СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект исследования «Средства выразительности для детей 10-12 лет, выступающих в групповых упражнениях в художественной гимнастике»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлены средства – физические упражнения, направленные на развитие выразительности и артистизма спортсменок 10-12 лет, выступающих в групповых упражнениях по виду спорта художественная гимнастика.

Просмотр содержимого документа
«Проект исследования «Средства выразительности для детей 10-12 лет, выступающих в групповых упражнениях в художественной гимнастике»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детско-юношеская спортивная школа

Песчанокопского района
























Проект исследования


«Средства выразительности

для детей 10-12 лет, выступающих

в групповых упражнениях

по художественной гимнастике»













Тренер-преподаватель:

Ефименко О.И.


с.Песчанокопское

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………………..

3

1. Общая характеристика групповых упражнений в художественной гимнастике… …

4

1.1.Особенности групповых упражнений в художественной гимнастике………………

4

2.Общая характеристика выразительности движений в художественной гимнастике…

8

2.1.Понятие и значение выразительности движений в художественной гимнастике ….

8

2.2.Компоненты выразительности движений в художественной гимнастике……… ….

9

3.Спортивная подготовка гимнасток как средство воспитания выразительности

11

движений в художественной гимнастике……………………………………………… …


3.1.Физическая подготовка в художественной гимнастике………………………………

11

3.2.Техническая подготовка художниц 10-12 лет…………………………………………

12

3.3.Тактическая подготовка художниц 10-12 лет…………………………………………

13

3.4.Хореографическая подготовка в групповых упражнениях в художественной


гимнастике……………………………………………………………………………………

15

3.5.Музыкально – двигательная подготовка в групповых упражнениях по


художественной гимнастике……………………………………………………………… ..

16

3.6.Музыкально – ритмическая подготовка в групповых упражнениях по


художественной гимнастике……………………………………………………………… ..

19

3.7.Композиционно – исполнительская подготовка в групповых упражнениях по


художественной гимнастике……………………………………………………………… ..

20

4.Особенности улучшения выразительности у девочек 10-12 лет, занимающихся


художественной гимнастикой…………………………………………………………… .

22

Выводы……………………………………………………………………………………….

24

Практические рекомендации………………………………………………………. ………

25

Список литературы……………………………………………………………………… ….

26

Приложение …………………………………… ……………………………………………

28





















2

Введение


Актуальность. Сегодня значительное преображение художественной гимнастики как одного из сложнокоординационных видов спорта обусловлено изменением требований классификационных программ в каждой возрастной группы. Наиболее существенные изменения связаны с повышением общей сложности соревновательных композиций.


При этом повышение сложности соревновательных программ зачастую происходит в ущерб выразительности и музыкальности.


Художницы, стремясь выполнить в соревновательной программе как можно больше элементов повышенной трудности, зачастую, нарушают гармонию между композицией, музыкой и исполнением.


  • связи с этим, необходимо подбирать новые методы и средства для развития выразительности движений и артистизма у занимающихся.


Объект исследования: тренировочный процесс спортсменок 10-12 лет, выступающих в групповых упражнениях по виду спорта художественная гимнастика.


Предмет исследования: средства и методы выразительности в групповых упражнениях в художественной гимнастике.


Цель проекта повысить исполнительское мастерство спортсменок 10-12 лет, выступающих в групповых упражнениях по виду спорта художественная гимнастика.


Задачи:


1.Проанализировать особенности групповых упражнений в художественной гимнастике


  1. Определить средства – физические упражнения, направленные на развитие выразительности и артистизма спортсменок 10-12 лет, выступающих в групповых упражнениях по виду спорта художественная гимнастика.


Научная новизна: в ходе исследования выявлены компоненты выразительности в групповых упражнениях в художественной гимнастике, определены основные компоненты, позволяющие повысить выразительность исполняемых элементов, разработана и апробирована схема, по которой целесообразно развивать выразительность движений в групповых упражнениях в художественной гимнастике.


3

1. Общая характеристика групповых упражнений в художественной гимнастике


1.1. Особенности групповых упражнений в художественной гимнастике




Индивидуальные и групповые упражнения в художественной гимнастике, с которыми гимнастки 10-12 лет выступают на соревнованиях, терминологически точнее называть комбинациями. Упражнение в спорте есть любое двигательное действие краткосрочное или долговременное, одной частью или всем целым. Композиция – это комплекс логически связанных и взаимообусловленных двигательных действий, расположенных в определенном порядке (Карпенко Л.А., 1994).


Главной отличительной особенностью групповых упражнений является одновременно слаженная работа всех гимнасток. Поэтому композиция упражнения просматривается лишь в случае выполнения ее на высоком техническом уровне. В отличие от индивидуального, групповое упражнение значительно разнообразнее и сложнее по характеру двигательных действий и имеет свои определенные особенности (Сомкин А.А., 2001).


  • отличие от индивидуальных комбинаций групповые имеют ряд особенностей:


    • в настоящее время групповое упражнение исполняется 5 художницами с одинаковыми по фактуре или двумя разными предметами, которые определяются Международной Федерацией гимнастики – FIG (ФИЖ);


    • длительность группового упражнения в 2 раза больше индивидуального


  • составляет 2,25 – 2,5 минуты, что позволяет использовать музыку широкого диапазона. Групповые комбинации состоят из нескольких частей, которые определяются структурой музыкального произведения. Наиболее часто встречается трехчастная форма: 1 – быстрая, 2 – медленная, 3 – быстрая, также используется многочастная форма;


    • характеризуется большим разнообразием двигательных действий, то есть групповые комбинации значительно разнообразнее и сложнее по характеру двигательных действий.


Композиции групповых упражнений лидирующих команд России и мира имеют следующие тенденции:



4

  • увеличение трудности элементов;


  • увеличения количества и разнообразия движений в построениях и перестроениях в единицу времени, а также скорости работы с предметом;

  • увеличения темпа движений;


  • использование разнообразных перебросок с различной амплитудой


полета;

  • включение в упражнение блоков сложных элементов;


  • оригинальность решения постановки программы;


  • широкое разнообразие в подборе музыкального сопровождения


(Быстрова И.В., 1993,1995; Быстрова И.В., Терехина Р.Н., 1994).


Групповые упражнения характеризуются большой плотностью и продолжительностью упражнений по сравнению с индивидуальными композициями, что требует высокой функциональной подготовки и развития физических качеств художниц (Меканцишнили С.А., 1984).


