СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Использование биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи, у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: коррекция звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с помощью  метода биоэнергопластики.  

Просмотр содержимого документа
«Проект «Использование биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи, у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Неволинская основная общеобразовательная школа»

структурное подразделение для детей дошкольного возраста













Проект

«Использование биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ»










Учитель – логопед

Голдина Людмила Евгеньевна














2018 г.

Проект
«Использование биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи, у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Вид проекта: практико-ориентированный

Срок проекта: сентябрь 2018 – май 2019 г.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники и  родители дошкольников подготовительной группы.


Цель проекта: коррекция звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с помощью метода биоэнергопластики.

Задачи проекта
:
1. Создать условия для проведения занятий (комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, картотека для разных групп нарушенных звуков – свистящих, шипящих, сонорных; картотека специально разработанных сказок, перчатки для детей)
2. Адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями (сложная дислалия, стертая дизартрия)
3. Активизировать партнерские отношения с родителями и сознательное  включение в коррекционо – образовательный процесс.

Ожидаемый результат: применение метода биоэнергопластики повышает мотивационную готовность к занятиям, поддерживает эмоциональный настрой ребенка и логопеда, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, что улучшает постановку звуков.

Актуальность. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. За последние годы среди воспитанников ДОУ увеличилось количество детей со сложной дислалией, стертой формой дизартрии, основным проявлением двигательных нарушений у наших воспитанников являются замедленность формирования двигательного навыка. Нарушение мышечного тонуса различного характера от спастичности (напряжения мышечного тонуса) до гипотонии (низкий мышечный тонус); ограничение произвольных движений (парезы), при которых страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения; синкинезии; нарушения равновесия и координации движения – наиболее характерные и общие для всех нарушений ОДА проблемы двигательной сферы. Кроме этого, отмечается неточность кинестетического восприятия. Дети слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляции. Как логопед, работающий с такой категорией воспитанников, я подбираю специальные приемы и методы, способные повысить работу по коррекции произносительной стороны речи. Одним из актуальных для наших воспитанников является метод биоэнергопластики. Термин «биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: Био – человек, как биологический объект.
Энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий. Пластика, как пластичность движения, которое характеризуется: непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп.
Применение биоэнергопластики ускоряет процесс коррекции нарушенных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет сократить количество занятий, усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, которые возникают от движений пальцев, языка, губ.

План проведения проекта:
Этапы реализации:

l этап. Подготовительный (диагностический).
Обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностика звукопроизношения (речевой экран)

Обследование состояния артикуляционного аппарата.

Дети со стертой дизартрией, речь которых находится в прямой зависимости от глубины поражения артикуляционного аппарата. Определение стертых форм дизартрии сопряжено с трудностями, поэтому необходимо проведение дополнительного обследования по выявлению парезов мышц языка, во всех случаях дизартрии необходима консультация невропатолога.
Информирование родителей об организации коррекционно – логопедической работы происходит в форме индивидуальных консультаций. Анкетирование родителей. На основе собранных данных, выявляется уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
ll этап. Основной.
Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность. Поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; индивидуальность в подаче материала; качество выполнения действий, а не их количество. Комплексность (весь комплекс или его часть); запоминание текста (согласно индивидуальным возможностям)- счет или стихи. Учитывая эти особенности, подбирается материал из комплекса в зависимости от цели и задач коррекционно – логопедической работы.
1. Постановка звука. Это процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. Так, например, при постановке звуков верхнего подьема мы с воспитанниками отрабатываем одновременный подьем языка и ладони вверх (сначала ведущей руки, затем другой, а позже обеих рук). На начальном, ознакомительном этапе работы по внедрению биоэнергопластики, даю образец выполнения упражнения, выполняю их совместно с воспитанниками. В дальнейшем использую вспомогательные зрительные опоры-карточки, где показаны положения органов артикуляции и кисти руки. При выполнении динамических упражнений помогают традиционные картинки-символы.
2. Подключение другой руки (не ведущей), затем обеих рук с перчаткой. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети четко ощущают положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).
3 Автоматизация звука - преобладание динамических упражнений, введение перчаточных героев, придумывание движений воспитанниками.

lll этап – итоговый.

* Отслеживание количественных и качественных результатов коррекционно- логопедической работы, определение дальнейшей перспективы проекта.
* Проведение индивидуальных консультаций для родителей, проведение мастер - класса для педагогов, консультаций для воспитателей. Диагностика звукопроизношения детей.
* Подведение итогов по реализации проекта.

