СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Классическая литература сегодня и завтра"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект о том, что такое классическая литература. О пользе и любви к книге. 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Классическая литература сегодня и завтра"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение: «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г.Троицка










Классическая литература сегодня и завтра







Выполнила: Резанова Полина,

ученица 9А класса

Руководитель: Рагулина О.Ф.,

учитель русского языка и литературы











г. Троицк 2021

Содержание:

  1. Введение………………………………………….....……..…...3

    1. Цель………………………………………………….......………...3

    2. Задачи…………………………………………………......….……3

    3. Методы………………………………………………......…….…..3

  2. Основная часть……………………………………......….…….4

    1. Роль книги во все времена…………………………………......…4

      1. История книги. До и после неё……………….....…………4

      2. Понятие классики……………………………..........………8

      3. Польза от чтения книг…………………………………….10

      4. Любовь к чтению книг…………………….....…………...12

    2. Классическая литература сегодня и завтра………………….…13

      1. Роль классической литературы………………………..….13

      2. Актуальность классической литературы сегодня……….15

  3. Заключение……………………………………………………17

  4. Литература………………………………………………….…19

  5. Приложение…………………………………………………...20



















Введение


Из научных произведений читайте самые новые,

из литературных - наиболее старые. Классическая

литература не перестает быть новой.




Книги появились в давние времена, но и по сей день это один из удобных способов передачи информации или просто приятного препровождения времени. Всё же мы стали забывать о классической литературе, и сегодня не каждый человек читает ее. С пришествием компьютера и других технологий мы всё больше времени уделяем общению в социальных сетях и разного рода играм. Невозможно точно сказать, что ожидает книги, но главные вопросы нашего исследования таковы:
1) Как школьники относятся к классической литературе сегодня?
2) Есть ли будущее у классической литературы?

Ответить на эти вопросы – и стало целью нашего исследования.

Объектом исследования является классическая литература.

Предметом – отношение к классической литературе сегодня и ее возможное будущее.
Выдвинута гипотеза: в настоящее время классические книги не имеют особой популярности среди читающих.
Актуальность исследования: постепенно прогрессирующее снижение интереса к чтению в настоящее время.
Задачи:
1) Собрать и проанализировать литературу об истории передачи информации и существования книг.
2) Проанализировать статистику отношения к чтению книг.

Практическая значимость: данная работа может быть использована в качестве справочного пособия для подготовки к урокам литературы, истории, МХК.

Для исследования данной темы нами были использованы следующие методы: частично-поисковый, сравнительный, обобщающий.




Роль книги во все времена

История книги. До и после неё


Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.



За период своей истории книги прошли длинный путь развития: от глиняных табличек Вавилона и Шумера, да египетских папирусов, через пергаментные книги средних веков и такие привычные нам книги из бумаги до современных электронных книг.

О происхождении книг частично говорит само их название, латинское слово «liber» – книга, означает «лыко», то есть снятую с дерева кору, а английское «book» идет от названия дерева – бука.

История передачи информации началась ещё тогда, когда появился человек. Тогда её передавали устно, из поколения в поколение. Но когда в древних цивилизациях впервые появилась письменность, то люди начали записывать информацию на всём, чём было можно. Для начала это были глиняные таблички либо папирус. На них можно было записывать информацию, однако они являлись не самыми удобными носителями информации.
Примерно в 5 веке до н.э. появляется уже похожая на нынешнюю книга, которую назвали кодексом. Не получив большого распространения, она была забыта надолго, и только в 3-4 веках, в эпоху античности, стали пользоваться пергаментом, который был намного удобнее в использовании из-за того, что мог сгибаться и исписываться с двух сторон.

С античности до средневековья прошло много времени, и в 12 веке для книг начали использовать бумагу. Но только через несколько веков, после распространения бумаги, книгопечатание удешевилось.

Книгопечатание утверждалось в Европе с большим трудом, против него то и дело восставали переписчики книг, боясь, что его распространение лишит их работы. Но все-таки прогресс было не остановить. В эпоху кризиса католической церкви, с началом реформации, печатные памфлеты против папы Римского разлетались, как горячие пирожки. Огромной популярностью стали пользоваться и предсказания астрологов. С ростом всеобщей грамотности, появлением школ и университетов возник и огромный спрос на книги, которые благодаря бумаге и книгопечатанию стали гораздо более дешевыми и доступными. Книжное дело, будто бы пережив спячку в средневековье, когда в ходу были одни лишь религиозные, церковные книги, возродилось с новой силой. Вновь пишутся и печатаются светские книги: и утопические романы, и научные трактаты по медицине и астрономии, и даже кулинарные книги.