Но важно отметить, что успех выступления в групповых упражнениях зависит не только от индивидуального мастерства гимнасток, но и от качества композиции исполняемых упражнений, что особенно заметно при групповом выполнении упражнений (Лисицкая Т.С., Староверская Т.В.,1984).


Отличительная особенность групповых упражнений – тесное взаимодействие гимнасток, которое осуществляется перемещением предметов с использованием всего арсенала технических приемов (бросков, передач, перекатов) и перемещением спортсменок друг относительно друга. Наибольшую сложность в этих взаимодействиях представляет их синхронная реализация. Гимнасткам, которые должны выполнить определенный набор технически сложных элементов, предъявляют высокие требования к синхронности их исполнения, для чего необходима способность к перестройке специальной техники, ее вариативность. Отсюда, требования высокого уровня развития у гимнасток ловкости и координации (Шулико Н.М., 1986).


Важнейшей особенностью групповых упражнений является то, что действия одной гимнастки невозможны без действия другой. При выполнении индивидуальных элементов прослеживается взаимосвязь в синхронности движений, а при выполнении асинхронных элементов также необходимо согласовать свои действия с партнером



5

(Быстрова И.В.,1995).


Групповое упражнение составляется на основе трудности индивидуального упражнения, но степень трудности для всех гимнасток одинаковая. Так как групповое упражнение выполняется 5 гимнастками, то важное значение приобретают построения и перестроения. Для современных групповых упражнений характерна быстрая смена перестроений.


Различают много видов построений, и для лучших композиций свойственно выполнение основных, трудных и оригинальных элементов и соединений именно в построениях, а не во время перестроений. Нелогичные построения, их перегруженность движениями с предметом приводят к излишней суетливости. Поэтому построения и перестроения в групповых упражнениях являются важнейшим фактором при оценивании композиции.


Большую роль играет качество постановки группового упражнения, где оценивается двигательный текст – это позы, связующие различные движения, элементы различной трудности, умение тронуть эмоции зрителей (Быстрова И.В., 1993).


Композиция группового упражнения оценивается двумя бригадами судей, одна из которых контролирует количество элементов трудности различного уровня, выполненных гимнастками, другая – артистичность. В это понятие, кроме композиционных требований – логичность построений, перестроений, использование площадки, оригинальность, разнообразие элементов и др. – входят также специфичные элементы движений с предметом, дающие бонусы. В композиции групповых упражнений отмечены следующие особенности:


выполнение перебросок без элементов трудности, то есть предпочтительнее в перебросках использовать расцененные движения с предметом, которые дают бонусы за артистичность;


  • оригинальность упражнений чаще всего достигается за счет включения в композицию оригинальных действий и соединений. Это объясняется тем, что к такому виду действий предъявляются менее конкретные и жесткие требования в правилах соревнований. Появляется стремление команд выполнить движения более эффектно, и, как следствие, в рискованных взаимодействиях тренеры задействуют меньшее количество гимнасток, оставляя другим роль аккомпанирующих;



6

  • пролеживаются тенденции оптимально сбалансированных по времени фиксированных построений, так как частная смена построений создает хаос в восприятии целостности композиции, а длительная фиксация построения не дает динамики упражнению;


  • наблюдается использование мелких движений предметов (особенно в булавах – жонглирование, перекаты и др.) в сочетании с трудностью движения телом,


позволяющее получить бонусы за артистичность. Выполнение этих элементов технично и синхронно отнимает большое количество времени на тренировках.


В исполнительском мастерстве следует обратить внимание на:


  • технику работы с предметом, так как ужесточились требования к судейству исполнения. Потеря предмета и выход его за площадку имеют большую сбавку в правилах соревнований, поэтому наряду с усложнением программ в настоящее время имеет большое значение стабильность их исполнения;


  • отсутствие акцентированной законченности элементов. Исходное положение любого элемента должно быть выполнено уверенно, эффектно,


эмоционально и выразительно. Отсутствие правильного исходного положения нарушает целостное восприятие этого элемента. Таким же должен быть финал элемента, который одновременно может являться исходным положением для следующего. Последней точкой финального элемента всего упражнения должно служить акцентированное движение продолжительностью примерно 3 сек, что позволяет создать эффект завершенности композиции;


  • предпочтительно выполнение перебросок с максимальной высотой бросков, что является более зрелищным;

  • яркая и эффектная манера исполнения, уверенная подача движений.


Причем это касается не только движений тела, но и мимики лица (улыбка, фиксация взгляда и др.).


Чрезвычайно важен внешний вид гимнасток. Следует обратить внимание на костюм, купальники, комбинезоны, прически, макияж, маникюр – все это должно не только соответствовать требованиям правил соревнований и отвечать направлениям современной моды, но также подчеркивать содержание композиции.


Все эти аспекты позволяют повысить зрелищность групповых упражнений и добиться более высокого результата при составлении композиции и тренировке



7

данного вида программы художественной гимнастики. (Быстрова И.В.,2005).




  1. Общая характеристика выразительности движений в художественной гимнастике


2.1. Понятие и значение выразительности движений в художественной гимнастике


Высокая степень владения искусством выразительного исполнения гимнастического движения проявляется в способности художниц 10-12 лет точно передавать в процессе исполнения упражнений характер и эмоциональное содержание музыки, что в художественной гимнастике принято называть выразительностью (Приставкина М.В., Шустова Е.Ю., 1987).


Основой выразительности в художественной гимнастике является музыка, средствами выразительности – упражнения художественной гимнастики: различные виды ходьбы и бега, прыжков, равновесий, поворотов, наклонов, волн, взмахов и расслаблений. Иными словами, в музыке гимнастка черпает эмоции, которые затем воплощает в ее движения.


Зрелищность, которая чрезвычайно важная для соревновательного спорта, а для профессионального составляет собственную сущность – это, прежде всего задача эстетического и художественного плана. Тем не менее, выразительность в спорте – это не более как выразительность точного и эффектного исполнения технической двигательной задачи. А в тех случаях, где она близка к художественности, происходит это из-за необходимости воздействовать на эмоции судей-экспертов и зрителей, определяющих победителя на основе во многом субъективной оценки движения. Следовательно, выразительность спортивного движения имеет своей основой формально-композиционный принцип организации двигательного комплекса, тогда как художественная выразительность необходимо включает в себя образное, содержательное отражение действительности и идейно-эмоциональное отношение художника к отображенному материалу. Спортсмен во многом характеризуется уравновешенностью внутреннего мира. Современные спортивно-художественные представления и показательные выступления в художественной гимнастике – это не просто демонстрация профессиональных спортивных достижений спортсменки, а зрелищная, четко продуманная и хорошо организованная


8

шоу-программа, выстроенная на основе всех законов режиссуры. (Петров Б.Н., 2001, Наклонов Ю.И., Быстрова И.В., Кудашев В.Ф., 2003, Аикин В.А., 2004).


