СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Изображение человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублёва»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект по литературе и МХК

Просмотр содержимого документа
«Проект «Изображение человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублёва»»

 ... Что посеет человек,  то и пожнёт   Послание к галатам св. Апостола Павла, VI,  7

... Что посеет человек, то и пожнёт Послание к галатам св. Апостола Павла, VI, 7

 Объект исследования : «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого; иконы Андрея Рублёва.  В исследовании мы опирались на традиции биографической, культурно-исторической школ.   Цель работы : рассмотреть особенности изображения человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева.  Данная цель предполагает необходимость постановки следующих задач:  1) рассмотреть жанры древнерусской литературы и живописи конца XIV - начала XV веков  2) выявить социально-исторические традиции жанра жития и иконописи  3) определить особенности изображения человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева.

Объект исследования : «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого; иконы Андрея Рублёва. В исследовании мы опирались на традиции биографической, культурно-исторической школ. Цель работы : рассмотреть особенности изображения человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева. Данная цель предполагает необходимость постановки следующих задач: 1) рассмотреть жанры древнерусской литературы и живописи конца XIV - начала XV веков 2) выявить социально-исторические традиции жанра жития и иконописи 3) определить особенности изображения человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева.

Житие как жанр древнерусской литературы Слово « житие » буквально соответствует греческому («жизнь»), латинскому vita . И в литературе византийской, и в средние века на Западе и у нас на Руси термин этот приобрёл номенклатурное значение и стал обозначать определённый литературный жанр: биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монархов – основателей тех или иных монастырских общежитии, реже биографии светских лиц, но только тех, которых церковь считала святыми.  Жития , следовательно, - биографии святых. Отсюда жития часто в науке обозначаются также термином « агиография » (от agios - «святой» и grafo – «пишу»). Агиография – это вся художественная литература и искусство, посвященная святым.

Житие как жанр древнерусской литературы

  • Слово « житие » буквально соответствует греческому («жизнь»), латинскому vita . И в литературе византийской, и в средние века на Западе и у нас на Руси термин этот приобрёл номенклатурное значение и стал обозначать определённый литературный жанр: биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монархов – основателей тех или иных монастырских общежитии, реже биографии светских лиц, но только тех, которых церковь считала святыми.
  • Жития , следовательно, - биографии святых. Отсюда жития часто в науке обозначаются также термином « агиография » (от agios - «святой» и grafo – «пишу»). Агиография – это вся художественная литература и искусство, посвященная святым.
Икона как жанр древнерусской живописи  Икона – у верующих: изображение бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. Иконография – описание и изучение чьих-нибудь изображений в произведениях живописи, скульптуры.

Икона как жанр древнерусской живописи

  • Икона – у верующих: изображение бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ.
  • Иконография – описание и изучение чьих-нибудь изображений в произведениях живописи, скульптуры.
И к о н о с т а с ы Благовещенский собор Московского Кремля 1405 год

И к о н о с т а с ы

Благовещенский собор Московского Кремля

1405 год

Социально-исторические традиции жанра жития и иконописи   Воспетый в житийной литературе Сергий Радонежский (1314-1391 гг.) был основателем Троицкого монастыря в 70 км к северу от Москвы (ныне г. Сергиев Посад). Основанный Сергием монастырь играл большую роль в формировании русского самосознания, русской культуры. Монахи восприняли идеи исихазма - учения, пришедшего из Византии. Исихазм (греч. - покой, отрешенность) – аскетическое учение, путь духовного самосовершенствования через восприятие божественной энергии сосредоточенных молитвах, монашестве. По сути Сергий стал духовным вождем русского народа в деле национального освобождения от монголо-татарского ига.  * Епифаний Премудрый родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван «Премудрым».

Социально-исторические традиции жанра жития и иконописи

  • Воспетый в житийной литературе Сергий Радонежский (1314-1391 гг.) был основателем Троицкого монастыря в 70 км к северу от Москвы (ныне г. Сергиев Посад). Основанный Сергием монастырь играл большую роль в формировании русского самосознания, русской культуры. Монахи восприняли идеи исихазма - учения, пришедшего из Византии. Исихазм (греч. - покой, отрешенность) – аскетическое учение, путь духовного самосовершенствования через восприятие божественной энергии сосредоточенных молитвах, монашестве. По сути Сергий стал духовным вождем русского народа в деле национального освобождения от монголо-татарского ига.

* Епифаний Премудрый родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван «Премудрым».

* Родился около 1360 года в средней полосе России. 1370-1390-е гг. учился и работал в дружине московских художников. До 1405 г. - принял монашество с именем Андрей, жил в подмосковном Спасо- Андроникове монастыре . Впервые имя Андрея Рублёва упоминается в летописи под 1405 г.: вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля. Благовещенский собор  Московского Кремля (1405 год)

* Родился около 1360 года в средней полосе России.

  • 1370-1390-е гг. учился и работал в дружине московских художников.
  • До 1405 г. - принял монашество с именем Андрей, жил в подмосковном Спасо- Андроникове монастыре .
  • Впервые имя Андрея Рублёва упоминается в летописи под 1405 г.: вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.

Благовещенский собор

Московского Кремля

(1405 год)

Успенский собор во Владимире (1408 год) Церковь св. Троицы в Троице – Сергиевом монастыре (1423-1424 г.) Андроников монастырь (1426-1428 г.)

Успенский собор во Владимире

(1408 год)

Церковь св. Троицы в Троице – Сергиевом монастыре

(1423-1424 г.)

Андроников монастырь

(1426-1428 г.)