Примерно в это же время появляется первая книжная цензура, так католическая церковь активно борется с еретическими, на ее взгляд, трудами реформаторов: Лютера, Кальвина, Цвингли. Под запрет попадают и научные труды Николая Коперника, Галилео Галилея и многие другие книги более поздних авторов, например, энциклопедия французских просветителей Даламбера и Дидро, которую первое время выдавали подпольно.

Прошло еще несколько веков, и вот в XІX веке рождается массовая литература, которая стоит на трех китах: детективах, дамских романах и фантастике. Книги теперь покупаются и читаются не только лишь для самообразования, но и для развлечения, досуга, появляются первые книжные бестселлеры, например, в Англии такими стали «Приключение Шерлока Холмса» Артура Конана Дойля, в конце XІX, начале ХХ века эта книга пользовалась бешеной популярностью. Так же, как примерно в конце ХХ века необычно популярными стали книги о «Гарри Поттере» Джоан Роулинг.

И, говоря о книгах нашего времени, то следует отметить, что любовь к книгам сейчас вытесняется телевизором, компьютером, ведь проще посмотреть какой-то фильм, поиграть в компьютерную игру, нежели почитать книгу. С другой стороны, умные и образованные люди, стремящиеся к познанию, всегда будут читать, и им есть где развернуться в современную компьютерную эру. Сегодня книги получают новое развитие, появляются электронные книги, к тому же с помощью Интернета можно легко получить доступ к самым разным книгам, даже не выходя из дома, и это здорово.


Понятие классики

Классическая литература – это произведения, считающиеся образцовыми для определенной эпохи. Эти книги включены в обязательную школьную программу, они могут многому научить и правдиво рассказать о жизни предыдущих веков.

Классика жанра определяется всем полезным, что может этот жанр принести. То есть, если в произведении «Война и мир», которое считается классическим и входит в школьную программу, рассказывается не только о жизни и обо всём, что происходило в ту эпоху, но и даёт оценку, было ли это правильным, значит, такая литература в принципе показана для чтения и приносит только пользу.

Понятие классики в литературе появилось в последние несколько эпох античности, когда оно еще обозначало только писателей, ставших по какой-то причине образцовыми для обычного читателя. Одним из первопроходцев был Гомер, автор известных «Илиады» и «Одиссеи». В 5-8 веках был целый ряд авторов, которые уже сложили определенные понятия в современном мире и являлись классиками по причине написания научных произведений. Этот список пополнялся, в нем начали возникать имена авторов, которых в дальнейшем начали не только регулярно перечитывать, но и цитировать.

Сейчас доступны электронные книги этих же авторов. Благодаря электронным версиям, книги можно читать и в автобусе, и в машине, и просто лежа на кровати. Эти писатели не перестали быть актуальными, поэтому книги с ними никогда не теряют рейтингов.

Классические произведения часто переосмысливаются и понимаются по-другому, и в этом состоит большая часть интереса к книгам, ведь каждый человек способен с какой-то новой стороны рассмотреть классическое произведение, может, даже и с той, о которой автор и не думал. А также эти книги всегда актуальны, и вечные их темы будут волновать людей всегда.



Польза от чтения книг

Давайте разберёмся, чем полезно чтение для человека.

Особенная польза классической литературы, как и хороших современных книг, состоит в том, что человек узнает много новых для себя слов и понятий. Иногда их смысл ощущается интуитивно, иногда значение слов приходится уточнять в словарях и справочниках. Но при регулярном чтении речь в любом случае быстро становится богаче, человек начинает выражать свои мысли образно и грамотно.

Чтение развивает воображение. В процессе чтения хорошей книги неизбежно приходится много думать над сюжетом и поступками героев. Со временем мозг учится находить нестандартные ответы на возникающие вопросы. Читатель начинает предугадывать сюжетные повороты в книге. А даже если такого не случается, то авторские разъяснения все равно дают хорошую пищу для мозга — в этом состоит польза чтения для саморазвития.

Книги помогают нам разобраться с проблемами в своей реальной жизни, или же избавиться от грусти. Выдуманные вселенные в книгах зачастую очень тесно переплетаются с реальным миром. Поэтому в них можно отыскать неожиданные ответы на собственные вопросы, например, прочитать о том, как персонажи успешно справляются с ситуацией, волнующей самого читателя. Не всегда советы из книг хорошо подходят для применения в реальной жизни. Но чтение обладает удивительным свойством — оно как минимум помогает увидеть новые варианты решения проблемы и дает пищу для размышлений. Вполне вероятно, что в скором времени мозг сумеет отыскать еще какие-то способы устранения реальных проблем.

