Пояснительная записка
Рабочая программа проекта «Юный эколог» для5-9класса составлена на основе нормативно-правовой базы:
Закон РФ«Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению
«Академия естественных наук» для обучающихся5-9классов;
Устав школы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы проекта 11-16 лет.
Программа «Юный эколог» относится к социальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок реализации программы 5 лет. Программа проекта составлена с учетом требований ФГОС ООО и
рассчитана по 34 ч в год (1 ч в неделю в течение года), включает в себя теоретический и практический материал.
Направление программы «Юный Эколог»
Программа проекта «Юный эколог» направлена на развитие общеинтеллектуальных и социальных способностей учащихся. Программа включает в себя организацию внеурочной деятельности в рамках проектного направления. Это достаточно сложная форма деятельности, продолжение предметных линий с использованием эффективных форм проведения занятий, позволяющая успешно решать проблемы развития интеллекта обучающихся.
Доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.
Отличительная черта программы. Практическая проектная и исследовательская направленность занятий; оптимальное использование имеющихся ресурсов; формирование системы социально значимых ценностей через деятельность.
Актуальность программы. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых иновых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу,какбынименялисьпрограммыиучебники,формированиекультуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основныхобщеобразовательныхивоспитательныхзадач.Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона социализации личности обучающегося.
Развитый интеллект, в рамках проектной деятельности, отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи; системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения;самостоятельность,котораяпроявляетсякаквпознании,такпрактической деятельности, поиске новых путей изучения действительности.
Цель: формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.
Задачи:
развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативностьмышления; продолжитьразвитиеспособности обучающихся к мыслительным операциями – анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию; обучать приемам доказательства;
продолжить обучение школьников способам самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю,рефлексиипривыполненииисследовательскихипроектных работ;
способствовать расширению кругозора, развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач;
продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы;
развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия;
создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми;
продолжитьформированиерефлексивнойкультурышкольников.
НарядусучебнымиситуациямидляразвитияУУДвосновнойшколеиспользуются следующие типы задач:
наличностноесамоопределение;
наразвитиеЯ-концепции;
на смыслообразование;
на мотивацию;
нанравственно-этическоеоценивание.
научётпозициипартнёра;
наорганизациюиосуществлениесотрудничества;
напередачуинформациииотображениюпредметногосодержания;
тренингикоммуникативныхнавыков;
ролевыеигры;
групповыеигры.
задачиипроектынавыстраиваниестратегиипоискарешениязадач;
задачиипроектынасериацию,сравнение,оценивание;
задачиипроектынапроведениеэмпирическогоисследования;
задачиипроектынапроведениетеоретическогоисследования;
задачинасмысловоечтение.
на планирование;
на рефлексию;
наориентировкувситуации;
на прогнозирование;
на целеполагание;
на оценивание;
напринятиерешения;
на самоконтроль;
на коррекцию.
Формызанятий:
проектнаядеятельность,
викторина,
конкурс,
выставка,
экскурсия,
беседа.
Формаподведенияитогов:подготовкаиоформлениепрезентации, доклада и проекта.
