Содержание
Аннотация наставника………………………………………
Введение …………………………………………………….
1. Теоретическая часть.
1.1. Историческая справка ………………………………..
1.2. Подготовка материала к выжиганию
1.3. Виды и способы выжигания
1.4. Техника безопасности
2. Практическая часть.
2.1. Технология работы над выжиганием
2.2. Экономическая оценка
Заключение …………………………………….
Список литературы ……………………………………
Аннотация наставника
В своей работе «Выжигание «Волк на катке»» автор раскрыл основы ремесла выжигание на фанере, описал приемы работы с выжигателем, прописал правила техники безопасности, обосновал выбор темы для картины, изготовил её, оформил проектную документацию на хорошем уровне.
Тип проекта – творческий.
Продукт проекта – «Выжигание «Волк на катке»».
Работа носит прикладной характер и будет полезна тем подросткам, которые решили открыть для себя мир выжженных картин, а также педагогам в качестве материала для реализации национальных, региональных и этнических особенностей по технологии и другим смежным дисциплинам.
Данная работа способствует развитию навыков работы с литературой, сетью интернет, учит применять средства ИКТ для достижения поставленных целей, способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных действий, развивает коммуникативные и творческие способности ребенка.
Актуальность исследования
В продаже много подарков, но иногда трудно что-то подобрать и/или есть финансовые затруднения для приобретения подарка в магазине.
Я с удовольствием занимаюсь выжиганием. Изготовил уже несколько разных картин. Их можно подарить родным или друзьям на день рождения, ими можно украсить квартиру.
Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой дерева, особое место занимает декоративное выжигание.
Одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества, выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
Цель: изготовить панно «Волк на катке».
Задачи:
изучить историю выжигания по дереву
изучить основные приемы и правила выжигания по дереву
оформить проектную документацию.
Практическая ценность исследования: я хочу удивить моим мастерством своих одноклассников, если у кого-то появиться желание выжигать, то, быть может, мы будем потом это делать вместе. Вместе веселее.
Информацию и изделие можно использовать на уроках технологии, можно отдать в музей школы.
1. Теоретическая часть.
1.1. Историческая справка
Выжигание, или правильнее сказать пирография, - это рисование огнём, в переводе с древнегреческого. Очень красивый и занимательный вид творческого рукоделия.
Выжиганием по дереву люди стали заниматься очень давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700г. до н.э. Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно ещё в 9 - 10 веках. Сначала выжигали с помощью огня, потом стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.
Начиная с 17 века в Сергиевом Посаде выделилось производство деревянной игрушки, получившей название «Троицкой». А к концу 19 века началось массовое изготовление матрёшек, украшенных выжиганием. В начале прошлого века выжженными узорами начали украшать солонки, ковши, шкатулки.
В конце 19 века - в начале 20 в. выжигание стало популярным среди населения. Им стали увлекаться и высшие слои общества.
В это же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой с двумя отверстиями, с выходящими резиновыми трубками.
В середине 20 века появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям...
Выжигание осуществляется не только по древесине, а вообще по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры — ткани, кожи, бумаге, картону и др.
1.2. Подготовка материала к выжиганию
Прежде всего, нужно подобрать подходящий материал и придать ему определенную форму. Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера. Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола, поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск. Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудестых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, тополь, ольха и отчасти береза. Лучше всего если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска.
Поверхность выбранного вами материала необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине, их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.
1.3. Виды и способы выжигания
Приступая к работе необходимо четко представлять характер композиции. Нужно выяснить какое это будет выжигание. Существует три вида выжигания: контурное, силуэтное и художественное.
Контурное выжигание используют многие начинающие. Оно относительно простое и напоминает работу карандашом при выполнение контурного рисунка на бумаге. Такой тип выжигания выполняется, как правило, кончиком иглы. Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.
Силуэтное выжигание имеет два приема: «гладкий штрих» и «отжог». При использовании первого получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этим приемом можно выжигать довольно большие поверхности. Движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.
Другой прием силуэтного выжигания – «отжог». В этом приеме важно в начале работы отжечь от края полоску и одновременно четко обозначить сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».
Этот прием выжигания познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Важно показать, что одни предметы находятся ближе, а другие – несколько в глубине и что между ними находится свободное пространство.
Я выбрал контурное выжигание.
Способы выжигания.
Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое и кислотами.
