СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и защите Отечества»
Вносится депутатами
Государственной Думы
В.П. Водолацким, Н.Т. Антошкиным,
А.Б. Выборным, М.И. Щаблыкиным, А.Н. Ищенко,
К.К.Таисаев,С.И.Крючек, Ю.В.Кобзев
Сенаторы РФ О.Ф.Ковитиди
С.П.Цеков, А.В.Ракитин
Проект № ____________________
ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и защите Отечества»
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в области подготовки граждан Российской Федерации (далее - граждан) к военной службе и защите Отечества, образующие в целом федеральную систему подготовки граждан к военной службе (в дальнейшем – федеральная система подготовки граждан к военной службе).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и финансовые основы функционирования федеральной системы подготовки граждан к военной службе, направления и принципы ее деятельности, полномочия, обязанности и ответственность ее субъектов.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные
понятия:
1. Федеральная система подготовки граждан к военной службе - комплекс мер, включающих в себя допризывную и вневойсковую подготовку граждан к военной службе, патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан и защиту Отечества, иные составляющие, осуществляемые уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, общероссийскими общественно-государственными организациями и иными общественными объединениями и организациями (далее также - общественно-государственные организации и иные организации), в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ в области подготовки граждан к военной службе в соответствии с федеральными государственными требованиями, государственными образовательными стандартами, образовательными программами различных видов в интересах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
2. Гражданин – физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, подлежащее призыву на военную службу либо отслужившее в Вооруженных Силах Российской Федерации и находящееся в запасе.
3. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральными законами.
4. Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, в силу закона имеющее право быть принятым на службу (работу) в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, государственные или муниципальные организации и учреждения.
5. Общественно-государственные организации (объединения) – юридические лица, созданные либо преобразованные в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», нормативными правовыми актами государственных органов власти, осуществляющими на законном основании деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе.
6. Оборонная спортивно-техническая деятельность – особый вид деятельности общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
7. Социальный заказ – экономико-правовая форма реализации государственных, муниципальных и иных планов и программ, направленных на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченная бюджетным и иным финансированием и основанная на договорных отношениях между органами государственной власти федерального и регионального уровней, органами местного самоуправления и иными субъектами гражданских правоотношений независимо от форм собственности и подчиненности.
Целью социального заказа является решение социально значимых проблем общества, признаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными лицами в качестве приоритетов социальной политики.
8. Допризывная подготовка – составной элемент федеральной системы подготовки граждан к военной службе, целенаправленный процесс обучения и воспитания граждан по формированию у них компетентности, знаний, умений, навыков, необходимых для прохождения военной службы по призыву или на контрактной основе.
9. Юнармейская подготовка - составной элемент допризывной подготовки граждан к военной службе, включающий в себя интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие детей и молодежи, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще; патриотическое (военно-патриотическое) воспитание детей и молодежи, повышение уровня их физического развития, систематическое занятие ими физической культурой и спортом, военно-прикладными видами спорта.
10. Вневойсковая подготовка – составной элемент федеральной системы подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, проводимой вне Вооружённых Сил Российской Федерации.
11. Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации граждан, формирование у них патриотического сознания, чувства верности России и готовности к выполнению гражданского долга.
12. Военно-патриотическое воспитание – одно из основных составляющих патриотического воспитания граждан, допризывной и вневойсковой подготовки, направленное на формирование у граждан высших социально - значимых ценностей по изучению истории России и чувства уважения к прошлому своей страны, ее героическим страницам; сохранение памяти о подвигах защитников Отечества, повышение интереса граждан к военной истории России и памятным датам; осознание гражданами своей неотъемлемой принадлежности Российской Федерации и готовности к выполнению конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
13. Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации – комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан, направленных на развитие патриотизма, - основы достойного служения Отечеству.
14. Субъекты федеральной системы подготовки граждан к военной службе – уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, общероссийские общественно-государственные организации и иные общественные объединения и организации, осуществляющие деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, формирование и деятельность которых определяется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
15. Мониторинг федеральной системы подготовки граждан к военной службе – комплекс мероприятий по изучению, анализу, оценке качества допризывной и вневойсковой подготовки граждан, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан, определению эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в пределах федеральной системы подготовки граждан к военной службе на основе критериев её эффективности, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
16. Правовое и методическое обеспечение федеральной системы подготовки граждан к военной службе – собрание нормативных правовых актов государственных органов власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, локальных правовых актов общественно-государственных и иных организаций, комплектов учебно-методических материалов, методик патриотической (военно-патриотической) направленности по организации образовательного и воспитательного процесса в федеральной системе подготовки граждан к военной службе.
17. Технические виды спорта - виды спорта, связанные с управлением техническими спортивными снарядами (самодвижущимся транспортным средством) и применением технических устройств: авиаспорт, автоспорт, мотоспорт, водно-моторный спорт, яхтовый спорт, подводный спорт, радиоспорт, саночный спорт и иные виды спорта; а также связанные с конструированием и постройкой спортивных моделей, развиваемыми общественно-государственными организациями и иными организациями в целях реализации федеральной системы подготовки граждан к военной службе.
18. Военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта - виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и сотрудниками некоторых органов исполнительной власти (далее – лица, проходящие специальную службу) своих служебных обязанностей, подготовкой граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе, и которые развиваются в рамках деятельности одного или нескольких федеральных органов исполнительной власти, общественно-государственных организаций, осуществляющих деятельность в области подготовки граждан к военной службе.
19. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее также - комплекс ГТО) - программная и нормативная основа системы физического воспитания граждан Российской Федерации, устанавливающая государственные требования к уровню их физической подготовленности.
Статья 3. Правовая основа федеральной
системы подготовки граждан к военной службе
1. Федеральная система подготовки граждан к военной службе - комплекс мер, включающих в себя допризывную и вневойсковую подготовку граждан к военной службе, патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан и защите Отечества, иные составляющие, осуществляемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, общероссийскими общественно-государственными организациями и иными общественными объединениями и организациями, в рамках реализации основных и дополнительных образовательных программ в области подготовки граждан к военной службе в соответствии с федеральными государственными требованиями, государственными образовательными стандартами, образовательными программами различных видов в интересах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
2. Федеральная система подготовки граждан к военной службе имеет целью создание необходимых условий для обеспечения гарантированного, качественного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее Вооруженные Силы Российской Федерации) гражданами (иностранными гражданами), обладающими положительной мотивацией, физически, морально и психологически подготовленными к прохождению военной службы по призыву или на контрактной основе.
3. Правовую основу федеральной системы подготовки граждан к военной службе составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, нормы международного права и иные федеральные законы, определяющие и устанавливающие общественные отношения в области подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан и защите Отечества.
4. Правовое регулирование федеральной системы подготовки граждан к военной службе осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их полномочий, локально-правовой базой общественно-государственных и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества.
5. Локально-правовая база общественно-государственных и иных организаций, указанных в пункте 4 настоящей статьи, не должна противоречить нормам и требованиям, определенным настоящим Федеральным законом, иными нормами законодательства Российской Федерации в области подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан и защиты Отечества.
6. Иностранные граждане проходят подготовку к военной службе в общественно-государственных организациях и иных организациях, центрах, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, с учетом ограничений и требований, установленных для иностранных граждан Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
7. Положение о порядке организации мероприятий в федеральной системе подготовки граждан к военной службе утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Основные принципы подготовки граждан
к военной службе
1. Подготовка граждан к военной службе основывается на следующих принципах:
1) долг и обязанность гражданина Российской Федерации по защите Отечества;
2) признание приоритетности подготовки граждан к военной службе;
3) воспитание у гражданина взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности;
4) неразрывность обучения и воспитания в едином процессе;
5) гарантированность обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина;
6) дифференцированный подход при подготовке граждан к военной службе с учетом особенностей проживания их в удаленных регионах Российской Федерации и местностях со сложными климатическими условиями (Дальний Восток, Крайний Север, иные местности);
7) координация и согласованность взаимодействия субъектов федеральной системы подготовки граждан к военной службе на федеральном, региональном и местном уровнях;
8) свобода выбора подготовки к военной службе согласно склонностям гражданина, его физического состояния, здоровья, предоставление права выбора форм получения подготовки и обучения, выбора организации, осуществляющей подготовку к военной службе;
9) предоставление педагогическим работникам свободы в выборе педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания;
10) автономность образовательных организаций, входящих в федеральную систему подготовки граждан к военной службе; соблюдение прав и свобод педагогических работников и обучающихся;
2. Сочетание и регулирование принципов государственно-частного партнерства в области подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе.
Статья 5. Субъекты федеральной системы подготовки граждан
к военной службе
1. Субъектами федеральной системы подготовки граждан к военной службе являются:
федеральные органы исполнительной власти в лице:
а) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обороны);
б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодёжной политики, функции по оказанию государственных услуг и управлению госимуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере науки и высшего образования);
в) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере просвещения);
г) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере спорта);
д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения);
е) иных федеральных органов исполнительной власти по решению Правительства Российской Федерации;
ж) межведомственных комиссий, советов, иных органов, которые могут создаваться в соответствии с решением Правительства Российской Федерации для осуществления координационных, контрольных и иных функций по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе и защите Отечества.
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий;
3) органы местного самоуправления в пределах их полномочий;
4) общероссийские общественно-государственные организации и иные общественные объединения и организации, осуществляющие деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества;
5) медицинские организации, задействованные для проведения медицинских обследований, иной медицинской деятельности в области подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, мониторинге их здоровья и физического состояния.
2. Субъекты федеральной системы подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормами законодательства Российской Федерации, локально-правовой базой организаций, определенных подпунктом 4) пункта 1 настоящей статьи.
Статья 6. Основные направления федеральной системы подготовки граждан к военной службе
1. Федеральная система подготовки граждан к военной службе включает следующие основные направления:
1) подготовку граждан (иностранных граждан) к военной службе по призыву и на контрактной основе для Вооруженных Сил Российской Федерации;
2) патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан, готовность к выполнению гражданами конституционного долга и обязанности по защите Отечества;
3) военно-профессиональную ориентацию и отбор на специальности, востребованные в области обороны и безопасности Российской Федерации;
4) формирование мотивации граждан на военно-профессиональную деятельность.
2. Реализация основных направлений федеральной системы подготовки граждан к военной службе осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с общественно-государственными организациями и иными организациями, осуществляющими деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества.
Статья 7. Программы федерального, регионального и местного уровней в области подготовки граждан к военной службе
1. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий, в целях реализации государственной политики в области подготовки граждан к военной службе, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, нормативных правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации разрабатывают программы Российской Федерации и программы субъектов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе и патриотического (военно-патриотического) воспитания.
2. Органы местного самоуправления в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, нормативных правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, действующих в пределах своих полномочий,
разрабатывают муниципальные программы подготовки граждан к военной службе и патриотического (военно-патриотического) воспитания.
