СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Ядовитые растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект разработанный совместно с учащимися 3 класса и их родителями.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Ядовитые растения"»

Педагогический проект "Книжка-малышка как средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника"

Дворникова Лариса Александровна, учитель начальных классов


“Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами”.

В.А. Сухомлинский


1. Обоснование проекта.

Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса.

Наблюдения за учениками показывают, что в настоящее время у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. В начале учебного года было проведено анкетирование среди детей и родителей на выявление читательского интереса (Приложение 1). Из анкет было видно, что в семьях родители редко совместно с детьми читают художественную литературу, журналы, газеты. Очень редко родители обсуждают прочитанное произведение с ребенком.

Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.

Данная проблема актуальна и для моего класса, поэтому исходя из результатов наблюдения и анкетирования, определила тему проекта: “Книжка – малышка как средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника”.

Книжка – малышка, сделанная младшими школьниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.

Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи школьника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.


2. Цель.


Создание условий для повышения интереса к самостоятельной читательской деятельности и развития творческого потенциала младшего школьника.


Задачи:


– Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.

– Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки.

– Развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу.

– Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.


3. Описание проекта:

Для реализации проекта мною была разработана программа внеклассных мероприятий по миру природы и человека “Ядовитые растения” для организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интереса детей к познанию окружающего мира. В программе уделяется внимание не только чтению учебного материала, но и изучении дополнительной литературы, стихов, загадок. Для того чтобы занятия были интересными, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Кроме того, чтение книг и их изготовление благотворно воздействует на развитие ребенка и его здоровье. Самодельная книжка – это продукт фантазии ребенка, его воображения, а во время изготовления книги ребенок общается с взрослым, открываются большие возможности для совместной продуктивной деятельности ребенка и взрослого.


Основными принципами данного проекта являются:

  • добровольность;

  • учет возрастных, психологических, творческих особенностей;

  • системность;

  • интеграция учебной и внеклассной деятельности.


4. Сроки реализации проекта.

Проект краткосрочный – на 3 месяца.

Сентябрь 2019 – ноябрь 2019 уч. год – подготовка, планирование, исследование, изготовление книжек – малышек, итоги реализации проекта.

В работе участвуют учащиеся, учитель, родители. Ученики работают индивидуально.


5. Рабочий план реализации проекта.


1) Подготовительный этап.

Чтение литературы (сентябрь – октябрь) – чтение рассказов о ядовитых растениях, стихов, загадок. Знакомство с интернет статьями.

Проведение родительского собрания “Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка” (октябрь). На собрании родители получили советы и рекомендации по развитию читательского интереса и памятки для учеников “Правила чтения для обучающихся”.


2) Основной этап работы над проектом (октябрь – ноябрь).


1. Сбор информации.

В сентябре посетили библиотеку и познакомились со строением книги: суперобложка, обложка, книжный блок, форзац, корешок книги, титульный лист, иллюстрации.

Рассмотрели что такое книжка – малышка, какие бывают (внешний вид, тематика, возрастные особенности, ее предназначение, из какого материала изготовлена).

Определили отличие книжки – малышки от других книжек (учебной литературы, подарочных экземпляров, книг для взрослых, познавательной литературы).

Совместно с детьми определились с темой книжки, начали отбирать текстовый и иллюстративный материал (картинки, стихи, статьи). (Приложение 2, 4)

Провели исследование в оформлении детских книжек – малышек (книжка – гармошка, стандартная книжка – малышка, книжка – игрушка, книжка – панорамка) (Приложение 3).

Изучили технологический инструктаж, сделали макет.


2. Работа над оформлением.

Выполнение работы происходит во внеурочной деятельности при поддержке учителя и воспитателей.

Взаимодействие участников проекта показано в следующей таблице.

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Деятельность воспитателя

1.

Самостоятельно набирают текст на компьютере, подбирают иллюстративный материал.

Контролирует процесс выполнения, оказывает помощь в изготовлении, отборе материала, организует деятельность детей, дает необходимые рекомендации.

