Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
«Юные экологи Заполярья»
| Руководитель проекта: Поддубная Т.В., Учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма» |
Надым
2022
Паспорт экологического проекта «Юные экологи Заполярья»
Наименование проекта | «Юные экологи Заполярья» |
Основания разработки проекта | 1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» 2. Конвенция о правах ребенка 3.Закон автономного округа от 27.06.2013 № 55-ЗАО «Об образовании» в ЯНАО 4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», 5.Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 6. Устав общеобразовательной организации 7.Указ Президента Российской Федерации от 08.02.2021 г. № 76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений» 8. Окружной проект по экологии «Чистый Ямал» |
Автор и руководитель проекта | Поддубная Татьяна Владимировна |
Цель проекта | Развитие личностного роста и формирование экологической культуры и экологического сознания младших школьников путём активизации интеллектуального и творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности. |
Задачи проекта | 1.Создать условия в школе для формирования экологической культуры и экологического сознания младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности. 2. Разработать план реализации проекта в целях улучшения экологической ситуации на территории школы. 3.Заинтересовать и привлечь к активной деятельности к реализации проекта учащихся, родителей. |
Ресурсное обеспечение проекта | 1.Ресурсное обеспечение (кадровые, информационные, финансовые ресурсы); 2.Образовательные условия (создание единого развивающего пространства, привлечение в реализацию проекта специалистов); 3.Социально-бытовые условия. |
Сроки реализации проекта | 2021-2022 гг. |
География проекта | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма» ЯНАО, г. Надым, ул. Геологоразведчиков, 5/1 |
Система организации контроля по выполнению проекта | заместитель директора по УВР (1-4) |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта
Одно из направлений программы является экологическое воспитание, целью которого - воспитание экологической культуры, (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
2022 год на Ямале объявлен годом экологии. Губернатор Дмитрий Артюхов дал старт проекту «Чистый Ямал».
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Экологические проблемы затрагивают интересы каждого человека любой социальной группы, человечества в целом. В связи с этим становится все более актуальным формирование экологической культуры подрастающего поколения посредством участия учащихся и воспитанников в разработке и реализации экологических проектов.
Начальная школа является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли. Младший школьник, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Проблема: низкий уровень осведомленности детей младшего школьного возраста об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентиров, обеспечивающих ответственное отношение к окружающему миру.
Приоритетность экологической культуры признана всем мировым сообществом. Поэтому, в настоящее время все больше внимания обращается на состояние территорий, прилегающих к жилым домам, организациям и другим объектам социального значения. Создание экологического дизайна становится эффективным средством формирования экологической культуры, даёт возможность заниматься научно–исследовательской, опытно-экспериментальной, трудовой деятельностью. Важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя.
Проект разработан с целью развития личностного роста и формирования экологической культуры и экологического сознания младших школьников путём активизации интеллектуального и творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности. Выращивание растений, изготовленные собственными руками кормушки для птиц позволят подрастающему поколению бережно относиться к природе. Внешний вид любой образовательной организации и окружающая её территория имеют большое значение, она должна быть не только красивой, но и экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Красиво устроенные клумбы оказывают влияние на здоровье и настроение человека, создают благоприятный микроклимат; воспитывают в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю. Именно поэтому в нашем классе вводится экологический социально-значимый проект «Юные экологи Заполярья».
Практическая значимость проекта заключается в том, что он поможет учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в рабочих группах, семье, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашей школы-интерната, в настоящий момент, она своевременна, актуальна и значима. Проект позволяет решить проблему организации внеурочной деятельности младших школьников через привлечение детей к озеленению и украшению цветами территории школы, школьного двора, сохранению окружающей природы. Планируется привлечь к этой работе большее количество учащихся, родителей, неравнодушных людей. После завершения учебного года за цветами будут ухаживать дети, посещающие летнюю оздоровительную площадку.
Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы.
Идея проекта:
Реализация проекта поможет созданию условий для использования интеллектуальных и творческих способностей учащихся и их вовлечению в процесс преобразования окружающего пространства, в опытно–экспериментальную, проектно-исследовательскую деятельность.
Объект проекта: формирование ценностных ориентиров младших школьников по экологическому воспитанию
Цель проекта: развитие личностного роста и формирование экологической культуры и экологического сознания младших школьников путём активизации интеллектуального и творческого потенциала, самоопределения и самореализации в различных видах деятельности.
Задачи проекта:
1.Создать в школе условия для формирования экологической культуры и экологического сознания младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности.
2. Разработать план реализации проекта в целях улучшения экологической ситуации на территории школы.
3.Мотивировать к активной деятельности к реализации проекта учащихся, родителей.
