времена Османской империи, спасаясь от истребления в войнах за свободу, переселялись в соседние страны. Езиды говорят, что они последнее тысячелетие сражались с оружием в руках за сохранение своей религии. На протяжении 1000 лет в районах проживания езидов проходило огромное количество сражений.
Езиды рассказывают, что многих езидов заставили принять ислам. В середине XX века недалеко от иракского города Сулеймания археологи нашли свиток, известный как «сулейманийский пергамент», где езиды описывали, как противостояли горожане захватчикам; там подробно описывается, как за несколько дней было казнено около 100 тысяч защитников города: это были езиды, отказавшиеся принять ислам. Большая часть езидов проживала в недоступных завоевателям горах. На протяжении веков езиды оборонялись и защищали свою землю от завоевателей, сохранив религию предков и на сегодняшний день. С первых веков распространяется христианство. С началом экспансии арабов начинается насильственное насаждение ислама, который постепенно вытесняет прежние верования. Попавших в плен и принявших ислам уже бывших езидов использовали для дальнейших нападений и уничтожения сбежавших высоко в горы езидов.
После 1832 года езиды подверглись наибольшим жестокостям, намечалось полное их уничтожение. Несмотря на их героическое сопротивление, в 1832 году наследный курдский правитель Ботана, Бедир-хан Бег, захватил езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега, лидера езидов, и после жестоких пыток убил его. Были разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые в основном были заселены езидами. Курды совершили беспрецедентную резню своих собратьев езидов, маскируя банальный грабёж обвинениями в безбожности, позаимствовав этот приём у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды реки Тигр. Те, кто не в состоянии был кинуться в воду, и те, кто не умер в воде, были пойманы и убиты.
В 1833—1834 годы после завоевания части области Ботана Мир Мухамад атаковал и убил много езидов Шенгала.
1890 год. Езиды восстали, не желая отсылать своих молодых мужчин в турецкую армию. Дважды напав на езидов и натолкнувшись на их сопротивление, турки перестали забирать в армию езидских мужчин. Но эта мирная эра длилась недолго.
1892 год. Паша Омар Вахби послал ультиматум в область Шейхана, требуя от езидов принятия ислама и уплаты налогов, угрожая в противном случае подвергнуть их преследованиям. Лидер езидов отказался принять требования. В ответ на это Омар Вахби-паша со своими союзниками вошёл в езидские поселения, уничтожая всё на своём пути. Он разграбил Лалеш и передал все езидские священные принадлежности в Мосул, обратил храм Шейха Ади в школу, и в таком унизительном статусе она профункционировала 12 лет.
В ответ на эти преступления послы христианских государств выразили свой протест Османской империи. В 1893 году Паша Омар Вахби был отозван обратно в Стамбул.
Первая мировая война (1914—1918). Езиды пришли к выводу, что мировая война — благоприятная возможность восстать и освободиться от турецкого террора. Это было время, когда армяне подверглись геноциду со стороны властей Османской империи и часть из них перешли к самообороне. Езиды поддержали это восстание, видя союзников во вторгшихся русских солдатах.
В этой войне езиды сражались вместе с армянами, они были среди военачальников, которые сражались в рядах освободительного движения вместе с армянами. Одним из них являлся Джангир-ага. В столице Армении, Ереване, ему установлен памятник. Он со своей 700 (1500) сабельной конницей, состоявшей из езидов, вместе с армянскими войсками под командованием генерала Драстамата Канаяна и генерал-майора Мовсеса Силикяна, разбили турецкие отряды во время битвы при Баш-Апаране и Сардарапате, после которой Османская армия прекратила дальнейшее наступление на Армению (Приложение 1).
Первое появление езидов в Закавказье датируется XII веком. В XII веке ряд езидских семей переселились в Грузию.
С августа 2014 года езиды и христиане в Ираке подвергаются истреблению со стороны террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (Приложение 2).
1.3 Религия езидов
Из-за гонений, закрытого характера религии, а также в связи с устным, в основном, характером передачи знаний и тому подобных причин религия езидов довольно плохо изучена исследователями.
