СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Храмов Благовест Святой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Храмов благовест святой"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Храмов Благовест Святой"»

МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А.С. Пушкина»


Районный конкурс исследовательских работ «Маленькие исследователи» в рамках темы: «Народные промыслы на Руси»


Тема исследовательской работы:

«Храмов благовест святой»




Выполнил:

Голохвастов Иван Андреевич,

ученик 2 «г» класса

МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А. С. Пушкина»


Руководитель:

Кулемина Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А. С. Пушкина»
























с. Большое Болдино

2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ


стр

Введение

3

Основная часть

4

  1. Церковь Александра Невского во Львовке

4

  1. Церковь Троицы Живоначальной в Апраксино

5

  1. Церковь Николая Чудотворца в Знаменке

6

  1. Церковь Николая Чудотворца в Пермеево

7

  1. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Болдино

8

Заключение

10

Список литературы

11





































Введение



В старину самое почетное центральное место в селе отводили под храм. Контуры храма и его колокольни красиво вписывались в панораму поселения. Ставились они на самой высокой площадке и были видны за несколько километров с разных сторон, будь то с торной дороги или с реки. Строительство храма было большим событием, деньги на его постройку собирали со всей округи. Отстроенный храм играл важную роль в жизни прихожан, являлся для них культурным и духовным центром.
Цель моего исследования – узнать подробнее о Храмах родного края.

Для достижения этой цели в работе я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения церкви в селах Большеболдинского района.

  2. Углубить знания одноклассников по данной теме.

Практическая значимость работа заключается в возможности её использования на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях, посвящённых истории Большеболдинского района.

Методы исследования:

  • анализ литературных источников;

  • изложение полученной информации









Основная часть

Своё исследование я начал с похода в центральную районную библиотеку им. А.С. Пушкина и посещения сети «Интернет». Мне было интересно узнать о храмах и церквях, в разных селах, нашего района. О возникновении каждого Храма.

Я узнал много нового и интересного по выбранной теме.

  1. ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ВО ЛЬВОВКЕ

В XIX веке во Львовке не было своей церкви, жители были приписаны к болдинскому храму Успения. В начале XX века львовские крестьяне обратились в Нижегородскую Епархию за разрешением построить деревянную церковь. Однако в самой деревне не было свободной земли для ее возведения. Во время одного из приездов владельца деревни Александра Александровича Пушкина (старшего сына поэта) крестьяне попросили барина выделить для этого территорию. А.А. Пушкин отдал крестьянам участок усадебной земли недалеко барского дома. Здесь располагались хозяйственные постройки, в том числе конюшня с каретным сараем.
Александр Александрович оказал материальную помощь в строительстве церкви и жилья церковных служителей, позволил взять лес. Он предложил назвать церковь именем святого Александра Невского, известного русского полководца, причисленного церковью к лику святых. Невского Пушкины считали покровителем своего рода. Далекий предок поэта Гаврила Олексич служил в дружине Александра Невского и отличился в битве на реке Неве в 1240 году.

В 1905 году начались строительные работы. В 1911 году церковь Александра Невского была освящена и открыта для львовских прихожан. Храм был построен из соснового и дубового леса и обшит тесом. Раньше у него были зеленая кровля и купола. Четверик и углы красили в белый цвет, а вокруг стояла деревянная ограда.

Служба в церкви проходила до 1935 года. После закрытия храма была разобрана колокольня. С этого времени храм потихоньку разрушался. Часть икон жители сберегли в своих избах. Говорят, что одной из них была забита дыра в полу церкви. Сейчас иконы переданы в музей. В 1940 – 1950 годах еще сохранялась основная часть деревянного здания церкви с большим куполом. Ее помещения для хозяйственных нужд использовала школа, которая размещалась в бывшем барском доме А.А. Пушкина. Со временем железная кровля стала приходить в негодность. Стропильная часть прогнила, и в 1960 годы купол и многие венцы рухнули внутрь здания.

В 1974 году усадьба с барским домом и зданием бывшей церкви Александра Невского была передана музею-заповеднику А.С. Пушкина в руинированном состоянии. В 1999 году, к празднованию 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, были проведены работы по консервированию здания церкви. Из помещений были убраны обрушившиеся в 1980 годах бревна и другие детали. Внутри помещений из досок и слег были установлены крепления к стенам и подпорки к потолку. Была устроена железная кровля, на которой установили небольшой купол с крестом.

  1. ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ В АПРАКСИНО

Апраксинский приход состоял из одного села. В конце 19-го столетия в нем насчитывалось около двух тысяч прихожан обоего пола.

