Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №102 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижегородского района г. Нижнего Новгорода
| Утверждаю Директор школы _____________С.А.Горохов приказ № от |
Проект летней смены оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей «Радуга»
«ВОКРУГ РОССИИ БЕЗ ТОРМОЗОВ»
Нижний Новгород
2022
«Вот, говорят, путешествие —
лучшее средство образовать себя во всем:
правда, точно правда!
Как многому тут научишься.»
© ОСКАР УАЙЛЬД
Информационная карта проекта
Название проекта | Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга» при «МАОУ СШ №102» Смена Рейс 20-22 «Вокруг России без тормозов» |
Адрес проектной деятельности | Дети «МАОУ СШ №102» от 7 до 11 лет обучающиеся 1-4 классов |
Сроки реализации | С 30 мая по 19 июня 2022 года 14 рабочих дней |
Легенда (игровая идея) | Одним солнечным утром двое старых друзей и знаменитых учёных-натуралистов сидели и как ни в чём не бывало и наслаждались утренним чаепитием… Как вдруг к ним в окно залетела странная гостья. Она уселась на выдающемся носу одного из учёных. Неужели это новый неизвестный науке вид? И вот погоня началась! Кто же первым догонит неизвестную науке бабочку и получит приз за её открытие? |
Название организации | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа №102 с углубленным изучением отдельных предметов Нижегородского района г. Нижнего Новгорода |
Почтовый адрес учреждения | 603163 Город Нижний Новгород, улица Родионова, дом 201 |
ФИО руководителя учреждения | Горохов Сергей Александрович |
ФИО начальника лагеря | Клокова Мария Павловна |
ФИО автора проекта | Тинтер Татьяна Львовна |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация летнего отдыха детей – один из важных аспектов образовательной и воспитательной деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Средней школы №102 с углубленным изучением отдельных предметов.
Ежегодно на базе школы проводится смена в летнем оздоровительном лагере дневного пребывания. В нём отдыхают обучающиеся 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет.
По своей направленности проект программы является комплексным, т.к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены (21 календарный день).
2021 год – объявлен Годом науки и технологий, а 2022 год – Годом народного искусства. Это определило идею тематической смены, связанной со знакомством детей с достижениями науки и промыслов края через виртуальное путешествие по области и по России . Программа летнего оздоровительного лагеря получила название «Вокруг России без тормозов».
Актуальность программы обусловлена вхождением науки и народных промыслов в ранг ключевых национальных проектов. Для их поддержки и развития реализуется национальный проект «Наука» (2019-2024).
Ключевые цели нацпроекта - обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для ведущих российских и зарубежных ученых и молодых перспективных исследователей, увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки.
Цель - привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий. Задачи: показать возможности для самореализации в науке, продемонстрировать востребованность профессии ученого и перспективы исследовательской карьеры в стране, скорректировать образ ученого в массовом сознании, сделать его более современным и привлекательным.
Цель - сформировать комплексное представление граждан России о реализуемых сегодня государством и бизнесом инициативах и достижениях в области науки и технологий.
Задачи: в форме, доступной широкой аудитории, рассказать о ключевых достижениях отечественной науки (о том, что изменилось за последние 20 лет) и исторических фактах о происхождении Нижегородских промыслов ; вовлечь в околонаучную и творческую активность новые аудитории, ранее не интересовавшиеся ни наукой, ни промыслами.
Решению этих целей может помочь осуществление данной программы.
Цель проекта:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
- воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию
- укрепление здоровья детей
Задачи проекта:
- выявление у детей способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач
- развитие творческих способностей
- формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска и выполнение исследований
- содействие в профессиональной ориентации
- развитие целеустремленности и системности в деятельности
- самоутверждение ребенка благодаря достижению поставленной цели и получение необходимого жизненного опыта
Проект летнего оздоровительного лагеря
опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе
уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
2. Принцип сотрудничества: сотрудничество ребенка и взрослого, которое
позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя успешной творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития своих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально - психологическими особенностями детей, создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня), взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня.
5. Принцип творческой индивидуальности.
6. Принцип уважения и доверия: доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанном на вере в возможности каждого ребенка.
