СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект"Куклы, которых мы выбираем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Просмотр содержимого документа
«Муниципальное образовательное учреждение»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19 города Вольска

Саратовской области»





Муниципальный конкурс проектных работ

Вольского района



Номинация «Удивительное рядом»





Куклы, которых мы выбираем





Работу выполнила:

ученица 4 класса

Гордеева Анна

Руководитель: учитель

начальных классов

Погодина Светлана Сергеевна











2013 год

Оглавление

Введение.

1.Из истории…

2.Исследование

2.1 анкетирование

2.2 интервью

2.3 результаты исследований

3.Заключение

4.Приложение

Опросный лист

Сообщение «Кукла как отражение эпохи»





























Аннотация.

В ходе проекта я постаралась изучить историю создания кукол. Кукла играет огромную роль в жизни ребенка. Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества. Воображение ребенка также формируется в игре. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Интересно, что куклы – это не просто творение рук, это творение души человека. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, чем играет их ребёнок.









































Введение.

Мне очень хочется иметь новую куклу. Это непременно должна кукла из «Школы Монстров», Винкс или Барби. Но мама отказывается купить мне ее. Даже бабушка согласна с ней. Но ведь бабушка и мама в детстве тоже играли в куклы. Почему же они отказывают мне в этом?

В чём причина?

Она совсем не похожа на куклы времен мамы и бабушки. Интересно, что же так не нравится взрослым в современных куклах? Я решила найти ответы на эти вопросы. Так я вышла на проект «Куклы, которых мы выбираем»

Я оценила ситуацию и сформулировала проблему.

Думаю, эта тема будет интересна не только мне. Поэтому я решила исследовать информацию по этому вопросу и подготовить сообщение для одноклассников о куклах разных времен.

































Из истории….

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Куклы - это фигурки людей и животных, которые можно использовать для игры, или иных действий с ними (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова) Я решила изучить информацию по этому вопросу и подготовить сообщение для одноклассников «Кукла как отражение эпохи». На разных сайтах интернета я нашла информацию по интересующей меня теме. Узнала, что первые куклы были самодельными.

Народные куклы оберегали от злых сил, использовались в обрядах и готовили детей к взрослой жизни.

Первые фабричные куклы были очень дороги, а потому редки. Даже в царской семье они были скорее сувенирами, а не игрушками.

Первые советские куклы были скромными. Они должны были воспитывать в детях скромность, трудолюбие.

В 80-х годах прошлого века стали появляться первые импортные куклы. Они демонстрировали образец западной моды и отличались от отечественных качеством исполнения и материалов.

Сенсацией в мире кукол стала кукла Барби. Яркая, богато одетая, сказочная принцесса стала мечтой всех детей мира. Куклы впервые приобрела формы взрослой девушки-модели. Девочки стремились подражать ей во всем. Все хотели стать успешными, богатыми фотомоделями по западному образцу.

Куклы Братц была выполнена в образе капризного подростка, любящего наряды и тусовки. И это тоже стало идеалом для подражания для тысяч девочек.

Куклы Винкс. Это волшебницы из мультфильма, копирующие известных в мире людей: певиц, актрис, фотомоделей.

Куклы из «Школы монстров» - это маленькие монстры, которые странно одеты, имеющие яркий макияж.











Исследование

Так как противоречия по поводу кукол возникли в моей семье, я решила, что методом моего исследования будет анкетирование и интервью всех заинтересованных членов моей семьи. Моими респондентами станут:

  • Бабушка Татьяна Павловна – 62 года

  • Мама Наталья Николаевна – 38 лет

  • Двоюрная сестра Маша– 13 лет

  • Автор проекта Анна – 10 лет

Цель исследования:

Выяснить, почему куклы - иностранки так настораживают маму с бабушкой и чем они привлекают нас с сестрой.

Задачи исследования:

1. Провести интервью и анкетирование с женской половиной моей семьи.

2. Сравнить результаты исследования респондентов разных возрастных групп (дети – взрослые)

3. Найти причины, по которым куклы - иностранки настораживают мою маму и бабушку, но привлекают нас с сестрой.

Гипотезы:

В куклах-иностранках маму и бабушку настораживают:

1. иностранное происхождение кукол

2. символическое значение кукол

3. цена кукол-иностранок

4. материал, из которого сделаны куклы

5. формы тела кукол

6. фасон одежды кукол

7. цветовая гамма одежды кукол







Анкетирование:

Вспомните любимую куклу вашего детства. Если она сохранилась или есть ее фотография, рассмотрите ее.

Ответьте на вопросы.

1. В какой стране изготовлена ваша кукла? Если не помните, подумайте, она была отечественная или иностранка?

