СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект – исследование на тему: «Бумаге-вторую жизнь». Предмет – «Технология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект – исследование на тему: «Бумаге-вторую жизнь». Предмет – «Технология»»


Региональная конференция

учебно-исследовательских и проектных работ

«В мире знаний»






Проект – исследование на тему:

«Бумаге-вторую жизнь»

Предмет – «Технология»





Мавлеев Самат

Ученик 3 В класса







МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 с углубленным изучением иностранных языков» Ново-Савиновского района г.Казани


Научный руководитель: Камалутдинова Зульфия Рашитовна

учитель начальных классов


г. Набережные Челны, 2018

Содержание

Введение 3

1 . Основная часть

    1. Что такое макулатура и способы ее переработки 5

    2. Переработка макулатуры – как способ решения экологической

задачи 7

  1. Практическая часть

2.1 Опыт №1. Процесс изготовления новой бумаги из вторичного

сырья в домашних условиях 8

2.2. Опыт №2. Изготовление сувенира из макулатуры 9

Заключение 9

Список литературы 10



























Введение

Пожалуй, что бумага – это один из самых распространенных материалов. Куда бы мы не обратили наше внимание, скорее всего мы найдём бумагу, ведь бумага – это не только информационный носитель, но и упаковочный материал, средство гигиены, строительный материал, платежное средство, фильтр, электрический изолятор и многое, многое другое!

Трудно представить себе, как могло бы выглядеть современное общество, если бы не было бумаги. Порой, и не задумываясь, мы бесконечно много ее тратим. Стоп! Представьте, что ее нет. Что делать? Страшно даже подумать. Вот так я однажды задумался и стал задавать себе вопросы: что происходит с бумагой после ее использования, есть ли связь между использованием бумаги и состоянием окружающей среды? И главное: можно ли изготовить бумагу в домашних условиях?

В школе на уроках труда мы выполняли мини проекты. При изучении темы «Бумага» я заинтересовался видами бумаги и ее производством. Мне нравится работать с различными видами бумаги, и я решил провести эксперимент по созданию еще одного вида бумаги – домашней.

Цель проекта: привлечь внимание школьников к более бережному расходованию бумаги и изготовление бумаги в домашних условиях из вторичного сырья, изготовление сувенира из макулатуры

Задачи проекта:

-выяснить, что такое МАКУЛАТУРА и каковы методы ее переработки

-изучить значение переработки МАКУЛАТУРЫ в решении экологических задач

-изготовить из МАКУЛАТУРЫ бумагу в домашних условиях.

Практическая значимость работы:

Значимость работы состоит в том, что её можно использовать на уроках по ИЗО, технологии и окружающему миру.


Гипотеза:

Можно ли изготовить бумагу в домашних условиях из вторичного сырья.

Объект исследования: ненужная бумага(макулатура)

Предмет исследования: процесс изготовления бумаги из вторичного сырья в домашних условиях

Методы исследования:

  • Анализ данных, полученных, из различных источников информации

  • Эксперимент

  • Обобщение полученных результатов

Актуальность:

На сегодняшний день бумага является одним из самых распространенных товаров, без которого современный человек не представляет себе жизнь.

После использования, отправленная на свалку вместе с другими отходами бумага становится непригодной для дальнейшего воспроизводства и превращается в мусор.

Всей школой мы приносим и сдаем МАКУЛАТУРУ для ее переработки, чтоб использовать бумагу вторично.














  1. Основная часть

    1. Что такое макулатура и способы ее переработки

Макулатура( от лат. macula - пачкаю) – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.В наши дни переработка макулатуры необходима с точки зрения экологии.

  Из 1 тонны макулатуры можно изготовить такое же количество продукции, что и из 5-6 кубометров древесины, что приравнивается к нескольким солидным деревьям, росшим несколько десятилетий.

Благодаря вторичной переработке бумаги и картона, можно получать продукцию, не уступающую по качеству той, что изготавливается непосредственно из целлюлозы.

