СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Юный эколог"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа проекта направлена  на развитие общеинтеллектуальных и социальных способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Юный эколог"»




Пояснительная записка


Рабочая программа проекта «Юный эколог» для5-9класса составлена на основе нормативно-правовой базы:

Закон РФ«Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению

«Академия естественных наук» для обучающихся5-9классов;

Устав школы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы проекта 11-16 лет.

  • Программа «Юный эколог» относится к социальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок реализации программы 5 лет. Программа проекта составлена с учетом требований ФГОС ООО и

рассчитана по 34 ч в год (1 ч в неделю в течение года), включает в себя теоретический и практический материал.


Направление программы «Юный Эколог»

Программа проекта «Юный эколог» направлена на развитие общеинтеллектуальных и социальных способностей учащихся. Программа включает в себя организацию внеурочной деятельности в рамках проектного направления. Это достаточно сложная форма деятельности, продолжение предметных линий с использованием эффективных форм проведения занятий, позволяющая успешно решать проблемы развития интеллекта обучающихся.

Доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

Отличительная черта программы. Практическая проектная и исследовательская направленность занятий; оптимальное использование имеющихся ресурсов; формирование системы социально значимых ценностей через деятельность.

Актуальность программы. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых иновых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу,какбынименялисьпрограммыиучебники,формированиекультуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основныхобщеобразовательныхивоспитательныхзадач.Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона социализации личности обучающегося.

Развитый интеллект, в рамках проектной деятельности, отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи; системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения;самостоятельность,котораяпроявляетсякаквпознании,такпрактической деятельности, поиске новых путей изучения действительности.

Цель: формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.

Задачи:

  • развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативностьмышления; продолжитьразвитиеспособности обучающихся к мыслительным операциями – анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию; обучать приемам доказательства;

  • продолжить обучение школьников способам самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю,рефлексиипривыполненииисследовательскихипроектных работ;

  • способствовать расширению кругозора, развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач;

  • продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы;

  • развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия;

  • создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми;

  • продолжитьформированиерефлексивнойкультурышкольников.


НарядусучебнымиситуациямидляразвитияУУДвосновнойшколеиспользуются следующие типы задач:

    1. Наразвитиеличностныхуниверсальныхучебныхдействий:

  • наличностноесамоопределение;

  • наразвитиеЯ-концепции;

  • на смыслообразование;

  • на мотивацию;

  • нанравственно-этическоеоценивание.


    1. Наразвитиекоммуникативныхуниверсальныхучебныхдействий:

  • научётпозициипартнёра;

  • наорганизациюиосуществлениесотрудничества;

  • напередачуинформациииотображениюпредметногосодержания;

  • тренингикоммуникативныхнавыков;

  • ролевыеигры;

  • групповыеигры.

    1. Наразвитиепознавательныхуниверсальныхучебныхдействий:

  • задачиипроектынавыстраиваниестратегиипоискарешениязадач;

  • задачиипроектынасериацию,сравнение,оценивание;

  • задачиипроектынапроведениеэмпирическогоисследования;

  • задачиипроектынапроведениетеоретическогоисследования;

  • задачинасмысловоечтение.


    1. Наразвитиерегулятивныхуниверсальныхучебныхдействий:

  • на планирование;

  • на рефлексию;

  • наориентировкувситуации;

  • на прогнозирование;

  • на целеполагание;

  • на оценивание;

  • напринятиерешения;

  • на самоконтроль;

  • на коррекцию.


Формызанятий:

  • проектнаядеятельность,

  • викторина,

  • конкурс,

  • выставка,

  • экскурсия,

  • беседа.

Формаподведенияитогов:подготовкаиоформлениепрезентации, доклада и проекта.



















Ожидаемые результаты

Результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням:

1уровень

5-6класс

2уровень

7-8класс

3уровень

9класс

Обучающиеся приобретаютзнания:

  • о разных видах исследовательских работ;требованиях к их выполнению и защите;

  • по предметам естественно-

научного цикла через интеграцию содержания.

У обучающихся формируется положительное отношение к базовым общественным

ценностям, которое может проявляться в следующих видах деятельности:

  • инициированиеи выполнение

проектных и исследовательских работ;

  • креативном выполнении поставленных учебных задач;

  • созидательном взаимодействии в коллективах

сменного и

постоянногосостава.

Приобретение

обучающимися опыта самостоятельной

деятельности:

  • приопределении темы

исследовательской работы или проекта;

  • при работе с вариативными

источниками информации;

  • решение задач с измененными

условиями;

  • поиске

оптимальных и рациональных путей решения поставленных задач.





















