Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 г.Облучье»
ПРОЕКТ
«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи»
Выполнила: учитель-логопед
первой категории Михалковская Е.В.
Пояснительная записка
Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности высказывания.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Основная часть проекта
Тема проекта: «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи».
Автор проекта: учитель-логопед Михалковская Е.В.
Тип проекта: исследовательско-творческий.
Сроки реализации проекта: с 09.01.2023 по 31.03.2023.
Участники проекта:
-дети старшего дошкольного возраста логопедической группы-17 человек;
-учитель-логопед-1;
-воспитатель-2;
-родители.
Цель проекта:
Научит детей связно, последовательно грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Задачи проектной деятельности:
Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;
Обогащение словарного запаса.
Содержание проекта:
Мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация, на занятиях по развитию связной речи применяется как дидактический материал, который позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей.
2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, консультации для родителей по теме проекта.
3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта)
Перспективный план работы педагога по проекту
Методическая работа |
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
-Сбор и анализ информации, работа с методической литературой. -Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы: -сайты ВК и др. интернет-источники. | с 09.01.2023 по 31.01.2023 | Список использованной литературы Перспективный план работы с детьми по данной теме |
Подготовить консультации для родителей по данной теме | февраль 2023 | Консультации, буклеты |
Создание картотеки мнемотаблиц | весь период | Наличие картотеки с мнемотаблицами |
Продемонстрировать родителям методику использования мнемотехники | Март 2023 | Фотографии |
Подготовить презентацию по теме проекта | Март 2023 | Презентация по теме проекта |
Перспективный план работы с детьми по проекту
Сроки | Формы работы с детьми |
Январь | -Заучивание стихотворений: «Хитрый ежик» «Я рубашку сшила мишке» «К нам на елку, посмотри, прилетели снегири» «Я сейчас готовить буду» -Составление рассказа описания по теме «Посуда» |
Февраль | -Заучивание стихотворений: «Много мебели в квартире» «Семья» (у подъезда две скамейки) «Я сегодня медсестра» «Как же всем играть охота: Петя – главный над пехотой» -НОД по развитию речи «Составление сказки Снегурочка» -Составление описательного рассказа по теме «Мебель» |
Март | -Заучивание стихотворений: «О бабушке» «Подарок маме» «Почтальон» «Любит зебра по лужайке…» -Составление рассказа-описания по теме «Профессии» |
Весь период | Использование на индивидуальных занятиях с логопедом: Мини-сказки-связки на звуки С, З, Ш, Ж, Л, Р. |
Предполагаемый результат:
Сформированные коммуникативные навыки общения;
Выстраивание логических цепочек, быстрое запоминание информации;
Развитость графо-моторных функций;
Развитие связной речи, увеличение словарного запаса.
В перспективе планируется:
Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.
Разработка новых форм взаимодействия с семьей.
Обобщение опыта, распространение его через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.
Список литературы:
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.
6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.