Ожидаемые результаты
Результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням:
1уровень 5-6класс | 2уровень 7-8класс | 3уровень 9класс |
Обучающиеся приобретаютзнания: о разных видах исследовательских работ;требованиях к их выполнению и защите; по предметам естественно- научного цикла через интеграцию содержания. | У обучающихся формируется положительное отношение к базовым общественным ценностям, которое может проявляться в следующих видах деятельности: проектных и исследовательских работ; креативном выполнении поставленных учебных задач; созидательном взаимодействии в коллективах сменного и постоянногосостава. | Приобретение обучающимися опыта самостоятельной деятельности: исследовательской работы или проекта; источниками информации; условиями; оптимальных и рациональных путей решения поставленных задач. |
Формируемые УУД
В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
5 класс
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Ценитьи принимать базовыеценности. Освоение личностного смыслаучения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Понимать смыслицель самообразования. Давать нравственно- этическиеоценки. | Ориентироваться в литературе: определять умения,которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планироватьсвою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будетнужнадля изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Сопоставлятьи отбирать информацию, полученнуюиз различных источников (словари, энциклопедии, | Участвоватьв диалоге;слушатьи понимать других, высказывать свою точку зрения на события,поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменнойречис учетом своих учебныхи жизненныхречевых ситуаций. Читатьвслухипро себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. Выполняя различныеролив группе, сотрудничать в совместном решениипроблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать своюточкузренияс помощью фактов и дополнительных сведений. Критично относитьсяксвоему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариватьсяс людьми иных | Самостоятельн о формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу еговыполнения, самостоятельно оценивать. Использовать привыполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструментыи приборы. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
| справочники, электронные диски, сеть Интернет). Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,явления, факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Составлять сложныйплан текста. Уметьпередавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутомвиде. | позиций. Пониматьточку зрения другого Участвоватьв работе группы, распределять роли, договариватьсядруг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений | |
6класс |
Принимать новыебазовые ценности. Определять жизненные, личностные ценности. Осознанно и аргументирова но давать нравственно- этические оценки. Понимать смысл и цели саморазвития, самообразования. | Владетьосновами реализации проектно- исследовательской деятельности. Проводить наблюдениеи экспериментпод руководством учителя. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки Интернета. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Давать определение | Учитывать разные мненияистремиться к координации различных позицийв сотрудничестве. Формулировать собственноемнение и позицию, аргументировать и координироватьеёс позициями партнёров в сотрудничествепри выработке общего решения всовместной деятельности. Устанавливать и сравниватьразные точки зрения, прежде чем приниматьрешения и делать выбор. Аргументировать своюточкузрения, | Самостоятель но ставить новые учебныецели и задачи. Простраивать жизненные планы во временной перспективе. При планировании достижения целей самостоятельн о, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Выделять альтернативны е способы достижения |
| понятиям. Устанавливать причинно- следственные связи. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия. 8.Проявлять устойчивый познавательный интерес. | Спорить и отстаиватьсвою позицию не враждебнымдля оппонентовобразом. Задаватьвопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничествас партнёром. Осуществлять взаимныйконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Адекватно использовать речь дляпланированияи регуляции своей деятельности. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменнойречью; строить монологическое контекстное высказывание. | Цели и выбирать наиболее эффективный способ. |
7 класс |
