Управление образования отдел дошкольного образования
Администрации города Глазова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30»
Городская благотворительная программа
«
Варвара Краса»
2023 год
Информационная форма
Проектная линия:
Образовательная деятельность в области ознакомления воспитанников с технологическим процессом и продукцией производственной площадки «Глазов молоко»
Название проекта: «Лабараториум»
Место реализации проекта: МБДОУ «Детский сад №30»
Цель проекта: Создание условий в дошкольном учреждении, направленных на развитие проектно- исследовательской и инженерно-технической деятельности посредством STEM – технологий.
Задачи проекта:
Формировать знания детей о технологическом процессе и продукции производственной площадки «Глазов -молоко»;
Сформировать знания детей о видах профессий молокоперерабатывающей промышленности, а именно производственной площадки «Глазов молоко», показать значение трудовой деятельности в жизни человека и осознавать значимость любой профессии
Повысить мотивацию к проектно-исследовательской и инженерно-технической деятельности детей дошкольного возраста и развивать личностные качества, которые ориентированы на дальнейшее успешное школьное обучение и для поступления в учебные заведения. Формировать предпосылки к учебной деятельности;
Вовлекать родителей в проектную деятельность с целью создания единой психологически безопасной образовательной среды.
Повысить мотивацию родителей воспитанников, социальных партнёров в процессе ознакомления с технологическим процессом и продукции производственной площадки «Глазов -молоко»;
Формировать представления о здоровом образе жизни
Разработать: комплекты методических материалов: картотека опытов с молоком с «Бобровой лабораторией», диагностических карточек для планшета «Логико-малыш» и кругов Луллия, цикл занятий по техническому проектированию линий по производству молока из конструктора «ТИКО», «ЛЕГО», «Wedo», картотеку дидактических игр на закрепление знаний, методические рекомендации по созданию детских мультфильмов для демонстрации результатов исследовательской деятельности детей с помощью мультистудий «Я творю мир» и «Сиреневой мультистудии»
Организовать и провести практико-ориентированные занятия по проектно – исследовательской, научно-технической деятельности с детьми, а также мероприятий с родителями и педагогами по теме проекта.
Трансляция опыта по данному проекту на различных уровнях: среди дошкольных учреждений города Глазова, конкурсах детского технического творчества.
Актуальность проекта
ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены на познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не «объекта», а в роли «субъекта» образования, Ребёнок – Личность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Одной из важнейших задач образовательной работы в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним из направлений данной области развития является ранняя профориентация детей. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу и поиск более эффективных современных методов, приемов и форм работы с дошкольниками в данном направлении.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
В рамках ФГОС ДО среди ряда задач перед детским садом встала главная задача: «воспитание ребенка 21 века», т.е. ребенка «думающего», способного мыслить аналитически. Иначе говоря, необходимо перейти от передачи готовых знаний к мотивации воспитанников на проявление инициативы и самостоятельности в решении возникших вопросов. Поэтому мы выбрали STEM -технологию.
Система STEM позволяет педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, ученых, технологов. STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех четырех дисциплин в единую схему
На базе МБДОУ «Детский сад №30» открыт Технопарк «Орбиталь». В технопарке дети в игровом процессе дети учатся анализировать все происходящее вокруг, что позволит более углубленно изучить технологический процесс и продукцию производственной площадки «Глазов молоко».
Структура Техно парка «Орбиталь»
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта дети приобретут начальные профессиональные навыки в сферах молокоперерабатывающей промышленности:
опыт успешной социализации в проектно-исследовательской и продуктивной деятельности
получат возможность проявить свои способности при освоении профессий молокоперерабатывающей промышленности, например : лаборанта, аппаратчика по пастеризации молока и др.
Проведение мероприятий по проекту позволят активизировать детей и взрослых в поисках дополнительной информации при подготовке детских исследовательских работ по теме проекта, проявят творческие способности при создании собственных мультфильмов
3.В СМИ, соц.сетях (VK) и на сайте ДОО будут размещены новости о проведении данного проекта.
Перспективы развития проекта.
Организация и реализация проекта «Лабараториум» на базе МБДОУ д/с № 30 для воспитанников ДОО.
