Районная научно - практическая конференция
младших школьников
« Юный исследователь»
Тема:
«Может ли вода течь вверх? »
Выполнили:
учащиеся 4 «Б» класса
МКОУСОШ № 105
Больнова Юлия,
Романенко Валерия
Руководитель: Оноприенко Ольга Григорьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Контактный телефон: 89130165481
2018 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………...………………3-4
Работа над проектом………………………………………………………………4-6
Обзор литературы………………………………………………………………….7
Приложения ………...……………………………………………………………..8-11
Введение
Актуальность и значимость проекта
2/3 всей поверхности земли занимает вода. Мы на 70 % состоим из воды. Без воды человек может прожить только 3дня. Вода – самое удивительное вещество на Земле. Каждый человек с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручьи кораблики, плескался в речке или море. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Что такое вода?
Этот вопрос совсем не так неразумен, как это может показаться. В самом деле, разве вода — это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, — это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, — это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, — и это вода. Прекрасно, невоспроизводимо бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Этот великий художник природы — вода. Кроме того, разве все секреты воды открыты учеными? На этот вопрос сможет ответить только время.
Нам захотелось узнать: может ли вода течь вверх?
Гипотеза: предположим, что вода может течь вверх.
Цель исследования: исследовать, может ли вода течь вверх.
Задачи:
1. Изучить информацию о свойствах воды, используя научно–популярную литературу;
2. Провести физические опыты по исследованию свойств воды;
3. Сформулировать выводы.
При подготовке работы была изучена различная литература, просмотрены материалы Интернет–сайтов, применены знания, полученные на уроках окружающего мира, проведен ряд опытов.
Работа над проектом:
Действие силы тяжести(Приложение№ 1.)
Если вы выпустите книгу из рук, она неизбежно упадет. “Виновата” в этом сила тяжести, которая притягивает все без исключения объекты к центру Земли. А, подняв упавшую книгу, вы заметите, что ее внешний вид нисколько не изменился. Она – твердая, а твердые предметы сохраняют свою первоначальную форму. Если, конечно, не прикладывать к ним какую – либо специальную силу.
Теперь представьте себе, что упала не книга, а стакан с водой. Вода выплеснется и в беспорядке растечется. В самом деле, жидкость собственной формы не имеет. Она лишь занимает тот объем, ту форму, в которую налита. Все та же сила тяжести заставляет ее стремиться к самой низкой точке. Одним словом, где вода — там самое низкое место. Почему реки впадают в море? Просто уровень воды в морях ниже. Любая река как бы наклонена к тому морю, в которое она впадает.
Ярким доказательством тому, что вода притягивается к Земле и стремится занять самый низкий уровень, являются водопады.(см.приложение№ 2)
Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, нами были проведены опыты.
Опыт 1. «Цветные точки»(см.приложение№3)
Оборудование: салфетки, вода, стакан, фломастеры, ножницы.
Цель опыта: узнать: есть ли сила и условия, заставляющие течь воду снизу вверх.
Вырезаем из салфетки полоски и наносим фломастерами точки-штрихи. Затем готовую полоску со штриховкой помещаем в стакан и наливаем немного воды. Через 5 минут уже видны изменения цветов на полоске: под воздействием воды они стали расплываться и смешиваться. Через 15 минут уровень поднялся, а через 30 минут уровень смешивания стал ещё выше, т. к. вода поднялась вверх по салфетке.
Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх, так же как и в растениях: вода поднимается вверх по капиллярным сосудам растения и доставляет ее от корней к листьям и плодам.
Происходит это за счет разницы давлений и сил поверхностного натяжения воды. И чем тоньше капилляр, тем выше поднимается вода, стремясь уравновесить отрицательное давление. Если жидкость не смачивает поверхность, то и вода не станет подниматься вверх по капилляру.
Опыт 2. «Скрученные салфетки»(см.приложение №4)
Оборудование: скрученные салфетки-бечёвки, вода,3 стакана, синие и красные чернила.
Цель опыта: выяснить: есть ли сила, заставляющая течь воду снизу вверх.
Смешали 2 разные краски: в одном стакане- красную, а в другом- синюю.
В каждый стаканчик с жидкостью опустили салфетки-бечёвки, а другой край- в пустой стаканчик. Через некоторое время заметили, что каждая салфетка стала окрашиваться. Через час в пустом стаканчике стала накапливаться окрашенная вода, а через 2 часа её стало ещё больше.
Что касается данного опыта, на первый взгляд, все очевидно и просто. Вода смачивает бумагу - бечевку, и материалы намокают. А вот объяснить, почему так происходит, затруднительно.
Разберемся, для начала, в самом понятии «смачивание». Оно представляет собой явление взаимодействия жидкости с поверхностью твердого тела (словарь Ожегова). Притяжение между молекулами жидкости сильнее, чем их притяжение к молекулам твердого тела. Поэтому жидкость стремится сократить контакт с поверхностью и, в результате, собирается в капли.
Опыт 3. « Движение по цветку»(см.приложение№5)
Оборудование: ветка хризантемы, вода, стаканы, синие, зеленые, красные и желтые чернила.
Цель опыта: доказать, что есть сила, заставляющая течь воду снизу вверх.
Налили в стаканы подкрашенную воду, опустили в него цветы хризантемы, и поставили их в тёплое место.
Через некоторое время стебельки и лепестки приобрели цвет чернил, то есть раствор поднимался снизу вверх.
Вода в очень тонких трубочках самопроизвольно поднимается вверх. Это явление называется капиллярностью. Только оно позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направлять её к листьям, т.е. позволяет растениям жить.
ВЫВОД
Наша гипотеза подтвердилась. Можно с уверенностью сказать, что – вода может течь вверх! Это убедительно доказывают не только изученная литература, но и проведённые опыты. Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх.
Список литературы
1.Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E4%E0
2. XuMuK.ru - ВОДА - Химическая энциклопедия
http://edukids.narod.ru/zemlia/gl3/34.htm
3.Фото http://yandex.ru/images/search?text=вода
4. Сила тяжести, изд.: «Пресс», Москва, 2008г.
5. Опыты по физике http://www.diagram.com.ua/tests/fizika/
6. Словарь Ожегова.
Приложение № 1
Приложение№ 2
Приложение№ 3
Приложение№ 4
Приложение№5
11