Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 323 «Сказка»
Проект «Космос»
В старшей группе компенсирующей
направленности для детей с ЗПР
Составитель и разработчик:
Володина Е.С.
учитель-дефектолог
г. Нижний Новгород
2017
Актуальность проекта.
Мечта о космосе - мечта вчерашних мальчишек - стать космонавтом-не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа - герои любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Выбранная тематика предполагает необходимое соблюдение некоторых принципов: научность, доступность, практичность, наглядность, систематичность.
Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает. Необходимо изменить отношение к космонавтике, а детский возраст является самым благоприятным для этого.
Тип проекта: информационно - практико- ориентированный.
Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей о космосе.
Задачи проекта:
Создать условия для формирования у детей представлений о космосе, этапах его освоения.
Расширять и уточнять знания детей о полете первого космонавта.
Обогатить знания детей о космосе, планетах.
Развивать моторные функции ребенка, психические процессы.
Воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма.
Воспитывать желание быть сильным и смелым.
По продолжительности: краткосрочный (с 6 – 10 апреля – 1 неделя)
Участники проекта: дети и родители, учитель- дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Этапы реализации проекта:
1 этап проекта – подготовительный.
Постановка цели и задач.
Определение методов реализации проекта.
Подбор наглядно-иллюстративного материала и интернет ресурсов.
Разработка и написание конспектов, подбор консультаций, дидактических игр, художественной литературы по теме.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
Вовлечение детей в проект. В отличие от обычной группы, где цель проекта определяют сами дети, в группе детей с ЗПР к этому их подвели учитель-дефектолог и воспитатели, так как сами дети этого в полной мере сделать еще не могут. Здесь мы выяснили, что в этой теме заинтересовало детей больше всего.
Обсуждение с родителями темы проекта. В индивидуальных беседах с каждым родителем мы выяснили, как они смогут участвовать в работе над проектом, исходя из их интересов и возможностей. Из двенадцати семей группы сотрудничать по этому вопросу согласились все.
Обсуждение плана проекта со специалистами детского сада – инструктором по физической культуре.
2 этап проекта – основной.
Составляя перспективный план работы с детьми по проекту «Семья», мы интегрировали в нем такие образовательные области, как социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Сбор материалов и оформление «Книги загадок о космосе»;
Экскурсия с родителями в библиотеку с просмотром презентации «Покорение космоса»;
Создание макета «Звездное небо».
Просмотр презентаций об истории покорения человеком космоса, «Солнечная система»;
Знакомство с профессией космонавта;
Просмотр мультфильмов о космосе «Дружная семейка», «Белка и стрелка в космосе»;
Познакомить с российским праздником «День космонавтики»;
Опыты и эксперименты;
Беседа «Какую пользу приносит Солнце?» и др.
Дидактические игры: «Найди лишнее», «Собери планету», «Расставьте по порядку» и др.
Разучивание стихов, чтение рассказов о космосе, отгадывание загадок;
Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе», «Семья планет»;
Чтение рассказов В. Бородин «Первый в космосе», Н.Носов «Незнайка на луне» и т.д., сказок «Ковер-самолет», «Конек-горбунок» и т.д.;
Составление рассказов «Я космонавт», по серии картинок;
Речевая игра «Звук потерялся»;
Рисование «Путь к звёздам», «Лунный пейзаж»;
Раскраски с изображением космических кораблей и планет;
Лепка «Будущие космонавты»;
Оформление выставки детских работ «Путь к звездам»;
Аппликация «Планеты»;
Кукольный театр «Полет на луну»;
Конструирование по теме;
Прослушивание песен по теме.
Утренняя гимнастика «Космические мотивы», «Будем сильными»;
Пальчиковая гимнастика «Обитатели космоса»;
Гимнастика для глаз «Полёт»
Подвижные и спортивные игры «Земляне и инопланетяне», «Космические жмурки», «Солнышко светит раз…», «Догони мою ракету» и др.
Спортивное развлечение «Мы космонавты»;
Познакомить родителей с проектом;
Оформление информационного уголка;
Организация выставки детских книг о космосе;
Конкурс совместных поделок детей и родителей «Путь к звездам»;
Изготовление «Книги загадок о космосе» (с рисунками);
Чтение родителей с детьми произведений на тему космоса (на выбор);
Просмотр детей с родителями мультфильмов «Тайна Красной планеты»;
Совместное посещение библиотеки с просмотром презентации «Покорение космоса»
3 этап проекта – заключительный.
Предполагаемые результаты:
Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной и мировой космонавтике, узнать об ученых и исследователях в области космонавтики. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей. Воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть сильным, смелым и выносливым. Проект также активизирует общение детей между собой, усилит взаимодействие детей и взрослых. Проект поможет вовлечь родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу взрослых на познание интересов своего ребенка, эмоциональное сближение с ним в ходе общей деятельности.
Методическое обеспечение проекта:
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С.Киселева – М, АРКТИ, 2003.
2.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса» - М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
3. Дерягина Л.Б. Дошкольникам о российских покорителях космоса - Изд. Детство-пресс,2011.
