СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Использование игровых технологий в условиях ГПД с целью возрождения народных игр среди детей."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их  шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В проект “Играйка” вошли народные игры, распространенные в России.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Использование игровых технологий в условиях ГПД с целью возрождения народных игр среди детей."»


МБОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинский район, Курской области.





ПРОЕКТ



Использование игровых технологий в условиях ГПД с целью возрождения народных игр среди детей.




Выполнила:

  1. Беденко Ольга Викторовна

Воспитатель группы продленного дня

I квалификационная категория.

  1. Золотухина Валентина Николаевна

Воспитатель группы продленного дня.










г. Курск

2019 год.





Содержание:


1. Краткая аннотация проекта ………………………………………………3

2. Постановка проблемы……………………………………………………..5

3. Проект «Играйка»

3.1. Цели и задачи проекта………………………………………….….….7

3.2. Механизм реализации проекта……………………………………….7

3.3. Рабочий план реализации проекта …………………………………..8

3.4.Ожидаемые результаты …………………………………………….....8

3.5. Оценка результатов …………………………………………………..8

4. Приложения…………………………………………………………………9

5. Список использованной литературы……………………………………..23





  1. Краткая аннотация проекта

Проект «Играйка»



Аннотация проекта 

Проект

Наименование проекта

“Играйка”

Идея проекта

В чем уникальность проекта?

Чем он отличается от других подобных?

Направлен на возрождение народных игр среди детей.

(Обучение народным играм детей ГПД)

Сроки реализации

9 месяцев

География проекта

МБОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской т области

Целевая группа

На кого непосредственно направлен проект?

Дети ГПД




Другие адресаты проекта

Для кого еще этот проект полезен?

ДДОУ, ОУ.

Обоснование необходимости проекта:

Почему этот проект актуален?

На решение какой проблемы он направлен?

Рост гиподинамии, компьютерная зависимость


Цель(общий итог проекта):

Какую конкретную цель вы ставите перед собой?

Чего хотите достичь в результате?

Формирование этнической культуры детей через приобщение к народным играм прошлого.


Задачи(конкретные промежуточные результаты):

Что необходимо выполнить для достижения поставленной цели?

  1. Изучить материал по народным играм вместе с детьми ГПД

  2. Создать сценарий мероприятия “Кулики-сороки”

  3. Организовать проведение мероприятия “Кулики- сороки ” для 30 учащихся начальной школы;

Организовать проведение мероприятия«И рады мы проказам матушки Зимы»

для начальной школы ;

  1. Создать презентацию «Русские забавы» Организовать просмотр

  2. Провести праздничное мероприятие с включением программы “Играйка” для детей ЛОУ «Родник» на День защиты детей.(квест)

  3. Провести круглый стол по теме: “Возрождение народных игр”

Стратегия (концепция)

Как именно вы будете достигать цель, выполнять задачи?

Какие конкретно сделаете действия?

Проведение игровой программы “Играйка”

Рабочий план реализации проекта

Кто и когда будет выполнять действия по проекту?

Воспитатель ГПД, организатор

Риски: Что может помешать достижению цели?


Ожидаемые результаты и критерии оценки

Какие изменения будут результатом проекта?

Как вы узнаете, что достигли цели?

Рост детей, играющих на улице в подвижные народные игры


Бюджет проекта

Описание и расчет необходимых ресурсов в денежном выражении.

За счёт средств школы.





  1. Постановка проблемы

В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость, силу и стремление к победе. Испокон веков именно в этих играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения часто сопровождаются потешками, считалками, жеребьевками.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их  шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В проект “Играйка” вошли народные игры, распространенные в России. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.

Именно поэтому нужно изучать  старые всеми забытые игры  и знакомить с ними детей. Которым очень полезно играть на свежем воздухе, нежели сидеть за компьютером.

Забери у дитя телефон.

Посмотри с ним на рыбок, на птичек,

Поиграй с ним в футбол: ты и он,

И костёр разведи с ним без спичек.

Почему нужно сунуть планшет

В ручки детские вместо скакалок?

Телевизор, «Iphon» , интернет

Не заменят ни «пряток», ни «салок».

Пусть его свежий воздух пьянит,
Ведь занятий вокруг — миллионы!
Радость детства продли хоть на миг:
Дай СЕБЯ ему вместо АЙФОНА!

