Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Неволинская основная общеобразовательная школа»
структурное подразделение для детей дошкольного возраста
ПРОЕКТ
«Коррекция звукопроизношения методом кинезиологии»
Учитель-логопед
Голдина Л.Е.
2018 год
«Коррекция звукопроизношения методом кинезиологии»
Информационная характеристика проекта
Автор проекта:
Голдина Людмила Евгеньевна, учитель-логопед первой квалификационной категории.
Вид проекта:
Инновационный, практико-ориентированный.
Тип проекта: среднесрочный
Срок реализации: октябрь- апрель
База реализации проекта: МБОУ «Неволинская ООШ» структурное подразделение для детей дошкольного возраста
Участники проекта: учитель-логопед, дети подготовительной к школе группе, воспитатели группы, родители воспитанников.
Проблема: постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.
Обеспечение проектной деятельности: картотека кинезиологических упражнений; информационная папка-передвижка в родительский уголок.
Ожидаемый результат проекта: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят:
- эффективно корректировать нежелательные формы поведения;
- корректировать отклонения в развитии психических процессов и речи;
-овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
«Мозг хорошо устроенный стоит больше,
чем мозг хорошо наполненный»
М.Монтень.
Обоснование:
Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и общества в целом таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэтому и необходимыми становятся не сами знания, а умение учиться, развивать личность через формирование универсальных учебных действий.
В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Также в системе дошкольного образования мы наблюдаем значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
Актуальность проекта.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.
С этой целью разработан проект «Коррекция звукопроизношения методом кинезиологии». Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.
При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; - готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; - способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.
Цель проекта:
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
Развитие межполушарной специализации.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Синхронизация работы полушарий.
Снятие эмоциональной напряжённости.
Развитие мелкой моторики.
Развитие способностей.
Развитие памяти, внимания.
Развитие мышления.
Для педагогов:
Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
Повышение профессиональной компетентности.
Для родителей:
Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
Условия реализации проекта:
Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах.
Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта (проведение занятий, работа с родителями, представление опыта работы в рамках образовательного учреждения).
Итоговый – подведение результатов, презентация работы над проектом.
Продукты проекта для детей:
1. Картотека кинезиологических упражнений.
Продукты проекта для педагогов:
Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
Презентация проекта.
Продукты проекта для родителей:
Выступление на родительском собрание на тему «Кинезиология для детей».
Мастер-классы («Зарядка для ума и тела», «Кинезиологические игры в развитии интеллекта»).
Презентация проекта на собрании.
Консультации «Использование кинезиологических упражнений в повседневной жизни»
Методическое обеспечение:
Литература:
Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с
Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. –
Рязань, 2000. – 48 с.
Практическая реализация проекта
Вид работы | Где реализуется |
Дыхательные упражнения Глазодвигательные упражнения Упражнения для развития мелкой моторики | на занятиях |
Система реализации проекта
Работа с родителями | Работа с педагогами | Обеспечение творческой направленности |
1.Наглядная информация в родительском уголке 2.Выступление на родительском собрании 3.Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям. 4.Индивидуальные консультации 5.Самообразование 6.Накопление и обобщение педагогического опыта 7.Обновление уголков (информационных стендов) занимательными упражнениями | 1.Выступление на педсовете 2.Мастер-классы 3.Самообразование | 1.Накопление и обобщение педагогического опыта 2.Обновление уголков (информационных стендов занимательными упражнениями) |
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Перспективный план
проведения кинезиологических упражнений
Месяц | Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело) |
| Массаж ушных раковин «Колечко» | Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. П оочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. |
| «Кулак-ребро-ладонь» (Лягушка) Массаж ушей | Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами («кулак— ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя. |
| «Мельница» «Лезгинка» | В ыполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений |
| «Ухо-нос» Дыхательная гимнастика | Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». |
| «Буратино» (упражнение выполняется перед сном) «Перекрестные шаги» | Представьте куклу, у которой к левому колену и левой руке привязана ниточка, тоже самое с правой стороны, когда кукловод тянет нитку вверх, рука поднимается вверх, нога, согнутая в колене, тоже поднимается вверх. Упражнение делать попеременно: левая рука – левая нога, затем правая рука – правая нога. Упражнение выполнять не менее 5-10 раз. Согнуть левую ногу в колене, а правую руку в локте, согнутую руку двигаем вниз к колену, а согнутую ногу в колене поднимаем вверх, до встречи колена и локтя, и так же с правой ногой и левой рукой. Упражнение выполнять не менее 5-10 раз обеими ногами в медленном темпе. |
| «Змейка» | Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. П рикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. |
| «Горизонтальная восьмерка» «Поза скручивания» | Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5—10 с. Выполните то же самое в другую сторону. |