Формируемые УУД


В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

5 класс

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

  1. Ценитьи принимать

базовыеценности.

  1. Освоение личностного смыслаучения; выбор

дальнейшего образовательного маршрута.

  1. Понимать смыслицель

самообразования.

  1. Давать нравственно- этическиеоценки.

  1. Ориентироваться в литературе: определять умения,которые будут

сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планироватьсвою работу по изучению незнакомого материала.

  1. Самостоятельно предполагать, какая

дополнительная информация будетнужнадля изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди

предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные

диски.

  1. Сопоставлятьи отбирать

информацию, полученнуюиз различных источников (словари, энциклопедии,

  1. Участвоватьв

диалоге;слушатьи понимать других, высказывать свою точку зрения на события,поступки.

  1. Оформлять свои мысли в устной и письменнойречис учетом своих

учебныхи

жизненныхречевых ситуаций.

  1. Читатьвслухипро себя тексты

учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

  1. Выполняя различныеролив группе,

сотрудничать в совместном решениипроблемы (задачи).

  1. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать своюточкузренияс помощью фактов и дополнительных сведений.

  2. Критично относитьсяксвоему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и

договариватьсяс людьми иных

  1. Самостоятельн о

формулировать задание:

определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу еговыполнения, самостоятельно оценивать.

  1. Использовать привыполнения задания различные

средства: справочную литературу, ИКТ,

инструментыи приборы.

  1. Определять самостоятельно критерии оценивания,

давать самооценку.


справочники, электронные диски, сеть Интернет).

  1. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,явления, факты.

  2. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

  3. Составлять сложныйплан текста.

  4. Уметьпередавать содержание в

сжатом,

выборочном или развёрнутомвиде.

позиций.

  1. Пониматьточку зрения другого

  2. Участвоватьв работе группы,

распределять роли, договариватьсядруг с другом.

Предвидеть последствия коллективных решений


6класс

  1. Принимать новыебазовые ценности.

  2. Определять жизненные, личностные ценности.

  3. Осознанно и аргументирова но давать нравственно- этические оценки.

  4. Понимать смысл и цели саморазвития,

самообразования.

  1. Владетьосновами реализации проектно-

исследовательской деятельности.

  1. Проводить наблюдениеи

экспериментпод руководством учителя.

  1. Осуществлять расширенный поиск

информации с использованием ресурсов

библиотеки Интернета.

  1. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения

задач.

  1. Давать определение

  1. Учитывать разные мненияистремиться к координации различных позицийв сотрудничестве.

  2. Формулировать собственноемнение и позицию, аргументировать и координироватьеёс позициями партнёров в

сотрудничествепри выработке общего решения всовместной

деятельности.

  1. Устанавливать и сравниватьразные точки зрения, прежде чем

приниматьрешения и делать выбор.

  1. Аргументировать своюточкузрения,

  1. Самостоятель но ставить новые

учебныецели и задачи.

  1. Простраивать жизненные планы во временной перспективе.

  2. При планировании достижения целей самостоятельн о, полно и

адекватно учитывать условия и средства их достижения.

  1. Выделять альтернативны е способы

достижения



понятиям.

  1. Устанавливать причинно- следственные связи.

  2. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.

8.Проявлять устойчивый познавательный интерес.

Спорить и отстаиватьсвою позицию не враждебнымдля

оппонентовобразом.

  1. Задаватьвопросы, необходимые для организации собственной

деятельности и сотрудничествас партнёром.

  1. Осуществлять взаимныйконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  2. Адекватно использовать речь дляпланированияи регуляции своей

деятельности.

  1. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и

письменнойречью; строить монологическое контекстное высказывание.

Цели и выбирать наиболее

эффективный способ.

7 класс

  1. Следовать в соответствиис ценностями общества.

  2. Определять кроме

жизненных, личностных и профессиональ ные ценности.

  1. Простраивать траекторию профессиональ ногосамоопределен ия.

  1. Проявлять устойчивую учебно- познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к

самообразованиюи самовоспитанию.

  1. Владетьосновами рефлексивного чтения.

  2. Ставить проблему,

  1. Организовыватьи планировать

учебное

сотрудничество с учителем и сверстниками, определятьцелии функции

участников,способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

  1. Осуществлять контроль, коррекцию,оценку действийпартнёра,

  1. Самостоятель но анализировать условия

достижения целинаоснове учёта

выделенных учителем ориентиров действия в новом

учебном материале.