Реализация проекта «Юные экологи Заполярья основывается на следующих принципах:
- принцип деятельностного подхода – утверждение представления об активной деятельности человека, как основе, средстве и главном условии развития и формирования его личности.
- принцип реальности – учёт в процессе работы существующих реальных условий и возможностей.
- принцип демократичности – предоставление участникам процесса определенных свобод для саморазвития и самоконтроля.
- принцип здоровьесбережения – совокупность действий и условий, направленных на укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья школьников и их адаптацию к окружающей среде.
Новизна проекта
Проект «Юные экологи Заполярья» предполагает активное вовлечение учащихся и родителей, общественность в благоустройство территории школы: выращивание комнатных и уличных садовых растений, украшение территории школы, содержание территории школы в чистоте.
Форма реализации проекта: индивидуальная, групповая, массовая
Используемая технология: КТД
Условия реализации проекта:
Ресурсное обеспечение (кадровые, информационные, финансовые ресурсы);
Образовательные условия (создание единого развивающего пространства, привлечение в реализацию проекта специалистов);
Социально-бытовые условия.
Диагностический инструментарий отслеживания эффективности проекта
- Участие учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня (постоянно).
- Деятельность творческих групп (классов) школы по созданию экологической пространства (постоянно).
- Результативность внеурочной деятельности в реализации проекта.
Сроки осуществления проекта: январь – ноябрь 2022 г.
Состав участников проекта
- руководитель проекта;
- педагогические работники;
- учащиеся 1-4 классов;
- родители (законные представители);
-социальные партнёры.
Функциональные обязанности участников проекта
Участники проекта | Обязанности |
Руководитель проекта | Осуществляет руководство деятельностью участников проекта. Осуществляет стратегическое управление: общее руководство, контроль и координацию деятельности всех участников проекта. Вносит коррективы в проект. Организация деятельности педагогов по реализации проекта. Обеспечение условий и контроля по реализации проекта. Анализирует и обобщает результаты проектной деятельности. Обобщает опыт и принимает меры по его распространению. |
Учителя | Реализуют план опытно-экспериментальной работы. Устанавливают и поддерживают на протяжении всего проекта тесную связь с социальными партнёрами. Готовят проектные работы учащихся для участия в конкурсных мероприятиях различного уровня. Участвуют в проведении опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Подают предложения по внесению коррективов в проект, поощрению и стимулированию участников. |
Учащиеся | Участвуют в опытно-экспериментальной, научно-исследовательской, проектной, трудовой деятельности. Участвуют в конкурсных мероприятиях различного уровня. |
Родители | Поддерживают активность детей и помогают в реализации проекта. |
Механизм и поэтапный план реализации проекта
I. Подготовительный, проектировочно-организационный этап (январь 2022г.)
- планирование направлений деятельности учащихся и педагогических работников школы (Приложение 1);
- формирование творческих групп учащихся, распределение функций участников проекта;
- готовность участников проекта и формирование мотивации учащихся к практической деятельности в рамках реализации проекта;
- ревизия имеющейся материально-технической базы как одного из условий реализации проекта (базового комплекта оборудования);
- планирование этапов проекта;
- проектирование опытно-экспериментальной, проектно-исследовательской работы с учащимися (выбор темы и направления, план закладки эксперимента, опыта);
-привлечение социальных партнёров к реализации проекта;
-внесение корректив и утверждение проекта;
-информирование учащихся, родителей (законных представителей) о внедрении проекта.
II. Практический этап: апрель – сентябрь 2022
- реализация плана проекта;
- проведение опытно-экспериментальной, проектной, исследовательской, творческой и трудовой деятельности учащихся;
- проведение промежуточных мониторингов эффективности деятельности творческих групп по совершенствованию экологического пространства школы и результативности участия учащихся в конкурсах различного уровня;
- обеспечение информационной поддержки проекта;
- развитие механизма сетевого взаимодействия с социальными партнёрами.
III. Обобщающий этап: октябрь – ноябрь 2022г.
- подведение итогов эффективности реализации проекта;
- анализ полученных результатов;
- соотнесение результатов проекта с поставленными целью и задачами;
- публикация об итогах проекта на сайте школы.
Потенциал развития проекта
Перспективой развития проекта является увеличение количества его участников, желающих участвовать в благоустройстве школы, расширение сети социального партнёрства. Создание на базе школы опытно-экспериментальной площадки для ведения научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся.
Оценка результативности проекта
Критериями оценки эффективности проекта могут быть как количественные, так и качественные.
Количественные:
- доля учащихся, родителей, охваченных проектом;
- доля детей–победителей в мероприятиях, олимпиадах и конкурсах различного уровня;
- доля детей, получивших различные поощрения на различных уровнях;
- охват детей группы риска;
- отчёты, процентное соотношение участников мероприятий по плану и по факту;
- доля разработанных и распространённых информационно-методических материалов.
