СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект-исследование "Может ли вода течь вверх."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад выполненный обучающимися,в ходе исследовательского проекта "Может ли вода течь вверх".

Просмотр содержимого документа
«Проект-исследование "Может ли вода течь вверх."»

Районная научно - практическая конференция

младших школьников

« Юный исследователь»


Тема:

«Может ли вода течь вверх? »






Выполнили:

учащиеся 4 «Б» класса

МКОУСОШ № 105

Больнова Юлия,

Романенко Валерия

Руководитель: Оноприенко Ольга Григорьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Контактный телефон: 89130165481

2018 год.


Содержание

  1. Введение…………………………………………………………...………………3-4

  2. Работа над проектом………………………………………………………………4-6

  3. Обзор литературы………………………………………………………………….7

  4. Приложения ………...……………………………………………………………..8-11














































Введение

Актуальность и значимость проекта

2/3 всей поверхности земли занимает вода. Мы на 70 % состоим из воды. Без воды человек может прожить только 3дня. Вода – самое удивительное вещество на Земле. Каждый человек с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручьи кораблики, плескался в речке или море. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Что такое вода?

Этот вопрос совсем не так неразумен, как это может показаться. В самом деле, разве вода — это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу чудесную Землю, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, — это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, — это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, — и это вода. Прекрасно, невоспроизводимо бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Этот великий художник природы — вода. Кроме того, разве все секреты воды открыты учеными? На этот вопрос сможет ответить только время.

Нам захотелось узнать: может ли вода течь вверх?

Гипотеза: предположим, что вода может течь вверх.

Цель исследования: исследовать, может ли вода течь вверх.

Задачи:

1. Изучить информацию о свойствах воды, используя научно–популярную литературу;
2. Провести физические опыты по исследованию свойств воды;
3. Сформулировать выводы.


При подготовке работы была изучена различная литература, просмотрены материалы Интернет–сайтов, применены знания, полученные на уроках окружающего мира, проведен ряд опытов.

Работа над проектом:

Действие силы тяжести(Приложение№ 1.)

Если вы выпустите книгу из рук, она неизбежно упадет. “Виновата” в этом сила тяжести, которая притягивает все без исключения объекты к центру Земли. А, подняв упавшую книгу, вы заметите, что ее внешний вид нисколько не изменился. Она – твердая, а твердые предметы сохраняют свою первоначальную форму. Если, конечно, не прикладывать к ним какую – либо специальную силу.

Теперь представьте себе, что упала не книга, а стакан с водой. Вода выплеснется и в беспорядке растечется. В самом деле, жидкость собственной формы не имеет. Она лишь занимает тот объем, ту форму, в которую налита. Все та же сила тяжести заставляет ее стремиться к самой низкой точке. Одним словом, где вода — там самое низкое место. Почему реки впадают в море? Просто уровень воды в морях ниже. Любая река как бы наклонена к тому морю, в которое она впадает.

Ярким доказательством тому, что вода притягивается к Земле и стремится занять самый низкий уровень, являются водопады.(см.приложение№ 2)

Чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, нами были проведены опыты.

Опыт 1. «Цветные точки»(см.приложение№3)

Оборудование: салфетки, вода, стакан, фломастеры, ножницы.

Цель опыта: узнать: есть ли сила и условия, заставляющие течь воду снизу вверх.

Вырезаем из салфетки полоски и наносим фломастерами точки-штрихи. Затем готовую полоску со штриховкой помещаем в стакан и наливаем немного воды. Через 5 минут уже видны изменения цветов на полоске: под воздействием воды они стали расплываться и смешиваться. Через 15 минут уровень поднялся, а через 30 минут уровень смешивания стал ещё выше, т. к. вода поднялась вверх по салфетке.

Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх, так же как и в растениях: вода поднимается вверх по капиллярным сосудам растения и доставляет ее от корней к листьям и плодам.

Происходит это за счет разницы давлений и сил поверхностного натяжения воды. И чем тоньше капилляр, тем выше поднимается вода, стремясь уравновесить отрицательное давление. Если жидкость не смачивает поверхность, то и вода не станет подниматься вверх по капилляру.

Опыт 2. «Скрученные салфетки»(см.приложение №4)

Оборудование: скрученные салфетки-бечёвки, вода,3 стакана, синие и красные чернила.

Цель опыта: выяснить: есть ли сила, заставляющая течь воду снизу вверх.

Смешали 2 разные краски: в одном стакане- красную, а в другом- синюю.

В каждый стаканчик с жидкостью опустили салфетки-бечёвки, а другой край- в пустой стаканчик. Через некоторое время заметили, что каждая салфетка стала окрашиваться. Через час в пустом стаканчике стала накапливаться окрашенная вода, а через 2 часа её стало ещё больше.

Что касается данного опыта, на первый взгляд, все очевидно и просто. Вода смачивает бумагу - бечевку, и материалы намокают. А вот объяснить, почему так происходит, затруднительно.

Разберемся, для начала, в самом понятии «смачивание». Оно представляет собой явление взаимодействия жидкости с поверхностью твердого тела (словарь Ожегова). Притяжение между молекулами жидкости сильнее, чем их притяжение к молекулам твердого тела. Поэтому жидкость стремится сократить контакт с поверхностью и, в результате, собирается в капли.




Опыт 3. « Движение по цветку»(см.приложение№5)

Оборудование: ветка хризантемы, вода, стаканы, синие, зеленые, красные и желтые чернила.

Цель опыта: доказать, что есть сила, заставляющая течь воду снизу вверх.

Налили в стаканы подкрашенную воду, опустили в него цветы хризантемы, и поставили их в тёплое место.

Через некоторое время стебельки и лепестки приобрели цвет чернил, то есть раствор поднимался снизу вверх.

Вода в очень тонких трубочках самопроизвольно поднимается вверх. Это явление называется капиллярностью. Только оно позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направлять её к листьям, т.е. позволяет растениям жить.

ВЫВОД

Наша гипотеза подтвердилась. Можно с уверенностью сказать, что – вода может течь вверх! Это убедительно доказывают не только изученная литература, но и проведённые опыты. Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх.













Список литературы

1.Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E4%E0

2. XuMuK.ru - ВОДА - Химическая энциклопедия

http://edukids.narod.ru/zemlia/gl3/34.htm

3.Фото http://yandex.ru/images/search?text=вода

4. Сила тяжести, изд.: «Пресс», Москва, 2008г.

5. Опыты по физике http://www.diagram.com.ua/tests/fizika/

6. Словарь Ожегова.







Приложение № 1

















Приложение№ 2

















Приложение№ 3
















Приложение№ 4






Приложение№5



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!