2. Кого она изображает или символизирует? (собирательный образ ребенка, профессии взрослых, популярную звезду, героя мультфильма)

3. Припомните, сколько стоила ваша любимица

4. Из каких материалов была изготовлена кукла вашего детства? ( тряпичная, тряпичная с фарфоровой головой, фарфоровая, целлулоидная, резиновая…)

5. К какой возрастной группе вы отнесли бы свою куклу-подружку? (младенца, ребенка, подростка, девушку, тетеньку…)

6. Опишите одежду и прическу вашей куклы ( длина волос, вид прически, фасон и длину платья, многослойность и сложность кроя платья, вид обуви, наличие украшений…)

7. Выберите ключевые слова для характеристики одежды куклы. (повседневная, парадная, вызывающая, сексуальная, несуразная, неестественная, женственная, детская, вульгарная)

8. В какой цветовой гамма выполнена одежда кукол? (мягкие пастельные цвета, ненавязчивый простой рисунок на ткани, однотонная расцветка ткани, яркие сочные краски, веселый контрастный рисунок на ткани)

9. Какую роль вы отводили или отводите кукле в ролевой игре с ней?(подруга моего возраста, я сама в прошлом, я сама в будущем, поп-звезда моя подруга, моя рабыня, моя повелительница, пугающий монстр, беспомощный малютка)

10. Какую роль вы отводили или отводите себе в игру с куклой? (подруга куклы, повелительница куклы, рабыня куклы, воспитательница или учительница куклы, заботливая мама куклы)

11. Что вы хотели изменить в детстве у своей любимой куклы? (сделать подвижными части тела – руки, ноги, глаза; переодеть в другую одежду – какую по цвету, фасону, материалу; увеличить или уменьшить рост куклы)

Ответьте на те же вопросы относительно кукол противоположной возрастной группы (дети – взрослые).

Результаты анкетирования

вопросы

ответы бабушки

ответы

мамы

ответы

сестры

ответы автора

1

В какой стране изготовлена ваша кукла?

народная

отечественная

иностранка из Европы

иностранка

2

Кого она изображает или символизирует?

собирательный образ ребенка

собирательный образ ребенка

популярную звезду

герои мультфильма

3

Припомните, сколько стоила ваша любимица/


самодельная

100 руб. (месячная зарплата родителей)

500 руб

1599-2700 руб

4

Из каких материалов была изготовлена кукла вашего детства?

тряпичная

резиновая

пластиковая

пластиковая

5

К какой возрастной группе вы отнесли бы свою куклу-подружку?

девочка

младенец

девушка

подросток

6

Опишите одежду и прическу

вашей куклы/

широкая юбка, платок на голове

привычное детское платье, кудри средней длины

бальное платье с украшениями, длинные волосы, туфли на каблуке, перчатки

футболка, юбка, гетры, высокие сапоги на платформе, серьги, раскрашенные волосы

7

Выберите ключевые слова для характеристики одежды куклы.

простая повседневная

детская, повседневная

парадная, королевская

повседневная

8

В какой цветовой гамме выполнена одежда кукол?

ненавязчивый простой рисунок

яркая однотонная

мягкие пастельные цвета, преобладание розового

яркие сочные краски

9

Какую роль вы отводили или отводите кукле в ролевой игре с ней?

подруга моего возраста, малютка

подруга моего возраста, малютка

я сама в будущем

я сама в будущем, моя подруга - поп звезда

10

Какую роль вы отводили или отводите себе в игру с куклой?

заботливая мама

воспитательница или учительница

повелительница куклы

подруга куклы

11

Что вы хотели изменить в детстве у своей любимой куклы?

сделать подвижными части тела, ярче одежда

сделать подвижными части тела, ярче одежда

больше деталей в одежде

увеличить рост куклы













Результаты интервью:

Бабушка:

Мне нравилась кукла моей дочери. У нее не было настолько откровенных нарядов, как у кукол внучки, но я бы и сейчас с удовольствием с ней играла бы. В современных куклах не соблюдаются никакие правила и нормы приличий. В ней ярко выражена вульгарность одежды. Совершенно неприемлемая кукла!

Мама:

Куклы моей мамы, для меня выглядят примитивными. Но их можно было доработать своими руками. Сшить одежду, придумать мебель. Это развивало воображение детей и прививало трудовые навыки. Куклы моего детства были более натуралистичны, приближены по размеру и образу к ребенку. С ними можно было играть в дочки-матери, в школу. Такие игры позволяли девочкам понимать свою роль в жизни – заботливая хозяйка. Современные куклы дают детям неправильное представление о жизни. В них уже все готово, не надо что-то доделывать самим – бери и пользуйся. Это потребительство, внушаемое с детства. Нарочито женственные формы тела этих кукол подталкивают детей к стремлению быть похожими на свой идеал, преждевременно лишают образа детства. Яркие и вульгарные костюмы развращают эстетический вкус детей, подталкивая их к ранней сексуальности и в поведении. А привычка держать в руках образ взрослого человека подталкивает детей управлять взрослыми и в реальной жизни. Пропадает уважение и чувство благодарности по отношению к родителям. Куклы вредны и даже опасны для девочек.