Следовать в соответствиис ценностями общества. Определять кроме жизненных, личностных и профессиональ ные ценности. Простраивать траекторию профессиональ ногосамоопределен ия. | Проявлять устойчивую учебно- познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованиюи самовоспитанию. Владетьосновами рефлексивного чтения. Ставить проблему, | Организовыватьи планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определятьцелии функции участников,способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Осуществлять контроль, коррекцию,оценку действийпартнёра, | Самостоятель но анализировать условия достижения целинаоснове учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Планировать пути |
Осуществлять выбор. 4.В системе заниматься самообразован ием. | Аргументировать её актуальность. Обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Выполнять проектные и исследовательски е работы разных видов. Владеть научной терминологией при выполнении проектных и исследовательски х работ. Принимать участие в дискуссиях. | Уметь убеждать. Работатьвгруппе— устанавливать рабочиеотношения, эффективно сотрудничатьи способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группусверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; Владетьосновами коммуникативной рефлексии. Использовать адекватные языковыесредства для отображения своих чувств, мыслей,мотивови потребностей. Отображатьвречи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи,такивформе внутренней речи. | Достижения целей. Устанавливат ь целевые приоритеты. Уметь самостоятельн оконтролироват ь своё время и управлять им. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Осуществлять констатирующ ий и предвосхищаю щий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Адекватно самостоятельн о оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективыв исполнение как в конце действия,так ипоходуего реализации. |
8 класс |
Поступать в соответствиис ценностными ориентирами общества. Осуществлять осознанный и аргументирова нный выбор. | 1. Проявлять устойчивую учебно- познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию | Учитывать разные мненияиинтересыи обосновывать собственную позицию. Понимать относительность мненийиподходов к решению | 1.Владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. |
Самоопределе ние. Смыслообразо вание. | исамовоспитанию. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Объяснять явления, процессы,связии отношения, выявляемыев ходе исследования. | проблемы. Продуктивно разрешать конфликтына основе учёта интересовипозиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способовразрешения конфликтов. Договариваться и приходитькобщему решению всовместной деятельности,втом числе в ситуации столкновения интересов. Оказывать поддержку и содействиетем,от кого зависит достижениецеливсовместной деятельности. | Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательно й деятельностив форме осознанного управления своим поведением и деятельностью , направленнойнадостижение поставленных целей. Осуществлять познавательну ю рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. |
9 класс |
Простраивать жизненное, личностное и профессиональ ное самоопределение. Осуществлять осознанный выбор. Давать объективные нравственно- этические оценки. Оцениватьсвоеповедение всоответствии | Ставить проблему, аргументировать её актуальность. самостоятельно проводить исследованиена основе применения методов наблюденияи эксперимента. выдвигать гипотезыосвязях и закономерностях событий, процессов, | 1.Следовать морально- этическим и психологическим принципам общения и сотрудничествана основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личностидругого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно | 1.Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательно й деятельностив форме осознанного управления своим поведением и деятельностью , направленнойнадостижение поставленных целей. |
сценностями общества. Брать ответственность на себя. Инициировать идеи.Доводить начатое дело доконца. | объектов. организовывать исследование с цельюпроверки гипотез. делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводынаоснове аргументации. | реагировать на нуждыдругих,в частности оказыватьпомощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достиженияобщей цели совместной деятельности. Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмензнаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Братьнасебя инициативу в организации совместного действия(деловое лидерство). | Осуществлять познавательну ю рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Адекватно оценивать объективную трудностькак меру фактического или предполагаемо го расхода ресурсов на решение задачи. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельн ой деятельности. |
