СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Гормоны" 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Гормоны" 10 класс»

 Творческое название проекта: Гормоны  МБОУ Пролетарская СОШ №5 10 класс Учитель: Волошина Г.В.

Творческое название проекта:

Гормоны

МБОУ Пролетарская СОШ №5

10 класс

Учитель: Волошина Г.В.

Основополагающий вопрос:  Возможна ли жизнь без гормонов? Проблемные вопросы: Что такое гормоны? Какое физиологическое действие оказывают гормоны? Где вырабатываются гормоны? Кто и когда открыл гормоны? Какие свойства проявляют гормоны? Какие виды гормонов существуют? Каков механизм действия гормонов?

Основополагающий вопрос: Возможна ли жизнь без гормонов?

Проблемные вопросы:

  • Что такое гормоны?
  • Какое физиологическое действие оказывают гормоны?
  • Где вырабатываются гормоны?
  • Кто и когда открыл гормоны?
  • Какие свойства проявляют гормоны?
  • Какие виды гормонов существуют?
  • Каков механизм действия гормонов?
Гормоны - биологически активные органические вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции и регулируют деятельность органов и тканей живого организма. Осуществляют гуморальную регуляцию деятельности органов и всего организма в целом.

Гормоны - биологически активные органические вещества, которые вырабатываются железами внутренней секреции и регулируют деятельность органов и тканей живого организма.

Осуществляют гуморальную регуляцию деятельности органов и всего организма в целом.

Физиологическое действие гормонов направлено на:  1 ) обеспечение гуморальной, т.е. осуществляемой через кровь, регуляции биологических процессов 2) поддержание целостности и постоянства внутренней среды, гармоничного взаимодействия между клеточными компонентами тела 3) регуляцию процессов роста, созревания и репродукции.

Физиологическое действие гормонов направлено на:

1 ) обеспечение гуморальной, т.е. осуществляемой через кровь, регуляции биологических процессов

2) поддержание целостности и постоянства внутренней среды, гармоничного взаимодействия между клеточными компонентами тела

3) регуляцию процессов роста, созревания и репродукции.

Главные эндокринные железы:  Это гипоталамус, гипофиз, эпифиз, щитовидная и паращитовидные железы, надпочечники, эндокринные части поджелудочной железы и половых желёз. Общий вес этих органов не превышает 100 г, а количество выделяемых ими биологически активных веществ измеряется десятитысячными долями миллиграмма.

Главные эндокринные железы:

Это гипоталамус, гипофиз, эпифиз, щитовидная и паращитовидные железы, надпочечники, эндокринные части поджелудочной железы и половых желёз. Общий вес этих органов не превышает 100 г, а количество выделяемых ими биологически активных веществ измеряется десятитысячными долями миллиграмма.

История открытия гормонов Открыты в 1902 году Старлингом и Бейлиссом. Эрне́ст Ге́нри Ста́рлинг – английский физиолог. Автор трудов по лимфообразованию, кровообращению, физиологии кишечника, функции почек, секреции поджелудочной железы. В 1902 совместно с Уильямом Бейлисом открыл секретин и ввел в науку понятие «гормон». Уильям Мэддок Бейлисс - английский физиолог. С 1904 изучал физико-химические основы действия ферментов. Эрне́ст Ге́нри Ста́рлинг

История открытия гормонов

Открыты в 1902 году Старлингом

и Бейлиссом.

Эрне́ст Ге́нри Ста́рлинг – английский физиолог. Автор трудов по лимфообразованию, кровообращению, физиологии кишечника, функции почек, секреции поджелудочной железы. В 1902 совместно с Уильямом Бейлисом открыл секретин и ввел в науку понятие «гормон».

Уильям Мэддок Бейлисс - английский физиолог. С 1904 изучал физико-химические основы действия ферментов.

Эрне́ст Ге́нри Ста́рлинг

Свойства гормонов: Чрезвычайно высокая физиологическая активность- малые количества гормонов вызывают значительные изменения в работе органов и тканей; Дистанционное действие - регулируют работу органов, удалённых от железы, вырабатывающих гормон; Быстрое разрушение в тканях - при сильном влиянии на работу органов и тканей, гормоны не должны накапливаться в них ; Непрерывная секреция соответствующей железой (вызвано необходимостью воздействия на работу соответствующего органа в каждый момент времени).