По клировым ведомостям известно, что Троицкая церковь в Апракси­не была построена в 1730 году. Храм был однопрестольным во имя Живоначальные Троицы, деревянным и довольно простым по архитектуре: в главной части квадратной формы, с кровлей, шатром и одной из древес­ной чешуйки главой, увенчанной деревянным крестом. Церковь находи­лась в центре села на равнине, пересекаемой ручьем Будыль. До 1869 года на Троицкой церкви не было колокольни. Она была при­строена к притвору в том году во время ремонта всего церковного здания. Деревянная кровля была заменена железною. Главы и кресты были обиты белой жестью, а стены покрашены белой краской. Почти полтора столетия Троицкий храм был холодным. И лишь в 1882 году благодаря стараниям церковного старосты А.П. Кузнецова и предсе­дателя церковно-приходского попечительства Ф.Г. Глазова храм был «пе­реведен на теплый». На собранные ими средства благотворителей, в сумме 1200 рублей, был произведен и ремонт внутри церкви. Стены, потолки, полы, двери и окна были покрашены заново. Вновь позолочен иконостас. Тогда же около храма были построены из кирпича сторожка и кладовая по семи аршин в ширину и по девяти в длину каждая. В 1884 году было закончено возведение каменной ограды вокруг церкви.

К началу 20-го столетия Троицкая церковь пришла в полную вет­хость.

  1. ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ЗНАМЕНКЕ

В церковной описи за 1810 год сказано, что в Знаменском построена деревянная, холодная однопрестольная церковь во имя святителя и Чудотворца Николая, а старая была закрыта. Новая приходская деревянная церковь была построена владельца­ми села и освящена во имя святителя Николая. Церковь стала именовать­ся Николаевской. Ежегодно при торжественном богослуже­нии совершался крестный ход на старое кладбище, место, где стояла Зна­менская церковь. Здесь служился молебен и панихида по усопшим.

Из святынь Николаевского храма особым почитанием и поклонением пользовались иконы — Знамения Божией Матери и Нерукотворного Об­раза Спасителя. Приходский Николаевский храм находился вне села на расстоянии в 120-ти саженях от жилых домов, на возвышенном месте по правую сто­рону речки Сали. По своей архитектуре он представлял собою четырех­угольное продолговатое деревянное здание с одним возвышающимся мас­сивным куполом. Крыша на храме была железная, покатая на две сторо­ны, а над куполом — круглая. Крест на церкви был деревянный, обитый белой жестью. Колокольня с пятью колоколами на ней была соединена с церковью, построена одновременно с ней. Кругом храма — решетчатая ограда, построенная на средства прихожан.

В 1848 году местная помещица Елизавета Ивановна Сущева построи­ла на кладбище каменный храм со склепом, в котором покоились тела усопших владельцев села из рода Сущевых. Этот храм, как и приходский деревянный, был освящен тоже во имя святителя Николая.

19 октября 2014 года жители села Знаменка Большеболдинского района собрались под уцелевшие своды старинного храма своего родного села, чтобы вознести Господу Богу молитвы о возрождении храма. Молебен на начало доброго дела совершил благочинный Болдинского округа иерей Евгений Качкин в сослужении диакона Петра Кустова. По совершении молебна стены храма и все молящиеся были окроплены святой водой. Священник в обращении к жителям села отметил важность восстановления храма, но еще важнее сохранение собственной духовной жизни, важность недопущения в своё сердце озлобления и вражды. Совместно с прихожанами наметили планы на будущее по возрождению храма, очистке от мусора прилегающую территорию и начало сбора средств на восстановление святыни.

  1. ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ПЕРМЕЕВО

В селе Пермеёво церковь была построена сравнительно поздно, в 1885 г. До этого пермеёвцы являлись прихожанами церкви с. Чиресь.

Церковь в Пермеёве строилась благодаря стараниям иеромонаха Оранского мужского монастыря Иннокентия (в миру Ерофей Надёжкин). Он был уроженцем села. Здесь на месте строительством занимался его родной брат Надёжкин Давид. Это был истинно верующий человек. После смерти его похоронили на территории церкви недалеко от ворот.

Церковь относилась ко второму Благочинническому округу Лукояновского уезда Нижегородской епархии. Храм был деревянным, двухпрестольным. Освящён во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Прихожан насчитывалось всего 378 мужчин и 353 женщины. Штат церковного причта состоял из священника и псаломщика. За церковью насчитывалось 36 десятин земли. Первым священнослужителем Пермеёвской церкви был М.В. Неведомский, а псаломщиком – А.Ф. Браницкий.

