СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Казачьему роду -нема переводу"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: знакомство с историей казачества, их традициями, бытом и народным костюмом на Вологодской земле.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Казачьему роду -нема переводу"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» Информационный проект:                «Казачьему роду – нема переводу». Работу выполнили: Девятых Валерия, Короткий Вадим, Пономарев Андрей, Обухова Анастасия, Онищук Вероника, Шехурдина Евгения объединение «Созвездие», 7 класс Педагог-Трощенкова Н.Ю. г.Великий Устюг 2019

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»

Информационный проект:

«Казачьему роду – нема переводу».

Работу выполнили: Девятых Валерия, Короткий Вадим, Пономарев Андрей, Обухова Анастасия, Онищук Вероника, Шехурдина Евгения

объединение «Созвездие», 7 класс

Педагог-Трощенкова Н.Ю.

г.Великий Устюг

2019

Цель:   знакомство с историей казачества, их традициями, бытом и народным костюмом на Вологодской земле  Задачи: найти и изучить информацию об истории, традициях и быте казаков; найти историю зарождения казачьего костюма на устюжской земле; познакомиться с элементами народного казачьего костюма; систематизировать информацию по теме; создать презентацию «Казачьему роду - нема переводу».

Цель:

знакомство с историей казачества, их традициями, бытом и народным костюмом на Вологодской земле

Задачи:

  • найти и изучить информацию об истории, традициях и быте казаков;
  • найти историю зарождения казачьего костюма на устюжской земле;
  • познакомиться с элементами народного казачьего костюма;
  • систематизировать информацию по теме;
  • создать презентацию «Казачьему роду - нема переводу».
 История казачества, казачьего быта и казачьего народного танца

История казачества,

казачьего быта и казачьего народного танца

 В России казачество начиналось в донских степях. Каждый беглый, добравшийся до Дона, становился казаком. Казак - это вольный человек, живущий с мечтой о счастливой и свободной жизни.

В России казачество начиналось в донских степях. Каждый беглый, добравшийся до Дона, становился казаком. Казак - это вольный человек, живущий с мечтой о счастливой и свободной жизни.

Казачьи подразделения во все времена сохраняли боеспособность, порядок и дисциплину. В начале 16 века по приказу царя на Вологодчине стали создаваться поселения казаков для несения караульной службы по охране северных окраин России.

Казачьи подразделения во все времена сохраняли боеспособность, порядок и дисциплину. В начале 16 века по приказу царя на Вологодчине стали создаваться поселения казаков для несения караульной службы по охране северных окраин России.

Казаки на протяжении многовековой истории –  глубоко верующие люди и исповедуют православную христианскую веру .

Казаки на протяжении многовековой истории – глубоко верующие люди и исповедуют православную христианскую веру .

Основу хозяйственной жизни казаков составляло сельское хозяйство. Земля была собственностью юрта станицы. Юртовая земля делилась на три главные части. Одна предназначалась для хлебопашества, другая для выпаса скота - каждый имел в своём хозяйстве быков, лошадей, коров, овец, а третья для сенокосов.

Основу хозяйственной жизни казаков составляло сельское хозяйство. Земля была собственностью юрта станицы.

Юртовая земля делилась на три главные части.

Одна предназначалась для хлебопашества, другая для выпаса скота - каждый имел в своём хозяйстве быков, лошадей, коров, овец, а третья для сенокосов.

Войсковой Круг-верховный орган власти.

Войсковой Круг-верховный орган власти.

На Войсковом кругу выбирали атамана и его помощника — есаула, вершили суд, решали вопросы войны и мира, читали царские грамоты, давали ответ царскому посланнику. За воровство, трусость, непослушание наказывали лишением прав.

На Войсковом кругу выбирали атамана и его помощника — есаула, вершили суд, решали вопросы войны и мира, читали царские грамоты, давали ответ царскому посланнику.

За воровство, трусость, непослушание наказывали лишением прав.

По роду службы казаки делились на полковых и станичных.

По роду службы казаки делились

на полковых и станичных.

Семен Дежнев Ерофей Хабаров Среди известных казаков немало наших земляков - это первооткрыватели Сибири - Ермак, Семен Дежнев, Федот Попов, Владимир Атласов, Ерофей Хабаров. Ермак

Семен Дежнев

Ерофей Хабаров

Среди известных казаков немало наших земляков - это первооткрыватели Сибири - Ермак, Семен Дежнев, Федот Попов, Владимир Атласов, Ерофей Хабаров.

Ермак

Сегодня казачество - это сплоченная, организованная сила, которая воспитывает патриотически подрастающее поколение, стойко сохраняет многовековые традиции .