Основными методами организации деятельности являются:
- метод игры (игры отбираются в соответствии с целью дня)
- методы состязательности (распространяется на все сферы деятельности)
- метод коллективной творческой деятельности (КТД)
Этапы реализации проекта «Вокруг России без тормозов».
I | Подготовительный | Апрель-май 2022 г. | - проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону - издание приказа по школе о проведении летней кампании - подбор кадров - проведение теоретических и практических занятий с воспитателями - проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний - подготовка методических материалов - составление необходимой документации для деятельности лагеря (план, инструкции и т.д.) - подготовка материально-технической |
II | Организационный | 30.05.2022 | - встреча детей - проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей - запуск программы - знакомство с режимом работы лагеря и его правилами - методическая работа с воспитателями |
III | Содержательно-деятельностный | 30.05.2022-17.06.2022 | - реализация основной идеи смены - вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел - спортивно-оздоровительные мероприятия - познавательные мероприятия - творческие мероприятия - трудовые акции - профилактические - экскурсии |
IV | Контрольно-аналитический | 17.06.2022 | - закрытие смены - обобщение итогов деятельности - сбор отчетного материала - размещение информации на официальном сайте школы, сети ВКонтакте |
Ожидаемые результаты
Главным результатом реализации проекта школьного лагеря должно стать оздоровление детей, интересный, насыщенный событиями и впечатлениями летний отдых.
В лагере ребята должны овладеть коммуникативными умениями (жить дружно в отряде, ежедневно сотрудничать друг с другом в ходе работы над реализацией социальных проектов, взаимодействовать с ребятами из других отрядов и с педагогами); навыками ведения здорового образа жизни (организации здорового досуга, пользования правилами безопасности жизнедеятельности).
Наглядным результатом исследовательской работы над социальными проектами станет творческий отчет и защита своего проекта каждым из отрядов, оформление летописи, которая впоследствии будет храниться вместе документами по лагерю. Ожидается, что дети с интересом будут работать над разработкой и реализацией проектов, получать новые знания в ходе выполнения социально значимой и полезной деятельности. Ожидается, что это поспособствует в будущем формированию у них активной гражданской позиции, позитивных социальных установок.
Результатом профилактической работы спортивного организатора с ребятами станет приобретение ими знаний о здоровом образе жизни, разучивание интересных подвижных игр, устойчивость перед рекламой вредных привычек. Работа различных кружков по интересам, экскурсии в театр, кинотеатр, музей, Выставочный зал также даст ребятам представление о культурной организации своего досуга, расширит их кругозор, а так же будет способствовать формированию у них толерантности и уважительного отношения к культурным традициям и истории как своей страны.
Получить приз за открытие Нового вида бабочки сможет только самый сплочённый отряд, потому что целью жизни в лагере ставится не только получение ребятами знаний в самых различных областях, но и умение дружно жить в коллективе. Ожидается, что соревнование между отрядами сплотит ребят внутри отряда, а значит, повысит психологический климат в нём, позволит каждому ребёнку почувствовать свою нужность, подарит ощущение себя членом единой команды.
Система личностного роста позволят ребятам полнее раскрываться в коллективе, в спорте, в мероприятиях, в общественно-полезном труде. Предполагается повысить социометрические статусы замкнутых детей, а у лидеров развить их организаторские способности.
Ожидается, что в Садах настроения дети будут раскрашивать своё настроение только в позитивные, яркие цвета (красный, оранжевый, розовый). Это послужит верным признаком того, что ребята хорошо и интересно отдыхают в лагере.
Дополнительную информацию о настроении детей в отряде можно получить через летописи (Походные журналы), которые будут вестись каждым отрядом. В них можно будет прочитать, что больше всего тронуло детей, какие мероприятия оставили больше всего впечатлений.
Таким образом, предполагается на протяжении смены создать такой психологический климат, чтобы каждый ребенок мог в полной мере отдохнуть, восстановить свои силы, раскрыть творческие способности, которые не смог реализовать в течение учебного года и пообщаться со своими друзьями и учителями в более неформальной обстановке. Причем наиболее желательным является такой вариант, при котором будет налажен контакт не только между членами одного отряда, но и между большинством ребят, отдыхающих в лагере.
Исходя из вышесказанного основными ожидаемыми результатами будут являться:
оздоровление, снижение эмоциональной нагрузки школьников;
освоение основ продуктивного диалога между детьми и педагогами;
охват полезной занятостью школьников.
