Тема проекта:
«Геометрические фигуры в национальных костюмах народов России»
Содержание:
Введение……………………………………………......................……………...3стр
1.Теоретическая часть
1.1.Что такое национальный костюм и история происхождения.......................4стр
1.2.Геометрический орнамент и его значение ....……….................................4-7стр
1.3.Народные костюмы в России и их геометрические элементы.…............7-8стр
1.4.Народные костюмы в Татарстане и их геометрические элементы..........8-9стр
1.5.Народные костюмы в Башкирский и их геометрические элементы......9-11стр
1.6.Народные костюмы в Мордовии их геометрические элементы.……..11-12стр
1.7.Народные костюмы в Мордовии их геометрические элементы.................13стр
2.Заключение…………………………………….......………………..............14 стр.
3.Список литературы…...…………………………………………................15 стр.
Введение
Россия - многонациональное государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Это русские, татары, башкиры, чуваши, буряты, мордва, калмыки, карелы, якуты, ханты, манси и многие другие. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, вносит свой вклад в общее дело развития России.
Вопрос о геометрии в народном костюме достаточно актуален и интересен. Геометрия прочно связана с повседневной жизнью, в частности с модой и всегда играла значительную роль в одежде. Покупая одежду, люди не обращают внимания на то, что на ткани много геометрических фигур, но это позволяет выглядеть стильно и модно. Подобное исследование можно использовать в различных областях, в моде, в архитектуре, даже в кулинарии.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. С этой книгой мы можем совершать увлекательные путешествия из одного района области в другой и увидеть каким разнообразием отличалась русская народная одежда, в основе которой лежат геометрические фигуры. И ответить на главный вопрос: «Как люди, не умеющие читать и писать, так мастерски владели геометрическими фигурами при шитье одежды и придавали глубокий смысл геометрического орнамента в вышивке национального костюма». Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства коврах, паркетах, гобеленах, вышивке, - мы не задумываемся о роли геометрии в создании этих произведений.
Актуальность: Работа касается одного из самых интересных вопросов геометрии – теории геометрических преобразований на примере исследования выкроек одежды национального костюма и орнаментов вышивки. И поэтому я выбрала эту тему так как мне было интересно узнать, какие национальные костюмы были у русского народа и народов других национальностей, проживающих на территории России.
Цель проекта: Собрать материалы о русских, башкирскх, татарскийх, мордовских, ханси-мансийских национальных орнаментах на одежде и понять о чем говорят фигуры.
Задачи проекта:
Изучить национальные костюмы народностей: татары, русские, башкиры, мордва, Ханси-Манси.
Определить, проанализировать и описать часто встречающиеся геометрические фигуры в национальных костюмах выбранных народов.
Создать орнаменты к выбранным национальным костюмам народов России.
Теоретическая часть
1.1 Что такое национальный костюм и история происхождения национального
Национальный костюм для любого народа – это воплощение всех его особенностей, культуры и традиций. Каждая нация может похвастаться особенной одеждой, которая хранит в себе частичку прошлого и позволяет сохранять национальную идентичность. О таких костюмах сегодня и пойдет речь.
Традиционная одежда – это не только способ защититься от холода, но и возможность проявить свою принадлежность к определенной культуре. Национальная одежда ранее очень четко делилась на повседневную и праздничную. К тому же по определенным деталям национального костюма можно было судить о том, к какому сословию принадлежит человек
В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.
Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.
Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди. .Сильный урон традиционной русской одежде был нанесён Петром Первым, который запретил боярам одеваться в соответствии с древними обычаями.
1.2 Геометрический орнамент и его значение
Орна́мент (лат. ornamentum — «снаряжение, вооружение» от ornare — «вооружать, снаряжать, снабжать необходимым»). В словаре дано определение: «Украшенье, прикраса, особенно в зодчестве»; близко понятиям «узор», «узорочье»: сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, представляющие собою сочетание линий, красок, теней, отвлечённый, абстрагированный тип изображения.
