СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Юные герои в рассказах о Великой отечественной войне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Юные герои в рассказах о Великой отечественной войне"»

Тема проекта: Юные герои в рассказах о Великой отечественной войне.

Введение

1.Актуальность проектной идеи

Для нас современных детей и подростков Великая Отечественная война – это далекая история. После просмотра фильма о войне, меня очень заинтересовала тема о том, что в Великой Отечественной войне участвовали не только взрослые, но и дети. Они были и моими ровесниками, и чуть постарше или чуть помладше. Жизнь детей в годы войны была суровой, особенно тех, кто принимал участие в боевых действиях, помогая взрослым. Многие из них не дожили до Победы, не узнали взрослой жизни, но о них рассказано в книгах, сняты фильмы.

Предметом моего исследования: Мужество и патриотизм детей в произведениях о Великой Отечественной войне.

Объектом является: Анализ литературных произведений о детях Великой Отечественной войны.


Формулировка цели, задач

Цель: Изучить художественную литературу по данной теме. Расширить свои знания о героическом прошлом юных участников Великой Отечественной войны.

Задачи 1. Узнать о жизни сверстников, живших в годы Великой Отечественной войны;

2. Проверить, что известно одноклассникам о молодых героях Великой Отечественной войны.

3.Проанализировать результаты исследования.

4.Заинтересовать одноклассников чтением книг о войне.

5.Предложить список лучших произведений о Великой Отечественной Войне.


Основная часть.

2.Теоретическое обоснование выбранной темы

Многие дети, подростки уходили на фронт прямо со школьной скамьи. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу.  Война искалечила тысячи детских судеб.

Во время ВОВ юных героев было много. Я собрал материал из произведений о нескольких ребятах. Они были нашими ровесниками. Кто-то постарше, кто-то одногодки. Но их жизнь, их подвиг, их человеческие качества всегда будут для нас примером. Они были настоящими патриотами своей Родины.

3. Что же такое подвиг? Кто такие герои?

Ответим на вопрос: «Кто такие герои?» Начиная с ранних лет нашей жизни, мы слушаем рассказы о храбрых воинах, людях, совершивших подвиг. В нашем представлении герой – это храбрый, самоотверженный человек, который готов в любую минуту прийти на помощь. Само слово «герой» пришло из Древней Греции. В переводе оно означает «защитник». Для того чтобы понять, кто такой герой, я посмотрел, данное понятие в словаре С.И. Ожегова. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги. А что такое подвиг сам по себе. В словаре этим словом обозначают героический поступок, совершить который можно, лишь проявив самоотверженность, смелость, поборов свой страх и переступив через себя. Человек совершая его рискует своим здоровьем, а иногда и жизнью, но при этом не требует совершенно ничего взамен. Так человек, который заходит в горящий дом, солдат, который закрывает своим телом товарища, люди, которые ступают на тонкий лед, чтобы помочь утопающему, все они совершают подвиг. А это значит, что подвиг может совершить только смелый и отважный человек, который понимает, что может погибнуть сам, но всё-таки проявляет героизм. Героические поступки – это всегда встреча с риском. Быть героем – это готовность, решительность, непоколебимая уверенность в том, что можно пожертвовать собой во благо других. Герой – это обычный человек, любой из нас. Единственное, что отличает их от остальных – цель в жизни. У героя всегда цель жить ради других. Такие люди никогда не делают что-либо для себя. Героям посвящают свои произведения художники, писатели, режиссеры и историки. Их именами называют улицы, города. Как известно, каждая эпоха характеризуется своими героями. Наша Родина является героической страной. Ей пришлось пережить огромное количество войн, и в каждой из них российские воины проявляли себя наилучшим образом, совершая подвиги во имя своей страны. Много героических поступков было совершено во время войны. Героизм проявляли не только взрослые, но и дети.

4. Юные герои в рассказах о Великой отечественной войне.