3. Общественно-государственные организации и иные организации, осуществляющие деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, участвуют в разработке программ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных норм законодательства Российской Федерации, а также по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого отнесено формирование соответствующих программ.
4. Участие общественно-государственных организаций и иных организаций в разработке программ местного уровня осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных норм законодательства Российской Федерации, а также по поручению соответствующих государственных органов власти, органов местного самоуправления.
Глава 2. Полномочия субъектов федеральной системы подготовки граждан к военной службе
Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области подготовки граждан к военной службе
1. Федеральные органы исполнительной власти полномочны:
1) формировать федеральную политику в области подготовки граждан к военной службе и обеспечивать её проведение;
2) разрабатывать и реализовывать федеральные целевые программы по подготовке граждан к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества;
3) осуществлять нормативно-правовое регулирование в области подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе;
4) пересматривать с учетом текущих изменений федеральные государственные образовательные стандарты в области подготовки граждан к военной службе и контролировать их соблюдение;
5) создавать межведомственные комиссии, советы и иные органы, которые определяют основные направления работы в сфере патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан и обеспечивают координацию субъектов этой деятельности по реализации мероприятий в рамках функционирования федеральной системы подготовки граждан к военной службе;
6) организовывать взаимодействие субъектов федеральной системы подготовки граждан к военной службе на основе общего понимания ценностей, норм, требований, предъявляемых к призывному контингенту, единых подходов к организации и методике выполнения задач по подготовке граждан к военной службе в подведомственных органах и организациях;
7) предусматривать в бюджете Российской Федерации средства на оплату услуг общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию;
8) предусматривать в бюджете Российской Федерации средства на возмещение расходов общественно-государственных организаций и иных организаций в порядке субсидирования на содержание, усовершенствование и обновление их материально-технической базы, участвующей в подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе и патриотическом (военно-патриотическом) воспитании;
9) оказывать содействие и поддержку общественно-государственным организациям и иным организациям в выполнении определенных Правительством Российской Федерации государственных задач в области подготовки граждан к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания, обеспечивать создание и развитие необходимой инфраструктуры и учебной материально-технической базы;
10) обеспечивать государственный заказ на подготовку граждан по военно-учётным специальностям в общественно-государственных организациях и иных организациях, определять их роль и место в федеральной системе подготовки граждан к военной службе;
11) предоставлять общественно-государственным организациям и иным организациям, осуществляющим деятельность по подготовке граждан к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию
установленным порядком, движимое и недвижимое имущество на праве собственности, оперативного управления, безвозмездного временного пользования либо на ином праве, с применением льгот и преимуществ, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
12) обеспечивать социальный заказ в целях реализации государственных планов и программ, направленных на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченных бюджетным и иным финансированием и основанных на договорных отношениях между органами государственной власти федерального уровня и общественно-государственными организациями и иными организациями в рамках их уставной деятельности и в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации;
13) определять порядок организации и проведения тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО гражданами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта утверждает Государственные требования комплекса ГТО, включающие в себя нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, в порядке, установленном Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), утвержденным Правительством Российской Федерации;
14) устанавливать порядок развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта в целях подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе в общественно-государственных организациях и иных организациях, осуществляющих деятельность в области подготовки граждан к военной службе.
Правила военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта разрабатываются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень указанных видов спорта определяется Правительством Российской Федерации.
15) формировать и представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти официальную статистическую информацию о подготовке и готовности граждан к военной службе.
2. Федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять иные полномочия в области подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан и защите Отечества, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при содействии общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества, полномочны:
1) разрабатывать и реализовывать региональную политику в области подготовки граждан к военной службе с учетом особенностей субъекта Российской Федерации, обеспечивать реализацию мероприятий федеральных целевых программ и разработку взаимоувязанных региональных программ в сфере подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе в соответствующем субъекте Российской Федерации;
2) осуществлять нормативно-правовое регулирование в области подготовки граждан к военной службе, меры государственной поддержки общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию и защите Отечества;
3) создавать при содействии уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обороны региональные межведомственные комиссии, советы, иные органы по вопросам подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, осуществлять координацию и контроль деятельности в подведомственных органах и организациях;
4) оказывать содействие в осуществлении подготовки граждан по военно-учётным специальностям для комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации на период мобилизации и в военное время;
5) привлекать структурные подразделения общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, к выполнению задач в период мобилизации и в военное время;
6) обеспечивать функционирование центров по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе и патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан, оказывать содействие органам местного самоуправления в формировании и обеспечении деятельности указанных центров;
7) обеспечивать функционирование региональных экспедиционно-поисковых центров на территориях, где проводились боевые действия в периоды Первой мировой войны, Великой Отечественной войны, иных вооруженных конфликтов, требующих увековечения памяти павших героев и восстановления (уточнения) исторических событий.
