СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Хлеб всему голова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Хлеб всему голова"

Просмотр содержимого документа
«Проект Хлеб всему голова»

































Проект

























Цели: Сформировать у обучающихся представления о принципах рационального питания, об их значении для развития здоровья человека, о составных компонентах хлеба, о его ценности в рационе питания, вариантах сочетания хлеба с другими продуктами; закрепить представления детей о соблюдении режима питания, основных принципах гигиены питания; развивать активность, самостоятельность, умение подбирать необходимый материал, анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, знакомить с народными традициями, с историей своей страны.



Задачи: 1) рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время;

2) проследить цепочку «от зёрнышка – до булки»;

3)проверить самостоятельную работу учащихся по поиску дополнительного материала к занятию.

Подготовка к занятию:



  1. Подготовка презентации;

  2. разучивание стихов, песен;

  3. выпечка каравая ;

  4. колосья пшеницы нарисовать на ватмане;

  5. заготовить зёрнышки пшеницы;

  6. приготовить муку разных сортов;

7) 125 граммов чёрного хлеба; 50 и 500 граммов белого хлеба;

  1. метроном;

  2. медали за труд из семейного архива;

10)подготовить персонаж, исполняющий роль пекаря ;

11) плакат для столовой;

12) путь зёрнышка до каравая.

13)подготовить для пекаря корзинку с хлебными изделиями.

Участники проекта: обучающиеся 4 класса, их родители, классный руководитель.



Сроки реализации: 3 месяца (март- май)



Объект исследования: продукт питания - хлеб.



Вопросы исследования:

  • Как выращивают хлеб?

  • Из чего делают хлеб?

  • Чем полезен хлеб?

  • Какие бывают сорта хлеба?

  • Какие питательные вещества , витамины содержит хлеб?

  • Какие блюда можно приготовить из хлеба?

  • Нормы потребления хлеба.

  • В какой художественной литературе есть упоминание о хлебе?

  • Отношение людей к хлебу во время Великой Отечественной войны.

  • Существуют ли музеи хлеба?

  • Народные традиции, связанные с хлебом.







Какая бы заря не зрела над страной,

Какие бы цвета знамена не носили,

Я кланяюсь рукам, познавших труд земной!

Я кланялась рукам, взрастившим хлеб России!

Ход мероприятия:



Девочка. Слава миру на Земле!

Мальчик. Слава хлебу на столе!

Девочка. Если мы хотим кого - то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С Уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Мальчик. С караваем соль подносим

Поклонясь, отведать просим:

-Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб - соль из рук.

(Вручает хлеб - соль гостям праздн ика)



На Руси с большим почтением относились к хлебу. Хлеб пекли и ставили в центр стола. Хлеб считали и считают главным блюдом. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Хлеб это чудо земли, чудо труда человека. И сегодня мы узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлеба.

Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!

Удивителен запах хлеба!

Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью, и небом,

И травой, и парным молоком.

А часто ли вы задумываетесь, когда берете хлеб в руки, сколько лет хлебу?

Исторический экскурс.

По мнению учёных, открытие хлеба состоялось более 15 тыс. лет назад. Именно тогда человек начал собирать и культивировать хлебные злаки. Правда, вначале, он ел зёрна в натуральном виде. Лишь позднее люди каменного века научились растирать и смешивать зерно с водой. Появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Конечно, он нисколько не походил на тот, который мы едим: хлеб был жидким, как каша, которую варили на раскаленных камнях. Предполагается, что однажды каша с шипением перевалилась за стенки горшка, превратившись в румяную лепешку. Таким образом, каша стала прародительницей хлеба. Пшеничный хлеб из пресного теста самый древний.



Ведущий:

Слава о русском хлебе идет по всему свету. Что может быть вкуснее душистого, с хрустящей корочкой каравая.У разных народов свой хлеб. В странах Юго-Восточной Азии хлебом служит рис, в тропиках Южной Америки – лепешки из корней маниоки, в некоторых странах Африки хлеб пекут из бананов. Наш народ печет хлеб из муки ржаной и пшеничной.Труд хлебороба всегда стоял в центре внимания российского народа и по праву занимает это место. Ведь с хлебом связаны не только судьбы отдельных людей, но и судьбы нашей Родины.Хлеб всегда доставался трудом и потом. Недаром жатву называют битвой за хлеб и считают, что выращивать хлеб – значит помнить о тех, кто голодает в мире. Поэтому хлеб – это экономика и политика, это источник жизни.Хлеб – богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Это не преувеличение. В ломте хлеба – нелегкий труд колхозников. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Это бессонные ночи железнодорожников, мукомолов, хлебопеков. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо – хлеб? Хлеб - мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Хлеб незаменим. Хлеб содержит в себе все необходимые жизненные элементы и витамины. Профессия хлебороба – не ремесло. Это искусство, которому суждены бессмертие и вечность. Говорят, у кого руки в земле, у того совесть чиста: у кого колос, у того и голос.

Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно по булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Слава хлебу.

Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Про хлеб говорили так: “Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска”. Главная забота русского крестьянина всегда была о хлебе. Говорили так: “У кого хлеб родится, тому и веселится”. Народ сложил немало частушек о хлебе.



“Хлебные” частушки!

