СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Юные экологи Заполярья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект предполагает активное вовлечение учащихся, родителей, педагогов  в благоустройство школы, школьного двора.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Юные экологи Заполярья"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

















«Юные экологи Заполярья»










Руководитель проекта:

Поддубная Т.В.,

Учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»















Надым

2022

Паспорт экологического проекта «Юные экологи Заполярья»

Наименование проекта

«Юные экологи Заполярья»

Основания разработки проекта

1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция о правах ребенка

3.Закон автономного округа от 27.06.2013 № 55-ЗАО «Об образовании» в ЯНАО

4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»,

5.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

6. Устав общеобразовательной организации

7.Указ Президента Российской Федерации от 08.02.2021 г. № 76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений»

8. Окружной проект по экологии «Чистый Ямал»


Автор и руководитель проекта

Поддубная Татьяна Владимировна

Цель проекта

Развитие личностного роста и формирование экологической культуры и экологического сознания младших школьников путём активизации интеллектуального и творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности.

Задачи проекта

1.Создать условия в школе для формирования экологической культуры и экологического сознания младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.

2. Разработать план реализации проекта в целях улучшения экологической ситуации на территории школы.

3.Заинтересовать и привлечь к активной деятельности к реализации проекта учащихся, родителей.

Ресурсное обеспечение проекта

1.Ресурсное обеспечение (кадровые, информационные, финансовые ресурсы);

2.Образовательные условия (создание единого развивающего пространства, привлечение в реализацию проекта специалистов);

3.Социально-бытовые условия.

Сроки реализации проекта

2021-2022 гг.

География проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»

ЯНАО, г. Надым, ул. Геологоразведчиков, 5/1

Система организации контроля по выполнению проекта

заместитель директора по УВР (1-4)

 


















































ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проекта

Одно из направлений программы является экологическое воспитание, целью которого - воспитание экологической культуры, (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

2022 год на Ямале объявлен годом экологии. Губернатор Дмитрий Артюхов дал старт проекту «Чистый Ямал».

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. 

Экологические проблемы затрагивают интересы каждого человека любой социальной группы, человечества в целом. В связи с этим становится все более актуальным формирование экологической культуры подрастающего поколения посредством участия учащихся и воспитанников в разработке и реализации экологических проектов.

Начальная школа является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Проблема: низкий уровень осведомленности детей младшего школьного возраста об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентиров, обеспечивающих ответственное отношение к окружающему миру.

Приоритетность экологической культуры признана всем мировым сообществом. Поэтому, в настоящее время все больше внимания обращается на состояние территорий, прилегающих к жилым домам, организациям и другим объектам социального значения. Создание экологического дизайна становится эффективным средством формирования экологической культуры, даёт возможность заниматься научно–исследовательской, опытно-экспериментальной, трудовой деятельностью. Важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя.

Проект разработан с целью развития личностного роста и формирования экологической культуры и экологического сознания младших школьников путём активизации интеллектуального и творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности. Выращивание растений, изготовленные собственными руками кормушки для птиц позволят подрастающему поколению бережно относиться к природе. Внешний вид любой образовательной организации и окружающая её территория имеют большое значение, она должна быть не только красивой, но и экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Красиво устроенные клумбы оказывают влияние на здоровье и настроение человека, создают благоприятный микроклимат; воспитывают в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Именно поэтому в нашем классе вводится экологический социально-значимый проект «Юные экологи Заполярья».

Практическая значимость проекта заключается в том, что он поможет учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в рабочих группах, семье, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашей школы-интерната, в настоящий момент, она своевременна, актуальна и значима. Проект позволяет решить проблему организации внеурочной деятельности младших школьников через привлечение детей к озеленению и украшению цветами территории школы, школьного двора, сохранению окружающей природы. Планируется привлечь к этой работе большее количество учащихся, родителей, неравнодушных людей. После завершения учебного года за цветами будут ухаживать дети, посещающие летнюю оздоровительную площадку.

Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы.

Идея проекта:

Реализация проекта поможет созданию условий для использования интеллектуальных и творческих способностей учащихся и их вовлечению в процесс преобразования окружающего пространства, в опытно–экспериментальную, проектно-исследовательскую деятельность.

Объект проекта: формирование ценностных ориентиров младших школьников по экологическому воспитанию

Цель проекта: развитие личностного роста и формирование экологической культуры и экологического сознания младших школьников путём активизации интеллектуального и творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности.

Задачи проекта:

1.Создать в школе условия для формирования экологической культуры и экологического сознания младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.

2. Разработать план реализации проекта в целях улучшения экологической ситуации на территории школы.

3.Мотивировать к активной деятельности к реализации проекта учащихся, родителей.