Порядок создания и деятельность региональных экспедиционно-поисковых центров на территории России, определяет Правительство Российской Федерации;
8) осуществлять руководство и контроль организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны, подготовку по основам военной службы и проведение учебных сборов в образовательных организациях среднего общего образования и среднего профессионального образования;
9) организовывать профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций и учебных пунктов, а также сотрудников военно-патриотических общественных объединений;
10) обеспечивать проведение медицинского освидетельствования граждан допризывного и призывного возраста;
11) способствовать развитию сети физкультурно-оздоровительных организаций, спортивных школ (клубов), оборонно-спортивных оздоровительных лагерей;
12) организовывать в соответствующем субъекте Российской Федерации проведение мероприятий по подготовке и сдаче нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО гражданами Российской Федерации:
оказывать содействие физкультурно-спортивным клубам общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества;
обеспечивать государственный социальный заказ в целях реализации государственных планов и программ, направленных на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченный бюджетным и иным финансированием и основанных на договорных отношениях между органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и общественно-государственными организациями и иными организациями в рамках их уставной деятельности и в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации;
формировать и представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обороны официальную статистическую информацию о подготовке граждан к военной службе.
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять общественно-государственным организациям и иным организациям, осуществляющим деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан, установленным порядком, движимое и недвижимое имущество в собственность, на праве оперативного управления, безвозмездного временного пользования либо на ином праве, с применением льгот и преимуществ, установленных нормативно-правовым актом Российской Федерации либо соответствующего субъекта Российской Федерации;
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять иные полномочия в области подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан и защите Отечества, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления в области подготовки граждан к военной службе
1. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий при содействии общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе:
1) организуют мероприятия по обучению граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы;
2) осуществляют меры поддержки на вверенной им территории общественно-государственным организациям и иным организациям, осуществляющим деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества;
3) участвуют в создании центров подготовки граждан к военной службе и патриотического (военно-патриотического) воспитания, в отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, для подготовки их по военно-учетным специальностям;
4) организуют создание и функционирование оборонно-спортивных оздоровительных лагерей;
5) организуют на вверенной им территории проведение мероприятий по подготовке и сдаче испытаний (тестов) комплекса ГТО гражданами Российской Федерации;
оказывают содействие физкультурно-спортивным клубам общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества;
обеспечивают проведение медицинского освидетельствования граждан допризывного и призывного возраста;
обеспечивают социальный заказ в целях реализации планов и программ местного самоуправления, направленных на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченных бюджетным и иным финансированием и основанных на договорных отношениях между органами власти местного самоуправления и общественно-государственными организациями и иными организациями в рамках их уставной деятельности и в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления вправе предоставлять общественно-государственным организациям и иным организациям, осуществляющим деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан, установленным порядком движимое и недвижимое имущество в собственность, на праве оперативного управления, безвозмездного временного пользования либо на ином праве, с применением льгот и преимуществ, установленных соответствующим нормативно-правовым актом Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации либо соответствующего муниципального образования.
3. Органы местного самоуправления вправе осуществлять иные полномочия в области подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан и защите Отечества, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Полномочия общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан к военной службе
1. Общественно-государственные организации и иные организации, осуществляющие деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан, оказывают содействие Вооруженным Силам Российской Федерации в укреплении обороны и безопасности Российской Федерации в пределах своих полномочий, указанных в их уставных документах, соответствующих нормативно-правовых актах государственных органов власти, а также государственных задач, определенных в указанных актах, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обороны, иными органами власти.
2. Особый характер деятельности общественно-государственных организаций и иных организаций по выполнению государственных задач определяется непосредственным участием органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их полномочий в виде передачи указанным организациям в установленном законодательством Российской Федерации порядке вооружения, техники, зданий, строений, сооружений, объектов инфраструктуры и иного имущества, средств, необходимых для организации подготовки граждан по военно-учетным специальностям, занятий техническими, военно-прикладными, служебно-прикладными и другими видами спорта, техническим творчеством и подготовки кадров массовых технических профессий.
3. Общественно-государственные организации и иные организации:
участвуют в реализации федеральной системы подготовки граждан к военной службе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их полномочий;
осуществляют мероприятия по патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан;
организуют и проводят подготовку граждан (иностранных граждан) по военно-учетным специальностям при наличии соответствующей материально-технической базы и в пределах полномочий;
организуют физическое воспитание граждан, участвуют в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта;
осуществляют тестирование граждан по сдаче ими нормативов (тестов) комплекса ГТО в рамках предоставленных полномочий;
организуют и проводят летную подготовку курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ при наличии соответствующей материально-технической базы и в пределах полномочий;
участвуют в обеспечении поддержания необходимых навыков граждан, пребывающих в запасе, прошедших и не проходивших военную службу по призыву или на контрактной основе;
осуществляют подготовку специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества при наличии соответствующей материально-технической базы;
обеспечивают хранение и содержание движимого и недвижимого имущества, объектов инфраструктуры, находящихся в их ведении, в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время;
поддерживают и совершенствуют имеющуюся учебную материально-техническую базу для подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан и защиты Отечества совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обороны, иными органами власти;
обеспечивают приобретение, учет, хранение, использование и реализацию стрелкового оружия и боеприпасов к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в ликвидации последствий катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий, других чрезвычайных ситуаций, а также в совершенствовании гражданской и территориальной обороны при наличии соответствующей материально-технической базы и в пределах полномочий;
участвуют в мероприятиях поисково-спасательного обеспечения полетов, проведении полетов и поисково-спасательных работ, а также в выполнении радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, других авиационных работах, осуществляют дежурство на воздушных судах в единой системе авиационно-космического поиска и спасения при наличии соответствующей авиационной техники и разрешений на ее эксплуатацию и в соответствии с законодательством Российской Федерации по использованию воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации;
участвуют в уходе за воинскими мемориалами и захоронениями;
15) координируют, организуют и проводят экспедиции поисковых отрядов Российской Федерации при содействии уполномоченного федерального органа исполнительной власти, иных органов власти и организаций;
16) организуют транспортное и материально-техническое обеспечение поисковых объединений и отрядов Российской Федерации с использованием имущества, выделяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, иных органов власти и организаций осуществляют деятельность в области образования при наличии лицензии на право образовательной деятельности;
17) организуют и проводят военно-исторические реконструкции, фестивали, спортивные и другие мероприятия патриотической (военно-патриотической) направленности;
18) участвуют в реализации государственных, муниципальных и иных планов и программ, направленных на удовлетворение социальных потребностей граждан.