Религия езидов опирается, в основном, на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная книга», «чёрный свиток») (Приложение 3). Помимо них, источниками вероучения являются религиозные гимны: «кавлы» (или «каулы», от араб.قول qawl «слово, речения») и «бейты» (от араб.بيت bayt «двустишие»), важнейшие из многих жанров молитвенной поэзии, наряду с доуа, джандиль, дрозга, мисхабат. Знатоки и певцы этих гимнов составляют низшее духовное сословие — каввалов. Язык езидских писаний — курманджи, отдельно встречаются строки и целые произведения на арабском. Первым, древнейшим кавлом считается так называемый «Qewlê Xwedê» (Изречение Бога):
Çûme mala merebî
Qewlê Xwedê û nebî
Her kes ber bi rîya xwe bî
(Qewlê koçeka, III)
В дом наставника пошёл я,
Слово Бога и Пророков [преподал он мне]:
Каждый пусть идёт своим путём (досл. «в направление своего лица смотрит»)
(Гимн о прорицателях, III)
Анализ данного гимна подтверждает позднее происхождение религии шарфадина: в нём присутствуют арабские слова mal «имущество, дом», qewl «изречение», nebî «пророк(и)», mereb «наставник, воспитатель», а также персидские her kes «каждый», rî «лицо, сторона (от رو)» и общеиранское Xwedê «Бог».
Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак) (Приложение 4).
Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (сджада), хранящиеся в Лалеше, символизирующие 7 основных ангелов (архангелов). Периодически их с процессиями носят по езидским селениям представители специального сословия — «каввалы» (сборщики пожертвований), собирая при этом пожертвования.
Езиды считают себя первыми людьми, которые признали единого бога. До и после каждой молитвы они обращаются к Богу, чтобы он пришел на помощь сначала 72 народам мира, и только потом – езидам. Оказывается, просто взять и принять езидизм нельзя. Езидом можно только родиться: от отца-езида и матери-езидки. Однако перестать быть езидом можно - приняв другую веру. Но бывает так очень редко. Представители этого народа говорят: религия – это не рубашка, когда захотел – снял и надел другую.
1.4 Письменность и язык
В исторические времена у езидов были собственная письменность и литература. Однако в течение веков они были утрачены по самым разным причинам, а вера, язык и культура передаются до сих пор только устно. Язык родители передают своим детям также в устной форме.
Практически все езиды его знают, но уже есть молодёжь, которая языком не владеет. Во всем мире езиды говорят на одном языке – езидском. Но на разных диалектах. Поэтому речь езидов в Ираке, например, и в России, отличается и часто они не могут понять друг друга. Считается, что езиды в постсоветском пространстве говорят на так называемом «материнском» языке – самом правильном.
Глава 2 Традиции езидов
2.1 Праздники
Основные религиозные праздники, которые отмечают езиды:
-
Аиде Эзиде, или праздник Езидов, отмечается во вторую пятницу декабря. Это день примирения, за 3 дня до него держат строгий пост. Нельзя есть, пить, курить до захода солнца. В четверг вечером миряне, духовники собираются у священнослужителя, танцуют, поют религиозные гимны. В пятницу приходят к тем, у кого недавно умер близкий (Приложение 5).
-
Аиде Шамс, праздник Солнца, отмечается через неделю после праздника Езидов;
-
Хызр, или Хырыд Наби, отмечается в феврале. Праздник назван в честь ангела-покровителя. Он помогает исполнению желаний, через него сбываются предначертания судьбы. Наби является покровителем влюбленных, воссоединяет любящие сердца. В праздник молодежь ест соленые лепешки. Считается, что после этого во сне они увидят суженых.
-
Рожие Эзид, трехдневный пост, после которого в декабре идет праздник сотворения мира, в феврале пост в память пророка Хадыр-Наби;
-
Сарсал, Новый год, отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который еще называют Чаршама Сор (красный четверг) (Приложение 6, 7). На праздник готовят куличи (клоч) (Приложение 8), красят яйца. Их относят на кладбище в дар усопшим родственникам, посыпают скорлупой крашеных яиц поля, чтобы был богатый урожай. В этот праздник жилище нужно украшать красными цветами. Народ выходит на улицу, угощает бедных, соседей куличами. Строго запрещено в этот день мыться, бриться, стричься, шить, делить с супругом ложе. После Нового года езиды целый месяц празднуют дни святых (таваф), которые сопровождаются большим ликованием. Народ собирается в огромные хороводы, танцует под музыку зурны, барабана. И год начинается у народа не в январе, а в апреле, после Нового года.
-
Самой важной из семейных традиций является первая стрижка мальчика, проводит которую шейх «биск».