В современной теории искусства все разновидности орнаментов рассматривают в качестве результата постоянно действующей абстрагирующей тенденции конкретно-предметных форм, заимствованных из природы, но преобразованных с помощью ритмико-моторных навыков и мифологических представлений об устройстве мира. Иные формы возникают непосредственно из абстрактных понятий и представлений, к ним относятся магические, солярные знаки. Происхождение третьих спорно. Например, меандр — один из древнейших линейных, или геометрических, орнаментов, известный по архаической крито-микенской и аттической вазописи VIII−VII в. до н. э. Его происхождение трактуется различным образом.
Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.
Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества.
В пошиве костюмов используют чаще всего такие фигуры, как квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб и круг. Каждая фигура имеет своё значение.
Круг – знак солярной, солнечной стихии – символ солнца. «Не земля родит, а небо» – гласит русская пословица.
Треугольник-символ человека, человеческого общения. Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек, отец, мать, дитя, человек как тело, душа и дух. Треугольник является символом плодоносности земли, брака, пламени, горы. Если соединить три треугольника, то получится пифагорейский символ здоровья. Свастика, находящаяся внутри треугольника – это символ космической гармонии
Треугольник, помещенный в границы квадрата – символ сочетания всего божественного и человеческого, небесного и земного, духовного и телесного.
Ромб (или квадрат), поделенный крестом на четыре части (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это знаки земли и плодородия.
Так же используются крест, волнистая линия, громовник, ружа, спираль, крада, колокрес и все они тоже имеют своё значение.
Крест – возникновение символа креста исходит еще к эпохе неолита. Крест является одним из самых религиозных символов высших сакральных ценностей. Это центр мира и точка соединения между небесами и землей – космическая ось. Крест – знак света, солнца, которые противостоят злым силам мрака и тьмы.
Волнистая линия – знак воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «после дождичка в четверг».
Спираль – символ солнечной и лунной энергии, грома, молнии, вихря и созидательных сил.
Крада («решетка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костер.
1.3 Народные костюмы в России и их геометрические элементы
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
Форма орнамента русского традиционного костюма имела 2 основных вида (геометрическую и свободную) и зависела от техники его исполнения, например если это вышивка по счету нитей ткани то орнамент получался строго геометрический, подчиненный переплетению волокон ткани, а если например это набойка то орнамент имел форму плавных изогнутых мотивов.
В традиционной русской одежде выделяют 4 основных вида орнамента:
— геометрический. Состоит из различных фигур, крестов, точек, линий или лент, зигзагов, спиралей; меандров — изломанная непрерывно кривая под прямым углом линия, образующая ряд спиралей; треугольников, ромбов, квадратов, кругов, полукругов, эллипсов; вязи или шрифтовый орнамент, который использовался в украшении культовой одежды;
— растительный. Изображение флоры — реалистичное, как на павлово-посадских платках, или упрощенно стилизованное, до утраты сходства. Лист превращается порой в игру изогнутых линий. Гирлянды ветвей, листьев и плодов украшают русские кашемировые шали. Излюбленный мотив — рисунок «огурцы», пришедший с Востока и доработанный русскими мастерицами;
— зооморфный. Включает изображения зверей, обитателей морей, пресмыкающихся, насекомых, сказочных существ. Образы львов, барсов, медведей и орлов как символов власти и силы присутствуют на гербах;
— антропоморфный. Использовались и рисунки отдельных частей человеческого тела — сердце, глаз, нога, рука. Антропоморфный орнамент украшает многие детали костюма, вышитые крестиками — наплечники рубах (деталь рукава), передники, убрусы (головной убор).
Также в орнаментике вышивок часто встречаются сказочные персонажи. Птица Сирин — райская птица с ликом девы, своего рода эмблема счастья. Кентаврас: мужской торс слит с туловищем коня — образ доброго удалого человека, скачущего конем. Единорог — конь с рогом на лбу, наделенный особой силой, способной поражать злые помыслы людей. Русалка — женщина с рыбьим хвостом, сопровождавшая корабли в дальних плаваниях. Сказочные чудовища: сенмурава — полусобака, конь-хищник, конь-птица, конь-лев. Все они широко представлены в русском орнаментальном искусстве.
1.4 Народные костюмы в Татарстане и их геометрические элементы
Татарский национальный костюм (тат. татар милли киемнәре) — традиционная одежда татар, комплекс предметов одежды, сложившийся на протяжении столетий среди татарского народа. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов[1] и ислам. В современном виде татарский костюм сложился к началу XIX века, времени бурного развития татарского торгового капитала, нацеленного царским правительством на торговлю со Средней Азией.