На современном этапе развития художественной гимнастики выразительность выступлений занимает значительное место среди слагаемых спортивного мастерства гимнасток, а ее тренировка рассматривается как одна из важнейших задач теории и практики этого вида спорта. Эта специфическая особенность подчеркивает близость художественной гимнастики к искусству, в первую очередь, к музыке и танцу. Многие авторы сводят понятие выразительности в той или иной форме к способности (либо к способности и умению одновременно) в действиях передавать определенное состояние (Денисова-Микеладзе Л.Я., 1959, Приставкина М.В., 1987, Немеровский А.Б., 1987, Морозова Г.В., 1999). Подобная трактовка излишне обобщена и применительно к художественной гимнастике не отражает специфические особенности ее пластического «языка», раскрывающиеся через целостный, динамичный, танцевальный характер исполнения двигательных действий (Варакина Т.Т. и др., 1965). Согласно представлению З.Д. Вербовой (1967), выразительность движений – это «качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший «апломб» и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда, при полной ясности эмоционального содержания».


2.2. Компоненты выразительности движений в художественной гимнастике Художественная гимнастика – один из немногих видов спорта, предметом


обучения и оценки в котором является искусство выразительного движения.


По мнению Ж.С. Горбачевой (1986) к компонентам пластической выразительности гимнасток относятся: высокое мастерство художниц, то есть «художественность движений», их целостность, законченность, слитность, «чувство движения», «чувства линии», «чувство позы», «культура движений».


«Чувство движения» - направлено на расширение двигательной базы гимнастки, повышение уровня владения своим телом.


«Чувство линии» - эстетически точное положение звеньев тела в пространстве. «Культура движений» - гимнастический стиль спортсменок (особая осанка,


высокие полупальцы, выпрямленные колени, оттянутые носки). (Горбачева Ж.С., 1986).


Также к компонентам выразительности относят такие понятия, как: гибкость,



9

пластика, координация и виртуозное владение предметом (Гончаренко Л.В., 1987, Карпенко Л.А., Румба О.Г., 2001, Степанова И.А., 2001). Яркость, музыкальность, гармоничность, пластичность и хореография (Омельянчик О.О., 2001, Мирошниченко Т.М., 2005).


Ко всем этим понятиям М.Э. Плеханова (1997) добавляла исполнительское мастерство, а Ж.С. Горбачева (2000) – техническое мастерство в исполнении специфических элементов без предмета.


В групповых упражнениях не мало важными компонентами являются: синхронность исполнения композиции, выбор музыкального сопровождения, гармония между характером музыки и движениями гимнасток, эффектная и яркая подача движений, эстетика, соотношение между движениями и эмоциями, а также элементы взаимодействия и сотрудничества, различные построения и перестроения, различные способы организации коллективной работы (Быстрова И.В., 2005).


Исполнительское мастерство – это умение показать физические, спортивно-технические возможности спортсменки и передать их в художественном оформлении при выполнении композиции в целом (Плеханова М.Э., 1997).


Эмоциональность – универсальный для всех видов художественного творчества показатель одаренности (Изард К.А., 2000).


Импрессивная эмоциональность – повышенная эмоциональная отзывчивость на художественные явления любого уровня (звук, цвет, форма и т.д.). Экспрессивная эмоциональность – способность к адекватному выражению эмоционального содержания различными средствами. В исполнительских видах искусства это свойство называют артистизмом. В пластических видах искусства экспрессивная эмоциональность находит свое воплощение в выразительности средств языка, композиции, формы (Барышева Т.А., 1999).


Музыкальность – восприятие и понимание музыки, умение чувствовать музыку


  • передавать с помощью движений телом характер и содержание музыкального произведения (Карпенко Л.А.,2003).


Эстетика – учение о формах прекрасного в художественном творчестве.


Система взглядов на изящество и красоту (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.,1995).


Элементы взаимодействия и сотрудничества между гимнастками, различные построения и перестроения в групповых упражнения, синхронность исполнения



10

композиции – эти особенности отличают групповое упражнение от индивидуального (Карпенко Л.А., 2003).


По мнению М.Э. Плехановой (1997), существует три основных стиля комбинаций в художественной гимнастике.


Спортивный стиль предполагает, прежде всего, высокий уровень технического мастерства гимнасток, большой и разнообразный технический арсенал, виртуозность исполнения. Только при этих условиях такой стиль дает гимнастке шанс на победу. Выразительные способности гимнасток в данном стиле имеют не столь важное значение.


Танцевальный стиль требует от гимнасток отличных музыкальных и танцевальных способностей, чувство ритма, владение техникой и характером соответствующего танца. В техническом и выразительном отношении этот стиль занимает как бы промежуточное положение, может приближаться к спортивному стилю или быть близким к этюдно-образному. Этот стиль требует и тщательного освоения элементов выбранного танца, а также стилизации чисто гимнастических элементов и соединений.


Этюдно-образный стиль предполагает наряду с хорошей техникой подготовки, наличие высочайшего уровня выразительных способностей, артистизма, способностей к перевоплощению в разумных пределах. Композиция в этом стиле всегда привлекает особое внимание и хорошо запоминается. Этот стиль требует особо тщательного подхода к выбору музыки, ее изучению, проникновению в ее содержание, замысел композитора, сочинению собственного сюжета и поиску особых выразительных средств.



  1. Спортивная подготовка гимнасток как средство воспитания выразительности движений в художественной гимнастике


3.1. Физическая подготовка в художественной гимнастике




Спортивная подготовка в художественной гимнастике – это многолетний, круглогодичный специально организованный процесс всестороннего развития, обучения и воспитания занимающихся.


В содержании спортивной подготовки принято выделять следующие виды:



11

физическую, техническую, тактическую, психологическую, теоретическую и соревновательную подготовку.


Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на:

  • всестороннее развитие организма занимающихся – укреплению опорно-


связочного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;

  • укрепление здоровья и повышение работоспособности;


  • развитие физических качеств, необходимых для успешного усвоения техники упражнений художественно гимнастики и исполнения их с требуемым качеством: амплитудой, скоростью, силой и др.


Общепринято делить физическую подготовку на общую и специальную. Общая физическая подготовка (ОФП) – это физическая подготовка,


осуществляемая безотносительно к конкретному виду деятельности человека. Она направлена на укрепление здоровья и разностороннее развитие занимающихся, повышение работоспособности и развитие физических качеств без учета специфики избранного вида спорта.


Специальная физическая подготовка (СФП) – это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств (координация, сила, гибкость, быстрота, прыгучесть, равновесие, выносливость), необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений конкретного вида спорта (Карпенко Л.А., 1998).



3.2. Техническая подготовка художниц 10-12 лет




Техническая подготовка – это процесс формирования техники движений и совершенствование ее до возможно высокой степени. В процессе технической подготовки решаются задачи по приобретению необходимых для успешной соревновательной деятельности знаний, двигательных умений и двигательных навыков.


Техническая подготовленность – это совокупность технических умений навыков и степень владения ими.


К компонентам технической подготовки относятся:



12

беспредметная подготовка – процесс формирования техники телодвижений; различают специфическую, равновесную, поворотную, прыжковую, партерную, акробатическую и танцевальную виды подготовки;


  • предметная подготовка – процесс формирования техники движения с предметами. Выделяют: балансовую, вращательную, перекатную, бросковую и манипуляционную виды подготовки;


  • хореографическая подготовка – это процесс обучения техники хореографических движений, элементов четырех танцевальных систем:


классического, историко-бытового, народно-характерного и современного танца;


  • музыкально-двигательная подготовка – освоение элементов музыкальной грамоты, формирование умений слышать, понимать и сопереживать музыку,


выполнять движения в соответствии с музыкой и находить наиболее соответствующие музыке движения;


  • композиционно-исполнительская подготовка – это составление и совершенствование соревновательных программ, техники их исполнения,


формирование виртуозности и артистизма.




3.3. Тактическая подготовка художниц 10-12 лет




Тактическая подготовка – это процесс вооружения спортсменов способами и формами ведения борьбы в условиях спортивных соревнований. Особенность ее в нашем виде спорта заключается в том, что осуществляется она, главным образом в предшествующее соревнованиям время.


В художественной гимнастике может быть выделено три вида тактики:


индивидуальная, командная и групповая – соответственно видам соревнований.


Тактические приемы в групповых упражнениях:


  • подбор гимнасток, обладающих примерно одинаковым росто-весовым показателем, физической и технической подготовленностью, исполнительским стилем;


  • выбор музыки и составление групповых упражнений с учетом физических, технических и эмоциональных возможностей гимнасток;


  • сглаживание индивидуальных особенностей гимнасток, приведение их



13

физических и технических данных к некоторому стандарту;


  • рациональное взаимодействие гимнасток – попадание в двойки-тройки гимнасток со сходными внешними, физическими, техническими и психологическими данными;


  • рациональное распределение трудовых элементов между гимнастками с учетом их индивидуальных особенностей;


  • разработка способов поведения в экстремальных ситуациях при той или иной ошибке, потере предмета;


  • внешнее оформление выступлений – костюмы, прически, выход на площадку, построение и т.д.


Теоретическая подготовка – это процесс овладения специальными знаниями, имеющими отношение к спортивной деятельности:

  • историей физической культуры и видов спорта;


  • теорией и методикой физической, технической, психологической и тактической подготовок;

  • основами техники и методикой изучения основных упражнений;


  • основами музыкальной грамоты и композиции упражнений;


  • правилами соревнований и методиками судейства.


Соревновательная подготовка – это процесс формирования соревновательного опыта, специальных знаний, умений и навыков соревновательной деятельности (Карпенко Л.А., 1998, 2000, 2003).


Нравственное воспитание гимнасток, их моральная подготовка – одна из важнейших задач тренировочного процесса.


Воспитание у гимнасток чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи, ответственности достигается четкой, целенаправленной организацией всего учебно-воспитательного процесса. Повседневное, кропотливое наблюдение за гимнастками как на занятиях, так и вне их поможет воспитывать у них правдивость, скромность, стремление к честной спортивной борьбе, сознательную дисциплину и трудолюбие.


Волевая подготовка – заключается в том, чтобы воспитывать у гимнасток целеустремленность, смелость, решительность, настойчивость и выдержку. Препятствия, при преодолении которых воспитываются эти качества, можно разделить на внешние и внутренние.



14

  • внешним относятся трудности, преодолеваемые всеми гимнастками по мере роста их физической и технической подготовленности, внутренним (отношение гимнастки к занятиям, условиям соревнований) присущ индивидуальный характер


(Орлов Л.П., 1973, Аркаев Л.Я., Кузьмина Н.Н, Кирьянев Ю.А.и др., 1989).




3.4. Хореографическая подготовка в групповых упражнениях в художественной гимнастике



  • последнее время хореография стала неотъемлемой частью подготовки спортсменов во многих видах спорта, так как она воспитывает культуру движений,


совершенствует физическую подготовленность, развивает артистичность и музыкальность занимающихся.


Российская школа художественной гимнастики отличается высоким исполнительским мастерством спортсменок, широким диапазоном стилей, цельностью композиции, что достигается с помощью хореографической подготовки.


Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение их арсенала выразительных средств.


Хореография важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей. Именно в процессе занятий хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства.


Кроме того, при занятиях хореографией развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышается плотность тренировки (за счет возможности проведения занятий одновременно с целой группой, что соответствует специфике тренировки групповых упражнений), что положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, способствует развитию специальной выносливости. Наряду с этим на уроках хореографии решаются задачи и технической подготовки: освоение различных элементов и комбинаций, изучаются многообразные сочетания движений рук, ног, туловища и


15

головы. При этом освоение не должно носить механический характер. Путем


соответствующей корректировки каждого движения воспитывается его выразительность, без которой невозможно добиться артистичности исполнения, т.е. способности создать индивидуальный образ в композиции. В свою очередь, для создания образа необходима выразительность, которая неразрывно связана с красотой движений, грациозностью, пластичностью и т.д.


