Проект физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего дошкольного возраста
«Здоровый ребенок»
Автор проекта:
Беляева Н. Ю. - педагог-психолог Детского сада № 95
Актуальность:
Развитость движения – один из показателей правильного нервно – психического развития детей в раннем возрасте.
Однако, несмотря на огромную значимость двигательной активности в развитии детей, современные условия жизни способствуют ее снижению, что отрицательно сказывается на здоровье подрастающего поколения. Ограничение движения детей по разным причинам ведут к снижению иммунитета, обострению заболеваний, отставанию в психическом развитии.
Родители в вопросах оздоровления и физического воспитания детей в основном полагаются на дошкольные и другие учреждения. Таким образом, возникла необходимость создания целостной системы физкультурно-оздоровительной направленности, охватывающей компоненты физического и психического здоровья детей раннего возраста.
Цель проекта: создание целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста через взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Задачи проекта:
Организовать физкультурно – оздоровительную работу с детьми раннего возраста через проведение подвижных игр, пальчиковых игр, конструктивных игр (способствующих развитию игровых умений, развивающих крупную и мелкую моторику) и игр в воде.
Создать пространственную предметно-развивающую среду, позволяющую осуществлять двигательную активность ребенка в течение дня.
Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста в условиях семьи и ДОУ.
Вовлечь родителей (законных представителей) к участию в образовательном процессе.
Обеспечить психолого-педагогическую помощь детям на ранних этапах развития.
Паспорт проекта:
Проект предназначен для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет.
Тип проекта – физкультурно-оздоровительный, коррекционно-развивающий.
По числу участников - групповой
По времени проведения – долгосрочный
Участники проекта:
- педагог-психолог;
- инструктор по ФИЗО;
- музыкальный руководитель;
- учитель-логопед;
- воспитатели групп раннего возраста;
- дети групп раннего возраста;
- родители.
Формы и методы работы с детьми.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности:
- игровые образовательные ситуации познавательной, двигательной, исследовательской, коммуникативной направленности;
- совместные игры со сверстниками и взрослыми;
- создание эмоционального комфорта с использованием музыкального сопровождения, песочной терапии, арт-терапии.
Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
- утренняя гимнастика;
- гимнастика после сна;
- пальчиковая гимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- физкультминутки;
- игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, считалок;
- ритмическая гимнастика и упражнения под музыку;
- игровые беседы с элементами движений;
- игры с песком и водой.
Все проводимые действия организуются в игровой форме, имеют мотивацию.
Совместная деятельность:
- подвижные игры в группе и на свежем воздухе под руководством взрослого.
Проведение музыкально-театрализованных и физкультурных развлечений, досугов, спортивных праздников.
Работа с родителями:
Анкетирование.
Индивидуальные консультации.
Тематические консультации.
Открытые занятия, дни открытых дверей.
Проведение совместных праздников, развлечений, занятий.
Практическое обучение родителей проведению различных игровых образовательных ситуаций.
Практическая помощь родителям в осуществлении дыхательной гимнастики, игрового массажа, релаксационных упражнений.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
На уровне детей:
- обеспечена психолого-педагогическая помощь на ранних этапах развития;
- повышенные адаптивные возможности детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды;
- развиты двигательные умения;
- сформированы культурно-гигиенические навыки;
- обеспечено эмоциональное и психологическое благополучие детей;
- снижено число пропусков детей по заболеваемости.
На уровне педагогов:
- повышена профессиональная компетентность педагогов в организации работы по методу проектов;
- обеспечено взаимодействие участников образовательных отношений.
На уровне родителей:
- определены потребности и обеспечена поддержка образовательных инициатив семьи;
- родители активные участники образовательных отношений;
- повышена психолого-педагогическая компетентность участников образовательных отношений в вопросах физического развития и оздоровления детей.
Эффективность проекта отслеживается на основе диагностики уровня освоения программы «Детство» по пяти образовательным областям.
Этапы реализации проекта:
I этап. Организационно – информационный.
Изучение научной и методической литературы.
Проведение педагогической диагностики.
Ознакомление родителей с результатами педагогической диагностики.
Определение потребностей и инициатив родителей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Обеспечение дидактического комплекта для реализации проекта.
Разработка оценочного инструментария.
II этап. Практический.
Реализация проекта “ Здоровый ребенок ” через различные формы работы с детьми, родителями, специалистами.
III Этап. Заключительный.
Педагогическая диагностика, подведение итогов.
Заключительное мероприятие в рамках проекта.
Распространение опыта работы.
Тематический план работы педагога-психолога и музыкального руководителя с детьми
раннего возраста по проекту «Здоровый ребенок»
Номер занятия | Тема | Задачи |
1 | Божья коровка | Создание положительного эмоционального настроя в группе; Развитие умения действовать соответственно правилам игры; Развитие координации движений, общей и мелкой моторики; Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов); Развитие внимания, речи, воображения. |
2 | Листопад | Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности. Развитие умения двигаться в одном ритме. Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции. Развитие речи, воображения, творческих способностей. |
3 | Мячик | Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Повышение эмоционального тонуса. Развитие чувства ритма, координации движений. Развитие ориентации в пространстве. Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. |
4 | Прогулка в осенний лес | Сплочение группы, развитие эмпатии. Развитие слухового внимания, произвольности. Снижение излишней двигательной активности. Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету. Развитие пространственных представлений. Развитие общей моторики. Развитие памяти, речи и воображения. |
5 | Веселый Петрушка | Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха. Закрепление знаний о принадлежности к полу (мальчик – девочка). Закрепление пространственных представлений «верх», «низ». Развитие общей и мелкой моторики. Развитие восприятия, речи и воображения. |
6 | Новый год | Создание положительного эмоционального настроя в группе. Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни. Отработка быстроты реакции. Развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. |
7 | Мячики | Развитие коммуникативных навыков. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха. Развитие ориентации в собственном теле. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие зрительного восприятия, речи и воображения. |
8 | Зайка | Создание положительного эмоционального настроя в группе. Развитие умения подражать движениям взрослого. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. Развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. |
9 | Мыльные пузыри | Снятие эмоционального напряжения и агрессии. Снижение излишней двигательной активности, импульсивности. Обучение детей установлению контакта друг другом, сплочение группы. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики. Развитие внимания, речи и воображения. |
10 | Музыканты | Создание положительной эмоциональной обстановки. Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста. Развитие образности слухового восприятия. Развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие внимания, речи и воображения. |
11 | Мамин день | Оптимизация детско-родительских отношений. Воспитание доброго отношения к маме. Развитие двигательных навыков. Развитие восприятия, внимания и речи. |
12 | Мишка | Сплочение группы, развитие эмпатии. Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики. Развитие внимания, речи и воображения. |
13 | Непослушные мышата | Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет. Формирование положительной самооценки. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм. Развитие слухового внимания, быстроты реакции. Развитие обшей и мелкой моторики. Развитие чувства юмора, речи и воображения. |
14 | Колобок | Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. Снятие страхов перед сказочными героями. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Развитие восприятия (слухового, тактильного, зрительного, обонятельного). Развитие пространственных представлений. Развитие внимания, речи и воображения. |
15 | Котята | Формирование положительной самооценки. Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. Снятие мышечного напряжения. Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость). Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки. Развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле. Развитие пространственных представлений. Развитие внимания, речи и воображения. |