2.2 Свадьба
Очень оригинальна езидская свадьба, во время которой соблюдают множество обычаев. Свадьбе предшествуют смотрины (сватовство). Раньше невесту выбирали родители, а именно мать. Сам жених права выбора не имел. Сегодня молодые выбирают себе спутников жизни самостоятельно. По старинному обычаю на смотрины в дом невесты приходят 4 человека со стороны жениха, сам он участия не принимает. По приходе они сообщают о цели визита, если родители девушки считают, что ей еще рано замуж, они должны дать гостям вежливый отказ.
Чтобы посмотреть на девушку, гости просят ее принести воды. Один из них очень медленно пьет, чтобы лучше ее разглядеть, в то время как девушка должна стоять и ждать, когда гость вернет ей посуду. Если будущая невеста сватам понравилась, они обговаривают с ее родителями дату следующего визита. Когда сторона девушки дает согласие на брак, родители жениха отправляют ей ценный подарок, например, золотое кольцо. Это знак успешных смотрин и начала подготовки к свадьбе.
Начинается торжество с раннего утра в доме жениха, куда зовут музыкантов. Без них свадьба не проходит. Зовут на праздник близких родственников, друзей, соседей. Ближе к обеду все идут в дом невесты, там их встречают праздничным столом, расположенным посередине двора. Гости со стороны жениха произносят торжественно поздравления, пьют, едят, дарят невесте подарки на специальных круглых подносах (сэни). Их заранее подготавливают, украшают. Среди подарков невесте обязательно должно быть красивое свадебное платье, красная шаль, алкоголь, сладости. Подносов с подарками должно быть не меньше пяти. Все подарки принимают родные, гости невесты, дарят их гости, родственники жениха, которые тоже получают дары. Проходит все под веселую музыку. Жених должен выкупить подушку невесты, если ему удается, невесту выпускают из родного дома, при этом у езидов принято, чтобы гости невесты слегка несколько раз ударили его по макушке выкупленной подушкой, приговаривая «быть вместе вам до старости». Потом все идут к дому жениха, под веселую национальную музыку.
Для невесты подготавливают обряды, во время одного из них она должна связать на себе две шали, одна ее, вторую ей дарят гости жениха. Дальше до конца праздника невеста остается с этими связанными шалями. Если у нее есть брат, он должен намотать 3 раза на талию сестры ленту, развязать ее. Все три узла символизируют:
1.благое дело
2.благой помысел
3.благое намерение
Переступить порог дома мужа невеста может только во время исполнения гостями танца гованд. На входе мать жениха осыпает молодых печеньем, конфетами.
После все входят в дом, произносятся слова благословения, рассматривают подарки. Родные невесты передают жениху золотое кольцо, которое невеста надевает при обручении. Родня невесты демонстрирует гостям приданое, которое потом родные жениха перевозят в его дом. Готовится приданое девушки довольно долгое время. Относится к нему все, в чем может нуждаться молодая жена во время семейной жизни. Обязательно должно быть теплое одеяло, подушки, постельное белье.
Жених встает на возвышение, кладет на макушку супруги яблоко, которое является символом плодородия, напутствия к размножению. На плечи молодых кладут лаваши, это означает богатство новой семьи. Молодые вместе должны разбить тарелку, одновременно ударив по ней ногами. Если посуда разбилась после удара жениха, первенцем будет мальчик, если разбила тарелку жена, родится девочка. Молодожены должны собрать все осколки вместе.
Перед свадьбой юноши, девушки наряжают дерево купюрами, конфетами, фруктами. Свидетель со стороны жениха должен потрясти его над молодыми, в знак счастливой семейной жизни. Во время всех обрядов должна играть веселая музыка. На свадьбе женщины и мужчины сидят отдельно. Обязательно на праздник зовут тамаду, который проводит все обряды, ведет торжество (Приложение 9).
2.3 Езидский Новый год и Пасха
Празднование езидского Нового года проводится в первую среду месяца нисана (март-апрель) и напоминает христианскую Пасху. Мы красим яйца, печём лепешки и куличи, обмениваемся ими с соседями. Традиционно в тесто кулича кладут либо монету, либо бусину. Кому достанется кусок с «сюрпризом», у того год будет удачным.
Езидская Пасха празднуется в третье воскресенье декабря, празднику предшествует трёхдневный пост. Ещё один пост езиды держат в честь Святого Георгия на третьей неделе феврале. Постящиеся езиды не принимают пищу днём, есть разрешается только после заката. Пост соблюдается по желанию.
