СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект культурно-познавательного маршрута "Дворянское наследие Смоленщины"(образовательный туризм)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект культурно-познавательного маршрута "Дворянское наследие Смоленщины" (образовательный туризм) позволит обучающимся познакомиться с культурно-историческим наследием Смоленской области - дворянскими усадьбами.

Просмотр содержимого документа
«Проект культурно-познавательного маршрута "Дворянское наследие Смоленщины"(образовательный туризм)»

Мишуренкова Наталья Петровна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Открытая (сменная) школа №2»

Россия, г. Смоленск


Проект культурно-познавательного маршрута

«Дворянское наследие Смоленщины» (образовательный туризм)



В России общественный интерес к теме дворянской усадьбы усиливается с каждым годом. Свидетельством тому являются многочисленные публикации в прессе, научные и научно-популярные труды, освещающие исторические и культурологические аспекты русской усадьбы. Все больше людей предпринимают реальные шаги по популяризации усадебной культуры, привлечению внимания к проблемам возрождения разрушающихся усадеб.

Усадьба, в привычном для современного человека понимании этого слова, связана, прежде всего, с дворянским сословием. По словарю

В.И. Даля, усадьба – «господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом и прочим» [3].

Усадьбы являются подлинными культурными центрами. Они размещаются в красивейших природных ландшафтах. Их строительством занимались талантливые архитекторы. В усадьбах сосредотачиваются великолепные библиотеки, огромное количество картин западноевропейских и отечественных художников, скульптуры. Почти в каждой усадьбе был свой домовый храм, где велись службы.

Смоленская область в этом отношении не исключение. По численности дворян губерния занимала третье место после обеих столиц.

В качестве примера крупнейших усадеб Смоленщины можно назвать Хмелиту (Грибоедовы, Волковы), Высокое (графы Шереметевы), Липецы (Хомяковы), Самуйлово и Пречистое (князья Голицыны), Вонлярово (Вонлярлярские), Городок (Нахимовы) и другие.

Возведенные с конца ХVIII в до середины ХIХ в. крупные усадьбы становятся не только украшением губернии с художественной точки зрения, но и очагами культуры. Их владельцы составляли наиболее образованный слой населения. В краеведческой литературе упоминаются сведения о домашних театральных труппах дяди М.И. Глинки − Афанасия Андреевича Глинки в Шмакове, у родителей композитора, в алексинском имении Барышникова, у графа Шереметева и др. хозяева. В усадьбах Смоленщины провели детские годы А.С.Грибоедов, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Н.М. Пржевальский и другие.

В XIX веке на Смоленщине было 2500 усадеб. В 1919 году на учёт был поставлен 331 усадебный комплекс, представляющий историческую или культурную значимость. До наших дней сохранилась лишь остатки 253 имений, восстановлены только четыре: Новоспасское, Талашкино, Хмелита и Герчики [7].

Важной задачей сегодня является не только сохранение, но и наиболее эффективное использование дворянских усадеб.

Рассмотрим использование усадеб в образовательном туризме. Образовательный туризм - туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением.

А также под образовательным туризмом понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. Освоить различные дисциплины студентам могут помочь учебные образовательные поездки. История научно-познавательных и образовательных путешествий берет свое начало с древнейших времен. В России традиция образовательных путешествий зародилась еще во времена Петра Великого и была продолжена в последующем. Выпускники элитных образовательных заведений отправлялись за границу, чтобы дополнить свое образование личным знакомством с историей и современным состоянием других культур.

Школьный образовательный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительную, научно-методическую и другие. Таким образом, образовательный туризм в рамках учебного процесса является обязательной и неотъемлемой его частью [1].

Смоленские дворянские усадьбы – богатейший пласт отечественного культурного наследия, к несчастью, сильно пострадавший в социальных катаклизмах минувшего века, явление самобытное и многогранное, в котором сфокусировались все социально-экономические и историко-культурные процессы России. Тематическая экскурсия по дворянской усадьбе, знакомство с её историей и бытом, будет, по нашему мнению, ярким примером, способствующим воспитательному процессу.

С целью развития образовательного туризма в Смоленском регионе предлагаем проект экскурсионно-познавательного маршрута «Дворянское наследие Смоленщины».

Идея маршрута: знакомство с культурно-историческим потенциалом дворянских усадеб Смоленщины.

Цель маршрута: сформировать у обучающихся представление о сохранившихся усадьбах Смоленщины и окунуться в атмосферу дворянского быта XVIII – XIX вв.