Любовь Зеленская

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода» - гиподинамии.

Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами - и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.

У воспитателей групп продленного дня большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт.



  1. Проект «Играйка»

  • Место реализации проекта

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Свободинская средняя общеобразовательная школа Золотухинский район Курская область

  • Время реализации проекта: 2017-2018 учебный год

    1. Цели и задачи проекта

Цель данного проекта:

Формирование этнической культуры детей и молодёжи через приобщение к народным играм прошлого.

Задачи проекта:

  1. Изучить материал по народным играм воспитатель, родители, дети.

  2. Создать сценарий программы “Играйка”

  3. Создать сценарий мероприятия “Кулики-сороки”

  4. Организовать проведение мероприятия “Кулики- сороки ” для 30 учащихся начальной школы;

Организовать проведение мероприятий«И рады мы проказам матушки Зимы», «Книжкин праздник»

  1. Создать презентацию «Русские забавы». Организовать просмотр

  2. Провести праздничное мероприятие с включением программы “Играйка” для детей школы на День защиты детей.

  3. Провести круглый стол по теме: “Возрождение народных игр”



3.1. Механизм реализации проекта

Реализация проекта, а именно, апробации его как модели, рассчитана на 9 учебных месяцев и будет проходить в три этапа.



№ этапа и назва-ние

Вид деятельности

Ответственные

Место проведения, форма

Сроки

1. Подготовительный

(подготовка условий для реализации проекта)

Организация оргкомитета, определение графика работы, степени вовлечённости в проект



Информирование о проекте – подготовка материалов на компьютере, распечатка

Отбор участников, получение подтверждения от администрации
Ориентация детей, родителей- ознакомление с целью, задачами, ходом реализации проекта, с требованиями, предъявляемыми к членам проекта..

Бедненко О.В.



Бедненко О.В.

Родители.


МБОУ СОШ Свобода

1-я неделя с начала реали-зации про-екта













3-4 недели


2. Основной


Работа по направлениям, реализация запланированных мероприятий (см. рабочий план реализации проекта)

Воспитатели

Бедненко О. В.

Золотухина В.Н.

Родители

Дети

МБОУ СОШ Свобода

5-34 недели


3. Заключительный

Обобщение опыта,

Оформление отчётной документации

Воспитатель

Бедненко О.В.

МБОУ СОШ Свобода

33-34 неделя










    1. Реализация проекта

Целевые группы:

    • Учащиеся школы

Рабочий план реализации проекта (См. приложение 1, 2,3)



    1. Ожидаемые результаты

При реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

  1. Изучение материала по народным играм

  2. Создание сценария программы “Играйка ”

  3. Создание сценария мероприятия “Кулики-сороки”

  4. Организация проведения мероприятия “Кулики- сороки ” для 30 учащихся начальной школы;

Организовать проведение мероприятия «И рады мы проказам матушки Зимы»

  1. Создание презентации «Русские забавы». Организация просмотра

  2. Проведение праздничного мероприятия с включением программы “Играйка” для детей школы на День защиты детей.

  3. Проведение круглого стола по теме: “Возрождение народных игр”

  4. Создание игротеки



    1. Оценка результатов

Оценка эффективности программы будет проводиться на мастер-классах, а также при помощи отчётов и презентаций. Наблюдение за детьми во время проведения мероприятий.























ПРИЛОЖЕНИЕ



Приложение 1

Планирование

Сроки (месяц)

название мероприятия

ответственные

примечания

Октябрь

Час встречи «Играй-ка!»

Воспитатель

Нахождение и изучение народных игр воспитателем, родителями, детьми

Ноябрь

Такие разные игры. Создание игротеки

.Воспитатель

Создание игротеки

Декабрь

Программа “Играйка”

Воспитатель

Разучивание игр с детьми начальной школы.

Январь

Мероприятие «И рады мы проказам матушки Зимы»

Воспитатель, родители

Проведение мероприятия

Февраль

Работа над презентацией «Зимние забавы»

Воспитатель, дети, родители

Просмотр презентации на клубном часе

Март

Мероприятие «Кулики -сороки»

Воспитатель, родители, дети

Совместно с ДДТ

Апрель

Час встречи «Играй-ка!»