Дети и война… На эту тему было написано не мало книг. Особенно ярко тема о жизни детей, подростков во время войны прозвучала в произведениях известных советских писателей. Я хотел бы познакомить вас с некоторыми из них. Эти произведения посвящены детям, их было много, детей-героев, и все они были разные, каждый со своим характером, привычками. И каждый по-своему проявлял себя в критических ситуациях.

Эти рассказы о детях, кого мы зовем теперь юными героями, помогут нам понять, какой великой ценой была достигнута Победа.

1.Главный герой баллады «Рассказ танкиста» А.Твардовского, на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов подошел к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. «Стоит парнишка — мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», – именно так описывает поэт героя своего произведения. Солдатам-танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и, руководствуясь его указаниями, зайти в тыл к противнику. Таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми посвящено произведение А.Т.Твардовского.

2. «Иван» повесть В.Богомолова о двенадцатилетнем мальчике. Иван – храбрый юный разведчик, неуловимый мститель в тылу врага. Он видел столько страшного, что не может жить нормально, по-детски. Даже когда никого нет Иван играет в землянке в недетские игры. В руках у него нож, он разгорячен, на груди бинокль. Похоже играя, он продолжает рассчитываться с врагом. В своей повести В.Богомолов открыто показал трагическую судьбу детской жизни на войне.

3. Повесть «Сын полка» написал В. Катаев в дни Великой Отечественной войны. Прочитав ее я узнал о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все: родных и близких, дом. Писатель знакомит с замечательными людьми – воинами нашей армии сержантом Егоровым, капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалевым, ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым разведчиком, но и воспитали в нем лучшие качества настоящего советского человека.

4. «Улица младшего сына» – повесть, написана Львом Кассилем, о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина. Когда началась война, мальчик Володя Дубинин пытается помочь своей Родине и просится к партизанам. Он отважно разведывает обстановку и первым узнает о том, что немцев прогнали. В конце трагически погибает.

5. По повесть Н. Надеждиной «Партизанка Лара» Лара Михеенко 12 лет девочка-разведчица Калининской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку, по которому шли немецкие эшелоны. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст – после допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени. Я считаю, что она настоящая героиня, смелая и мужественная девчонка. Она не побоялась немцев и не думала о себе, а переживала о других и думала, как помочь людям.  

6.Анатолий Солодов «Девочка с косичками». Повесть рассказывает о пионерке Зине Портновой, которая, приехав к бабушке вместе с младшей сестренкой Галей, застала начало войны. Пытаясь помочь своим соотечественникам, она становится членом подпольной организации «Юные мстители» для борьбы с фашизмом, а после уходит в партизаны.

7.Виктор Владимирович Муратов Действие в повести «Мы убегали на фронт» происходит в последние месяцы Великой Отечественной войны. Воспитанники музвзвода – мальчишки Артем и Иван – убегают на фронт, чтобы помочь Советской Армии разгромить фашистов.

8. Повесть Василия «Молодая гвардия», посвящена Герою Советского Союза шестнадцатилетнему школьнику Саше Чекалину. Писатель Василий Смирнов — сам участник Великой Отечественной войны — по свежим следам собрал и изучил материалы и документы о жизни Саши, о его семье, друзьях. В основе книги — подлинные события. Автор только изменил имена некоторых героев и названия отдельных населенных пунктов.

Во время войны дети наравне со взрослыми мужественно встали на защиту своей страны. Кто-то был разведчиком, кто-то партизаном, кто-то радистом. Это далеко не полный перечень литературы о Великой Отечественной войне. О тяжёлом военном детстве, о детях, ставших героями написано много рассказов, повестей и стихов. История войны от событий 1941 года до последних ударов Советской армии представляет собой много героизма.

А сейчас пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» – и ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться. А как дальше сложились судьбы героев, можно узнать, когда прочитаете книги, о которых я рассказал.




Практическая часть

4. Изучение уровня осведомленности одноклассников о подвигах юных героев войны.

