Автор:
Ахтариева Ирина Борисовна
учитель музыки
Зайцевореченская школа
Нижневартовского района ХМАО-Югры
Проект «Индивидуальный образовательный маршрут и траектория одаренного ребенка в образовательном учреждении»
Пояснительная записка
В школе мною организована индивидуальная работа с музыкально одаренными детьми. Для поддержки их таланта и развития творческих способностей и музыкальной одаренности мною разработан данный проект и в рамках школьной программы «Одаренные дети». Проект направлен на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса по музыке. Он разработан с учетом основных задач развития системы образования в регионе и Нижневартовского района: «Компетентностный подход к образованию, его индивидуализация, развитие системы дополнительного образования и воспитания будут определять развитие системы общего образования, а расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса - развитие системы профессионального образования». В Стратегии развития образования ХМАО-Югры одним из приоритетных задач является повышение эффективности системы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников, а именно обеспечение возможности выстраивания учащимися и студентами индивидуальных образовательных траекторий при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей с участием образовательных учреждений.
Основная часть
В настоящее время современная педагогика базируется на личностно - ориентированном подходе к воспитанию детей. Будущее – это наши дети, а нет образования – нет и будущего России. Целью современного образования является создание условий для самоопределения и самореализации личности.
Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. Педагогическая поддержка – это основной элемент образования. Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий.
Данный проект разработан с целью создания более эффективного и удобного для ученика ИМО.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В.Воробьева, Н.А. Лабунская и др.)
2. Обоснование необходимости проекта
Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации школьников и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности. Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы. В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.
Актуальность педагогического проекта заключается в том, что ИОМ в школах востребованы. Проект востребован и актуален еще и потому, что он направлен на индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, на вариативности учебной деятельности, позволяющей по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Актуальность педагогического проекта для района и региона заключается в том, что данная система обучения не замыкается на рамках конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений.
Цели и задачи проекта
Цель: обеспечить педагогическую поддержку и создать условия для максимально широкого проявления и развития талантов обучающихся.
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач:
1.Формирование у одаренного ребенка комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять произведения различных жанров и форм.
2.Создание атмосферы, стимулирующей у ребенка потребность в саморазвитии, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно – эстетической деятельности (выпускники, преподаватели, участники конкурсов, члены жюри этих конкурсов, и просто творческие и талантливые люди).
3.Освоение музыкальной грамоты, развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и артистизма.
4. Приобретение обучающейся умений и навыков, необходимых в сольном, ансамблевом исполнительстве – это поможет организовать метапредметные связи в творчестве.
5. Необходимо создать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, а также вести профилактику типичных проблем одарённых детей (или помогать их решать).
Речь идёт об отчуждении со сверстниками, а также проблемах связанных с самооценкой. Продумать сочетание индивидуальной работы с коллективной формой деятельности, общение с единомышленниками (+ активная поддержка родных) – это задачи, а также эффективный компонент, психолого - педагогической поддержки.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
наблюдение за учебным процессом;
педагогический эксперимент;
анализ работ обучающихся;
анкетирование участников образовательного процесса.
Педагогический проект направлен на обеспечение учащихся с различными образовательными потребностями.
Ожидаемые результаты:
Главный результат индивидуального маршрута – это создание условий для развития одарённого ребёнка. Предоставить музыкально одаренному ребенку возможность раскрыть свой личностный потенциал.
Максимальное устранение недостатков исполнительского мастерства.
Формирование исполнительской культуры.
Успешное выступление обучающихся на конкурсных мероприятиях.
Модель работы с одарёнными детьми.
Выявление одарённых детей.
Разработка индивидуальной программы.
Диагностика личностного и творческого развития обучающегося (индивидуальный план)
Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка.
Демонстрация творческих достижений обучающихся.
Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.
Понимание и уважение личности ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут, созданный для обучающихся, рассчитан на 5 лет и состоит из 3-х этапов:
1 этап – становление – срок обучения 2 года.
2 этап – развитие – срок обучения 2 года.
3 этап – профессиональное совершенствование и самосовершенствование 1 год.
Индивидуальная образовательная траектория
(предполагает несколько направлений реализации и обладает более широким значением, чем маршрут)
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Объект исследования: образовательный процесс одаренного ребенка и его образовательные планы. Предмет исследования: индивидуальные образовательные маршруты учащихся.
Педагогический проект направлен на дифференциацию содержания образования, индивидуализацию обучения, на построение индивидуальных образовательных программ для каждого обучаемого, включая широкое использование возможностей информационных технологий обучения.
Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.
Музыкальная одаренность - это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.
Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.
Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее.
Музыкальную одаренность невозможно рассматривать в отрыве от музыкального слуха, который бывает гармоническим и мелодическим, абсолютным и относительным.
Продукт педагогического проекта:
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
ФИО ________________________________________
Одаренность: _____________________________________
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.
Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию одаренного ребенка;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности ребенка;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Данный проект учитывает результаты диагностики образовательных запросов учащихся при проектировании ИОМ:
Этап 1 – диагностический. Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей; изучение образовательных запросов. |
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный |
1 | Анкетирование обучающихся и их родителей с целью изучения образовательных запросов. | 1 неделя сентября | Учитель –предметник Классный руководитель |
2 | Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | Школьный психолог |
3 | Опросник Г.А. Карповой « Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. | 1-2 неделя сентября | Классный руководитель |
4 | Методика Климова И.И. «Карта интересов» | 3-4 неделя сентября | Школьный психолог |
5 | Опросник Айзенка. Личностные особенности. | 3-4 неделя сентября | Школьный психолог |
6 | Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс. | 3-4 неделя ноября | Школьный психолог |
7 | Социометрия. Автор - Дж.Морено. | 3-4 неделя декабря | Школьный психолог |
Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута. |
1 | Разработка индивидуального маршрута ребенка. | 1 неделя октября | |
2 | Составление индивидуального учебного плана по музыки для работы с учеником. | 1 неделя октября | |
3 | Выбор темы исследовательской работы по музыки или искусству. | 2 неделя октября | |
4 | Составление плана учеником для учета желаний ребенка. | 2 неделя октября | |
5 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей. | 2 неделя октября | |
Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Мой выбор» |
Предмет | Причина выбора | Форма работы | Ожидаемые результаты |
Литература | Всероссийская олимпиада, сдача ЕГЭ | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады. |
Музыка | Профессиональная направленность | Индивидуальные занятия. | Участие в конкурсах. |
«Интеграция с другими специалистами» |
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем НОУ и учителями - предметниками. | сентябрь | Карта познавательной деятельности ребенка. |
Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками. | октябрь | Индивидуальный образовательный маршрут |
Сотрудничество с НГУ, МБУ ЦРО, с учреждениями культуры и школами искусств. | октябрь | Расписание посещений занятий |
Диагностирование, рефлексия школьным психологом, учителями – предметниками, педагогами дополнительного образования. | ежемесячно | Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками. |
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель | ежемесячно | Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка. |
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности» |
Планирование | Мероприятия | Результат |
Подготовка к участию на школьном и муниципальном конкурсах. | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. 3. Посещение занятий городской школы одаренных детей. | |
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по музыке. | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. | |
Подготовка к участию в конференциях по искусству. | Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) | |
Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. (по мере поступления положений). | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. | |
План подготовки к урокам. | Индивидуальная работа. | |
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника» |
Самооценка: «Что я хотел?» | «Что я сделал для достижения цели?» | «Чему научился?» | «Что необходимо сделать ещё?» |
| | | |
Оценка педагога |
| | | |
Портфолио за 2014-2015 учебный год |
Олимпиады | Заочные, дистанционные конкурсы | Городские, окружные и всероссийские конкурсы | Городской слет НОУ, научные конференции. |
| | | |
Подпись Расшифровка
II. ИОМ позволяет учесть основные задачи развития образования в регионе и возможности образовательной среды школы:
Развивающая образовательная среда школы – образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности, во-первых, для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях; во-вторых, для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.
Образовательная среда | Формы взаимодействия |
| |
«Нормативно-правовая база школы» (доступ должен стимулировать её изучение). | Программа развития школы. Образовательные и учебные программы. Учебный план. Рабочая программа по учебному курсу «Информатика» |
Психологическая служба. | Диагностика. Анкетирование участников образовательного процесса. Опрос. |
Учебно-воспитательный процесс. | Уроки, индивидуальные занятия, занятия ДО и внеурочной деятельности, исследовательская и проектная деятельность. |
Кадры. | Учителя- предметники, администрация школы, социально-психологическая школа, библиотекарь. |
Лист индивидуального маршрута обучения ФИО __________________________________________,ученика ______ класса Зайцевореченской школа на _______/_______ учебный год
№ | Название кружка | ФИО учителя | Количество часов | Сроки прохождения | Подпись преподавателей |
| «Эстрадный вокал» | | | | |
| Занятия школьного хора. | | | | |
| Индивидуальные занятия | | | | |
| Итого | | 102 | | |
Зам. директора по УВР ______________/___________ /
Подпись ученика ________________/____________/
В данный лист ученик заносит информацию о кружках, а также информацию о сроках освоения того или иного кружка. Наличие последней графы «Подпись преподавателя» позволяет проконтролировать факт посещения занятий классному руководителю, заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе. Последняя строка «Итого» дает возможность предупредить превышение нагрузки учащегося (практика показывает, что учащиеся стремятся выбрать за один раз не два-три кружка, как им рекомендуют, а большее количество).
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.
Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:
дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.
методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.
IV.Использование современных образовательных технологий в преподавании предмета:
Проектная технология.
Исследовательская технология.
Технология дифференцированного обучения.
Технология критического мышления.
Информационно-коммуникационные технологии.
Интерактивные технологии.
Здоровьесберегающие
V.Использование современных оценочных средств:
Входные, промежуточные, итоговые контрольные работы.
Тематический контроль.
Тестирование.
Средства формирующего оценивания.
Портфолио.
Самооценка.
Оценка педагога.
Лист обратной связи.
Концертная деятельность.
4. Ресурсы
Программно-методические ресурсы: рабочие учебные программы по музыке, авторская программа дополнительного образования «Эстрадный вокал».
Материально-технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.).
Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.
Цифровые образовательные ресурсы: Интернет- ресурсы, ЭОР.
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
3. Программа модернизации «Новая школа Югры».
5. Партнеры
Инновационный опыт успешно внедряется учителями, работающими в старших классах нашего образовательного учреждения и города.
1. Учащиеся с музыкальной одаренностью.
2.Родители учащихся.
3.Администрация школы.
7. Целевая установка
Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся младшего и среднего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя-предметники, классные руководители, школьный психолог), родители (законные представители). Предполагаемое количество участников – 100 человек.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:
осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению учащихся методам выбора и способам разработки маршрута. В ходе этих занятий необходимо довести до учащихся следующую информацию:
предельно допустимые нормы учебной нагрузки;
учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального (историческое краеведение, перечень курсов по выбору) и школьного компонента;
особенности изучения тех или иных предметов (курсов по выбору); необходимость соблюдения баланса между предметно-ориентированными и ориентационными курсами;
варианты расчета учебной нагрузки;
правила заполнения бланка;
возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.
Список источников
Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
Концепция модернизации российского образования до 2010 года // Распоряжение Правительства РФ: от 29 декабря 2001 г. №1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знани
16