Воспитатели ЛОУ «Родник»

обсуждение промежуточных итогов, внесение корректировки в программу, подготовка к летнему оздоровительному лагерю

Май

Мероприятие для детей «праздник РУССКОЙ БЕРЁЗКИ»с элементами программы «Играйка!»

Воспитатель, родители, дети

Игровая программа для детей

Июнь

Мероприятие для детей ЛОУ «Родник»с элементами программы «Играйка»

Воспитатели ЛОУ «Родник»

Игровая программа для детей ЛОУ «Родник»





Приложение 2



Рабочий план реализации проекта

Вид деятельности

ответственные

форма

сроки

1

определение графика работы, степени вовле-ченности в проект;

Воспитатель


Беседа с директором СОШ

10.10.- 20.10.

2

Организация аналитической группы из 2-х человек для проведения мероприятий по оценке качества реализации проекта

Директор МБОУ СОШ

Г.М.Пономаренко,

Зам. директора по УВР Е.Ю.Парахина

приказ

10.10.- 20.10.

3

Собеседование и отбор участников, получение подтверждения от администрации МБОУ СОШ для реализации проекта

Бедненко О. В.

Собеседование, анкетирование

10.10.- 20.10.


4

Информирование о проекте – подготовка материалов на компьютере, распечатка



Бедненко О. В.

Объявления, защита проекта

15.10.- 25.10.

5

Закупка расходных материалов для организации работы по проекту

Бедненко О.В.


25.10.

6

Изучение материала по народным играм

Воспитатели, родители,дети

Создание Игротеки

7.11

7

Разработка сценарного плана программы “Играйка”

Бедненко О.В.

ЗОЛОТУХИНА В.Н.

Работа в группах

07.11.-15.11.

8

Организация часа встречи «Играй-ка!»

Бедненко О.В.

Игры, анкетирование

По графику

9

Проведение программы “Играй-ка” (см. приложение №1)

Бедненко О.В.

Игровая программа

По графику

10

Проведение анкетирования участников проекта

Бедненко О. В.



Психолог

Анкетирование

12.05.

11

Круглый стол по итогам реализации проекта

Руководитель проекта, члены клуба, гости

Круглый стол

06.06.

12

Оформление отчётной документации

Руководитель проекта, члены клуба

Презентация

06.06 по 10.06



Приложение№3

Игровая программа “Играйка”

  1. Цель: Формирование творчески развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство через приобщение к народным традициям русских игр.

Задачи:

  1. Приобщать к истокам игрового  фольклора.

  2. Способствовать сплочению детей в коллективе, а также возможности раскрытия всем детям: замкнутым стать более раскованными, а очень коммуникабельным – получить широкое поле для реализации своих способностей и возможностей.

  3. Формировать устойчивое, заинтересованное  и уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

  4. Развитие физических (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств..

  5. Воспитывать толерантное отношение к народам России, путем познания фольклора посредством народных игр.

Ожидаемые результаты

При реализации игровой программы мы рассчитываем получить следующие результаты:

  1. Приобщить к истокам игрового  фольклора от 30 человек и более.

  2. Сформировать устойчивое, заинтересованное  и уважительное отношение к культуре родной страны, создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине у 30 человек и более.

  3. Развить физические (ловкость, быстрота реакции, координационная способность) и психические (воля, целеустремленность, самоконтроль) качеств; совершенствование моторного аппарата.

  4. Воспитать толерантное отношение к народам России, путем познания фольклора посредством народных игр.



Игротека:

Молодецкая забава «Шапки».

Играют в эту традиционную игру двое парней. На голове у каждого из них по шапке. По обоюдной готовности игроки начинают, иногда, обозначая начало каким-либо действием, например «сгрудкой». Задача состоит в том, чтобы, используя свою ловкость и находчивость, применяя различные уловки и финты, сбить с головы противника шапку. Есть варианты игры, когда шапку можно не только сбивать ударом на подобии оплеухи, затрещины и т.п., но и срывать. Упавшая на землю шапка – признак победы.

В общих чертах, не учитывая различных вариантов этой игры, правила следующие:

  • бить по шапке.

  • бить открытой ладонью.

  • во время состязания свою шапку не держать и не поправлять руками.

  • победитель тот, кто остался в шапке.

