СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Инклюзивная идея -2021"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект показывает как организовать полезную деятельность детей ТМНР и РАС в летнее время.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Инклюзивная идея -2021"»


Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 9»



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Краевой конкурс «Инклюзивная идея - 2021»






Пояснительная записка к конкурсной работе


Образовательный проект


Детско-родительский клуб
«Растем вместе»






Авторы проекта:

Еремина Ольга Александровна,

учитель дефектолог,

Боднар Татьяна Николаевна,

педагог-психолог


















2021 год

Название проекта


Детско-родительский клуб «Растем вместе»1


Идея проекта

Обеспечение принципа непрерывного образования детей с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития) и инвалидностью с через создание условий в период летнего отдыха для повышения родительской компетенции в овладении навыками взаимодействия между детьми в семье, где воспитывается ребёнок с особенностями развития

Актуальность идеи (описание проблемы)

- Отсутствие в летний период пространства и возможностей для социализации и сохранения приобретённых навыков детьми с особенностями в развитии (инвалидностью и ТМНР). Нет возможности посещать детские лагеря, площадки (по состоянию здоровья и (или) неготовности к общению);

- родители испытывают затруднения в организации полезного и развивающего летнего отдыха для детей с особенностями в развитии (инвалидностью и ТМНР);

- имеется негативный опыт общения родителей с родителями здоровых детей, что препятствует успешной социализации детей с особенностями в развитии;

- сёстры и братья детей с особенностями в развитии не понимают, не знают, как правильно общаться с сестрёнкой или братиком, как следствие - тревожность и стресс.


В п. Переяславка района имени Лазо проживают семьи с детьми дошкольного возраста не посещающими образовательные учреждения (дети с отсутствием речи – 8 человек, ДЦП – 1 человек, отсутствие слуха – 1 человек, детский аутизм – 1 человек), которые нуждаются в сопровождении семейного образования, в том числе в каникулярное время. В то же время, дети с инвалидностью и ТМНР, обучающиеся в школе-интернате, испытывают потребность в общении со сверстниками и закреплении полученных умений и навыков, в период продолжительных летних каникул. Все дети целевой группы дошкольного и школьного возраста нуждаются в социализации.

В течение учебного года было зарегистрировано 15 обращений родителей с предложением организовать развивающий отдых в каникулярное время с целью совместного общения, социализации детей, обмена опытом. Проведённое нами анкетирование среди родителей целевой группы показало, что 100% таких семей готовы включиться в проект и посещать консультативные встречи детско-родительского клуба «Растём вместе». В летний период, дети лишены широкого круга социального общения (о чём указало 90 % респондентов), что негативно сказывается на адаптации детей в образовательных учреждениях. Поэтому выявлена необходимость в создании пространства для социализации в каникулярное время. Так же анкетирование родителей показало, что дети, воспитывающиеся в семьях с «особенным» ребёнком, часто испытывают стресс, не понимая как общаться с братом или сестрой (о чём указало 30 % респондентов). Поэтому было принято решение создать инклюзивное пространство – пригласить на встречи братьев и сестёр детей с особенностями в развитии (выразило желание участвовать в проекте 5 детей). Проведённое анкетирование также показало, что 55% семей скрывают от родственников, знакомых, что воспитывают детей с особенностями в развитии, у некоторых был негативный опыт общения с родителями здоровых детей. Поэтому была выявлена необходимость в проведении мероприятий, где родители смогут приобрести положительный опыт общения с другими взрослыми людьми, делясь приобретённым положительным опытом воспитания собственного ребёнка, открыто проговаривая проблемы и сомнения.