Цель: Методом анкетирования проверить, что известно одноклассникам о молодых героях Великой Отечественной войны.

Я решил узнать, что знают мои одноклассники о своих ровесниках, которые воевали наравне со взрослыми, что вообще знают о войне, о детях, которые были непосредственными участниками или свидетелями тех страшных дней.  Решил выяснить, читают ли мои сверстники литературу о войне. Интересует ли их эта тема. С этой целью я провел анкетирование с учащимися своего класса. Ребятам были заданы следующие вопросы:
1. Читаешь ли ты книги о Великой Отечественной войне?

2.Назови книгу о войне, которая произвела на тебя особенно сильное впечатление.

3. Знаешь ли ты героев войны, твоих сверстников?

4. Назови авторов художественных произведений, которые писали о войне.

Результаты анкетирования.
     Проведя анкетирование, я выяснил, что мои одноклассники знают военную литературу недостаточно хорошо. (Приложение 2). Только один человек (20%) читал книги о войне, 3 одноклассника (40%) знают некоторых пионеров-героев войны; книгу о войне, которая вызвала сильное впечатление, смог назвать лишь один читатель, а вот авторов художественных произведений о войне в нашем классе, к сожалению, не знают.  И тогда я решила устранить эти пробелы в их знаниях и порекомендовать ребятам прочитать книги о юных героях с целью воспитания у ребят чувства сострадания и уважения к людям, пережившим страшные годы войны. Провести через месяц повторное анкетирование повторить читательский интерес своих одноклассников.



Вывод

     Проведенное исследование на предмет знания учащимися 5 класса произведений о войне, о героических подвигах детей показало, что мои одноклассники не интересуются военной прозой. Военная пора представляется им далекой и смутной эпохой. «Героями» нашего времени, к сожалению, становятся вымышленные, виртуальные персонажи из компьютерного мира. В век мобильных технологий сложно спрятаться от телевизора и компьютера. Уровень начитанности детей снижается.

    Я постараюсь удовлетворить читательский интерес своих ровесников, предложив им список лучших произведений о Великой Отечественной Войне.

Заключение

5.Анализ проделанной работы

       Каждый из нас узнает о войне по-разному: кто-то услышал рассказ ветерана, кто-то посмотрел фильм, а кто-то прочитал книгу писателя-фронтовика…

       Прочитанные мною художественные произведения о подвиге отважных девочек-разведчиц расширили мое представление о войне, вернули к трудным, но героическим событиям военных лет, помогли увидеть эти события глазами моих ровесниц, вместе с ними пройти через суровые испытания и познать радость подвига во имя Победы. Для нас эти книги важны, ведь именно с их помощью мы можем составить полную картину войны, включая исторические факты и бытовые детали. Сила художественного слова так велика, что заставляет ожить прошлое, помогает почувствовать то, что выпало на долю участников войны. Из содержания, прочитанного я извлек главный нравственный урок: повести учат добру, человечности, справедливости.

       Я постараюсь «достучаться до сердец» моих одноклассников, заинтересовать их военными произведениями.

Рекомендательный список произведений о Великой Отечественной войне (Приложение 1).





























Список использованных источников

1. Катаев В., «Сын полка» - М., 1987

Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. — М.: ЭКСМО, 2008. -14 с.

2. Муратов, В. Мы убегали на фронт: повесть/ Виктор Муратов.- М.: Воениздат, 1972.

3. Федоренко П.К. Стихи и рассказы о войне - М., ООО «Издательство АСТ», 2004.

4. Надеждина Н.А. Партизанка Лара: повесть. – М.: Дет.лит., 1988.

5.Отдали все без остатка, воспоминания людей, которые были детьми в годы войны., интернет - источник http://www.dayudm.ru/article.php?id=3121

6. Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне., интернет – источник http://www.world-war.ru/cat_index_130.html

7. Печерская А.Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы. - М.: Дрофа-Плюс, 2005.

















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!