Двоюрная сестра Маша:

Бабушкина кукла конечно симпатична, но я бы добавила ей реалистичности и деталей. У нее же даже нет лица! Играть с ней я бы не стала, но наряды бы придумывала. Мамина кукла несовременна и слишком большая по размеру. Но с ней можно играть в дочки-матери. Этого мне не хватает в современных куклах. Я бы с ней сегодня поиграла. Винкс самодостаточна и вызывающа. А Барби мне представлялась доброй принцессой, а куклы из «Школы монстров» очень страшные.

Автор проекта Аня:

Мамины и бабушкины куклы мне совсем не нравятся. Они слишком большие, толстые и немодные.





Заключение

Кукла известна с глубокой древности. Игрушка была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Такая кукла практически полностью забыта современными людьми.

Куклы в образе рабочих различных специальностей способствовали выбору определённой профессии, а современные игрушки больше представляют детям беззаботное будущее, где всё достигается лёгким путём, но на самом деле это не так.

Через Барби, по мнению взрослых, девочкам внушается схематичный и однобокий стереотип поведения: современная женщина должна иметь богатого друга, дом с бассейном, престижную машину и яркую косметику.

А играя с Винкс, девочки живут в искусственном мире, забывая о реальном. Они не стремятся строить реальные отношения, им достаточно мечты о нереальных возможностях фей. Но именно это и привлекает современных девочек в их куклах. Играя с Винкс и Братс, девочки становятся героями их любимых мультфильмов. Игра дает им ощущение неуязвимости, всесильности и независимости. Это не нравится родителям, но привлекает детей. Сегодня в мире фабричных игрушек, а также кукол «Братц» и «Барби» и т.д. совсем не осталось места для добрых и простых игрушек, которые несут в себе любовь тех, кто их создавал и согреты теплом их сердца.

В результате исследования я поняла, что у мамы есть основания опасаться кукол. А мама узнала, почему мне хочется играть именно с этими куклами. Думаю, мы сможем найти компромиссное решение по поводу моей новой кукол.

Интересно, а существует ли кукла, из-за которой детям не приходится спорить с взрослыми? Или какой она могла бы быть? Мы подумаем над этими вопросами вместе с мамой. Я придумаю куклу, которая устроила меня и мою маму и бабушку.













Список использованных источников информации:

1.Наши детки - малолетки. Как современные игрушки влияют на детей //http://natali.pozitifff.com/modules.php

2.Абрамова И. Всё равно тебя не брошу…// Витебский курьер. 2004. №87

3.Барби портит девочек // http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-2795-catid-8

4.Юрина Н. Г. Как куклы пережили войны и революции // Куклы. М.: Слово, 2002.

5.Мир народной куклы:

http://www.udivland.ru/project/parental/1388536/1388537/

http://www.liveinternet.ru/users/2833142/quotes/

http://www.livemaster.ru/item/84232-kukly-igrushki-traditsionnaya-narodnaya-igrovaya

6.Куклы царской семьи:

http://www.rusempire.ru/component/option,com_true/Itemid,428/catid,10/func,viewcategory/startpage,47/

Куклы советской эпохи:

http://www.galinadolls.com/new/

http://stranamasterov.ru/node/18017

http://korall.ucoz.ru/publ/raznoe/23-2-2

http://www.forum.dollplanet.ru/viewtopic.php?f=40&t=9268&start=480

http://fotki.yandex.ru/users/zelena-nik/view/194890/

http://tema.livejournal.com/228893.html

http://www.prokukol.ru/communication/blog/dollhouse/

http://fotki.yandex.ru/users/rhyuuzaki/view/74028/

http://forum.antiquedolls.ru/viewtopic.php?p=6152

Куклы - иностранки:

http://lfs-magazine.ru/style/istoriya-kukli-bratz/

http://funbratz.sitecity.ru/stext_1906093502.phtml

http://babiki.ru/blog/Bratz/40.html

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21905/

http://www.rb.ru/topstory/business/2008/05/23/163341.html















































Приложение.

Образец опросного листа

№ вопрос Подчеркните или напишите ответ

1 В какой стране изготовлена ваша кукла? отечественная или иностранка (из какой страны)

2 Кого она изображает или символизирует? (собирательный образ ребенка, профессии взрослых, популярную звезду, героя мультфильма или другое)

3 Припомните, сколько стоила ваша любимица. (Если забыли, подумайте, был ли фактор цены препятствием к ее покупке).

4 Из каких материалов была изготовлена кукла вашего детства? (тряпичная, тряпичная с фарфоровой головой, фарфоровая, целлулоидная, резиновая или другое)

5 К какой возрастной группе вы отнесли бы свою куклу-подружку? (младенца, ребенка, подростка, девушку, тетеньку или другое)

6 Опишите одежду и прическу вашей куклы: длина волос, вид прически, фасон и длину платья, многослойность и сложность кроя платья, вид обуви, наличие украшений…

7 Выберите ключевые слова для характеристики одежды куклы. (повседневная, парадная, вызывающая, сексуальная, несуразная, неестественная, женственная, детская, вульгарная или другое)