Символика изображения человека в житиях Епифания Премудрого  В «Житие Стефана Пермского» писателю удалось создать первый живописный образ и первый литературный портрет Святителя. Центральное место в «Житии» уделено описанию действий Стефана по воплощению в жизнь своего подвига. Прежде всего, это его неустанные молитвы, тексты которых приводятся в книге, и неиссякаемое трудолюбие.  Современное прочтение «Жития о Стефане Пермском» призывает всех нас к осмыслению подвига Святителя, к исправлению самих себя по его образу и подобию, к русской идее спасения и к посильной мужественной миссионерской деятельности среди многочисленных в настоящее время безбожников и язычников, помня слова апостола Павла, что нет ничего общего у света со тьмой, а у истины - с беззаконием.

Символика изображения человека в житиях Епифания Премудрого

  • В «Житие Стефана Пермского» писателю удалось создать первый живописный образ и первый литературный портрет Святителя.
  • Центральное место в «Житии» уделено описанию действий Стефана по воплощению в жизнь своего подвига. Прежде всего, это его неустанные молитвы, тексты которых приводятся в книге, и неиссякаемое трудолюбие.
  • Современное прочтение «Жития о Стефане Пермском» призывает всех нас к осмыслению подвига Святителя, к исправлению самих себя по его образу и подобию, к русской идее спасения и к посильной мужественной миссионерской деятельности среди многочисленных в настоящее время безбожников и язычников, помня слова апостола Павла, что нет ничего общего у света со тьмой, а у истины - с беззаконием.
Символика изображения человека в житиях Епифания Премудрого Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы.  Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!»  Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию.

Символика изображения человека в житиях Епифания Премудрого

  • Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы.
  • Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!»
  • Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию.
Символика изображения человека в живописи Андрея Рублева  Рублев как бы скрывает процесс духовной работы, целомудренно умалчивая о той борьбе, которую ведет подвижник в тишине своей кельи, свидетель чему только Бог. Его образы это результат невидимой брани, это образы совершенства, гармонии, чистоты, святости ­всего того, что открывается подвижнику на вершинах созерцания.

Символика изображения человека в живописи Андрея Рублева

  • Рублев как бы скрывает процесс духовной работы, целомудренно умалчивая о той борьбе, которую ведет подвижник в тишине своей кельи, свидетель чему только Бог. Его образы это результат невидимой брани, это образы совершенства, гармонии, чистоты, святости ­всего того, что открывается подвижнику на вершинах созерцания.
Фрески в Успенском соборе Владимира

Фрески в Успенском соборе Владимира

Иконы Звенигородского чина  Икона Христа, из Звенигородского чина. 1410-1415 гг. Апостол Павел. Икона из Звенигородского чина. 1410-1415 гг.

Иконы Звенигородского чина

Икона Христа, из Звенигородского чина.

1410-1415 гг.

Апостол Павел. Икона из Звенигородского чина.

1410-1415 гг.

* Духовное ядро Звенигородского чина - образ Спаса. Лик Христа решен просто и величественно. В этом образе соединились сила и кротость, благородство и духовная углубленность, мягкость черт лица и непреклонность во взгляде. Это очень русский, славянский образ.

* Духовное ядро Звенигородского чина - образ Спаса. Лик Христа решен просто и величественно. В этом образе соединились сила и кротость, благородство и духовная углубленность, мягкость черт лица и непреклонность во взгляде. Это очень русский, славянский образ.

Иконы Андрея Рублёва  На иконе «Спас в Силах» изображён восседающий на престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия. Величавый облик Спаса в соединении с душевной отзывчивостью позволяют увидеть в нём национальный идеал, в котором выражены народные представления о справедливости и святости веры. Спас с Силах. 1408 г.

Иконы Андрея Рублёва

  • На иконе «Спас в Силах» изображён восседающий на престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия. Величавый облик Спаса в соединении с душевной отзывчивостью позволяют увидеть в нём национальный идеал, в котором выражены народные представления о справедливости и святости веры.

Спас с Силах. 1408 г.

Иконы Андрея Рублёва В иконе Владимирской Богоматери мир переживаний глубоко человечен. В нём выражено то, что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви. Духовное единство двух близких людей мастерски передано художником. Икона Владимирской Богоматери. Конец 14 века.

Иконы Андрея Рублёва

  • В иконе Владимирской Богоматери мир переживаний глубоко человечен. В нём выражено то, что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви. Духовное единство двух близких людей мастерски передано художником.

Икона Владимирской Богоматери. Конец 14 века.

Вершиной художественного творчества Андрея Рублёва является знаменитая «Троица», выразившая идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Она была плодом подлинного и счастливого вдохновения.
  • Вершиной художественного творчества Андрея Рублёва является знаменитая «Троица», выразившая идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Она была плодом подлинного и счастливого вдохновения.
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни.   Д. С. Лихачев.

Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни.

Д. С. Лихачев.

Итоги работы Древнерусские авторы донесли до современных читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделились своим жизненным опытом. Нам, живущим в XXI веке, надо взять за основу те человеческие качества, которые воспевали в своих произведения Епифаний Премудрый и Андрей Рублёв и которые в настоящее время теряют свою значимость: доброта, отзывчивость, трудолюбие, сострадание и т.д.

Итоги работы

  • Древнерусские авторы донесли до современных читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделились своим жизненным опытом.
  • Нам, живущим в XXI веке, надо взять за основу те человеческие качества, которые воспевали в своих произведения Епифаний Премудрый и Андрей Рублёв и которые в настоящее время теряют свою значимость: доброта, отзывчивость, трудолюбие, сострадание и т.д.