Выпускник основной школы будет обладать следующими характеристиками к окончанию 9-го класса:
-глубокое знание учебных предметов основного общего образования;
-умение интегрировать знания из смежных областей, представлять единую научную картину мира;
-высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность);
-информационная готовность к осуществлению зрелого выбора будущего профессионального пути.
Содержаниепрограммы проекта «Юныйэколог»
№ п/п | Тема | Основное содержание | Форма проведения | Основныевидыдеятельности | Планируемые результаты | Колич ество часов |
5 класс Чтотакое гидросфера | |
1 | Понятие гидросферы. (биолог) | Воды океанов, морей, озер,рек,ручьев,прудов, болот, подземные воды, ледники | Круглый стол | Личностные: Познавательные: -осуществлять расширенный поиск информациис использованием ресурса библиотеки и Интернета; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; | Выпусклистовок. | 3 |
2 | Химический состав воды. (химик) | Нахождение в природе. Физические свойства воды. Состав и строение молекулы. Получение в лаборатории. | Викторина | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: -объяснятьявления,процессы;-устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | Умение различать изученныеобъекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы | 4 |
3 | Свойства воды .(физик) | Цвет, форма, запах, агрегатные состояния, фазовые переходы | Мини исследовани е | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Регулятивные: -уметьсамостоятельно приниматьрешения при проведении эксперимента; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий Познавательные: -объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь | Формироватьу учащихся представления о свойствах воды: цвет,форма,запах; трех агрегатных состоянияхводы,о выталкивающей силе. Изучить работу пара,основанную на свойстве воды при нагревании расширяться,при охлаждении - сжиматься. Формировать знания об использовании свойствводыв жизни человека. | 3 |
4 | Вода в живых организмах. (биолог) | Рольводыворганизме живых существ. | Мини исследование | Личностные: Регулятивные: -уметьсамостоятельно приниматьрешения при проведении эксперимента; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий Познавательные: -объяснятьявления,процессыиотношения, | Проектнаяработа. | 5 |
| | | | выявляемыевходеэксперимента; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь | | |
5 | Вода- растворитель. (химик) | Экспериментальное изучение основного физического свойства воды.Введениепонятия раствор, взвесь. Значение растворов в природе и жизни человека. | Мини исследовани е | Личностные: Регулятивные: -уметьсамостоятельно приниматьрешения при проведении эксперимента; -осуществлять оценивание правильности выполнения действий Познавательные: -объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь | Умение ставить несложныеопыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменныйотчет о проделанном эксперименте. | 5 |
6 | Исследование реки своего населенного пункта | Изучение берега озера, регистрацияуровняводы в озере, изучение качества воды в озере | Полевые практики | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развиватьумениеработатьизмерительными приборами в полевых условиях; | Изучение особенностейводы в пределах населенного пункта, создание профиляберега озера, описание | 4 |
| | | | Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | ландшафтаозера, приобщение работать на местности в полевыхусловиях | |
7 | Очистка воды (химик) | Главные объекты изучения на комплексной экскурсии по изучению водных источников являются озера Верхнее и Нижнее, реки Овсянка и Зерновка | Экскурсия | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развиватьумениеработатьизмерительными приборами в полевых условиях; проводитьтематическиеисследования. | Оформление материалов экскурсии. Разработкасистемы природоохранных мер,направленных на улучшение экологической ситуацииврайоне проведения экскурсии. | 4 |
8 | Мировойокеан-основная часть гидросферы. (биолог) | Вода как среда обитания живых организмов | Заочное путешествие | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | Повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки | 2 |
9 | Итоговое занятие «Вода, вода- кругом вода» | Химический состав воды, физические свойстваводы,роль воды в жизни растений и животных | Викторина | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: | Развитиеинтереса школьников к естественным наукам; расширениезнаний, | 4 |
| | | | -объяснятьявления,процессы; -устанавливатьпричинно-следственныесвязи. Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | учащихся о свойствах и аномалияхводы; формирование чувствпрекрасного и бережного отношения к воде. | |