  1. Планировать пути


Осуществлять выбор.

4.В системе заниматься самообразован ием.

Аргументировать её актуальность.

  1. Обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с

большим объёмом.

  1. Выполнять проектные и исследовательски е работы разных видов.

  2. Владеть научной терминологией при выполнении проектных и исследовательски х работ.

  3. Принимать участие в

дискуссиях.

Уметь убеждать.

  1. Работатьвгруппе— устанавливать

рабочиеотношения, эффективно

сотрудничатьи способствовать продуктивной кооперации;

  1. интегрироваться в группусверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  2. Владетьосновами коммуникативной рефлексии.

  3. Использовать адекватные

языковыесредства для отображения своих чувств,

мыслей,мотивови потребностей.

  1. Отображатьвречи (описание,

объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой

социализированной речи,такивформе внутренней речи.

Достижения целей.

  1. Устанавливат ь целевые приоритеты.

  2. Уметь самостоятельн оконтролироват ь своё время и управлять им.

  3. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

  4. Осуществлять констатирующ ий и

предвосхищаю щий контроль по результату и по способу

действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

  1. Адекватно самостоятельн о оценивать правильность выполнения

действия и вносить необходимые коррективыв исполнение как в конце

действия,так ипоходуего реализации.

8 класс

  1. Поступать в соответствиис ценностными ориентирами общества.

  2. Осуществлять осознанный и аргументирова нный выбор.

1. Проявлять устойчивую учебно- познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к

самообразованию

  1. Учитывать разные мненияиинтересыи обосновывать собственную позицию.

  2. Понимать относительность мненийиподходов к решению

1.Владеть основами прогнозирования как

предвидения будущих событий и развития процесса.


  1. Самоопределе ние.

  2. Смыслообразо вание.

исамовоспитанию.

  1. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

  2. Строить классификацию на основе

дихотомического деления (на основе отрицания).

  1. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

  2. Объяснять явления,

процессы,связии отношения,

выявляемыев ходе

исследования.

проблемы.

  1. Продуктивно разрешать конфликтына основе учёта

интересовипозиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способовразрешения

конфликтов.

  1. Договариваться и приходитькобщему решению всовместной

деятельности,втом числе в ситуации столкновения интересов.

  1. Оказывать поддержку и содействиетем,от кого зависит

достижениецеливсовместной

деятельности.

  1. Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательно й

деятельностив форме осознанного управления своим

поведением и деятельностью

,

направленнойнадостижение поставленных целей.

  1. Осуществлять познавательну ю рефлексию в отношении действий по решению

учебных и познавательных задач.

9 класс

  1. Простраивать жизненное, личностное и профессиональ ное

самоопределение.

  1. Осуществлять осознанный выбор.

  2. Давать объективные нравственно- этические оценки. Оцениватьсвоеповедение всоответствии

  1. Ставить проблему, аргументировать её актуальность.

  2. самостоятельно проводить исследованиена основе применения методов

наблюденияи эксперимента.

  1. выдвигать гипотезыосвязях и закономерностях событий, процессов,

1.Следовать морально- этическим и психологическим принципам общения и

сотрудничествана основе

уважительного отношения к партнёрам, внимания к личностидругого, адекватного

межличностного восприятия, готовности

адекватно

1.Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательно й

деятельностив форме осознанного управления своим

поведением и деятельностью

,

направленнойнадостижение поставленных целей.


сценностями общества.

  1. Брать

ответственность на себя.

  1. Инициировать идеи.Доводить начатое дело

доконца.

объектов.

  1. организовывать исследование с цельюпроверки гипотез.

  2. делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводынаоснове аргументации.

реагировать на нуждыдругих,в частности

оказыватьпомощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе

достиженияобщей цели совместной

деятельности.

  1. Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмензнаниями между членами группы для принятия

эффективных совместных решений.

  1. Братьнасебя инициативу в организации совместного

действия(деловое лидерство).


  1. Осуществлять познавательну ю рефлексию в отношении действий по решению

учебных и познавательных задач.

  1. Адекватно оценивать объективную трудностькак меру

фактического или

предполагаемо го расхода ресурсов на решение

задачи.

  1. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели

определённой сложности в различных

сферах самостоятельн ой

деятельности.




Выпускник основной школы будет обладать следующими характеристиками к окончанию 9-го класса:

-глубокое знание учебных предметов основного общего образования;

-умение интегрировать знания из смежных областей, представлять единую научную картину мира;

-высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность);

-информационная готовность к осуществлению зрелого выбора будущего профессионального пути.