4. Не вправе осуществлять деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе и патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан следующие организации:
- не имеющие статуса юридического лица;
- в уставных документах, которых не указаны виды деятельности, связанные с подготовкой граждан (иностранных граждан) к военной службе и патриотическим (военно-патриотическим) воспитанием граждан;
- не имеющие в ведении соответствующую материально-техническую базу (имущество) для подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе;
- не обладающие соответствующими лицензиями на образовательную деятельность;
- не имеющие государственных либо муниципальных задач в области подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе и патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан, определенных нормативными правовыми актами соответствующих органов власти;
- не заключившие должным образом договор, соглашение, контракт, иной документ с соответствующим государственным либо муниципальным органом власти на подготовку граждан (иностранных граждан) к военной службе и патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан.
Секции, кружки, клубы, иные организации, не являющиеся юридическими лицами, но созданные как структурные подразделения при образовательных организациях, на ином законном основании, вправе осуществлять деятельность только по патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан в соответствии с их Положениями, Уставами, а также Уставами организаций, их учредивших.
5. Физические лица и индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе и патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Статья 12. Координация и контроль
1. Координацию и контроль деятельности общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества, на общероссийском и межрегиональном уровнях осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации.
2. Государственные органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе осуществлять координацию и контроль деятельности общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества на вверенных им территориях, если данные полномочия не закреплены за иными государственными органами власти.
Глава 3. Допризывная подготовка
Статья 13. Основы допризывной подготовки
1. Допризывная подготовка является составным элементом федеральной системы подготовки граждан к военной службе и определяет организацию обучения и воспитания граждан до призыва их на военную службу.
2 Основу допризывной подготовки граждан составляют:
получение знаний, умений и навыков по защите Отечества;
юнармейская подготовка;
патриотическое (военно-патриотическое) воспитание;
4) овладение военно-учетной специальностью;
5) физическое воспитание:
а) занятия физической культурой и спортом;
б) получение спортивного разряда или звания по техническим и иным видам спорта, относящимся к оборонной спортивно-технической деятельности, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
в) получение спортивного разряда или звания по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
6) медицинская подготовка.
3. Допризывная подготовка дополнительно включает проведение мероприятий по профессионально-психологическому отбору, медицинскому обследованию граждан и постановке их на первоначальный воинский учет в соответствии с порядком, установленным в Российской Федерации.
Статья 14. Юнармейская подготовка
Юнармейская подготовка является составным элементом допризывной подготовки детей и молодежи (далее также - подрастающее поколение) к военной службе и включает в себя интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие детей и молодежи по следующим основным направлениям:
1) создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
2) повышение уровня физического развития подрастающего поколения, организация систематических занятий физической культурой и спортом, военно-прикладными видами спорта;
3) патриотическое (военно-патриотическое) воспитание детей и молодежи в детских, детско-юношеских и молодежных патриотических (военно-патриотических) объединениях и клубах, общественно-государственных организациях, центрах патриотического (военно-патриотического) воспитания, учебно-методических центрах;
подготовка по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах;
формирование у подрастающего поколения высших социально значимых ценностей по изучению культуры и истории России, формирование чувства уважения к прошлому своей страны, ее героическим страницам;
повышение интереса детей и молодежи к военной истории России и памятным датам, сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
осознание подрастающим поколением своей неотъемлемой принадлежности Российской Федерации и готовности к выполнению конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
2. Юнармейская подготовка граждан осуществляется в детских, детско-юношеских и молодежных патриотических (военно-патриотических) объединениях, клубах, иных организациях (далее также - юнармейские организации), общественно-государственных организациях и иных организациях, осуществляющих деятельность по подготовке граждан к военной службе и патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию.
3. В детских и детско-юношеских патриотических (военно-патриотических) объединениях, клубах, иных организациях могут заниматься граждане с 8 лет, в молодежных – с 14 лет.
4. Юнармейские организации, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории России как юридические лица, осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормами законодательства Российской Федерации, своими уставными документами.
Статья 15. Субъекты допризывной подготовки
1. К субъектам допризывной подготовки относятся:
1) образовательные организации общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования;
2) общественно-государственные организации и иные организации, осуществляющие деятельность по подготовке граждан к военной службе;
3) детские, детско-юношеские и молодежные патриотические (военно-патриотические) объединения, клубы и иные организации (юнармейские организации);
4) спортивные клубы и секции по военно-прикладным, служебно-прикладным, техническим и иным видам спорта;
5) центры по подготовке граждан к военной службе и патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию;
6) ассоциации и союзы, полномочные в силу законодательства Российской Федерации осуществлять деятельность по подготовке граждан к военной службе.
Статья 16. Нормативно-правовое обеспечение
допризывной подготовки
1. Программы по основам военной службы разрабатывает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обороны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере просвещения в соответствии с принятыми в Российской Федерации федеральными государственными образовательными стандартами.
