МБДОУ «Детский сад №9 «Созвездие»
Тема проекта:
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков
безопасного поведения через ознакомление с правилами
дорожного движения по ФГОС»
Выполнила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Тлинова С.С.
Майкоп 2020г.
Актуальность
Главная цель по обучению детей дорожной азбуке – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы - проекта. Поэтому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения на улице и дороге, в транспорте, передать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Цель проекта:
Создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
4. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей
Участники проекта:
воспитатель средней группы,
дети средней группы,
родители
сотрудники ГИБДД
Длительность проекта: 4-8недель
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- сформированы представления об организации движения пешеходов и транспорта на дорогах и улицах;
- развиты любознательность, наблюдательность, обогащен словарный запас детей
Родители:
- активные и заинтересованные участники проекта, сформированы представления о важности воспитания у детей культуры поведения на улице и в транспорте, через совместную проектную деятельность.
Педагог:
- осуществляет инновационную деятельность;
- повышает профессиональный уровень;
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный
2.Основной
3.Заключительный
4.Презентационный
Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.
Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
В средней группе я углубленно работаю над темой «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» по всем образовательным областям: «Социально – коммуникативное»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
В беседах знакомила детей с различными видами транспорта: грузовыми и легковыми автомобилями, рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок.
Познакомила детей с сигналами светофора, при этом показала значение сигналов светофора, затем закрепила их в играх: «Красный, желтый, зеленый», «Собери машину», «Светофор». Дети с удовольствием играли в сюжетно – ролевую игру «Мы пешеходы».
Как на НОД, так и в свободное время использовала чтение художественной литературы:
С. Михалков «Светофор», «Зайка велосипедист», «Умница шумит». Именно с этого возраста начинается подготовка ребенка пожизненной «профессии» участника дорожного движения, - пешехода. Я считаю, что именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.
Возраст 4-5 лет – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяю метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красиво оформленных картинок, примерами из личного опыта, презентаций.
Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной предметно-развивающей среды, поэтому ознакомление детей с правилами дорожного движения я начала с организации предметно-развивающей среды. С этой целью в группе был создан «Уголок безопасности». В нем настольные и дидактические игры, дорожные знаки; макет дороги, на котором представлены перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: макет светофора, рули, жезл, «одежда» для полицейского, нагрудные изображения различных видов транспорта.
Используя макет дороги, знакомлю детей с такими темами, как «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток».
Решение задач по обучению правилам безопасного поведения осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, беседы, презентации, наблюдение за движением транспорта, целевые прогулки, обсуждение ситуации, заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.
В НОД для более устойчивого внимания детей использую прием удивления (сюрпризный момент). Удивить – значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, который нередко не ослабевает до конца НОД.
Знакомлю детей с правилами поведения на улицах, рассказываю о правилах дорожного движения, объясняю, для чего предназначен тротуар проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Задаю детям вопросы: часто ли дети бывают на улицах, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов.
Считаю полезным разыгрывать с детьми игровые сюжеты. «Где можно и где нельзя играть детям», «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».
Рассказываю детям, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (пешеходный переход – зебра; светофор). Продолжаю знакомить, что такое светофор, показываю его наглядное изображение, повторяю сигналы. Учу детей различать и называть цвета светофора (красный, желтый, зеленый), а так же тому, что они обозначают. Подчиняясь сигналам светофора, учу детей переходить дорогу, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину. Объясняю, что сигналы светофора помогают и водителям помогают избежать столкновения с другими машинами и прочих несчастных случаев. Закрепляю представления детей о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используя макет светофора, макет улицы, игрушечные машины, куклы - пешеходы.
В средней группе начинаю знакомить с дорожными знаками. Работу начинаю со знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Осторожно дети».
Дети знают об их назначении, умеют ориентироваться на них при движении на примере макета «Улица». Далее знакомлю детей с такими знаками, как «Движение пешеходов запрещено», «Движение велосипедистов запрещено».
Интересной и эффективной формой работы считаю организацию сюжетно ролевых и режиссерских игр по правилам дорожного движения. В ходе этих игр дети закрепляют полученные знания. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. В группе и на прогулке провожу такие сюжетно - ролевые игры, как «Пешеходы», «Пассажиры», «Автобус».
