СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи»»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 г.Облучье»














ПРОЕКТ

«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи»








Выполнила: учитель-логопед

первой категории Михалковская Е.В.




















Пояснительная записка

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности  высказывания.  

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.



Основная часть проекта

Тема проекта: «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи».

Автор проекта: учитель-логопед Михалковская Е.В.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Сроки реализации проекта: с 09.01.2023 по 31.03.2023.

Участники проекта:

-дети старшего дошкольного возраста логопедической группы-17 человек;

-учитель-логопед-1;

-воспитатель-2;

-родители.

Цель проекта:

Научит детей связно, последовательно грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Задачи проектной деятельности:

  • Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

  • Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;

  • Обогащение словарного запаса.

Содержание проекта:

Мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация, на занятиях по развитию связной речи применяется как дидактический материал, который  позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей.

2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, консультации для родителей по теме проекта.

3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта)


Перспективный план работы педагога по проекту

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

-Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.

-Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы:

-сайты ВК и др. интернет-источники.

с 09.01.2023 по 31.01.2023

Список использованной литературы
Перспективный план работы с детьми по данной теме

Подготовить консультации для родителей по данной теме

февраль 2023

Консультации, буклеты

Создание картотеки мнемотаблиц

весь период

Наличие картотеки с мнемотаблицами

Продемонстрировать родителям методику

использования мнемотехники

Март 2023

Фотографии

Подготовить презентацию по теме проекта

Март 2023

Презентация по теме проекта


Перспективный план работы с детьми по проекту

Сроки

Формы работы с детьми

Январь

-Заучивание стихотворений:

«Хитрый ежик»

«Я рубашку сшила мишке»

«К нам на елку, посмотри, прилетели снегири»

«Я сейчас готовить буду»

-Составление рассказа описания по теме «Посуда»

Февраль

-Заучивание стихотворений:

«Много мебели в квартире»

«Семья» (у подъезда две скамейки)

«Я сегодня медсестра»

«Как же всем играть охота: Петя – главный над пехотой»

-НОД по развитию речи «Составление сказки Снегурочка»

-Составление описательного рассказа по теме «Мебель»

Март

-Заучивание стихотворений:

«О бабушке»

«Подарок маме»

«Почтальон»

«Любит зебра по лужайке…»

-Составление рассказа-описания по теме «Профессии»

Весь период

Использование на индивидуальных занятиях с логопедом:

Мини-сказки-связки на звуки С, З, Ш, Ж, Л, Р.




Предполагаемый результат:

  • Сформированные коммуникативные навыки общения;

  • Выстраивание логических цепочек, быстрое запоминание информации;

  • Развитость графо-моторных функций;

  • Развитие связной речи, увеличение словарного запаса.


В перспективе планируется:

Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.

Разработка новых форм взаимодействия с семьей.

Обобщение опыта, распространение его через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.



Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.