Специалисты психологи, логопеды, дефектологи на добровольных и безвозмездных началах готовы включиться в проект в качестве помогающих консультантов

Целевая группа

Семьи (родители, братья, сестры) воспитывающие детей с особенностями в развитии (в т. ч. с инвалидностью и ТМНР) дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Цель проекта


Деятельность детско-родительского клуба будет способствовать личностному развитию и позитивным изменениям в детях и их родителях:

  • Дети с ТМНР и инвалидностью

не утратят приобретённые умения и навыки, у них быстрее пройдёт период адаптации с началом образовательного процесса;

  • родители приобретут знания и навыки необходимые для воспитания «особенного ребёнка», уверенность в собственных силах; будут видеть перспективы развития ребёнка;

  • сёстры и братья детей с особенностями в развитии смогут более конструктивно взаимодействовать в семье, стабилизируется их эмоционально-психологическое состояние

Задачи проекта


1.Создать развивающее пространство семейного инклюзивного (дети с особенностями в развитии и их сёстры и братья) детско-родительского клуба «Растем вместе»;

2. Организовать комфортный, безопасный, развивающий летний досуг и отдых семей с детьми целевой группы;

3. Обучить родителей целевой группы организации полезного, развивающего отдыха для ребенка с особенностями в развитии; создать условия для выявления родительского ресурса и получения позитивного опыта конструктивного общения в малой социальной группе по вопросам воспитания в семье, где растёт ребёнок с особенностями в развитии

Ожидаемые результаты реализации проекта


Качественные (изменения в людях):

  • Готовность взрослых участников проекта к взаимопомощи;

  • Понимание ценности собственного опыта воспитания детей с особенностями в развитии для себя и других родителей;

  • Овладение методами и приёмами взаимодействия с детьми в зоне их актуального развития;

  • Овладение родителями навыками саморегуляции, публичного выступления;

  • Дети с особенностями в развитии закрепят полученные ранее навыки и по окончании каникул будут готовы быстрее адаптироваться к образовательному процессу;

  • Сёстры и братья детей с особенностями в развитии овладеют навыками взаимодействия между собой, снизится уровень тревожности.

Количественные (конкретные измеряемые единицы, показывающие, что цель достигнута):

  • Создана база семейного клуба «Растем вместе»;

  • не менее 95% от участников проекта (семьи с детьми с ОВЗ и инвалидностью) будут вовлечены и охвачены летним развивающим досугом;

  • не менее 35% от участников проекта, детей целевой группы, примут участие в мастер-классах на дому;

  • не менее 80% братьев и сестер детей с особенностями в развитии получат навыки позитивного взаимодействия в совместной деятельности;

  • не менее 100% родителей, участников проекта, повысят компетентность о приемах и методах развития своего ребенка (приобретут знания об особенностях своих детей и правовых аспектах воспитания ребёнка с особенностями в развитии, о приёмах и методах развития ребёнка в семье; о навыках саморегуляции эмоционального состояния);

  • не менее 80% родителей в процессе индивидуальных консультаций, совместно с волонтерами, составят семейную программу отдыха, досуга и развития ребёнка на лето;

  • проведена одна конференция «Наши достижения», на которой 30% семей целевой группы поделятся опытом воспитания детей в летний период;

  • опубликовано не менее 3 публикаций о реализации проекта на сайте АНО «Особая забота» и в Instagram администрации района имени Лазо, районной газете «Наше время»;

  • удовлетворены работой клуба не менее 80% родителей

Мероприятия проекта

Задача 1

    1. Информирование родителей о работе клуба (24.05 - 31.05);

    2. Подготовка помещения (24.05 - 31.05);

    3. Подготовка документации и кадров .(24.05-31.05)

Задача 2

    1. Проведение творческой развивающей программы для детей:

- Открытие клуба. «День защиты детей» (праздничная программа) - до 15 июня

- «День здоровья» - до 15 июня

- «День совместного рисования» (рекомендации и мастер-класс по развитию ребёнка средствами изобразительной деятельности)- до 15 июня

- «День музыки» (рекомендации по развитию ребёнка средствами музыки) -до 15 июня

- «День двигательного развития» (рекомендации по двигательному развитию ребёнка)- до 15 июня

- «День навыков самообслуживания» (рекомендации по выработке у детей навыков самообслуживания)- до 15 июня

- «День общения и улыбки» (рекомендации по развитию речи и коммуникативных навыков)- до 15 июня

