Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большекибьинская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
«Кильтро удмурт нылаш»
(модница-удмурточка)
Автор:
Россомахина Мария
учащаяся 9 класса,
объединение «Шерстяная акварель»
Руководитель: Рысьева Оксана Евгеньевна
Село Большая Кибья
2024 год
Содержание
1. Введение
1.1творческий замысел……………………………………………….3
1.2.обоснование возникшей проблемы и потребности……………..3
1.3. цель, задачи……………………………………………………….3
1.4. материалы и оборудование………………………………………3-4
1.5.этапы работы……………………………………………………...4
2. Основная часть
2.1 история использования шерсти в быту удмуртов……………….4
2.3 описание техники «Живопись шерстью»…………………….…..4-5
2.4 технологическая последовательность изготовления картины..…5-6
2.5 экономическое обоснование………………………........................6
3. Заключение
3.1 самоанализ…………………………………………………………..6
3.2 список использованных источников………………………………6
Приложение
1.Ведение.
1.1.Творческий замысел.
Вы когда-нибудь рисовали шерстью?
Ведь согласитесь, что немногие рисуют шерстью. Это новый материал в живописи. Шерсть – один из наиболее ценных материалов, даруемых нам природой. С натуральной шерстью очень приятно работать, она тёплая, живая, мягкая, разноцветная. Не удивительно, что она заняла заметное место среди материалов для хобби. Конечно, шерсть использовали уже давным-давно наши предки, но валяние шерсти сейчас переживает новый виток в своем развитии, оно возрождается. Наши работы актуальны, потому что ручной труд сегодня ценится, ведь в нем положительная энергия и лечебная сила живительной шерсти. А еще живопись шерстью помогает развивать у нас фантазию, творческое мышление, выдумку.
Я третий год посещаю школьный кружок «Шерстяная акварель». Мне очень нравится создавать теплые и душевные картины. За это время сделано несколько работ, которые очень нравятся моим родным и знакомым. Многие просят подарить картины, что я и делаю с удовольствием.
1.2.На одном из занятий кружка, руководитель предложила нам творческое задание на тему, посвященную предстоящему 95-летнему юбилею Можгинского района. Свободная тема всегда дается тяжело, много времени уходит на размышления над проектом. У меня родились несколько идей: природа родной деревни, храм в с. Большая Кибья, праздник «День деревни». Но решение пришло неожиданно. Я побывала на мероприятии краеведческого музея «Сказка о национальной одежде», где нас знакомили с культурой и бытом удмуртов. На меня примерили традиционную женскую одежду южных удмуртов. Это очень впечатлило и я решила это изобразить на картине.
1.3.Цель работы:
- создать картину на тему «Модница- удмурточка» в технике «живопись» шерстью.
Задачи:
-расширить знания об истории использования шерсти в быту удмуртов;
- расширить знания об истории наряда южных удмуртов;
- подобрать и изучить литературу по этому виду искусства;
- подобрать материалы и инструменты
- разработать и выполнить проект;
Гипотеза: возможно, у меня получится передать красоту наряда южных удмурток в технике сухого валяния.
1.4.Материалы и инструменты:
1.Цветная меринговая шерсть для рукоделия.
2.Рамки со стеклом формата А4
3.Ножницы
4.Ткань белая хлопчатобумажная, фланель или флизелин по размеру рамки
5.Иглы для сухого валяния.
6.Рисунок- образец, по которому будем делать работу
7.Скотч для оформления оборотной стороны рамки
8.Клей-карандаш
1.5. Этапы работы
I этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;
II этап – исследовательский: поиск, накопление и систематизация информации;
III этап – творческий: изготовление картины.
2. Основная часть.
2.1. История использования шерсти в быту удмуртов.
Овечья шерсть являлась одним из основных видов сырья в изготовлении одежды и изделий и у удмуртов с древности. Распространенным занятием среди удмуртских женщин издревле были прядение и ткачество. При свете лучины пряли шерстяную пряжу и под жужжание веретена получали тонкую крученую нить. Потом эту пряжу красили природными красителями. Шерстяные тканые узорные изделия достигли высокого совершенства. Такие ткани шли прежде всего на изготовление одежды, на оформление интерьера жилых помещений: дорожки на полу (выж лёгет), покрывала на постели (валес шобрет), постилки на лавках, детский коврик на люльке. Узорное вязание из шерсти, по сравнению с ткачеством , в удмуртском прикладном искусстве занимало более скромное место. Из шерстяных ниток вязали чулки, носки (пыдвыл), варежки (позьы), перчатки (чиньые-полые позь). Украшали их многоцветным геометрическим, иногда стилизованным растительным орнаментом.
В национальной одежде удмуртов принято выделять два основных варианта: южный и северный. У южных удмуртов преобладают зеленые, красные и коричневые оттенки. На одежде любили вышивать разнообразные орнаменты. Самые распространенные узоры: звезды, треугольники, ромбы, квадраты. Одежду и головные уборы украшали бусинами, монетками, лентами. Традиционная женская одежда: шортдэрем- трапециевидное платье, айшет-передник, айшон-конусовидный головной убор с вышитым либо лоскутным покрывалом сюлык, южанки носили сложные головные уборы. На ногах узорные вязаные чулки и носки. Самыми распространенными аксессуарами были нагрудники из бус, монет- монисто «чыртывесь». Яркие монисто играли роль оберега. Платья носили в клеточку. Считалось, что от количества клеточек в костюм удмуртки , зависело сколько детей будет в семье, чем больше, тем лучше.