Оказывает помощь в работе. Помогают искать нужный материал, рисовать иллюстрации, участвуют в изготовлении и оформлении книжек.


2.

Записывают план от руки, рисуют иллюстрации.

3.

Вырезают и наклеивают отобранный материал. Каждый ребенок старается выполнить свою работу аккуратно, красочно, красиво.


3. Презентация работы.

Каждый ребенок защищает свою работу, рассказывает какие приемы работы, он использовал, почему выбрал именно эту тему для создания книжки – малышки, кто ему помогал. Дети учли разную способность детей к знанию букв и к умению читать.


4. Мастер – класс.

В декабре провели мастер – класс с учащимися 4 класса в изготовлении книжки – малышки, посвященной Новому году. Ребята подобрали стихи, загадки, рассказы, пословицы, поговорки и иллюстративный материал о зиме.

Было проведено повторное анкетирование среди детей и родителей на выявление читательского интереса (Приложение 1). Из анкет стало видно, что родители стали уделять больше внимания самостоятельной читательской деятельности детей. Чаще стали обсуждать прочитанное произведение. Все дети понимают важное значение книги в жизни человека, т.к. книга помогает развиваться, учит быть добрым. Ребята с удовольствием читают сказки, детские журналы, познавательную литературу. У всех детей в домашней библиотеке есть детские книги.


3) Заключительный этап (ноябрь).

5. Выставка и презентация своих книжек – малышек.

Оформлен подарочный экземпляр книжки-малышки «Ядовитые растения» ученику с ДЦП, находящемуся на домашнем обучении.

Поощрение участников проекта.


6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

  • Ученики научатся самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять книжки – малышки.

  • У учащихся появится умение отбирать интересующую литературу.

  • У детей повысится интерес к самостоятельной читательской деятельности художественной литературы.


7. Оценка эффективности реализации проекта.

По результатам наблюдений и анкетирования стало видно, что у детей:

  • Повысился интерес к чтению.

  • Стали больше читать произведений современных детских писателей, детские познавательные журналы.

  • Проявили творческий подход в работе.

  • Используют данный вид деятельности на других уроках при подготовке дополнительного материала.

  • Стали умело подходить к отбору необходимого материала.

  • Повысился уровень самооценки у многих детей (я умею и смогу сделать, у меня получится).


8. Оценка рисков.

Реализация Проекта предусматривает возникновение риска невыполнения работы. Для этого была предпринята следующая система мер:

Контроль над выполнением работы и оказание помощи со стороны учителя, анализ процесса промежуточных и конечных результатов

Оказание помощи и поддержка со стороны одноклассников и воспитателей

Предупреждение ошибок в оформлении работы и записи текстов (книжка должна иметь законченный вид, скреплена, с указанием автора произведений, автора – создателя книги, необходимыми иллюстрациями).


9. Дальнейшее развитие проекта.

Предполагается дальнейшая работа над этой темой. Планируется создание книжек – малышек разной формы, тематики, направления и возрастных особенностей, использование различных материалов при изготовлении (картон, цветная бумага, пуговицы, ткань и т.д.).

Такая система работы помогает лучше понять ребенка, раскрыть его творческий потенциал, это повод общения детей и взрослых. Ведь сделанный своими руками подарок будет радовать себя и близких. Дети научаться бережно относится к книгам.

Данный проект можно использовать во внеурочной деятельности и в кружковой работе младших школьников, в подготовительной группе детских садов, дома с родителями для создания книжки – альбома о себе, о семье.


Литература.

Н.И. Дереклеева Новые родительские собрания 1–4 классы, Москва, “Вако”, 2006 год.

И.С. Жигалова “Сделаем книжку своими руками”.

Интернет – ресурсы:

1) http://portal.lgo.ru Специальный проект журнала “Лицейское и гимназическое образование” и Портала школьной прессы России: Пособие по созданию книжки – малышки.

2) http://www.gublibrary.ru Омелько С.Н. Воспитание интереса к чтению в начальной школе.

3) http://dic.academic.ru Большая советская энциклопедия.

