СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Клуб семейного чтения для родителей и детей группы риска СОП в условиях детского сада «Затейники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание совместной деятельности для формирования и укрепления детско-родительских отношений семей группы риска СОП через проект "Клуб семейного чтения для родителей и детей группы риска СОП в условиях детского сада "Затейники"

Просмотр содержимого документа
«Проект «Клуб семейного чтения для родителей и детей группы риска СОП в условиях детского сада «Затейники»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Неволинская основная общеобразовательная школа»

структурное подразделение для детей дошкольного возраста















Проект

«Клуб семейного чтения для родителей и детей группы риска СОП в условиях детского сада «Затейники»












Разработчик:

Голдина Людмила Евгеньевна,

Заместитель директора

по дошкольному образованию











Неволино, 2019

Актуальность. В детском саду в каждой группе есть дети, чьи семьи состоят на учёте в группе социально опасного положения.

Цель работы детского сада с семьями СОП – снижение численности семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

Задачи:

- организовать взаимодействия субъектов системы профилактики в процессе проведения индивидуальной профилактической работы с семьями и воспитанниками в СОП;

- обеспечить адресный подход в организации и проведении профилактических мероприятий семей и воспитанников в СОП;

- повышение качества профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

Это побудило создать проект «Клуб семейного чтения для родителей и детей группы риска СОП в условиях детского сада «Затейники».

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.

Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

Семейное чтение — эффективный способ социализации дошкольников, оно создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Актуальность проекта заключается:

  • в возрождении начиная с раннего возраста традиции совместного семейного чтения;

  • в приобщении ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее содержания;

  • в создании мобильных библиотек, в том числе с использованием технологии обмена книгами (bookcrossing);

  • в деятельном подходе к воспитанию ребенка средствами кукольного театра. Кукольный театр здесь выступает как игровая форма работы с книгой. Он объединяет книгу - куклу - театр

Тип проекта – творческий;

Срок реализации: долгосрочный (август 2019 – август 2020)

Авторы проекта: Голдина Л.Е. – заместитель директора по ДО, Клюкина Н.Н. – воспитатель подготовительной к школе группы, Южакова Л.Ю.- воспитатель старшей группы, Мелехова Э.Б. – музыкальный руководитель.

Участники проекта: педагоги, родители и дети группы риска СОП, МБУК «Неволинский ДК», МБУК «Библиотека имени Ф. Ф. Павленкова».

Цель: Создание совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» для формирования и укрепления детско-родительских отношений семей группы риска социально опасного положения через проект «Клуб семейного чтения для родителей и детей группы риска СОП в условиях детского сада «Затейники».

 Задачи:

1. Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семей группы СОП, способствовать повышению компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей.

2. Приобщить родителей и детей группы риска СОП к совместному чтению книг.

3. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.

4. Содействовать воспитанию интереса к детской книге на произведениях классиков российской и мировой культуры, в том числе произведениях пермских писателей и поэтов для детей.

5. Создать мобильные библиотеки для родителей и детей группы риска СОП, а также использовать технологии обмена книгами (bookcrossing)

6. Создать кукольный театр online при структурном подразделении для детей дошкольного возраста для организации театральных постановок с семьями группы риска СОП.

Отличительная особенность проекта «Клуб семейного чтения для родителей и детей группы риска СОП в условиях детского сада «Затейники» заключается в том, что, создавая кукольный театр online при СП для детей дошкольного возраста, мы будем способствовать развитию и сохранению интереса у детей к чтению литературы, театру, совершенствовать навыки выразительности речи, воплощать в игре определённые переживания, побуждать к созданию интересных образов. Благодаря замыслу ребенка кукла оживает и действует на сцене, воплощая фантазии человека. Эмоционально пережитый спектакль поможет детям определить своё собственное отношение к добру и злу.