Плоское выжигание - на одной плоскости.
Глубокое выжигание - рисунок уходит вглубь доски.
Я выбрал плоское выжигание.
1.4 Техника безопасности при выжигании по дереву
При работе с электровыжигателем не следует ставить рядом с ним ёмкости с водой или мокрые предметы, брать прибор мокрыми руками.
При выжигании образуется едкий дым, из-за чего нельзя сильно наклоняться к дощечке.
Все работы следует проводить в проветриваемом помещении.
Нельзя прикасаться к раскалённым штифтам руками или одеждой.
2. Практическая часть.
2.1. Технология работы над выжиганием
№ п/п | Последовательность выполнения работ |
1 | Шаг 1. Выбираем сюжет будущей картины. Делаем эскиз, который поможет нам определить размеры и композицию. |
2 | Шаг 2. Нам необходимо зашкурить всю поверхность наждачной бумагой. Для обработки больших неровностей используется грубая шкурка, например № 40.После нее на дереве остаются царапины, которые удаляются тонкой шкуркой, например, № 100.Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой. |
3 | Шаг 3. Переносим с помощью копировальной бумаги эскиз на подготовленную нами фанеру. Для удобства эскиз и копировальную бумагу закрепляем скотчем. |
4 | Шаг 4. Приступаем к выжиганию рисунка. Сначала выжигаем крупные детали, фигуры, а затем — более мелкие. |
5 | Шаг 5. При необходимости, зачищаем поверхность мелкозернистой наждачной бумагой. Удаляем древесную пыль чистой сухой тряпкой. |
6 | Выполняем окончательную отделку изделия – шлифовку. |
2.2. Экономическая оценка
Существует такая поговорка: «деньги любят счет».
Когда ты будешь четко знать, куда и сколько денег потрачено, тогда сможешь контролировать ситуацию и изменять ее. Поэтому я определил общие затраты на материалы.
Фанера у меня была в наличии, осталась от прежних работ. Выжигатель мне подарил отец, поэтому мне не нужно было его покупать. Таким образом, изготовление изделия мне обошлось в 0 рублей.
№ | Наименование материалов | Количество | Стоимость | Всего |
1 | фанера | 1 | В наличии | 0 |
2 | выжигатель | 1 | В наличии | 0 |
ВСЕГО: | 0 руб. |
Заключение
Изготовление выжженных картин с применением различных приёмов — увлекательное занятие, дающее радость. Цель моей работы достигнута.
Мое изделие - «Волк на катке» - отличается продуманным дизайном, элегантностью, удачным подбором рисунка, тщательностью исполнения. Правильно выполненные линии рисунка обеспечивают отличный внешний вид и эстетичность.
При изготовлении данного изделия вред окружающей среде не нанесен.
Панно предназначено для защиты проекта.
Материалы моего проекта могут использоваться ребятами на уроках технологии при изготовлении изделий из древесины с применением технологии выжигания по дереву.
Работа потребовала от меня терпения и усидчивости, зато результаты радуют! Мою поделку можно подарить друзьям, а можно отдать в музей, а можно оформить проектом, как я и сделал. Все, кто видел мои работы, удивлялись. Попробуйте и вы удивить своих друзей и близких, мир выжигания ждёт вас.
Чтобы привлечь внимание сверстников к моему увлечению, я выступил перед учащимися нашего класса на классном часе.
Моё выступление вызвало живой интерес, слушатели поблагодарили меня за рассказ и попросили научить работать выжигателем так же хорошо, как умею это я.
Возможные перспективы моей работы: за время работы над проектом я накопил большой материал, который может быть использован при создании новых проектов.
Это прекрасное занятие, которое я рекомендую всем. От него повышается настроение.
Список литературы
Технология.» 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ П. С. Самородский, Н.В. Синицина. , В.Н. Правдюк ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. :Вентана-Граф, 2014.
ПИРОГРАФИЯ или искусство выжигания по дереву», Сью Уолтерс, 2004 год
ЮРИЙ ПОДОЛЬСКИЙ - ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ. ТЕХНИКИ, ПРИЕМЫ, ИЗДЕЛИЯ- http://profilib.com/chtenie/85806/yuriy-podolskiy-vyzhiganie-po-derevu-tekhniki-priemy-izdeliya-16.php
ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ -Информационный портал для любителей пирографии- http://pyrography-fireart.ru.
10