В настоящее время национальный костюм используется в основном в качестве сценического реквизита. Однако костюмы, надеваемые представителями татарской эстрады (а также на официальных мероприятиях вроде торжественных встреч гостей) и представляемые как народные, стилизованы до такой степени (в частности, перегружены декоративными элементами), что зачастую имеют мало чего общего с аутентичными образцами (стоит отметить, что в среде крещёных татар бытуют ансамбли народной ансамбли, участники которых носят аутентичные народные костюмы, а). Несколько более достоверные образцы народных костюмов носят участники Сабантуя. Помимо этого, отдельные элементы татарского костюма, такие как тюбетейка, и френчи, схожие по форме с татарскими кафтанами, получили распространение у некоторых чиновников Татарстана при президенстве Рустама Минниханова, следуя его примеру, поскольку лично сам глава республики появлялся именно в одежде, приближенной к народной. Именно при его президентстве народный костюм стал надеваться на свадьбы и никахи. Помимо Минниханова, интерес к народной одежде и близкой к ней подогревает заместитель председателя исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров. Также, на данный момент многие модельеры и дизайнеры Татарстана создают свои коллекции именно на основе татарского национального костюма, некоторые из них обслуживают.
Основное влияние на визуальный облик и рисунок оказала поволжская ветвь. Отражение в костюмах получили религия и традиции — верховая езда, танцы, уважение к старшим, постоянное перемещение по территории (кочевничество). Национальная обувь и одежда созданы с тем учетом, чтобы в них было комфортно в любую погоду: летом не должно быть жарко, а осенью и зимой – холодно.
Современный образ жизни указывает на то, что внешность должна быть красивой, одежда – стильной, чтобы общество смогло оценить умение человека следовать моде. Традициям и культуре отводится все меньше места, поэтому, как татарин, так и татарка чаще используют народный, типичный для старшего поколения костюм только на праздниках или в качестве сценического наряда на выступлениях.
1.5 Народные костюмы в Башкирский и их геометрические элементы
Башкирский национальный костюм, как и у других народов мира, является неотъемлемой частью культуры башкир. Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи.
Самой важной у башкир была многочисленность верхних одежд, особенно в праздничных костюмах. Башкиры на нижнюю одежду надевали несколько слоёв верхней — несколько халатов один на другой в любое время года и независимо от погоды.
Традиционной верхней длиннополой одеждой башкир был елян (башк. елән) — костюм с рукавами на подкладе. Бытовал мужской (прямоспинный) и женский (приталенный, расклешённый). Мужской елян шили из тёмных хлопчатобумажных тканей, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; отделывали нашивками из красного сукна (по подолу, полам, рукавам), украшали аппликацией, вышивкой, позументом. Женский елян шили из цветного бархата, чёрного сатина, шёлка. Подол, полы, рукава отделывали нашивками из разноцветного сукна (красного, зелёного, синего), чередуя их с позументом. Еляны украшали аппликацией, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам — треугольными нашивками (башк. яурынса).
В качестве верхней одежды у башкир был распространён казакин — приталенный костюм на подкладке с рукавами и глухой застёжкой, на пуговицах. Казакин был мужской и женской одеждой. Мужские казакины шили из тёмной хлопчатобумажной или шерстяной ткани со стоячим воротником и боковыми прорезными карманами. У башкир казакин был распространён и как форменная одежда военнослужащих башкирских полков.