А также мы сможем помочь подрастающему поколению глубже освоить свой край, его культуру и историю на примере изучения традиций русского кукольного театра. Благодаря занятиям в семейном клубе дети и родители узнают многое о театре и театральных куклах, их жизнь будет более интересной и содержательной, наполнится яркими впечатлениями, интересными делами, радостью совместного творчества. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали им, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух - прекрасная традиция, которой нужно следовать.

Проект имеет следующие разделы:

Раздел I: "Читающий двор" (освоение культурных практик совместного детско-родительского чтения):

- Праздник «А я теперь – читатель!»

- Акция «Книжка на ладошке»

- Конкурс чтения стихов о войне «На подвиг Отчизна зовет!»

- Литературная гостиная по творчеству Х.К. Андерсена.

- Акция «Читаем детям о войне»

Раздел II: "Навигатор в мире детских книг" (составление тематических перечней и каталогов для родителей):

  • Оформление книжной выставки «Пермские писатели- детям». Обзор выставки.

  • Выставка – совет А что читаете Вы?

  • Диспут «Читать - это модно!»

Раздел III: "Организация мобильных библиотек", включая bookcrossing (книговорот) между читающими:

- "Читаем книгу - познаем мир";

- "Моя первая книга"

Раздел IV: "Рекламный микрофон" (продвижение забытых детских книг, анонсы книжных новинок).

Раздел V: "Юбилейный литературный календарь"

(юбилеи детских писателей).

Раздел VI: "Книжная карусель" (фестивали, конкурсы, викторины, акции, недели детской книги, праздники, квесты)

Раздел VII: «Семейный кукольный театр online» (семейные театрализованные постановки по художественным произведениям пермских писателей)

Раздел VIII: Родительская мастерская. Круглый стол (опыт родителей по привлечению детей к чтению)

Формы работы с детьми:

Акции;

Беседы, игры, викторины, громкие чтения;

Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов;

Экскурсии (очные и заочные);

Литературная гостиная, конкурсы стихов;

Творческая выставка;

Тренинг;

Кукольный театр online.

Формы работы с родителями:

Лекции;

Собрание;

Круглый стол;

Беседа;

Встреча со специалистами;

Праздники.


Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап:

-изучение научно-методической литературы;

-разработка плана;

-подготовка помещения для занятий с родителями и детьми группы СОП;

- оповещение семей группы риска СОП о данном проекте;

- анкетирование по выявлению детско-родительских отношений в семье;

- обработка полученных результатов;

- подбор необходимого материала для реализации проекта.

2. Основной этап:

- проведение мероприятий;

- проведение бесед и консультаций;

- организация встреч с социальными партнёрами.

3. Заключительный этап:

- диагностика

- подведение итогов;

- анализ о проделанной работе;

- размещение на сайте ДО представлений кукольного театра;

Ожидаемые результаты

- Работая вместе с детьми над проектом, родители будут больше времени проводить с детьми. Они станут ближе к ним, лучше понимать проблемы своих детей.

- В результате совместной проектной деятельности дети научатся совместно работать в коллективе, восполнят дефицит общения с взрослыми, у них формируется значимое отношение к понятию «семья».

- Родители и дети группы риска СОП приобщены к совместному чтению книг.

- Созданы мобильные библиотеки для семей группы риска СОП.

- Создан кукольный театр online при СП для детей дошкольного возраста для организации театральных постановок с семьями группы риска СОП.


План реализации проекта:


№ п/п

Раздел, тема

Сроки

Ответственные

1

Читающий двор



1.1

Праздник «А я теперь – читатель!»

сентябрь

педагоги

1.2

Акция «Книжка на ладошке»

октябрь

работники библиотеки

1.3

Конкурс чтения стихов о войне «На подвиг Отчизна зовет!»


февраль

педагоги

1.4

Литературная гостиная по творчеству Х.К. Андерсена.

апрель

работники ДК

1.5

Акция «Читаем детям о войне»


май

работники библиотеки

2.

Навигатор в мире детских книг



2.1

Оформление книжной выставки «Пермские писатели- детям». Обзор выставки.