Таким образом, коррекционно-развивающие мероприятия с применением биоэнергопластики, учитывающие механизм и структуру речевого дефекта, разработанный комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики способствуют улучшению звукопроизношения и формированию артикуляционного праксиса.


Перспективный план реализации проекта

1 этап

Формы и методы совместной деятельности с детьми.

Взаимодействие с семьями

Предметно- речевая среда


Сроки


Создание проблемной ситуации, мотивация детей.
В ходе занятия по подготовке грамоте ребята
рассуждали «Хорошо учиться в школе на 5, нужно красиво писать и говорить, отвечать на вопросы»- «Что нужно, чтобы красиво проговаривать все звуки?» Дети предложили некоторые варианты решения: выполнение упражнений для язычка - (артикуляционной гимнастики), играть в игры: лото, собирать картинки на звуки и произносить их;
«Лучше звуки произносятся, когда и руки помогают язычку, показывают движения язычка»

В создании игровой ситуации при выполнении артикуляционной гим-ки с элементами биоэнергопластики приходили гости, которых нужно было научить или помочь: Буратино, Мудрая Сова.
ИКТ - « Игры для ТИГРЫ», интерактивные игры
« МЕРСИБО»
« Звуковой калейдоскоп».

Анкетирование:

выяснение образовательных потребностей, запросов, уровень их компетентности в вопросах выполнения упражнений артикуляционной моторики в содружестве с движениями рук.

Создание картотеки на свистящие, шипящие и сонорные звуки по биоэнергопластике,






Сентябрь - октябрь

2 этап
Практический























Подгрупповое занятие -
закрепление комплексов артикуляционных упражнений «Сказки о веселом язычке» с биоэнергопластикой
 Индивидуальное занятие – для постановки определенных звуков или группы звуков (шипящие, сонорные) с биоэнергопластикой вначале с ведущей рукой, затем с не ведущей, потом обеими руками.



Проведение КВН
« Кино – волшебная страна»


Собрание для родителей подготовительной группы
«Использование биоэнергопластики

для исправления нарушенных звуков»
Индивидуальные консультации для родителей «Развитие артикуляционной моторики через биоэнергопластику»
Родительские пятиминутки (консультации, по запросу родителей).

Приобретение перчаток для мальчиков и девочек.

Картотека логосказок.


Буклет для родителей

«Биоэнергопластика»

Ноябрь





Январь - апрель















декабрь





3 этап
заключительный

Итоговая диагностика
Выявление уровня готовности к школьному обучению детей

Участие в Олимпиаде АРТ – Талант «Готовимся к школе» Развитие речи»

Коллективная книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке» 
(родители совместно с детьми)

Беседа с родителями о готовности к школе.
Итоговые результаты, отзывы и пожелания.


май


Заключение
Проблема совершенствования образовательной среды и поиск инновационных технологий в образовательной деятельности актуальна для современных дошкольных образовательных организаций, с введением ФГОС ДО. Опыт применения на практике метода биоэнергопластики при формировании произносительной стороны речи у детей с ОВЗ, был представлен на МО учителей – логопедов в форме мастер – класс, с показом презентации. Для воспитателей ДОУ был показан мастер – класс по биоэнергопластике.
Здоровьесберегающая инновационная технология – метод биоэнергопластики способствует формированию звукопроизношения, развитию артикуляционного праксиса и имеет благоприятную мотивационную направленность. Дает возможность в дальнейшем ребёнку перейти на новую ступень образования - школу.



Литература:
1. Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
Санкт – Петербург. Детство – Пресс», 2011

2. БуденнаяТ.В. Логопедическая гимнастика, СП., 2009

3. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизической базы речи у детей с нарушениями в развитии
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. М., 2011
5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи;
6. Нищева Н.В» Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп»; Тетради – тренажеры «С –Ш – З – Ж»; « Л, Л мягкий» « Р, Р мягкий» для автоматизации и произношения звуков. Детство – Пресс, 2016
7. Сековец Л.С. «Изучение особенностей психофизического развития в системе дошкольных и школьных образовательных учреждений» Н.Н, 2009
8. Степанова Е. Л. « Стихи для автоматизации звуков у детей 4 – 6 лет

(речевой материал для работы с дошкольниками с нарушением звукопроизношения – свистящие, шипящие, сонорные), «Гном», 2014

9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,1997
10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет – М: Гном, 2001

Приложение:
Картотека комплексов арт. упражнений с биоэнергопластикой.

