Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Неволинская основная общеобразовательная школа»
структурное подразделение для детей дошкольного возраста
Проект
«Использование биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОВЗ»
Учитель – логопед
Голдина Людмила Евгеньевна
2018 г.
Проект
«Использование биоэнергопластики в формировании произносительной стороны речи, у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Вид проекта: практико-ориентированный
Срок проекта: сентябрь 2018 – май 2019 г.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитанники и родители дошкольников подготовительной группы.
Цель проекта: коррекция звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с помощью метода биоэнергопластики.
Задачи проекта:
1. Создать условия для проведения занятий (комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, картотека для разных групп нарушенных звуков – свистящих, шипящих, сонорных; картотека специально разработанных сказок, перчатки для детей)
2. Адаптировать упражнения биоэнергопластики к двигательным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями (сложная дислалия, стертая дизартрия)
3. Активизировать партнерские отношения с родителями и сознательное включение в коррекционо – образовательный процесс.
Ожидаемый результат: применение метода биоэнергопластики повышает мотивационную готовность к занятиям, поддерживает эмоциональный настрой ребенка и логопеда, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, что улучшает постановку звуков.
Актуальность. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. За последние годы среди воспитанников ДОУ увеличилось количество детей со сложной дислалией, стертой формой дизартрии, основным проявлением двигательных нарушений у наших воспитанников являются замедленность формирования двигательного навыка. Нарушение мышечного тонуса различного характера от спастичности (напряжения мышечного тонуса) до гипотонии (низкий мышечный тонус); ограничение произвольных движений (парезы), при которых страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения; синкинезии; нарушения равновесия и координации движения – наиболее характерные и общие для всех нарушений ОДА проблемы двигательной сферы. Кроме этого, отмечается неточность кинестетического восприятия. Дети слабо ощущает положение и движение своих конечностей и органов артикуляции. Как логопед, работающий с такой категорией воспитанников, я подбираю специальные приемы и методы, способные повысить работу по коррекции произносительной стороны речи. Одним из актуальных для наших воспитанников является метод биоэнергопластики. Термин «биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: Био – человек, как биологический объект.
Энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий. Пластика, как пластичность движения, которое характеризуется: непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп.
Применение биоэнергопластики ускоряет процесс коррекции нарушенных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет сократить количество занятий, усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, которые возникают от движений пальцев, языка, губ.
План проведения проекта:
Этапы реализации:
– l этап. Подготовительный (диагностический).
Обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностика звукопроизношения (речевой экран)
Обследование состояния артикуляционного аппарата.
Дети со стертой дизартрией, речь которых находится в прямой зависимости от глубины поражения артикуляционного аппарата. Определение стертых форм дизартрии сопряжено с трудностями, поэтому необходимо проведение дополнительного обследования по выявлению парезов мышц языка, во всех случаях дизартрии необходима консультация невропатолога.
Информирование родителей об организации коррекционно – логопедической работы происходит в форме индивидуальных консультаций. Анкетирование родителей. На основе собранных данных, выявляется уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
ll этап. Основной.
Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность. Поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; индивидуальность в подаче материала; качество выполнения действий, а не их количество. Комплексность (весь комплекс или его часть); запоминание текста (согласно индивидуальным возможностям)- счет или стихи. Учитывая эти особенности, подбирается материал из комплекса в зависимости от цели и задач коррекционно – логопедической работы.
1. Постановка звука. Это процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. Так, например, при постановке звуков верхнего подьема мы с воспитанниками отрабатываем одновременный подьем языка и ладони вверх (сначала ведущей руки, затем другой, а позже обеих рук). На начальном, ознакомительном этапе работы по внедрению биоэнергопластики, даю образец выполнения упражнения, выполняю их совместно с воспитанниками. В дальнейшем использую вспомогательные зрительные опоры-карточки, где показаны положения органов артикуляции и кисти руки. При выполнении динамических упражнений помогают традиционные картинки-символы.
2. Подключение другой руки (не ведущей), затем обеих рук с перчаткой. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети четко ощущают положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала).
3 Автоматизация звука - преобладание динамических упражнений, введение перчаточных героев, придумывание движений воспитанниками.
lll этап – итоговый.
* Отслеживание количественных и качественных результатов коррекционно- логопедической работы, определение дальнейшей перспективы проекта.
* Проведение индивидуальных консультаций для родителей, проведение мастер - класса для педагогов, консультаций для воспитателей. Диагностика звукопроизношения детей.