Приложение 1

Анкета № 1«Ядовитые растения»

  1. Знакомы ли вы с ядовитыми растениями? Да Нет

  2. В чем их вред? ___________________________________________

  3. Встречали ли  Вы  некоторые эти растения? Да Нет

  4. Знаете ли Вы такое ядовитое растение как борщевик? Да Нет

  5. Какие части растения ядовиты? Стебель Корень Цвет

  6. Меры борьбы с борщевиком?

Скашивать Выкапывать Обрабатывать химикатами

  1. Как вы думаете, в чём заключается первая помощь при ожогах растением?

Промыть ранки содой

Продезинфицировать кожные покровы спиртом или марганцовкой

Смазать кожу препаратами «Пантенол», синтомицином, подсолнечным маслом

  1. Как вы думаете, в чём заключается первая помощь при отравлении растением?

Промыть желудок водой

Принять активированный уголь

Вызвать врача


Приложение 2.

Ядовитые растения

1. Биологические особенности ядовитых растений


Ядовитыми называются растения, содержащие такие химические вещества, которые, попав в организм человека или животного, вызывают отравление.

 Отравление может привести к тяжелому заболеванию и даже к смерти. Для самого растения ядовитые вещества имеют большое значение. Они защищают растение от животных, которые могли бы съесть его стебли, листья, корни или семена.

К ядовитым веществам, содержащимся в растениях, относятся азотистые соединения (алкалоиды), соединения Сахаров со спиртами, кислотами и другими веществами (гликозиды), растительные мыла (сапонины), горькие вещества, токсины, смолы, углеводороды и др.

У некоторых растений ядовиты кора и плоды, а листья и цветки совсем безвредны (крушина), у других ядовиты цветки (гречиха), у третьих — только плоды (плевел), а у некоторых видов ядовито все растение, кроме плодов (сумах). Есть растения целиком ядовитые (вороний глаз). По мере развития растения количество ядовитых веществ в нем меняется.

Человек и различные виды животных неодинаково восприимчивы к различным ядам. Так, атропин, содержащийся в белладонне, например, сильно действует на людей, опасен он для кошек, собак и птиц, но слабо действует на лошадей, свиней и коз, а для кроликов совсем безвреден. Птицы погибают от плодов аниса, тмина и укропа, а человек использует их в пищу. Подобное явление объясняется физиологическими особенностями человека и различных видов животных, и прежде всего особенностями строения пищеварительных органов и нервной системы, потому что ядовитые вещества в большинстве случаев попадают в организм вместе с пищей и в первую очередь действуют на нервные клетки.

Дети, а также молодняк животных более чувствительны к ядам и лекарствам, чем взрослые, и поэтому гораздо чаще отравляются ядовитыми растениями. Это случается и потому, что дети не знают, какие растения ядовиты. Ядовитые растения нельзя брать в рот; невымытой рукой, державшей их, нельзя касаться глаз. Некоторые яды находятся в соке растений, который способен растворить жир, покрывающий поверхность кожи; впитываясь в кожу и попадая в кровь, такой сок вызывает отравление. Яд, введенный в кровь, действует сильнее, чем попавший в организм с пищей.

К ядовитым растениям относится около 10 тыс. видов, что составляет приблизительно 2% от общего числа видов растений мира.


2. Ядовитые растения Нижегородской области

Нижегородская область расположена в восточной половине средней полосы европейской части России. Она простирается от зоны южной тайги до зоны степей. Ядовитые растения, произрастающие на территории Нижегородской области, представлены 143 видами.


Ландыш майский(Convallariamajalis)

Многолетнее травянистое растение семейства лилейных с ползучим разветвленным корневищем и тонкими корнями в узлах. Он занесен в Красную Книгу! 

Ландыш содержит органические кислоты, эфирные масла, флавоноиды, сапонины. Но его токсическое действие обусловлено присутствием гликозидов, оказывающих сильное воздействие на сердечную деятельность. Ядовиты все части ландыша в свежем и высушенном виде. Но наибольшей токсичностью обладают его листья, цветки и ягоды. Известны случаи отравления водой, в которой находились ландыши. В большей степени опасности отравления подвергаются дети, когда в июле-сентябре появляются его красно-оранжевые ягоды, которые так и просятся в рот.