6 класс Чтотакое атмосфера | |
1 | Понятие атмосферы. (биолог) | Что входит в состав атмосферы, протяженность атмосферы. | Круглый стол | Личностные: Познавательные: -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; | Расширитьзнания об атмосфере, ее строении. | 3 |
2 | Воздух–смесь газов. (химик) | Компоненты воздуха. Историяоткрытия состава воздуха. Краткая характеристика основныхчастей воздуха. | Мини исследование | Личностные: Регулятивные: планироватьходпроведенияэксперимента; уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; осуществлять оценивание правильности выполнения действий Познавательные: -объяснятьявления,процессыиотношения, | Умение ставить несложныеопыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делатьвыводына основании полученных результатов, | 6 |
| | | | выявляемыевходе эксперимента; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | оформлять письменныйотчет о проделанном эксперименте. | |
3 | Растения – главный поставщик кислорода на Земле.(биолог) | Космическая роль растений на планете Земля. | Экологическая сказка | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | Творческаяработа. | 5 |
4 | Свойства кислорода и углекислого газа(химик) | Ставитьнесложные опыты,используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученныхрезультатов. | Мини исследование | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Регулятивные: планироватьходпроведенияэксперимента; уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; осуществлять оценивание правильности выполнения действий Познавательные: -объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; Коммуникативные: | Умение ставить несложныеопыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменныйотчет о проделанном | 10 |
| | | | -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | эксперименте. | |
5 | Атмосферное давление. (физик) | Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, использование атмосферногодавленияв ряде областей человеческой деятельности. | Урок волшебства | Личностные: Регулятивные: планироватьходпроведенияэксперимента; уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; осуществлять оценивание правильности выполнения действий Познавательные: -объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | Экспериментально е доказательство существования атмосферного давления | 1 |
6 | Образование ветров (физик) | Ветер как природное атмосферное явление, механизм образования ветров. | Исследовательская работа | Личностные: Регулятивные: планироватьходпроведенияэксперимента; уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; осуществлять оценивание правильности выполнения действий Познавательные: | Расширение знаний,учащихсяо механизме формирования ветров, формирование энциклопедически х знаний в процессе | 5 |
| | | | -объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | выполнения проектнойработы | |
7 | Воздух и все живое. (биолог) | Роль воздуха для поддержания жизни организмов. Среда обитания птиц, насекомых.) | Экскурсия | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развиватьумениеработатьизмерительными приборами в полевых условиях; проводитьтематическиеисследования. | Расширить представление учащихсяоролив жизни живых организмов | 3 |
8 | Итоговое занятиепотеме «Атмосфера» | Особенности строения атмосферы, явления, происходящие в ней | Соревнование | Личностные: Познавательные: -объяснятьявления,процессы;-устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | Повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитиезнанийпо географии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе в группе. | 1 |
7 класс Чтотакое литосфера | |
1 | СтроениеЗемли. | Внутреннее и внешнее | Заочное | Личностные: | Изготовление | 2 |
| (биолог) | строениеЗемли. | путешествие | изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь | макетастроения земли. | |
2 | Почва.Изучение состава почвы населенного пункта. | Закладка шурфа, механический состав почв, особенности почвенного профиля, определение глубины профиля | Практикум на местности | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине приобщать вести исследовательскую деятельность. Познавательные: приобщать исследованию природных объектов; развивать умение работать со специализированной литературой; -производитьлабораторныеопытыдляанализа объектов. Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь; уметь обсуждать проблемы, вести взаимоконтроль | Углубитьзнанияо почве. Сформировать знания о разнообразии почв и их образовании. Понятие о плодородиипочвы, закрепить знания об органических и неорганических веществах. | 4 |