ноябрь

педагоги

2.2

Выставка – совет А что читаете Вы?

декабрь

0,5

педагоги

2.3

Диспут «Читать - это модно!»

апрель

0,5

педагоги

3

Организация мобильных библиотек



3.1

Читаем Книгу - Познаем Мир

ежемесячно

0,5

педагоги

3.2

Моя первая книга

ежемесячно


педагоги

4

Рекламный микрофон



4.1

Изготовление иллюстрированной книги по произведениям В.И. Воробьёва.

март

педагоги

4.2

Мастер-класс по изготовлению буклетов.

июнь

педагоги

4.3

Конкурс буклетов

июль

работники библиотеки

5

Юбилейный литературный календарь



5.1

Громкие чтения «Читаем Есенина»

октябрь

педагоги

5.2

Театрализованная постановка по произведениям братьев Гримм

январь

педагоги

5.3

Конкурс рисунков по произведениям А.П. Чехова

январь

педагоги

5.4

Акция "Ершов"

март

педагоги

6

Книжная карусель



6.1

Викторина по произведениям А.С.

Зеленина

май

педагоги

6.2

Квест-игра по произведению В.И.Воробьева «Капризка»

июнь

педагоги

6.3

Конкурсная игровая программа

«Путешествие по страницам любимых книг»

июль

работники библиотеки

6.4

Семейный праздник «В библиотеку всей

семьей»

август

работники библиотеки

7

Семейный кукольный театр online



7.1

Театрализованная игровая программа «Сундук со сказками»

ноябрь

работники ДК

7.2

Театральная постановка «На привале»

апрель

педагоги

7.3

Мастер-класс по изготовлению кукол для домашнего кукольного театра

июнь

работники библиотеки

7.4

Экскурсия «В театр всей семьей»


июль

педагоги

7.5

Театральная постановка по произведению Андрея Зеленина «Сказки из чемодана»»

август

педагоги

8.

Родительская мастерская



педагоги

8.1

Встреча со специалистами «Библиотерапия»


ноябрь

работники библиотеки

8.2

Круглый стол «Опыт родителей в продвижении чтения»


март

педагоги




Приложение 1

Методические рекомендации по проведению теоретических и практических занятий.


Раздел 1. Читающий двор

В последнее время широкое распространение получила такая активная форма работы с детьми и родителями как акция.

Акция (лат. actio) – действие, направленное на достижение какой-либо цели. В зависимости от поставленных целей акции, проводимые в библиотеках, можно условно классифицировать на несколько видов:

· благотворительные,

· протестные,

· в поддержку чтения.

Что отличает акцию от других форм массовых мероприятий?

Акция – это вовлечение (движение, действие), умение создать событие для достижения поставленной цели.

Акция – это должно быть ярко!

Акция – это большое комплексное мероприятие, продолжительность которого зависит от поставленных задач.

Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффективный результат, необходимо четко продумать цели, содержание и организацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для этого необходимо:

1. Понимание, каким должен быть результат (четкая цель – четкий результат);

2. Четкий сценарий (программа) с задачей для каждого участника и кульминационным событием в ходе акции. Каждое крупное мероприятие программы акции должно иметь отдельный сценарий;

3. Яркий формат (удачное название, лозунг, необычная атрибутика, яркое действо и пр.);

4. Привлечение партнеров на взаимовыгодной основе;

5. Реклама мероприятий, информационная поддержка СМИ;

6. Состязательность (конкурсы, турниры);

7. Использование современных средств общения (Интернет, мобильная связь и т.п.);

8. Поощрение участников акции и демонстрация ее итогов.


Раздел 2. Навигатор в мире детских книг.

Выставка книг — это информационный продукт, созданный для определенной группы пользователей и поданный в особой демонстрационной форме.

• Это систематическое собрание различных типов и видов материалов, объединенных заранее заданным принципом отбора (тематическим, хронологическим и т.д.) с определенной закономерностью расположения и представления для обозрения посетителей.

• Основная форма наглядного представления литературы – комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними.