Сегодня казачество - это сплоченная, организованная сила, которая воспитывает патриотически подрастающее поколение, стойко сохраняет многовековые традиции .

Казачьи семьи были большими. Отец был полновластным хозяином семьи, обладал единоличной властью, брал на себя всю тяжелую мужскую работу по дому, участвовал в казачьих Кругах станицы и сходах, на которых казаку указывали на место в роду.

Казачьи семьи были большими. Отец был полновластным хозяином семьи, обладал единоличной властью, брал на себя всю тяжелую мужскую работу по дому, участвовал в казачьих Кругах станицы и сходах, на которых казаку указывали на место в роду.

Когда в семье рождался мальчик, на него возлагались большие надежды и воспитывали по казачьим традициям практически с пеленок, так как мальчик – это будущий воин, труженик, а самое главное – продолжатель рода.

Когда в семье рождался мальчик, на него возлагались большие надежды и воспитывали по казачьим традициям практически с пеленок, так как мальчик – это будущий воин, труженик, а самое главное – продолжатель рода.

Казаков мальчиков с детства готовили к военной службе. С пяти лет они работали с родителями в поле. С 8 лет учились владеть нагайкой, а с 12 лет их начинали водить на Круг (сход), приучали к боевому оружию и умению ездить на лошадях. С 16 лет казачата проходили обучение под руководством опытных казаков. Они учились верховой езде с элементами джигитовки, рубить лозу шашкой, стрелять из винтовки.

Казаков мальчиков с детства готовили к военной службе. С пяти лет они работали с родителями в поле. С 8 лет учились владеть нагайкой, а с 12 лет их начинали водить на Круг (сход), приучали к боевому оружию и умению ездить на лошадях. С 16 лет казачата проходили обучение под руководством опытных казаков. Они учились верховой езде с элементами джигитовки, рубить лозу шашкой, стрелять из винтовки.

Женщина - казачка являлась хранительницей традиций и семейного очага. На их плечи ложилась вся работа по дому: соблюдение постов, питание семьи, чистота жилья и ремонт одежды.

Женщина - казачка являлась хранительницей традиций и семейного очага. На их плечи ложилась вся работа по дому: соблюдение постов, питание семьи, чистота жилья и ремонт одежды.

Одни казачьи войска от других отличались цветом формы. В 16 веке основными частями мужской казачьей одежды были свободная рубаха, штаны, кафтан, шапка, сапоги. С каждым столетием одежда менялась, появлялись свои особенности. В 17 веке царица Анна Иоанновна в подарок казакам пожаловала синее и красное сукно. С тех пор казаки носят сине-красную форму.

Одни казачьи войска от других отличались цветом формы. В 16 веке основными частями мужской казачьей одежды были свободная рубаха, штаны, кафтан, шапка, сапоги. С каждым столетием одежда менялась, появлялись свои особенности. В 17 веке царица Анна Иоанновна в подарок казакам пожаловала синее и красное сукно. С тех пор казаки носят сине-красную форму.

В будние дни казаки носили синие штаны, а по праздникам и в дни свадеб — красные. Цвет штанов выбирался в соответствии с возрастом человека. Рубахи шили из холста или шёлка. Поверх рубахи одевался пояс для оружия. Отсутствие пояса считалось позором.

В будние дни казаки носили синие штаны, а по праздникам и в дни свадеб — красные. Цвет штанов выбирался в соответствии с возрастом человека. Рубахи шили из холста или шёлка. Поверх рубахи одевался пояс для оружия. Отсутствие пояса считалось позором.

Головным убором казаков служили папахи, шапка и фуражка, казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя.

Головным убором казаков служили папахи, шапка и фуражка, казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя.

Казачий женский костюм Вологодской области очень разнообразен. Основой костюма была льняная рубаха с высоким воротом, закрывающим грудь или с небольшим отложным воротничком. Они были с узкими рукавами, заканчивающиеся манжетами или с широкими рукавами с оборками до локтей. Ворот и разрез украшался вышивкой. Рубаху шили из полотна, розового ситца, красного батиста или тонкой узорной холстины. Поверх рубахи надевали косоклинный сарафан или сарафан - юбку с высокой талией на лямках, обшитую тесьмой. Поверх сарафана надевался передник, украшенный вышивкой и кружевами.

Казачий женский костюм Вологодской области очень разнообразен.

Основой костюма была льняная рубаха с высоким воротом, закрывающим грудь или с небольшим отложным воротничком.

Они были с узкими рукавами, заканчивающиеся манжетами или с широкими рукавами с оборками до локтей. Ворот и разрез украшался вышивкой.

Рубаху шили из полотна, розового ситца, красного батиста или тонкой узорной холстины.

Поверх рубахи надевали косоклинный сарафан или сарафан - юбку с высокой талией на лямках, обшитую тесьмой.