Подтверждено фактами, что польза от чтения книг заключается в благотворном влиянии на интеллектуальные способности. Человек, часто читающий книги, легче воспринимает новую информацию, без проблем расширяет собственные горизонты мышления. В процессе чтения активизируется работа головного мозга. Это очень полезное свойство, поскольку мозг начинает быстрее воспринимать любую информацию вне зависимости от ее разновидности. К примеру, частое чтение классической литературы одновременно способствует тому, что читатель проще усваивает обучающие материалы и технические статьи.

Любовь к чтению книг

Многие люди старшего поколения свято уверены в том, что современная молодежь глупеет. В частности, особенно много критики вызывает читательская активность подростков и студентов.

Откуда же тогда взялся стереотип о ничего не читающей молодежи? 

  1. Другие интересы. Если вы читали "Кортик", "Человека-амфибию" и "2000 лье под водой", то подростки зачитываются "Гарри Поттером" и "Цветами для Элджернона". Но ведь они читают! Просто они читают другие книжки, и это нормально. Кто знает, может, через 50 лет того же Гарри Поттера признают произведением классической литературы?

  2. Аудиокниги. Сейчас многие люди переходят на слушание книг. Значит ли это, что мы не читаем? Не совсем. Ведь информацию мы получаем ту же, просто другим способом (который часто гораздо удобнее!). Многие подростки и студенты так осваивают литературу. Так что если кто-то сидит в наушниках - не факт, что он слушает музыку. Может, это аудиокнига?

  3. Клиповое мышление. У современных подростков мозг работает немного по-другому. Про это есть много исследований, но суть остается одна: у нас мозг заточен на быстрое потребление разнообразной информации, причем иногда из нескольких источников одновременно. Нам бывает проще посмотреть видео, нежели читать инструкцию. Обозначает ли это, что мы не читаем? Нет. Потому что мы понимаем, что видео или фильм не передадут всего содержания книги.



Классическая литература сегодня и завтра

Роль классической литературы

Роль литературы в жизни человека трудно оценить. Книги воспитали не одно поколение людей. К сожалению, в современном обществе роль литературы недооценивается. Есть категория людей, которая заявляет о том, что литература изжила себя как вид искусства, ее заменило кино и телевидение. Но остается та категория людей, которая признает и ценит значение литературы в нашей жизни.
         Как известно, книги выполняют две основные функции: информационную и эстетическую. Из поколения в поколение именно при помощи книг передавался опыт, накопленный веками, в книгах хранились знания, запечатлевались открытия. Книги являли собой трибуну для провозглашения новых идей и мировоззрений. В трудных жизненных ситуациях человек прибегает к книге и черпает из нее мудрость, силы и вдохновение. Ведь книга универсальна, в ней человек может найти ответ на любой интересующий вопрос.
         Реализуя свою эстетическую функцию, литература учит прекрасному, доброму, формирует нравственные принципы. Книги формируют не только нравственные идеалы, но и идеалы внешности и поведения. Герои книг становятся образцами для подражания. Их образы и мысли берут за основу своего собственного поведения. Поэтому так важно в период становления личности обращаться к правильным книгам, которые дадут верные ориентиры.
К примеру, образы самых прекрасных героинь являют собой воплощение женственности, нежности и естественной красоты. Таких результатов поможет добиться качественный шампунь, крем для лица и косметика для загара. Экологичная косметика, которую предлагает магазин натуральной косметики, поможет создать идеальную внешность, но для развития внутреннего мира нужна еще более интенсивная работа над собой.
Образцом мужественности во все времена были сильные герои-борцы, которые руководствовались светлыми идеями во имя справедливости и любви.
         Таким образом, роль литературы во все времена и в современности - помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение. Воспользоваться этой возможностью, которую предоставляют книги, или нет - это личный выбор каждого человека.



Актуальность классической литературы сегодня

Классическая литература – огромный информационный пласт, включающий в себя серьезные конфликты, проблемы и определенные задачи, влияющие на призму восприятия читателя.

Классику можно по праву считать фундаментом жизненного человеческого опыта: классики, в особенности русские, ставили множество актуальных проблем – не только в то время, когда они жили, но и современности. К примеру, до сих пор актуален конфликт «Отцов и детей», представленный И.С.Тургеневым. Все низменные человеческие качества саркастически высмеивал А.П. Чехов в своих многочисленных трудах. Также классика даёт ассоциативное образование: например, начитанный человек понимает, что такой прекрасный Король Лев — это "Гамлет" У. Шекспира, а «Гамлет» — это отчасти Ветхий Завет и Моисей. Все они из Шумерской мифологии и Зороастризма. От простого к сложному. Всегда так. Если в поэзии что-то не сделал Шекспир, то это сделал Гомер.