Содержаниепрограммы проекта «Юныйэколог»





п/п

Тема

Основное содержание

Форма проведения

Основныевидыдеятельности

Планируемые результаты

Колич ество часов

5 класс

Чтотакое гидросфера


1

Понятие

гидросферы. (биолог)

Воды океанов, морей, озер,рек,ручьев,прудов, болот, подземные воды, ледники

Круглый стол

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая.

Познавательные:

  • даватьопределениепонятиям;

-осуществлять расширенный поиск информациис использованием ресурса библиотеки и Интернета;

Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • учитыватьразличныемнения

Выпусклистовок.

3

2

Химический состав воды. (химик)

Нахождение в природе. Физические свойства воды. Состав и строение молекулы. Получение в лаборатории.

Викторина

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • строитьлогическиерассуждения;

-объяснятьявления,процессы;-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

Умение различать изученныеобъекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять

таблицы

4

3

Свойства воды

.(физик)

Цвет, форма, запах, агрегатные состояния, фазовые переходы

Мини исследовани е

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Регулятивные:

  • планироватьходпроведенияэксперимента;

-уметьсамостоятельно приниматьрешения при проведении эксперимента;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

  • проводитьэкспериментподруководством учителя;

-объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь

Формироватьу учащихся

представления о свойствах воды: цвет,форма,запах; трех агрегатных состоянияхводы,о выталкивающей силе.

Изучить работу пара,основанную на свойстве воды при нагревании расширяться,при охлаждении -

сжиматься. Формировать знания об использовании свойствводыв

жизни человека.

3

4

Вода в живых организмах. (биолог)

Рольводыворганизме живых существ.

Мини исследование

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая.

Регулятивные:

  • планироватьходпроведенияэксперимента;

-уметьсамостоятельно приниматьрешения при проведении эксперимента;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

  • проводитьэкспериментподруководством учителя;

-объяснятьявления,процессыиотношения,

Проектнаяработа.

5






выявляемыевходеэксперимента;

Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь



5

Вода- растворитель. (химик)

Экспериментальное изучение основного физического свойства воды.Введениепонятия раствор, взвесь. Значение растворов в природе и жизни человека.

Мини исследовани е

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая.

Регулятивные:

  • планироватьходпроведенияэксперимента;

-уметьсамостоятельно приниматьрешения при проведении эксперимента;

-осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

  • проводитьэкспериментподруководством учителя;

-объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь

Умение ставить несложныеопыты, используя простейшее

лабораторное оборудование, следовать инструкциям,

делать выводы на основании полученных результатов, оформлять письменныйотчет о проделанном эксперименте.

5

6

Исследование реки своего населенного пункта

Изучение берега озера, регистрацияуровняводы в озере, изучение качества воды в озере

Полевые практики

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развиватьумениеработатьизмерительными приборами в полевых условиях;

Изучение особенностейводы в пределах населенного пункта, создание

профиляберега озера, описание

4






  • проводитьтематическиеисследования.

Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

ландшафтаозера, приобщение

работать на местности в полевыхусловиях


7

Очистка воды (химик)

Главные объекты

изучения на

комплексной экскурсии по изучению водных источников являются озера Верхнее и Нижнее, реки Овсянка и Зерновка

Экскурсия

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развиватьумениеработатьизмерительными приборами в полевых условиях;

  • проводитьтематическиеисследования.

Оформление материалов экскурсии.

Разработкасистемы природоохранных мер,направленных на улучшение экологической ситуацииврайоне проведения

экскурсии.

4

8

Мировойокеан-основная часть гидросферы. (биолог)

Вода как среда обитания живых организмов

Заочное путешествие

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

Повышение интереса к предмету,

энциклопедическое развитие знаний, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки

2

9

Итоговое

занятие «Вода, вода- кругом вода»

Химический состав воды, физические свойстваводы,роль

воды в жизни растений и животных

Викторина

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • строитьлогическиерассуждения;

Развитиеинтереса школьников к естественным

наукам; расширениезнаний,

4






-объяснятьявления,процессы;

-устанавливатьпричинно-следственныесвязи.

Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

учащихся о свойствах и аномалияхводы; формирование

чувствпрекрасного и бережного отношения к воде.


6 класс

Чтотакое атмосфера


1

Понятие атмосферы. (биолог)

Что входит в состав атмосферы,

протяженность атмосферы.

Круглый стол

Личностные:

  • изучениеприродыродного края.

Познавательные:

  • даватьопределениепонятиям;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета;

Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • учитыватьразличныемнения.

Расширитьзнания об атмосфере, ее строении.