- «День дружбы». Изготовления поделки для друга (рекомендации по социализации детей) -до 15 июня

- «День России» (правовая информация)- до 15 июня

- «День кукольного театра» (активный спектакль с участием детей и родителей) - до 15 июня


    1. Проведение мастер-классов на дому (6 мастер-классов):

- мастер-классы по развитию ребёнка средствами изобразительной деятельности- до 15 июня;

- мастер – классы по двигательному развитию ребёнка- до 15 июня


Задача 3

    1. Встречи с родителями в видео кафе «Встреча друзей» (5 занятий с родителями)2:

-«Давайте знакомиться!»- до 20 июня

- «Аплодисменты» – до 20 июня

- «Семейный альбом» – до 20 июня

- «Мир глазами моего ребенка» – до 20 июня

- «Идеальные родители» – до 20 июня

    1. Разработка программы отдыха для детей с родителями в летнее время с 15июня по 30 июня;

    2. Проведение встречи-конференции «Наши достижения» - до 31 августа

    3. Публикации о реализации проекта и полученном опыте работы семейного клуба в Instagram КГКОУ ШИ 9 (образовательного учреждения), в районной газете «Наше время» - до 31 августа

    4. Фотовыставка в учреждении и учреждении культуры, на сайте учреждения о реализации проекта (одна) до 31 августа

Команда проекта

Руководитель проекта - осуществляет организационную, информационную и аналитическую деятельность по проекту;

Педагог-психолог - проводит тренинговые встречи с родителями, индивидуальные и групповые консультации по вопросам развития детей с особенностями развития и обучению совместному полезному отдыху семей целевой группы;

Учитель-дефектолог - организует и проводит консультативно – развивающие занятия, мастер –классы для семей целевой группы;

Учитель –логопед- организует и проводит консультативно – развивающие занятия, мастер –классы для семей целевой группы;

Тьютор - оказывает помощь в проведении творческих развивающих занятий для детей с ОВЗ, инвалидностью и ТМНР;

Педагог дополнительного образования - организует и проводит творческие занятия, мастер – классы для семей целевой группы;

Воспитатель - организует и проводит мероприятия социализирующего воспитательного характера для детей целевой группы

Партнёры образовательного проекта

  • КГКОУ ШИ 9

  • АНО «Центр коррекции развития лиц с ограниченными возможностями здоровья»

  • ОУ "ДПК РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО"

  • АНО «ТОЧКА РОСТА»

Дальнейшее развитие идеи

Успешная реализация проекта детско-родительского клуба «Растем вместе» позволила использовать ресурс детско-родительского объединения для расширения образовательных возможностей детей с особенностями в развитии (инвалидностью и ТМНР) в учебное и каникулярное время, профилактики «откатов» в развитии детей целевой группы, нормализации жизни семьи. В настоящее время по инициативе родителей и поддержке педагогов организуются встречи для взаимообмена опытом воспитания и развития детей в семье



























Приложение 2

Программа психолого-педагогического просвещения родителей.

Видео-кафе «Встреча друзей».

Цель - создание условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с особенностями в развитии (инвалидностью и ТМНР).

Задачи:

  • Расширение сферы общения семей, формирование навыков адекватного взаимодействия с окружающим миром;

  • Оптимизация детско-родительских отношений;

  • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей;

  • Формирование навыков эффективной коммуникации;

  • Гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей;

  • Изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей.


Направления работы:

  1. Сотрудничество со специалистами школы

  • Организация по запросу родителей индивидуальных консультаций со специалистами по сопровождению и ведению ребенка в летнее время;

  • По итогам консультации совместная разработка программы индивидуального развития ребенка в летнее время.

  1. Повышение информационной компетентности родителей

    • Проведение тематических встреч с целью обсуждения актуальных юридических, психологических, педагогических проблем.


Методы

Основные методы, используемые на занятиях - встречах – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия.

При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.