Купена (Poligonatum)

Многолетнее растение из семейства лилейных. Стебель гранистый, 12-45 см высотой. Листья продолговатые эллиптически-ланцетные. Цветки белые, трубчатые. Плод – синевато-черная ягода. Корневище толстое, узловатое.

Растет в сухих, светлых лесах, главным образом по соснякам, березнякам, опушкам, зарослям кустарников и парковым дубравам. Цветет в мае – июне. Плоды созревают в августе.

Купена  ядовита вся — от корней до ягод. При попадании вовнутрь  вызывает сильное раздражение желудочно-кишечного тракта, наиболее опасны созревающие после цветения круглые темно-синие или черные ягоды.


Вороний глаз четырехлистный

Очень ядовитое многолетнее лесноерастение из семейства лилейных. Стебель 15 – 30 см высотой, с 4 эллиптическими заостренными листьями, собранными в мутовку. Корневище длинное, ползучее. Цветок одиночный, верхушечный, зеленоватый. Плод – сизовато-черная ягода. Название дано за сходство ягоды с глазом вороны. Растет в лиственных, смешанных и темнохвойных лесах. Цветет в мае – июне. Плоды созревают в июле.

Благодаря ползучему корневищу образует довольно обширные “коврики” и во время созревания ягод представляет серьезную опасность, особенно для детей, которые так и норовят взять в рок красивую ягодку. Ядовитые вещества, содержащиеся в листьях и ягодах, могут привести к тяжелым отравлениям, приводящим к сердечной недостаточности.

Волчеягодник обыкновенный (Daphnemezereum)

Волчеягодник смертельный, Волчье лыко, Волчьи ягоды, Волчник обыкновенный, Плохо́вец, Пухляк — всё это названия одного растения — волчеягодника обыкновенного (Daphnemezereum), относящегося к семейству Волчниковые.

Волчеягодник обыкновенный встречается почти на всей территории Европы, в Закавказье. В России он растёт по всей лесной зоне европейской части и Западной Сибири, на Северном Кавказе, в Дагестане.

Кустарник высотой 50 – 120 см. Листья обратно-продолговато-ланцетные. Цветки розовые. Распускаются ранней весной до появления листьев. Плод – костянка, ярко-красная.

Растет в лиственных, смешенных, реже темнохвойных лесах. Цветет в апреле – начале мая. Плоды созревают в конце июля – августе. Все растение содержит остро-жгучий сок и сильно ядовито, особенно плоды и кора. При отравлении наблюдаются: жжение во рту, слюнотечение, боли в желудке, рвота, головокружение, судороги. Нередко наступает смерть при явлениях упадка сердечной деятельности. Кора и сок растения обладают раздражающими свойствами и при соприкосновении с кожей вызывают воспалительные процессы, образование язв и нарывов. 

Мы с детства знаем, что растение Волчье лыко ядовито. Его даже специально назвали «Волчьи ягоды», чтобы, дети не отравились.


Бересклет бородавчатый( Euonymus verrucosus) 

Кустарник высотой 120 – 180 см. Ветви покрыты частыми черноватыми бородавками. Листья эллиптические, по краям мелкопильчатые. Цветки мелкие, буроватые. Плод – коробочка телесного цвета. Семена свисающие на нитях из раскрытого плода, черные, блестящие с красными мясистыми придатками.

Растет в лиственных, смешанных, изредка в хвойных лесах. Цветет в мае – июле. Плоды созревают в августе – сентябре. Плоды, кора ветвей и корня отрицательно влияют на деятельность сердца. Попав в организм вызывают колики, поносы, состояние оглушения, судороги. 

  Ядовиты все части растения. Наиболее вероятным способом отравления является использование плодов, которые могут вызвать интерес у человека своей яркой окраской (на вкус плоды сладковаты, имеют неприятный привкус). Среди возможных симптомов отравления — рвота, диарея, слабость, озноб, судороги. В качестве первой помощи могут использоваться промывание желудка взвесью активированного угля, приём солевых слабительных, применение очистительной клизмы. Требуется, чтобы отравившийся оставался в покое. Поскольку отравление может вызвать нарушение сердечной деятельности, следует следить за работой сердца больного.