3 | Геологическая коллекциямоей малой родины. | Учащимися собирается коллекция камней вблизи своего населенного пункта, оформляется в виде стенда.Горныепородыи | Создание коллекции минералови горных породсвоего населенного | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развивать умение работать со | Исследование окрестностей родной деревни приобщение к работе на местности, | 4 |
| | минералы определяются учащимися при помощи определителей (в дальнейшем породы и минералыопределяются специалистами в геологическом музее). | пункта (области) | специализированной литературой (определителями); развивать творческие способности при оформлении коллекционного стенда. Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь | создание собственной коллекции минералов и горныхпород родногокрая. | |
4 | Землетрясения. | Раннее и современное объяснение причин землетрясения,механизм землетрясений и их классификация, перспективы предсказаний,трудности прогноза. | Круглый стол | Личностные: Познавательные: -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; | Формирование представления о землетрясениикак о важной составной части окружающей среды | 5 |
5 | Поведение животных способно предсказать землетрясение. | Использование способности животных дляраннейдиагностики и прогнозирования землетрясения. | Устный журнал | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | Расширение кругозора. | 2 |
6 | Вулканы | Механизм образования вулканов,виды вулканов,история вулканических | Заочное путешествие | Личностные: - приобщение к изучению своей малой родины, как части большой страны; Познавательные: | Формирование представленияо вулканической деятельностикако | 3 |
| | катастроф. | | приобщатькнаблюдениюзаприродой; развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | важной составной частиокружающей среды | |
7 | Полезные ископаемые Белгородчины | Изучение коллекции полезных ископаемых. Характеристика основных ископаемых родного края. | Устный журнал | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); развивать творческие способности при оформлении итоговой работы Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь | Расширение знаний о месторождениях полезных ископаемых на Смоленщине | 4 |
8 | Растительный и животный мир Смоленщины | Изучение местной флоры и фауны. Красная книга Смоленской области. | Устный журнал | Личностные: приобщение к изучению своей малой родины, как части большой страны; Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь | Расширение знаний о растительноми животноммире области. | 6 |
9 | Национальный парк «Смоленское Поозерье» Смоленской области | Изучение местной флоры и фауны. | Виртуальная экскурсия | Личностные: -изучениеприродыродногокрая; | Формирование целостной картины | 4 |
| | Охраняемые природные объекты в этих зонах. | | Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | окружающегомира | |
8 класс Явлениявокругнас | |
1 | Симметрия в природе | Физикаисимметрия Химияи симметрия Биологияи симметрия | Учебный проект | Личностные: приобщение к изучению своей малой родины, как части большой страны; Регулятивные: планироватьходпроведенияэксперимента; уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; Познавательные: -объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | Сформироватьу учащихся следующие понятия: центральная; осевая;радиальная; билатеральная (зеркальная); поступательная и поступательно- вращательная; винтовая, а также спиральная симметрия, роль симметриивживой инеживойприродеПровести исследовательскую работу по изучению явлений симметриив природе, | 12 |
| | | | | | |
2 | Закон сохранения электрического заряда | 1.Законсохранения заряда (физик) 2.Проявлениезаконасохранениязаряда в химии 3.Зачем нужно чистить зубы (биолог) | Круглый стол | Личностные: Познавательные: -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; | Формированиеу учащихся представления о единой естественнонаучно й картине мира. | 6 |
3 | Законсохранения энергииимассы: | 1.Круговоротводы в природе 2.Миграция химических элементов при круговороте. 3Влияние круговорота веществ на живой организм | Учебный проект | Личностные: Регулятивные: планироватьходпроведенияэксперимента; уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента; осуществлять оценивание правильности выполнения действий Познавательные: -объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; | Обобщениезнаний о законах сохранения массы, энергии, специфике действия этих законов в химии, физике, биологии. Реализация межпредметных связей курсов химии, физики, биологии. | 12 |
| | | | Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь. | | |