8 В какой цветовой гамме выполнена одежда кукол? (мягкие пастельные цвета, ненавязчивый простой рисунок на ткани, однотонная расцветка ткани, яркие сочные краски, веселый контрастный рисунок на ткани или другое)

9 Какую роль вы отводили или отводите кукле в ролевой игре с ней? (подруга моего возраста, я сама в прошлом, я сама в будущем, поп-звезда моя подруга, моя рабыня, моя повелительница, пугающий монстр, беспомощный малютка или другое)

10 Какую роль вы отводили или отводите себе в игру с куклой? (подруга куклы, повелительница куклы, рабыня куклы, воспитательница или учительница куклы, заботливая мама куклы или другое)

11 Что вы хотели изменить в детстве у своей любимой куклы? (сделать подвижными части тела – руки, ноги, глаза; переодеть в другую одежду – какую по цвету, фасону, материалу; увеличить или уменьшить рост куклы; или другое_

Сообщение на тему «Кукла как отражение эпохи»

План:

1. История и значение народной куклы.

2. Куклы царской семьи.

3. Особенности кукол советской эпохи.

4. Из истории создания кукол-иностранок.



История и значение народной куклы.

Древние типы кукол или человеческих фигурок, представляли собой идолоподобные изображения с ярко выраженными признаками пола. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла. Глиняная, деревянная, тряпичная кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

Традиционная матерчатая кукла - это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскутка, грудь из туго набитых шариков, коса волосяная либо кудельная, то есть сделанная ив льна или пеньки, наряд из пестрых лоскутков - вот такая была кукла. И не случайно. В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Для тяжелой крестьянской жизни здоровье и красота - почти одно и то же. Недаром кукла такая устойчивая, что подчеркнуто широким подолом: сразу видно, как прочно она стоит на земле! Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры.

С пяти лет такую потешку могла делать любая девочка. Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.

Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ.

Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало - "их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой", ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей.

Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь и др.), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисман.

Куклы царской семьи.

Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.

В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным. Со времён петровских преобразований постепенно в Россию стали проникать из-за границы игрушки, в том числе куклы, для богатых людей. Россия долго была лишена кукольного изыска - вплоть до XVIII в., пока в страну не стали завозить фарфоровые диковинки из Европы. Эти куклы были настолько дорогими, что детям из царской семьи они попадали в руки только по праздникам. Будущие великие княгини мастерили игрушки сами: пришивали заграничные фарфоровые головки к мягким самодельным нарядам. (см. приложение)

Первые авторские игрушки, сделанные на заказ московскими умельцами из Оружейной палаты, появились в 17-18 веках. Они предназначались для царских детей и детей представителей высших слоев общества государства Российского.

Особенности кукол советской эпохи.

Потом - революция, и куклу объявили буржуазным пережитком .

А в 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место. Рукотворная русская игрушка в первые годы советской власти переживала глубокий кризис. Тяжелые времена революционных потрясений и гражданской войны отнюдь не способствовали ее развитию. С другой стороны, рукотворная игрушка начала активно вытесняться фабричными куклами, штампованными металлическими игрушками.

Особенности кукол советской эпохи.



Игрушки в СССР видоизменялись и становились всё качественнее, и усложнялись в своём строении и форме. От ручного создания люди переходили на покупные игрушки, так как они становились доступнее для простых граждан. Во все времена игрушка показывала статус человека. Советское время не является исключением. Чем он (человек) был богаче, имел высокое положение в обществе, тем дороже и красивее были игрушки у его детей. Не остался без внимания и гендерный аспект влияния современных игрушек на поведение детей.

История «Советской» игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. В начале 20-х годов ХХ в. и для людей, и для кукол наступили трудные времена. Из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Производство игрушек на какое-то время совсем прекратилось, так что в те годы кукол покупали как в старину, лишь на базарах и ярмарках у кустарей - одиночек. Но, уже несколько лет спустя, в местах традиционных народных промыслов начинают восстанавливаться артели и фабрики. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами и в богатых платьях. И материалы, и куклы стали проще - в кукольном мире, как в зеркале, отражается то, что происходит в это время в стране. Несмотря на всю свою простоту, куклы отнюдь не были хуже, чем раньше. Они не утратили свою очаровательность, пусть даже и были сделаны «из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани» Нарисованные личики этих кукол, а также модные платья, украшенные цветами - розетками из марли, напоминали их счастливым владельцам красивых героинь немого кино.

Московская артель «Забава детей» в те годы выпускала тряпичных кукол: работниц в красных косынках, почтальонов, пожарных, молочниц.

Загорские мастера (Сергиев Посад тогда переименовался в Загорск) вытачивали красноармейцев, матросов, уличных регулировщиков, пионеров - барабанщиков. (см. приложение)

После 1930 года началась работа по созданию новой «советской» игрушки, которая бы отражала эпоху и нового человека - строителя социализма. Формирование нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно - исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения.

ВОВ приостановила производство игрушек. Но к 1943 г. оно возобновилось.

