Просмотр содержимого документа
«Проект «Изображение человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублёва»»
... Что посеет человек, то и пожнёт Послание к галатам св. Апостола Павла, VI, 7
Объект исследования : «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого; иконы Андрея Рублёва. В исследовании мы опирались на традиции биографической, культурно-исторической школ. Цель работы : рассмотреть особенности изображения человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева. Данная цель предполагает необходимость постановки следующих задач: 1) рассмотреть жанры древнерусской литературы и живописи конца XIV - начала XV веков 2) выявить социально-исторические традиции жанра жития и иконописи 3) определить особенности изображения человека в житиях Епифания Премудрого и живописи Андрея Рублева.
Житие как жанр древнерусской литературы
- Слово « житие » буквально соответствует греческому («жизнь»), латинскому vita . И в литературе византийской, и в средние века на Западе и у нас на Руси термин этот приобрёл номенклатурное значение и стал обозначать определённый литературный жанр: биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монархов – основателей тех или иных монастырских общежитии, реже биографии светских лиц, но только тех, которых церковь считала святыми.
- Жития , следовательно, - биографии святых. Отсюда жития часто в науке обозначаются также термином « агиография » (от agios - «святой» и grafo – «пишу»). Агиография – это вся художественная литература и искусство, посвященная святым.
Икона как жанр древнерусской живописи
- Икона – у верующих: изображение бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ.
- Иконография – описание и изучение чьих-нибудь изображений в произведениях живописи, скульптуры.
И к о н о с т а с ы
Благовещенский собор Московского Кремля
1405 год
Социально-исторические традиции жанра жития и иконописи
- Воспетый в житийной литературе Сергий Радонежский (1314-1391 гг.) был основателем Троицкого монастыря в 70 км к северу от Москвы (ныне г. Сергиев Посад). Основанный Сергием монастырь играл большую роль в формировании русского самосознания, русской культуры. Монахи восприняли идеи исихазма - учения, пришедшего из Византии. Исихазм (греч. - покой, отрешенность) – аскетическое учение, путь духовного самосовершенствования через восприятие божественной энергии сосредоточенных молитвах, монашестве. По сути Сергий стал духовным вождем русского народа в деле национального освобождения от монголо-татарского ига.
* Епифаний Премудрый родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван «Премудрым».
* Родился около 1360 года в средней полосе России.
- 1370-1390-е гг. учился и работал в дружине московских художников.
- До 1405 г. - принял монашество с именем Андрей, жил в подмосковном Спасо- Андроникове монастыре .
- Впервые имя Андрея Рублёва упоминается в летописи под 1405 г.: вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца он расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.
Благовещенский собор
Московского Кремля
(1405 год)
Успенский собор во Владимире
(1408 год)
Церковь св. Троицы в Троице – Сергиевом монастыре
(1423-1424 г.)
Андроников монастырь
(1426-1428 г.)
Символика изображения человека в житиях Епифания Премудрого
- В «Житие Стефана Пермского» писателю удалось создать первый живописный образ и первый литературный портрет Святителя.
- Центральное место в «Житии» уделено описанию действий Стефана по воплощению в жизнь своего подвига. Прежде всего, это его неустанные молитвы, тексты которых приводятся в книге, и неиссякаемое трудолюбие.
- Современное прочтение «Жития о Стефане Пермском» призывает всех нас к осмыслению подвига Святителя, к исправлению самих себя по его образу и подобию, к русской идее спасения и к посильной мужественной миссионерской деятельности среди многочисленных в настоящее время безбожников и язычников, помня слова апостола Павла, что нет ничего общего у света со тьмой, а у истины - с беззаконием.
Символика изображения человека в житиях Епифания Премудрого
- Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы.
- Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!»
- Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию.
Символика изображения человека в живописи Андрея Рублева
- Рублев как бы скрывает процесс духовной работы, целомудренно умалчивая о той борьбе, которую ведет подвижник в тишине своей кельи, свидетель чему только Бог. Его образы это результат невидимой брани, это образы совершенства, гармонии, чистоты, святости всего того, что открывается подвижнику на вершинах созерцания.
Фрески в Успенском соборе Владимира
Иконы Звенигородского чина
Икона Христа, из Звенигородского чина.
1410-1415 гг.
Апостол Павел. Икона из Звенигородского чина.
1410-1415 гг.
* Духовное ядро Звенигородского чина - образ Спаса. Лик Христа решен просто и величественно. В этом образе соединились сила и кротость, благородство и духовная углубленность, мягкость черт лица и непреклонность во взгляде. Это очень русский, славянский образ.
Иконы Андрея Рублёва
- На иконе «Спас в Силах» изображён восседающий на престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия. Величавый облик Спаса в соединении с душевной отзывчивостью позволяют увидеть в нём национальный идеал, в котором выражены народные представления о справедливости и святости веры.
Спас с Силах. 1408 г.
Иконы Андрея Рублёва
- В иконе Владимирской Богоматери мир переживаний глубоко человечен. В нём выражено то, что близко и понятно всем людям, - идея жертвенности материнской любви. Духовное единство двух близких людей мастерски передано художником.
Икона Владимирской Богоматери. Конец 14 века.
- Вершиной художественного творчества Андрея Рублёва является знаменитая «Троица», выразившая идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Она была плодом подлинного и счастливого вдохновения.
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни.
Д. С. Лихачев.
Итоги работы
- Древнерусские авторы донесли до современных читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделились своим жизненным опытом.
- Нам, живущим в XXI веке, надо взять за основу те человеческие качества, которые воспевали в своих произведения Епифаний Премудрый и Андрей Рублёв и которые в настоящее время теряют свою значимость: доброта, отзывчивость, трудолюбие, сострадание и т.д.