УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
по русскому языку на тему:
«Говорите правильно» (исследовательский проект)
Оглавление
Введение-----------------------------------------------------------------------------------3
Основная часть
1.Именительный падеж имён существительных единственного числа - Именительный падеж имён существительных множественного числа------3
2. Родительный падеж имён существительных множественного числа-----3
3.1.Употребление слов в именительном и родительном падеже имён существительных множественного числа ------------------------------------------3
3.2.Составить предложение со словом слесарь во мн.ч. им.п.---------------3-4
3.3.Составление предложений---------------------------------------------------------4
Заключение -------------------------------------------------------------------------------4
Литература---------------------------------------------------------------------------------4
Введение
Актуальность: Наша жизнь - это ежедневное общение с родителями, учителями, взрослыми, с друзьями. Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека. В своей речи многие люди используют неправильные формы слов во множественном числе.
Цель: определить правильное употребление форм слов.
Задачи:
-Прочитать задания из учебника и выполнить их;
- Проверить себя с помощью Орфоэпического словаря;
- Сделать выводы о значении правильной речи.
Основная часть
1. Именительный падеж имён существительных единственного числа - Именительный падеж имён существительных множественного числа
Торт - тóрты, герб - гербы́, адрес - адресá, шофёр - шофёры, трактор - тракторá, слесарь - слесари - слесаря́, директор - директорá, доктор - докторá, договор - договóры.
2. Родительный падеж имён существительных множественного числа.
В магазине мы купили 5 килограммов яблок, апельсинов, две пары ботинок, туфель, сапог, варежек.
3.1. Употребление слов в именительном и родительном падеже имён существительных множественного числа.
И.п. ед.ч | И.п. мн.ч. | Мама | Папа | Бабушка |
торт | тóрты | торты | торты | торты |
герб | гербы́ | гербы́ | гербы́ | гербы́ |
адрес | адресá | адресá | адресá | адресá |
шофёр | шофёры | шофёры | шофёры | шофёры |
трактор | тракторá, тракторы | тракторá | тракторá | тракторá |
слесарь | слесари, слесаря́ | слесари | слесаря́ | слесаря́ |
директор | директорá | директорá | директорá | директорá |
доктор | докторá | докторá | докторá | докторá |
договор | договóры. | договóры | договóры | договора |
Вывод:
Допущены ошибки: договор - договóры ( в окончании); торт – торты (в ударении).
3.2.Составить предложение со словом слесарь во мн.ч. им.п.
Мама | Папа | Бабушка |
Слесари выполнили свою работу | Слесаря́ выполнили свою работу. | Слесаря́ выполнили свою работу. |
Слесари выполнили свою работу (в литературном варианте)
Слесаря выполнили свою работу (в разговорном варианте)
Вывод: Некоторые существительные в нашем языке в форме множественного числа вызывают трудности. Как нужно писать «слесари» или «слесаря»? Определить нормативный вариант нам помогут современные языковые нормы. Языковой норме соответствуют оба варианта написания данного существительного – слесари(я). Существительное «слесарь» имеет обе формы множественного числа: слесари, слесаря.
3.3.Составление предложений
Я купил в магазине 10 килограммов яблок и сварил из них повидло.
Директорá школ собрались на совещание.
Родители закупили тóрты для классного чаепития.
Заключение
Нарушение норм литературного языка одна из проблем разговорной речи. Говорить правильно - значит говорить не только красиво, но и говорить грамотно. В случае трудностей при постановке ударения в слове лучше обращаться к орфоэпическим словарям.
Вывод: Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая часть современного человека. В процессе работы над проектом я пытался повысить уровень культуры речи.
Литература
1.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 4 класс, учебник в 2-х частях. М., «Просвещение», 2012
2. Орфоэпический словарь русского языка (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык 4 класс, учебник в 2-х частях. М., «Просвещение», 2012)
3.Интернет ресурсы: yandex.ru/images. http://www.wateroflive.ru/fotov.php