С целью повышения эффективности программы семьям даются домашние задания на включение в работу отсутствующих на занятиях членов семьи, а так же для отработки знаний и навыков, полученных в процессе работы группы.

Структура занятий включает в себя приветствие, разогрев, работу в детско-родительской паре, взаимодействие между семьями, коллективную игру и ритуал прощания.






ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА


I этап. Подготовительный.

В рамках подготовительного этапа планируется:

  • Формирование семейных групп;

  • Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта;

  • Разработка программы занятий с родителями. Программа будет разработана с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования. Планируется провести 5 занятий для группы родителей;

  • Размещение информации о начале проекта на сайте школы.



II этап Основной

В ходе основного этапа реализации проекта планируется провести:


Наименование разделов и тем

Количество часов (практические занятия)

1


Давайте знакомиться!

1 часа

2

Аплодисменты

1 часа

3

Семейный альбом

1 часа

4

Мир глазами моего ребенка

1 часа

5

Идеальные родители

1 часа

Всего

5 часов


III этап Заключительный


  • Проведение итогового мероприятия конференции – встречи «Наши достижения»;

  • Выставка и презентация работ семей – участников группы;

  • Итоговое анкетирование семей по окончании проекта.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Ожидаемый результат

Индикаторы оценки результатов

1.Проведение занятий – встреч для родителей и детей, что предоставит семьям возможность в процессе совместного творчества укрепить внутрисемейные связи, расширить сферу общения, осознать особенности, потребности, интересы друг друга, получить ресурс для изменения своих поведенческих стратегий и сформировать базовые навыки конструктивного взаимодействия в ходе разрешения проблемных или конфликтных ситуаций

Группы семей будут с интересом посещать занятия и в ходе получения обратной связи в конце каждой встречи отмечать актуальность тематики. После окончания цикла занятий будет проведено повторное анкетирование.

2. 5 занятий для группы родителей позволят родителям повысить свой реабилитационный потенциал, осознать внутренние ресурсы, получить поддержку в результате межгруппового взаимодействия, освоить способы установления позитивного эмоционального контакта

Отзывы участников группы о занятиях и анкетирование родителей позволят судить о качестве результатов

3. Заключительное мероприятие позволит участникам обобщить и проанализировать полученный опыт, а также поделиться им с приглашенными семьями, не принимавшими участия в реализации проекта

Презентация деятельности «Семейного клуба» в течение лета. Участники проекта и приглашенные семьи выразят желание встречаться и продолжать общение за рамками данного проекта
























ПЛАН

проведения развивающих творческих занятий с детьми.


1 июня - открытие клуба. «День защиты детей» (праздничная программа)

2 июня – «День здоровья» (рекомендации доктора по укреплению здоровья детей)

3 июня – «День совместного рисования» (рекомендации и мастер-класс по развитию ребёнка средствами изобразительной деятельности)

4 июня – «День музыки» (рекомендации по развитию ребёнка средствами музыки)

7 июня – «День двигательного развития» (рекомендации по двигательному развитию ребёнка)

8 июня – «День общения и улыбки» (рекомендации по развитию речи и коммуникативных навыков)

9 июня – «День дружбы» изготовление поделки для друга (рекомендации по социализации детей)

10 июня – «День навыков самообслуживания» (рекомендации по выработке у детей навыков самообслуживания)

11 июня – «День России» (правовая информация)

15 июня – «День кукольного театра» (активный спектакль с участием детей и родителей)


Проведение мастер-классов на дому (6 мастер – классов):

Мастер-классы по развитию ребёнка средствами изобразительной деятельности- до 15 июня

Мастер – классы по двигательному развитию ребёнка- до 15 июня


Заключительные мероприятия

20 августа - дистанционная встреча «Наши достижения» (просмотр презентаций и видеороликов «Наши достижения»)

июль –август - организация фотовыставки.



1 В деятельности клуба также могут принимать участие, бабушки, дедушки, опекуны (все, кто непосредственно занимается воспитанием ребёнка с ТМНР и инвалидностью)

2 Программа психолого педагогического просвещения родителей