Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №19 им. Н. З. Поповичевой
Города Липецка
Проект, как линейное и нелинейное обучение
подготовила
учитель географии
Ширинская Людмила Анатольевна
г. Липецк
2018
Добрый день, уважаемые коллеги!
Современный стандарт выстроен на системе требований к новым образовательным результатам. И главным становится достижение метапредметных результатов. В древнегреческом языке понятие предлога «мета» имеет несколько значений. Применительно к педагогической сфере переводится как «над» и означает более высокий уровень обобщения, универсальности, «надпредметности».
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. С уверенностью можно сказать, что метапредметность является основным трендом развития современных образовательных практик. А инструментарием может стать метод проектов. Хотя проектная деятельность не является новшеством её введение в условиях, когда каждый учащийся должен ею овладеть привносит в работу образовательных организаций сложности. В гимназии мы рассматриваем проект не как цель, а эффективный образовательный инструмент и активно ищем решения, чтобы этот инструмент заработал. «Вызов» времени мы приняли.
В работающей в обычном режиме школе создать условия для плодотворной проектной работы каждого ученика сложно, но необходимо. И чтобы проектная технология интегрировалась в уже отлаженный учебный процесс мы взяли обе формы обучения известные в современном образовании: последовательное, строго определенное (линейное) обучение и нелинейное (непоследовательное) индивидуально-ориентированное обучение. Может возникнуть вопрос: зачем усложнять и без того непростой по структуре образовательный процесс? Дело в том, что при выстраивании нелинейного образовательного подхода допустима вариативность цели, содержания, способов и форм получения знаний и темпа работы т. е. создаются условия, при которых осваиваемые знания становятся боле личностно значимыми. Систематизировав имеющийся в гимназии опыт, была сконструирована программа развития проектных компетенций.
Программа метапроектного обучения гимназии №19
класс | | Линейная организация (часть) образовательного процесса (последовательное и непрерывное расположение частей содержания и способов организации. Части содержания образования логически связаны между собой и представляют некоторую линейную «конструкцию») | Нелинейная организация (часть) образовательного процесса (нелинейные средства и технологии обучения, при которых ученик становится субъектом процесса приобретения знаний) |
5-8 | | В рамках расписания с 1 сентября 2018 года на параллели 5 классов планируется введение самостоятельного метапредметного курса «Мой проект» 1 час в неделю (модуль 1) А в курсе информатики вносятся изменения направленные на освоение навыков проектной работы (Начало работы в программе Microsoft PowerPoint, Word) (модуль 2) Защита проекта (модуль 3) | Подвижное, но согласованное расписание Включение специальных подпространств гимназии: научное общество учащихся ( секция энциклопедист-исследователь), БИО, лабораторий кабинета физики и химии и т. д. безклассное обучение Проведение сетевых занятий и консультаций по проекту виртуально по скайпу обмен информацией по электронной почте. Ученик может сам выбрать форму обучения и индивидуальный темп работы над проектом, обеспечивающий выход каждого учащегося на свой уровень развития. |
10 | | По программе в 10 классе предусмотрено 2 часа на проект вводится курс «Мой предмет», который будет преподаваться Линейная часть 0, 5 часа и нелинейная 1, 5 часа в неделю Защита проекта (модуль 2) | С опорой на сайт «Мой проект», созданный мною Подвижное, но согласованное расписание Включение специальных подпространств гимназии: научное общество учащихся ( секция энциклопедист-исследователь), библиотечно-информационный отдел гимназии, лабораторий кабинета физики и химии и т. д. безклассное обучение. Проведение сетевых занятий и консультаций по проекту виртуально по скайпу обмен информацией по электронной почте и др. формы |
Данную программу можно рассматривать как набор модулей. Модуль можно соединять с другими модулями и получать из сопоставимых по смыслу подготовки модулей новую образовательную программу. Со временем могут появиться и другие модули: например связанные с творческими или спортивными проектами или социальными проектами.
С завтрашними Десятиклассниками вообще непросто они незнакомы, в подавляющем большинстве, с работой над проектами. В идеале мы должны помочь им встроить проект в индивидуальный учебный план (образовательный маршрут). Сайт «Мой проект» предлагает в доступной форме все этапы работы над проектом. Удобен тем, что в любое время доступен при наличие интернета. Самостоятельную работу с сайтом можно рассматривать, как отдельный модуль.
Об эффективности выстраиваемой в гимназии модели можно будет судить преждевременно идёт её апробация. Предложенная программа метапроектного обучения найдёт своё отражение в разделе программы развития универсальных учебных действий на уровне среднего общего образования, как описание условий, обеспечивающих развитие УУД обучающихся.
А также в разделе методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения учащимися УУД.
Проект позволит значительно совершенствовать учебный процесс в условиях глобальной информатизации и коммуникации.
Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учащимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Эти изменения диктуются самой жизнью,
Н.И. Пак приводит следующие основные подходы, попадающие под определение нелинейных: 1) метод проектов, 2) моделирования, 3) концентрический, 4) рекурсивный и 5) параллельный. Все они, за исключением параллельного, могут быть отнесены к числу подходов, допускающих индивидуальное применение
В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, распознавать структуру объекта и его новые функции, самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые, находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.
Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей.