2.4 О похоронах
Обряд похорон у езидов - один из самых чистых и правильных. Ночью перед похоронами жены священнослужителей (если умерла женщина) или сами священнослужители (если умер мужчина) начинают готовить усопшего к обряду. Они тщательно омывают тело на специальной кушетке и одевают в специально сшитую из белой ткани одежду. Ткань должна быть только натуральной, никакой синтетики. Затем кладут тело в гроб и накрывают белой простынёй. После этого священник читает над покойником молитвы, гроб закрывают, и никто больше не имеет права подойти к усопшему. В Ираке усопших хоронят в день смерти, а в России – на третий день.
Покойников, в отличие от христиан, выносят головой вперед – у езидов считается, что человек в последний путь должен уйти так же, как и родился. И хоронят с запада на восток – так каждое утро солнце поднимается над кладбищем и озаряет его (Приложение 10)
2.5 О еде
Свинья испокон веков считается грязным животным и запрещена на столе у езидов. Есть запрет на алкоголь. В Ираке, например, алкогольные напитки не употребляют вообще.
Если мы хотим помянуть усопших или приснится покойник, мы готовим еду и раздаём по домам соседей, малоимущим. Если покойник курил – раздаем сигареты. Считается, что так усопшему на том свете будет хорошо и спокойно.
В родительский день все езиды собираются на кладбище, готовят еду и садятся за один стол. Еду с кладбища выносить с собой запрещается.
2.6 Имена и фамилии езидов
Исконные окончания езидских фамилий на –и. Однако исторически езидские фамилии были ассимилированы под армянские и сейчас в основном оканчиваются на –ян или –ев. Что касается имён, то они самого разного происхождения, наиболее распространенные назвать трудно. Мне имя, например, дала бабушка-армянка. Я родился в ночь с 6 на 7 января, на Рождество Христово, поэтому меня назвали Рзган, что и означает «Рождество». В России детям-езидам даже дают русские имена. А если имя сложное в воспроизведении, заменяют на созвучное русское.
2.7 Костюм. Внешность
Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу. Женская одежда — рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк) безрукавка (элак), зимой — бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), конусообразный головной убор, обшитый монетами (кофи).
Традиционный костюм езидов тараз и сегодня встречается в поселениях, где проживает народ. Женщины носят белые шальвары (хэвалкрас), рубаху (крас), поясную одежду, состоящую из двух фартуков (дейра), передник (шалэк), безрукавку (элак). Зимой надевают куртку из бархата (колк), пояс из шерсти (бане пште), головной убор конусообразной формы, обшитый серебряными монетами. Украшают одежду серебряными поясами (камарами). К своему традиционному костюму езиды относятся очень уважительно. Мужчины носили длинную бороду, заплетали волосы в косу (Приложение 11).
2.8 Культура
Традиционная культура народа состоит из нескольких жанров:
-
молитвы
-
сказания
-
пословицы
-
поговорки
-
песни
-
поверья
-
обычаи
-
религиозные обряды
-
сказки
Все они отражают вековую мудрость, национальную самобытность народа.
Музыкальные инструменты езидов:
-
барабан «даф»
-
зурна (приложение 12)
-
Дудук (приложение 13)
-
майе
-
фик
-
блур
Музыка состоит из самобытных мелодий, присущих только этому народу. Они основаны на особом понижении, повышении тональности. Следует отметить езидские баллады, в них говорится о подвигах героев. В культуре есть трудовые, бытовые, свадебные песни, отражающие мудрость, душу народа.
Присутствует в культуре прикладное искусство. Езиды являются большими мастерами рукоделия, все изделия создаются с национальным, ярко выраженным колоритом.
2.9 Положение женщины в обществе
Женщин в езидизме почитают и уважают даже больше, чем мужчин. Однако хозяин в доме – однозначно мужчина. Благополучие семьи – это его обязанность. Езидские женщины часто работают – здесь все зависит от материальной обеспеченности семьи.
Раньше мужчины и женщины садились за стол по отдельности. Сейчас сидит ли женщина за одним столом с мужчиной, зависит от семьи: где-то садятся вместе, где-то врозь – по-разному. В банкетных залах на праздниках женщины и мужчины по возможности садятся за разные столы.
Женщины могут свободно входить в храм, но молятся отдельно от мужчин. Что касается одежды, то она должна быть закрытой и строгой. Естественно, молодежь сейчас одевается обыкновенно – так же как русские парни и девушки.