Хореографическая подготовка в гимнастике базируется главным образом на классической основе, разработанной в балете, это лишь часть тренировочного процесса и она должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток (Лиицкая Т.С., 1984, Карпенко Л.А., 2003).



3.5. Музыкально – двигательная подготовка в групповых упражнениях по художественной гимнастике



Кто превосходно соединяет гимнастику с музыкой, того мы по всей справедливости можем называть человеком вполне гармоническим (Платон).


Музыка обладает удивительным свойством воздействия на психику человека. Она усиливает воздействие на «центр эмоций», который взаимосвязан с другими жизненно важными центрами нашего организма. Он, в свою очередь, благотворно влияет на них, становясь как бы эмоциональным аккумулятором.


Музыкальные акценты подчеркивают дополнительными движениями отдельных частей тела. Это могут быть акцентированные выразительные повороты головы, подчеркнутое смещение туловища и другие двигательные акценты, которые вносят в движения очень важные нюансы, усиливающие эстетическую выразительность. В двигательных акцентах очень важно соблюдать меру эстетически выразительного выполнения. Для него характерно соответствие выраженности музыкального и двигательного акцентов (Кряж В.Н., 1987).


Главная методическая особенность художественной гимнастики заключается в особой роли музыки при исполнении упражнений и обучении им.


Движение, из которых состоит любое упражнение, можно показать, описать и объяснить, изобразить графически. Однако такие существенные стороны движения, как скорость и сила (степень мышечных усилий), плавность и резкость, а также



16

эмоциональная окраска выполнения, объяснить очень трудно, а иногда и невозможно (Карпенко Л.А., 1994).


Эти стороны движений и их особенности наиболее характерны для основных упражнений художественной гимнастики. Для формирования представлений о них и последующего усвоения в художественной гимнастике используется музыка. «Музыкальное произведение наряду с командой и показом есть дополнительное раздражение. Музыка сочетается с тем или иным движением, становится возбудителем этого движения и облегчает его выполнение» (Крестовников А.Н., 1951).


  • процессе занятий музыка участвует в формировании определенного стереотипа нервных процессов. При исполнении упражнения она упорядочивает действия гимнастки, приводит их в систему и одновременно воздействует на ее эмоциональное состояние.


Достижение такого результата зависит от методики применения музыки. Музыкальное произведение должно способствовать созданию ярких представлений о характере движений, регулировать эмоциональное состояние занимающихся (Орлов Л.П.,1973).


Задачи музыкально-двигательной подготовки:

  • познакомить гимнасток с элементами музыкальной грамоты.


  • научить художниц понимать музыку, различать средства музыкальной выразительности, исполнять движения в соответствии с музыкой.


  • научить художниц подбирать наиболее соответствующие музыке движения, воплощать средствами гимнастики замысел композитора, создавать музыкально-двигательный образ.


Каждое музыкальное произведение, как и любое произведение искусства, имеет определенное содержание. Для выражения замысла композиторы пользуются специфическими средствами музыкальной выразительности, такими как: мелодия, гармония, темп, ритм, музыкальная динамика и др.


Характер музыки – это ее настроение, эмоциональная насыщенность. Характер музыки, как и настроение человека, может быть веселым, бодрым, грустным, печальным, лирическим.


В музыке свои идеи композитор выражает с помощью музыкальных звуков.



17

Музыкальные звуки имеют четыре свойства: высоту, громкость, длительность и тембр. Высота звука зависит от частоты колебаний вибрирующего тела. Громкость зависит от размаха колебательных движений; длительность – от времени колебательных движений, а тембр – это окраска звука. Говорят: звук мягкий, резкий, густой, звонкий, певучий.


  • физическом воспитании при выполнении движений под музыку наиболее важно различать сильные и слабые звуки. В каждом музыкальном произведении сильные звуки чередуются с более слабыми.


Музыкальные звуки разной длительности, группируясь в разные сочетания, образуют ритмический рисунок музыки. Ритм – чередование звуков различной длительности, организованных посредством метра. Метр – это основа музыки, это чередование сильных и слабых звуков. Метр как бы отсчитывает время, а ритм создает на равномерном фоне разные ритмические рисунки.


Главным средством выразительности в музыке является мелодия, так как именно в ней выражается основной замысел композитора. Мелодия – одноголосное выражение музыкальной мысли.


Темп музыки – скорость исполнения музыкального произведения. Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые.


Темп музыки тесно связан с ее характером и содержанием. Грустная музыка обычно исполняется в медленном темпе, а веселая – в быстром (Карпенко Л.А., 2003).


Необходимо научить гимнасток не только слушать, но и «слышать» музыку. Следует развивать их восприимчивость к музыке и умение разбираться в ней. Они должны знать и различать средства музыкальной выразительности и конкретизировать их восприятие в движениях.


Ведущую роль в формировании связей движения с музыкой играет правильная последовательная постановка двигательных задач при обучении упражнениям с учетом подготовленности занимающихся. Выполняя движения в строгом согласовании с музыкой (с разной скоростью, степенью мышечного напряжения, мягкостью или резкостью и др.), гимнастки сравнивают их между собой и учатся воспроизводить тончайшие оттенки мышечных ощущений. В результате между движениями и средствами музыкальной выразительности устанавливается тесная связь, что помогает скорее и лучше овладевать техникой даже самых сложных


18

упражнений. Одновременно совершенствуется умение управлять своими движениями.


Помимо связи упражнений с музыкой, придающей художественной гимнастике своеобразное значение в физическом воспитании женщин и в развитии и совершенствовании общей координации движений, ей присущи и другие методические особенности, характеризующие гимнастику в целом (Орлов Л.П., 1973).



3.6. Музыкально – ритмическая подготовка в групповых упражнениях по художественной гимнастике



Музыкально-ритмическое воспитание – это необычная дисциплина, так как здесь происходит воздействие одновременно на тело, мышление, сознание человека.


Одной из важных задач музыкально-ритмической подготовки является формирование у занимающихся легкости, ритмичности, плавности и красоты движений (Журин Н.В., Журина Т.Н., 2005).


Музыкально-ритмическая подготовка направлена на: создание у учащихся общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой, овладение умений понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности, сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки и автоматизированное выполнение отдельных элементов техники, стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой (Ротерс Т.Т., 1989).


Средства музыкально-ритмической подготовки.


    1. Элементарные основы музыкальной грамоты.