3

2

Воздух–смесь газов. (химик)

Компоненты воздуха. Историяоткрытия состава воздуха.

Краткая характеристика основныхчастей воздуха.

Мини исследование

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая.

Регулятивные:

  • планироватьходпроведенияэксперимента;

  • уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

  • осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

  • проводитьэкспериментподруководством учителя;

-объяснятьявления,процессыиотношения,

Умение ставить несложныеопыты, используя простейшее

лабораторное оборудование, следовать инструкциям,

делатьвыводына основании полученных результатов,

6






выявляемыевходе эксперимента;

Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

оформлять письменныйотчет о проделанном эксперименте.


3

Растения – главный поставщик кислорода на Земле.(биолог)

Космическая роль растений на планете Земля.

Экологическая сказка

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

Творческаяработа.

5

4

Свойства кислорода и углекислого газа(химик)

Ставитьнесложные

опыты,используя простейшее

лабораторное

оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученныхрезультатов.

Мини исследование

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Регулятивные:

  • планироватьходпроведенияэксперимента;

  • уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

  • осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

  • проводитьэкспериментподруководством учителя;

-объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента;

Коммуникативные:

Умение ставить несложныеопыты, используя простейшее

лабораторное оборудование, следовать инструкциям,

делать выводы на основании полученных результатов, оформлять

письменныйотчет о проделанном

10






-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

эксперименте.


5

Атмосферное давление. (физик)

Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, использование атмосферногодавленияв ряде областей человеческой

деятельности.

Урок волшебства

Личностные:

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Регулятивные:

  • планироватьходпроведенияэксперимента;

  • уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

  • осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

  • проводитьэкспериментподруководством учителя;

-объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

Экспериментально е доказательство существования атмосферного

давления

1

6

Образование ветров (физик)

Ветер как природное атмосферное явление, механизм образования ветров.

Исследовательская

работа

Личностные:

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Регулятивные:

  • планироватьходпроведенияэксперимента;

  • уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

  • осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

Расширение знаний,учащихсяо механизме

формирования ветров,

формирование энциклопедически х знаний в процессе

5






  • проводитьэкспериментподруководством учителя;

-объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

выполнения проектнойработы


7

Воздух и все живое. (биолог)

Роль воздуха для поддержания жизни

организмов. Среда

обитания птиц, насекомых.)

Экскурсия

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развиватьумениеработатьизмерительными приборами в полевых условиях;

  • проводитьтематическиеисследования.

Расширить представление

учащихсяоролив жизни живых организмов

3

8

Итоговое

занятиепотеме

«Атмосфера»

Особенности строения атмосферы, явления, происходящие в ней

Соревнование

Личностные:

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • строитьлогическиерассуждения;

-объяснятьявления,процессы;-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

Повышение интереса к предмету,

энциклопедическое развитиезнанийпо географии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе в группе.

1

7 класс

Чтотакое литосфера


1

СтроениеЗемли.

Внутреннее и внешнее

Заочное

Личностные:

Изготовление

2



(биолог)

строениеЗемли.

путешествие

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь

макетастроения земли.


2

Почва.Изучение состава почвы населенного пункта.

Закладка шурфа, механический состав почв, особенности почвенного профиля, определение глубины профиля

Практикум на местности

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине

  • приобщать вести исследовательскую деятельность.

Познавательные:

  • приобщать исследованию природных объектов;

  • развивать умение работать со специализированной литературой;

-производитьлабораторныеопытыдляанализа объектов.

Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь;

  • уметь обсуждать проблемы, вести взаимоконтроль

Углубитьзнанияо почве.

Сформировать знания о разнообразии почв и их образовании. Понятие о плодородиипочвы, закрепить знания об органических и неорганических веществах.

4

3

Геологическая коллекциямоей малой родины.


Учащимися собирается коллекция камней

вблизи своего

населенного пункта, оформляется в виде стенда.Горныепородыи

Создание коллекции минералови горных

породсвоего населенного

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развивать умение работать со

Исследование окрестностей родной деревни приобщение к

работе на местности,

4




минералы определяются учащимися при помощи определителей (в дальнейшем породы и минералыопределяются

специалистами в геологическом музее).

пункта (области)

специализированной литературой (определителями);

  • развивать творческие способности при оформлении коллекционного стенда. Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь

создание собственной коллекции минералов и горныхпород родногокрая.


4

Землетрясения.

Раннее и современное объяснение причин землетрясения,механизм землетрясений и их классификация, перспективы

предсказаний,трудности прогноза.