Глава 3 Современное распространение езидов
3.1 Распространение езидов
Ирак
Основная территория компактного проживания езидов — районы Айн-Сифни, Синджар и Дохук в губернаторстве Мосул. В районе Дохука находится и главная святыня езидов — Лалеш. Оценка числа езидов в Ираке составляет примерно 700 тыс. чел..
Турция
В Турции езидские деревни представлены на юго-востоке страны, в илах Мардин, Сиирт, Шанлыурфа и Диярбакыр.
Армения
Впервые езиды массово мигрировали в Российскую Армению в связи с Первой мировой войной, так как они поддерживали Россию.
После советизации, с 1920-х гг. в Армении для езидов создаётся письменность на основе русской графики, ведётся преподавание в начальных школах, издаётся газета «Данге Эздия» («Голос езидов»). С независимостью Армении, число газет, журналов и книг на езидском языке резко возросло, а ряд радиостанций начали вещать программы на езидском языке. С 2018 года, в парламенте Армении одно место закреплено за депутатом-езидом. В селении Акналич (провинция Армавир) в 2015 году был построен езидский храм. В том же селе 29 сентября 2019 года, был открыт новый храм — Зиарат, который является крупнейшим в мире езидским храмом.
Грузия
С 1990-х годов численность езидов в Грузии сокращается, в основном из-за экономических трудностей. Из Грузии езиды направляются в соседнюю РФ, Западную Европу и Северную Америку. Согласно переписи, проведенной в 1989 году, в Грузии насчитывалось более 30 000 езидов; по данным переписи 2002 года их численность сократилось до 18—21 тыс. чел., а по последним данным (перепись 2014 г.) — ок. 12 тыс. 16 июня 2015 года езиды отметили открытие храма и культурного центра «Quba Sultan Êzîd» в Тбилиси.
Россия
В России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области, Владимирской области и Ярославле. С 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». В 2014 году во Владимирской области была организована езидская областная некоммерческая организация «Месопотамия», руководитель — Мстоян Самвел Саидович.
По переписи населения 2021 года в России проживает 180 586 езидов (Приложение 14).
3.2 Известные езиды
-
Гурам Аджоев
советский и российский футболист
-
Джангир-ага
Полководец
- Зара
певица, 37 лет
-
Амар Сулоев
российский боец смешанного стиля
- Амиран Сардаров
грузинский и российский видеоблогер
- Диана Калашова
армянская певица
- Миша Алоян
российский боксёр
- Ксения Бородина
телеведущая, актриса, диджей, 38 лет
- Рустам Махмудян
российский певец
- Фёдор Лыткин (Ферик Полатбеков)
советский революцинер
Заключение
В ходе работы я узнал много интересной и полезной информации о своей нации.
Главной моей целью являлось подробное изучении истории езидов, их культуры, обычаев.
В ходе выполнения работы я пришёл к следующим выводам:
История езидов полна разных страниц как трагических, так и счастливых. Моя нация пережила геноцид, принятие новой веры, жестокость, которая практически привела к уничтожению народа.
Но впоследствии нация была сформирована, сложилась новая религия, которой стал езидизм.
Езиды пережили как Российское подданство, так и участие в Русско-турецких и Русско-персидских войнах. Пережили октябрьскую революцию, Сталинские репрессии, перестройку, приняли участие в Великой Отечественной войне. В истории народа есть и герои Советского союза
Традиции Езидов разнообразны, мы знаем, что существуют различные обряды, свадебные праздники, новый год, своя пасха, отдельно стоит похоронный обряд. Есть свои традиции и в еде, костюме, во внешности.
Езиды распространились и в Ираке, и в Турции, и в Армении, в таких странах как, Грузия, Россия, и некоторые страны Европы. А так же существует много известных езидов, которые прославляют свой народ.
Задача молодого поколения сохранить историю своего народа и передать ее будущим поколениям.
Не прервалась чтоб духовная нить.
Ведь есть поговорка у нас не спроста:
«Иваны, не помнящие родства».
Так восстановим же в прошлое мост,
Чтоб душ не коснулось тревожное: SOS!
Шувалова Татьяна (Приложение 15)
Список литературы
1. Евстигнеев Ю. А. Россия: коренные народы и зарубежные диаспоры: краткий этно-исторический справочник. — СПб.: Астерион, 2008. — С. 205.
2. Езиды / Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — С. 74.
3. Пучков П.И. Этноконфессиональные группы в России / Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. — М.: Культурная революция, 2007. — С. 67.