    1. Упражнение на согласование движений с музыкой позволяют занимающимся понять музыкально-двигательный образ, развивают способности выполнять упражнение в определенном ритме и темпе, в соответствие с содержанием


  • построением музыкального произведения. При этом развиваются внимание,


зрительная и двигательная память, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная восприимчивость.


  1. Музыкальные игры применяются для закрепления полученных умений и навыков в согласовании движений с музыкой.



19

  1. Упражнения из хореографии.


  1. Ходьба и бег под разную музыку помогает гимнасткам овладеть различными по характеру движениями (плавными, бодрыми, энергичными).


  1. Характерные художественной гимнастике упражнения без предмета.


Пружинные и волнообразные движения, взмахи, равновесия, повороты, прыжки. Данные упражнения способствуют активизации музыкального восприятия художниц. Так, пружинные движения сочетаются с ярко метричной музыкой, для которой типично чередование слабых и сильных долей такта. Волнообразные движения характерны плавной музыке, взмахи используются в работе над музыкой с широкой, ярко акцентированной мелодией.


  1. Элементы национальных и современных танцев построены на музыке,


которая определяет особенности танцевальных движений разных народов, времен.


Это воспитывает у гимнасток координацию, непринужденность, эмоциональность.


  1. Упражнения ритмической гимнастики (Ротерс Т.Т., 1989).


Элементы танцев, специальные упражнения ритмопластики способствуют повышению выразительности, пластичности движений.


Грациозность – воплощение женской красоты. Одним из наиболее эффективных средств выработки грациозности является ритмическая гимнастика. Важную роль здесь играет ритм. Он организует движения, делая их более экономными и гармоничными.


Гармония ритма передается гармонии движения. Но для этого последнее должно быть разучено под музыку до совершенства (Кряж В.Н., Ветошкина Э.В., Боровская Н.А., 1987).


3.7. Композиционно – исполнительская подготовка в групповых упражнениях по художественной гимнастике


Композиционно-исполнительская подготовка – это поиск элементов и соединений, работа с музыкальным материалом, составление и совершенствование соревновательных и спортивно-показательных программ, совершенствование качества их исполнения, формирование виртуозности, выразительности и артистизма.


Задачи композиционно-исполнительской подготовки.


  1. Поиск элементов и соединений, наиболее полно отражающих мастерство гимнасток, раскрывающих и стимулирующих развитие их физических способностей и



20

технического мастерства, в том числе абсолютно новых и оригинальных.


  1. Поиск музыки, достойно отражающей душевное богатство гимнасток,


стимулирующей их эмоциональное развитие и позволяющей в полной мере раскрыть их физические способности и техническое мастерство.


3. Составление соревновательных программ, в наибольшей мере отвечающим современным требованиям правил соревнований и индивидуальным особенностям художниц.


  1. Составление спортивно-показательных программ, обогащающих как двигательный, так и выразительный арсенал гимнасток и подводящих их к более совершенным спортивным программам и достижениям.


  1. Совершенствованиеисполнительскогомастерствагимнасток:


техничности, амплитудности, виртуозности, выразительности и артистизма (Карпенко Л.А., 1998,2003).


Обязательные и произвольные, индивидуальные и групповые упражнения, с которыми гимнастки выступают на соревнованиях, терминологически точнее называть комбинациями или программами. Упражнение в спорте есть любое двигательное действие краткосрочное или долговременное, одной частью или всем целым. Комбинация – это комплекс логически связанных и взаимообусловленных двигательных действий, расположенных в определенном порядке. Под элементами в художественной гимнастике понимается неделимое и вполне законченное двигательное действие, имеющее определенное начало, окончание и структуру. Соединение – это сочетание (связь) нескольких элементов, выполняемых слитно и, как правило, в такой последовательности, в которой выполнение элементов усложняется (Новик М.Г., 1982, Овчинникова Н.А., 1990).


Содержание комбинаций определяется двигательными действиями, выполненными гимнастками, то есть элементами и соединениями, их количеством и качеством: трудностью, разнообразием и специфичностью, рискованностью и оригинальностью.


Композиция – это распределение элементов во времени и в пространстве в соответствии с музыкой.


  • исполнении или в исполнительском мастерстве гимнасток целесообразно выделять четыре компонента:



21

    • технические – связанные с эффективностью техники;


    • физические – связанные с амплитудой, скоростью и высотой исполнения;


  • эстетические – обусловленные культурой движений;


    • музыкально-выразительные – проявляющиеся в музыкальности и выразительности движений.


Техничность – это безукоризненность, точность, чистота, четкость, уверенность, легкость, непринужденность исполнения движений.


Амплитуда – проявляется в широте движений в суставах, главным образом в тазобедренных, плечевых и позвоночника, и в перемещениях по площадке при выполнении динамичных движений: прыжков, поточных поворотов, акробатических соединений и др.


Обобщающей категорией технических и физических компонентов движений гимнасток является виртуозность - безошибочное исполнение на большой скорости и амплитуде движений.


Музыкальность предполагает соответствие движений музыке, ее характеру, темпу, ритму, динамике.


Выразительность – это содержательно целесообразная эмоциональная насыщенность исполнения. Причем если во время выступлений эмоции гимнастки направлены на себя, на свои удачи и промахи, то такое выступление достаточно назвать эмоциональным. Если эмоции спортсменки направлены только на желание привлечь внимание зрителей, то такое выступление достаточно назвать примитивно артистичным. Когда эмоции гимнастки направлены на создание эмоционально-двигательного образа, такое выступление можно назвать выразительным. Если же, создавая эмоционально-двигательный образ, гимнастка смысловым подтекстом вызывает сопереживание у зрителей, то такое выступление следует считать подлинно артистичным (Карпенко Л.А., 1994,1998,2003).



  1. Особенности выразительности у спортсменок 10-12 лет


    • художественной гимнастике




Выразительность – это многогранное явление, проявляющееся в различных сферах человеческой деятельности: в искусстве, спорте, профессиональной



22

деятельности, быту. Каждой сфере присущи соответствующие средства выразительности: краски (их цвет, насыщенность, сочетания), звуки (их высота, сила, тембр), движения тела (позы, взгляд, мимика, жесты, двигательные действия) и многое другое.


Выразительность в гимнастике – это содержательно целесообразная эмоциональная насыщенность исполнения гимнастических упражнений и способность гимнастов эмоционально насыщенно и содержательно целесообразно исполнять гимнастические упражнения.