Национальный костюм башкир складывается в течение веков. Единого костюма нет и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Основными материалами при изготовлении одежды домашней и выделки были сукно, ткани из растительных волокон, кожа овчина, меха дикорастущие крапива и конопля. Большим спросом пользовались шелк, бархат, кустарные и фабричные ткани. В прошлом каждая женщина в той или иной мере обладала мастерством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приёмы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивка из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. У башкир несколько видов национальной одежды исключительно обрядового назначения. Праздничный костюм по покрою почти полностью повторял будничный. В состоятельных семьях и будничная одежда выглядела довольно нарядно. Многие украшения из кораллов и серебра носили и в праздники и в будни. Для национального костюма башкир была характерна декоративность. Особенно красочно выглядел женский праздничный наряд. Торжественным считался яркий красный цвет. Из красного кумача шили праздничные женские платья, мужские рубахи, штаны, тонким красным сукном (кармазином) отделывали верхнюю одежду, обувь. Мужская праздничная одежда, особенно юношей и молодых мужчин, выделялась большой яркостью, нарядностью. Также роскошью отличался костюм богатых мужчин. Имущественное неравенство в обществе в наибольшей степени отражалось именно в праздничной одежде различных слоёв населения. Печать достатка лежала на дорогих шубах из меха лисы, куницы, выдры. Камзолы и верхняя одежда богатеев из среднеазиатских шелков, атласа были отделаны позументом, мехом, ярким сукном.
В орнаменте, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории. Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров.
В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, преобладает:
красный – цвет тепла и огня;
желтый – цвет изобилия и богатства;
черный – цвет земли и плодородия;
зеленый – цвет вечной зелени;
белый – цвет чистоты помыслов, миролюбия;
синий – цвет свободолюбия;
коричневый – цвет старости увядания.
Башкирский орнамент с геометрическим узором преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными элементами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звезды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами. Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнаментике многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит.
1.6 Народные костюмы в Мордовии их геометрические элементы
Мордовский национальный костюм появился в глубокой древности в крестьянской среде, и в течение этого времени он был наделен характер. Он подразделяется на эрзянский и мокшанский типы. Большинство тканей для пошива одежды были самодельными. Эрзянский и мокшанский народные костюмы достигли своей полной художественной выразительности к середине 19 века. Люди, которые работали на земле, могли сами изготавливать ткани. Они производили льняное или плотное полотно для пеньковых рубашек, шерстяную ткань для теплой одежды, яркие шерстяные нитки для вышивания. Они были раскрашены с использованием растительных красок. Наибольший интерес представляет женская одежда. В нем много традиционных черт. Узоры ручной вышивки имеют национальную символику древних языческих верований.
Основным элементом мордовского костюма была белая холщовая рубашка, украшенная вышивкой. Эрзянская рубаха сшита из двух полотнищ, которые разрезаны пополам. Посередине, по центральному шву, был оставлен шов с разрезом для воротника и разрезом на подоле для ступеньки. В боковых швах сверху под прямым углом были вшиты рукава. Традиционной застежкой на груди в эрзянском костюме была «малоберцовая кость сюльгамо». Это была овальная пряжка из толстой проволоки с подвижной булавкой, которая использовалась для скрепления воротника. Богатая нижняя часть прикрывала глубокий разрез на груди. В 19 веке воротник обычно застегивался двумя фибулами, одна из которых не имела украшения. Особое значение в мордовских женских костюмах играли сложные поясные элементы. Костюм представлял собой набедренную повязку- пулай, которую надевали поверх рубахи. В знак полового созревания девочки начинают носить пулай с 13-14 лет, и затем он оставался аксессуаром женского костюма до самой ее смерти. Мордовская женщина не могла появиться в обществе мужчин без «пулая». В зависимости от места бытования он имел разную форму: квадратную, трапециевидную или в виде пояса с пышной бахромой. Праздничный «пулай» украшался ракушками, цепочками, медными пуговицами, значками, цветными бусами и по краю длинной черной, красной, зеленой или синей шерстью и кисточками с каждой стороны. В результате вес такой «пулайи» составлял до 6 килограммов. Поясное украшение «пулай» было двух видов. Правая сторона ткани была украшена вышивкой. Тогда почти до колен шла бахрома из шерсти, обычно черного цвета, но по праздникам она могла быть из красной или зеленой шерсти. Шерсть украшена медными цепочками, а по бокам прикреплены кисточки из бисера. Титно, пичным для эрзянского костюма было полотно поверх одежды - “рутся”.
Извесчто народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Известный исследователь этнографии Поволжья конца ХIХ-начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой – «долматиком» византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность».
Народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.