Туристский маршрут рассчитан на широкую молодежную аудиторию и предполагает посещение следующих объектов:

- автобусная экскурсия в Талашкино, музейный комплекс «Теремок». Имение князей В.Н. и М.К. Тенишевых, ставшее центром российской художественной жизни в конце XIX – начале XX вв.;

- автобусная экскурсия в усадьбу Рай. Возникновение усадьбы связано со старинным дворянским родом Вонлярлярских. Один из представителей этого рода, участник последних суворовских походов Александр Васильевич Вонлярлярский, выйдя в отставку, занялся обустройством своей усадьбы под Смоленском, названной Раем, создал здесь усадебный ансамбль. В 1813-1815 годы был построен деревянный усадебный дом, состоявший почти из 20 комнат и залов, оборудованных круглыми «голландскими» печами, украшенными изразцами и коническими капителями. В 1818 году под руководством известного архитектора М.H. Слепнева завершилось строительство каменного храма во имя иконы Казанской Богоматери, оригинального памятника зрелого классицизма. В 1820-е годы, был устроен большой парк с липовыми и березовыми аллеями, оригинальными беседками и павильонами, живописным прудом с купальней. Рядом с церковью находится родовое кладбище, где похоронен писатель В.А. Вонлярлярский, его родители, жена, дочь и другие представители рода;

- автобусная экскурсия в усадьбу Вонлярово. До наших дней усадьба дошла с большими утратами. Уцелели двухэтажный кирпичный служебный корпус и оригинальная церковь Александра Невского [7].

Информация, касающаяся объектов предполагаемого маршрута представлена в таблице 1.


Таблица 1 - Характеристика объектов культурно-познавательного маршрута «Дворянское наследие Смоленщины»

Место посещения

Объект

Описание объекта

Талашкино

Усадьба князей Тенишевых

«Теремок»

Бревенчатое сооружение, выполненное по проекту Сергея Малютина, подлинный шедевр русского малого зодчества. В «Теремке» можно увидеть изделия талашкинских мастерских, мебель, изготовленную по эскизам С.В. Малютина, акварели М.А. Врубеля, керамику Н.К. Рериха, расписные балалайки.

Талашкино


Церковь

Святого Духа

Один из наиболее ярких памятников неорусского стиля. Сооружение храма началось в 1902 году и было в основном завершено в 1905 году. На портале главного входа изображен Спас Нерукотворный. Его огромное мозаичное изображение выполнено по эскизу Н.К. Рериха.

Талашкино


Здание сельскохозяйственной школы

Построено для обучения крестьянских детей земледелию, садоводству, пчеловодству и скотоводству.

Талашкино


Пейзажный парк

Площадь парка около 4 га, заложен еще в начале XVIII века. Расположен на пологом склоне довольно широкой лощины.

Усадьба Рай


Казанская церковь

(1814-1818)

Один из самых оригинальных памятников зрелого классицизма в Смоленской области, обладающий гармоничной соразмерностью форм, исполненных с большим изяществом и строгой точностью.

Усадьба Вонлярово

Церковь

Александра Невского 1853 г.

Церковь возведена по проекту архитектора М.Д. Быковского. Интерьер церкви оформлял скульптор М.О. Микешин, учившийся в Академии художеств на средства статского советника А.А. Вонлярлярского.


Организация участия обучающихся образовательных организаций Смоленской области в различных формах образовательно-туристских маршрутов, позволит создать зону комфортного (в том числе и целевого) общения, будет способствовать раскрытию личного потенциала каждого участника туристской группы, позволит познакомиться с культурно- историческим наследием области-дворянскими усадьбами.


Примечания

1. Виноградова, О.К. Роль экскурсии в воспитании студентов [Текст] / О.К. Виноградова // Международная заочная научно-практическая конференция: Актуальные вопросы педагогики и психологии: тез. докл. - Новосибирск, 2013. - С. 107-111.

2. Ермоленко Г.Н. Усадьбы Смоленска [Текст] / Ермоленко Г.Н., Захаров В.Е. Тени минувших столетий: очерки истории и культуры Смоленского края конца XVIII - первой половины XIX вв. - Смоленск, 2004. - 96 с.

3. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие [Текст] / Г.П. Долженко. - 2-е изд. - М.: ИКЦ «МарТ», 2006. − 225с.

4. Лапикова, А.С. Дворянские гнезда Смоленщины [Текст] / А.С. Лапикова. – Смоленск: Изд-во «Универсум», 2010. − 352 с.

5. Пономарева, Т.В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса [Текст] / Т.В. Пономарева // Молодой ученый. − 2015. − № 12. − С. 792-795.

6. Путеводитель Смоленская область [Текст]. – Тула: ОАО «Первая образцовая типография», 2012. − 192с.

7. Чижков, А.Б. Смоленские усадьбы. Каталог с картой расположения усадеб / А.Б. Чижков, Н.Г. Гурская. – Смоленск, 2009. – 192 с.