повышение устойчивой мотивации к изучению истории и культуры родной страны;
повышение уровня толерантного сознания, патриотизма;
освоение детьми навыков социально - полезной деятельности;
отсутствие случаев травматизма (дорожно – транспортного, электробытового), правонарушений среди учащихся.
Концептуальные основы программы
Проект школьного летнего лагеря с дневным пребыванием детей обусловлена прежде всего социальным заказом современного общества. Современный национальный воспитательный идеал—это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Реализация Проекта направлена на обеспечение непрерывности воспитательного процесса, повышение мотивации к изучению истории и культуры родной страны, а так же усвоение общечеловеческих ценностей.
Воспитать патриота, человека готового и желающего трудиться на благо своей Родины, невозможно без привития ему таких качеств как гордость за свою страну, уважение к ее истории, традициям, культуре. Все это возможно только в том случае, если дети будут знать происхождение российского государства, важнейшие вехи его истории, у них перед глазами будет пример героического прошлого. Если дети не знают историю своей страны, не переживают о сохранении культурно – исторических традиций, в конечном итоге теряется их национальная самоидентификация, они вырастают в «Иванов, не помнящих родства» и превращаются в так называемых «граждан мира».
Россия…Непознанная, загадочная, могущественная, со своими обычаями, со своими поражениями и победами, наша Родина имеет богатейшую историю, каждая страница которой вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Все мы - дети великой России. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально‑ценностному, духовно‑нравственному развитию, гражданскому воспитанию, формированию патриотических чувств. Начинать формирование патриотизма у подрастающего поколения необходимо с малого - с любви к родному городу, родной школе.
Реализация проекта летнего лагеря направлена на укрепление физического, психического, социального, духовного здоровья учащихся 1- 4 классов.
Проект лагеря также опирается на воспитательную систему школы и предоставляет детям возможность не просто узнать об истории своей страны, а прочувствовать, пропустить через себя, осмыслить и понять, что они – это тоже составляющая часть России, что они тоже ответственны за происходящее в ней. Дети должны понимать, что быть счастливыми в своем «завтра», они не смогут, не зная того «вчера», которое было.
Нормативно – правовое обеспечение программы
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (редакция от 23.07.2018)
Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009г. № 326-ФЗ)
Типовое положение о детском оздоровительном лагере.
Национальный стандарт Российской Федерации услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления ГОСТ Р 52887-2007.
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 октября 2007 г. № 656).
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10 (от 19 апреля 2010 г. № 25).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.03.2021 №10 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16».
Трудовой Кодекс РФ от 30.12 2001 № 197-ФЗ.
Содержание деятельности
Проект работы школьного лагеря строится на основе двух компонентов: игрового и образовательного.
1. Игровой компонент.
Легенда лагеря: Одним солнечным утром двое старых друзей и знаменитых учёных-натуралистов сидели и как ни в чём не бывало и наслаждались утренним чаепитием…
Как вдруг к ним в окно залетела странная гостья. Она уселась на выдающемся носу одного из учёных. Неужели это новый неизвестный науке вид?
И вот погоня началась! Кто же первым догонит неизвестную науке бабочку и получит приз за её открытие?
Игровая ситуация, положенная в основу Проекта заключается в том, что в начале смены дети попадают в экспедицию, путешествуя по различным городам России, попадая в самые сокровенные уголки, и совершая неожиданные открытия. Дети становятся искателями и делятся на 4 группы искателей (историков, спортсменов, искусствоведов и путешественников), ищут они новый вид Бабочки.
Вся жизнь в этой экспедиции подчиняется основным законам, установленным властью Научного совета, в который входят: Научный руководитель (начальник смены). Помогают ему организовывать жизнь в лагеря Руководители лабораторий (старшая вожатая и воспитатели). Вся жизнь детей проходит в виртуальных путешествиях и странствиях по неизведанным тропинкам знаний. В ходе своих путешествий искатели на своем пути встречаются и получают полезные знания от жителей следующих районов (каждый район соответствует направлению деятельности):
- район Летописцев – жители этого района собирают и хранят у себя в огромных библиотеках все знания, накопленные в период путешествий по России (интеллектуальное направление).
