СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Календарь исторических событий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня проблема изучения истории своей страны особенно актуальна, потому что современные дети  не интересуются этим, мало общаются с близкими родственниками, мало читают.  

Просмотр содержимого документа
«Проект "Календарь исторических событий"»









Проект

по литературному чтению

«Календарь исторических событий»

















Паспорт проекта.

Название проекта «Календарь исторических событий»

Руководитель проекта: Ожиганова Татьяна Владимировна

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение.

Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: окружающий мир, изобразительное искусство, информатика.

Состав учащихся:4 класс Б (10-11 лет)

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.

Цели проекта:

  • поставленные перед учащимися: в ходе выполнения проекта ученики учатся:  работать в парах и группах; собирать в книгах и сети Интернет соответствующую информацию; готовить рисунки или фотографии;  составлять устный рассказ; выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

  • Педагогические цели: заинтересовать учащихся чтением, развивать  их познавательные интересы, формировать речевую, коммуникативную  и информационную компетентности.

Задачи проекта:

-поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого,

-воспитать   самостоятельность,

-познакомить школьников со знаменательными датами

Проблемные вопросы:

1. Что такое календарь?

2. Какие страницы календаря будут у нас, назовите их, соотнесите дату и историческое событие.
3. О каких исторических событиях рассказывается в разделе "Летописи. Былины. Жития"?

  • победе Киевского князя Олега над греками в 6415 (907) году.

  • победах русского богатыря Ильи Муромца.

  • создании первой печатной книги.

  • благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

  • битве на Куликовом поле в 1380 году.





Предполагаемые результаты:

- повысить интерес ребёнка к истории своей страны.



Актуальность: За долгую историю люди придумали много разных календарей. На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.

Данный проект является  самостоятельной работой учащихся 4-х классов. В процессе работы над проектом ребята должны были не только познакомиться с отдельными историческими событиями , но и сделать выводы о том, что самый обычный календарь может нести в себе информацию о  событиях разных времён.

В рамках проекта дети обучаются современным ИКТ-технологиям, знакомятся с историей своей страны, учатся работать с дополнительной литературой.

Проблема: Сегодня проблема изучения истории своей страны особенно актуальна, потому что современные дети не интересуются этим, мало общаются с близкими родственниками, мало читают. Изучение истории способствует осмыслению гуманистических ценностей, проявившихся в различных исторических событиях; уважения к правам и свободам русского народа – народа победителя; уважение к культурному наследию, доставшемуся нам в наследство; осознание значения исторических событий в жизни русского народа, своей родины; проявление интереса к историческим книгам, картинам художников, музыке на историческую тему.

Участники проекта:

  • Учитель

  • Дети.

  • Родители.

Формы и методы работы:

  • Защита проекта;

  • Создание альбома «Календарь исторических событий»;

Для того, чтобы создать «Календарь исторических событий» по литературе нужно составить план событий прошлого. Он может быть отображен в таблице в такой последовательности.

1) историческое событие календаря;

2) время исторического события;

3) место исторического события;

4) участники исторического события;

5) итог исторического события.





Таблица может выглядеть так:

Историческое событие

Время

Место

Участники

Итог











 Выводы:

В результате работы над проектом учащиеся приобретали навыки поиска информации, учились работать в группах, взаимодействовать   со взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защита проекта способствовали формированию коммуникативной компетенции. Формирование информационной компетенции происходило на всех этапах работы над проектом: во время поиска и обработки информации, подготовки и защите проекта.


ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ – ЭТО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ!

































Тема. Проект «Создание календаря исторических событий».

Обобщающий урок по разделу «Летописи, былины, жития».

Цели урока: обобщить знания детей по разделу «Летописи. Былины. Жития»;

учить определять учебную задачу урока, учить планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять самоконтроль; учить определять место и время исторического события в календаре исторических дат; учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильные решения в коллективе, умение отстаивать свою точку зрения; обогащать и развивать устную речь обучающихся, мышление и творческие способности детей; формировать духовно-нравственные понятия; умение эмоционально реагировать на услышанное и прочитанное; учить анализировать поступки героев исторических событий, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков героев;

Планируемые результаты. Предметные: умение выбирать материал для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; самостоятельно составлять календарь исторических событий, рассказывать от историческом событии, сохраняя логическую последовательность, определять значение исторического события для страны; умения систематизировать историческую информацию, полученную из различных исторических источников.