4 | Мирвокругнас. | Строение вселенной. Разнообразие растительного мира планеты | Экскурсияв планетарий. | Личностные: Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; проводитьтематическиеисследования. | Формирование целостнойкартины окружающегомира | 4 |
9 класс Человеки природа | |
1. | Путешествиепо планете | | Интеллектуа льнаяиграс элементами выступлений | Личностные: отработатьнавыкипубличноговыступления; приниматьрешениевситуациивыбора. Познавательные: работать с различными источниками информации; готовитьпубличныевыступления; помогатьвподготовкемероприятия. Коммуникативные: совершенствоватьмонологическуюречь; умениевестидиалог,отвечатькорректнона задаваемые вопросы; уметьслушатьмненияодноклассниковпри обсуждении вопроса. | Повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитиезнанийпо географии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе впаре | 4 |
2. | Экология дома и в природе | Понятие экология. Законы экологии. Соблюдение экологических правил. | Круглый стол | Личностные: Познавательные: -осуществлятьрасширенныйпоиск информации | Исследовательский проект | 6 |
| | | | с использованием ресурса библиотеки и Интернета; Коммуникативные: -аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию; -учитыватьразличныемнения. | | |
3. | Влияние человека на состояниеживой природы | Наблюдениеза изменением вносимым человеком в природу. | Экскурсия | Личностные: приобщение к изучению своей малой родины, как части большой страны; Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развиватьумениеработатьизмерительными приборами в полевых условиях; проводитьтематическиеисследования. | Отчет об экскурсии. | 4 |
4. | Изучение климата | Берутся спилы хвойныхи лиственных деревьев в разных участках изучаемой местности, делаются спилы, замеряется ширина годичного кольца. | Практикум | Личностные: приобщение к изучению своей малой родины, как части большой страны; совершенствование навыков ведения исследовательской деятельности. Познавательные: устанавливатьпричинно-следственныесвязи; реализовать проектно-исследовательскую деятельность; обобщать понятия, устанавливать коррелятивные связи. Коммуникативные: работатьвгруппе; уметьслушатьдругиеточкизрения,приходить к консенсусу. | Определение особенностей развитияклимата за последние нескольких десятков лет, умение анализировать лабораторный материал. | 6 |
5. | Проект «Моя деревня» | Учащимся предлагается собрать материал об истории и географии родной деревни. Шиловичи. | Практикум | Личностные: формированиепознавательногоинтересак особенностям истории и культуры своего села; приобщениекизучениюсвоеймалойродины, | Создание электронной энциклопедии родногокрая по | 8 |
| | Делаются фотографии, собирается фактический материал (работа с литературой в библиотеке, опрос родителей, просмотр периодическихизданий). Материал систематизируется и создается электронная энциклопедия «Моя деревня». | | какчастибольшойивеликойстраны. Познавательные: уметьработатьсисточникамиинформации (книги, архивы газет); совершенствовать речевые навыки при интервьюировании; классифицировать и систематизировать материал. Коммуникативные: уметьдоговариватьсяоходеподготовкиивыполнении проекта; оказывать взаимопомощь в обработке и подготовкекпубликациисобранногоматериала. | различным аспектам (численность населения, ветераны, социальные объекты,история деревни Шиловичи) | |
6. | Электронный атлас- справочник населенных пунктов Смоленской области | Создание электронного атласа справочник населенных пунктов Смоленской области. Отражено: географическое положение,численность населения, план населенного пункта, фотографии улиц, экономика (промышленные предприятиявблизиот населенного пункта) | Проектная работа | Личностные: изучениеприродыродногокрая; воспитаниелюбвиксвоеймалойродине. Познавательные: приобщатькнаблюдениюзаприродой; развивать умение работать со специализированной литературой (определителями); развивать творческие способности при оформлении электронного атласа. Коммуникативные: уметьработатьвкоманде; уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь | Создание электронного атласа-справочника о населенных пунктах своей области. | 6 |
Учебно-тематическийплан5класса
№ п/п | Названиеразделов | Формазанятия | Количествочасов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Понятиегидросферы(биолог). | Круглыйстол | 3 | 1 | 2 |
2 | Химическийсоставводы (химик). | Викторина | 4 | 1 | 3 |
3 | Свойстваводы(физик). | Мини исследование | 3 | | 3 |
4 | Водавживыхорганизмах (биолог). | Мини исследование | 5 | 1 | 4 |
5 | Вода–растворитель (химик). | Мини исследование | 5 | 1 | 4 |
6 | Исследование воды своего населённогопункта. | Полевые практики | 4 | | 4 |
7 | Очисткаводы(химик). | Экскурсия | 4 | | 4 |
8 | Мировой океан - основная часть гидросферы. | Заочное путешествие | 2 | 1 | 1 |