Полный текст
Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Впервые стандарт выстроен на системе требований к образовательным результатам, В древнегреческом языке понятие предлога «мета» имеет несколько значений. Применительно к нашей сфере переводится как «над» и означает более высокий уровень обобщения, универсальности, «надпредметности».
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. С уверенностью можно сказать, что метапредметность является основным трендом развития современной образовательной практики. А инструментарием может стать метод проектов. Хотя проектная деятельность не является новшеством её введение в условиях, когда каждый учащийся должен ею овладеть привносит в работу образовательных организаций сложности. В гимназии мы рассматриваем проект не как цель, а эффективный образовательный инструмент и активно ищем решения, чтобы этот инструмент заработал. «Вызов» времени мы приняли.
В работающей в обычном режиме школе создать условия для плодотворной проектной работы каждого ученика. В современном образовании выделяют две формы обучения: последовательное, строго определенное (линейное) обучение и нелинейное (непоследовательное) индивидуально-ориентированное обучение. При выстраивании нелинейного образовательного процесса допустима вариативность цели, содержания, способов и форм получения знаний создаются условия, при которых осваиваемые знания становятся личностно значимыми. В гимназии разрабатывается модель ……., включающая обе формы обучения и линейную и нелинейную или находится на стыке обеих форм …. Линейные процессы более привычны и чаще встречаются в природе и в жизни общества . Современный образовательный процесс усложняется и появлятся нелинейная форма организации, как противоположность линейной. Это потребовалось для того, чтобы проектная технология интегрировалась…
модель гимназии №19
класс | | Линейная организация (часть) образовательного процесса (последовательное и непрерывное расположение частей содержания и способов организации. Части содержания образования логически связаны между собой и представляют некоторую линейную «конструкцию») | Нелинейная организация (часть) образовательного процесса (нелинейные средства и технологии обучения, при которых ученик становится субъектом процесса приобретения знаний) |
5-8 | | В рамках расписания с 1 сентября 2018 года на параллели 5 классов планируется введение самостоятельного метапредметного курса «Мой проект» 1 час в неделю ( модуль 1) А в курсе информатики вносятся изменения направленные на освоение навыков проектной работы (Начало работы в программе Microsoft PowerPoint, Word) (модуль 2) | Подвижное, но согласованное расписание Включение специальных подпространств гимназии: научное общество учащихся, БИО, лабораторий кабинета физики и химии и т. д. безклассное обучение Проведение занятий и консультаций по проекту виртуально по скайпу обмен информацией по электронной почте. Ученик может сам выбрать форму обучения. индивидуальный темп работы над проектом, обеспечивающий выход каждого учащегося на свой уровень развития |
10 | | В 10 классе вводится курс «Мой предмет», который будет преподаваться 1 час в неделю. Особенности Microsoft PowerPoint. | С опорой на сайт «Мой проект», созданный в гимназии, Подвижное, но согласованное расписание Включение специальных подпространств гимназии БИО, лабораторий кабинета физики и химии и т. д. безклассное обучение Проведение занятий и консультаций по проекту виртуально по скайпу обмен информацией по электронной почте и др. формы |
Проектная технология (как нелинейная) не отменяет не должна вытеснять другие методы обучения
Данную образовательную модель можно рассматривать как набор модулей. Модуль можно соединять с другими модулями и получать из сопоставимых по смыслу подготовки модулей новую образовательную программу. Со временем могут появиться и другие модули: например связанные с творческими или спортивными проектами.
С завтрашними Десятиклассниками вообще непросто они незнакомы, в подавляющем большинстве, с работой над проектами. В идеале мы должны помочь им встроить проект в индивидуальный учебный план (образовательный маршрут). Сайт «Мой проект» предлагает в доступной форме все этапы работы над проектом. Удобен тем, что в любое время доступен при наличие интернета. В последние годы в дидактике появилось новое направление: метапроектное обучение (Колесина К.Ю.), источниками которого могут являться: метод проектов; крупноблочная организация учебного процесса; проблемное обучение; исследовательское обучение, задачный (а не заданиевый) подход, межпредметная интеграция, включая ее транс - и кросс-интеграционные варианты. ИЛИ о проблемах перегрузки учителей
Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает оценку и за проект. И поэтому мы в гимназии меняем положение об оценке проекта.
Об эффективности выстраиваемой в гимназии модели можно будет судить в конце …..
Проект позволит значительно совершенствовать учебный процесс в условиях глобальной информатизации и коммуникации.
Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учащимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Эти изменения диктуются самой жизнью,
В последние годы в дидактике появилось новое направление: метапроектное обучение (Колесина К.Ю.), источниками которого могут являться: метод проектов; крупноблочная организация учебного процесса; проблемное обучение; исследовательское обучение, задачный (а не заданиевый) подход, межпредметная интеграция, включая ее транс - и кросс-интеграционные варианты.
Н.И. Пак приводит следующие основные подходы, попадающие под определение нелинейных: 1) метод проектов, 2) моделирования, 3) концентрический, 4) рекурсивный и 5) параллельный. Все они, за исключением параллельного, могут быть отнесены к числу подходов, допускающих индивидуальное применение
В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации, распознавать структуру объекта и его новые функции, самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые, находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.
Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей.
10