2. Порядок организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны, по основам военной службы определяется совместно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обороны и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере просвещения.
3. Патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами государственных органов власти и органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
4. Программы профессионального обучения граждан по военно-учётным специальностям разрабатываются с учетом примерных программ и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
5. Гражданин, получающий военно-учетную специальность в общественно-государственных организациях и иных организациях, центрах в установленном законом порядке несет ответственность за соблюдение правил и порядка, предъявляемых к учебному процессу и сдачи квалификационных экзаменов.
6. Порядок организации профессионального обучения граждан по военно-учетным специальностям определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обороны.
7. Требования к физической подготовленности граждан допризывного возраста к военной службе устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обороны.
8. Требование к допризывной медицинской подготовке граждан устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения.
9. Перечень технических, военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта утверждает Правительство Российской Федерации.
Статья 17. Критерии и оценочные показатели готовности граждан
к военной службе
1. Критерии и оценочные показатели уровня готовности граждан к военной службе устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обороны.
2. Критерии готовности граждан к военной службе включают следующие основные показатели:
1) патриотический (военно-патриотический) - занятия в патриотических (военно-патриотических) детских, детско-юношеских и молодежных объединениях, клубах, центрах и иных организациях;
2) образовательный – наличие знаний, умений и навыков, полученных в ходе подготовки по основам военной службы;
3) военно-технический - наличие военно-учетной специальности;
4) спортивной и физической подготовленности - наличие спортивного разряда или спортивного звания;
5) медицинский - состояние здоровья, категория годности к военной службе;
6) морально-психологический - определяется в соответствии с требованиями по профессиональному психологическому отбору.
3. Оценочные показатели характеризуют степень готовности гражданина к военной службе для дальнейшего предназначения в соответствующий вид или род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска воинские формирования и органы.
4. Оценка уровня готовности гражданина к военной службе устанавливается в соответствие с требованиями показателей критериев, определенными пунктом 2 настоящей статьи.
5. Критерии и оценочные показатели учитываются военным комиссариатом при призыве граждан на военную службу.
Глава 4. Вневойсковая подготовка
Статья 18. Организация и направления деятельности
вневойсковой подготовки
1. Вневойсковая подготовка является составным элементом федеральной системы подготовки граждан к военной службе. Под организацией вневойсковой подготовки понимается комплекс мероприятий по подготовке (переподготовке) граждан (иностранных граждан) к военной службе вне Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Вневойсковая подготовка граждан (иностранных граждан) к военной службе проводится в общественно-государственных организациях и иных организациях, а также в военных учебных центрах при государственных образовательных организациях высшего профессионального образования.
3. Программы вневойсковой подготовки предусматривают подготовку граждан (иностранных граждан) с использованием учебно-материальной базы федерального органа исполнительной власти в области обороны, других воинских формирований и органов, общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе.
4. Вневойсковая подготовка граждан (иностранных граждан) осуществляется по следующим направлениям:
подготовка и переподготовка солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу;
подготовка граждан (иностранных граждан), годных к военной службе, но не имеющих военно-учетной специальности или не прошедших военную службу в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
подготовка и переподготовка граждан (иностранных граждан) по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественно-государственных организациях и иных организациях по направлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба на контрактной основе;
подготовка граждан (иностранных граждан) к военной службе в военных учебных центрах при федеральных образовательных организациях высшего профессионального образования по программе военной подготовки.
5. Вневойсковая подготовка осуществляется в форме проведения учебных сборов или плановых занятий с отрывом или без отрыва обучающихся от основной деятельности на договорной основе.
Статья 19. Организация и особенности проведения
вневойсковой подготовки
1. Вневойсковая подготовка граждан (иностранных граждан) осуществляется по планам уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обороны и других федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба.
2. Вневойсковая подготовка и переподготовка организуется для военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях, и граждан, изъявивших желание поступить на военную службу на контрактной основе в общественно-государственных организациях и иных организациях, осуществляющих деятельность по подготовке граждан к военной службе.
3. Вневойсковая подготовка проводится на добровольной основе. Для прохождения подготовки граждане (иностранные граждане) заключают договор об оказании образовательных услуг с соответствующей организацией осуществляющей образовательную деятельность.
4. По завершении курса вневойсковой подготовки квалификационная комиссия оценивает уровень усвоения обучаемым пройденного программного материала. Гражданам, успешно сдавшим квалификационные экзамены, присваивается военно-учетная специальность.
5. Учет граждан, требующих прохождения вневойсковой подготовки, определение воинской специальности и направление их на подготовку осуществляют уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обороны, другие федеральные органы исполнительной власти, где предусмотрена военная служба.
6. В период отбора и комплектования учебных групп проводятся мероприятия по проверке медицинского, профессионального и психологического соответствия и годности кандидатов к обучению на представленную специальность, а также их физической подготовленности.
7. Общественно-государственные организации и иные организации, осуществляющие деятельность в области вневойсковой подготовки в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к их компетенции, не выполнение образовательных программ в соответствии с учебным планом и качеством обучения.
Статья 20. Нормативно-правовое обеспечение
вневойсковой подготовки
1. Требования по вневойсковой подготовке разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обороны по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере науки и высшего образования.
2. Перечни военно-учётных специальностей и направления подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим военно-учетным специальностям, а также порядок формирования этих перечней утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обороны.
3. При утверждении новых перечней военно-учетных специальностей и направлений подготовки может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях специальностей и направлений подготовки военно-учётным специальностям предыдущих перечней и направлений.