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды ДОО с целью изучения с детьми простейших законов химии и физики на доступном для них уровне, а также ознакомление дошкольников с с технологическим процессом и продукцией производственной площадки «Глазов молоко» и профессиями молокоперерабатывающей промышленности.
Продолжать работу коллектива МБДОУ д/с №30 по профориентационному направлению и распространять опыт работы в детские сады города Глазова.
Трансляция опыта работы по проекту в СМИ, участие в конференциях, фестивалях, ярмарках на международном, всероссийском, республиканском, городском уровнях.
Целевые группы населения, на поддержку и развитие которых направлен проекта: Воспитанники детского сада, педагоги ДОУ, родители воспитанников.
Перспективный план реализации проекта
№ п/п | Описание мероприятия | Ответственный исполнитель |
1. Подготовительный этап |
1.1 | Изучение нормативно-правовой базы, создание соответствующей нормативной базы Программно-методическое обеспечение проекта (разработка плана действий, создание творческой группы) Первичный мониторинг: Изучение уровня познавательного развития детей; | Творческая группа проекта |
1.2 | Определение групп участников по выполняемым функциям Распределение обязанностей по проекту | Администрация МБДОУ Творческая группа проекта |
1.3 | Разработка идеи проекта и мероприятий по его реализации | Администрация ДОО, творческая группа проекта. |
1.4 | Сотрудничество с представителями общественного пространства в VK. | Администрация ДОО, творческая группа проекта. |
2. Основной этап |
2.1 | Выполнение мероприятий по реализации проекта: разработка методических материалов: картотека опытов с молоком с «Бобровой лабораторией» диагностических карточек для планшета «Логико-малыш» и кругов Луллия цикл занятий по техническому проектированию линий по производству молока из конструктора «ТИКО», «ЛЕГО», «Wedo» картотека дидактических игр на закрепление знаний методические рекомендации по созданию детских мультфильмов для демонстрации результатов исследовательской деятельности детей с помощью мультистудий «Я творю мир» и «Сиреневой мультистудии» конспекты практико-ориентированных занятий по проектно – исследовательской, научно-технической деятельности с детьми | Администрация ДОО, творческая группа проекта. |
2.2 | Транслирование проведенных мероприятий в СМИ, ВК, сайте ДОО | Творческая группа проекта. |
2.3 | Корректировка и внесение изменений в проект с учетом изменяющихся условий для достижения оптимального результата | Администрация ДОО, творческая группа проекта. |
3. Заключительный этап |
3.1 | Анализ реализованного проекта, обобщение и систематизация опыта | Администрация ДОО, творческая группа проекта |
3.2 | Оформление общих рекомендаций по реализации проекта. | Администрация ДОО, творческая группа проекта |
3.3 | Составление плана реализации проекта на следующий год с учетом расширенных социальных связей , полученных результатов. | Администрация ДОО, творческая группа проекта |
Описание проекта.
Проект «Лабараториум» направлен на ознакомление воспитанников с технологическим процессом и продукцией производственной площадки «Глазов молоко» и расширение кругозора дошкольников о мире профессий актуальных для нашего города ; развития интереса к труду взрослых, работающих в молокоперерабатывающей промышленности и непосредственно на ПП «Глазов - молоко». В ходе реализации проекта воспитанники детского сада получат представления о наиболее востребованных профессиях на ПП «Глазов - молоко». Как устроена производственная площадка «Глазов молоко»
Теоретические и методологические обоснования проекта.
Проблему приобщения дошкольников к труду отмечали в своих работах выдающиеся педагоги прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основной задачей воспитания в труде К.Д. Ушинский считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.
А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
В современной педагогической науке в вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед).. Многие педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий- это процесс, который необходимо строить с учетом современных образовательных технологий.
В нашей практике мы используем инновационную STEM -технологию, которая направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни, технология развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения, формирует навыки социально- коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка.
. Комплексный подход в обучении легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни. STEM помогает ребенку по своему желанию использовать информацию по изучаемому материалу и лучше понять, и запомнить материал
Работа по профориентации дошкольников в ходе использования данной технологии строится с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, интеграции всех образовательных областей, систематичности и повторности наблюдений, последовательности в усложнении содержания работы, других ее форм. Интегративный подход позволяет наиболее эффективно развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности каждого ребенка.