Реализация проекта «Юные экологи Заполярья основывается на следующих принципах:

- принцип деятельностного подхода – утверждение представления об активной деятельности человека, как основе, средстве и главном условии развития и формирования его личности.

- принцип реальности – учёт в процессе работы существующих реальных условий и возможностей.

- принцип демократичности – предоставление участникам процесса определенных свобод для саморазвития и самоконтроля.

- принцип здоровьесбережения – совокупность действий и условий, направленных на укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья школьников и их адаптацию к окружающей среде.

Новизна проекта

Проект «Юные экологи Заполярья» предполагает активное вовлечение учащихся и родителей, общественность в благоустройство территории школы: выращивание комнатных и уличных садовых растений, украшение территории школы, содержание территории школы в чистоте.

Форма реализации проекта: индивидуальная, групповая, массовая

Используемая технология: КТД

Условия реализации проекта:

  1. Ресурсное обеспечение (кадровые, информационные, финансовые ресурсы);

  2. Образовательные условия (создание единого развивающего пространства, привлечение в реализацию проекта специалистов);

  3. Социально-бытовые условия.

Диагностический инструментарий отслеживания эффективности проекта

- Участие учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня (постоянно).

- Деятельность творческих групп (классов) школы по созданию экологической пространства (постоянно).

- Результативность внеурочной деятельности в реализации проекта.

Сроки осуществления проекта: январь – ноябрь 2022 г.

Состав участников проекта

- руководитель проекта;

- педагогические работники;

- учащиеся 1-4 классов;

- родители (законные представители);

-социальные партнёры.


Функциональные обязанности участников проекта


Участники проекта

Обязанности

Руководитель проекта

Осуществляет руководство деятельностью участников проекта.

Осуществляет стратегическое управление: общее руководство, контроль и координацию деятельности всех участников проекта. Вносит коррективы в проект.

Организация деятельности педагогов по реализации проекта. Обеспечение условий и контроля по реализации проекта. Анализирует и обобщает результаты проектной деятельности. Обобщает опыт и принимает меры по его распространению.

Учителя

Реализуют план опытно-экспериментальной работы. Устанавливают и поддерживают на протяжении всего проекта тесную связь с социальными партнёрами. Готовят проектные работы учащихся для участия в конкурсных мероприятиях различного уровня. Участвуют в проведении опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Подают предложения по внесению коррективов в проект, поощрению и стимулированию участников.

Учащиеся

Участвуют в опытно-экспериментальной, научно-исследовательской, проектной, трудовой деятельности. Участвуют в конкурсных мероприятиях различного уровня.

Родители

Поддерживают активность детей и помогают в реализации проекта.


Механизм и поэтапный план реализации проекта

I. Подготовительный, проектировочно-организационный этап (январь 2022г.)

- планирование направлений деятельности учащихся и педагогических работников школы (Приложение 1);

- формирование творческих групп учащихся, распределение функций участников проекта;

- готовность участников проекта и формирование мотивации учащихся к практической деятельности в рамках реализации проекта;

- ревизия имеющейся материально-технической базы как одного из условий реализации проекта (базового комплекта оборудования);

- планирование этапов проекта;

- проектирование опытно-экспериментальной, проектно-исследовательской работы с учащимися (выбор темы и направления, план закладки эксперимента, опыта);

-привлечение социальных партнёров к реализации проекта;

-внесение корректив и утверждение проекта;

-информирование учащихся, родителей (законных представителей) о внедрении проекта.

II. Практический этап: апрель – сентябрь 2022

- реализация плана проекта;

- проведение опытно-экспериментальной, проектной, исследовательской, творческой и трудовой деятельности учащихся;

- проведение промежуточных мониторингов эффективности деятельности творческих групп по совершенствованию экологического пространства школы и результативности участия учащихся в конкурсах различного уровня;

- обеспечение информационной поддержки проекта;

- развитие механизма сетевого взаимодействия с социальными партнёрами.

III. Обобщающий этап: октябрь – ноябрь 2022г.

- подведение итогов эффективности реализации проекта;

- анализ полученных результатов;

- соотнесение результатов проекта с поставленными целью и задачами;

- публикация об итогах проекта на сайте школы.

Потенциал развития проекта

Перспективой развития проекта является увеличение количества его участников, желающих участвовать в благоустройстве школы, расширение сети социального партнёрства. Создание на базе школы опытно-экспериментальной площадки для ведения научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся.

Оценка результативности проекта

Критериями оценки эффективности проекта могут быть как количественные, так и качественные. 

Количественные:

- доля учащихся, родителей, охваченных проектом;

- доля детей–победителей в мероприятиях, олимпиадах и конкурсах различного уровня;

- доля детей, получивших различные поощрения на различных уровнях;

- охват детей группы риска;

- отчёты, процентное соотношение участников мероприятий по плану и по факту;

- доля разработанных и распространённых информационно-методических материалов. 