Глава 5. Патриотическое (военно-патриотическое) воспитание в федеральной системе подготовки граждан к военной службе
Статья 21. Патриотическое воспитание граждан
1. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации граждан, формирование у них патриотического сознания, чувства верности России и готовности к выполнению гражданского долга.
2. В целях реализации федеральной системы подготовки граждан к военной службе федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, общественно-государственные организации и иные организации, осуществляющие деятельность по подготовке граждан к военной службе, обязаны осуществлять патриотическое воспитание граждан на всех уровнях образовательного процесса.
Статья 22 Военно-патриотическое воспитание граждан
1. Военно-патриотическое воспитание является одним из основных составляющих патриотического воспитания граждан, допризывной и вневойсковой подготовки граждан к военной службе.
2. Военно-патриотическое воспитание граждан является приоритетным направлением деятельности государства и общества, общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан к военной службе.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и обеспечивают военно-патриотическое воспитание граждан.
4. Военно-патриотическое воспитание граждан осуществляется в образовательных организациях общего образования, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, общественно-государственных организациях и иных организациях, осуществляющих деятельность по подготовке граждан к военной службе и военно-патриотическому воспитанию.
Статья 23. Задачи патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан
1. Главной задачей патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан является формирование у них высших социально значимых ценностей, направленных на осознание своей неотъемлемой принадлежности Российской Федерации и необходимости обеспечения и защиты её национальных государственных интересов.
2. Перечень задач и порядок их реализации в области патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан Российской Федерации определяет Правительство Российской Федерации.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют координацию деятельности образовательных организаций, общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих мероприятия патриотической (военно-патриотической) направленности на соответствующих территориях.
Статья 24. Центры подготовки граждан к военной службе и патриотического (военно-патриотического) воспитания
1. Подготовка граждан (иностранных граждан) к военной службе и патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан осуществляются также в общероссийских, региональных и зональных центрах, учебно-методических центрах подготовки граждан к военной службе и патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан (далее центры).
2. Порядок создания центров, их обеспечение и деятельность определяются Правительством Российской Федерации.
Глава 6. Обеспечение деятельности федеральной системы подготовки граждан к военной службе
Статья 25. Меры государственной поддержки общественно – государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по подготовке граждан к военной службе
1. Общественно-государственным организациям и иным организациям, осуществляющим деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества могут устанавливаться меры государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Общественно-государственные организации и иные организации, осуществляющие деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества вправе иметь льготы и преимущества, устанавливаемые налоговым законодательством Российской Федерации по размерам и уплате земельного налога, налога на имущество организаций и транспортного налога.
3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативно - правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,
могут передавать на льготных условиях общественно-государственным организациям и иным организациям, осуществляющим деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества в собственность, на праве оперативного управления, безвозмездного временного пользования, ином праве движимое и недвижимое имущество.
4. Общественно-государственные организации и иные организации, выполняющие государственные задачи по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества, могут быть освобождены полностью либо частично от уплаты государственной пошлины и иных платежей по оформлению (переоформлению) документов, удостоверяющих право на земельные участки и капитальные строения (здания, строения, сооружения), задействованные в образовательной деятельности, а также по регистрации (перерегистрации) транспортных средств (воздушных, маломерных судов, иных технических средств), находящихся в ведении указанных организаций и участвующих в деятельности по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества.
5. Решения о предоставлении общественно-государственным организациям и иным организациям, осуществляющим деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан и защите Отечества льгот и преимуществ, определенных в пунктах 1-4 настоящей статьи, принимаются соответствующими государственными органами власти либо органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями для принятия таких решений.
Статья 26. Мониторинг федеральной системы подготовки граждан к военной службе
1. Мониторинг федеральной системы подготовки граждан к военной службе осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.
2. Порядок проведения мониторинга в области подготовки граждан к военной службе и патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 27. Научное и учебно-методическое обеспечение федеральной системы подготовки граждан к военной службе
1. В целях реализации федеральной системы подготовки граждан к военной службе могут создаваться и действовать научно-исследовательские организации, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное, информационно-технологическое обеспечение патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан, управления системой патриотического (военно-патриотического) воспитания и оценки его качества.
2. Научное обеспечение федеральной системы подготовки граждан к военной службе организуется для исследования актуальных проблем и использования их результатов в практической деятельности.
3. Учебно-методическое обеспечение федеральной системы подготовки граждан к военной службе направлено на разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению всего многообразия педагогических форм, методов и средств с учётом особенностей различных категорий граждан.
4. Для определения критериев оценки качества подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан могут создаваться методические объединения с участием педагогических, научных работников, специалистов общественных организаций по разработке учебно-методических рекомендаций и пособий.
5. Организации, реализующие инновационные проекты и программы, имеющие существенное значение для обеспечения развития федеральной системы подготовки граждан к военной службе, могут признаваться государственными инновационными площадками и составлять инновационную инфраструктуру.
Статья 28. Информационное обеспечение федеральной системы подготовки граждан к военной службе
1. Средства массовой информации, учредителями которых являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации информируют о деятельности общественно-государственных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в области подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан.
2. Субъекты подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе и патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан, могут создавать специальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», использовать официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления для более полного информирования населения Российской Федерации.