В 1948 году в СССР был проведён республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован при помощи Управления промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 Марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е. Борисовой и М.Н. Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образцы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы - мальчики и куклы - девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, лётчика, пограничника, врача, шахтёра, рабочего. Все эти куклы были названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и др. В 70-е годы в продаже стали появляться куклы зарубежного производства: индийские, венгерские, немецкие… Они качали головами, закрывали глаза, ходили, ведомые за руку. Начали появляться куклы-мальчики, «ролевые» куклы: пионеры, балерины, матросы. Начался массовый выпуск героев любимых мультфильмов: Карлсон, Буратино, Красная Шапочка, Айболит, Чунга-Чанга, а также «представители братских национальностей».

Постепенно советская кукла потеряла «идейную» составляющую и в 80-е гг. снова стала копией зарубежных кукол: пухлые виниловые щечки, стеклянные глазки, которые закатываются при каждом поклоне, и традиционное «мама», издаваемое кукольной утробой при нажатии.

История создания и особенности куклы Барби.

«Мамой» Барби - самой знаменитой куклы в истории человечества является Рут Хэндлер. В середине 40-х годов супруги Хэндлеры открыли компанию по изготовлению деревянных рам для картин. Как-то муж Рут Эллиот задумался: зачем выбрасывать остатки древесины, если и на них можно зарабатывать? Рут предложила из отходов производства делать игрушечную мебель. Она так любила наблюдать, как ее дочь Барбара играет со своими куклами и выстраивает им из спичечных коробков и кубиков кроватки и столики! Карликовые шкафчики и кроватки оказались более ходовым товаром, чем рамки.

В 1956 году Рут Хэндлер отправилась отдыхать в Швейцарию. Там она впервые увидела необычную куклу, которую все называли Лилли. Она выглядела довольно вульгарно: крашеная блондинка с откровенными формами и не менее откровенным гардеробом. Но именно глядя на нее, Рут задумалась над тем, что детям наверняка надоело играть только в "дочки-матери" с пупсами. Рут решила сделать для них куклу, которая могла бы стать для них воплощением мечты о настоящей взрослой жизни. Загоревшись этой мыслью, Рут выкупила авторские права на Лилли и загрузила работой лучших техников, художников и инженеров фирмы мужа Mattel, чтобы они трансформировали Лилли в положительную во всех отношениях красавицу.

Создавая Барби, Рут провела социологическое исследования. Она пригласила 100 мам и 100 девочек разного возраста, чтобы те посмотрели на новинку и высказали свое мнение. Почти все мамы были против: "Барби выглядит слишком натуралистично, поэтому играть с такой куклой вредно для психики детей". Но все девочки в один голос заявили, что хотят себе такую куклу! И Рут решила прислушаться к детям: "Устами младенца глаголет истина".

В это время в Голливуде гремело имя секс бомбы Джейн Менсфилд. Барби изначально была ее точной копией - пышногрудая, белокурая, вздернутые брови-ниточки, ярко-красные полные губки. Первые наряды для Барби были заказаны у знаменитых модельеров Живанши и Диора. В 1958 году г-жа Хэндлер официально запатентовала свое изобретения. Кукла не была похожа ни на одну из тех, которые когда либо создавались в Новом Свете. Кукла получила имя в честь дочки изобретательницы Барбары. Так родилась Барби. (см. приложение).

В 1959 году, во время нью-йоркской ежегодной ярмарки детских игрушек, компания Mattel впервые показала миру свое новое создание - длинноногую куклу с хорошо развитыми формами, макияжем, ярким лаком на ноготках и перламутровыми сережками. На красавице был элегантный купальник в полоску, подчеркивавший грудь, и открытые босоножки на высоких шпильках. Новую игрушку предложили в двух версиях: блондинка и брюнетка.

Оптовых покупателей кукла не заинтересовала. Они были уверены, что американские родители никогда не купят своим малышкам такую куклу. Тогда Рут решила раскрутить игрушку при помощи телевидения. И реклама подействовала: Штаты охватила настоящая барбимания. Первая партия грудастых девиц (351 штука) стоимостью по 3$ разошлась мгновенно. С этого момента началось победное шествие пышногрудой длинноногой красавицы с осиной талией по всему миру.

За первые десять лет, благодаря Барби, в карманах супругов Хэндлеров осело 500 млн. долларов. В 1993 году Барби принесла в семью 1 млрд. долларов, в 1994 году - уже два миллиарда. Теперь кукла, которую сорок лет назад не купил ни один оптовик, продается в 150 странах мира по 25-70 долларов за штуку. По оценкам специалистов, кукла входит в список двадцати наиболее ходовых товаров в мире. Сегодня на душу американского девичьего населения приходится более десяти кукол Барби, столько же - в Италии, во Франции - до семи, а в Англии - в среднм 5 кукол. Ежегодно продается около 20 миллионов кукол Барби, а коллекционеры платят за первую Барби 1959 года, которая стоила в те времена два с половиной доллара, до 2 тысяч долларов. Теперь Барби одевает Рейчел Лондон, которой делает заказы сама Мадонна. На Гавайях создан музей Барби. В Англии, в пригородном поселке под Манчестером, возведена целая улица домиков "а-ля Барби". С компанией Mattel считается даже такой монстр, как Disney. Mattel получила эксклюзивное право продавать свои игрушки в Диснейленде.