Качественные:
- результат реализации проекта;
- анализ учебно-воспитательного процесса начальной школы;
- положительный резонанс и отзыв о мероприятиях проекта, публикации;
- направленность учебно-воспитательного процесса на развитие школьников;
- повышение мотивации учащихся к труду;
- выстраивание индивидуального образовательного маршрута учащимися.
Предполагаемый продукт
- результативное участие учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня;
- развитие специальных компетенций учащихся в области экологии, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других предметов;
- вовлеченность учащихся и их родителей (законных представителей) в трудовую и природоохранную деятельность;
- озеленение территории школы комнатными цветами и уличными цветочными композициями;
- изменение внешнего облика школы.
Прогноз возможных рисков
Риски | Способы устранения (коррекции) |
Недостаточная материально-техническая обеспеченность. | Привлечение внебюджетных средств. |
Недостаточный уровень знаний учащихся – участников проекта. | Организация консультаций, практикумов для учащихся – участников проекта. |
Снижение мотивации учащихся, педагогов, родителей - участников проекта. | Разработка системы стимулирования, морального и материального поощрения учащихся. |
База проекта: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»
Материально-технические ресурсы
Для осуществления образовательной, опытно-экспериментальной, проектно-исследовательской деятельности в рамках проекта необходимо наличие оборудования: методическая литература, цветочные горшки, грунт, семена растений, материал для ящиков.
Бизнес–план проекта
№ | Основные мероприятия | Сроки | Объем финансирования | Вид отчетных документов, материалов |
Всего | Привлечение внебюджетных средств (от учреждений, предприятий) | Привлечение бюджетных средств |
1. | Создание необходимых материально-технических условий для осуществления проекта: - приобретение семян цветочно-декоративных культур; - приобретение удобрений, грунта; - приобретение цветочных горшков, вазонов | Февраль- март 2022 | 10000 | 10000 | | Сметы, заявки, платежные документы, товарные, кассовые чеки. |
2. | | | | | | |
3. | Распространение и обобщение опыта работы в рамках проекта: - участие педагогов и учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня; - организация и проведение научно-практических конференций; - распространение выращенных садовых цветов для организаций. | Апрель –ноябрь 2022 | | | | Локальные акты, распорядительные документы, платежные документы, заявки, авансовый отчёт |
| Итого: | | 10000 | | | |
Заключение
Проект направлен на создание условий для формирования экологической культуры учащихся, стимулирования творческой, интеллектуальной, проектно-исследовательской, опытно-экспериментальной и трудовой деятельности учащихся, их участия в реализации социально-значимых, практико-ориентированных проектов; на обеспечение повышения качества экологического образования и воспитания.
В результате реализации проекта в школе появятся комнатные растения, выращенные детьми, а уличные садовые цветы украсят территорию школы в летний период (во время работы летней оздоровительной площадки) и к началу учебного года.
Приложение 1
Направление деятельности учащихся, педагогических работников школы
Направление деятельности учащихся и педагогических работников | Предмет/ внеурочная деятельность | Направление деятельности педагогических работников | Практическая деятельность детей |
1. Экологическое | Окружающий мир 1-4 кл. Внеурочная деятельность 1. Курс «Земля – наш общий дом» | - Роль растений в природе и жизни людей. - Характеристика условий, необходимых для жизни растений. - Характеристика (на основе опытов) состава почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). - Характеристика особенностей культурных растений. - Размножение растений. - Характеристика влияния человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) - Изучение произведений об охране природы Крайнего Севера. | - Подготовка цветочных горшков и земли. - Покупка семян. - Проведение исследований по выявлению светолюбивых и теплолюбивых растений (с помощью педагогов). - Посадка и выращивание растений. - Уход за комнатными растениями. - Проведение исследований, опытов на определение состава почвы (с помощью педагогов). -Изготовление проектов по экологии. |
2. Социокультурное | Технология Окружающий мир | - Соблюдение чистоты территории. - Подготовка ёмкостей для растений - Проведение классных часов, внеклассных мероприятий. | - Уборка территории школы. - Сбор пластмассовых ёмкостей для рассады. - Соблюдение правил поведения в природе. - Презентация проектов. - Участие в акциях различного уровня «Очистим планету от мусора» и других. |
3. Эстетическое | Изобразительное искусство | - Организация внеклассных мероприятий. | - Выпуск газет по экологии, листовок-призывов. |
4.Общеинтеллектуальное | 1.Олимпиадное движение 2. Внеклассные мероприятия | - Исследовательские и проектные работы. - Организация олимпиад и конкурсных мероприятий. - Внеклассные интеллектуальные мероприятия | - Презентация проектов -Выпуск газет, буклетов, листовок. - Участие в олимпиадах, конкурсах. |