- район Мастеров (Ремесленников) – жители этого района известные мастера своего дела, знают много об искусстве Нижегородской области, они многое умеют делать руками, постоянно развивают свои навыки и умения, стремятся всегда получить какие-то новые знания (творческое направление)
- район Здоровяков – жители этого – приверженцы здорового духа и тела, хранят традиции народа по охране от злых сил, искушающих человека (спортивно – профилактическое направление)
- район Мудрецов - жители этого потомки древних воинов, бережно хранящие традиции и историю России (гражданско – патриотическое направление)
Посещая данные районы, искатели живут в них по 3 дня (кроме дней Открытия и Закрытия лагеря). При этом они стремятся выполнить те задания, которые дают им Руководители лабораторий. Эти задания называются Заметки начинающего искателя. Они вручаются предводителю искателей на общелагерной линейке. Затем предводитель искателей должен огласить заметки всем участникам отряда. У отряда есть 3 дня на его выполнение. За выполненные рекомендаций в Заметках (заданиях), искатели получают кусочек карты РФ. В конце путешествия, сложив все кусочки карты вместе, они смогут определить, где же находится Бабочка и помочь нашим учёным определить и вид новой бабочки, и её ареал обитания. Решение о вручении или не вручении участникам отряда кусочка карты принимается на совете искателей. При принятии решении учитываются такие критерии как массовость при выполнении заданий в заметках, творческое выполнение , удовлетворенность участников других отрядов качеством выполнения и удовлетворенность членов Верховного совета.
Направление деятельности | Формы работы |
«Район Мастеров» Цель: приобщение детей к полезным видам практической деятельности, развитие творческих талантов детей. | работа кружков и секций КТД мероприятия, конкурсы и т.д. |
“Район Мудрецов” Цель: повышение уровня исторических и правовых знаний детей через вовлечение их в познавательно-игровую деятельность. | реализация социальных проектов викторины, конкурсные программы экскурсии |
“Район Здоровяков” Цель: формирование устойчивой потребности детей в ЗОЖ и негативного отношению к вредным привычках, укрепление здоровья детей через вовлечение их в активную деятельность и соблюдение норм гигиены | проведение агитационной работы, выпуск газет и плакатов акции КТД спортивные секции утренняя зарядка витаминизация спортивные мероприятия |
«Район Летописцев» Цель: развитие интеллектуальных знаний детей, их познавательной активности | экскурсии брейн – ринги, интеллектуальные битвы, регаты и т.д. КТД |
Однако собрать карту полностью мало. В течение всего путешествия по просторам России искатели должны проявить такие качества, как доброта, отзывчивость, ответственность, выдержка, уважение к мнению окружающих и т.д. Только самый дружный, сплоченный отряд искателей сможет преодолеть все сложности. А для этого искателям необходимо активно участвовать в жизни лагеря. Причем за участие в мероприятиях отряды искателей получают определенные отличительные знаки – бабочки, так же отряд может получить дополнительных бабочек в течение всего путешествия (дополнительные поощрения предусмотрены за определенные позитивные дисциплинарные и творческие «победы» - хорошая организация дежурства по спальням, разучивание кричалок и их активное использование и т.д.)
Так же предусмотрена система дисциплинарных взысканий. В случае нарушения отрядом искателей (или кем-либо из самих искателей) законов жизни в лагере, у них может быть произведен вычет отличительных знаков. Знаки являются своего рода «валютой» в лагере, поэтому для того, чтобы их копить, каждому отряду искателей нужен свой сундучок. В сундучке накапливаются бабочки разного цвета:
Голубые – за добрые поступки;
Зеленые – за трудовые дела;
Фиолетовые – за творческие дела;
Оранжевые – за победы в конкурсах, эстафетах, викторинах и т.д.
В конце смены отряд искателей, получивших наибольшее количество бабочек, может рассчитывать на то, что на волшебной карте появится отмеченное крестиком место, где таится сбежавшая от учёных БАОЧКА, и искатели смогут его найти.