* Подведение итогов по реализации проекта.
Таким образом, коррекционно-развивающие мероприятия с применением биоэнергопластики, учитывающие механизм и структуру речевого дефекта, разработанный комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики способствуют улучшению звукопроизношения и формированию артикуляционного праксиса.
Перспективный план реализации проекта
1 этап | Формы и методы совместной деятельности с детьми. | Взаимодействие с семьями | Предметно- речевая среда | Сроки |
Создание проблемной ситуации, мотивация детей. В ходе занятия по подготовке грамоте ребята рассуждали «Хорошо учиться в школе на 5, нужно красиво писать и говорить, отвечать на вопросы»- «Что нужно, чтобы красиво проговаривать все звуки?» Дети предложили некоторые варианты решения: выполнение упражнений для язычка - (артикуляционной гимнастики), играть в игры: лото, собирать картинки на звуки и произносить их; «Лучше звуки произносятся, когда и руки помогают язычку, показывают движения язычка» | В создании игровой ситуации при выполнении артикуляционной гим-ки с элементами биоэнергопластики приходили гости, которых нужно было научить или помочь: Буратино, Мудрая Сова. ИКТ - « Игры для ТИГРЫ», интерактивные игры « МЕРСИБО» « Звуковой калейдоскоп». | Анкетирование: выяснение образовательных потребностей, запросов, уровень их компетентности в вопросах выполнения упражнений артикуляционной моторики в содружестве с движениями рук. | Создание картотеки на свистящие, шипящие и сонорные звуки по биоэнергопластике, | Сентябрь - октябрь |
2 этап Практический | Подгрупповое занятие - закрепление комплексов артикуляционных упражнений «Сказки о веселом язычке» с биоэнергопластикой Индивидуальное занятие – для постановки определенных звуков или группы звуков (шипящие, сонорные) с биоэнергопластикой вначале с ведущей рукой, затем с не ведущей, потом обеими руками. Проведение КВН « Кино – волшебная страна» | Собрание для родителей подготовительной группы «Использование биоэнергопластики для исправления нарушенных звуков» Индивидуальные консультации для родителей «Развитие артикуляционной моторики через биоэнергопластику» Родительские пятиминутки (консультации, по запросу родителей). | Приобретение перчаток для мальчиков и девочек. Картотека логосказок. Буклет для родителей «Биоэнергопластика» | Ноябрь Январь - апрель декабрь |
3 этап заключительный | Итоговая диагностика Выявление уровня готовности к школьному обучению детей | Участие в Олимпиаде АРТ – Талант «Готовимся к школе» Развитие речи» | Коллективная книжка-самоделка «Сказки о Веселом Язычке» (родители совместно с детьми) Беседа с родителями о готовности к школе. Итоговые результаты, отзывы и пожелания. | май |
Заключение
Проблема совершенствования образовательной среды и поиск инновационных технологий в образовательной деятельности актуальна для современных дошкольных образовательных организаций, с введением ФГОС ДО. Опыт применения на практике метода биоэнергопластики при формировании произносительной стороны речи у детей с ОВЗ, был представлен на МО учителей – логопедов в форме мастер – класс, с показом презентации. Для воспитателей ДОУ был показан мастер – класс по биоэнергопластике.
Здоровьесберегающая инновационная технология – метод биоэнергопластики способствует формированию звукопроизношения, развитию артикуляционного праксиса и имеет благоприятную мотивационную направленность. Дает возможность в дальнейшем ребёнку перейти на новую ступень образования - школу.
Литература:
1. Бушлякова Р.Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
Санкт – Петербург. Детство – Пресс», 2011
2. БуденнаяТ.В. Логопедическая гимнастика, СП., 2009
3. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психофизической базы речи у детей с нарушениями в развитии
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. М., 2011
5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи;
6. Нищева Н.В» Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп»; Тетради – тренажеры «С –Ш – З – Ж»; « Л, Л мягкий» « Р, Р мягкий» для автоматизации и произношения звуков. Детство – Пресс, 2016
7. Сековец Л.С. «Изучение особенностей психофизического развития в системе дошкольных и школьных образовательных учреждений» Н.Н, 2009
8. Степанова Е. Л. « Стихи для автоматизации звуков у детей 4 – 6 лет
(речевой материал для работы с дошкольниками с нарушением звукопроизношения – свистящие, шипящие, сонорные), «Гном», 2014
9. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,1997
10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет – М: Гном, 2001
Приложение:
Картотека комплексов арт. упражнений с биоэнергопластикой.