Крушина ломкая( Frángula álnus)

Кустарник 2-4 м высотой. Листья эллиптические. Цветки мелкие, снаружи зеленоватые, внутри белые. Зрелые плоды фиолетово-черные, сочные, с 2(3) линзовидными косточками с клювовидным носиком.

Растет на опушках, среди кустарников, в лиственных и хвойных лесах, по берегам рек. Зацветает в начале июня. Созревание плодов - с конца июля до сентября. Ядовиты кора и ягоды. При отравлении наблюдаются головная боль, головокружение, потеря сознания, судороги конечностей, лица и челюстей. 


Вех ядовитый (цикута) (Cicutavirosa) 

Многолетнее ядовитоерастение из семейства сельдерейных (зонтичных). Стебель полый, наверху ветвистый, 60-120 см высотой. Листья дважды-трижды перистые на черешках. Корневище толстое, внутри полое. Цветки мелкие, белые, в сложных зонтиках. Плод – двусемянка. Ядовито всё растение, но особенно корневище. Зелень цикуты обладает довольно приятным морковно-сельдерейным запахом, а корневище, по вкусу напоминает брюкву. Цикута произрастает на территории почти всех регионов России, в Западной Европе, Азии и Северной Америке.

Вех ядовитый очень слабо держится в почве, поэтому коровы и овцы часто поедают это растение вместе с корневищем, получая тяжелейшие отравления вплоть до смертельного исхода. Основным ядом веха является вещество цикутоксин, концентрация которого максимальна ранней весной и поздней осенью.

При отравлении отмечается очень тяжелое состояние: частая рвота, головокружение, расстройство дыхания и сердечной деятельности, сильные судороги. Смерть наступает через 10-14 часов вследствие остановки дыхания.

 

Болиголов крапчатый (или пятнистый)

Двулетнее растение из семейства зонтичных. Стебель 60-120 см высотой, внизу с красными пятнами. Листья трижды перистые, с полыми черешками. Цветки мелкие, белые, в сложных зонтиках. Растение обладает неприятным (мышиным) запахом при растирании.

Растет по сорным местам около жилья, в огородах, иногда среди кустарников по берегам рек. Болиголов больше распространен в южной части области. Цветет в конце июня – июле. Плоды созревают в июле – августе.Ядовиты все части в свежем и сухом виде. При отравлении наблюдается головокружение, слюнотечение, рвота, расстройство слуха, зрения и речи, неправильный пульс, судороги в икроножных мышцах, постепенное развитие паралича верхних и нижних конечностей и дыхательной мускулатуры. Смерть наступает вследствие остановки дыхания.


Беладонна, или красавка («сонная одурь»)

В лесах и подлесках в центральной части и на юге России можно встретить многолетнее травянистое растение под названием белладонна или красавка. Это лекарственное растение, применяемое в официальной медицине для производства лекарственных препаратов, на самом деле очень ядовито.
Стебель до 1 м высотой. Листья яйцевидные, заостренные, на коротких черешках. Цветки одиночные, колокольчатые, грязно-пурпурно-фиолетовые. Плоды – черные, блестящие, сочные крупные. Ягоды с фиолетовым соком и многочисленными мелкими бурыми семенами. Вкус ягоды – сладко-кисловатый.

При отравлении наблюдается сухость во рту и глотке, затрудняется глотание, учащается сердцебиение. Зрачки расширяются, нарушается зрение, лицо и кожные покровы краснеют, повышается температура. Характерно возбуждение, беспокойство, может быть потеря сознания, судороги. Иногда возбуждение отсутствует, вместо него наступает сон. При большой дозе наступает смерть. 


Борщевик – один из самых злостных сорняков

Борщевик – травянистый многолетник, представитель семейства Зонтичных. Это один из самых злостных сорняков, с которым безуспешно борются во многих странах.