Помимо соревнований между отрядами искателей, внутри самих отрядов так же происходит битва за лидерство. Каждый отряд искателей в первый день смены, участвуя в игре – квесте (знакомство с ЛАГЕРЕМ и его обитателями), добудет себе галстук. Всего будет 4 галстука разных цветов(по 2 каждого цвета):
Светло-зелёный – искатели - историки
Красный – искатели - путешественники
Тёмно-зелёные – искатели - искусствоведы
Желтый - искатели – физкультурники
Возглавляет каждый отряд – предводитель искателей, который выбирается из числа команды. Каждый день, подводя итоги прошедшего дня и анализируя его, отряд назначает своего предводителя искателей на следующий день. В течение всего дня предводитель искателей носит галстук своего отряда и выполняет функции командира отряда. По итогам недели на общем заседании Совета искателей при участии Верховного правителя и Руководителей лабораторий принимается решение о награждении самых активных искателей и занесении их фото на Стену Почета и Славы. Причем самому искателю выдается свидетельство о занесении на доску Почета.
Каждый отряд в ходе всего путешествия (на протяжении всей лагерной смены) ведет свой «Походный журнал», в котором отражает накопленные впечатления, эмоции, рассказы о самых значимых моментах путешествия. Отряд, чей «Походный журнал» будет признан самым лучшим, в конце путешествия получит дополнительную бабочку.
Так же каждому отряду отводится место под воссоздание прекрасного сада – Сад настроения. То есть каждый отряд за время путешествия вырастит прекрасный сад из 14 цветков (1 день – 1 цветок). В сердцевине цветка – дата, а лепестки цветка определенного цвета – отражение настроения ребенка. Яркие цвета – красный, розовый, оранжевый означает, что у ребенка в этот день хорошее, позитивное. Радостное настроение, ему все понравилось и он всем доволен. Спокойные (нейтральные) цвета: зеленый, белый, желтый означает, что у ребенка спокойное, размеренное настроение, нет сильных, ярких эмоций. Холодные цвета – синий, голубой означают, что ребенок чувствует себя не очень комфортно, его что- то беспокоит, он чем-то взволнован или из-за чего-то переживает. Прежде, чем приклеить свой лепесток к общему цветку, дети подписывают его.
2.Образовтельный компонент.
Образовательная деятельность лагеря построена таким образом, чтобы способствовать развитию познавательной активности детей, раскрытию их творческих способностей и активизации межличностного общения, как со сверстниками, так и учителями.
Главной системообразующей идеей лагеря является работа детей над социальными проектами. За 14 дней работы в лагере каждый отряд должен разработать и реализовать социальный проект (экологический, социальный …), а так же отчитаться о его реализации. При этом, учитывая возраст детей, необходимо выработать такую концепцию, чтобы она была понятна младшим школьникам. Важно правильно подобрать тематику социальных проектов, с учетом возрастных особенностей и социального положения детей ограничить круг вопросов, по которым должны реализовываться данные проекты. Для этого необходимо провести ряд ознакомительных занятий для вожатых и воспитателей до начала лагерной смены.
Выбор темы проекта происходит в течение организационного периода смены (первых 3 дней). Но тема обязательно должна быть взаимосвязна с ведущим направлением в работе лагеря (гражданско – патриотическим). Затем ребята под контролем вожатых и воспитателей разрабатывают проект и план его реализации (3 - 4 дня). Основная часть смены посвящена именно реализации данного проекта. Защита проектов происходит за день до закрытия смены. На защите проектов присутствуют члены Верховного Совета. После защиты проходит общее заседание, где выбирается лучший проект. Тот отряд, который побеждает в проектной деятельности, получает по одной добринке каждого цвета в свой «Походный сундучок».
Так же предполагается, что дети получат определенные полезные практические навыки на мастер – классах. Темы мастер – классов определяют заранее (до начала смены) при согласовании с начальником смены и заместителя начальника лагеря. В данную смену все мастер-классы проводит школа Изограф.
Механизм реализации программы
Режим осуществления программы
Режим осуществления программы делится на 3 периода:
организационный;
основной;
заключительный.
В организационный период закладываются основы создания и сплочения временного детского коллектива, выработка норм и законов жизни лагеря, знакомство с режимом дня, коллективом лагеря, выборы органов самоуправления, планирование работы, разведка окружающей среды. Предлагается как можно больше игр на знакомство и на сплочение с целью подружить детей друг с другом, направить все усилия на формирование микрогрупп по интересам, единого детского коллектива. Происходит ознакомление с сюжетным компонентом программы, ребята посвящаются в игровой сюжет.
