СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Лексикон учащихся моего класса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект учащегося 6 класса на тему "Лексикон учащихся моего класса". Работа была сделана после изучения темы "Лексика". С этим материалом ученик выступал на школьном уровне НОУ

Просмотр содержимого документа
«Проект "Лексикон учащихся моего класса"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

Лицензия: № 13805 от 08.06.2017 г., свидетельство о государственной аккредитации: № 2807 от 07.07. 2017г.


456655, Россия, Копейский городской округ Челябинской области, ул. Чернышевского, 47,

тел. Секретарь 8(35139) 7 – 74 – 39, факс/тел. Директор 7-75-62, E-mail: Kopsch 13@ mail.ru; http: //www.mou13.com/

ОГРН 1027400778657; ИНН/КПП 7411014080/741101001; БИК: 047501001; р/с 40204810100000000348; л/с. 03208047 Б

ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ по Челябинской области











Проект по русскому языку

«Лексикон учащихся 6 «г» класса моей школы»

Тип проекта: исследовательский
















Выполнил ученик 6 «г» класса

Чалкин К.

Наставник: Филик Л.Л.



Копейск 2020



Содержание


1. Введение. с. 3

2. Основная часть. с. 4

2.1. Диалектная лексика. с. 5

2.2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся. с. 6

2.3. Русский молодежный сленг. с. 7

2.4. Жаргонная лексика. с. 8

3. Заключение. С. 9

4. Список литературы с. 10

5. Приложение с. 11-15



















1. ВВЕДЕНИЕ

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…», - сказал К. Д. Ушинский. Как мы понимаем эти слова? Мы с вами знаем, что русский язык необычайно богат. Это национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного населения. Вот официальная статистика. На русском языке говорят 138 млн. человек, проживающих на территории России (99,4%) по данным Всесоюзной переписи населения 2010 года.

Общаясь со сверстниками, мы отметили бедность их речевого запаса и задались вопросом, какие слова входят в состав лексикона школьников, какими путями можно пополнить их словарный запас.

Цель работы:

изучить лексикон учащихся 6 «г» класса и определить пути пополнения словарного запаса школьников.

Задачи:

  1. Изучить специальные слова, найти их в речи учащихся.

  2. Изучить сленг школьников 6 «г» класса , выяснить, где и когда он

используется.

  1. Составить словарь сленга и жаргонных слов, употребляемых учащимися 6 «г» класса МОУ СОШ №13


Объектом исследования стала устная речь учащихся 6 «г» класса.

С этой целью мы в течение месяца изучали и собирали материал о диалектах, профессиональных словах, русском молодежном сленге, жаргонную лексику, классифицировали словарный состав русского языка. Среди одноклассников было проведено анкетирование, на основании которого мы сделали свои выводы.





2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология. Русский народ живет на огромных территориях и большинство слов, которыми они пользуются, известны всем, они являются общеупотребительными. Но есть еще группы слов более ограниченного употребления. Они могут быть ограничены территориально и социально. Общеупотребительная лексика пополняется и за счет этих слов

В начале своего исследования я выдвинул гипотезу: предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова - к сожалению, в речи современной молодежи встречаются очень редко.
















2. 1. Диалектная лексика

К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. В речь учащихся диалектизмы проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект. Вообще семья является наиболее сохранной сферой функционирования диалекта. Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.

В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:

• одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста;

• другие считают, что в наши дни это не актуально;

По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальных словарях. Одним из выдающихся ученых, посвятивших жизнь изучению русских диалектов, был В.И.Даль. Он составил «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х томах, содержащий 200000 слов. Диалектные слова включены в толковые словари с пометой:

гутарить – говорить;

пример: Давай гутарить про наряды.

Молодежь редко употребляет сейчас диалектную лексику.



2. 2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся

К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.

• Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.

В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве. Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей.