История создания и особенности кукол Bratz (Братц)

BRATZ (производное от английского слова brat – сленговое обозначение строптивого, озорного ребенка) – это куклы, похожие на девчонок и мальчишек с экранов телевизоров и компьютеров, из журналов и комиксов, с модных подиумов. http://lfs-magazine.ru/style/istoriya-kukli-bratz/

Куклы BRATZ появились в США в 2001 году. И сразу шокировали привыкших к классическим куклам профессионалов. «Эти?! С большими головами?! Да никто их покупать не будет!» - сказали они. И ошиблись.

Первыми куклами, появившимися в 2001 году, были Жасмин, Хлоя,Джейд и Саша. Первая коллекция была Funk"n"Glow(Блестящие).В тот первый праздничный сезон они занимали ведущую позицию по продажам. За один только декабрь на розничных продажах было выручено приблизительно $8,5 миллионов.

«Мы хотели сделать кукол, которые похожи на реальных девчонок», -говорит Лариан, который назвал куклу Жасмин в честь собственной дочери. Уже в феврале 2002 года на выставке игрушек в Нью-Йорке куклы BRATZ получили самую престижную награду Америки – “Peoples Choice of the Year” (выбор народа).

Гениальная идея продукта – girls with a passion for fashion (девчонки со страстью к моде) - делает его по-настоящему революционным в мире кукол и в игрушечном бизнесе. Целевая аудитория кукол Bratz – это возрастной сегмент девочек от 8 до 13 лет, которые уже перестают играть в классические куклы и пупсы, а приоткрывают дверь в мир юности с ее страстью к моде, тусовкам и вечеринкам.

Куклы Bratz - это тот продукт, который приближает подрастающих девчонок к столь притягательному для них миру моды во всех деталях и аксессуарах.

Разнообразие аксессуаров и нарядов, их взаимозаменяемость и сочетаемость позволяют девочкам не только развивать свой вкус, внимание к деталям, учиться составлять модные ансамбли, но также позволяет им находить новые темы для общения друг с другом, коллекционировать и обмениваться. Постоянно обновляющиеся коллекции позволяют следить за модными тенденциями, узнавать о модных течениях в мире, а так же – фантазировать и воплощать собственные мечты.

У бренда развивается несколько направлений: Bratz Boyz (Мальчишки Братц), Lil Bratz (Малышки Братц) для младшего возраста, Bratz Petz (Любимцы Братц), 4ever best friends (Лучшие друзья навсегда) и Bratz Babyz (Моя бейби). Внутри каждого направления каждый сезон появляются новые тематические коллекции.



История создания и особенности куклы Винкс.

Куклы Winx – это озорные девчонки из известного мультфильма Winx Club, завоевавшего много тысяч поклонников во всем мире: в России, Италии, Германии, Болгарии, Испании, Турции и множестве других. Шесть подружек: Муза, Лейла, Блум, Стелла, Флора и Текна – это и есть куклы Winx, яркие и стильные.

Известный мультфильм Winx Club или Школа волшебниц снят итальянским режиссером Иджинио Страффи. В нем рассказывается о жизни необычных девочек-подростков, которые обучаются магическим премудростям в специальной школе. Куклы Винкс созданы по образам этих волшебных фей, которые, как и все подростки, сталкиваются со множеством проблем: неразделенная любовь, предательство друзей, поиски себя в этом мире.

Первая серия мультфильма появилась на экранах в сентябре 2004 года. На сегодняшний день вышло четыре сезона. Главные герои мультфильма настолько полюбились зрителям во многих странах, что их Фан-клуб можно найти практически в любой точке земного шара. Куклы Винкс – лучший подарок для любителей популярнейшего мультфильма.



Monster High (Школа Монстров) 2012 года



После длительного перерыва представляем вам всех (или почти всех – Mattel обновляет линейку Monster High едва ли не чаще, чем ассортимент игровых Барби) новых кукол сверхпопулярной линейки «Школа Монстров».

Сначала эта серия была ориентирована на подростков, но позже выяснилось, что ими заинтересовались и взрослые, причем так серьезно, что стали просто коллекционировать всех героев. Еще бы! Как это интересно! Подумать только, для каждой куклы есть придуманная легенда и история. Про некоторых снимают мультфильмы и пишут книги. За 2012 год на рынке появилось более двух десятков новых релизов – общедоступных и «эксклюзивных», выпущенных по особым случаям или для определенных магазинов.


Просмотр содержимого документа
«Паспорт проекта»

Паспорт проекта

Название проекта : Куклы, которых мы выбираем


Руководитель проекта: учитель начальных классов Погодина Светлана Сергеевна

Консультант: педагог-психолог Сержантова Наталья Николаевна

  1. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: окружающий мир, изобразительное искусство

  2. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: озож, изобразительное искусство

  3. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 9-12 лет

  4. Тип проекта: исследовательский

  5. Цели проекта:

Подготовить:

  • презентацию об исследовательском проекте «Куклы, которых мы выбираем»

  • сообщение на классном часе, на уроке окружающего мира по теме «Кукла как отражение эпохи».