Основной период выстроен в форме – игры-путешествия, в ходе которой искатели накапливают и развивают имеющиеся у них знания, общаясь с жителями 5 районов: район Летописцев, район Мастеров (Ремесленников), район Здоровяков, район Мудрецов. Важно создать условия для возникновения интереса у детей к своему окружению, развить потребность в проявлении своих творческих способностей, интерес к истории и культуре родной страны. Досуговые мероприятия потребительского вида (развлекательные и увеселительные) планируются в единстве с познавательными, досуговыми мероприятиями творческого вида. Жизнедеятельность этого периода отличается высоким темпом и разнообразием, но характерная черта его в том, что все дела не имеют длительной подготовки, а в их основе лежит имеющийся у детей опыт и деятельность старших (воспитателей, вожатых, субъектов взаимодействия), умеющих оказать помощь в творческом саморазвитии и самоутверждении и реализации социально – значимой деятельности. Большая роль отводится реализации так называемых городских заказов поскольку они позволяют максимально привлечь в участию в жизни отряда всех детей, позволяют им проявить их творческую инициативу, креативность мышления и умение обратить в творческую форму любое задание.
На протяжении смены каждый отряд оформляется свой «Походный журнал», в котором отражаются самые интересные моменты жизни отряда.
Заключительный период включает подведение итогов пребывания детей в лагере, защиту реализованных социальных проектов, проверку того, чему научился, удивился, обрадовался, узнал каждый ребенок, как оценил свою жизнь, с каким багажом уходит из лагеря. После игры проводится рефлексия прожитой смены, анализируется участие каждого ребенка в ней, рейтинг проведенных дел.
Структура детского соуправления
Органы соуправления.
Наличие системы детского соуправления в летнем лагере важно по причине необходимости учёта детского мнения. Вся деятельность школьного лагеря направлена на вовлечение детей в интересный, полезный, развивающий отдых. Организация качественного отдыха невозможна без учёта мнения самих детей. Мощным и самым важным инструментом выражения мнения детей в программе является наличие органов детского соуправления. Важно организовать работу этих органов таким образом, чтобы дети были не просто исполнителями «заданий» взрослых, их планов и подготовленных ими мероприятий, а могли в любой момент стать инициаторами, реализовать свои идеи.
Главным органом самоуправления в лагере является «Совет искателей». Совет собирается для обсуждения всех насущных вопросов, касающихся жизни в городе и поиска нового вида Бабочки. Предводители искателей на Совете отчитываются о выполнении ими городских наказов, решаются вопросы о выдаче каждому отряду бабочек. Ежедневно избираемый предводитель искателей строит и организует отряд на линейку, на отрядные и лагерные мероприятия, получает задания для отряда, помогает воспитателям и вожатым в организации отряда.
Основными помощниками в работе с отрядом для воспитателей и вожатых являются ежедневно избираемые из числа ребят предводители искателей.
В начале смены избираются ответственные за работу каждого из направлений деятельности в отряде:
Предводители спорта - (мальчик и девочка) ответственные помощники спорт – организатора, помогающие в организации и проведении спортивных, подвижных игр, эстафет и т.д.
Предводители веселья - (4 человека) ответственные помощники Предводителей креатива (вожатых), помогают в организации и проведении игр, отрядных выступлений и конкурсов.
Предводители здоровья (3 человека) - отслеживают чистоту и порядок в отрядных комнатах, проверяют чистоту рук перед едой, чистоту ног перед сном. Оценивают чистоту в комнатах. Заполняют Экран Чистоты – Копилку.
Главным органом управления в лагере является Научная лаборатория, которая состоит из Научного руководителя (начальника лагеря), заместителя научного руководителя, руководителей лабораторий (старшей вожатой, воспитателей) , вожатых отрядов. Верховный Совет планирует работу последующего дня, оценивает работу предыдущего дня. Может рассматривать конфликты. Собирается ежедневно, обычно отдельно для взрослых, отдельно для вожатых, но сохраняет принцип учёта мнения друг друга.
Контроль за соуправлением в отряде осуществляют вожатые. Направляют работу вожатых Руководители лабораторий (воспитатели). Координирует работу вожатых – старшая вожатая, работу воспитателей – Научный руководитель (начальник лагеря).