Метапредметные: регулятивные-формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке и работы своих одноклассников; познавательные –овладение умениями использовать современные источники информации, анализировать и обобщать факты, формулировать выводы и оценивать деятельность исторических личностей, способность решать творческие задачи на основе материалов карты, иллюстративного ряда; умение отбирать необходимую информацию для создания проекта, самостоятельный и целенаправленный выбор темы проекта, план его создания и представления одноклассникам;коммуникативные – ответы на вопросы по представленному проекту, обсуждение исторических событий и их роли в жизни страны, доказательство своей точки зрения, выслушивание разных мнений по обсуждаемой теме.
Личностные: осознание обучающимися своей идентичности как гражданина Великой страны, Великого русского народа; осмысление гуманистических ценностей, проявившихся в различных исторических событиях; уважения к правам и свободам русского народа – народа победителя; уважение к культурному наследию, доставшемуся нам в наследство; осознание значения исторических событий в жизни русского народа, своей родины; проявление интереса к историческим книгам, картинам художников, музыке на историческую тему.

Ход урока

I.Организационный момент
1.Звучит песня С.Намина «Богатырская наша сила» (вступление)
- Добрый день, ребята. Как вы думаете, почему мы начали урок такими словами?
- Что нам необходимо для успешной работы на уроке?
2.Зрительная гимнастика
Обучающиеся слушают вступление к песни, прогнозируют работу на уроке, проверяют свою готовность к нему.

III. Актуализация необходимых знаний
- Вспомните, пожалуйста, после изучения какого раздела учебника мы приступили к работе над проектом?
- Назовите исторические события, о которых узнали на уроках литературного чтения и окружающего мира.
- Расскажите кратко, о каком историческом событии вы подготовили рассказ на основе плана:
1) историческое событие, 2) время, 3) место, 4) участники, 5) итог.
Раздел учебника «Летописи. Былины. Жития».
Дети называют исторические события: покорение Царьграда князем Олегом; Куликовская битва.
Обучающиеся рассказывают об исторических событиях по плану на основе материалов, подобранных в презентации

IV.Мотивация познавательной деятельности
- Вспомните, что такое «Лента времени», подумайте и скажите, в какой последовательности нам надо расположить наши исторические события на «Ленте времени».
- Наш проект называется «Создание календаря исторических событий». А что такое календарь? Где можно узнать его лексическое значение?
- В разных толковых словарях по разному дается толкование этого слова – календарь. В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой есть несколько значений этого слова. Как такие слова называются?
Календарь [календарь] м. 1) Справочное печатное издание в виде таблицы или книжки, содержащей последовательный перечень дней года с указанием различных других сведений (праздников, памятных дат, астрономических данных и т.п.). 2) Способ счисления дней в году. 3) разг. Распределение работы, занятий и т.п. по дням, месяцам и т.п.).- Как вы думаете, какой толкование слова «календарь» более точно подходит к нашему уроку?
За долгую историю люди придумали много разных календарей. На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали. например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября. Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. ПетрI ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.В России григорианский календарь был введен с 14 февраля 1918. Различие между старым и новым стилями составляет в 18 веке 11 суток, в 19 веке 12 суток и в 20 веке 13 суток.
Отмечают на «Ленте времени» последовательно:
988 г.- Крещение Руси;
5 апреля 1242 года – битва на льду Чудского озера («Ледовое побоище»;
8 сентября 1380 г. – Куликовская битва;
26 августа 1812 г. – Бородинское сражение.
(на доске крепятся только даты, без названия исторического события)
В толковых словарях.
Календарь (лат. calendarium, calemdae – первый день месяца) - система счисления времени
Такие слова называются многозначными. Нам подходит первое значение.
V.Организация познавательной деятельности
- Мы с вами определили порядок представления своих проектов – так как эти события происходили показано на «Ленте времени»
- Первый проект «Крещение Руси». Об этом важном историческом событии расскажет ……..