Метод STEM – технологии развивает:
При внедрении STEM – технологии создается смешанная предметно-пространственная среда, которая позволяет осуществить проектно-экспериментальную исследовательскую деятельность воспитанников.
Главной идеей реализации проекта считаем создание смешанной предметно-пространственной среды в техно парке «Орбиталь», которая будет являться необходимым условием комплексной системы погружения ребенка в технологический процесс производственной площадки «Глазов молоко» и ее продукции, изучить профессии молокоперерабатывающей промышленности и создаст условия для более эффективного социально-коммуникативного развития ребенка.
Новизна проекта «Лабараториум» заключается в комплексном решении задач социально-педагогического направления и создании комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о технологическом процессе производственной площадки «Глазов молоко», ее продукции и профессий молокоперерабатывающей промышленности интереса к профессионально-трудовой деятельности, состоящего из:
формирования смешанной развивающей предметно-пространственной среды
разработки STEM кейса: методические материалы: картотека опытов с молоком с «Бобровой лабораторией», диагностические карточки для планшета «Логико-малыш» и кругов Луллия, цикл занятий по техническому проектированию линий по производству молока из конструктора «ТИКО», «ЛЕГО», «Wedo», картотека дидактических игр на закрепление знаний, методические рекомендации по созданию детских мультфильмов для демонстрации результатов исследовательской деятельности детей с помощью мультистудий «Я творю мир» и «Сиреневой мультистудии»,конспекты практико-ориентированных занятий по проектно – исследовательской, научно-технической деятельности с детьми.
Педагогическую целесообразность проекта мы видим в формировании у дошкольников готовности к изучению технических наук на уровне дошкольного образования средствами STEM -технологии в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи и методы реализации проекта, необходимые условия организации работы.
Задачи этапа | Методы реализации | Результат |
Первый этап: подготовительный |
- Изучение нормативно-правовой базы - Программно-методическое обеспечение проекта (разработка плана действий, создание творческой группы) -Первичный мониторинг: изучение уровня познавательного развития детей; | - Системный и концептуальный анализ литературы и нормативных документов по проекту. - Синтез, обобщение и классификация полученной информации. - Разработка диагностического инструментария по теме проекта | - Создание творческой группы для разработки и реализации проекта - Разработка содержания проекта «Тропинка в профессию» - Создание условий для реализации плановых мероприятий проекта |
Второй этап: организационно – практический |
- составление модульного плана. - проведение совместных мероприятий с детьми, родителями. - создание условий для эффективного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. - внедрение инновационной педагогической STEM -технологии при обучении дошкольников. - совершенствование педагогических компетенций по ранней профориентации дошкольников. | - Диагностика интегративных качеств детей. - Разработка методических пособий. - Поведение практикума среди педагогов детского сада по инновационной педагогической STEM -технологии. | - Сотрудничество всех участников образовательных отношений в реализации проекта - Вовлечение семьи в единое образовательное пространство на правах равноправных участников образовательного процесса - Вовлечение социальных партнеров в проектную деятельность с целью достижения наибольшего эффекта по проектной деятельности. - Внедрение инновационной педагогической STEM -технологии обучения дошкольников, организация образовательного процесса на уровне современных требований к условиям его осуществления, изучение эффективности деятельности. - Преобразование смешанного предметно-развивающего пространства в технопарке «Орбиталь», что дает возможность проводить работу с воспитанниками с учетом их интересов и предпочтений |
Третий этап: аналитический |
- обобщение, оформление и тиражирование результатов проекта. - определение перспектив реализуемого проекта. | - Анализ, реализованного проекта - Общение и систематизация опыта по проекту - Транслирование проекта на разных уровнях | - Повышение качества образовательного процесса - Инновационный продукт – образовательно-игровой STEM кейс |
Описание возможных рисков по проектной деятельности и компенсационных мер по их устранению
Возможные риски | Компенсационных меры устранению рисков |
Отсутствие у детей интереса по теме проекта | Заинтересовать детей через разные виды деятельности. Применяя различные средства, методы и приѐмы. |
Отсутствие интереса у социальных партнеров по совместной работе с нами | Найти пути решения, заинтересовавшие противоположную сторону: реклама предприятия и продукции изготавливаемой на предприятии социального партнера (в частности ПП Глазов- Молоко) |
Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта. | Провести с родителями разъяснительную беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в тандеме «родители + педагоги» мы сможем получить положительный результат по проектной деятельности |
Дефицит демонстрационного и методического материала. | Оформление демонстрационного материала, разработка методических пособий по теме проекта по средствам сети интернет, общественных библиотек, архивов. |
Календарный план реализации проекта по этапам и перечень конечной продукции.