1.7 Народные костюмы в Ханси-Мансийске их геометрические элементы
Первое, что привлекает взгляд – национальная одежда. Для любой культуры это одно из самых ярких и уникальных проявлений, своеобразный «паспорт». В одежде ханты и манси некоторые виды были одинаковыми у мужчин, женщин и детей. Вместе с тем здесь более, чем в других предметах материальной культуры, заметны были межгрупповые различия. Так, у северных групп в верхней мужской одежде преобладала глухая (без разреза спереди, надеваемая через голову), у южных и восточных — распашная. Глухая меховая одежда, не имеющая разреза спереди, была трех видов: малица, гусь (кумыш) и парка. Первую носили мохом к телу, а гусь и парку — мехом наружу. Парка была нарядной одеждой, а кумыш надевали в дорогу поверх малицы. Мужчины подпоясывали все виды верхней одежды поясами. Женщины повсеместно носили распашную верхнюю одежду, но у каждой группы был свой покрой. Некоторые виды женской одежды (штаны, рубаха, халат, платок, обувь) не отличались от мужской; специально женскими были набедренный пояс-повязка, двойная шуба из оленьих шкур, большие головные платки. На севере зимнюю одежду шили по большей части из оленьих шкур, а южнее — из сборного меха в сочетании с тканями.
Обувь была разных покроев: для лета — поршневидная (с загнутой подошвой, присборенной над ступней), короткие черки и черки с пришивным длинным голенищем из ткани или кожи. Зимнюю обувь (ерн вай – "ненецкая обувь") длиной выше колен шили из камусов мехом наружу и украшали меховой мозаикой и полосками сукна. Внутрь клали травяные стельки, надевали шерстяные либо меховые чулки. Короткую обувь (няра) шили из продымленных лосиных, оленьих, конских камусов или кожи, а верхнюю часть оторачивали сукном, подошвы выкраивали из прочных и не скользящих "щеток" и шкуры, снятой со лба оленя. Няры надевали на толстый, длинный чулок (вай) из сукна, брезента или ровдуги, либо вязаный из цветной шерсти по образцу коми-зырянского, кожаные украшали аппликацией из ткани или бисером. Летом мужчины и женщины так же носили ровдужные или меховые сапоги с подошвой из лосиной кожи.
Головным убором служили капор, платок или капюшон малицы и гуся. Своеобразны были так называемые ложные косы — пучки волос, перевитые цветным шнурком. В некоторых районах было принято стричь волосы особым образом либо их носили нестрижеными. Мужчины и женщины очень любили кольца, особенно из белых металлов. Женщины носили также нагрудные и особые накосные украшения.
2.Заключение
Роль геометрии в жизни человека огромна.
В ходе работы были рассмотрены национальные костюмы русского, татарского, башкирского, мордовского и ханси-мансийского народов, в которых ярко выражены мотивы геометрии. С самых древних времен геометрия проникла и надежно закрепилась в национальной одежде. В результате исследования были выделены основные геометрические фигуры, характерные для каждого костюма: треугольник, трапеция, прямоугольник, круг, овал.
Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать – душой), способной помогать людям. Хочется верить, что такое удивительное явление, как народный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения.
Список литературы
https://www.lavka-podarkov.ru/articles/56793/
https://yandex.ru/images/search?text
https://yandex.ru/images/search?from
https://www.livemaster.ru/topic/2808891-natsionalnye-kostyumy-mira
https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/natsionalnye-kostyumy-narodov-rossii.html
https://www.livemaster.ru/topic/3183532-ornament-russkogo-narodnogo-kostyuma
https://nyagan.life/specprojects/narod-hanty-mansi/traditsionnyy-kostyum
https://club-detstvo.ru/raznoe/xanty-nacionalnyj-kostyum-tradicionnaya-muzhskaya-i-zhenskaya-odezhda-naroda-xanty/
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.87d1696a-63c3a629-a6d9d50f-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Mordovian_national_costume
https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/natsionalnye-kostyumy-narodov-rossii.html
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1057448
https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкирский_национальный_костюм
https://ru.wikipedia.org/wiki/Татарский_костюм
https://vk.com/topic-128776180_48614370
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.lavka-podarkov.ru%2Farticles%2F56793%2F&cc_key=
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fvokrugknig.blogspot.com%2F2020%2F05%2Fblog-post_71.html%3Fm%3D1&cc_key=
18