Электронный ресурс
1. Езиды// https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D1%8B
2. Краткая история// https://eziin.org/istoriya-i-religiya
3. Кто такие езиды: этнос и религия// https://www.armmuseum.ru/news-blog/2017/7/5/--2
Приложение 1
Джангир-ага
.
Приложение 2
Терроризм
Приложение 3
Масхафе раш - «Чёрная книга», «чёрный свиток»
Приложение 4
Храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше
Приложение 5
Аиде Эзиде
Приложение 6
Сарсал
Приложение 7
Чаршама Сор (красный четверг)
Приложение 8
Кулич - клоч
Приложение 9
Свадьба
Приложение 10
Похороны
Приложение 11
Костюм
Приложение 12
Блур
Приложение 13
Зурна
Приложение 14
Перепись населения
Субъект федерации | Численность в 2021 г., тыс. |
Краснодарский край | 19,0 |
Нижегородская область | 14,8 |
Ставропольский край | 13,3 |
Ярославская область | 11,5 |
Новосибирская область | 9,7 |
Тамбовская область | 7,8 |
Ростовская область | 6,8 |
Москва | 5,6 |
Волгоградская область | 5,4 |
Саратовская область | 5,1 |
Свердловская область | 4,3 |
Липецкая область | 3,6 |
Тульская область | 2,5 |
Приложение 15
Посвящается езидам
Шувалова Татьяна Григорьевна
Кто мы такие, откуда мы родом?
Каждый ли скажет? Ну, а спроси ты
Нас про другие страны, народы,
Ну, например, кто такие езиды?
Вопрос интересный, спасает словарь,
Листаю, как первоклассник букварь.
«Езиды» - потомок адаби, народ
Загадкою древности нам предстаёт.
Коснёшься её, хоть бы краешком ты –
Звездою небесной блеснёт с высоты,
И лучиком ясным прольёт она свет
На то, что таится под толщею лет.
Солнцу езид поклонялся всегда,
Воздух, Земля и Огонь, и Вода,
К этим стихиям с мольбою взывал,
И выстоял, выжил, и духом не пал.
Езид - означает: Божественный, Бог.
Отречься от Веры езид разве мог?!
И не отрёкся, не встал на колени,
Хоть и не раз подвергался гоненьям.
Может ли слабым быть сей народ,
В седьмом поколеньи свой знающий род.
Езиду - семья, будто вера святая,
Не предаёт он её, не бросает.
С трепетным чувством в круг свой семейный
Торопится, как муравей в муравейник,
Туда, где весенними льются ручьями
Звонкие песни с благими речами.
А на столе и СЫР ДАВ, и АВСИР,
КЮФТИ и ГРАР, чем, скажите, не пир?
Ах, как же пьянит, испечённого в дар,
Хлеба горячего дух - НАНЕ ГАРМ,
Ну, а коль праздник - наденут ТАРАЗ,
ЗУРНА заиграет … и пустятся в пляс.
ГОВАННД танцуют цепочкой держась,
Танец их этот - правдивый рассказ,
Как после потопа шли люди вот так
Сверяя друг с другом каждый свой шаг,
Соединяясь одним лишь мизинцем,
В омут, чтоб вместе всем не свалится.
Падая, чтобы на вязкой дороге,
Не утянуть за собою другого.
В танце ведущий держит платок
Так, чтобы видеть его каждый мог,
И коль нельзя будет дальше идти,
Бросить, как камень, платок на пути.
Вот огненный танец кружит - КОЧАРИ,
Будто сияние вешней зари.
Женщины смотрят на танец мужчин,
Радугой льются их яркие платья,
Пламени жаркого будто объятия,
Будто бы перья расправил павлин.
Будто бы солнышка ласковый взор,
Любит езид рукодельный узор,
Традиции чтит и обряды все дни,
Будто в Лалеше гробницу Ади.
Чтобы святым поклонится местам,
Каждый езид поспешает в сей храм.
Вперёд и вперёд всё шагает прогресс,
Но всё же к истокам направь интерес,
Пусть же езид нам послужит примером,
Как нужно беречь и крепить свою веру,
Как корни и кровные узы хранить,
Не прервалась чтоб духовная нить.
Ведь есть поговорка у нас не спроста:
«Иваны, не помнящие родства».
Так восстановим же в прошлое мост,
Чтоб душ не коснулось тревожное: SOS!