В любом случае, классику нужно читать хотя бы из-за одного постулата, выраженного одним мудрым человеком: «Чтобы что-то грамотно ненавидеть – нужно обладать неким пластом знаний об этом». И это истинная правда! Зачастую люди не любят классику, поскольку воспринимают её слишком поверхностно, но стоит только копнуть немного глубже и найти по-настоящему достойного автора, способного впечатлить своей текстовой конструкцией и конфликтом до мурашек!


Заключение

22% российских школьников хотят сократить обязательный "набор" русской классики и дополнить уроки изучением зарубежной литературы. Причем не только классической, но и современной. Более 10% ребят хотели бы видеть в ней книги о приключениях Гарри Поттера. Сразу за сагой о юном волшебнике идут произведения фантаста Рэя Брэдбери и культового писателя Стивена Кинга.

Фаворитом в антирейтинге для "исключения из школьной программы" стал роман "Война и мир" Л.Н. Толстого: против него проголосовали 16,5% респондентов. Среди частых причин нелюбви - "слишком большой объем", "тяжелый слог", "излишнее описание окружающих вещей" и "невозможность правильного восприятия произведения в школьном возрасте". На втором месте - Николай Васильевич Гоголь и его героическая поэма "Тарас Бульба" - более 7% респондентов отмечают её излишнюю жестокость. Сразу после неё с минимальным разрывом идет "Муму" И.С.Тургенева. Многие школьники отметили, что "это произведение заставило плакать" и "негативно повлияло на их психическое состояние". В ответах ребят также часто упоминаются романы Гончарова "Обломов", который школьники называют "слишком затянутым и скучным", "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского - "слишком взрослым и мрачным".

Но есть и хорошие новости: в целом более 49% российских школьников поделились, что читают каждый или почти каждый день. 33,4% - читают несколько раз в неделю. Из прочитанного вне школы ребята чаще упоминали "Гарри Поттера", "451 градус по Фаренгейту", "Портрет Дориана Грея" и "Виноваты звезды". Чаще всего ученики выбирают книги в жанре фэнтези - его указали 38% опрошенных. На втором месте фантастика (25%). Замыкает тройку самых популярных у школьников жанров - детектив (15,5%).

Популярность литературы, как классической, так и вообще любой, довольно высока. Большинство школьников предпочитают современную литературу, которой не хватает в школьной программе.

Давайте же попробуем подумать, что случится с классической литературой в будущем? Нельзя сказать точно, но есть три варианта будущего классической литературы:

  1. Пропаганда чтения будет развиваться благодаря тем, кто читает классику и считает, что люди должны учиться думать, тогда в некоторой мере популярность классических произведений увеличится, но через лет 20 произойдёт регресс, который приведёт к ещё более худшим результатам, чем сегодняшние.

  2. Люди перестанут читать классику – будут единицы людей, которые читают классические произведения, станет ещё более популярная современная «попса» мировой литературы, книги станут полностью элементом развлечения, что всё же приведёт к тому, что люди абсолютно перестанут читать какие-либо книги.

  3. Всё останется так же, как и сейчас. Обязательно будут люди, которым по нраву развивать себя, родители, которые будут прививать любовь к чтению своим детям.





Выводы:

  1. В настоящее время учащиеся относятся к классике либо нейтрально, либо отрицательно, не пытаясь понять то, что пытались донести авторы образцовой литературы.

  2. Читать классику необходимо потому, что актуальности она терять не будет в любые времена, у любого народа. Всё, что описывают нам авторы классических произведений, все те проблемы, которые они поднимают, найдет отклик в нашей жизни.

Рассмотрев аргументы в пользу чтения классической литературы и отметив, что интерес к ней действительно падает, хотелось бы сказать, что каждый из нас обязан читать классику, и делать это он должен для себя.




















Литература

https://travel-in-time.org/

http://pushkin-lit.ru/public/41/klassicheskaya-literatura/

https://poleznii-site.ru/dom/byt/v-chem-polza-chteniya-vliyanie-knig-na-cheloveka.html#i-14

https://zen.yandex.ru/media/id/5df244759ca51200ad1f4df1/pochemu-molodej-ne-chitaet-chestnyi-otvet-ot-predstavitelia-molodeji-5e1244bdc49f2900b11327a1

https://sut-sv.edusite.ru/p85aa1.html

http://sochinite.ru/sochineniya/itogovye-sochineniya/aktualna-li-klassicheskaya-literatura-v-nashi-dni

https://rg.ru/2020/12/29/deti-sostavili-antirejting-proizvedenij-shkolnoj-programmy.html