Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9имени К.К.Рокоссовского»
Образовательный проект
«Глобальные проблемы современности»
Проект подготовила: учащиеся 8 класса
Руководитель проекта: Гурова Ольга Васильевна
учитель обществознания
Г. Железногорск.
2019 – 2020 уч. год.
Содержание проекта
1 Актуальность проекта……………………………………………..
2. Цели и задачи проекта……………………………………………..
3. Основная часть………………………………………………………
3.1. Вступление
3.2. Три группы глобальных проблем:
-
Суперглобальные (общемировые) проблемы современности;
-
Общепланетарные (ресурсные) проблемы современности;
-
Общечеловеческие (субглобальные) проблемы современности;
3.3. Тема войны и мира как одна из главных проблем современности.
3.4 Причины развития военной угрозы.
3.5. Условия недопущения ядерной войны.
4. Используемая литература…………………………………………
5. Приложения…………………………………………………………
-
Актуальность проекта
Выбирая, тему данного проекта я задумался о том, что каждый человек, как частица целого непрерывно связан со средой своего обитания, состояние которой определяет условия его существования. Поэтому направления и перспективы мирового развития привлекают внимание учёных и ,конечно, же нас, молодое поколение.
В последнее время особую тревогу мировой общественности вызывает угроза термоядерной войны, экологические, демографические и ряд других проблем современности, затрагивающих мир в целом и требующих неотложных решений. Поэтому анализ современных особенностей проблемы войны и мира отражает её глобальный характер:
Исходя из этого, я решил остановиться на самой актуальной проблеме современности теме войны и мира.
-
Цели и задачи проекта.
Цели проекта:
-
Обобщить знания о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от иных проблем человека;
-
Дать представление о различных точках зрения на пути и средства разрешения глобальных проблем;
-
Дать классификацию глобальных проблем;
-
Показать особенности глобальной проблемы войны и мира;
Задачи проекта:
1 .Изучить информационно – аналитический материал о глобальных проблемах современности. А именно:
. Три группы глобальных проблем:
-
Суперглобальные (общемировые) проблемы современности;
-
Общепланетарные (ресурсные) проблемы современности;
-
Общечеловеческие (субглобальные) проблемы современности;
2. Изучить глубоко вопросы темы войны и мира, как одной из главных проблем современности.
3. Развивать коммуникативные способности.
3.Основная часть
3.1. Вступление
(1слайд). Глобальные проблемы современности превратились в один из важнейших объектов мировой политики и практики.
Термин «глобальные проблемы» в научной литературе начал употребляться с конца 60-х годов XX столетия. Сами глобальные проблемы возникли намного раньше. Уже с конца 50-х годов с достаточной очевидностью проявилась экологическая проблема. Мировые войны XX столетия, создание ракетно-ядерного оружия поставили человечество перед угрозой самоуничтожения.
Глобальные проблемы не являются чем-то новым для развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее противоречий в системе «человек – общество – природа». В основе лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил, т.е. развития материальной культуры общества, с другой – результат социальных процессов.
Значительное влияние на появление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции и крупнейших социальных перемен в мире. Создание оружия массового уничтожения в количестве, угрожающем существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставило и проблемы сохранения и выживании я этой цивилизации в изменившихся условиях.
( 2 слайд). Какое же определение дали учёные понятию глобальные проблемы?
3.2. Три группы глобальных проблем.
Выделяют три основные группы глобальных проблем.
(3 слайд). Основные группы глобальных проблем возникают из отношений между человеком и природой, человеком и обществом.
(4 слайд). Есть и другая трактовка глобальных проблем.
Значит, отсюда мы делаем вывод глобальные проблемы – это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества. Т.е. они касаются перспектив будущего развития всего мира. Поэтому глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. Нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно , необратимым последствиям для человека и среды его обитания.
А что же породило глобальные проблемы? Ответ на этот вопрос, в сущности, довольно прост. Глобальные проблемы явились результатом с одной стороны огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, а с другой стороны неспособности человека рационально распорядиться этой силой. Остановимся подробно на каждой группе проблем.
(5 слайд). Первая группа проблем.
(6 слайд). Вторая группа проблем.
(7 слайд). Экологическая проблема. (Комментировать слайд).
(8 слайд). Демографическая проблема. (Комментарий слайда)
(9слайд). Комментарий слайда.
(10 слайд). Комментарий слайда.
(11 слайд). Комментарий слайда.
(12 слайд). Продовольственная проблема.( Комментарий слайда).
(13 слайд). Энергетическая сырьевая проблема. Комментировать слайд.
(14 слайд). А теперь остановимся на третьей группе проблем.
(15 – 23 слайд). Комментировать.
33.Тема войны и мира как одна из главных проблем современности.
(24 слайд). Одной из важнейших глобальных проблем, по-моему, мнению является проблемы войны и мира. (Комментарий слайда).
Проблема войны и мира превратилась в глобальную, буквально на наших глазах, прежде всего, в результате резко возросшей мощи оружия. Сегодня одного только ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила превышает в несколько тысяч раз мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов раз превосходит мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло свыше 200 тысяч человек! 40% площади города превратилось в пепел, 92% было изуродовано до неузнаваемости.