Методическое обеспечении программы
В лагере имеется методический кабинет, где находятся методические материалы по различным направлениям деятельности, разработки различных мероприятий, проектов. Так же имеются комплекты дисков по разным тематикам: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, профилактики асоциального поведения, противопожарной безопасности… Имеются диски с детскими фильмами. В помощь летнему лагерю работает школьная библиотека, которая состоит из основного помещения с читальным залом. Кроме большого перечня имеющейся художественной литературы, в читальном зале имеется и специализированная литература по истории, культуре России на разных этапах развития страны.
План – сетка мероприятий лагеря «Радуга» смена «Рейс 20-22 Вокруг России без тормозов».
пон. 30.05 | вт. 31.05 | ср. 01.06 | чет. 02.06 | 03.06 |
«День знакомства» | | «День защиты детей» | День кино | День театра |
Работа в отрядах. Легенда лагеря, название и девиз отряда. Подготовка к открытию лагеря. Инструктажи | 1.Бизнесмания (интеллектуальные тренинги) 90 минут 1. 2 отряд - 9.30-11.00 3,4 отряд - 11.30-13.00 | Изограф | Волонтёрский отряд «Рысь» Или Развлекательное игровое мероприятие - квест | ТЮЗ «Али – баба и 40 разбойников» 9.30 – 13.00 |
Филармония музыкальный спектакль «Музыкальный круиз» | 2. Пожарная часть 3 отряд – 9.50-10.20 4 отряд – 10.30-11.00 | Библиотека им.Короленко | Кинотеатр Х.Ф. «Артек» | Инструктаж «Правила поведения в театре» Инструктаж на выход. |
3. Пожарная часть 1 отряд – 10.00-10.30 2 отряд – 10.40-11.10 | 3.Беседы по профилактике и ПДД, ППБ | Подготовка к открытию смены | | |
4. «Марафон здоровых привычек». Занятие | 3.Подготовка к открытию смены 4. «Марафон здоровых привычек». Занятие | Концерт Открытие смены «Широка страна моя родная». «Марафон здоровых привычек». Занятие | «Марафон здоровых привычек». Занятие | «Марафон здоровых привычек». Занятие |
пон. 06.06 | вт. 07.06 | ср. 08.06 | чет. 09.06 | пят. 10.06 |
Библиотека им. Короленко «День рождения А.С.Пушкина» | 1.Бизнесмания (интеллектуальные тренинги) 90 минут 1. 2 отряд - 9.30-11.00 3,4 отряд - 11.30-13.00 | Выступление служебных собак | Игровое или спортивное мероприятие | Парк «Швейцария» Мероприятие «День национальных видов спорта и русских национальных игр». ГОРОДКИ – русская национальная игра. |
Виртуальная энциклопедия (35мин.) | 2.Калаборация | Изограф | Филармония музыкальный спектакль «Пеппи - длинный чулок» | |
Игры на воздухе Шашки ГО «Марафон здоровых привычек». Занятие | Игры на воздухе Шашки ГО «Марафон здоровых привычек». Занятие | ГО – по отрядам «Марафон здоровых привычек». Занятие | ГО – по отрядам «Марафон здоровых привычек». Занятие | ГО – по отрядам Шашки ГО «Марафон здоровых привычек». Занятие |
| День кино | | День спорта | Закрытие смены |
| 14.06 | 15.06 | 16.06 | 17.06 |
| 1.Бизнесмания (интеллектуальные тренинги) 90 минут 1. 2 отряд - 9.30-11.00 3,4 отряд - 11.30-13.00 | Изограф | Спортивные эстафеты (силами воспитателей) | Подготовка к закрытию смены в отрядах |
| | Экскурсия в Нижегородский Кремль | | |
| 2.Калаборация | ГО - после обеда | ГО - соревнования | Закрытие смены. Концерт. «Лето – это маленькая жизнь». Награждение. Итоги |
| кинотетар | «Марафон здоровых привычек». Занятие | футбол - соревнования | Дискотека театр «Зазеркалье» |
| Шашки ГО «Марафон здоровых привычек». Занятие | | «Марафон здоровых привычек». Занятие | |
Система внешних контактов лагеря
ОФОРМЛЕНИЕ ЛАГЕРЯ
На центральной стене располагается название лагеря и смены: ЛАГЕРЬ «РАДУГА», РЕЙС 20-22 «ВОКРУГ РОССИИ без тормозов» , изображение карты Российской федерации – как напоминание о поиске нового вида бабочки искателями. Вокруг карты располагается календарь путешественника («Шаг за шагом, день за днём…) В холле 1 этажа так же располагаются походные уголки отрядов искателей. Каждый отряд искателей должен отразить в своем уголке:
Название
Девиз
Эмблема
Состав отряда
Ежедневно должна обновляться страничка из «Походного журнала»
Походный сундучок, где отряд будет собирать своих накопленных бабочек.
