ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ -2018
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Верх-Коен» Искитимского района
Секция - Исторические науки,краеведение предмет - история
Тип проекта - Исследовательский,семейный
ПРОЕКТ
ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Выполнила: Крапивина Ирина
ученица 6 класса
Руководитель: Пчелинцева Н.И.
2018 г
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………….2
2.Основная часть…………………………………………………………….4
2.1.Теоретическая часть. Великая Отечественная война в истории моей страны………………………………………………………………………..4
2.2.Практическая часть. Моя семья в годы войны………………………..5
2.3.Практическая часть. Составление генеалогического древа………….9
2.4.Составление фотоальбома «Семья Шарухиных в годы Великой Отечественной войны»……………………………………………………...9
3.Заключение………………………………………………………………...9
4.Список литературы и источников……………………………………….10
1.Введение
Любовь к Родине начинается с семьи. Нельзя изучать историю своей страны в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи.
Данную тему я выбрала потому, что каждый человек должен знать историю своей семьи. Она начинается с малого: с любви к своей семье, к своему дому, к родному краю. Постепенно , эта любовь к родному переходит в уважение к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему. Мне захотелось узнать о своей семье в годы Великой Отечественной войны. Я считаю, что семейная история всегда будет актуальной. Для меня эта интересна еще и потому, что бабушка и дедушка умерли когда мама была подростком и возникла проблема- не знания истории своей семью и желанием не потерять свои корни.
В процессе работы я использую два направления работы: теоретическое и практическое.
В теоретический материал включаю изучение Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
Практической материал - поисковую работу, итогом которой станет: написание доклада «Моя семья в годы войны», составление родословной, создание фотоальбома «Моя семья в годы войны», с фотографиями ,взятыми из нашего семейного архива.
В ходе работы я нашла для себя, для своей семьи интересные страницы истории, достойные того, чтобы о них узнали другие.
Я поставила перед собой цель : восстановление и сохранение памяти о прошлом нашей семьи в годы Великой Отечественной войны, в которой нашла свое отражение история нашего села, история нашей страны.
В основу своей работы положила гипотезу: я предполагаю, что Великая Отечественная война действительно оказала сильное влияние на мою семью.
Для этого мне необходимо было выполнить следующие задачи:
Изучить литературу по Великой Отечественной войне .
Собрать и изучить архивные документы, фотографии, воспоминания о моей семьи по данной теме;
Проанализировать собранный материал .
Сделать вывод о влиянии Великой Отечественной войны на судьбы моей семьи.
Составить родословную моей семьи.
Оформить работу .
Выступить с работой на классном часе, общешкольном мероприятии, использовать полученный материал для дополнительного материала при изучении Истории России.
Объектом исследования является условия бытования семьи Шарухиных в годы Великой Отечественной войны и влияние на них событий, происходящих в стране.
Предметом исследования является: род ученицы 6 класса Крапивиной Ирина -биография членов семей, связь истории семьи с историей страны, с историей села Верх-Коен.
Методы и приемы:
Поисковый.
Метод анализа.
Метод описания.
Основными источниками информации станут фотографии семейного архива, материалы школьного музея, воспоминания родственников, Книга Памяти, материалы INTERNET.
Время исследования: сентябрь 2017-январь 2018 года.
Ожидаемый результат:
В результате исследовательской деятельности я изучу историю своей семьи в годы Великой Отечественной войны, составлю генеалогическое древо, создам фотоальбом, с которым познакомлю своих родственников, выступлю на классном часе и общешкольном мероприятии.
2. Основная часть.
2.1. Теоретическая часть. Великая Отечественная война в истории моей страны.
2018 год- страна будет отмечать 73-летие Победы над фашистской Германией. 1941-1945 годы- годы Великой Отечественной войны, самой трагической странице истории моей страны. Что такое «война»? Про нее я читала в книгах, смотрела фильмы. Каждый год, на протяжении нескольких лет, я участвую в мероприятиях, посвященному этому событию. Война постучала в каждый дом, затронула многие семьи. Из каждой семьи на фронт ушли мужья, отцы ,дети, братья и сестры. Так, война не обошла стороной и мою семью.
Чтобы проследить связь событий Великой Отечественной войны на историю моей семьи, я решила изучить литературу по истории данного периода нашей страны.
Существуют несколько периодизаций Великой Отечественной войны, я остановилась на следующей:
Три основных периода Великой Отечественной войны.