 - Быть патриотом совей страны без глубокого знания истории России, без воспитания в себе духовных качеств наших предков невозможно. В истории нашей страны были победы и поражения, политические кризисы, нашествия иноземцев, но, сильная духом своего народа в решающих битвах за независимость Россия всегда побеждала. 10 февраля 1995 г. Государственная Дума РФ приняла Закон «О днях воинской славы России». В нем указано, что днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков. Днями воинской славы стали и дни великих битв – битвы на Чудском озере, Куликовской битвы, Бородинского сражения. Об этих исторических событиям нам расскажут ребята, подготовившие проекты по данным темам.
- Одна из групп работала в нашей школьной библиотеке, чтобы организовать выставку литературы, в которой получили отражение исторические события, рассказанные вами на уроке. Подойдите к выставке, рассмотрите.
- Что вы заметили? На какие группы можно разделить эту литературу?
Обучающиеся выступают с проектом, обозначая цели и план своей работы над проектом. В конце выступления показывают значение этого исторического события для нашей страны.
По ходу выступления детьми могут задаваться вопросы.
Обучающиеся рассматривают выставку, находят книги из определённой серии («Я познаю мир», «Великая Россия» , «Всё обо всём» и другие).
Делят на группы – справочная и художественная литература.
VI. Обобщение и систематизация знаний
- Вспомните, какие цели мы ставили перед уроком? Как вы думаете, мы их все решили?
- Из чего состоит календарь? Какие страницы календаря будут у нас назовите их, соотнесите дату и историческое событие.
Нет. Мы не сделали календарь.
На доске обучающиеся соотносят дату на «Ленте времени» и историческое событие:
988 г.- Крещение Руси;
5 апреля 1242 года – битва на льду Чудского озера («Ледовое побоище»;
8 сентября 1380 г. – Куликовская битва;
26 августа 1812 г. – Бородинское сражение.
VII. Применение знаний и умений в новой ситуации
- Результатом нашей работы станет выпуск «Календаря исторических событий» (показывает титульный лист календаря).
- Какая страница станет первой? Второй? Третьей? Четвертой?
Обучающиеся каждый лист надевают на основу (папку)
VIII. Рефлексия
-Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, кому понравилось на уроке? Что?
- Что нового вы узнали?
- Кто доволен своей работой? Кто не доволен? Почему?
- Чья работа вам понравилась больше всех? Почему?
- Чему вы научились, работая над этим проектом?
- Кого вы хотели бы поблагодарить за помощь в создании проекта?
Дети оценивают свою деятельности и деятельность своих одноклассников, анализируют увиденное и услышанное.
IX. Подведение итогов урока
- Ребята, как вы считаете, мы выполнили поставленные перед уроков цели? Что мы с вами создали?
- В нашем календаре всего четыре страницы, а история нашей страны огромная. Как вы думаете, мы можем продолжить работу с «Календарём»?
- Странички каких исторических событий мы могли бы добавить в него?
- Мне очень хочется поблагодарить всех вас за прекрасный урок, за ваше старание и пожелать, чтобы с каждым учебным годом наш календарь становился как можно толще. А вы узнавали много нового и интересного из истории нашей замечательной страны и выросли настоящими патриотами своего Отечества.
Поставленные цели выполнили.
Мы создали «Календарь исторических событий»
Прогнозы и предложения детей
X. Домашнее задание
- Дома подумайте, пожалуйста, можете посоветоваться с родителями, какие ещё исторические события мы могли бы добавить в наш календарь.
- Урок окончен.
Записывают задание в дневник.





































Приложение

Календарь исторических событий

Историческое событие

Время

Место

Участники

Итог

1. Ледовое побоище

5 апреля

1242г.

Чудское озеро

Войска Новгородской Республики под

руководством Александра Невского и войска германцев-крестоносцев.

Победа Александра Невского над немецкими рыцарями Ливонского ордена

2. Куликовская битва

8 сентября

1380 г.


Южный берег Дона, на Куликовом поле

Русские войска и монголо- татары

Русские войска во главе с московским князем Дмитрием Донским одержали победу. Битва завершилась разгромом татарского войска и положила начало освобождению русского народа от золотоордынского ига

3. Освобождение Москвы во время Смуты

4 ноября

1612 г

Штурмом взяли Китай –город.

Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и польские войска

Освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением

4. Отечественная война


- Бородинское сражение

1812г.




24-26 августа 1812г.





У деревни Бородино к западу от Московской области

Российская и Французская империя


Русская армия под руководством Михаила Кутузова и французской армией под командованием Наполеона Бонапарта





В ходе Бородинского сражения обе стороны потеряли немало генералов


Эта война завершилась полной безоговорочной победой русских над Наполеоном.

5. Гражданская война

ноябрь 1917г.- октябрь 1922г.

Территория бывшей Российской империи и ряд приграничных территорий

конфликт между различными политическими, социальными и этническими группами

Главным результатом этой страшной войны стало окончательное утверждение Советской власти

6. Великая Отечественная война

22 июня 1941-9 мая 1945гг.

Восточная Европа , Центральная Европа

Война СССР против нацистской Германии

ВОВ закончилась полной победой над Германией

7. Первый полет в космос

12 апреля 1961 г.

Советский Союз

Юрий Алексеевич Гагарин

Был выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль «Восток» с человеком. Полет длился 108 минут.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!