СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Космос» для детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Космос» для детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 323 «Сказка»







Проект «Космос»

В старшей группе компенсирующей

направленности для детей с ЗПР





Составитель и разработчик:

Володина Е.С.

учитель-дефектолог









г. Нижний Новгород

2017

Актуальность проекта.

Мечта о космосе - мечта вчерашних мальчишек - стать космонавтом-не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа - герои любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Выбранная тематика предполагает необходимое соблюдение некоторых принципов: научность, доступность, практичность, наглядность, систематичность.

Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает. Необходимо изменить отношение к космонавтике, а детский возраст является самым благоприятным для этого.

Тип проекта: информационно - практико- ориентированный.

Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей о космосе.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для формирования у детей представлений о космосе, этапах его освоения.

  2. Расширять и уточнять знания детей о полете первого космонавта.

  3. Обогатить знания детей о космосе, планетах.

  4. Развивать моторные функции ребенка, психические процессы.

  5. Воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма.

  6. Воспитывать желание быть сильным и смелым.

По продолжительности: краткосрочный (с 6 – 10 апреля – 1 неделя)

Участники проекта: дети и родители, учитель- дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре.



Этапы реализации проекта:

1 этап проекта – подготовительный.

  • Постановка цели и задач.

  • Определение методов реализации проекта.

  • Подбор наглядно-иллюстративного материала и интернет ресурсов.

  • Разработка и написание конспектов, подбор консультаций, дидактических игр, художественной литературы по теме.

  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

  • Вовлечение детей в проект. В отличие от обычной группы, где цель проекта определяют сами дети, в группе детей с ЗПР к этому их подвели учитель-дефектолог и воспитатели, так как сами дети этого в полной мере сделать еще не могут. Здесь мы выяснили, что в этой теме заинтересовало детей больше всего.

  • Обсуждение с родителями темы проекта. В индивидуальных беседах с каждым родителем мы выяснили, как они смогут участвовать в работе над проектом, исходя из их интересов и возможностей. Из двенадцати семей группы сотрудничать по этому вопросу согласились все.

  • Обсуждение плана проекта со специалистами детского сада – инструктором по физической культуре.

2 этап проекта – основной.

Составляя перспективный план работы с детьми по проекту «Семья», мы интегрировали в нем такие образовательные области, как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

  • Социально- коммуникативное развитие:

  • Сбор материалов и оформление «Книги загадок о космосе»;

  • Экскурсия с родителями в библиотеку с просмотром презентации «Покорение космоса»;

  • Создание макета «Звездное небо».

  • Познавательное развитие:

  • Просмотр презентаций об истории покорения человеком космоса, «Солнечная система»;

  • Знакомство с профессией космонавта;

  • Просмотр мультфильмов о космосе «Дружная семейка», «Белка и стрелка в космосе»;

  • Познакомить с российским праздником «День космонавтики»;

  • Опыты и эксперименты;

  • Беседа «Какую пользу приносит Солнце?» и др.

  • Дидактические игры: «Найди лишнее», «Собери планету», «Расставьте по порядку» и др.

  • Речевое развитие:

  • Разучивание стихов, чтение рассказов о космосе, отгадывание загадок;

  • Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе», «Семья планет»;

  • Чтение рассказов В. Бородин «Первый в космосе», Н.Носов «Незнайка на луне» и т.д., сказок «Ковер-самолет», «Конек-горбунок» и т.д.;

  • Составление рассказов «Я космонавт», по серии картинок;

  • Речевая игра «Звук потерялся»;

  • Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование «Путь к звёздам», «Лунный пейзаж»;

  • Раскраски с изображением космических кораблей и планет;

  • Лепка «Будущие космонавты»;

  • Оформление выставки детских работ «Путь к звездам»;

  • Аппликация «Планеты»;

  • Кукольный театр «Полет на луну»;

  • Конструирование по теме;

  • Прослушивание песен по теме.

  • Физическое развитие:

  • Утренняя гимнастика «Космические мотивы», «Будем сильными»;

  • Пальчиковая гимнастика «Обитатели космоса»;

  • Гимнастика для глаз «Полёт»

  • Подвижные и спортивные игры «Земляне и инопланетяне», «Космические жмурки», «Солнышко светит раз…», «Догони мою ракету» и др.

  • Спортивное развлечение «Мы космонавты»;

  • Работа с родителями:

  • Познакомить родителей с проектом;

  • Оформление информационного уголка;

  • Организация выставки детских книг о космосе;

  • Конкурс совместных поделок детей и родителей «Путь к звездам»;

  • Изготовление «Книги загадок о космосе» (с рисунками);

  • Чтение родителей с детьми произведений на тему космоса (на выбор);

  • Просмотр детей с родителями мультфильмов «Тайна Красной планеты»;

  • Совместное посещение библиотеки с просмотром презентации «Покорение космоса»



3 этап проекта – заключительный.

  • Итоговое мероприятие «Мы космонавты».

Предполагаемые результаты:

Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной и мировой космонавтике, узнать об ученых и исследователях в области космонавтики. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей. Воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть сильным, смелым и выносливым. Проект также активизирует общение детей между собой, усилит взаимодействие детей и взрослых. Проект поможет вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе общей деятельности.



Методическое обеспечение проекта:

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С.Киселева – М, АРКТИ, 2003.

2.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» - М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

3. Дерягина Л.Б. Дошкольникам о российских покорителях космоса - Изд. Детство-пресс,2011.







































Перспективное планирование

работы с детьми и родителями

подготовительной группы с ЗПР по проекту «Космос»

1 день

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня


Утренняя гимнастика «Космические мотивы».