Через полтора десятилетия число прихожан увеличилось, их насчитывалось более тысячи. К этому времени при церкви имелась церковно-приходская школа. Законоучителем был в ней местный священник иерей Василий Матвеевич Ремизов, священствовавший в том приходе с 1892 года. Псаломщиком в те годы служил В.А. Сперанский, а церковным старостой А.А. Даняев. Могила А.А. Даняева так же находится рядом с могилой Д. Надёжкина на территории церкви.

В 30-х годах прошлого века храм был закрыт, разграблен и сломан. Для истинно-верующих прихожан разорение церкви было настоящей трагедией, но находились и такие, которые растаскивали старинные иконы и мостили ими полы и ремонтировали жилища. Наиболее ценные вещи из церкви увезли, остальное: уцелевшее иконы, книги и т.п. верующие разобрали по домам. Вплоть до 1990-х г. на месте храма находился клуб, а после его закрытия, был открыт молитвенный дом. В него и были возвращены жителями сохранившиеся церковные святыни.

  1. УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В БОЛДИНО

Церковь в честь Успения Божией Матери – единственный в России храм, построенный стараниями господ Пушкиных.

Строительство было начато в 1782 году владельцем села Болдина Львом Александровичем Пушкиным, дедом поэта. К 1791 году, уже после его смерти, были отстроены и освящены притвор с колокольней и трапезная с двумя приделами – Михаила Архангела и Николая Чудотворца. Строительство главного храма с престолом в честь Успения Божией Матери продолжила бабушка поэта Ольга Васильевна Пушкина.

В 1799 году в Москве родился ее внук, будущий великий поэт Александр Пушкин. В этот же год в болдинском имении Пушкиных Нижегородской губернии была полностью отстроена и освящена церковь Успения Божией Матери.
Приезжая в свое родовое имение, Александр Сергеевич, по воспоминаниям местных крестьян, бывал на службе в болдинской церкви. А осенью 1830 года с церковной паперти читал мужикам «проповедь о холере».

Младший брат поэта Лев Сергеевич, приехав в Болдино впервые осенью 1849 года, был удивлен объемом и красотой Успенского храма. «Эта церковь, построенная дедом моим, просторна и красива, как собор в Одессе», – писал он жене.

Старший сын поэта Александр Александрович, приезжая в свое имение во Львовку, часто навещал своих родственников в Болдине. Особенно любил он подниматься на колокольню болдинской церкви, откуда открывается замечательный вид на окрестности.

Весной 1903 года перед центральным алтарем церкви был похоронен племянник поэта Анатолий Львович Пушкин.

В 1930–1950 годы болдинский храм был закрыт и частично разрушен. Полностью храм был восстановлен в 1999 году к 200-летию со дня рождения поэта. Как и в давние времена вознесся над Болдином белокаменный пушкинский родовой храм Успения Божией Матери с приделами Архангела Михаила и Николая Чудотворца, окруженный большим зеленым лугом и оградой на каменном фундаменте.

Сегодня здесь пребывают сохранившиеся иконы из церквей болдинской округи, в том числе почитаемая чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», старинные точные копии чудотворных икон «Плач при Кресте» и «Знамение» (Понетаевская), ковчег с частицами святых мощей Иоанна Крестителя, Григория Богослова, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских и других почитаемых подвижников православной веры.



Заключение

Центром жизни человека должна быть духовность, центром жизни села должен быть храм. Храм есть дом Божий, куда можно прийти и в радости, и в скорби, где можно получить утешение и помощь, где можно попросить и поблагодарить. А самое главное – где можно соприкоснуться с Любовью, где нас всегда ждут, всегда рады нам. Храм – это частичка неба на земле. 
























Список использованной литературы

  1. Архив музея-заповедника А. С. Пушкина.

  2. Болдинский сборник / [сост. Т.Н. Кезина]; Гос. лит.-мемор. и природ. музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино». – Большое Болдино [Нижегор. обл.]; Саранск: [б.и.], 2006. – 128 с.: ил.

  3. Храмов, М.И.Прославившие болдинскую землю/М.И.Храмов. —Большое Болдино,2004. -384с

  4. http://boldinskoe.blagochin.ru/

  5. http://www.erzan.ru “ История села Пермеево”

  6. : http://uvatskie.ru/articles/media/2017/3/9/selskij-hram-duhovnyij-tsentr-sela/ Материалы сайта www.uvatskie.ru