Игра «Перетягивание ступнями».

Соперники стоят на одной ноге боком друг к другу, сцепившись стопами поднятых ног. Каждый старается заставить соперника стать на обе ноги. Проигрывает тот, кто не сможет устоять на одной ноге. При этом, нельзя толкать соперника руками, желательно заложить их за спину.

Игра «Кто останется в круге»?

Встав на одну ногу и скрестив руки на груди, участники стараются вытолкнуть плечом друг друга из круга или заставить встать на обе ноги. Кто не сумеет удержаться — выходит из игры.

Особенно интересен финал, когда в круге остаются два самых сильных и ловких участника.

На праздниках проводятся, также, другие народные игры и хороводы.

Хоровод «Во саду ли, в огороде».

Участники идут вправо по кругу, взявшись за руки, встав поочерёдно: молодец, барышня и поют слова песни:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

У ней русая коса,

Лента голубая.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой, при этом молодцы с небольшой силой затягиваю барышень в круг, а барышни слегка упираются).

Что вы, что вы, что вы, что вы». - (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Участники идут влево по кругу, взявшись за руки и поют дальше:

«Во саду ли, в огороде

Девица гуляла,

Она ростом невеличка,

Лицом круглоличка.

Ух, ух, уха – ха – (все идут в круг, говорят молодцы, в конце слов топают ногой).

Что вы, что вы, что вы, что вы». – (Все идут из круга, говорят барышни)…. – 2 раза.

Молодцам при произношении слов: «Ух, ух, уха — ха» проявить в голосе и поведении мужскую ярую силу.

Барышням необходимо произнести слова: «Что вы, что вы, что вы, что вы – тонким, мягким голосом и проявить в поведении женскую застенчивость. 

Игра «Ручеёк».

Эту игру знали и любили ещё наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создаёт настроение, весёлое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор.

Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и уводит за собой выбранную девицу. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить её под музыку.

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

Золотые Ворота.

Из 6-20 участников игры выбирают двух посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет Солнцем, а кто Луной (Месяцем). Выбравшие себе роли солнца и Луны становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие, взявшись за руки, вереницей идут через «ворота». При этом поют любимые песни.

Когда через ворота идёт последний идущий, они «закрываются»: Солнце и Луна опускают поднятые руки и тот, кто шёл последним, оказывается между ними. Задержанного тихо спрашивают, где бы он хотел стать, позади Луны или Солнца. Потом, все играющие снова проходят через «ворота», и опять последнего останавливают. Это повторяется до тех пор, пока все не станут распределены по группам. Тогда группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью верёвки, палки и т.д.

Игра «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».

Игра «Поводырь».

Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего – хлопку или свисту, девушки начинают разбирать парней – любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень всё это время идёт с закрытыми глазами. Желательно, чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.

По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал: «Можно открыть глаза». Начинается «поделёжка». Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трёх девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки, обычно, с радостью признаются и показываются. Далее, во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни встают во внешний круг и всё повторяется.

Игра «Платочек».

Все стоят в общем кругу. Ведущий выходит и бросает вверх один или несколько маленьких платочков, в зависимости от количества человек. Задача парней – поймать платочек. Если хотя бы один из платочков упал на землю – для не поймавших парней назначается символическое «наказание», например, отжаться 10 раз. Далее те, кто поймали платочек подходят к понравившейся девушке и приглашают её – кладут платочек ей на плечо.

Затем, под музыку в танце парень должен забрать платочек у девушки, не применяя силу, а девушка, также, в танце – должна увернуться и не дать забрать платочек. Примечание: это народная игра и проводится она под народную музыку. Продолжается музыка до тех пор, пока все парни во всех парах не заберут платочки. Если парень забрал платочек раньше других – он танцует вместе с девушкой, держась за платочек до окончания музыки.

Затем, кто-то один снова бросает вверх все платочки. Помните, что в танце вы демонстрируете грацию, стать, ловкость и непринуждённость. Парень, просто пытающийся загнать девушку в угол, или ведущий себя, как с противником на спортивном ринге, выглядит также смешно и нелепо, как и девушка, пытающаяся сберечь платочек, пряча его в кулаках или наматывая узлами на пальцы.

Игра «Горячие номера».