Средства выразительности в гимнастике целесообразно подразделять на основные и вспомогательные: основные – это гимнастические движения всех структурных групп и любой трудности; вспомогательные – это взгляд, мимика, жест, специальные положения и движения головы, туловища, ног, особое «общение» с предметом, а также одежда, прически, грим, аксессуары (Карпенко Л.А., Румба О.Г, 2006).


Анализируя причины невыразительного исполнения упражнений, на 1 место следует поставить слабость технической подготовленности занимающихся. Для выразительного исполнения требуется известный автоматизм движений с тем, чтобы иметь возможность сосредоточить внимание на музыке, на своевременности выполнения того или иного элемента, на соразмерности мышечных усилий с напряженностью музыки, на второстепенных в техническом отношении, но очень важных в плане выразительности деталях упражнений – положении или движении рук, головы, ног, туловища. Слабость технической подготовленности зачастую обусловлена недостаточностью развития физических качеств. Поэтому одним из основных путей улучшения выразительности у гимнасток-художниц является двигательная подготовка.


Но не только двигательная подготовка развивает выразительность движений у гимнасток. По мнению В.Н. Кряж, Э.В. Ветошкиной, Н.А. Боровской (1987) элементы танцев, специальные упражнения ритмопластики способствуют повышению выразительности и пластичности движений.


Как второстепенный способ развития выразительности может использоваться «корпусный» урок, участие в показательных выступлениях, посещение театров, «образные» игры, творческая импровизация под музыку, считает Ж.С. Горбачева



23

(1986).


Следовательно, развитие выразительности движений занимает одну из важнейших позиций комплексной подготовки гимнасток и влияет как на восприятие зрителями композиций, так и на итоговую оценку судьи. Важно выбрать наиболее оптимальный для той или иной гимнастки способ, с учетом индивидуальных способностей.



Выводы:


  1. В ходе анализа литературных источников и на основании проведенных бесед со специалистами в области художественной гимнастики, были определены


28 компонентов, из которых складывается понятие выразительности движений в групповых упражнениях.


Музыкальные компоненты: выбор музыкального сопровождения, темп, музыкальность, динамичность, ритмичность, гармония между характером музыки и движениями гимнасток.


Технические компоненты: техничность, оригинальность, точность, четкость, чистота исполнения, хореографичность, амплитуда, законченность, целостность, согласованность, синхронность исполнения, различные способы организации коллективной работы, элементы взаимодействия и сотрудничества, построения и перестроения, мастерство исполнения композиции, виртуозность.


Психологические компоненты: эмоциональность и соотношение между движениями и эмоциями.


Эстетические компоненты: эстетика, гармония, грациозность и элегантность. Из общего количества компонентов, из которых складывается понятие


выразительности движений в групповых упражнениях по художественной гимнастике, были выбраны, с помощью анкетирования, восемь основных: музыкальность, динамичность, хореографичность, четкость, синхронность исполнения, построения и перестроения, мастерство исполнения композиции и гармония. Это позволило упростить оценивание выразительности движений гимнасток в ходе экспертной оценки.


  1. По данным литературного обзора, бесед с тренерами по художественной гимнастике и спортсменками, были выявлены различные способы развития



24

выразительности движений: разминка с помощью ритмической гимнастики под музыку, урок хореографии, урок пластики, танец - импровизация под различную музыку, «образные» игры, участие в показательных выступлениях, а также: занятия в зале с зеркалами, частое проведение показательных уроков и моделирование соревнований, выбор музыкального сопровождения тренером, с учетом предпочтений гимнасток и их мнения о выбранной музыки. Важным является и положительный настрой тренером гимнасток на каждое занятие, для лучшего усвоения новых знаний.



Практические рекомендации




Различные способы улучшения выразительности движений. Основные из них: разминка с помощью ритмической гимнастики под музыку, урок хореографии, урок пластики, танец - импровизация под различную музыку, «образные» игры, участие в показательных выступлениях, а также: занятия в зале с зеркалами, частое проведение показательных уроков и моделирование соревнований, выбор музыкального сопровождения тренером, с учетом предпочтений гимнасток и их мнения о выбранной музыки. Важным является и положительный настрой тренером гимнасток на каждое занятие, для лучшего усвоения новых знаний.


Улучшение выразительности движений в групповых упражнениях по художественной гимнастике следует начинать в возрасте 8-10 лет.


Наиболее целесообразно развивать выразительность движений в подготовительном и восстановительном периодах тренировочного процесса.


Часть занятия, в которой лучше развивать выразительность движений в групповых упражнениях, это подготовительная и основная.


Количество времени, необходимого уделять на процесс развития выразительности движений, должно составлять не менее 60 минут на каждой тренировке.


Наиболее часто используемые методы, которыми пользуются большинство тренеров – специалистов, для развития такого качества, как выразительность, это наглядный метод и метод слова.







25

Список литературы




  1. Аверкович, Э.П. Организация и методика подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике: методические рекомендации/ Э.П.


Аверкович, А.В. Плешкань, Л.А. Морозова, - М.: Госкомспорт СССР, 1989. – 39 с.


  1. Адефрис, Б.Т. Методы оценки зрелищности массовых спортивно-


гимнастических выступлений и их использование в организации учебно-тренировочного процесса: автореф. дис…канд. пед. наук / Б.Т. Адефрис. – Киев., 1992. – 27 с.


    1. Аркаев, Л.Я. О модели построения многолетней спортивной тренировки


  • художественной гимнастике: методические рекомендации / Л.Я. Аркаев, Н.Н.


Кузьмина, Ю.А. Кирьянев ; ВНИИФК. – М., 1989. – 28 с.


  1. Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании / В.В. Белинович. -


М: Физкультура и спорт, 1958. – 262 с.


  1. Бервинова, Н.С. Исследование эстетической подготовки студентов физкультурных вузов на занятиях гимнастикой / Н.С. Бервинова. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 16 с.


  1. Боброва, Г.А. Художественная гимнастика в школе / Г.А. Боброва. – М.:


Физкультура и спорт, 1978. – 208 с.


  1. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М.:


Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.


  1. Быстрова, И.В. Некоторые аспекты подготовки педагогов-тренеров по групповым упражнениям в художественной гимнастике / И.В. Быстрова ; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1995. – 27 с.