Содержание деятельности творческой группы | Форма организации деятельности | Срок реализации проектных мероприятий | Конечные продукты творческой группы |
Первый этап: подготовительный |
Проведение концептуального анализа, синтез, обобщение и классификация информации по теме проекта. | 1 Выбор и заседание творческой группы. 2 Написание плана работы творческой группы 3 Разработка модульного планирования с дошкольниками, диагностического инструментария. | Январь2024 | - Аналитическая справка готовности педагогов учреждения к инновационной деятельности. - Модульный план взаимодействия с детьми - Система управления и мониторинга реализации проекта |
Второй этап: организационно – практический |
Проектирование деятельности созданию комплекса психолого- педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий, а именно профессий молокоперерабатывающей промышленности | - Работа по модульному плану взаимодействия с детьми - Внедрение инновационной педагогической педагогической STEM -технологии обучения дошкольников (создание образовательно-игрового STEM кейса) - Моделирование образовательной среды в соответствии с темой проекта. | Январь – февраль 2024 г. | - Апробирование модульного планирования. - Образовательно-игровой STEM кейс - Тематическая образовательная среда по теме проекта. |
Третий этап -аналитический |
Распространение инновационного педагогического опыта | - Изучение и обобщение опыта работы педагогов в ходе работы над проектом. - Трансляция опыта работы по профориентационной работе подрастающего поколения в СМИ, участие педагогов в конференциях, фестивалях, ярмарках на различных уровнях. | Март- апрель 2024 г. | - Аналитические выводы - Выступления и презентация. |
Обоснование возможности реализации проекта.
Реальность исполнения проекта определяется:
муниципальной социально-образовательной ситуацией, которая характеризуется приоритетом задач, связанных с профориентацией подрастающего поколения;
наличием в Учреждении педагогов, заинтересованных работать по данной теме;
заинтересованность и участие родителей в образовательной деятельности по данной теме.
После окончания реализации проекта «Лабараториум» его результаты будут отражены на уровне достижений воспитанников (целевые ориентиры).
План образовательного процесса мы планируем составить
на основе модульного подхода, который обеспечивает высокоэффективную реализацию педагогических задач. Модульный подход представляет полный алгоритм знакомства детей с технологическим процессом и продукцией производственной площадки «Глазов молоко» и профессиями молокоперерабатывающей промышленности и подходит для ознакомления с любой другой профессией.
Образовательный модуль - Представляет собой работу воспитателей по ознакомлению детей с выбранными в рамках реализации проекта профессиями: организация воспитателем деятельности, направленной на знакомство с знакомства детей с технологическим процессом и продукцией производственной площадки «Глазов молоко» и профессиями молокоперерабатывающей промышленности , проведение цикла бесед на выявление знаний детей о технологическом процессе и продукции производственной площадки «Глазов молоко» и профессиях. С этой целью проводятся занятия, досуги, игры с детьми.
Инструментальный модуль - Модуль представляет собой знакомство детей с инструментами, оборудованием сопутствующим технологическому процессу производственной площадки «Глазов молоко» Организация воспитателем работы детей по ознакомлению с содержанием технологического процесса, а также с инструментами и оборудованием: организация игровой, исследовательской, экспериментальной, проектной деятельности для практического освоения детьми выбранной темы исследования.
Скилл модуль - На данном этапе дети получают возможность реализовать первоначальные навыки по теме своего исследования, которая им показалась более интересна, проведение детской научно- практической конференции.