Парни садятся. К ним на коленки садятся девушки. Один парень без пары. Ведущий проходит и говорит на ушко каждой девушке её номер по числу девушек. Затем, начинает шлепать ремнём или нагайкой «пустые» коленки. Парень должен выкрикнуть номер, та девушка, чей номер назван, бежит и садится к нему на коленки, защищая от ремешка. Ведущий бросается к «пустым» коленкам, парень кричит номер и так далее.

Очень весёлая подвижная игра. Ещё, в процессе игры, чтобы сбить с толку того, кто с ремнём, рядом сидящие могут договариваться и меняться номерами! А то, через какое-то время, ведущий с ремнём успевает выучить все номера и очень быстро реагирует.

Игра «Заводила».

В этой игре участвуют дети от 7-ми лет и молодёжь. Наиболее удобное количество участников — от 10-ти до 20-ти человек (при числе больше 30-ти или меньше 5-ти, играть уже затруднительно). Для игры не требуется много места. Правила игры таковы:

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий (обычно вызвавшийся по желанию) отходит в сторону или закрывает глаза, так как не должен видеть, кого выберут заводилой (затейником). Задача заводилы — показывать различные движения, которые должны, тут же, не отставая от него, повторять остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить кому-то пальцем и т. д.

Водящего зовут в круг, и он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же «затевает» каждый раз новое движение. После того, как при нём сменилось три движения, водящий должен угадать заводилу, но тот старается менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий смотрит не на него.

Если водящий ошибочно назовёт какого-либо участника заводилой, игра продолжается. Но после трёх ошибок водящий уходит из круга, и в это время выбирают нового заводилу (или могут, по желанию, оставить прежнего). Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролью. Правило: водящему не разрешается долго смотреть, не отрываясь, на одного из игроков (предполагаемого заводилу), надо поворачиваться в разные стороны.

Хоровод «Целуй, девка, молодца».

Для игры потребуется 8 или более участников (чем больше, тем лучше). Девицы встают во внутренний круг, парни встают во внешний круг. Затем, все начинают двигаться: девицы вращаются коловрат (против часовой стрелки), а, парни – посолонь (по часовой стрелке). Все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, два кольца,

Целуй, девка, молодца.

С последними словами все останавливаются. Тех парней, которые оказались напротив, девицы – целуют! После этого, все напевают:

Шла матрёшка по дорожке,

Потеряла две серёжки,

Две серёжки, пять колец,

Целуй, девку, молодец.

С последними словами все останавливаются. Тех девиц, которые оказались напротив, парни – целуют!

Игра «Репка».

Изображающий репку (его выбирают, например, с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет: дерево, пенёк, столб. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку», т. е. от дерева оттащить игрока, изображающего репку. Если играющим это удается, то все они теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие участники забавы могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются: «Не поели репки».

Указания к проведению игры Репка: минимальное число участников – 4 человека. В эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки, выбрав удобную площадку. После нескольких попыток «вытянуть репку», которые закончились неудачей, выбирается новая «репка» и все участники должны побывать в этой роли. Эта игра интересна детям дошкольного возраста.

Игра «Редька».

Играющие становятся друг за другом, сцепляясь руками в виде длинной гряды. Первый называется «бабушка», все остальные – редьки. Один из игроков, выбранный жребием, называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и беседует с ней: «Тук-тук». - «Кто тут?» - «Ивашка Попов». - «Зачем пришел?» - «За редькой». - «Не поспела, приходи завтра».

Ивашка Попов уходит, но скоро возвращается. Повторяется разговор с бабкой, но меняется финал – бабка отвечает: «Дергай какую хочешь». Ивашка дёргает всех по очереди. Кто выдернул больше редьки – тот победитель.

Указания к проведению игры Репка: в игре может быть 4 участника игры и более. Редьки стараются крепко держать друг друга. Ивашка может трясти игроков – кого за руки, кого за голову и т. п. Рассмеявшихся игроков легче «выдернуть».

Игра «Селезень и Утка».

Выбирается Селезень (парень) и Утка (девушка ). Встают в круг. Изначально утка – в кругу, селезень – за кругом. Поётся песенка, можно просто говорить:

Селезень утку загонял,

Молодой серу загонял,

Пойдём, утица, домой,

Пойдём, серая, домой,

У тя семеро детей,

Восьмой – селезень,

А девятая – сама,

Поцелуй разок меня.