• Публичная демонстрация книжных фондов, способствующая наиболее полному раскрытию содержания этих фондов.

Выставка-бенефис читателя — интерактивная выставка, подготовленная как часть мероприятия — бенефиса читателя. Состоит из его любимых книг, с учетом личных пристрастий бенефицианта. Цель — реклама мероприятия и дополнительная рекомендация книг.

Выставка-вернисаж (мини-галерея) — экспозиция, предполагающая демонстрацию картин, репродукций, прикладного творчества, детских рисунков и т.д. Включает материалы об авторах, направлениях и видах искусства. Оформляется с учетом колорита той эпохи, которой посвящена выставка.

Выставка-викторина — нетрадиционная выставка, основу ее составляет блок книг, с помощью которых можно ответить на вопросы викторины. Информацию с вопросами размещают на самой выставке, раздают на листочках.

Выставка виртуальная — новая форма выставки, созданная согласно общим правилам подготовки экспозиций с использованием телекоммуникационных и компьютерных технологий.

Выставка «вопрос-ответ» — разновидность выставки-диалога, своего рода заочное выполнение конкретных запросов читателей, с дальнейшим оформлением выставки с соответствующей литературой и библиографическим списком по теме.

Выставка-диалог — нетрадиционная выставка, основанная на вопросах пользователей, заданных на различные темы в письменной форме и опущенных в специальный ящик. Специалисты объединяют вопросы по определенным тематическим блокам, из которых формируются разделы выставки и названиями которых станут вопросы читателей.

Выставка жанровая — выставка, призванная раскрывать содержание фонда художественной литературы или литературы по искусству по видам и жанрам.

Выставка живая — нетрадиционная выставка, сочетающая в себе текстовой ряд, иллюстративные материалы, а также живых существ, будь то рыбки, хомячки и другие представители живого уголка. В перспективе возможен и такой вариант «живой выставки», состоящий из «живых книг», как экспозиция из интересных людей по примеру «живой книги» и «живой библиотеки». Цели таких выставок схожи — познакомить со всем многообразием природы, миром живых существ, в том числе, со сложным и уникальным миром человека.

Выставка-загадка — интерактивная выставка, включающая такой элемент игры, как наличие загадки, которую предлагается разгадать, ознакомившись предварительно с материалами экспозиции.

Выставка-игра — интерактивная выставка, включающая элементы игры, будь то театрализованное представление героев книг, разгадывание загадок о литературных персонажах, ситуационные игры. На выставку помещают книги, игрушки, поделки, связанные общей темой. Цель выставки — привлечение к чтению детей.


Раздел 3. Организация мобильных библиотек.

Буккроссинг («книговорот») - это международное движение по обмену книгами.

Буккроссинг основан на принципе «прочитал – отдай другому».

В наиболее посещаемых местах люди оставляют книги для обмена. Любой человек, заинтересовавшийся книгой, может бесплатно взять понравившуюся книгу, и если захочет, взамен оставить свою. Люди оставляют книги, чтобы другие могли найти их и прочитать.

Простые правила буккросинга:

1. Вы можете взять любую книгу на нашей полке, все они «свободны»;

2. Вы можете прочитать книгу дома со своим ребенком, а потом принести её обратно, чтобы её смог найти тот, кто её ещё не читал;

3. Вы можете принести свои книги и «отпустить» их на волю, оставив на нашей безопасной полке.

4. Если вы хотите «отпустить на волю со своей книжной полки» книгу, пожалуйста, передайте её воспитателю (или любому сотруднику) детского сада, чтобы мы смогли отправить на безопасную полку, чтобы все желающие смогли прочитать её абсолютно бесплатно.

Раздел 4. Рекламный микрофон

Продвижение книги, чтения.

Раздел 5. Юбилейный литературный календарь

В данный раздел включены мероприятия, связанные с юбилейными датами детских писателей и поэтов.