Картотека комплексов арт. упражнений
с биоэнергопластикой.
Комплекс упражнений № II
(для выработки артикуляционных укладов шипящих звуков, с биоэнергопластикой).
№ | Название упражнения, цель | Описание артикуляционного упражнения | Описание движений кисти и пальцев руки | Рекомендации |
1 | «Улыбка» Умение удерживать открытый рот в улыбке. | И.п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «1» улыбнуться, зубы не обнажать, удерживая под счет от1до5, до 10. Повторить 3- 5 раз | И.п.- кисть на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим, на счет «1» большой палец опускается вниз. 4 сомкнутых пальцев поднимаются вверх, удерживая кисть в таком положении под счет от 1 до5, до 10, повторить 3 -5 раз | Следить, чтобы голова держалась прямо, движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением. |
2 | «Трубочка» Умение вытягивать губы трубочкой и удерживать их. | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет «1» вытянуть губы вперед трубочкой, удерживая под счет от 1 до 10, затем вернуться в и.п., повторить 3-5 раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения ,пальцы выпрямлены и сомкнуты , направлены вниз. На счет»1» приблизить 4сомкнутых пальца к большому, удерживая в таком положении, не смыкая с большим пальцем. | При выполнении упражнения следить, чтобы ребенок вытягивал только губы, движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением |
3 | Чередование упражнений 1 - 2 | | | |
4 | « Чистим зубы» Выполнение дифференцированных движений языком | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот, на счет «1» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5, на счет»2» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.Повторить упр. 5 – 7раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения , пальцы выпрямлены и сомкнуты , ладонь направлена вниз. На счет»1» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. На счет «2»поднять кисть вверх и так же выполнять движения, считая от 1 до 5 .Пальцы поднятой руки вверх или вниз указывают на верхнее или нижнее положение языка, затем вернуть ладонь в и.п., удерживая под счет от 1 до 5. Выполнять упр 5 -7 раз | При выполнении упражнения следить, чтобы ребенок выполнял движения языка точно, рот широко открыт. Движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением |
5 | « Чашечка» Умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями. | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получилась « чашечка». Удерживая язык в таком положении под счет от 1 до 5, затем вернуть язык и губы в и.п., закрыть рот. Повторить 3 – 5 раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения , пальцы сомкнуты , чуть согнуты , ладонь направлена вверх. На счет «1» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг подняты вверх, удерживать ладонь в форме чашечки от 1 до 5, затем вернуться в и.п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 3 – 5 раз | При выполнении упражнения следить, чтобы язык сохранял форму чашки, не прикасался верхней губы. |
6 | « Качели» Выполнение точных движений языком | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет «1» улыбнуться, открыть рот, язык приподнят в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «2» опустить язык вниз к за нижние зубы, к альвеолам .Выполнение упр. Под счет от 1 до5, 10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами. Затем закрыть рот, держать его закрытым под счет от 1 до5. Повторить упр 5 -6 раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения , пальцы выпрямлены и сомкнуты , на счет «1» ладонь направлена вверх, на счет «2» опустить ладонь вниз, выполнять упр. Под счет от1 до 5, 10, затем вернуться в и.п. Повторить упр 5 -6 раз | При выполнении упражнения следить, чтобы ребенок выполнял движения языка точно, рот широко открыт. Движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением. Вместо счета можно использовать стихи: На качелях качались, Высоко мы поднимались - Вверх – вниз, Вверх – вниз. |
| | | | |
Комплекс упражнений № III
(для выработки артикуляционных укладов сонорных звуков, с биоэнергопластикой)
№ | Название упражнения, цель | Описание артикуляционного упражнения | Описание движений кисти и пальцев руки | Рекомендации |
1 | « Чистим зубы» Выполнение дифференцированных движений языком | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот, на счет «1» кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5, на счет»2» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5.Повторить упр. 5 – 7раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения , пальцы выпрямлены и сомкнуты , ладонь направлена вниз. На счет»1» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. На счет «2»поднять кисть вверх и так же выполнять движения, считая от 1 до 5 .Пальцы поднятой руки вверх или вниз указывают на верхнее или нижнее положение языка, затем вернуть ладонь в и.п., удерживая под счет от 1 до 5. Выполнять упр 5 -7 раз | При выполнении упражнения следить, чтобы ребенок выполнял движения языка точно, рот широко открыт. Движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением |
2 | « Чашечка» Умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями. | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получилась « чашечка». Удерживая язык в таком положении под счет от 1 до 5, затем вернуть язык и губы в и.п., закрыть рот. Повторить 3 – 5 раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты , ладонь направлена вверх. На счет «1» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг подняты вверх, удерживать ладонь в форме чашечки от 1 до 5, затем вернуться в и.п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 3 – 5 раз | При выполнении упражнения следить, чтобы язык сохранял форму чашки, не прикасался верхней губы. |
3 | « Вкусное варенье Выполнение круговых движений языком | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот, на счет «1» высунуть язык, под счет от 1 до 5облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу, выполняя круговые движения 3- 4 раза. Затем закрыть рот, под счет от 1 до5 , повторить упр. 5 – 6 раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты, ладонь направлена вниз, на счет «1» повернуть кисть руки влево, затем под счет от 1 до 6 выполнять круговые движения кистью руки 4 раза, затем вернуться в и.п. Повторить 5 -6 раз | Следить , чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. |
4 | « Лошадка» выработка умения ритмично щелкать языком, укрепление мышц языка. | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет «1» улыбнуться ,приоткрыть рот и пощелкать сильно языком, под счет от 1 до 10( как лошадка цокает копытами) Повторить упр 6 - 7 раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать пальцы с большим пальцем руки, затем вернуться в и.п..Повторить 6 – 7 раз | Следить, чтобы ребенок щелкал языком, упр сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее, нижняя челюсть не двигается, работает только язык, если пощелкивание не получается, предлагается упр, «Приклей конфетку», а потом вернуться к упр . Лошадка. |
5 | « Индюк» Выработка подъема языка вверх, подвижность его передней части | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет «1» улыбнуться ,приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким языком по верхней губе вперед – назад, произнося» бл – бл – бл» Выполнять под счет от1 до 5. (как болбочет индюк). Повторить 3 – 5 раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты , ладонь направлена вверх. На счет от1 до 10 сгибать пальцы, выполняя хватательные движения. Затем вернуться в и.п. Повторить упр 3 – 5 раз | Следить, чтобы язык был широким и не сужался, движения языком вперед – назад, а не из стороны в сторону. |
6 | « Маляр» Выполнение плавных движений языка вверх, укрепление мышц языка. | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. Н а счет «1» улыбнуться. Открыть рот и «погладить» языком твердое небо, делая движения вперед – назад, под счет от 1 до 4, в направлении от верхних передних зубов к горлу. Повторить упр 3 – 5 раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты, ладонь направлена вверх. На счет «1, 2, 3, 4» двигать пальцами к запястью, затем вернуться в и .п. Повторить упр 3 – 5 раз | Нижняя челюсть неподвижна. Следить, чтобы язык доходил до верхних зубов, когда продвигается вперед, и не высовывался изо рта. |
7 | « Качели» Выполнение точных движений языком вверх – вниз. | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет «1» улыбнуться, открыть рот, язык приподнят в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «2» опустить язык вниз к за нижние зубы, к альвеолам .Выполнение упр. Под счет от 1 до5, 10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами. Затем закрыть рот, держать его закрытым под счет от 1 до5. Повторить упр 5 -6 раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения , пальцы выпрямлены и сомкнуты , на счет «1» ладонь направлена вверх, на счет «2» опустить ладонь вниз, выполнять упр. Под счет от1 до 5, 10, затем вернуться в и.п. Повторить упр 5 -6 раз | При выполнении упражнения следить, чтобы ребенок выполнял движения языка точно, рот широко открыт. Движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением. Вместо счета можно использовать стихи: На качелях качались, Высоко мы поднимались - Вверх – вниз, Вверх – вниз. |
8 | «Грибок» Выработка подъема языка вверх, укрепление мышц языка. | И. п – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет «1» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосав его к небу, кончик языка находится у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п. Повторить 4 -5 раз | И.п. - кисть на уровне солнечного сплетения горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь чуть расслаблена, направлена вниз. На счет «1» кисть согнуть и удерживать в форме шляпки гриба, удерживая под счет от 1 до 10, затем вернуться в и. п., повторить 4 – 5 раз | При выполнении упр. Губы в улыбке, язык широкий ,кончик языка находится у верхних передних зубов Движения кистью или кистями рук выполняются одновременно с артикуляционным упражнением. |
| | | | |