Мы в селе родном живем, 
Сушки, пряники жуём. 
Мы частушек много знаем 
И сейчас для вас споём.


Он не падает к нам с неба 
Появляется не вдруг: 
Чтобы вырос колос хлеба, 
Нужен труд десятков рук.


Да, не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе:
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.


Дождик, дождик, поливай – 
Будет славный урожай:
Будет спелая пшеница 
Будут рожь и чечевица.


Взором радостным окинем
Даль бескрайнюю полей.
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней!

- Да, долгий путь проходит хлеб, прежде, чем попасть к нам на стол.



Ученик: Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Мы золотые зернышки

Живем лучистым светом,

Мы дружим, неразлучные,

Под вьюгами и тучами

Мы чистые, струистые.

Мы ветерком провеяны.

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны.

Мы людям так нужны.

Песня «Расти, колосок». Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

1 чтец

Есть пословица в народе

«Хлеб – на стол, и стол расцвёл».

Хлеб нелёгкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда



Ведущий. День и ночь - в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и противоборстве с природой. Какой же он, хлебушко?



Ученица. Вон - он хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло,

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нем.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.



Ведущий. Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?

Чтец. Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это - хлеб.

Золотой простор бескрайний, там работают комбайны. Это - хлеб.



Вот зерно течет рекой, чтобы сделаться мукой. Это - хлеб.



Тесто кружится в квашне, запекается в огне. Это - хлеб.



Ведущий. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб!



Ведущий. Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?



Ученик. Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле.



Ученица. Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено на кашу.

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет,

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари!

У народа есть слова:

«Хлеб - всей жизни голова».

Ставится он первым на столе.

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!



Ведущий. Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.

Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.





Ведущий. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны. Во время войны в армию были призваны мужчины не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети.

За 1941 - 1945 годы в стране было выращено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его. Многие труженики тыла получили награды за самоотверженный труд в годы войны. В моём семейном архиве хранятся медали моей бабушки, которые ей вручили за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны. Наверное, и у вас есть такие реликвии, спросите у взрослых.



Был хлеб всегда в почете на Руси –

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать?

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.



Ученица. В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба есть слово:

Блокадного хлеба 125 граммов.

(Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей - сада N5 города Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой).



Ведущий. «Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».



В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой, в котором записано кто и когда умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом, девочка умерла.

(Минута молчания).



Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

И горе было частым гостем

Им были детства дни полны

Особо помнил мы, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба:

В дыму ленинградское небо,

Но горше, смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Блокадный хлеб со слезой пополам.

Кто ел его, о нем не забывает.

Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Если мы с вами будем в Санкт.-Петербурге, то обязательно сходим в музей истории города и увидим маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Это очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.



Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали. Мы проведём подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 граммов хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 граммов), получится, что около 20 буханок хлеба окажутся выброшенными, которыми можно накормить 20 человек за день, 600-за месяц, 7 200-за год.

Знаете, ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколько же зерен нужно, чтобы накормить народ страны?





Ученик. Зерна наших дней, светитесь,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной

Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь.

Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!



Ведущий. Ребята, а как вы обращаетесь с хлебом? (Ответы детей).

Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.



Ученица. Прошу тебя! Не оброни сынок,

Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!

Мы собирали каждый колосок,

Когда грозой войны гремело небо.

Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже крошка хлеба.

Но и сейчас оплачена стократ

Трудом нелегким каждая лепешка.

Не раз прощал тебе я озорство,

Я знаю, детство без игры нелепо.

Но не смогу простить лишь одного -

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

Народ слагал сказки о хлебе, в которых прославлял людей честных, добрых, трудолюбивых.

Инсценировка русской народной сказки»Колосок»

Ученик: Нужны нам и мясо, и фрукты,

Однако, коль строго судить,

Жить можно без многих продуктов —

Без хлеба вовек не прожить.

Всему голова и основа,

В нем труд хлеборобов, их пот.

И хлебушком — ласковым словом —

Зовет его часто народ.

Песня «Урожайная».

Зёрна наших дней светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Словно песен тихий голос

Громкой Родины своей!»

Не хотим мы видеть черных

Зёрен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорных

Золотистых волн прибой.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Учитель.Хлеб — это торжественное почетное угощение для дорогих гостей.

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Игра "Каравай приехал к детям”.

Учитель. А теперь мы приглашаем всех гостей отведать пышный вкусный каравай.





Все вместе:

Слава урожаю в закромах!



РЕФЛЕКСИЯ

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу.

Ребята, наша встреча подходит к концу. Что вы поняли и узнали, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу? Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз:

Я узнал…

Я расскажу дома…

Я понял…

Мне понравилось…

Меня удивило…

У вас на столах лежат колоски. Если вам мероприятие понравилось, было интересно и поучительно, то возьмите желтый колосок. Если не очень, то зеленый. Если вам не понравилось, было скучно, не интересно и не важно, то белый.

Соберем колоски в сноп хлеба – символ тепла, любви и добра.

- Хлеб наш «насущный»- святые слова,

Так говорили и деды, и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова-

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб-щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы

  • Спасибо вам всем, ребята! Спасибо, уважаемые гости, за радость встречи.

Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. И пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет свежим ароматным хлебом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!