9 | Итоговоезанятие«Вода,вода–кругом вода». | Викторина | 4 | | 4 |
| Итогочасов | | 34 | 5 | 29 |
Учебно-тематическийплан6 класс
№ п/п | Названиеразделов итем | Форма занятия | Количествочасов |
Всего | Теори я | Практик а |
1 | Понятиеатмосферы. | Круглыйстол | 1 | 1 | |
Строение атмосферы. | Путешествие (на воздушномшаре) | 1 | | 1 |
Атмосферныеявления. | Устныйжурнал | 1 | | 1 |
2 | Воздух–смесьгазов. | Мини- исследование | 2 | | 2 |
Компоненты воздуха. | Мини- исследование | 2 | | 2 |
Историяоткрытиясостававоздуха. | Конференция | 1 | 1 | |
Характеристика основных частей воздуха. | Презентация | 1 | 1 | |
3 | Растения – главный поставщик кислороданаЗемле. | Экологическая сказка | 2 | 2 | |
Космическая роль растений на планетеЗемля. | Мини- исследование | 3 | | 3 |
4 | Свойствакислородаиуглекислого газа. | Мини-проект | 4 | | 4 |
Кислород,егосвойстваизначение. | Мини- исследование | 3 | | 3 |
Углекислыйгаз, его свойства. | Мини- исследование | 3 | | 3 |
5 | Атмосферноедавление. | Урокволшебства | 1 | 1 | |
6 | Образованиеветров | Исследовательска я работа | 3 | | 3 |
Механизмобразованияветров. | Экспедиция | 2 | | 2 |
7 | Воздухивсеживое. | Экскурсия | 2 | | 2 |
Наземно-воздушнаясредаобитания. | Виртуальное путешествие | 1 | | 1 |
8 | Итоговое занятие по теме «Атмосфера» | Соревнование | 1 | 1 | |
9 | Итогочасов | | 34 | 7 | 27 |
Учебно-тематическийплан7класса
№ п/п | Названиеразделов | Формазанятия | Количествочасов |
Всего | Теория | Практика |
1 | СтроениеЗемли.(биолог) | Заочное путешествие | 2 | 1 | 1 |
2 | Почва. Изучение состава почвы населенногопункта. | Практикум на местности | 4 | | 4 |
3 | Геологическаяколлекциямоей деревни | Создание коллекции минералов и горных пород своего населенного пункта(области) | 4 | | 4 |
4 | Землетрясения. | Круглыйстол | 5 | 4 | 1 |
5 | Поведение животных способно предсказать землетрясение. | Устныйжурнал | 2 | 1 | 1 |
6 | Вулканы | Заочное путешествие | 3 | 2 | 1 |
7 | ПолезныеископаемыеСмоленщины | Устныйжурнал | 4 | 1 | 3 |
8 | Растительный и животный мир Смоленщины | Устныйжурнал | 6 | 1 | 5 |
9 | Национальный парк «Смоленское поозерье» | Виртуальная экскурсия | 4 | 2 | 2 |
| Итогочасов | | 34 | 12 | 22 |
Учебно-тематическийплан8класса
№ п/п | Названиеразделов | Формазанятия | Количествочасов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Симметрияв природе: | Учебныйпроект | 12 | 3 | 9 |
2 | Закон сохранения электрического заряда | Круглыйстол | 6 | 3 | 3 |
3 | Законсохраненияэнергиии массы: | Учебныйпроект | 12 | 3 | 9 |
4 | Мирвокругнас. | Экскурсияв Планетарий г. Смоленск | 4 | 1 | 3 |
| Итогочасов | | 34 | 10 | 24 |
Учебно-тематическийплан9класса
№ п/п | Названиеразделов | Формазанятия | Количествочасов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Путешествиепопланете | Интеллектуальная играсэлементами выступлений | 4 | 1 | 3 |
2 | Экология домаи вприроде | Круглыйстол | 6 | | 6 |
3 | Влияние человека на состояние живой природы | Экскурсия | 4 | 1 | 4 |
4 | Изучение климата методом дендрохронологии | Практикум | 6 | | 6 |
5 | Проект«Моя деревня» | Практикум | 8 | 2 | 6 |
6 | Электронный атлас-справочник населенных пунктов Смоленской области | Практическая работа | 6 | | 6 |
| Итогочасов | | 34 | 4 | 30 |
Методическоеобеспечениепрограммы
Припроведениизанятийвнеурочнойдеятельности буду использоваться технологии:
технологияпроблемно-диалоговогообучения,
групповыетехнологии,
ИКТ-технологии,
технологиясистемно-деятельностногообучения,
интерактивныеформыобучения.
ОднимизосновныхпутейповышениямотивациииразвитияУУДв основной школе является:
включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования;
выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования;
оформлениерезультатовработвсоответствиисзамысломпроектаилицелями исследования;
представлениерезультатоввсоответствующемиспользованиювиде;
целенаправленноеобучениеобучающихсягрупповымметодамработы (прежде всего, в малых группах);
формированиеуучениковспособностивидетьперспективусвоего учебного продвижения.
Формаподведенияитогов:подготовкаиоформлениепрезентациии доклада.
Списоклитературы
Алексееве. В., БеккерА. М. Изучаем экологию экспериментально: практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. — СПб., 1993.
АлексеевС.В.идр.Практикумпоэкологии.—М.:АОМДС,1996.
Андреева Н. Д. и др.Практикум по экологии: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
Ёлкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2010
Шуберт Р. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. - М.: Мир, 1988.
Экологиявшколе:Мониторингприроднойсреды:Методическоепособие.
–М.:ТЦСфера,2005
Интернет-сайты
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/