Макулатура подразделяется на 3 группы в зависимости от её состава, цвета, степени загрязнения и качества:

  • группа А – это макулатура высокого качества,

  • группа Б – среднего качества

  • группа В – низкого качества

В первую группу (А) входят отходы бумаги для письма, рисования и черчения, а также немелованный картон. В таком сырье не должны присутствовать полиэтилен и латекс, фрагменты, загрязненные чернилами или другими веществами, клей и корешки книг.

Во вторую группу (Б) входят остатки обычного и гофрокартона, полиграфические товары, книжно-журнальная продукция. Это отходы канцелярской деятельности, архивы из различных учреждений. 

 Макулатурой низкого качества (В) считаются газеты, цветной картон с ламинированным покрытием, обложки, бумажные мешки, афиши и другие изделия, которые невозможно отнести к первым двум группам.



Методы переработки макулатуры

Макулатура всех видов проходит несколько этапов обработки, причем их число зависит от качества исходного материала и назначения полученного сырья. Для выпуска низкосортного картона достаточно только первичного роспуска и грубой очистки, превращение отходов в туалетную бумагу требует полного цикла переработки.

Первичный роспуск и очистка

На первом этапе макулатуру превращают в целлюлозную массу, для этого ее:

  • сортируют по маркам (цвету, степени загрязнения, длине волокон целлюлозы);

  • режут и измельчают;

  • замачивают и делают первичный роспуск;

  • очищают от примесей.

Сортировка необходима для того, чтобы пустить в производство только те марки макулатуры, которые отвечают требованиям технологии. Сейчас ее проводят вручную, но ведутся разработки по автоматизации данного процесса. Измельчение, первичный роспуск и очистку делают при помощи дробилок, мельниц, вибросита и гидроразбивателей. После сортировки бумажные отходы помещают в специальные баки, наполненные водой. Целью данной операции является освобождение волокон целлюлозы, для чего нужно растворить связывающий их клей.

Первичный роспуск отделяет от целлюлозы грязь, песок и жир, текстильные отходы макулатуры. При этом разрываются клеевые связи между волокнами. Затем удаляют загрязнения и примеси, нерастворимые фрагменты, куски металла от скрепок и типографскую краску. Воду сливают, а оставшуюся в баках жидкую массу называют пульпой, именно она подается на машину, которая производит готовые изделия. На данном этапе сырье можно использовать для получения недорогого картона, упаковок для яиц, различной тары и мягких наполнителей.

Вторичный роспуск и обработка

При дальнейшей обработке получают сырье для изготовления качественной бумаги различной фактуры и другой ценной для промышленности продукции. На втором этапе делают:

  • вторичный роспуск;

  • тонкую очистку от примесей;

  • химическую и механическую обработку.

  • окрашивают до нужного цвета.

На финальной стадии такой обработки сырье готово для производства бумаги высокого качества, а также кровельных и изоляционных материалов. Пульпу подают на машину, производящую бумагу, где ее выравнивают, придавая необходимую форму и толщину. В бумагу она превращается на специальных спекающих барабанах, здесь целлюлозная масса высыхает и образует готовые листы.

Переработка макулатуры – как способ решения экологической задачи

Практически в каждом большом заведении, офисе и отдельном доме ежедневно выбрасывается большое количество бумаги. Если посчитать цифры по городу, то получается несколько тонн. А это десятки деревьев, сотни кубометров воды, тысячи киловатт электроэнергии. К примеру, переработка одной тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек. И этих цифр можно приводить очень много.

В тонне мусора, как правило, содержится более 4 килограммов бумаги, 17 килограммов алюминия, 260 килограммов пищевых отходов. Если извлечь из мусора бумагу и пустить ее в оборот, можно спасти от вырубки 5 деревьев и сэкономить 527 киловатт-часов электроэнергии. Но, к сожалению, в России такое обращение со вторсырьем пока не привилось. Из огромного количества отходов на переработку в нашей стране идет около 17 процентов, тогда как во многих европейских странах эта цифра доходит до 80-90 процентов.