Задачи проекта.

  • Найти информацию о куклах времени бабушкиного, маминого детства и куклах сестры.

  • Выявить особенности формы и дизайна этих кукол.

  • Провести интервью и анкетирование с респондентами 4-х возрастных групп о куклах их детства.

  • Выяснить на основе выводов интервью причины, по которым взрослые считают куклы вредными для нас.



Вопрос проекта.

Основополагающий вопрос: «Для чего нужны нам куклы?»

Проблемные вопросы:

  • Почему куклы из «Школы Монстров», Барби и Винкс, привлекают детей и настораживают взрослых?

  • В какие куклы играли наши мамы, бабушки, прабабушки?

  • Действительно ли куклы являются отражением эпохи?


Учебные вопросы:

  • В каких кукол играем мы?

  • Чему учат нас куклы?


Необходимое оборудование: мультимедийный проектор


Актуальность проекта.

Кукла известна с глубокой древности. Игрушка была не только мудрым учителем в жизни, не только другом и спутником, но и оберегом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Такая кукла практически полностью забыта современными людьми. Через современные куклы-иностранки, по мнению взрослых, девочкам внушается схематичный и однобокий стереотип поведения: современная женщина должна иметь богатого друга, дом с бассейном, престижную машину и яркую косметику, девочки живут в искусственном мире, забывая о реальном. Они не стремятся строить реальные отношения, им достаточно мечты о нереальных возможностях фей. Девочки становятся героями их любимых мультфильмов. Игра дает им ощущение неуязвимости, всесильности и независимости

Этапы работы над проектом

  • Накопление научного и литературного материала: изучение произведений литературы, статей справочников

  • Исследование

-анкетирование

-интервью

  • Результаты исследований


Список использованных информационных ресурсов.

  • Наши детки - малолетки. Как современные игрушки влияют на детей //http://natali.pozitifff.com/modules.php

  • Барби портит девочек // http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-2795-catid-8

  • Мир народной куклы:

http://www.udivland.ru/project/parental/1388536/1388537/

http://www.liveinternet.ru/users/2833142/quotes/

Просмотр содержимого презентации
«проект защита»

Муниципальный конкурс проектных работ  Вольского района   Номинация «Удивительное рядом»   Куклы, которых мы выбираем Автор: Гордеева Анна ученица 4 класса МОУ «СОШ №19» Руководитель: Погодина С.С.

Муниципальный конкурс проектных работ Вольского района Номинация «Удивительное рядом»

Куклы, которых мы выбираем

Автор:

Гордеева Анна ученица 4 класса

МОУ «СОШ №19»

Руководитель:

Погодина С.С.

Мне очень хочется иметь куклу из «Школы Монстров», Барби, Винкс. Но мама и бабушка не хотят купить мне ее.

Мне очень хочется иметь куклу из «Школы Монстров», Барби, Винкс. Но мама и бабушка не хотят купить мне ее.

Обзор информации

Обзор информации

  • Значение народной куклы.
  • Куклы царской семьи.
  • Особенности кукол советской эпохи.
  • История создания и особенности кукол-иностранок
Народная кукла

Народная кукла

  • символ, оберег
  • хранитель древних верований
  • опыт материнства
Куклы царской семьи

Куклы царской семьи

  • ценный сувенир
  • образец моды
Куклы советской эпохи

Куклы советской эпохи

  • стилизация форм
  • скромность дизайна
  • тематичность одежды
Целлулоидные куклы 50-х годов

Целлулоидные куклы 50-х годов

  • символ счастливого детства
  • копия детей
  • одинаковые формы тела, прически и лица
  • без признаков пола
Куклы 60-х годов  Фабрика им. 8 марта

Куклы 60-х годов Фабрика им. 8 марта

  • символ строителя социализма
  • здоровый ребенок
  • детальный костюм профессий
Загорские куклы  70-х годов  (филиал в г. Вятка)

Загорские куклы 70-х годов (филиал в г. Вятка)

  • новая личность
  • скромность костюмов
Куклы  80-х годов

Куклы 80-х годов

  • образец зарубежной детской моды
  • новые материалы куклы и ее одежды
  • аксесуары в комплекте
Кукла Барби

Кукла Барби

  • символ взрослой жизни
  • образец заграничной моды
  • женственная форма тела
  • яркие цвета
  • дорогие ткани
  • обилие аксессуаров
Куклы Bratz

Куклы Bratz

  • строптивый озорной подросток
  • стремление к моде и тусовкам
  • подражание компьютерным героям
  • непропорциональные части тела
Куклы Винкс

Куклы Винкс

  • подросток-фея из сказки
  • стремление к невозможному
  • копия известных поп-звезд
  • неестественные пропорции тела
  • яркие раздражающие цвета
  • вызывающая одежда
Monster High ( Школа Монстров)

Monster High ( Школа Монстров)

  • яркий макияж,
  • причёска
  • странно одеты
  • непропорциональное тело
Исследование (анкетирование,  интервью)   Цель исследования: чем куклы-иностранки настораживают маму и бабушку. Задачи исследования:

Исследование (анкетирование, интервью)

Цель исследования: чем куклы-иностранки настораживают маму и бабушку.