Картотека комплексов арт. упражнений
с биоэнергопластикой.


Комплекс упражнений № II

(для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков, с биоэнергопластикой).

Название упражнения,
цель

Описание артикуляционного упражнения

Описание движений кисти и пальцев руки

Рекомендации

1

«Улыбка»

Умение удерживать открытый рот в улыбке.

И.п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.
На счет «1» улыбнуться, зубы не обнажать, удерживая под счет от1до5, до 10. Повторить 3- 5 раз

И.п.- кисть на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим, на счет «1» большой палец опускается вниз. 4 сомкнутых пальцев поднимаются вверх, удерживая кисть в таком положении под счет от 1 до5, до 10, повторить 3 -5 раз

Следить, чтобы голова держалась прямо, движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением.

2

«Трубочка»

Умение вытягивать губы трубочкой и удерживать их.

И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

На счет «1» вытянуть губы вперед трубочкой, удерживая под счет от 1 до 10, затем вернуться в и.п., повторить 3-5 раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения ,пальцы выпрямлены и сомкнуты , направлены вниз.

На счет»1» приблизить 4сомкнутых пальца к большому, удерживая в таком положении, не смыкая с большим пальцем.

При выполнении упражнения следить, чтобы ребенок вытягивал только губы, движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением

3

Чередование

упражнений

1 - 2




4

« Чистим зубы»

Выполнение дифференцированных движений языком

И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот, на счет «1» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5, на счет»2» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.Повторить упр. 5 – 7раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения , пальцы выпрямлены и сомкнуты , ладонь направлена вниз. На счет»1» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. На счет «2»поднять кисть вверх и так же выполнять движения, считая от 1 до 5 .Пальцы поднятой руки вверх или вниз указывают на верхнее или нижнее положение языка, затем вернуть ладонь в и.п., удерживая под счет от 1 до 5. Выполнять упр 5 -7 раз


При выполнении упражнения следить, чтобы ребенок выполнял движения языка точно, рот широко открыт. Движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением

5

« Чашечка»

Умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получилась « чашечка». Удерживая язык в таком положении под счет от 1 до 5, затем вернуть язык и губы в и.п., закрыть рот. Повторить 3 – 5 раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения , пальцы сомкнуты , чуть согнуты , ладонь направлена вверх. На счет «1» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг подняты вверх, удерживать ладонь в форме чашечки от 1 до 5, затем вернуться в и.п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 3 – 5 раз

При выполнении упражнения следить, чтобы язык сохранял форму чашки, не прикасался верхней губы.

6

« Качели»

Выполнение точных

движений языком

И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

На счет «1» улыбнуться, открыть рот, язык приподнят в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «2» опустить язык вниз к за нижние зубы, к альвеолам .Выполнение упр. Под счет от 1 до5, 10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами. Затем закрыть рот, держать его закрытым под счет от 1 до5. Повторить упр 5 -6 раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения , пальцы выпрямлены и сомкнуты , на счет «1» ладонь направлена вверх, на счет «2» опустить ладонь вниз, выполнять упр. Под счет от1 до 5, 10, затем вернуться в и.п. Повторить упр 5 -6 раз

При выполнении упражнения следить, чтобы ребенок выполнял движения языка точно, рот широко открыт. Движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением. Вместо счета можно использовать стихи:

На качелях качались,

Высоко мы поднимались -
Вверх – вниз,

Вверх – вниз.














Комплекс упражнений № III

(для выработки артикуляционных укладов сонорных звуков, с биоэнергопластикой)

Название упражнения,
цель

Описание артикуляционного упражнения

Описание движений кисти и пальцев руки

Рекомендации

1

« Чистим зубы»

Выполнение дифференцированных движений языком

И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот, на счет «1» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5, на счет»2» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.Повторить упр. 5 – 7раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения , пальцы выпрямлены и сомкнуты , ладонь направлена вниз. На счет»1» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. На счет «2»поднять кисть вверх и так же выполнять движения, считая от 1 до 5 .Пальцы поднятой руки вверх или вниз указывают на верхнее или нижнее положение языка, затем вернуть ладонь в и.п., удерживая под счет от 1 до 5. Выполнять упр 5 -7 раз


При выполнении упражнения следить, чтобы ребенок выполнял движения языка точно, рот широко открыт. Движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением

2

« Чашечка»

Умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получилась « чашечка». Удерживая язык в таком положении под счет от 1 до 5, затем вернуть язык и губы в и.п., закрыть рот. Повторить 3 – 5 раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты , ладонь направлена вверх. На счет «1» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг подняты вверх, удерживать ладонь в форме чашечки от 1 до 5, затем вернуться в и.п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 3 – 5 раз

При выполнении упражнения следить, чтобы язык сохранял форму чашки, не прикасался верхней губы.

