Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
Информационный проект:
«Казачьему роду – нема переводу».
Работу выполнили: Девятых Валерия, Короткий Вадим, Пономарев Андрей, Обухова Анастасия, Онищук Вероника, Шехурдина Евгения
объединение «Созвездие», 7 класс
Педагог-Трощенкова Н.Ю.
г.Великий Устюг
2019
Цель:
знакомство с историей казачества, их традициями, бытом и народным костюмом на Вологодской земле
Задачи:
- найти и изучить информацию об истории, традициях и быте казаков;
- найти историю зарождения казачьего костюма на устюжской земле;
- познакомиться с элементами народного казачьего костюма;
- систематизировать информацию по теме;
- создать презентацию «Казачьему роду - нема переводу».
История казачества,
казачьего быта и казачьего народного танца
В России казачество начиналось в донских степях. Каждый беглый, добравшийся до Дона, становился казаком. Казак - это вольный человек, живущий с мечтой о счастливой и свободной жизни.
Казачьи подразделения во все времена сохраняли боеспособность, порядок и дисциплину. В начале 16 века по приказу царя на Вологодчине стали создаваться поселения казаков для несения караульной службы по охране северных окраин России.
Казаки на протяжении многовековой истории – глубоко верующие люди и исповедуют православную христианскую веру .
Основу хозяйственной жизни казаков составляло сельское хозяйство. Земля была собственностью юрта станицы.
Юртовая земля делилась на три главные части.
Одна предназначалась для хлебопашества, другая для выпаса скота - каждый имел в своём хозяйстве быков, лошадей, коров, овец, а третья для сенокосов.
Войсковой Круг-верховный орган власти.
На Войсковом кругу выбирали атамана и его помощника — есаула, вершили суд, решали вопросы войны и мира, читали царские грамоты, давали ответ царскому посланнику.
За воровство, трусость, непослушание наказывали лишением прав.
По роду службы казаки делились
на полковых и станичных.
Семен Дежнев
Ерофей Хабаров
Среди известных казаков немало наших земляков - это первооткрыватели Сибири - Ермак, Семен Дежнев, Федот Попов, Владимир Атласов, Ерофей Хабаров.
Ермак
Сегодня казачество - это сплоченная, организованная сила, которая воспитывает патриотически подрастающее поколение, стойко сохраняет многовековые традиции .
Казачьи семьи были большими. Отец был полновластным хозяином семьи, обладал единоличной властью, брал на себя всю тяжелую мужскую работу по дому, участвовал в казачьих Кругах станицы и сходах, на которых казаку указывали на место в роду.
Когда в семье рождался мальчик, на него возлагались большие надежды и воспитывали по казачьим традициям практически с пеленок, так как мальчик – это будущий воин, труженик, а самое главное – продолжатель рода.
Казаков мальчиков с детства готовили к военной службе. С пяти лет они работали с родителями в поле. С 8 лет учились владеть нагайкой, а с 12 лет их начинали водить на Круг (сход), приучали к боевому оружию и умению ездить на лошадях. С 16 лет казачата проходили обучение под руководством опытных казаков. Они учились верховой езде с элементами джигитовки, рубить лозу шашкой, стрелять из винтовки.
Женщина - казачка являлась хранительницей традиций и семейного очага. На их плечи ложилась вся работа по дому: соблюдение постов, питание семьи, чистота жилья и ремонт одежды.
Одни казачьи войска от других отличались цветом формы. В 16 веке основными частями мужской казачьей одежды были свободная рубаха, штаны, кафтан, шапка, сапоги. С каждым столетием одежда менялась, появлялись свои особенности. В 17 веке царица Анна Иоанновна в подарок казакам пожаловала синее и красное сукно. С тех пор казаки носят сине-красную форму.
В будние дни казаки носили синие штаны, а по праздникам и в дни свадеб — красные. Цвет штанов выбирался в соответствии с возрастом человека. Рубахи шили из холста или шёлка. Поверх рубахи одевался пояс для оружия. Отсутствие пояса считалось позором.
Головным убором казаков служили папахи, шапка и фуражка, казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя.
Казачий женский костюм Вологодской области очень разнообразен.
Основой костюма была льняная рубаха с высоким воротом, закрывающим грудь или с небольшим отложным воротничком.
Они были с узкими рукавами, заканчивающиеся манжетами или с широкими рукавами с оборками до локтей. Ворот и разрез украшался вышивкой.
Рубаху шили из полотна, розового ситца, красного батиста или тонкой узорной холстины.
Поверх рубахи надевали косоклинный сарафан или сарафан - юбку с высокой талией на лямках, обшитую тесьмой.
Поверх сарафана надевался передник, украшенный вышивкой и кружевами.
В 19 веке под влиянием моды женский казачий костюм изменился, основными элементами его стали ярких цветов юбка и кофта. Кофта, плотно облегающая корпус, с небольшой баской у бедер, украшалась кружевом, гипюром, лентами. Она шилась из полотна, розового ситца, красного батиста или тонкой узорной холстиной. Воротник-стоечку и разрез украшали вышивкой. Такой костюм назывался - парочка.
В начале 20 века вошла в моду кофта свободного покроя немного ниже талии, с застежкой спереди, длинным рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины. Юбку шили в 3-4 полотнища, длинные, с оборкой по подолу, на подкладке. Под нее надевали несколько нижних юбок, украшенных шитьем. Обязательными атрибутами являлся пояс, платок (или шаль), головной убор и обувь, а дополнениями к костюму служили украшения: серьги, кольца, браслеты.
Казачий сценический костюм - военная форма и женская «парочка» стали неотъемлемой принадлежностью сцены или праздника. Наличие бурок, черкесок и других частей костюма говорит об принадлежности к региональному роду.
В обязательном порядке в сценической мужской одежде использовались лампасы, цвет которых позволяет определять казачий род.
Он был наездник, воин, пахарь. Он за Россию воевал. Рубил врага, не зная страха. В трёх войнах жизнью рисковал. О церкви помнил и о Боге, И верен был своей жене. И вот его, как очень многих, Враги поставили к стене. Когда его, порядка ради, Чтоб записать чего да как, Они спросили: - Кто ты, дядя? Он лишь одно сказал: - Казак.
Литература
https://hystory.mediasole.ru/proishozhdenie_kazakov
https://tanci-kavkaza.ru/kazaki/
https://worknet-info.ru/read-blog/
https://ogbors.livejournal.com/624364.html
Интернет источники
https://yandex.ru/images/
https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https
https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https
Интернет источники
https://www.yuga.ru/articles/society/4345.html
http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/kazachij-byt
https://www.svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/rostov-na-donu-i-oblast/istoriya-donskogo-kazachestva.html
Литература
- Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака). Ростов н/Д.: Феникс, 2015. С. 9–10.
- Казаки. / под ред. Б.А. Алмазова. СПб, 1999. С. 45.
Спасибо за внимание