Свойства гормонов:

  • Чрезвычайно высокая физиологическая активность- малые количества гормонов вызывают значительные изменения в работе органов и тканей;
  • Дистанционное действие - регулируют работу органов, удалённых от железы, вырабатывающих гормон;
  • Быстрое разрушение в тканях - при сильном влиянии на работу органов и тканей, гормоны не должны накапливаться в них ;
  • Непрерывная секреция соответствующей железой (вызвано необходимостью воздействия на работу соответствующего органа в каждый момент времени).
Классификация гормонов  По химическому строению гормоны делят на: 1. Стероидные (стероиды) 2.Гормоны – производные аминокислот. 3.Пептидные 4.Белковые

Классификация гормонов

По химическому строению гормоны делят на:

1. Стероидные (стероиды)

2.Гормоны – производные аминокислот.

3.Пептидные

4.Белковые

Группы Представители Стероидные гормоны(стероиды) Железы 1.Кортикостерон Гидрокортизон Кортизол Альдостерон 2.Андростандиол Тестостерон 3.Эстрадиол Прогестерон ПРОИЗВОДНЫЕ АМИНОКИСЛОТ 1.КОРА НАДПОЧЕЧНИКОВ 2.СЕМЕННИКИ 3.ЯИЧНИКИ 1.Тироксин Трийодтиронин 2.Адреналин Норадреналин ПЕПТИДНЫЕ ГОРМОНЫ 1.ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА 2.МОЗГОВОЕ В-ВО НАДПОЧЕЧНИКОВ 1.Окситоцин Вазопрессин 2.Глюкагон 3.Тиреокальцитонин БЕЛКОВЫЕ ГОРМОНЫ 1.ГИПОФИЗ 2.ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА 3.ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА 1.Инсулин 2.Соматотропный гормон 1.ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА 2.ГИПОФИЗ

Группы

Представители

Стероидные гормоны(стероиды)

Железы

1.Кортикостерон

Гидрокортизон

Кортизол

Альдостерон

2.Андростандиол

Тестостерон

3.Эстрадиол

Прогестерон

ПРОИЗВОДНЫЕ АМИНОКИСЛОТ

1.КОРА НАДПОЧЕЧНИКОВ

2.СЕМЕННИКИ

3.ЯИЧНИКИ

1.Тироксин

Трийодтиронин

2.Адреналин

Норадреналин

ПЕПТИДНЫЕ ГОРМОНЫ

1.ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

2.МОЗГОВОЕ В-ВО НАДПОЧЕЧНИКОВ

1.Окситоцин

Вазопрессин

2.Глюкагон

3.Тиреокальцитонин

БЕЛКОВЫЕ ГОРМОНЫ

1.ГИПОФИЗ

2.ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

3.ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

1.Инсулин

2.Соматотропный гормон

1.ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА 2.ГИПОФИЗ

Половые гормоны Эстрогены – женские половые гормоны, содержащие в молекуле 18 атомов углерода (Эстрадиол). Андрогены – мужские половые гормоны, в основе молекулы которых лежит скелет молекулы углеводорода сложного строения – андростана (тестостерон, андростандиол). Прогестерон – женский половой гормон, является кетоном и содержит в молекуле две карбонильные группы.

Половые гормоны

  • Эстрогены – женские половые гормоны, содержащие в молекуле 18 атомов углерода (Эстрадиол).
  • Андрогены – мужские половые гормоны, в основе молекулы которых лежит скелет молекулы углеводорода сложного строения – андростана (тестостерон, андростандиол).
  • Прогестерон – женский половой гормон, является кетоном и содержит в молекуле две карбонильные группы.
Белковые гормоны Относительная молекулярная масса инсулина человека составляет 5807.Установление химической структуры этого белка позволило осуществить полный его синтез, разработать способы трансформации инсулина животных в инсулин человека и получить этот гормон методами генной инженерии. Относительная молекулярная масса равна 21500. В настоящее время уже установлена первичная структура соматотропина человека, овцы и быка.

Белковые гормоны

Относительная молекулярная масса инсулина человека составляет 5807.Установление химической структуры этого белка позволило осуществить полный его синтез, разработать способы трансформации инсулина животных в инсулин человека и получить этот гормон методами генной инженерии.

Относительная молекулярная масса равна 21500. В настоящее время уже установлена первичная структура соматотропина человека, овцы и быка.