Селезень и уточка могут бегать как угодно, круг им может помогать либо мешать. Это разновидность игры «Кошки-мышки». Когда Селезень догонит Утку, они встают в круг и играющие поют: «Аще поцелуйся, больше не балуйся». Парень целует девку.

Игра «Золотые Ворота» (круговые).

3-4 человека участников игры образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз -

Не пропустим вас!

После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Те, кто не пойман, восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.

Правила:

  1. Игроку, который должен пройти через ворота, нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.

  2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки. Надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.

  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только при последнем слове песни. Пойманных раньше времени надо отпустить.

  4. Во избежание травматизма (не забывайте, что у людей головы не чугунные), опускайте руки аккуратно.

Игра «Фанты».

Для начала надо собрать со всех присутствующих фанты. Это может быть предмет одежды или украшение, бумажка с именем или любой другой предмет. Главное требование к фанту – чтобы он был небольшим и чтобы можно было безошибочно определить, кто именно из присутствующих является его владельцем. Как правило, сбор фантов превращается в самостоятельную игру. Самый простой вариант – с каждого из присутствующих берётся один фант.

Правила:

Ведущих – двое. Один достаёт фанты, показывает их всем, кроме второго ведущего и спрашивает: «Что сделать этому фанту»? Второй ведущий даёт задание – спеть, станцевать, покукарекать, выйти на улицу и пробежаться вокруг дома, сходить в соседнюю комнату и принести конфет, помыть посуду. Диапазон зависит от фантазии и от предварительно оговорённых рамок выполняемых заданий.

Игра «Заря».

Дети, играющие в игру, встают в круг. Руки при этом держат за спиной, а одному из играющих, которого зовут «заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить:

«Заря — зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла»!

При произнесении последних слов, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берёт её, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарёй». Игра при таких правилах повторяется вновь и вновь. Бегущие ни в коем случае не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому же положить ленту на плечо.

Игра «Почта».

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там?

Почта!

Откуда?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий в ходе игры может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие в игру должны непременно делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант (любая вещь играющего) водящему и игра заканчивается в тот момент, как только водящий наберёт 5 фантов. Участники, чьи фанты находятся у водящего, должны их выкупить для чего водящий придумывает для них интересные задания, которые они должны выполнить. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, а также вспоминают загадки, могут имитировать движения животных. Затем, снова выбирают нового водящего, и игра вновь повторяется.

Игра «Подари платочек симпатии».

На площадке для игры устанавливаются воротца с наклонной перекладиной. На ней на тонких нитках и на разной высоте подвешены цветные носовые платочки. Участникам соревнований нужно разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков. Завладев платочком, нужно назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный платочек.

«Лапта»

Русская народная командная игра, в которой использовались бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч, проводилась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две стороны: «город» и «кон», занимаемые разными командами. Игра заключалась в том, что игрок одной команды должен был ударить мяч битой посильнее в сторону принадлежащую противнику, чтобы он улетел подальше и пробежаться за это время в стан «врага» и обратно, причем, чтобы тебя не «осалили» мячом, пойманным игроками команды противника. Удачная пробежка приносила команде очко, у кого было их больше, тот и победил. Эта игра способствовала сплочению людей, вырабатывала в них чувство крепкого товарищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внимательность и ловкость.

«Городки» (по другому «Рюхи», «Чушки», «Свинки»).

В этой игре с определенного расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались расставленные «городки» - фигурки из нескольких деревянных чурок, сделанных из березы, липы, бука и т.д. Основной задачей было выбивание 15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя минимальное количество бросков. Соревнования по выбиванию фигур могут быть как личные, так и командные. Игра отличается увлекательностью, требует наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и отличной координации движений.

«Ручеек».

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность, волшебное прикосновение к руке свой избранницы.

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

«Горелки»

Веселая, озорная и подвижная игра, развивающая внимание и скорость. Игроки разбивались на пары и становились в колонны, выбранный водящий становился спиной к ним, не смотря назад. Перед ним на некотором расстоянии рисуется линия, участники напевали веселую песенку «Гори-гори ясно» и по её окончании на слове «беги» пара размыкает руки и бежит к линии, а водящий должен поймать одного из них, пока они не сомкнули руки за чертой. С пойманным он становится в пару, а его партнер, оставшийся один, становится следующим водящим.