2.2.Описание техники «Живопись шерстью»
Живопись шерстью – это вместо красок – шерстяные волокна, вместо кистей – пальчики. При создании такого рода картин не обязательно уметь рисовать, при этом картины получаются очень нежными с использованием различных оттенков. Используя шерсть в работе невозможно ошибиться, сделав неловкое движение, можно легко поправить разноцветные пряди. А значит, каждый может научится этому. Валяние – техника доступная для начинающих, даже у новичков сразу же получится любое мягкое забавное изделие.
Живопись шерстью — это особый способ создания живописного полотна без использования кисточек, красок, карандашей или воды, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти. Готовая картина будет прижата стеклом. Шерсть различных цветов и оттенков раскладывается на ткань, слой за слоем. И хотя, цвета эти не смешиваются между собой, как краски, богатую палитру можно получить путём наслоения их друг на друга. Это как послойная живопись… Когда выложен фон, можно приступить к выкладке рисунка. Стекло нужно прикладывать к картине очень часто. Так своевременно можно обнаружить огрехи своей работы и оперативно их исправить. Ведь конечный результат – это картина под стеклом, следовательно, и ориентироваться в процессе работы с шерстью нужно именно на то изображение, которое под стеклом.
Стекло служит индикатором. Приложив его к уже выложенным слоям, можно увидеть, насколько хорошо лежат эти слои шерсти (можно увидеть, например, что слой недостаточно плотный и плохо укрывает рабочую поверхность) или посмотреть, как выглядят мелкие детали под стеклом (как правило, со стеклом и без него всё выглядит иначе). Шерсть объемна, когда прижимаешь её стеклом, детали картины «сплющиваются» и увеличиваются за счет этого в размерах. Часто бывает, что кладешь тонкий стебелек, а, приложив стекло, понимаешь, что он получился великоватым для этого цветка и приходится его уменьшать.
Картины из шерсти очень напоминают акварельные, но им не страшны температурные перепады, яркое освещение и влажность. Они хорошо смотрятся в любом интерьере и идеально подходят для украшения домов.
2.3.Технологическая карта изготовления картины из шерсти
№ п/п | Последовательность работ | Инструменты, приспособления |
1 | Вынимаем подрамник из рамы. | рамка |
2 | Из ткани вырезаем прямоугольник равный подрамнику | ножницы, линейка, ткань |
3 | Приклеиваем ткань на лицевую сторону рамки | клей |
4 | Приклеиваем флизелин на ткань | клей |
5 | Делаем эскиз картины | бумага, карандаш |
6 | Вытягиваем шерсть ровными прядями | шерсть |
7 | Выкладываем тонким слоем белую шерсть на все полотно | белая шерсть |
8 | Вынимаем из мотка полоски шерсти другого цвета, формируя фон. Смешиваем цвета. | шерсть разных цветов |
9 | Создаем сюжет, послойно накладываем шерсть. | шерсть разных цветов |
10 | Готовую картину накрываю стеклом. | стекло |
2.4. экономическое обоснование.
| цена за 1 ед | кол-во | стоимость | расход на одну картину |
Рамка | 1шт | 1шт | 150руб | 1рамка -150руб |
Шерсть | 50 гр - 150 руб | 300 г разного цвета | 900 руб | 60гр (всех цветов)- ͌ 132 руб |
Клей | 35руб | 1шт | 35руб | 1/3часть ͌ 11руб |
Флизелин | Есть в наличии | 1,5м*50см | - | 30*40 см |
Белая ткань | Есть в наличии | 40*30 см | - | 30*40 см |
Итого | | | 1085руб | 293 руб |
3. Заключение
3.1.самоанализ.
Я довольна результатом своей работы. Думаю, что мне удалось передать особенности и красоту наряда южных удмуртов. Для яркости решила добавить символ Удмуртии- цветы италмас. Много получила полезной информации о быте и культуре удмуртского народа, научилась пользоваться разнообразными источниками, закрепила свои умения в технике сухого валяния. Возможно, в дальнейшем наше увлечение поможет зарабатывать деньги. Современные люди устали от синтетических материалов, которые окружают нас повсюду. Наверное, именно этим можно объяснить такой интерес к одежде, украшениям, игрушкам и предметам интерьера из натуральных материалов.
3.2.список литературы
1.Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С., Этнография удмуртов. Ижевск: Удмуртия,1997.
2.Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу «Чудесные мгновения» М.: Агентство Дистрибьютор Прессы, 2007.
3.Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. Практическое руководство. Приложение к журналу «Чудесные мгновения. Лоскутное шитье» М.: Астрея, 2007
4. «История валяния» – www.wool-bulb.com
5. «Рисуем шерстью картины» - www.kupit-sherst.ru
6.«Шерстяная живопись» - www. livemaster.ru
7. «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/places/90565
Приложение 1.