СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект, как линейное и нелинейное обучение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стать представляет собой обобщение опыта по применению на практике проектной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Проект, как линейное и нелинейное обучение»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой

Города Липецка







Проект, как линейное и нелинейное обучение








подготовила

учитель географии

Ширинская Людмила Анатольевна

















г. Липецк

2018







Добрый день, уважаемые коллеги!

Современный стандарт выстроен на системе требований к новым образовательным результатам. И главным становится достижение метапредметных результатов. В древнегреческом языке понятие предлога «мета» имеет несколько значений. Применительно к педагогической сфере переводится как «над» и означает более высокий уровень обобщения, универсальности, «надпредметности».

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. С уверенностью можно сказать, что метапредметность является основным трендом развития современных образовательных практик. А инструментарием может стать метод проектов. Хотя проектная деятельность не является новшеством её введение в условиях, когда каждый учащийся должен ею овладеть привносит в работу образовательных организаций сложности. В гимназии мы рассматриваем проект не как цель, а эффективный образовательный инструмент и активно ищем решения, чтобы этот инструмент заработал. «Вызов» времени мы приняли.

В работающей в обычном режиме школе создать условия для плодотворной проектной работы каждого ученика сложно, но необходимо. И чтобы проектная технология интегрировалась в уже отлаженный учебный процесс мы взяли обе формы обучения известные в современном образовании: последовательное, строго определенное (линейное) обучение и нелинейное (непоследовательное) индивидуально-ориентированное обучение. Может возникнуть вопрос: зачем усложнять и без того непростой по структуре образовательный процесс? Дело в том, что при выстраивании нелинейного образовательного подхода допустима вариативность цели, содержания, способов и форм получения знаний и темпа работы т. е. создаются условия, при которых осваиваемые знания становятся боле личностно значимыми. Систематизировав имеющийся в гимназии опыт, была сконструирована программа развития проектных компетенций.

Программа метапроектного обучения гимназии №19

класс


Линейная организация (часть) образовательного процесса

(последовательное и непрерывное расположение частей содержания и способов организации. Части содержания образования логически связаны между собой и представляют некоторую линейную «конструкцию»)

Нелинейная организация (часть) образовательного процесса (нелинейные средства и технологии обучения, при которых ученик становится субъектом процесса приобретения знаний)

5-8


В рамках расписания с 1 сентября 2018 года на параллели 5 классов планируется введение самостоятельного метапредметного курса «Мой проект» 1 час в неделю (модуль 1)

А в курсе информатики вносятся изменения направленные на освоение навыков проектной работы (Начало работы в программе Microsoft PowerPoint, Word) (модуль 2)

Защита проекта (модуль 3)

Подвижное, но согласованное расписание

Включение специальных подпространств гимназии: научное общество учащихся ( секция энциклопедист-исследователь), БИО, лабораторий кабинета физики и химии и т. д.

безклассное обучение

Проведение сетевых занятий и консультаций по проекту виртуально по скайпу обмен информацией по электронной почте. Ученик может сам выбрать форму обучения и индивидуальный темп работы над проектом, обеспечивающий выход каждого учащегося на свой уровень развития.

10



По программе в 10 классе предусмотрено 2 часа на проект вводится курс «Мой предмет», который будет преподаваться

Линейная часть 0, 5 часа и нелинейная 1, 5 часа в неделю Защита проекта (модуль 2)

С опорой на сайт «Мой проект», созданный мною

Подвижное, но согласованное расписание

Включение специальных подпространств гимназии: научное общество учащихся ( секция энциклопедист-исследователь), библиотечно-информационный отдел гимназии, лабораторий кабинета физики и химии и т. д.

безклассное обучение.

Проведение сетевых занятий и консультаций по проекту виртуально по скайпу обмен информацией по электронной почте и др. формы

Данную программу можно рассматривать как набор модулей. Модуль можно соединять с другими модулями и получать из сопоставимых по смыслу подготовки модулей новую образовательную программу. Со временем могут появиться и другие модули: например связанные с творческими или спортивными проектами или социальными проектами.

С завтрашними Десятиклассниками вообще непросто они незнакомы, в подавляющем большинстве, с работой над проектами. В идеале мы должны помочь им встроить проект в индивидуальный учебный план (образовательный маршрут). Сайт «Мой проект» предлагает в доступной форме все этапы работы над проектом. Удобен тем, что в любое время доступен при наличие интернета. Самостоятельную работу с сайтом можно рассматривать, как отдельный модуль.

Об эффективности выстраиваемой в гимназии модели можно будет судить преждевременно идёт её апробация. Предложенная программа метапроектного обучения найдёт своё отражение в разделе программы развития универсальных учебных действий на уровне среднего общего образования, как описание условий, обеспечивающих развитие УУД обучающихся.

А также в разделе методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения учащимися УУД.















































Проект позволит значительно совершенствовать учебный процесс в условиях глобальной информатизации и коммуникации.

Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учащимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.


Эти изменения диктуются самой жизнью,  


























Н.И. Пак приводит следующие основные подходы, попадающие под определение нелинейных: 1) метод проектов, 2) моделирования, 3) концентрический, 4) рекурсивный и 5) параллельный. Все они, за исключением параллельного, могут быть отнесены к числу подходов, допускающих индивидуальное применение



В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, распознавать структуру объекта и его новые функции, самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые, находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.



Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. 













Полный текст

Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Впервые стандарт выстроен на системе требований к образовательным результатам, В древнегреческом языке понятие предлога «мета» имеет несколько значений. Применительно к нашей сфере переводится как «над» и означает более высокий уровень обобщения, универсальности, «надпредметности».

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. С уверенностью можно сказать, что метапредметность является основным трендом развития современной образовательной практики. А инструментарием может стать метод проектов. Хотя проектная деятельность не является новшеством её введение в условиях, когда каждый учащийся должен ею овладеть привносит в работу образовательных организаций сложности. В гимназии мы рассматриваем проект не как цель, а эффективный образовательный инструмент и активно ищем решения, чтобы этот инструмент заработал. «Вызов» времени мы приняли.

В работающей в обычном режиме школе создать условия для плодотворной проектной работы каждого ученика. В современном образовании выделяют две формы обучения: последовательное, строго определенное (линейное) обучение и нелинейное (непоследовательное) индивидуально-ориентированное обучение. При выстраивании нелинейного образовательного процесса допустима вариативность цели, содержания, способов и форм получения знаний создаются условия, при которых осваиваемые знания становятся личностно значимыми. В гимназии разрабатывается модель ……., включающая обе формы обучения и линейную и нелинейную или находится на стыке обеих форм …. Линейные процессы более привычны и чаще встречаются в природе и в жизни общества . Современный образовательный процесс усложняется и появлятся нелинейная форма организации, как противоположность линейной. Это потребовалось для того, чтобы проектная технология интегрировалась…

модель гимназии №19

класс


Линейная организация (часть) образовательного процесса

(последовательное и непрерывное расположение частей содержания и способов организации. Части содержания образования логически связаны между собой и представляют некоторую линейную «конструкцию»)

Нелинейная организация (часть) образовательного процесса (нелинейные средства и технологии обучения, при которых ученик становится субъектом процесса приобретения знаний)

5-8


В рамках расписания с 1 сентября 2018 года на параллели 5 классов планируется введение самостоятельного метапредметного курса «Мой проект» 1 час в неделю ( модуль 1)

А в курсе информатики вносятся изменения направленные на освоение навыков проектной работы (Начало работы в программе Microsoft PowerPoint, Word) (модуль 2)

Подвижное, но согласованное расписание

Включение специальных подпространств гимназии: научное общество учащихся, БИО, лабораторий кабинета физики и химии и т. д.

безклассное обучение

Проведение занятий и консультаций по проекту виртуально по скайпу обмен информацией по электронной почте. Ученик может сам выбрать форму обучения. индивидуальный темп работы над проектом, обеспечивающий выход каждого учащегося на свой уровень развития

10



В 10 классе вводится курс «Мой предмет», который будет преподаваться 1 час в неделю.

Особенности Microsoft PowerPoint.

С опорой на сайт «Мой проект», созданный в гимназии,

Подвижное, но согласованное расписание

Включение специальных подпространств гимназии БИО, лабораторий кабинета физики и химии и т. д.

безклассное обучение

Проведение занятий и консультаций по проекту виртуально по скайпу обмен информацией по электронной почте и др. формы

Проектная технология (как нелинейная) не отменяет не должна вытеснять другие методы обучения

Данную образовательную модель можно рассматривать как набор модулей. Модуль можно соединять с другими модулями и получать из сопоставимых по смыслу подготовки модулей новую образовательную программу. Со временем могут появиться и другие модули: например связанные с творческими или спортивными проектами.

С завтрашними Десятиклассниками вообще непросто они незнакомы, в подавляющем большинстве, с работой над проектами. В идеале мы должны помочь им встроить проект в индивидуальный учебный план (образовательный маршрут). Сайт «Мой проект» предлагает в доступной форме все этапы работы над проектом. Удобен тем, что в любое время доступен при наличие интернета.  В последние годы в дидактике появилось новое направление: метапроектное обучение (Колесина К.Ю.), источниками которого могут являться: метод проектов; крупноблочная организация учебного процесса; проблемное обучение; исследовательское обучение, задачный (а не заданиевый) подход, межпредметная интеграция, включая ее транс - и кросс-интеграционные варианты. ИЛИ о проблемах перегрузки учителей

Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает оценку и за проект. И поэтому мы в гимназии меняем положение об оценке проекта.

Об эффективности выстраиваемой в гимназии модели можно будет судить в конце …..

















































Проект позволит значительно совершенствовать учебный процесс в условиях глобальной информатизации и коммуникации.

Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учащимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.


Эти изменения диктуются самой жизнью,  




















В последние годы в дидактике появилось новое направление: метапроектное обучение (Колесина К.Ю.), источниками которого могут являться: метод проектов; крупноблочная организация учебного процесса; проблемное обучение; исследовательское обучение, задачный (а не заданиевый) подход, межпредметная интеграция, включая ее транс - и кросс-интеграционные варианты.


Н.И. Пак приводит следующие основные подходы, попадающие под определение нелинейных: 1) метод проектов, 2) моделирования, 3) концентрический, 4) рекурсивный и 5) параллельный. Все они, за исключением параллельного, могут быть отнесены к числу подходов, допускающих индивидуальное применение



В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, распознавать структуру объекта и его новые функции, самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые, находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.



Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. 











10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!