Выкидывая в мусор очередную коробку никто, не задумывается о том, что 100 кг макулатуры могут спасти одно или два дерева, ведь 1 тонной использованной бумаги можно заменить 4-5 куб. м древесины. А ведь давно подсчитано, что макулатура занимает около 40% всех твердых бытовых отходов. Учитывая это можно было бы представить себе, насколько  были бы меньше свалки бытовых отходов, ведь заводов, которые сортируют и перерабатывают мусор единицы.  

  1. Практическая часть

2.1 Опыт №1. Процесс изготовления бумаги из вторичного сырья в домашних условиях

Я решил проверить действительно ли в домашних условиях из макулатуры можно сделать бумагу

Алгоритм изготовления самодельной бумаги

1.Сначала я разорвал бумагу на маленькие кусочки.

2.Залил горячей водой.

3.Измельчил все в блендере.

4.Полученную массу вылил в сито.

5.Распределил и отжал.

6.Осторожно опрокинул сито на пеленку, бумага свободно отошла от сетки.

7.Сверху положил ткань и прогладил утюгом.

8.Все, новый лист бумаги готов!

Получив лист бумаги, и изучив его, я пришел к выводу, что  «рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая — такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, — абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности — вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.


2.2. Опыт №2. Изготовление сувенира из макулатуры

Материалы для работы: старые газеты, клей ПВА, миска с водой, большая кисточка, ножницы, шарик, гуашь, красивые салфетки, лак

Надуваем шарик, завязываем. Газеты рвем на кусочки и замачиваем в воде на 10 минут. Обклеиваем газетой всю поверхность шарика. Дальше наклеиваем газетные кусочки при помощи клея ПВА и кисти, хорошо промазывая газету.

Приклеив 6-7 слоев газеты, оставляем просохнуть изделие на ночь. Далее прокрашиваем заготовку гуашью в белый цвет. Оставляем до полного высыхания. Приступаем к украшению. Можно придумать много интересных вариантов: раскрасить красками или обклеить салфетками, посыпать блестками и т.д. Также можно распечатать разные надписи и украсить ими свое изделие. Готовую работу покрываем лаком.

Заключение

Я считаю, что цель моей работы достигнута. Я нашел новое применение бумажным отходам, которые скапливаются дома или выбрасываются в мусор - это изготовление новой бумаги.

В результате проделанной работы я выяснил, что такое МАКУЛАТУРА и каковы методы ее переработки изучить, выяснил значение переработки МАКУЛАТУРЫ в решении экологических задач.

Изучив различные источники, я опробовал один из методов изготовления бумаги в домашних условиях из вторичного сырья.

Таким образом, я подтвердил гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и выполняются в единственном экземпляре. То же можно сказать и о бумаге ручного изготовления.

Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на уроках технологии в школе, что позволит сэкономить природные ресурсы нашей страны.

Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, я предлагаю: шире вести агитационную работу среди учащихся моей школы и моих знакомых по сбору и сдаче макулатуры.

Список литературы

1.Геронимус Т.М. Маленький мастер: Рабочая тетрадь по трудовому обучению для учащихся 3 – 4 классов четырехлетней начальной школы – М.: АСТ – ПРЕСС, 2001

2.Алексин А. Г. Что такое. Кто такой. - М., Издательство педагогика, 1990.

3. Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. - М.: Московский рабочий, 1980 г. с 9-13, с. 79 – 92, с 150 – 208.

4. Хочу все знать. - Издательский дом « ЮНИОН», 2007.

5. Сидорина Т. Большая книга эрудита. Науч.- поп. издание для детей М.: ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС» 2006.

Интернет-ресурсы

https://nature-time.ru/2014/04/pererabotka-makulaturyi/

ttps://vtorothody.ru/pererabotka/makulatury.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!