  1. Быстрова, И.В. К вопросу о деятельности педагога-тренера по групповым упражнениям в художественной гимнастике / И.В. Быстрова ; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 1996. – 12 с.


  1. Быстрова, И.В. Тенденции развития групповых упражнений в


художественной гимнастике / И.В. Быстрова, Р.Н. Терехина // Физическое воспитание, спорт и бизнес: теория и социальная практика: тез. междунар. научно – практ. конф. – Минск, 1994. –с. 15-16.


  1. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас ;



26

МГУ. - М., 1976. – 143 с.


12. Гавердовский, Ю.К. Обучение и техническая подготовка : художественная гимнастика : учебник / Ю.К. Гавердовский, Т.С. Лисицкая.– М.: Физкультура и спорт, 1982. – 254 с.


  1. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман ;


МГУ.– М., 1987. – 175 с.


  1. Донской, Д.Д. Законы движения в спорте: Очерки по теории структурности движений / Д.Д. Донской. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 176 с.


  1. Джемс, У. Психология / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991. – 368 с.


  1. Дружиник, В.Н. Психология творчества / В.Н. Дружиник // Психологический журнал. – 2005. - №5. - С. 101-109.


  1. Здановская, Э.А. Эстетика физической культуры и спорта: учеб-метод, пособие / Э.А Здановская ; ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1988. – 17 с.


  1. Зрелищность спорта, как эстетический элемент потребности общества: Сб. науч. тр., Т - 2 / Сиб. гос. унив. ФК и С; сост. В.А. Аикин – Омск., 2004. – 145 с.


  1. Иванова, О.А. Методы оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике: автореф. дис…канд. пед. наук / О.А. Иванова. – М.,


1982. – 23 с.


  1. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2000. – 460


с.






























27

Приложение




Практическое занятие по художественной гимнастике


(обучающиеся 10-12 лет)

Тема:


«Средства выразительности для детей 10-12 лет, выступающих в групповых упражнениях в художественной гимнастике (предмет – обруч)»



1.



Цель


Повысить выразительность движений у гимнасток-художниц








10-12 лет, выступающих в групповых упражнениях.




2.


Задачи


Образовательные:

познакомить

с

техникой

выполнения








групповых гимнастических упражнений; сформировать








навык выполнения комплексов упражнений с предметами;








освоить акробатические упражнения и комбинации;








сформировать умение и навык составления гимнастических








композиций с предметами.













Воспитательные: способствовать развитию волевых и




















нравственных качеств, определяющих формирование








личности ребенка; устойчивой мотивации к здоровому








образу

жизни;

трудолюбию,

целеустремленности,








эстетических качеств.













Развивающие:

развитие

специфических

качеств,






















пластичности,

музыкальности,


выразительности

и








творческой активности; развитие физических качеств:








координационных способностей, ловкости, гибкости, силы,








быстроты и равновесия.








3.


Средства


Физические

упражнения:


общеподготовительные,








специально подготовительные. Гимнастические упражнения








с предметами (гимнастическая лента, мяч, обруч, скакалка,








палка). Упражнения выполняются под музыку.





4.


Методы


Разнообразие учебного материала позволяет применять на








занятиях различные методы обучения: частично-поисковый,








проблемный, объяснительно-иллюстративный, наглядный,








словесный, практический, в форме «игры». Форма работы на








занятии

определяется

тренером-преподавателем

в








соответствии с поставленными целями и задачами.





















Части



Содержание





Дозировка


Организационно-




занятия








методические указания

















1.



Подготовительная





25 мин.










1.

Построение.







Обратить внимание на






Сообщение задач занятия




форму







2.

Упражнение на



3 раза


Каждый раз ускоряя






внимание:








темп, следить за






1.

Шаг левой вперед;




точностью выполнения














28








  1. Приставить правую;


  1. Скрестный поворот направо;


  1. Шаг правой назад;

  2. Приставить левую;


  1. Скрестный поворот


влево.

1.

Движение в обход

3 круга

Корпус держать прямо

налево, ходьба с носка, на



носках, на пятках, по



первой позиции, в



«выкручиванием» рук в



плечевых суставах

3 круга

Следить за

2.

Бег легкий, со


правильностью дыхания

сменой направления, с


Тянуть стопу, пальцы

выбрасыванием ног



вперед поочередно,



высоко поднимая бедро

2 круга

Следить за положением

3.

Движение шагом


головы

«польки», «галопа»,


Толчок, стопа, носки,

мелкие прыжки


колени

  1. Перестроение в


колонны по три.

1 круга

Обратить внимание на

5.

Вращение (туры),


руки, плавность, высокие

вращение с переходом на


полупальцы, колени чуть

пол, перекаты по полу


согнуты

«валяшка»




  1. Прыжки с поворотом. «Казак»

  2. «Волны»


2.

Основная часть

45 мин


Комплекс упражнений с



обручем (в кругу)



1.

Вращение обруча в

4-6

Стоим на полупальцах

боковой плоскости, на



кисти, на локте (правая,



левая рука)



2.

Броски из

4-6

Следить за силой и

вращения, ловля во


точностью броска

вращении

4-6

Обращать внимание на

3.

Вращение обруча в


красоту движения

горизонтальной плоскости



на кисти, передача

4-6

Следить за четкостью

4.

Прыжки с



вращением назад,



вращение на ноге, прыжки



через обруч, передача





29


обруча без помощи рук на

4-6


вращении в «пассе»

4-6


5.

Вертушки на



ладони

4-6

Кат без подпрыгиваний

  1. Обратный кат по


полу, кат по телу


  1. Перекаты по


разведенным рукам на

Показ ребенком,


равновесии

объяснение


Бросок обруча в



наклонной плоскости и

Исправлять ошибки


ловля в кувырок назад



после вращения



1.

Бросок с



вращением, ловля



2.

То же, ловля в



кувырок



3.

То же, ловля на



полу ногами



4.

Бросок с вращением



на прыжке, «шене», ловля



5.

То же, вращение с



переходом на пол, ловля



6.

Бросок обруча с



вращением и ловля в



кувырок назад после



вращения с переходом на



пол



3.

Заключительная часть

20 мин


Игра «Фантастическое

Отметить отличившихся,


животное». Подведение

указать на ошибки и


итогов.

настроить на следующее


Домашнее задание:

занятие


Поднимание корпуса из



положения лежа – 100 раз;



Поднимание корпуса из



положения лежа на



животе – 100 раз

















30