В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся Например: шапка – заголовок, кок – повар, глухарь – шуруп больших размеров, гнездо – несквозное отверстие для шипа соединяемой детали.

Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяться. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться». Общеупотребительная лексика в основном пополняется за счет профессиональных слов различных областей знаний. Таким образом, в нее вошли такие слова, как экскаватор, депутат, автомобиль, офицер, дворник (у автомобилистов) В толковом словаре они употребляются с пометой: Спец. (специальные) Профессиональные слова включаются в специальные словари- справочники, энциклопедии.







2. 3. Русский молодежный сленг

Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде учащейся молодёжи и отдельных более или менее замкнутых группах. Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодые люди, создали свой «системный» сленг как языковый, жест противостояния официальной идеологии. Русский молодёжный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными, пространственными рамками.

На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга: капуста, бабло – «деньги», ништяк – «очень хорошо», облом – «не хочется, лень», расслабуха – «расслабление, отдых», тормоз – «плохо соображающий», угарать – «веселиться», хавать – «есть, кушать», чувак – «модный парень».

В отличие от диалектной и специальной лексики, сленг употребляется чаще всего.









2. 4. Жаргонная лексика.

Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий. Жаргонным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.

Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов. Жаргонная лексика пополняется также путем, заимствований. Для нее типичны сокращения. Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

В речи опрошенных учеников часто встречаются следующие слова: балдеж (веселье), башка (голова), домашка (домашняя работа), комп (компьютер), мобила (мобильный телефон), музон (музыка), смыться (удрать), тачка (машина).














3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные дети огромное количество времени проводят за компьютером, смотрят телевизор, общаются со сверстниками. И всё реже можно встретить подростка, увлекающегося чтением книг классической литературы. Стоит ли удивляться, что ребёнку для выражения мыслей и чувств сложно отыскать в своём лексиконе подходящее слово?

Одной из причин, заставляющей подростка прибегать к сленгу, является стремление в этом возрасте к разнообразию. Ребенок выражает таким образом протест, не желая принимать правила, придуманные взрослыми. Кроме этого, подросток испытывает непреодолимое желание выделиться и даже шокировать.

Многие же подростки заявляют, что попросту не желают, чтобы их поняли окружающие, поэтому и употребляют сленг.

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемерно расширять, обогащать свой словарь. Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно учиться правильно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.




А как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, разнообразна, каждое слово употреблено к месту и ко времени. «ХромОе слово-хромАя речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное и увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

А что значит знать слова? Откуда мы можем пополнять свой словарный запас? Из книг, энциклопедий, интернета, общения.

Нельзя искоренить целиком из речи ребенка жаргон, но можно заметно снизить частоту его употребления и исключить возможность возникновения неприятных и конфузных ситуаций.

Давайте беречь «наш язык, наш прекрасный русский язык…»!



















4. Список литературы

1. Волина В. В. « Я познаю мир, русский язык» М.: АСТ, 1998.

2. Скворцов Л. И. Жаргоны « Русский язык» Энциклопедия. М., 1979.

3. Соболева О. Л. « Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык» М.: АСТ, 2003.

4. Соколова В. В. « Культура речи и культура общения» М.: Просвещение, 1995.

5. Ожегов С. И. «Словарь русского языка» М.: Русский язык, 1994.

6. Текучев А. В. «Методика русского языка в средней школе» М.: Просвещение, 1980

7. Крысин Л.П. Изучение современного русского языка под социальным углом зрения / Л.П. Крысин. // Русский язык в школе. – 1991. - №5. –

С. 78-84.

8. Крысин Л.П. О лексике русского языка наших дней. Журнал « Русский язык в школе», №2, 2002год, стр. 3-4.

9. По неписаным законам улицы… / . – М.: Юрид. лит., 1991. – С.118-138.

10. Тренировочные материалы по орфографии и пунктуации русского языка. / Гл. ред. Л.Г. Саяхова. – М.: Изд-во «Просвещение», 2000. –

С. 117-118.