При организации мероприятий, посвященных писателям-юбилярам, рекомендуем следующие формы работы:

 громкие чтения произведений писателей, сопровождающиеся информацией о жизни и творчестве;

 литературно-исследовательские изыскания «А Вы знаете, что…» (интересные факты из жизни писателей); вечера-портреты, где участники рисуют портреты писателей или иллюстрации к их произведениям, всё это происходит на фоне рассказа о творчестве автора;

 интернет-серфинг «…(имя писателя) в виртуале». Привлечь внимание пользователей к литературе помогает их активное вовлечение в организацию библиотечных мероприятий. Объявите призыв «Кто хочет стать библиотекарем?», предложив отозвавшимся самостоятельно создать книжную выставку по определенной теме или посвященную конкретному писателю, а также организовать литературную печу-кучу «Мое ПРОчтение классики». Часто современный человек знает классическую литературу только в рамках школьной программы. Потому ему будут интересны новые факты из жизни писателей. Необходимо предложить читателям принять участие в исследовательских разысканиях, посвященных биографии и творчеству русских писателей. Презентация исследовательских проектов как раз и будет проходить в формате печа-куча. Спикеры представляют публике тематические доклады, по итогам зрительского голосования определяется лучший спикер встречи. Печа-куча – это активно развивающийся формат общения. Автор демонстрирует презентацию из 20 слайдов, на устный комментарий к каждому дается 20 сек. Слайды меняются автоматически. Знакомство с классической литературой возможно в рамках дискуссионного видеосалона «Классика на экране и в книге: что общее, в чем разница». В программу войдут: громкие чтения и просмотр одних и тех же отрывков из произведений, постановка проблемных вопросов по сюжету книги/фильма, их обсуждение. Важно, чтобы в дискуссии участвовали не только подготовленные читатели, но и те, кто не читал данное произведение.


Раздел 6. Книжная карусель

Большой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. Насыщенными игровыми элементами могут быть литературные игры: викторины, путешествия, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (брейн-ринги, КВНы), аукционы, лото и т. д.) Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления. Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания»).


Раздел 7. Семейный кукольный театр

Кукольный театр выступает как игровая форма работы, объединяющая театр – куклу – книгу. Во время спектакля педагог, заинтересовав малышей куклами, должен затем переключить их внимание на книгу и чтение. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги.

Сначала можно использовать в качестве игрового элемента только одну куклу, которая будет главным героем в мероприятиях на различные темы, и, возможно, станет визитной карточкой вашего библиотечного театра. Потом можно организовать театр книги и показывать инсценировки детских произведений и сказок.




Раздел 8. Родительская мастерская

Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные. К информационным относятся ‒ Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье»; «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» ‒ «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания). Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Познавательные формы работы призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формируют практические навыки взаимодействия с детьми. Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи). Очень важно консультируя родителей показать, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. На родительских собраниях знакомить родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освящает имеющиеся проблемы.

Важной формой работы по приобщению детей к чтению является семинар — практикум. На семинаре рассматриваются и обсуждаются различные вопросы, посвященные детскому чтению, рассказывается о его значении, качестве современной детской литературы и других проблемах. Например, на семинаре — практикуме на тему «Учим стихи с детьми» родителям предоставляется информация и практические рекомендации о том, как подобрать стихи соответственно возрасту детей, как учить стихи с детьми дома, как развивать интонационную выразительность речи. Многие сталкиваются с проблемой — дети не умеют выразительно читать стихи, родители учат их только запоминать механически текст, не обращая внимания на интонацию. По ходу встречи родители участвуют в практическом выполнении заданий — прочитать выразительно, с разной силой голоса, темпом различные отрывки детских стихотворений. В процессе проведения такой формы взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы, например, «Нужно ли прививать интерес к книге?». «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть, как взаимодействуют педагоги, библиотекари с детьми в процессе ознакомления с произведениями детской литературы. В этот день родители могут познакомиться с тем, каких успехов достиг ребенок в чтении стихов, умении рассказывать сказки, принимать участия в драматизации детских произведений.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!