Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 9»
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Краевой конкурс «Инклюзивная идея - 2021»
Пояснительная записка к конкурсной работе
Образовательный проект
Детско-родительский клуб
«Растем вместе»
Авторы проекта:
Еремина Ольга Александровна,
учитель дефектолог,
Боднар Татьяна Николаевна,
педагог-психолог
2021 год
Название проекта | Детско-родительский клуб «Растем вместе»1 |
Идея проекта | Обеспечение принципа непрерывного образования детей с ТМНР (тяжёлыми множественными нарушениями развития) и инвалидностью с через создание условий в период летнего отдыха для повышения родительской компетенции в овладении навыками взаимодействия между детьми в семье, где воспитывается ребёнок с особенностями развития |
Актуальность идеи (описание проблемы) | - Отсутствие в летний период пространства и возможностей для социализации и сохранения приобретённых навыков детьми с особенностями в развитии (инвалидностью и ТМНР). Нет возможности посещать детские лагеря, площадки (по состоянию здоровья и (или) неготовности к общению); - родители испытывают затруднения в организации полезного и развивающего летнего отдыха для детей с особенностями в развитии (инвалидностью и ТМНР); - имеется негативный опыт общения родителей с родителями здоровых детей, что препятствует успешной социализации детей с особенностями в развитии; - сёстры и братья детей с особенностями в развитии не понимают, не знают, как правильно общаться с сестрёнкой или братиком, как следствие - тревожность и стресс. В п. Переяславка района имени Лазо проживают семьи с детьми дошкольного возраста не посещающими образовательные учреждения (дети с отсутствием речи – 8 человек, ДЦП – 1 человек, отсутствие слуха – 1 человек, детский аутизм – 1 человек), которые нуждаются в сопровождении семейного образования, в том числе в каникулярное время. В то же время, дети с инвалидностью и ТМНР, обучающиеся в школе-интернате, испытывают потребность в общении со сверстниками и закреплении полученных умений и навыков, в период продолжительных летних каникул. Все дети целевой группы дошкольного и школьного возраста нуждаются в социализации. В течение учебного года было зарегистрировано 15 обращений родителей с предложением организовать развивающий отдых в каникулярное время с целью совместного общения, социализации детей, обмена опытом. Проведённое нами анкетирование среди родителей целевой группы показало, что 100% таких семей готовы включиться в проект и посещать консультативные встречи детско-родительского клуба «Растём вместе». В летний период, дети лишены широкого круга социального общения (о чём указало 90 % респондентов), что негативно сказывается на адаптации детей в образовательных учреждениях. Поэтому выявлена необходимость в создании пространства для социализации в каникулярное время. Так же анкетирование родителей показало, что дети, воспитывающиеся в семьях с «особенным» ребёнком, часто испытывают стресс, не понимая как общаться с братом или сестрой (о чём указало 30 % респондентов). Поэтому было принято решение создать инклюзивное пространство – пригласить на встречи братьев и сестёр детей с особенностями в развитии (выразило желание участвовать в проекте 5 детей). Проведённое анкетирование также показало, что 55% семей скрывают от родственников, знакомых, что воспитывают детей с особенностями в развитии, у некоторых был негативный опыт общения с родителями здоровых детей. Поэтому была выявлена необходимость в проведении мероприятий, где родители смогут приобрести положительный опыт общения с другими взрослыми людьми, делясь приобретённым положительным опытом воспитания собственного ребёнка, открыто проговаривая проблемы и сомнения. Специалисты психологи, логопеды, дефектологи на добровольных и безвозмездных началах готовы включиться в проект в качестве помогающих консультантов |
Целевая группа | Семьи (родители, братья, сестры) воспитывающие детей с особенностями в развитии (в т. ч. с инвалидностью и ТМНР) дошкольного возраста и младшего школьного возраста |
Цель проекта | Деятельность детско-родительского клуба будет способствовать личностному развитию и позитивным изменениям в детях и их родителях: не утратят приобретённые умения и навыки, у них быстрее пройдёт период адаптации с началом образовательного процесса; родители приобретут знания и навыки необходимые для воспитания «особенного ребёнка», уверенность в собственных силах; будут видеть перспективы развития ребёнка; сёстры и братья детей с особенностями в развитии смогут более конструктивно взаимодействовать в семье, стабилизируется их эмоционально-психологическое состояние |
Задачи проекта | 1.Создать развивающее пространство семейного инклюзивного (дети с особенностями в развитии и их сёстры и братья) детско-родительского клуба «Растем вместе»; 2. Организовать комфортный, безопасный, развивающий летний досуг и отдых семей с детьми целевой группы; 3. Обучить родителей целевой группы организации полезного, развивающего отдыха для ребенка с особенностями в развитии; создать условия для выявления родительского ресурса и получения позитивного опыта конструктивного общения в малой социальной группе по вопросам воспитания в семье, где растёт ребёнок с особенностями в развитии |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Качественные (изменения в людях): Готовность взрослых участников проекта к взаимопомощи; Понимание ценности собственного опыта воспитания детей с особенностями в развитии для себя и