Перспективное планирование
работы с детьми и родителями
подготовительной группы с ЗПР по проекту «Космос»
1 день
1 половина дня | Прогулка | 2 половина дня |
Утренняя гимнастика «Космические мотивы». Чтение «О чем расскажет телескоп» П.Клушанцев. НОД с просмотром презентации «Солнечная система». Рисование «Лунный пейзаж». | Наблюдение за солнцем. Беседа «Какую пользу приносит солнце» Труд «Наведем чистоту на своей планете». П/игра «Космические жмурки». | Чтение Н.Носова «Незнайка на Луне» Беседа по содержанию. Составление рассказов «Я космонавт». Дид. игра «Найди лишнее» |
Взаимодействие с родителями: Поиск вместе с родителями информации о космосе, планетах, космонавтах. Оформление папки-раскладушки «Детям о космосе» |
2 день
1 половина дня | Прогулка | 2 половина дня |
Беседа «Земля- наш дом во Вселенной». Рассматривание тематического альбома «Наша планета- Земля» Дид. игра «Собери планету». Аппликация «Планеты». | Экспериментирование с большим мячом и бусиной. Опыт «Земля и солнце». П/игра «Солнышко светит раз…». | Кукольный театр «Полёт на луну» Самостоятельная деятельность детей в центрах продуктивной деятельности: конструирование из бумаги «Ракета» Речевая игра «Звук потерялся» |
Взаимодействие с родителями: Организация выставки детских книг о космосе, чтение родителей с детьми произведений на выбор. Оформление советов родителям «Прочтите вместе с детьми о космосе» |
3 день
1 половина дня | Прогулка | 2 половина дня |
Настольно-печатные игры «Расставьте по порядку», «Подбери по силуэту», «Собери ракету из геометрических фигур» Экскурсия в библиотеку и просмотр презентации «Покорение космоса» | Наблюдение за небом. Экспериментирование с воздухом (состав, упругость, объем, роль в жизни людей т.д.) Опыт «Голубое небо». П/игра «Догони мою ракету». | Сюжетно-ролевая игра (с макетом) «Будущие космонавты». Дид. игра «Что изменилось?» Рисование «Путь к звездам». |
Взаимодействие с родителями: Экскурсия с детьми в библиотеку. Просмотр детей с родителями мультфильмов «Тайна Красной Планеты», «Белка и стрелка» и т.п. |
4 день
1 половина дня | Прогулка | 2 половина дня |
Утренняя гимнастика «Будем сильными». НОД «Первый полёт человека в космос» (беседа «Первый космонавт», чтение «Первый в космосе» В.Бородин, рассматривание иллюстраций. Лепка «Будущие космонавты». | Экспериментирование с глобусом и фонариком. Опыт «День и ночь». П/игра «День и ночь». | Решение космических задач: «Из каких геометрических фигур составлены инопланетяне?» «Помоги летающим тарелкам совершить безаварийную посадку» (состав чисел) «Запомни картинку и расскажи, что нарисовали зверята» Прослушивание песен о космосе и космонавтах. |
Взаимодействие с родителями: Составление книжки –самоделки «Книга загадок о космосе» (с рисунками). |
5 день
1 половина дня | Прогулка | 2 половина дня |
Упражнение «Полет». Отгадывание загадок о космосе и космонавтах (по книге). Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Конструирование из строительного материала «Наш космический корабль». | Экспериментирование с большим жептым шариком и 9 маленькими шариками. Опыт «Солнечная система». П/игра «Земляне и инопланетяне». | Спортивное развлечение «Мы космонавты». |
Взаимодействие с родителями: Конкурс совместных поделок детей и родителей «Путь к звездам» |
|
Основные этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
1. Подбор художественной и научно-популярной литера-туры в рамках проекта, презентаций, составление конспектов интегрированных занятий.
2. Разработка перспективного планирования работы с детьми и родителями по теме проекта.
3. Подбор стихов и песен о космосе, космонавтах (Ю. А. Гагарин, В. Волков, Г. Добровольский, В. Пацаев).
4. Составление перспективного планирования с музеем Космонавтики и библиотекой.
5. Перспективное планирование опытно-эксперименталь-ной деятельности.
Практический этап.
Проведение интегрированных, познавательных, комплексных занятий: «Человек и космос», «Мы – дети Земли», «Сколько звезд на небе?», «С математикой в космический по-лет», «Большое космическое путешествие», «Герои космоса», «День космонавтики».
2. НОД «Лепка»: «Животные в космосе», «Космиче-ские пришельцы».
3. НОД «Рисование»: «Летят ракеты в космос», «Зага-дочный мир космоса».
4. НОД «Ручной труд и конструирование»: «Космо-дром», «Космическая ракета», «Аэрокосмический салон».
5. НОД «Аппликация»: «Полет на Луну», «Космические летательные аппараты».
6. Чтение энциклопедической и научно-познавательной литературы: «Почемучка», «Энциклопедия зна-тока», «Энциклопедия «Планета Земля», «Солнечная система», «Путешественники и исследователи» и др.
7. Дидактические игры: пазлы «Солнечная система», «Собери космический корабль», «Что летает?» (набор картинок), «На Земле и в космосе».
8. Сюжетно-ролевая игра «Космонавты» (изготовле-ние атрибутов, костюмов).
9. Просмотр иллюстраций книг, энциклопедий, журна-лов, мультфильмов и презентаций: «Астрономия для малышей», «Солнечная система», «Космос», «День космонавтики», «Гага-рин», «Зачем летают в космос», «Центр подготовки космонав-тов», «Питание космонавтов».
10. Экскурсия в музей Космонавтики и посещение Ал-леи Космонавтов.
11. Проведение опытов: «Смена дня и ночи», «Образо-вание кратеров на Луне».
12. Наблюдение за солнечным затмением.
13. Чтение художественной литературы и отгадывание загадок о космосе.
14. Проведение спортивного досуга «Космические