Круглый стол

Личностные:

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • даватьопределениепонятиям;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета;

Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • учитыватьразличныемнения.

Формирование представления о землетрясениикак о важной составной части окружающей

среды

5

5

Поведение животных способно предсказать

землетрясение.

Использование способности животных дляраннейдиагностики и прогнозирования землетрясения.

Устный журнал

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

Расширение кругозора.

2

6

Вулканы

Механизм образования вулканов,виды

вулканов,история вулканических

Заочное путешествие

Личностные:

- приобщение к изучению своей малой родины, как части большой страны;

Познавательные:

Формирование представленияо вулканической

деятельностикако

3




катастроф.


  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

важной составной частиокружающей среды


7

Полезные ископаемые Белгородчины

Изучение коллекции полезных ископаемых.

Характеристика

основных ископаемых родного края.

Устный журнал

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

  • развивать творческие способности при оформлении итоговой работы Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь

Расширение знаний о месторождениях полезных ископаемых на Смоленщине

4

8

Растительный и животный мир Смоленщины

Изучение местной флоры и фауны.

Красная книга Смоленской области.

Устный журнал

Личностные:

  • приобщение к изучению своей малой родины, как части большой страны;

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь

Расширение знаний о растительноми животноммире области.

6

9

Национальный парк «Смоленское Поозерье» Смоленской области


Изучение местной флоры и фауны.


Виртуальная экскурсия

Личностные:

-изучениеприродыродногокрая;

Формирование

целостной картины

4




Охраняемые природные объекты в этих зонах.


  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

окружающегомира


8 класс

Явлениявокругнас


1

Симметрия в природе

  1. Физикаисимметрия

  2. Химияи симметрия

  3. Биологияи симметрия

Учебный проект

Личностные:

  • приобщение к изучению своей малой родины, как части большой страны;

Регулятивные:

  • планироватьходпроведенияэксперимента;

  • уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

Познавательные:

  • проводитьэкспериментподруководством учителя;

-объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента; Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.

Сформироватьу учащихся следующие понятия: центральная;

осевая;радиальная; билатеральная (зеркальная); поступательная и поступательно- вращательная; винтовая, а также спиральная симметрия, роль симметриивживой инеживойприродеПровести

исследовательскую работу по изучению явлений

симметриив природе,

12









2

Закон сохранения электрического заряда

1.Законсохранения заряда (физик)

2.Проявлениезаконасохранениязаряда в химии

3.Зачем нужно чистить зубы (биолог)

Круглый стол

Личностные:

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • даватьопределениепонятиям;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурса библиотеки и Интернета;

Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • учитыватьразличныемнения.

Формированиеу учащихся

представления о единой естественнонаучно й картине мира.

6

3

Законсохранения энергииимассы:

1.Круговоротводы в природе

2.Миграция химических элементов при круговороте.

3Влияние круговорота веществ на живой организм

Учебный проект

Личностные:

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Регулятивные:

  • планироватьходпроведенияэксперимента;

  • уметь самостоятельно принимать решения при проведении эксперимента;

  • осуществлять оценивание правильности выполнения действий

Познавательные:

  • проводитьэкспериментподруководством учителя;

-объяснятьявления,процессыиотношения, выявляемые в ходе эксперимента;

Обобщениезнаний о законах сохранения массы, энергии,

специфике

действия этих законов в химии, физике, биологии.

Реализация

межпредметных связей курсов химии, физики, биологии.

12






Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

  • уметьработатьвкоманде,устанавливать рабочие отношения;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь.



4

Мирвокругнас.

Строение вселенной. Разнообразие растительного мира планеты

Экскурсияв планетарий.


Личностные:

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • проводитьтематическиеисследования.

Формирование целостнойкартины окружающегомира

4

9 класс

Человеки природа


1.

Путешествиепо планете



Интеллектуа льнаяиграс элементами выступлений

Личностные:

  • отработатьнавыкипубличноговыступления;

  • приниматьрешениевситуациивыбора.

Познавательные:

  • работать с различными источниками информации;

  • готовитьпубличныевыступления;

  • помогатьвподготовкемероприятия.

Коммуникативные:

  • совершенствоватьмонологическуюречь;

  • умениевестидиалог,отвечатькорректнона задаваемые вопросы;

  • уметьслушатьмненияодноклассниковпри обсуждении вопроса.

Повышение интереса к предмету,

энциклопедическое развитиезнанийпо географии, развитие чувства взаимопомощи и взаимоподдержки при работе впаре

4

2.

Экология дома и в природе

Понятие экология.