1-начало войны- 22 июня1941 г- первая половина 1942 г:отступление, стратегическая оборона, победа под Москвой;
2-коренной перелом-вторая половина 1942-конец 1943 г:перелом в экономике, Сталинградская битва,изгнание врага с Кавказа,Курская битва,Битва за Днепр,и освобождение Киева, поъем партизанского движения;
3-1944-9 мая 1945 г: освобождение СССР, война в Европе, Берлинская операция.
За годы Великой Отечественной войны из Новосибирской области на фронт ушло более 600 тыс.человек. Более 200 наших земляков удостоились высокого звания Героя Советского Союза. Многие из ушедших в армию не вернулись с войны. Новосибирцы потеряли около 180 тыс. чел., в том числе: 79 300 - погибли, 18 300 -умерли от ран, 80 700 - пропали без вести, 1415 - погибли в плену.
Из Верх-Коенского сельского совета погибло 368 человек.
год | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | В плену |
Количество | 14 | 43 | 59 | 48 | 17 | 7 |
2.2.Практическая часть. Моя семья годы войны.
Мои родственники воевали на фронтах, защищая Родину, работали в тылу.
Мои родственники на фронтах Великой Отечественной войны.
На фронт в разные годы войны ушли мои родственники:
1.Крупеня Анна Семеновна(1921-2003г)
2.Павличенко Ефим Петрович(1915-1942г)-погиб (Книга Памяти). Ушел на фронт в 1941 году, учился на сапера, один год воевал. 22 ноября 1942 г погиб в д. Поля, Демьяновского района, Ленинградской области.
3.Павличенко Александр Петрович (1918-1942) погиб (Книга Памяти)
4.Павличенко Михаил Федорович (1905-1942) погиб (Книга Памяти)
5.Шарухин Георгий Васильевич (1925-1942) погиб (Книга Памяти) рядовой. Род. в 1924г. в с. Верх-Коён. Искитимского р-на .
Призван Искитимским РВК 28 ноября 1942г. ; 294 сп. 184 сд.
Погиб 21 марта 1944г. Похоронен у д. Старины Лиозненского района, Витебской области. Белоруссия.
6.Шарухин Григорий Исаевич (1909-1942) погиб (Книга Памяти) рядовой. Род. в 1909г. в с. Верх-Коён. Искитимского р-наПризван Искитимским РВК 7 августа 1941г. Пропал без вести в декабре 1942г.
7.Шарухин Иван Исаевич (1907-1041) погиб (Книга Памяти) лейтенант.Род. в 1907г. в с. Верх-Коён. Искитимского р-на .Призван Искитимским РВК в 1941г. Умер от ран 7 июня 1943г. в ЭГ-3481.Похоронен в г. Новосибирске, Заельцовское кладбище.
8.Рогов Петр Матвеевич (1906-1942г) погиб (Книга Памяти) рядовой.Родился в 1906 г. в с. Верх-Коён Искитимского р-на.Призван Искитимским РВК 25 июля 1941г. Пропал без вести в августе 1942г.
9.Шарухин Михаил Исаевич (1921г.р)
10.Шарухин Леон Сергеевич( 1920г.р-1985)
11.Шарухин Василий Исаевич
Пять моих родственников погибли на фронтах Великой Отечественной войны.
Мои родственники, вернувшиеся с войны.
Шарухин Леон Сергеевич (1920-1985 г) был призван Искитимским РВС 8 августа 1941 г в № 498 отделении связи. В начале он служил в Новосибирске собаководом. Потом Шарухин Л.С. прошел переквалификацию на морзиста и был послан в Ульяновск, где учился на связиста, затем служил в Рязани на аэродроме в истребительном полку генерала Осипенко. В село Верх-Коен он пришел 7 ноября 1945 года. Леон Сергеевич был награжден медалями : «За боевые заслуги»,»За победу над Германией».
Крупеня Анна Семеновна (1921-2003г.) была призвана Искитимским РВК 10.09.1943 году. Она служила в 56 дивизии, 213стрелковом полку на батарее. Крупеня Анна Семеновна была демобилизована из армии 2.01.1945г.,приехала в село Верх-Коен. Умерла Анна Сергеевна в 16.09.2003году. Она вспоминала, что на фронте : сначала была поваром, носила обеды солдатам, затем связистом. Ходила Анна по линии фронта, под обстрелом, связывала порванные провода, получила ранения в ногу, лечилась в госпитале.