других родителей; Овладение методами и приёмами взаимодействия с детьми в зоне их актуального развития; Овладение родителями навыками саморегуляции, публичного выступления; Дети с особенностями в развитии закрепят полученные ранее навыки и по окончании каникул будут готовы быстрее адаптироваться к образовательному процессу; Сёстры и братья детей с особенностями в развитии овладеют навыками взаимодействия между собой, снизится уровень тревожности. Количественные (конкретные измеряемые единицы, показывающие, что цель достигнута): не менее 95% от участников проекта (семьи с детьми с ОВЗ и инвалидностью) будут вовлечены и охвачены летним развивающим досугом; не менее 35% от участников проекта, детей целевой группы, примут участие в мастер-классах на дому; не менее 80% братьев и сестер детей с особенностями в развитии получат навыки позитивного взаимодействия в совместной деятельности; не менее 100% родителей, участников проекта, повысят компетентность о приемах и методах развития своего ребенка (приобретут знания об особенностях своих детей и правовых аспектах воспитания ребёнка с особенностями в развитии, о приёмах и методах развития ребёнка в семье; о навыках саморегуляции эмоционального состояния); не менее 80% родителей в процессе индивидуальных консультаций, совместно с волонтерами, составят семейную программу отдыха, досуга и развития ребёнка на лето; проведена одна конференция «Наши достижения», на которой 30% семей целевой группы поделятся опытом воспитания детей в летний период; опубликовано не менее 3 публикаций о реализации проекта на сайте АНО «Особая забота» и в Instagram администрации района имени Лазо, районной газете «Наше время»; удовлетворены работой клуба не менее 80% родителей |
Мероприятия проекта | Задача 1 Информирование родителей о работе клуба (24.05 - 31.05); Подготовка помещения (24.05 - 31.05); Подготовка документации и кадров .(24.05-31.05) Задача 2 Проведение творческой развивающей программы для детей: - Открытие клуба. «День защиты детей» (праздничная программа) - до 15 июня - «День здоровья» - до 15 июня - «День совместного рисования» (рекомендации и мастер-класс по развитию ребёнка средствами изобразительной деятельности)- до 15 июня - «День музыки» (рекомендации по развитию ребёнка средствами музыки) -до 15 июня - «День двигательного развития» (рекомендации по двигательному развитию ребёнка)- до 15 июня - «День навыков самообслуживания» (рекомендации по выработке у детей навыков самообслуживания)- до 15 июня - «День общения и улыбки» (рекомендации по развитию речи и коммуникативных навыков)- до 15 июня - «День дружбы». Изготовления поделки для друга (рекомендации по социализации детей) -до 15 июня - «День России» (правовая информация)- до 15 июня - «День кукольного театра» (активный спектакль с участием детей и родителей) - до 15 июня Проведение мастер-классов на дому (6 мастер-классов): - мастер-классы по развитию ребёнка средствами изобразительной деятельности- до 15 июня; - мастер – классы по двигательному развитию ребёнка- до 15 июня Задача 3 Встречи с родителями в видео кафе «Встреча друзей» (5 занятий с родителями)2: -«Давайте знакомиться!»- до 20 июня - «Аплодисменты» – до 20 июня - «Семейный альбом» – до 20 июня - «Мир глазами моего ребенка» – до 20 июня - «Идеальные родители» – до 20 июня Разработка программы отдыха для детей с родителями в летнее время с 15июня по 30 июня; Проведение встречи-конференции «Наши достижения» - до 31 августа Публикации о реализации проекта и полученном опыте работы семейного клуба в Instagram КГКОУ ШИ 9 (образовательного учреждения), в районной газете «Наше время» - до 31 августа Фотовыставка в учреждении и учреждении культуры, на сайте учреждения о реализации проекта (одна) до 31 августа |
Команда проекта | Руководитель проекта - осуществляет организационную, информационную и аналитическую деятельность по проекту; Педагог-психолог - проводит тренинговые встречи с родителями, индивидуальные и групповые консультации по вопросам развития детей с особенностями развития и обучению совместному полезному отдыху семей целевой группы; Учитель-дефектолог - организует и проводит консультативно – развивающие занятия, мастер –классы для семей целевой группы; Учитель –логопед- организует и проводит консультативно – развивающие занятия, мастер –классы для семей целевой группы; Тьютор - оказывает помощь в проведении творческих развивающих занятий для детей с ОВЗ, инвалидностью и ТМНР; Педагог дополнительного образования - организует и проводит творческие занятия, мастер – классы для семей целевой группы; Воспитатель - организует и проводит мероприятия социализирующего воспитательного характера для детей целевой группы |
Партнёры образовательного проекта | КГКОУ ШИ 9 АНО «Центр коррекции развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» ОУ "ДПК РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО" АНО «ТОЧКА РОСТА» |
Дальнейшее развитие идеи | Успешная реализация проекта детско-родительского клуба «Растем вместе» позволила использовать ресурс детско-родительского объединения для расширения образовательных возможностей детей с особенностями в развитии (инвалидностью и ТМНР) в учебное и каникулярное время, профилактики «откатов» в развитии детей целевой группы, нормализации жизни семьи. В настоящее время по инициативе родителей и поддержке педагогов организуются встречи для взаимообмена опытом воспитания и развития детей в семье |
Приложение 2
Программа психолого-педагогического просвещения родителей.