Борщевик представляет собой полый высокий стебель с крупными листьями и мелкими цветками.

Ботанического название растения звучит как Гераклиум или Heracleum. Название было дано Карлом Линнеем в честь Геракла – могучего сына Зевса. Мировая флора насчитывает около 70 видов этого растения. Длина его листьев колеблется от 2 до 3,5 м, именно этот факт способствовал закреплению названия растения в ботанике. В немецком и датском языке название травы означает «медвежья лапа». Название «борщевик» произошло от слова «борщ» лингвисты предполагают, что в то время это слово означало «что-то зазубренное». Существует версия, согласно которой растение называли «борщ» из-за формы листьев, т. к. в немецком языке Borste означает «щетина». Зелень стали использовать для приготовления пищи, блюдо, в которое его добавляли, стали также называть «борщ». С 18 века под словом «борщ» стали подразумевать суп со свеклой, а борщевик все больше стали забывать.


3. Польза и вред ядовитых растений

Приятно любоваться в лесу на такие растения как бересклет, вороний глаз, волчеягодник и купену. Ядовитые ягоды - это пища для насекомых и птиц и источник кислорода.Значение ядовитых растений очень велико.

Многие ядовитые растения используют для приготовления лекарств, так как в них содержатся важныеприродные биологически активные вещества.

Из ландыша получают сердечные гликозиды, из белены выделяют атропин и т. д.

Ядовитые растения в природе приносят не только пользу, но и вред.

При отравлении ландышем у людей наблюдается слабость, тошнота, рвота; учащенные мочегонные позывы; нарушение сознания с галлюцинациями и мерцанием перед глазами; нарушения сердечной деятельности, сопровождающееся ощущением сдавленности в груди и нарушением сердечного ритма, вплоть до остановки сердца.

Белладонна или красавка - это лекарственное растение, применяемое в официальной медицине для производства лекарственных препаратов.

При отравлении болиголовом и беладонной наблюдается головокружение, слюнотечение, рвота, расстройство слуха, зрения и речи, неправильный пульс, судороги в икроножных мышцах, постепенное развитие паралича верхних и нижних конечностей и дыхательной мускулатуры. Смерть наступает вследствие остановки дыхания. 

Растения, содержащие алкалоиды, поражают центральную нервную систему, оказывают возбуждающее или угнетающее действие, отрицательно влияют на работу сердца, желудка, почек и печени. К ним относятся: Белена чёрная, Дурман обыкновенный, Красавка обыкновенная, или белладонна, маковые и др

Кора и плоды крушины ломкой например, обладают слабительными и рвотными свойствами и применяются в народной медицине. В официальной медицине лечебное значение имеет кора крушины. Во избежание отравлений не применяют свежую кору. Токсичные вещества в ней постепенно окисляются, поэтому используют кору через 1 год естественного хранения либо после прогрева (1 час при температуре +100 °C).Сырьё применяют в форме отвара, экстракта, в составе слабительных и противогеморройных сборов, в виде препарата «Рамнил».

Как говорил знаменитый врач Парацельс - "только доза делает вещество или ядом, или лекарством.

4. Первая помощь при отравлениях и ожогах


Если контакта не удалось избежать, и сок или пыльца попали на кожу, то вы получили ожог.

Симптомами ожога при контакте с зарослями становятся:

• значительное покраснение кожи;

• покрытие места поражения волдырями, содержащими жидкость;

• появление зуда и жжения;

• увеличение температуры тела;

• общее ухудшение состояния.

Попадание вредных сортов в органы дыхания приводит к дыхательным аллергическим реакциям: гортань может распухнуть, что нередко заканчивается удушьем.

Особую опасность представляет собой культура для пожилых, детей, людей с ослабленной иммунной системой, а также блондинов, имеющих светлую кожу. В зоне повышенного риска находятся аллергики, обладающие повышенной чувствительностью к эфирным маслам.