«Прятки»

Игра в «Прятки» - популярное детское развлечение, отличающееся веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся, водящий должен их найти и назвать по имени.

«Взятие снежного городка»

«Взятие снежного городка» - традиционная зимняя забава русского народа, которая являлась частью разудалых игрищ на Масленицу. «Городок» (представлял собой две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха, бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.

В игре участвовали две команды, обычно состоявшие из молодых крепких парней, одни были «осажденные», они находились внутри снежной крепости, другие «осаждающие», они нападали с целью захватить снежный городок и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях). Защитники городка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем. Такие развлечения отличались безудержной удалью, весельем и отчаянной бесшабашностью.

Стрекоза

Дети собираются во дворе, в саду или в просторной комнате, становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры.
Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победителем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы.

Дети часто и охотно играют в жмурки, в особенности малолетние, так как игра эта очень проста. Местом для нее избирают большую, просторную комнату или чистый двор.
Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза повязку, пользуясь чистым носовым платком или т. п. По данному сигналу, участвующие в игре бросаются в разные стороны, а мальчик с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты, старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он, в свою очередь, старается также поймать кого-нибудь из товарищей.
Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

Хромая лиса

Количество участвующих детей может быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы.
На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т. е. прикоснуться к нему рукой.
Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы.
Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.
Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составляют бег и прыжки.

Кошка

Дети собираются в просторном месте. Удобнее всего приступить к этой игре, как только начинают надвигаться сумерки.
Участники выбирают из своей среды одного, отличающегося ловкостью и проворством, и поручают ему роль кошки. Кошка тщательно прячется за деревом или кустом, стараясь остаться незамеченной товарищами. 
Последние по сигналу одного из старших бросаются во все стороны для разыскания кошки; кошка же от времени до времени мяукает, давая знать о своем присутствии, и быстро прячется, чтобы не быть открытой.
Игру продолжают до тех пор, пока кошка не будет найдена, тогда по жребию вновь назначают другую кошку и игру ведут до тех пор, пока дети не устанут или не потеряют к ней интереса.

Медведь

Число играющих может быть как угодно велико.
Участники игры по жребию выбирают из своей среды одного товарища, которому поручают роль медведя, и снабжают каждого жгутами, — последние нетрудно смастерить, свертывая соответственным образом носовые платки.
На одной из сторон пространства, отведенного для игры, устраивается или, вернее, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.
По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем медведь, не вооруженный жгутом, бросается на них, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. запятнать его.
Запятнанный также становится медведем и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока медведей не станет больше, чем оставшихся участников игры.
По мере увеличения числа помощников медведя, все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Основным элементом и

По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:

- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!

«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».

Мороз - Красный нос

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.
Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз - Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!
Играющие в ответ скандируют:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.
По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избешавшим прикосновения Мороза.

Удочка (Рыбка, Поймать рыбку)

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры два.
1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека).
2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

Перетяжка

Все дети, которые участвуют в этот игре, делятся на 2-ве равные по числу участников команды. От каждой команды приглашается по одному человеку. В центре площадки лежит метровая палка. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть палку, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.



5. Список использованной литературы

1.С.М.Оберемок. Общие основы проектирования. Новосибирск, НИПКиРО, 2007.


Интернет ресурсы:


https://ped-kopilka.ru/blogs/blog59341/ruskie-narodnye-podvizhnye-igry.html

https://myintelligentkids.com/russkaya-narodnaya-igra-eto-zabava-i-uchenie-dlya-dete

https://azbyka.ru/deti/russkie-narodnye-podvizhnye-igry-m-litvinova

Щи.ру - сайт о русском быте, народных традициях и обычаях в национальной культуре русского народа.

Опубликовано в категориях:    Основы Родобожия ЗдравомыслиеПуть восхождения (нисхождения) Живатмы Боги мира Слави Боги мира ЯвиКультура и традиции Здоровье Духовное Здоровье Душевное здоровьеТелесное здоровье

Распространение материалов приветствуется со ссылкой на сайт rodobogie.org и автора публикации.