Задачи исследования:

  • Провести интервью и анкетирование с женской половиной моей семьи.
  • Сравнить результаты исследования мнений респондентов разных возрастных групп (дети – взрослые)
  • Найти причины, по которым куклы - иностранки настораживают мою маму и бабушку, но привлекают нас с сестрой.
Результаты анкетирования  мамы и бабушки  Куклы мамы и бабушки были для них подружками или младенцами, о которых они учились заботиться. Если им не нравилась одежда куклы, они сами шили или вязали для кукол обновки. Куклы готовили детей к реальной взрослой жизни

Результаты анкетирования мамы и бабушки

Куклы мамы и бабушки были для них подружками или младенцами, о которых они учились заботиться. Если им не нравилась одежда куклы, они сами шили или вязали для кукол обновки.

Куклы готовили детей

к реальной взрослой жизни

Результаты анкетирования  детей Наши с сестрой куклы не имеют ничего общего с реальностью. Они изображают девушку или подростка из незнакомой нам жизни.  Куклы позволяют нам мечтать о будущей яркой и богатой взрослой жизни с развлечениями, примерить ее на себя.

Результаты анкетирования детей

Наши с сестрой куклы не имеют ничего общего с реальностью. Они изображают девушку или подростка из незнакомой нам жизни.

Куклы позволяют нам мечтать о будущей яркой и богатой взрослой жизни с развлечениями, примерить ее на себя.

Вопросы интервью

Вопросы интервью

  • Что не нравится вам в куклах противоположной группы респондентов?
  • Укажите причины недовольства.
Результаты интервью  взрослых   Взрослые считают, что современные импортные куклы слишком вульгарные.  Повелевая в игре куклой в образе старшего по возрасту, девочки стремятся и в жизни управлять взрослыми. Одежда кукол прививает девочкам образец западной эстрадной моды. Яркие цвета не способствуют развитию эстетического вкуса. Девочки стремятся одеваться так же кричаще. Подражая непропорциональной форме тела кукол, девочки могут навредить своему здоровью. Куклы-иностранки развращают детей.

Результаты интервью взрослых

Взрослые считают, что современные импортные куклы слишком вульгарные.

Повелевая в игре куклой в образе старшего по возрасту, девочки стремятся и в жизни управлять взрослыми.

Одежда кукол прививает девочкам образец западной эстрадной моды.

Яркие цвета не способствуют развитию эстетического вкуса. Девочки стремятся одеваться так же кричаще.

Подражая непропорциональной форме тела кукол, девочки могут навредить своему здоровью.

Куклы-иностранки развращают детей.

Результаты интервью  детей   Дети считают, что советские куклы слишком скучные и невзрачные. Одежда их тусклая, не модная и дешевая. Волосы неухоженные. Форма тела неуклюжая. Образ несовременный, безликий. Им не хватает аксессуаров. Как образец для подражания эти куклы устарели.

Результаты интервью детей

Дети считают, что советские куклы слишком скучные и невзрачные.

Одежда их тусклая, не модная и дешевая. Волосы неухоженные. Форма тела неуклюжая. Образ несовременный, безликий. Им не хватает аксессуаров.

Как образец для подражания эти куклы устарели.

вывод В результате исследования я поняла, что у мамы есть основания опасаться кукол. А мама узнала, почему мне хочется играть именно с этими куклами. В ходе проекта мне удалось найти ответы на все поставленные вопросы. Думаю теперь, мы сможем найти компромиссное решение по поводу моей новой куклы.Интересно, а существует ли кукла, из-за которой детям не приходится спорить с взрослыми?  Или какой она могла бы быть? Мы подумаем над этими вопросами вместе с мамой и придумаем эскиз куклы, которая устроила меня и мою маму и бабушку. Мне хотелось бы раздать памятки, чтобы вы правильно смогли выбрать игрушку для своего ребёнка.

вывод

В результате исследования я поняла, что у мамы есть основания опасаться кукол. А мама узнала, почему мне хочется играть именно с этими куклами. В ходе проекта мне удалось найти ответы на все поставленные вопросы. Думаю теперь, мы сможем найти компромиссное решение по поводу моей новой куклы.Интересно, а существует ли кукла, из-за которой детям не приходится спорить с взрослыми?

Или какой она могла бы быть?

Мы подумаем над этими вопросами вместе с мамой и придумаем эскиз куклы, которая устроила меня и мою маму и бабушку.

Мне хотелось бы раздать памятки, чтобы вы правильно смогли выбрать игрушку для своего ребёнка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!