Законы экологии. Соблюдение экологических правил.

Круглый стол

Личностные:

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • даватьопределениепонятиям;

-осуществлятьрасширенныйпоиск информации

Исследовательский проект

6






с использованием ресурса библиотеки и Интернета;

Коммуникативные:

-аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать свою позицию;

-учитыватьразличныемнения.



3.

Влияние человека на состояниеживой природы

Наблюдениеза изменением вносимым человеком в природу.

Экскурсия

Личностные:

  • приобщение к изучению своей малой родины, как части большой страны;

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развиватьумениеработатьизмерительными приборами в полевых условиях;

  • проводитьтематическиеисследования.

Отчет об экскурсии.

4

4.

Изучение климата


Берутся спилы хвойныхи лиственных деревьев в разных участках изучаемой местности, делаются спилы,

замеряется ширина

годичного кольца.

Практикум

Личностные:

  • приобщение к изучению своей малой родины, как части большой страны;

  • совершенствование навыков ведения исследовательской деятельности.

Познавательные:

  • устанавливатьпричинно-следственныесвязи;

  • реализовать проектно-исследовательскую деятельность;

  • обобщать понятия, устанавливать коррелятивные связи.

Коммуникативные:

  • работатьвгруппе;

  • уметьслушатьдругиеточкизрения,приходить к консенсусу.

Определение особенностей развитияклимата за последние нескольких

десятков лет, умение анализировать лабораторный материал.

6

5.

Проект «Моя деревня»

Учащимся предлагается собрать материал об

истории и географии родной деревни. Шиловичи.

Практикум

Личностные:

  • формированиепознавательногоинтересак особенностям истории и культуры своего села;

  • приобщениекизучениюсвоеймалойродины,

Создание электронной

энциклопедии родногокрая по

8




Делаются фотографии, собирается фактический материал (работа с литературой в

библиотеке, опрос

родителей, просмотр периодическихизданий). Материал систематизируется и создается электронная энциклопедия «Моя деревня».


какчастибольшойивеликойстраны.

Познавательные:

  • уметьработатьсисточникамиинформации (книги, архивы газет);

  • совершенствовать речевые навыки при интервьюировании;

  • классифицировать и систематизировать материал.

Коммуникативные:

  • уметьдоговариватьсяоходеподготовкиивыполнении проекта;

  • оказывать взаимопомощь в обработке и подготовкекпубликациисобранногоматериала.

различным аспектам (численность населения, ветераны, социальные объекты,история деревни Шиловичи)


6.

Электронный атлас- справочник населенных пунктов Смоленской области

Создание электронного атласа справочник населенных пунктов Смоленской области. Отражено:

географическое положение,численность населения, план

населенного пункта,

фотографии улиц, экономика (промышленные

предприятиявблизиот населенного пункта)

Проектная работа

Личностные:

  • изучениеприродыродногокрая;

  • воспитаниелюбвиксвоеймалойродине.

Познавательные:

  • приобщатькнаблюдениюзаприродой;

  • развивать умение работать со специализированной литературой (определителями);

  • развивать творческие способности при оформлении электронного атласа. Коммуникативные:

  • уметьработатьвкоманде;

  • уметьсоветоваться,оказыватьвзаимопомощь

Создание электронного атласа-справочника о населенных пунктах своей области.

6




Учебно-тематическийплан5класса




п/п

Названиеразделов

Формазанятия

Количествочасов

Всего

Теория

Практика

1

Понятиегидросферы(биолог).

Круглыйстол

3

1

2

2

Химическийсоставводы (химик).

Викторина

4

1

3

3

Свойстваводы(физик).

Мини

исследование

3


3

4

Водавживыхорганизмах (биолог).

Мини

исследование

5

1

4

5

Вода–растворитель (химик).

Мини

исследование

5

1

4

6

Исследование воды своего

населённогопункта.

Полевые

практики

4


4

7

Очисткаводы(химик).

Экскурсия

4


4

8

Мировой океан - основная часть

гидросферы.

Заочное

путешествие

2

1

1

9

Итоговоезанятие«Вода,вода–кругом

вода».

Викторина

4


4


Итогочасов


34

5

29

Учебно-тематическийплан6 класс



п/п

Названиеразделов итем

Форма занятия

Количествочасов

Всего

Теори я

Практик а

1

Понятиеатмосферы.

Круглыйстол

1

1


Строение атмосферы.

Путешествие (на

воздушномшаре)

1


1

Атмосферныеявления.

Устныйжурнал

1


1

2

Воздух–смесьгазов.

Мини-

исследование

2


2

Компоненты воздуха.