Гормоны поджелудочной железы Инсулин способствует транспорту глюкозы в клетках, обеспечивает усвоение глюкозы организмом. При недостатке инсулина развивается сахарный диабет. Инсулин способствует образованию жира и стимулирует синтез белка в клетке. Глюкагон  стимулирует расщепление жиров в клетках жировой ткани, повышает содержание глюкозы в крови. Влияет на организм с противоположным инсулину действием.

Гормоны поджелудочной

железы

  • Инсулин способствует транспорту глюкозы в клетках, обеспечивает усвоение глюкозы организмом. При недостатке инсулина развивается сахарный диабет. Инсулин способствует образованию жира и стимулирует синтез белка в клетке.
  • Глюкагон стимулирует расщепление жиров в клетках жировой ткани, повышает содержание глюкозы в крови. Влияет на организм с противоположным инсулину действием.
Трииоиодтиронин и тироксин регулируют энергетический обмен в организме, пластический процесс, т.е. ускоряют рост организма. Стимулируют центральную нервную систему, ускоряют и делают более выраженными рефлексы, в том числе и сухожильный. Тиреокальцитонин регулирует и контролирует усвоение и обмен кальция в организме. Таким образом, именно этот гормон «отвечает» за формирование и прочность скелета, а также зубов.

Трииоиодтиронин и тироксин регулируют энергетический обмен в организме, пластический процесс, т.е. ускоряют рост организма. Стимулируют центральную нервную систему, ускоряют и делают более выраженными рефлексы, в том числе и сухожильный.

Тиреокальцитонин регулирует и контролирует усвоение

и обмен кальция в организме. Таким образом, именно этот гормон «отвечает» за формирование и прочность скелета, а также зубов.

Гормоны надпочечников Адреналин регулирует обмен веществ, стимулирует повышение работоспособности и сопротивляемости организма в чрезвычайных условиях. Минералокортикоиды регулируют минеральный обмен (альдостерон и кортикостерон) Глюкокортикоиды регулируют белковый, углеводный и жировой обмен (кортизон, гидрокортизон – стимулирует синтез глюкозы в печени и повышает ее содержание в крови Гормоны половые регулируют развитие половых органов в детском возрасте, когда секреция половых желез еще незначительна.

Гормоны надпочечников

Адреналин регулирует обмен веществ, стимулирует повышение работоспособности и сопротивляемости организма в чрезвычайных условиях.

Минералокортикоиды регулируют минеральный обмен (альдостерон и кортикостерон)

Глюкокортикоиды регулируют белковый, углеводный и жировой обмен (кортизон, гидрокортизон – стимулирует синтез глюкозы в печени и повышает ее содержание в крови

Гормоны половые регулируют развитие половых органов в детском возрасте, когда секреция половых желез еще незначительна.

  Механизм действия гормонов Гормоны действуют на органы избирательно, это объясняется тем, что клетки определенных органов содержат специальные образования - рецепторы. Органы или клетки, на которые действует конкретный гормон, называют органами-мишенями или клетками-мишенями. Во внеклеточной жидкости содержится множество разнообразных соединений, но рецепторы узнают лишь очень немногие из них. Кроме того, рецепторы должны выбрать определенные молекулы из множества других, присутствующих в более высокой концентрации. На рисунке показано, что каждая клетка может нести либо один тип рецепторов, либо несколько.

Механизм действия гормонов

Гормоны действуют на органы избирательно, это объясняется тем, что клетки определенных органов содержат специальные образования - рецепторы. Органы или клетки, на которые действует конкретный гормон, называют органами-мишенями или клетками-мишенями. Во внеклеточной жидкости содержится множество разнообразных соединений, но рецепторы узнают лишь очень немногие из них. Кроме того, рецепторы должны выбрать определенные молекулы из множества других, присутствующих в более высокой концентрации. На рисунке показано, что каждая клетка может нести либо один тип рецепторов, либо несколько.

Гормоны имеют огромное биологическое значение: С их помощью осуществляется координация и согласование работы всех органов и систем живого организма. Гормоны подчиняют единой цепи и синхронизируют ювелирную биологическую работу каждого органа и их систем.

Гормоны имеют огромное биологическое значение:

С их помощью осуществляется координация и согласование работы всех органов и систем живого организма.

Гормоны подчиняют единой цепи и синхронизируют ювелирную биологическую работу каждого органа и их систем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!