3

« Вкусное варенье

Выполнение круговых движений языком

И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот, на счет «1» высунуть язык, под счет от 1 до 5облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу, выполняя круговые движения 3- 4 раза. Затем закрыть рот, под счет от 1 до5 , повторить упр. 5 – 6 раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты, ладонь направлена вниз, на счет «1» повернуть кисть руки влево, затем под счет от 1 до 6 выполнять круговые движения кистью руки 4 раза, затем вернуться в и.п.

Повторить 5 -6 раз

Следить , чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной.

4

« Лошадка»
выработка умения ритмично щелкать языком, укрепление мышц языка.

И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

На счет «1» улыбнуться ,приоткрыть рот и пощелкать сильно языком, под счет от 1 до 10( как лошадка цокает копытами)

Повторить упр 6 - 7 раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать пальцы с большим пальцем руки, затем вернуться в и.п..Повторить 6 – 7 раз

Следить, чтобы ребенок щелкал языком, упр сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее, нижняя челюсть не двигается, работает только язык, если пощелкивание не получается, предлагается упр,
«Приклей конфетку», а потом вернуться к упр . Лошадка.

5

« Индюк»

Выработка подъема языка вверх, подвижность его передней части

И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

На счет «1» улыбнуться ,приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким языком по верхней губе вперед – назад,

произнося» бл – бл – бл» Выполнять под счет от1 до 5. (как болбочет индюк). Повторить 3 – 5 раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты , ладонь направлена вверх. На счет от1 до 10 сгибать пальцы, выполняя хватательные движения. Затем вернуться в и.п. Повторить упр 3 – 5 раз

Следить, чтобы язык был широким и не сужался, движения языком вперед – назад, а не из стороны в сторону.

6

« Маляр»

Выполнение плавных движений языка вверх, укрепление мышц языка.


И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

Н а счет «1» улыбнуться. Открыть рот и «погладить» языком твердое небо, делая движения вперед – назад, под счет от 1 до 4, в направлении от верхних передних зубов к горлу. Повторить упр 3 – 5 раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты, ладонь направлена вверх. На счет «1, 2, 3, 4» двигать пальцами к запястью, затем вернуться в и .п. Повторить упр 3 – 5 раз

Нижняя челюсть неподвижна. Следить, чтобы язык доходил до верхних зубов, когда продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

7

« Качели»

Выполнение точных

движений языком вверх – вниз.

И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

На счет «1» улыбнуться, открыть рот, язык приподнят в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «2» опустить язык вниз к за нижние зубы, к альвеолам .Выполнение упр. Под счет от 1 до5, 10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами. Затем закрыть рот, держать его закрытым под счет от 1 до5. Повторить упр 5 -6 раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения , пальцы выпрямлены и сомкнуты , на счет «1» ладонь направлена вверх, на счет «2» опустить ладонь вниз, выполнять упр. Под счет от1 до 5, 10, затем вернуться в и.п. Повторить упр 5 -6 раз

При выполнении упражнения следить, чтобы ребенок выполнял движения языка точно, рот широко открыт. Движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением. Вместо счета можно использовать стихи:

На качелях качались,

Высоко мы поднимались -
Вверх – вниз,

Вверх – вниз.




8

«Грибок»

Выработка подъема языка вверх, укрепление мышц языка.


И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

На счет «1» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосав его к небу, кончик языка находится у верхних передних зубов.
Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п.
Повторить 4 -5 раз

И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь чуть расслаблена, направлена вниз. На счет «1» кисть согнуть и удерживать в форме шляпки гриба, удерживая под счет от 1 до 10, затем вернуться в и. п., повторить 4 – 5 раз

При выполнении упр. Губы в улыбке, язык широкий ,кончик языка находится у верхних передних зубов

Движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!