Чтение «О чем расскажет телескоп» П.Клушанцев.

НОД с просмотром презентации «Солнечная система».

Рисование «Лунный пейзаж».


Наблюдение за солнцем.

Беседа «Какую пользу приносит солнце»

Труд «Наведем чистоту на своей планете».

П/игра «Космические жмурки».


Чтение Н.Носова «Незнайка на Луне» Беседа по содержанию.

Составление рассказов «Я космонавт».

Дид. игра «Найди лишнее»



Взаимодействие с родителями:

Поиск вместе с родителями информации о космосе, планетах, космонавтах.

Оформление папки-раскладушки «Детям о космосе»




2 день

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня


Беседа «Земля- наш дом во Вселенной».

Рассматривание тематического альбома «Наша планета- Земля»

Дид. игра «Собери планету».

Аппликация «Планеты».


Экспериментирование с большим мячом и бусиной.

Опыт «Земля и солнце».

П/игра «Солнышко светит раз…».

Кукольный театр «Полёт на луну»

Самостоятельная деятельность детей в центрах продуктивной деятельности: конструирование из бумаги «Ракета»

Речевая игра «Звук потерялся»


Взаимодействие с родителями:

Организация выставки детских книг о космосе, чтение родителей с детьми произведений на выбор.

Оформление советов родителям «Прочтите вместе с детьми о космосе»




3 день

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня

Настольно-печатные игры «Расставьте по порядку», «Подбери по силуэту», «Собери ракету из геометрических фигур»

Экскурсия в библиотеку и просмотр презентации «Покорение космоса»



Наблюдение за небом.

Экспериментирование с воздухом (состав, упругость, объем, роль в жизни людей т.д.)

Опыт «Голубое небо».

П/игра «Догони мою ракету».


Сюжетно-ролевая игра (с макетом) «Будущие космонавты».

Дид. игра «Что изменилось?»

Рисование «Путь к звездам».


Взаимодействие с родителями:

Экскурсия с детьми в библиотеку.

Просмотр детей с родителями мультфильмов «Тайна Красной Планеты», «Белка и стрелка» и т.п.




4 день

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня


Утренняя гимнастика «Будем сильными».

НОД «Первый полёт человека в космос» (беседа «Первый космонавт», чтение «Первый в космосе» В.Бородин, рассматривание иллюстраций.

Лепка «Будущие космонавты».


Экспериментирование с глобусом и фонариком.

Опыт «День и ночь».

П/игра «День и ночь».

Решение космических задач:

  • «Из каких геометрических фигур составлены инопланетяне?»

  • «Помоги летающим тарелкам совершить безаварийную посадку» (состав чисел)

  • «Запомни картинку и расскажи, что нарисовали зверята»

Прослушивание песен о космосе и космонавтах.


Взаимодействие с родителями:

Составление книжки –самоделки «Книга загадок о космосе» (с рисунками).




5 день

1 половина дня

Прогулка

2 половина дня


Упражнение «Полет».

Отгадывание загадок о космосе и космонавтах (по книге).

Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Конструирование из строительного материала «Наш космический корабль».


Экспериментирование с большим жептым шариком и 9 маленькими шариками.

Опыт «Солнечная система».

П/игра «Земляне и инопланетяне».


Спортивное развлечение

«Мы космонавты».


Взаимодействие с родителями:

Конкурс совместных поделок детей и родителей «Путь к звездам»






Основные этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

1. Подбор художественной и научно-популярной литера-туры в рамках проекта, презентаций, составление конспектов интегрированных занятий.

2. Разработка перспективного планирования работы с детьми и родителями по теме проекта.

3. Подбор стихов и песен о космосе, космонавтах (Ю. А. Гагарин, В. Волков, Г. Добровольский, В. Пацаев).

4. Составление перспективного планирования с музеем Космонавтики и библиотекой.

5. Перспективное планирование опытно-эксперименталь-ной деятельности.

Практический этап.

  1. Проведение интегрированных, познавательных, комплексных занятий: «Человек и космос», «Мы – дети Земли», «Сколько звезд на небе?», «С математикой в космический по-лет», «Большое космическое путешествие», «Герои космоса», «День космонавтики».

2. НОД «Лепка»: «Животные в космосе», «Космиче-ские пришельцы».

3. НОД «Рисование»: «Летят ракеты в космос», «Зага-дочный мир космоса».

4. НОД «Ручной труд и конструирование»: «Космо-дром», «Космическая ракета», «Аэрокосмический салон».

5. НОД «Аппликация»: «Полет на Луну», «Космические летательные аппараты».

6. Чтение энциклопедической и научно-познавательной литературы: «Почемучка», «Энциклопедия зна-тока», «Энциклопедия «Планета Земля», «Солнечная система», «Путешественники и исследователи» и др.

7. Дидактические игры: пазлы «Солнечная система», «Собери космический корабль», «Что летает?» (набор картинок), «На Земле и в космосе».

8. Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» (изготовле-ние атрибутов, костюмов).

9. Просмотр иллюстраций книг, энциклопедий, журна-лов, мультфильмов и презентаций: «Астрономия для малышей», «Солнечная система», «Космос», «День космонавтики», «Гага-рин», «Зачем летают в космос», «Центр подготовки космонав-тов», «Питание космонавтов».

10. Экскурсия в музей Космонавтики и посещение Ал-леи Космонавтов.

11. Проведение опытов: «Смена дня и ночи», «Образо-вание кратеров на Луне».

12. Наблюдение за солнечным затмением.

13. Чтение художественной литературы и отгадывание загадок о космосе.

14. Проведение спортивного досуга «Космические