Первая помощь при ожоге:

• промыть большим количеством воды пораженные участки, используя хозяйственное мыло;

• продезинфицировать кожные покровы спиртом и другими спиртосодержащими средствами, а также марганцовкой или фурацилином;

• смазать кожу препаратами «Пантенол», синтомицином, пихтовым бальзамом.

Не стоит забинтовывать рану при оказании первой помощи. Незамедлительного обращения к врачу требует попадание ядовитых веществ на слизистые оболочки, в особенности в глаза.


Первая помощь при отравлении:

  • необходимо дать выпить 1-2 стакана теплой воды с поваренной солью (0,5 чайной ложки на стакан воды) и вызывать рвоту. Эту процедуру повторяют 3-4 раза.

  • Помимо этого для быстрой нейтрализации яда необходимо принять активированный уголь в расчете - 1 таблетка на 10 кг массы тела. Вместо угля для выведения яда из организма можно дать слабительное - 30 г сульфата магния.

  • После проведения этих мероприятий необходимо доставить человека в максимально короткий срок в отделение скорой помощи.

                               

Вывод


В ходе выполнения работы мы сделали выводы:


  1. Ядовитые растения широко распространены на территории Нижегородской области.

  2. Из литературных источников узнали о вреде, причиняемом ядовитыми растениями.

  3. За последнее время борщевик Сосновского распространился на большой территории Варнавинского района.

  4. Знания о ядовитых растениях, мерах по оказанию первой медицинской помощи при ожогах и отравлениях ядовитыми растениями, помогут сохранить здоровье.

В результате проведённого проекта были достигнуты все цели и задачи. Работа была интересной и полезной.

Заключение

Ядовитые растения привлекают внимание своими яркими цветами, сочными ягодами. У многих ядовитых растений опасны не только ягоды, листья, но и даже кора и стебель, которые вызывают ожоги, поэтому надо быть осторожными при встрече с ними.

Одним из таких растений является Борщевик Сосновского, который с каждым годом занимает всё большие территории.

Но ядовитые растения приносят большую пользу людям и животным. Известно, что животные, когда болеют, употребляют ядовитые растения в пищу, чтобы скорее поправиться.

Многие из этих растений стали редкими и занесены в Красную книгу, поэтому уничтожать их нельзя.


Запомните:
1. Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши его срывать: оно может быть опасно для здоровья.
2. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовита. 
3. Придя с прогулки, обязательно вымой с мылом руки.

4. Во время прогулок нужно наблюдать за растениями, а не рвать их.


Рекомендации для детей


Признаки, по которым следует остерегаться ядовитых растений:


1.Растения с млечным соком чаще всего ядовиты.    
2. Ядовитыми могут оказаться растения с резким, едким запахом, хотя у ядовитых растений запах может быть и приятным.
3. Яркая окраска растения может быть знаком животным «Ядовито!»   
4.Часто семена и косточки плодов содержат ядовитые вещества. 
5. Если съедобна одна часть растения, это не значит, что съедобно все растение, другие его части могут быть ядовиты (Как, например, ягоды картофеля).


Запомните:
1. Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши его срывать: оно может быть опасно для здоровья.
2. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовита. 
3. Придя с прогулки, обязательно вымой с мылом руки.

4. Во время прогулок нужно наблюдать за растениями, а не рвать их.


Приложение 3.



Книжка-гармошка


Стандартная книжка-малышка



Книжка-игрушка


Книжка-панорамка



Приложение 4






Вороний глазобыкновенный Белена чёрная(Hyoscyamusniger)  (Parisquadrifolia)


Болиголов пятнистый Ландыш майский(Convallariamajalis) 

(Coniummaculatum)


 

Белладонна обыкновенная Крушина ломкая (Frángula álnus)

(Atropabelladonna) 


Цикута или  Вех Ядовитый (Cicutavirosa)  Волчеягодник обыкновенный (Daphnemezereum)

Купена (Poligonatum) Бересклет бородавчатый

( Euonymus verrucosus)

Приложение 2


Борщевик Сосновского (Heracleumsosnowskyi) 

Борщевик мохнатый

Борщевик сибирский



Борьба с борщевиком (средства защиты человека)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!