Материально – техническая база
Лагерь располагается в здании школы на 1-2 этаже. Фойе первого этажа приспособлен как главный холл, кабинеты на первом этаже - заместитель начальника лагеря со старшим воспитателе, медицинский кабинет, актовый зал, спортивный зал, площадка школы во дворе школы – для подвижных игр, школьный стадион для утренней зарядки. В распоряжении лагеря спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, бадминтон, городки. Все это предоставлено для проведения интересного и полезного досуга детей. Материально-техническая база школы на период летнего отдыха:
классные комнаты;
главный коридор в качестве холла;
актовый зал;
спортзал;
малый спортивный зал;
медицинский кабинет;
столовая;
туалетные комнаты;
площадка для построения на утреннюю и вечернюю линейки;
библиотека.
В школе есть библиотека с богатым фондом художественной, научной, учебной литературы, энциклопедий. Здесь всегда создаются тематические выставки книг: «Уголок лингвиста», «В дружбе со спортом», «На страже закона», «Вредные привычки и здоровье человека».
В школе функционируют 2 спортивных зала, которые полностью укомплектованы всем спортивным оборудованием.
Медицинский кабинет оборудован в соответствии с требованиями, воспитанники взвешиваются в начале и в конце смен, медицинский работник проводит беседы с ребятами, принимает участие при проведении мероприятий спортивно-оздоровительного направления.
Школьная территория - это благоустроенная, ухоженная зона отдыха и оздоровления. Здесь есть клумбы с цветами, деревья, о которых заботятся ученики.
Система контроля и оценки результативности реализации программы
Показатели | Критерии | Инструментарий |
Состояние здоровья учащихся | Отсутствие (наличие) инфекционных и кишечных заболеваний во время работы школьного лагеря | |
Психоэмоциональное состояние детей | Отсутствие (наличие) конфликтов между участниками лагеря | Цветопись настроения Анализ посещаемости Отзывы родителей |
Включенность (отстраненность) детей в деятельность лагеря |
Включенность (отстраненность) детей в деятельность лагеря |
Уровень реализации социальных проектов в рамках работы лагеря | Активность (пассивность) детей в рамках реализации проектов | |
Наличие (отсутствие) общественно полезного результата по итогам реализации проектов |
Уровень удовлетворенности воспитанников, родителей работой лагеря | Высокий и средний уровень удовлетворенности родителей жизнедеятельностью лагеря | Отзывы родителей, детей Анкетирование: «Выбор», «Игра в слова»… |
Низкий уровень удовлетворенности родителей жизнедеятельностью лагеря |
Деятельность лагеря контролируется администрацией «МАОУ СШ № 102», управлением образования администрации г.Нижнего Новгорода.
Список литературы, используемой при написании программы
Бойко Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет – М., 2008.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Детские праздники от А до Я / Под. ред. Лисицыной И.С. 2010.
Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей. – М.: ЦГЛ, 2006.
«Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства. / авт. – сост. А. А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007.
"Подвижные игры на уроках физкультуры в общеобразовательной школе" Устюгова С.В., Золотарева А.В. – Иркутск, 2007.
Савченко Е.В., Жиренко О.В., Лобачева С.И., Гончарова Е.М. Летний лагерь на базе школы. М.,: «Вако», 2007.
Школа интересных каникул / авт. – сост. С. Г. Огнева и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
Интернет ресурсы:
Библиотека методических материалов. Сайта «ИНФОУРОК» https://infourok.ru/biblioteka/dopolnitelnoe-obrazovanie
Электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа» http://ps.1september.ru
Сайт Государственного автономного учреждения по организации отдыха и оздоровления «Метеор». https://chel-meteor.ru/
Ресурс для вожатых детских оздоровительных лагерей «Летний лагерь» www.summercamp.ru