Мини-

исследование

2


2

Историяоткрытиясостававоздуха.

Конференция

1

1


Характеристика основных частей

воздуха.

Презентация

1

1


3

Растения – главный поставщик

кислороданаЗемле.

Экологическая

сказка

2

2


Космическая роль растений на

планетеЗемля.

Мини-

исследование

3


3

4

Свойствакислородаиуглекислого газа.

Мини-проект

4


4

Кислород,егосвойстваизначение.

Мини-

исследование

3


3

Углекислыйгаз, его свойства.

Мини-

исследование

3


3

5

Атмосферноедавление.

Урокволшебства

1

1


6

Образованиеветров

Исследовательска

я работа

3


3

Механизмобразованияветров.

Экспедиция

2


2

7

Воздухивсеживое.

Экскурсия

2


2

Наземно-воздушнаясредаобитания.

Виртуальное

путешествие

1


1

8

Итоговое занятие по теме

«Атмосфера»

Соревнование

1

1


9

Итогочасов


34

7

27

Учебно-тематическийплан7класса




п/п

Названиеразделов

Формазанятия

Количествочасов

Всего

Теория

Практика

1

СтроениеЗемли.(биолог)

Заочное

путешествие

2

1

1

2

Почва. Изучение состава почвы

населенногопункта.

Практикум на

местности

4


4

3

Геологическаяколлекциямоей деревни

Создание коллекции минералов и горных пород своего населенного

пункта(области)

4


4

4

Землетрясения.

Круглыйстол

5

4

1

5

Поведение животных способно предсказать землетрясение.

Устныйжурнал

2

1

1

6

Вулканы

Заочное

путешествие

3

2

1

7

ПолезныеископаемыеСмоленщины

Устныйжурнал

4

1

3

8

Растительный и животный мир Смоленщины

Устныйжурнал

6

1

5

9

Национальный парк «Смоленское поозерье»

Виртуальная экскурсия

4

2

2


Итогочасов


34

12

22

Учебно-тематическийплан8класса




п/п

Названиеразделов

Формазанятия

Количествочасов

Всего

Теория

Практика

1

Симметрияв природе:

Учебныйпроект

12

3

9

2

Закон сохранения электрического

заряда

Круглыйстол

6

3

3

3

Законсохраненияэнергиии массы:

Учебныйпроект

12

3

9

4

Мирвокругнас.

Экскурсияв

Планетарий

г. Смоленск

4

1

3


Итогочасов


34

10

24




Учебно-тематическийплан9класса



п/п

Названиеразделов

Формазанятия

Количествочасов

Всего

Теория

Практика

1

Путешествиепопланете

Интеллектуальная играсэлементами

выступлений

4

1

3

2

Экология домаи вприроде

Круглыйстол

6


6

3

Влияние человека на состояние живой природы

Экскурсия

4

1

4

4

Изучение климата методом

дендрохронологии

Практикум

6


6

5

Проект«Моя деревня»

Практикум

8

2

6

6

Электронный атлас-справочник

населенных пунктов Смоленской области

Практическая работа

6


6


Итогочасов


34

4

30

Методическоеобеспечениепрограммы


Припроведениизанятийвнеурочнойдеятельности буду использоваться технологии:

  • технологияпроблемно-диалоговогообучения,

  • групповыетехнологии,

  • ИКТ-технологии,

  • технологиясистемно-деятельностногообучения,

  • интерактивныеформыобучения.

ОднимизосновныхпутейповышениямотивациииразвитияУУДв основной школе является:

  • включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования;

  • выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования;

  • оформлениерезультатовработвсоответствиисзамысломпроектаилицелями исследования;

  • представлениерезультатоввсоответствующемиспользованиювиде;

  • целенаправленноеобучениеобучающихсягрупповымметодамработы (прежде всего, в малых группах);

  • формированиеуучениковспособностивидетьперспективусвоего учебного продвижения.

Формаподведенияитогов:подготовкаиоформлениепрезентациии доклада.


Списоклитературы


  1. Алексееве. В., БеккерА. М. Изучаем экологию экспериментально: практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. — СПб., 1993.

  2. АлексеевС.В.идр.Практикумпоэкологии.—М.:АОМДС,1996.

  3. Андреева Н. Д. и др.Практикум по экологии: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

  4. Ёлкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2010

  5. Шуберт Р. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. - М.: Мир, 1988.

  6. Экологиявшколе:Мониторингприроднойсреды:Методическоепособие.

–М.:ТЦСфера,2005

  1. Интернет-сайты

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!