Видео-кафе «Встреча друзей».
Цель - создание условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с особенностями в развитии (инвалидностью и ТМНР).
Задачи:
Расширение сферы общения семей, формирование навыков адекватного взаимодействия с окружающим миром;
Оптимизация детско-родительских отношений;
Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей;
Формирование навыков эффективной коммуникации;
Гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей;
Изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей.
Направления работы:
Сотрудничество со специалистами школы
Организация по запросу родителей индивидуальных консультаций со специалистами по сопровождению и ведению ребенка в летнее время;
По итогам консультации совместная разработка программы индивидуального развития ребенка в летнее время.
Повышение информационной компетентности родителей
Проведение тематических встреч с целью обсуждения актуальных юридических, психологических, педагогических проблем.
Методы
Основные методы, используемые на занятиях - встречах – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия.
При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.
С целью повышения эффективности программы семьям даются домашние задания на включение в работу отсутствующих на занятиях членов семьи, а так же для отработки знаний и навыков, полученных в процессе работы группы.
Структура занятий включает в себя приветствие, разогрев, работу в детско-родительской паре, взаимодействие между семьями, коллективную игру и ритуал прощания.
ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный.
В рамках подготовительного этапа планируется:
Формирование семейных групп;
Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта;
Разработка программы занятий с родителями. Программа будет разработана с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования. Планируется провести 5 занятий для группы родителей;
Размещение информации о начале проекта на сайте школы.
II этап Основной
В ходе основного этапа реализации проекта планируется провести:
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов (практические занятия) |
1 | Давайте знакомиться! | 1 часа |
2 | Аплодисменты | 1 часа |
3 | Семейный альбом | 1 часа |
4 | Мир глазами моего ребенка | 1 часа |
5 | Идеальные родители | 1 часа |
Всего | 5 часов |
III этап Заключительный
Проведение итогового мероприятия конференции – встречи «Наши достижения»;
Выставка и презентация работ семей – участников группы;
Итоговое анкетирование семей по окончании проекта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результат | Индикаторы оценки результатов |
1.Проведение занятий – встреч для родителей и детей, что предоставит семьям возможность в процессе совместного творчества укрепить внутрисемейные связи, расширить сферу общения, осознать особенности, потребности, интересы друг друга, получить ресурс для изменения своих поведенческих стратегий и сформировать базовые навыки конструктивного взаимодействия в ходе разрешения проблемных или конфликтных ситуаций | Группы семей будут с интересом посещать занятия и в ходе получения обратной связи в конце каждой встречи отмечать актуальность тематики. После окончания цикла занятий будет проведено повторное анкетирование. |
2. 5 занятий для группы родителей позволят родителям повысить свой реабилитационный потенциал, осознать внутренние ресурсы, получить поддержку в результате межгруппового взаимодействия, освоить способы установления позитивного эмоционального контакта | Отзывы участников группы о занятиях и анкетирование родителей позволят судить о качестве результатов |
3. Заключительное мероприятие позволит участникам обобщить и проанализировать полученный опыт, а также поделиться им с приглашенными семьями, не принимавшими участия в реализации проекта | Презентация деятельности «Семейного клуба» в течение лета. Участники проекта и приглашенные семьи выразят желание встречаться и продолжать общение за рамками данного проекта |
ПЛАН
проведения развивающих творческих занятий с детьми.
1 июня - открытие клуба. «День защиты детей» (праздничная программа)
2 июня – «День здоровья» (рекомендации доктора по укреплению здоровья детей)
3 июня – «День совместного рисования» (рекомендации и мастер-класс по развитию ребёнка средствами изобразительной деятельности)
4 июня – «День музыки» (рекомендации по развитию ребёнка средствами музыки)
7 июня – «День двигательного развития» (рекомендации по двигательному развитию ребёнка)
8 июня – «День общения и улыбки» (рекомендации по развитию речи и коммуникативных навыков)
9 июня – «День дружбы» изготовление поделки для друга (рекомендации по социализации детей)
10 июня – «День навыков самообслуживания» (рекомендации по выработке у детей навыков самообслуживания)
11 июня – «День России» (правовая информация)
15 июня – «День кукольного театра» (активный спектакль с участием детей и родителей)
Проведение мастер-классов на дому (6 мастер – классов):
Мастер-классы по развитию ребёнка средствами изобразительной деятельности- до 15 июня
Мастер – классы по двигательному развитию ребёнка- до 15 июня
Заключительные мероприятия
20 августа - дистанционная встреча «Наши достижения» (просмотр презентаций и видеороликов «Наши достижения»)
июль –август - организация фотовыставки.
1 В деятельности клуба также могут принимать участие, бабушки, дедушки, опекуны (все, кто непосредственно занимается воспитанием ребёнка с ТМНР и инвалидностью)
2 Программа психолого педагогического просвещения родителей