Качественные:

- результат реализации проекта;

- анализ учебно-воспитательного процесса начальной школы;

- положительный резонанс и отзыв о мероприятиях проекта, публикации; 

- направленность учебно-воспитательного процесса на развитие школьников;

- повышение мотивации учащихся к труду;

- выстраивание индивидуального образовательного маршрута учащимися.

Предполагаемый продукт

- результативное участие учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня;

- развитие специальных компетенций учащихся в области экологии, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других предметов;

- вовлеченность учащихся и их родителей (законных представителей) в трудовую и природоохранную деятельность;

- озеленение территории школы комнатными цветами и уличными цветочными композициями;

- изменение внешнего облика школы.

Прогноз возможных рисков


Риски

Способы устранения (коррекции)

Недостаточная материально-техническая обеспеченность.

Привлечение внебюджетных средств.

Недостаточный уровень знаний учащихся – участников проекта.

Организация консультаций, практикумов для учащихся – участников проекта.

Снижение мотивации учащихся, педагогов, родителей - участников проекта.

Разработка системы стимулирования, морального и материального поощрения учащихся.



База проекта: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

Материально-технические ресурсы

Для осуществления образовательной, опытно-экспериментальной, проектно-исследовательской деятельности в рамках проекта необходимо наличие оборудования: методическая литература, цветочные горшки, грунт, семена растений, материал для ящиков.


Бизнес–план проекта


Основные мероприятия

Сроки

Объем финансирования

Вид отчетных документов, материалов

Всего

Привлечение внебюджетных средств

(от учреждений, предприятий)

Привлечение бюджетных средств

1.

Создание необходимых материально-технических условий для осуществления проекта:

- приобретение семян цветочно-декоративных культур;

- приобретение удобрений, грунта;

- приобретение цветочных горшков, вазонов


Февраль- март 2022

10000

10000


Сметы,

заявки, платежные документы, товарные, кассовые чеки.

2.







3.

Распространение и обобщение опыта работы в рамках проекта:

- участие педагогов и учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня;

- организация и проведение научно-практических конференций;

- распространение выращенных садовых цветов для организаций.


Апрель –ноябрь 2022




Локальные акты, распорядительные документы,

платежные документы, заявки, авансовый отчёт


Итого:


10000





Заключение

Проект направлен на создание условий для формирования экологической культуры учащихся, стимулирования творческой, интеллектуальной, проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и трудовой деятельности учащихся, их участия в реализации социально-значимых, практико-ориентированных проектов; на обеспечение повышения качества экологического образования и воспитания.

В результате реализации проекта в школе появятся комнатные растения, выращенные детьми, а уличные садовые цветы украсят территорию школы в летний период (во время работы летней оздоровительной площадки) и к началу учебного года.











































Приложение 1

Направление деятельности учащихся, педагогических работников школы

Направление деятельности учащихся и педагогических работников

Предмет/

внеурочная деятельность

Направление деятельности

педагогических работников

Практическая деятельность детей

1. Экологическое

Окружающий мир 1-4 кл.



Внеурочная деятельность

1. Курс «Земля – наш общий дом»

- Роль растений в природе и жизни людей.

- Характеристика условий, необходимых для жизни растений.

- Характеристика (на основе опытов) состава почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности).

- Характеристика особенностей культурных растений.

- Размножение растений.

- Характеристика влияния человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности)

- Изучение произведений об охране природы Крайнего Севера.

- Подготовка цветочных горшков и земли.

- Покупка семян.

- Проведение исследований по выявлению светолюбивых и теплолюбивых растений (с помощью педагогов).

- Посадка и выращивание растений.

- Уход за комнатными растениями.

- Проведение исследований, опытов на определение состава почвы (с помощью педагогов).

-Изготовление проектов по экологии.

2. Социокультурное

Технология




Окружающий мир

- Соблюдение чистоты территории.

- Подготовка ёмкостей для растений

- Проведение классных часов, внеклассных мероприятий.


- Уборка территории школы.

- Сбор пластмассовых ёмкостей для рассады.


- Соблюдение правил поведения в природе.

- Презентация проектов.

- Участие в акциях различного уровня «Очистим планету от мусора» и других.

3. Эстетическое

Изобразительное искусство

- Организация внеклассных мероприятий.


- Выпуск газет по экологии, листовок-призывов.

4.Общеинтеллектуальное

1.Олимпиадное движение

2. Внеклассные мероприятия


- Исследовательские и проектные работы.

- Организация олимпиад и конкурсных мероприятий.

- Внеклассные интеллектуальные мероприятия

- Презентация проектов

-Выпуск газет, буклетов, листовок.

- Участие в олимпиадах, конкурсах.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!