Модуль | Тема | Форма | Цель |
Образовательный (знание вый) | 1.Знакомство детей с молокоперерабатывающей промышленностью и смежными отраслями 2.Знакомство с технологическим процессом и продукцией производственной площадки «Глазов молоко» 3. Знакомство с сопутствующими профессиями технологического процесса. | | Ознакомление детей с технологическим процессом и продукцией «Глазов молоко» |
Инструментальный | «Технологический процесс продукции «Глазов молоко»- Игровые (трудовые) действия по технологическому процессу продукции «Глазов молоко» | - Опытно-экспериментальная деятельность с молоком - Констуктивно- модельная деятельность по созданию моделей производственных линий по переработке и изготовлении молочной продукции - суммирование детского опыта и снятие мультфильма для презентации детских исследовательских работ | Знакомство детей с инструментами, оборудованием и сопутствующим тому или иному технологическому процессу производства молочной продукции. |
Скилл-модуль | Юные исследователи | Проведение игровой научно-практической конференции | Презентация детских исследовательских работ |
Взаимодействие с социальными партнерами
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику.
Позитивный педагогический опыт, полученный в результате реализации проекта, его эффективность определяется наличием показателей, соответствующих следующим эффектам модели системы по повышению качества результатов освоения ООП посредством создания комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий, а именно к профессиям молокоперерабатывающей промышленности и интереса к профессионально-трудовой деятельности:
Образовательному эффекту, связанному с:
- внедрением новых форм и методов методического сопровождения инновационной
деятельности педагогов;
- ростом профессиональной самостоятельности, инициативности педагогов, формированием
- новой практико-преобразующей профессиональной компетенции;
Содержательно деятельностному эффекту, выражающемуся в:
- своевременном выявлении и обобщении инновационного педагогического опыта связанного с созданием комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности;
- вариативности данных условий;
Социальному эффекту, проявляемому как:
- усиление внимания общества к вопросу ранней профориентации дошкольников;
- расширения и укрепление взаимодействия с родителями воспитанников.
Результаты проекта предполагается тиражировать в виде:
Семинаров, мастер-классов по распространению опыта работы.
Сборников методических разработок в рамках реализации проекта.
Обоснование устойчивости результатов реализации проекта, включая механизмы его ресурсного обеспечения.
Проект «Лабараториум» будет реализовываться благодаря условиям, обеспечивающим результативность РП:
Ресурс проекта | Ресурс проекта |
Организационный ресурс | Диагностика интегративных качеств детей. Организация мероприятий для родителей участников образовательного процесса |
Финансовый ресурс | Стимулирование педагогов, занимающихся деятельностью по реализации проекта. |
Информационный ресурс | Доступность информации по ходу реализации проекта в учреждении для общественности: -мастер-классы; - сайт учреждения; -детская игровая научно-практическая конференция; - статьи и публикации |
Таким образом, проект «Лабараториум» сыграет немаловажную роль для образовательной деятельности нашего образовательного учреждения. Конечный продукт проекта позволит строить образовательную деятельность по данному направлению опираясь на полный комплект разработанных методических мероприятий, а также пополнит знания детей в этом направлении и поможет детям адаптироваться и социализироваться в современном обществе в мире профессий.
Эффекты, полученные от реализации инновационной практики, будут дальнейшим маяком в деятельности нашего детского сада по ранней профориентации детей.
Эффекты |
воспитанники | педагоги | Учреждение |
- Пополнение знаний в области ранней профориентации, а именно технологического процесса, продукции производственной площадки «Глазов молоко» и профессий молокоперерабатывающей промышленности - Формирование социальной позиции - Повышение качества Образованной деятельности - Позитивные результаты диагностики | - Повышение профессиональной компетенции - Повышение мотивации педагогов к осуществлению инновационной деятельности - Рост творческого потенциала педагогического коллектива -Опыт работы в творческой группе | -Решение задач модернизации образования в соответствии с «Концепцией модернизации образования» Министерства образования и науки РФ - Рост конкурентоспособности среди дошкольных учреждений -Сплоченность педагогического коллектива - Опыт успешной реализации проекта - Удовлетворенность родителей качеством образовательной деятельности по ранней профориентации детей |
Разработанный проект «Лабараториум» даст возможность педагогическим коллективам других дошкольных учреждений использовать его в своей практической деятельности.