Во время сюжетно – ролевой игры «Автобус» знакомлю детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняю, что:
Входить в автобус следует через заднюю дверь, а выходить через переднюю.
Маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь.
Маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте.
Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров.
Разговаривать надо так, чтобы не мешать другим.
Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.
Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Понимая огромное значение основ безопасности поведения в жизни ребенка, я стала собирать, а затем и самостоятельно создавать методический материал для детей среднего возраста. Я старалась его подбирать на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно – образное мышление и непосредственное восприятие.
Собранный мною материал, можно использовать как при индивидуальной, так и при групповых формах обучения.
В группе имеются дидактические игры: «Автопарк», «Учим дорожные знаки», «Внимание дорога!», «Дорожные знаки», «Транспорт», «Поставьте нужный знак», «Отремонтируем светофор», «Поставь нужный знак», «Дорожные знаки - лучшие друзья водителей и пешеходов».
Сделала подборку художественной литературы по ППД:
Мария Монакова «Учимся переходить дорогу»
П. А. Васильевич «Я бегу через дорогу»
В. Мурзин С. Миролюбов «Светофор»
В. А. Крутецкая «Моя первая дорожная азбука»
Ю.М. Коссой «Про дороги и про улицы»
О. Тарутин «Для чего нам светофор»
Л. Гальперштейн «Мы едем, едем, едем»
Сост. Г. Н. Решетникова «Материал к проведению мероприятия по пропаганде правил дорожного движения»
Дорожная азбука
Оформила картотеки:
Картотека загадок
Картотека подвижных игр
Картотека дидактических и развивающих игр
Организовываю целевые прогулки к дороге, где так же использую игровые приемы. Словесные и дидактические игры помогают детям активно наблюдать за транспортом, перекрестком, сигналами светофора и распознать элементы дороги. Так игра «Как могут ехать машины» уточняет особенности движения транспорта в связи с подаваемыми сигналами.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья» закрепляет правила поведения на остановке и в транспорте; игра «Узнай знак» закрепляет знание дорожных знаков.
Воспитание и обучение детей безопасному поведению на улице, может быть эффективным при условии, если работа в этом направлении ведется совместно с родителями. Семья играет большую роль в воспитании детей. Ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания.
С целью педагогического просвещения родителей было проведено родительское собрание на тему: «Ребенок! Дорога! Безопасность!», консультации: «Дорожная азбука», «Дорога без опасностей».
В раздевальной комнате размещаю информацию для родителей, куда регулярно помещаю информацию на темы: «Ребенок и улица», «Как приобщить ребенка к безопасному поведению на дороге», выставляю памятки «Внимание дорога!» и др.
Провела анкетирование родителей на тему «Азбука безопасности», результаты, которой позволили выявить, что степень заинтересованности родителей по этой теме на среднем уровне.
Организовала выставку работ на тему «Соблюдаем правила дорожного движения», выполненных детьми совместно с родителями. Все это заставляет родителей серьезно взглянуть на воспитание у детей прочных навыков безопасного поведения.
В результате совместной работы детского сада и семьи дети становятся белее дисциплинированными и ответственными, меньше допускают нарушений правил дорожного движения.
Заключение
Работая в группе по данной проблеме, учитываю возрастные и интеллектуальные особенности детей. Стараюсь вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности путем познания, а не запретов. Внушаю детям, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, обучаю практическим действиям.
Таким образом, занятия с малышами помогут сформировать у них сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определить способы защиты от них.
Поэтому я считаю, что обучение детей правилам безопасного поведения на дороге очень важная и необходимая работа.
По итогам работы можно сказать: формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах – процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.
Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые угрожают нашей жизни. Поэтому надо уметь предвидеть эти опасности.
Литература.
1. Майрова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрипторий 2003. 2009.
2. Саулина Т.Ф. Три сигала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
3. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л. , Стеркина Р.Б., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – пресс», 2002.
4. Рублях В.Э. правила дорожного движения: Учебное пособие для 1 кл. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 1985.
5. Крутецкая В.А. Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2012.
6. Извекова Н.А. Правила дорожного движения: Учебное пособие для 3-го кл. – 10 изд. – М.: Просвещение