Шарухин Михаил Исаевич родился в 1921 году в селе Верх-Коен.В 16 лет поехал в Новосибирск, учился в ФЗУ. Затем он работал на заводе «Труд» и «Им. Чкалова» и одновременно учился в аэроклубе. В 1939 году Михаил Исаевич пошел учиться в авиашколу . В 1941 году он закончил краснознаменную военную школу летчиков и был оставлен в школе инструктором для обучения молодых летчиков.
После войны служил в Гвардейском тяжелом бомбардировочном авиационном полку 18 воздушной Армии. Принимал участие в испытании самолетов новейшей конструкции. За 20 лет службы совершил 5250 вылетов.13 раз принимал участие в воздушных парадах над Москвой. Награжден «Орденом Красной звезды», медалью «За боевые заслуги», «За победу над Германией» .
Моя семья в тылу.
В годы войны в селе Верх-Коен существовали два колхоза: «имени Куйбышева» и «Кировец»,где выращивали овощи: огурцы, картофель, капусту, морковь; сеяли зерно - овёс, пшеницу, лён. В «Кировце» работала семья Шарухина Игната. В «им. Куйбышеве» работала семья Шарухина Исая Артемовича.
После работы на полях и ферме - помогали фронту. По воспоминаниям Роговой М.И. :«Работали мы от темна до темна. А вечером собирались, крошили овощи: морковь, свеклу, картошку, сушили их на печах, а потом овощи складывали в мешки , и отправляли на фронт. Женщины вязали носки, рукавицы, шили кисеты, а в них вкладывали письма “Неизвестному солдату”. Иногда мясо выделяли, мы собирались пельмени делать ночами (тысячами). Потом их морозили, и всё это отправлялось на фронт.»
Каждая семья в огородах выращивала овощи: свеклу, картофель, лук. В сараях содержали скот: овец, кур, коров. Часть продуктов обменивали, главным образом на одежду, обувь и хлеб. Огород копали ночами. Дрова заготавливали зимой, потому что летом было плохо вывозить, да и некогда было. Дома освещались керосином. Но керосин был не всегда, да и денег на него не было. Как правило, отрывали от шинели кусок- фитиль, помещали его в блюдце с каким – нибудь плохим жиром, так и освещались. Во время войны питались выращенными продуктами (картофель, свекла, морковь, репа, молоко).Мясо кушали очень редко. Из картофеля пекли булочки, пироги (ее использовали вместо муки). Чтобы хлеба было больше, в муку добавляли овёс, разную траву. По селу протекали реки: Большой Коён, Малый Коен, Татарка, где ловили рыбу. Дети ходили в лес за грибами и за ягодами. Школа в годы войны работала, трудно было с книгами, бумагой.
Итог.
Я написала доклад «История семьи Шарухиных в годы Великой Отечественной войны», где проследила связь событий истории России и моей семьи. Мои родственники воевали за Родину, трудились в тылу. Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи.
2.3. Практическая часть. Составление генеалогического древа.
Для составления генеалогического древа семьи мне потребовалось помощь мамы. Но оказалось, что она мало знает о своих предках. Тогда я и мама решили обратиться к родственникам. В опросе приняли участие 7 человек.
Мне удалось составить генеалогическое древо своей семьи, конечно-это первые шаги над историей своей семьи .Я буду работать и дальше.
Итог.
Я составила родословную семьи Шарухиных.
2.4. Составление фотоальбома «Семья Шарухиных в годы Великой Отечественной войны»
Я работала с семейным фото-архивом и архивом школьного музея «МКОУ СОШ с.Верх-Коен»
В фотоальбом вошли фотографии семьи Шарухиных.
3.Заключение
В ходе работы над проектом я узнала о истории одной семьи, семьи Шарухиных,в которой нашло отражение история села, история нашей страны.История семьи Шарухиных - история многих семей села Верх -Коен, семей России. Насколько это возможно, я восстановила родословную своей семьи. Для этого собирала информацию о родственниках. Составила родословное древо Шарухиных , составила альбом. Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут, и хотелось бы, чтобы мои родственники, наши потомки гордились историей своего рода. Я надеюсь, что моя работа будет интересна и полезна не только мне и моей семье, но и моим ровесникам.
4.Список литературы
1.Воспоминания Крупеня А.С, Шарухина Л.С.,Шарухина М.И.,Роговой М.
2.Книга Памяти
3.Летопись села Верх-Коен 2009 г
4.История России.учебник 9 класса.М.Просвещение 2013.
5.История Новосибирской области.Учебное пособие для 9-10 кл. Новосибирск 1977 г.
6.Пособие по истории Отечества для старшеклассников и абитуриентов. Москва 1995 г.
11