Статья 29. Особенности информационно-аналитического и материально-технического обеспечения информационной деятельности федеральной системы подготовки граждан к военной службе
1. В общественно-государственных организациях и иных организациях, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан формируются библиотеки [цифровые (электронные) библиотеки], обеспечивающие доступ к базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Библиотечный фонд комплектуется печатными и (или) электронными учебными изданиями, методическими и периодическими изданиями по тематике подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан.
2. Электронные образовательные и информационные ресурсы создаются в виде автоматизированной обучающей системы и мобильных приложений.
Для обеспечения информационной поддержки проведения мероприятий издаются периодические научно-методические журналы. 3. Организации, осуществляющие деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальных сайтах организаций в сети "Интернет».
4. Учебно-материальное обеспечение информационной деятельности образовательных организаций, реализующих программы по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан, осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерными (типовыми) образовательными программами.
5. Для создания необходимой учебно-материальной базы общественно-государственных организаций и иных организаций, участвующих в образовательных процессах, используется сетевая форма организации образовательного процесса, в том числе с участием предприятий оборонно-промышленного комплекса, военно-профессиональных образовательных организаций, воинских частей и иных организаций.
Статья 30. Педагогическая деятельность в федеральной системе подготовки граждан к военной службой
1. Занятие педагогической деятельностью в сфере подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан могут осуществлять лица со средним профессиональным образованием или высшим профессиональным образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах.
2. Аттестация педагогических работников общественно-государственных организаций и иных организаций, центров, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан, проводится для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории.
3. Аттестация педагогических работников осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан.
4. Аттестация педагогических работников общественно-государственных организаций и иных организаций, центров, осуществляющих деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан, и выполняющих государственный заказ, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с включением в них представителей уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обороны.
Статья 31. Подготовка и повышение квалификации кадров для федеральной системы подготовки граждан к военной службе
1. Подготовка кадров для федеральной системы подготовки граждан к военной службе может осуществляться в различных типах образовательных организаций путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Основные профессиональные образовательные программы для образовательных организаций, находящихся в ведении уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обороны, разрабатываются на основе требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке.
Указанные квалификационные требования, порядок организации и осуществления образовательной деятельности по указанным образовательным программам устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обороны в соответствии с государственными образовательными стандартами.
3. Повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Финансово-экономическое обеспечение федеральной системы подготовки граждан к военной службе
1. Финансово-экономическое обеспечение подготовки граждан к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с привлечением внебюджетных средств, иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Нормативы затрат на оказание услуг в сфере подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан определяются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями к реализации образовательных программ по допризывной и вневойсковой подготовке по каждому направлению с учетом форм обучения, типа организации, особенностей сетевой формы реализации программ, специальных методик, педагогических технологий, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, безопасных условий обучения, охраны здоровья обучающихся, а также с учётом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления деятельности в расчёте на одного обучающегося, иными федеральными законами.
3. Общественно-государственные организации и иные организации, осуществляющие деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан, вправе получать субсидии, гранты, иные доходы на возмещение затрат за счёт бюджетных ассигнований с учетом условий и нормативов, определяемых государственными органами власти и органами местного самоуправления, предоставившими указанные средства.
4. Финансовые средства, полученные общественно-государственными организациями и иными организациями в счет бюджетных ассигнований, иных целевых поступлений на оплату расходов по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан не могут быть направлены на иные цели.
5. Общественно-государственные организации и иные организации, осуществляющие деятельность по подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц на возмездной основе при условии заключения соответствующих договоров, соглашений, контрактов, иных документов.
Доход от оказания платных услуг используется указанными организациями в соответствии с их уставными целями.
6. Государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, имеют право финансировать реализацию образовательных программ в образовательных организациях дополнительного образования детей, в том числе по патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию и подготовке граждан по военно-прикладным, служебно-прикладным, техническим и другим видам спорта из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
7. Финансирование расходов организаций, связанных с реализацией государственных и муниципальных программ и задач в области подготовке граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан осуществляется за счёт и в пределах средств соответствующих бюджетов.
8. Общественно-государственные организации и иные организации, осуществляющие деятельность в области подготовки граждан (иностранных граждан) к военной службе, патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан в соответствии с государственными и муниципальными программами и задачами, установленными соответствующими нормативными правовыми актами государственных и муниципальных органов власти, наделяются правами и полномочиями главного распорядителя бюджетных средств или распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
9. Финансовое обеспечение функционирования федеральной системы подготовки граждан к военной службе осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
10. Финансовое обеспечение подготовки граждан по военно-учётным специальностям в общественно-государственных организациях и иных организациях является расходным обязательством Российской Федерации.
Статья 33. Особенности финансового обеспечения мероприятий патриотического (военно-патриотического) воспитания
1. Общественно-государственные организации и иные организации осуществляют финансирование мероприятий, связанных с патриотическим (военно-патриотическим) воспитанием граждан Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с их полномочиями, специально созданных целевых фондов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, собственных средств.
2. Финансирование ряда проектов и программ в сфере патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан Российской Федерации, в которых участвуют общественно-государственные организации и иные организации, может осуществляться за счет средств, предоставляемых в виде грантов и субсидий.
3. Объёмы финансирования мероприятий патриотической (военно-патриотической) направленности, запланированные общественно-государственными организациями и иными организациями с учетом поданых бюджетных заявок, ежегодно уточняются с их участием соответствующими уполномоченными государственными органами власти и органами местного самоуправления.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 34. Приведение законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои действующие нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в части, их касающейся, привести свои действующие нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
55