К настоящему времени в арсеналах ядерных держав накоплено 50 тыс. ядерных боеприпасов общей мощностью 13 тыс. мегатонн. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, при глобальном ядерном конфликте погибнет 2 млрд. человек. 20-25% оставшихся в живых скончаются от эпидемий, радиации, массовых генетических болезней. Остаткам человечества выжить, по всей видимости, не удастся. «Ядерная зима», разрушение озонового слоя и другие экологические изменения сделают невозможным существование высших форм жизни на Земле. Перспективы применения химического и бактериологического оружия дополняют эту картину. Достаточно сказать, что в мире имеется около 150 тыс. тонн боевых отравляющих веществ. Этого вполне достаточно, чтобы несколько раз уничтожить человечество.
На каждого человека в настоящее время только в виде ядерного оружия приходится такое количество взрывчатых веществ, что их тринитротолуоловый эквивалент превосходит 10 тонн. Если бы у людей было столько продовольствия! Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить все живое на Земле. А ведь сегодня уже и «обычные» средства ведения войны вполне способны нанести глобальный урон и человечеству, и природе. При этом следует иметь в виду, что технология ведения войн эволюционирует в сторону все большего уничтожения мирного населения.
-Что ждет человечество. Если будет развязана пусть даже и локальная война с применением самых современных средств ее ведения?
Как считают специалисты, применение современного оружия приведет, по крайней мере, к 100-кратному превышению количества жертв, среди мирного населения по сравнению с числом погибших военных. По-видимому, это будет война, по существу, против мирного населения!
Последствия ядерного конфликта будут иметь глобальный характер.
(25 слайд) Они проявятся:
-
В изменениях климата;
-
В разрушении озонового слоя атмосферы, защищающего все живое на Земле от действия космического ультрафиолетового излучения;
-
Значительном воздействии на генофонд человечества;
-
Нарушение баланса в биосфере.
Между тем из истории известно, что неуклонно растущие взаимодействия между народами, обмен продуктами промышленного и сельскохозяйственного производства, духовными ценностями постоянно сопровождались острейшими военными столкновениями
3.4.Причины развития военной угрозы.
(26 слайд). Каковы причины развития военной угрозы?
Глобальной она стала после двух мировых войн, случившихся в первой половине XX века, в которых участвовало большинство стран мира. Второй причиной для этого послужило развитие вооруженности стран. Если когда-то единственным оружием были лук, меч и тому подобное, то после разработки оружия массового уничтожения (химическое, ядерное). Масштабы проблемы выросли многократно. Также важной причиной развития данной проблемы явилась «холодная война» и гонка вооружений двух сверхдержав – США и СССР. Изучение проблемы войны и мира в то время сводилось к одному – поиску виноватых в «холодной войне». При этом обе стороны продолжали прибегать к угрозам ядерной войны, участвовали в различных в различных военных конфликтах и использовали свою военную мощь для достижения политических целей.
(27 слайд). «Холодная война» с распадом СССР закончилась. Однако и сейчас существует скрытое противоборство России и США, которые остались самыми мощными в военном отношении державами. Между этими государствами постоянно возникают противоречия по многим вопросам, в том числе и относящимся к сфере военной безопасности. Кроме того, возрастает количество военных конфликтов как межгосударственных, так и внутренних.
Все это не оказывает благоприятного впечатления. С наступление XXI века жить не стало спокойнее, государства продолжают решать проблемы (чаще всего политические) посредством военных конфликтов. От этого сильнее страдает мирное население, которое не может защитить себя. А ведь нас с детства учат не обижать слабых и беззащитных, а драка – это проявление глупости. Почему же мы забываем об этом, когда становимся взрослыми.
(28 слайд). Международный терроризм - это ещё одна реальная угроза. Всё большую остроту локальные и гражданские войны. По данным Международного института исследований проблем мира, только за последние 10 лет 20 века произошло 120 вооружённых конфликтов. Они затронули 80 стран и унесли почти 6 миллионов человек, а около 300 миллионов жителей превратились в беженцев. Наибольшее число горячих точек в Азиатско - Тихоокеанском регионе 20, в Африке -16, в Европе-5, на ближнем Востоке-3, в южной Америке -2. Две трети нынешних конфликтов тянутся уже более 5 лет, а остальные более 20 лет.
Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности. Острота этих проблем ощущалась каждым народом по своему, и пути их решения никогда прежде не выходили за пределы границ отдельных государств.
3.5. Условия недопущения ядерной войны
(29 слайд). Каковы же условия недопущения ядерной войны? Комментарий слайда.
(30 слайд) И в заключение хочу сказать .Общечеловеческое, глобальное соизмерение проблем войны и мира придает особую актуальность сотрудничеству пацифистов, верующих и атеистов, социал-демократов и консерваторов, других партий, движений и течений. Различные компоненты движения за мир находятся между собой в сложных отношениях – от идейной конфронтации до плодотворного диалога и совместных действий. В этом движении воспроизводится глобальная задача – политических сил ради достижения общей для человеческого общества цели. Мир – это общечеловеческая ценность, и достигнута она может быть только общими усилиями всех народов.
(31 слайд). Закончить свой проект замечательным стихотворением.