Приложение №1.

Анкета.

  • Что такое молодежный сленг?

  •  Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет)

Да-25 чел. Нет -4 чел.

  •   Используешь ли ты эти слова в своей речи?

часто- 19чел., редко-6 чел., никогда- 4 чел.)

  Напишите известные вам жаргонные слова






















Приложение №2.

Словарь сленга и жаргонных слов, употребляемых учащимися 6 «г» класса МОУ СОШ №13

Дискач – дискотека.

Инет – интернет.

Кайф – 1. Удовольствие. Ломать кайф. Ловить кайф. 2. наркотическая эйфория. Быть под кайфом.

Капец – плохо.

Качок – человек, который занимается накачкой.

Кент – модный парень.

Кипиш – 1. Суетня, беготня, толкотня (о приятном).2. Шумное праздненство. Что у вас там за кипиш?

Класснуха – классный руководитель.

Кореш, братан, братуха – друг, приятель.

Облом – неприятность, неудача.

Лох (лошара) – человек, которого легко обмануть. Лохнуться – опростоволоситься.

Литра – литература.

Мобила (мобильник) – мобильный телефон

Культяпки, грабли, клешни, крылья – руки.

Пати – вечеринка.

Пипл – люди.

Погоняло – кличка. Кликуха.

ППЦ (пипец) – плохая оценка происходящего.

Прикид – одежда со всеми украшениями, наряд. Прикинуться – одеться.

Прикол – шутка.

Стукач – доносчик.

Стрелка – встреча. Забивать стрелку – договариваться о встрече. Стрелочник – тот, на кого сваливают свою вину другие.



Сушняк – жажда после урока физкультуры. Меня сушняк замучил.

Трепло, трепач – болтун, врун.

Тусовка – сборище. Сегодня у рокеров тусовка.

Улёт – хорошо, отлично.

Училка – учительница.

Фишка - какая-либо оригинальность, изюминка.

Хавчик – еда.

Хата – квартира.

Чмо – плохой человек ( возможно, аббревиатура от «человек, морально опустившийся»)

Чувак – молодой человек. Чувиха – девушка

Шпора – шпаргалка.

Балдеть – веселиться.

Вали – уходи.

Врубаться – понимать. Въезжать. Что-то я не врубаюсь. Вруб – просветление, озарение, невруб – непонимание, рассеянное состояние. У меня полный невруб – я не способен что-либо понимать..

Гнать – нести чепуху. Гнать телеги – длинно, занудно говорить. Гнать на кого-либо – обвинять, плохо говорить о ком-то. Что ты все время на меня гонишь?

Двигай, дергай – иди отсюда.

Достать – надоесть.

Зависать (зависнуть) – Долго сидеть за компьютером. Зависнуть в Интернете.

Закосячить – испортить.

Качаться – добиваться атлетичности тела посредством больших физических нагрузки.

Обломаться – закончиться неудачей. Эта затея обломалась.



Не катит – не подходит.

Отрываться – развлекаться.

Офигеть – удивиться.

Прикинь – представь себе.

Прикалываться – шутить. Не обращай внимания – он просто прикалывается. Наколоть – обмануть.

Стучать – доносить на кого-либо.

Тупить – не понимать.

Хавать – есть. Надо похавать приготовить.

Клевый – хороший, отличный. Он клевый чувак – он хороший человек.

Крутой – 1. Яркий, впечатляющий. Крутой парень. 2. Имеющий высокое положение в обществе. У него родители крутые.

Навороченный – разодетый, накрашенный.

Пантовый – модный, совресенный.

Стремный – плохой, неинтересный, несовременный. Он стремный чувак.

Угарный – смешной.

Зашибись – высшая степень похвал.

Фигово - отрицательная оценка.

Ништяк – все в порядке.

Стопудово, реально, по-любому – наверняка, скорей всего.

В натуре – по правде, в самом деле.

Без базара – не подлежит сомнению.









16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!