Поверх сарафана надевался передник, украшенный вышивкой и кружевами.

В 19 веке под влиянием моды женский казачий костюм изменился, основными элементами его стали ярких цветов юбка и кофта. Кофта, плотно облегающая корпус, с небольшой баской у бедер, украшалась кружевом, гипюром, лентами. Она шилась из полотна, розового ситца, красного батиста или тонкой узорной холстиной. Воротник-стоечку и разрез украшали вышивкой. Такой костюм назывался - парочка.

В 19 веке под влиянием моды женский казачий костюм изменился, основными элементами его стали ярких цветов юбка и кофта. Кофта, плотно облегающая корпус, с небольшой баской у бедер, украшалась кружевом, гипюром, лентами. Она шилась из полотна, розового ситца, красного батиста или тонкой узорной холстиной. Воротник-стоечку и разрез украшали вышивкой. Такой костюм назывался - парочка.

В начале 20 века вошла в моду кофта свободного покроя немного ниже талии, с застежкой спереди, длинным рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины. Юбку шили в 3-4 полотнища, длинные, с оборкой по подолу, на подкладке. Под нее надевали несколько нижних юбок, украшенных шитьем. Обязательными атрибутами являлся пояс, платок (или шаль), головной убор и обувь, а дополнениями к костюму служили украшения: серьги, кольца, браслеты.

В начале 20 века вошла в моду кофта свободного покроя немного ниже талии, с застежкой спереди, длинным рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины. Юбку шили в 3-4 полотнища, длинные, с оборкой по подолу, на подкладке. Под нее надевали несколько нижних юбок, украшенных шитьем. Обязательными атрибутами являлся пояс, платок (или шаль), головной убор и обувь, а дополнениями к костюму служили украшения: серьги, кольца, браслеты.

Казачий сценический костюм - военная форма и женская «парочка» стали неотъемлемой принадлежностью сцены или праздника. Наличие бурок, черкесок и других частей костюма говорит об принадлежности к региональному роду. В обязательном порядке в сценической мужской одежде использовались лампасы, цвет которых позволяет определять казачий род.

Казачий сценический костюм - военная форма и женская «парочка» стали неотъемлемой принадлежностью сцены или праздника. Наличие бурок, черкесок и других частей костюма говорит об принадлежности к региональному роду.

В обязательном порядке в сценической мужской одежде использовались лампасы, цвет которых позволяет определять казачий род.

Он был наездник, воин, пахарь.  Он за Россию воевал.  Рубил врага, не зная страха.  В трёх войнах жизнью рисковал.   О церкви помнил и о Боге,   И верен был своей жене.  И вот его, как очень многих,  Враги поставили к стене.   Когда его, порядка ради,  Чтоб записать чего да как,  Они спросили: - Кто ты, дядя?  Он лишь одно сказал: - Казак.

Он был наездник, воин, пахарь. Он за Россию воевал. Рубил врага, не зная страха. В трёх войнах жизнью рисковал. О церкви помнил и о Боге,  И верен был своей жене. И вот его, как очень многих, Враги поставили к стене. Когда его, порядка ради, Чтоб записать чего да как, Они спросили: - Кто ты, дядя? Он лишь одно сказал: - Казак.

Литература https://hystory.mediasole.ru/proishozhdenie_kazakov https://tanci-kavkaza.ru/kazaki/ https://worknet-info.ru/read-blog/ https://ogbors.livejournal.com/624364.html Интернет источники https://yandex.ru/images/ https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https

Литература

https://hystory.mediasole.ru/proishozhdenie_kazakov

https://tanci-kavkaza.ru/kazaki/

https://worknet-info.ru/read-blog/

https://ogbors.livejournal.com/624364.html

Интернет источники

https://yandex.ru/images/

https://yandex.ru/images/search?pos=1&img_url=https

https://yandex.ru/images/search?pos=2&img_url=https

Интернет источники https://www.yuga.ru/articles/society/4345.html http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/kazachij-byt https://www.svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/rostov-na-donu-i-oblast/istoriya-donskogo-kazachestva.html Литература Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака). Ростов н/Д.: Феникс, 2015. С. 9–10. Казаки. / под ред. Б.А. Алмазова. СПб, 1999. С. 45.

Интернет источники

https://www.yuga.ru/articles/society/4345.html

http://cossacksculture.mgutm.ru/kultura/kazachij-byt

https://www.svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/rostov-na-donu-i-oblast/istoriya-donskogo-kazachestva.html

Литература

  • Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака). Ростов н/Д.: Феникс, 2015. С. 9–10.
  • Казаки. / под ред. Б.А. Алмазова. СПб, 1999. С. 45.
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!