БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 236 Г. ОМСКА
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ РАЗВИВАЮЩЕГО КОВРИКА ИЗ ТКАНЕВЫЫХ ЛОСКУТОВ
«КЛАДОВАЯ ЗАНЯТИЙ»
(ФЕВРАЛЬ - МАРТ)
Разработала воспитатель
Старшей группы «Солнышко»
Никитина Надежда Ивановна
Омск 2019
Актуальность. Сегодня едва ли найдется человек, который бы не знал о разного рода предметно – развивающих играх, лото, конструкторах и прочих атрибутах, массово используемых повседневно не только педагогами и воспитателями, но и родителями в намерении развить мыслительные процессы ребенка. Не мудрено, образованию в дошкольном возрасте и подготовке детей к школе должно уделяться весомое внимание за счет возросших требований к первоклассникам и тем ЗУНам, которые у него уже должны быть сформированы к семи годам.
К сожалению, условия жизни рядового россиянина, вынужденного большую часть времени проводить на рабочем месте, снижают количество свободного времени и уровень занятий со своим ребенком. Наполняемость групп детских садов, увеличивающийся с каждым годом рост детей с речевыми нарушениями, с нарушениями психики, гиперактивносью, ЗРР и прочими заболеваниями не позволяют полноценно дать всестороннее образование и подготовку дошкольникам уже со стороны воспитателей. Все это значительно снижает успешность растущего поколения в будущем. Ситуация усложняется, когда родители детей, имеющих ОВЗ, сами не заинтересованы в коррекции нарушений у своего ребенка, считая их за «изюминку», которая непременно пройдет в скором времени. Другая сложность в том, что не все родители могут позволить приобрести для ребенка развивающие материалы из-за их дороговизны или своего проживания в удаленной местности, где нет торговых точек, осуществляющих поставку и продажу подобных игр.
На сегодня разработаны и реализованы многие развивающие игры, решающие задачи подготовки детей к школе и их гармоничному развитию, однако не все могут позволить приобрести эти материалы по причине высокой стоимости. Таким образом возникает противоречие между необходимостью полноценного гармоничного развития дошкольников при их подготовке к школе и недостаточно оснащенной для коррекции нарушений у детей с ОВЗ инструментальной базы как в домашних условиях, так и в условиях детского сада (где нередко оборудование и игры для развития используются длительное время без возможности обновления). Исходя из противоречия возникла проблема: какой должен быть многофункциональный инструмент, который бы затрагивал коррекцию многих психологических, поведенческих, воспитательных и образовательных функций?
Перед нами много месяцев стояла задача по разработке оборудования, позволяющего максимально быть полезным, которое было бы приемлемо в работе как с детьми 2-3 лет, так и в более старшем возрасте, включающим и младший школьный возраст, при этом не утрачивало своей интересности и вариации для игр. Многие варианты были нецелесообразны в использовании и реализации по разным причинам: требующие длительного времени изготовления и (или) больших финансовых средств для изготовления, приемлемые в развитии определенного возраста или отдельных психологических составляющим или же малофункциональные. Мы же намеревались создать инструмент, который бы был многофункционален, доступен в изготовлении и под силу каждому родителю и был бы интересен детям разных возрастов.
Решение было найдено и заключалось в создании тканевого лоскутного коврика. Таким образом цель проекта заключается в создании развивающего коврика, который своими характеристиками способствовал решению следующих задач:
Развитие пространственного воображения, усидчивости, концентрации внимания;
Развитие речи;
Развитие здорового соревновательного духа, умения работать в команде и по одиночке;
Использование коврика как методического пособия при прохождении тем «Одежда», «Ткани», «Цвета», «Оттенки»;
Воспитание навыков коллективной игры по определенным условиям, с соблюдением правил.
Сплочение коллектива, улучшение психологического климата в группе.
Расширение представлений об окружающем мире.
Мы предполагаем, что использование коврика с принтами в череде с однотонами в педагогических целят повлияет на психо – эмоциональный фон группы, разовьет внимание и умение концентрироваться и логически мыслить, улучшит моторику за счет ощупывания ткани при «поиске» нужной по характеристикам и будет способствовать развитию пространственного восприятия и математических представлений.
Краткое содержание проекта:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Информирование родителей о запуске проекта и начале сбора тканевых лоскутов разной плотности, характеристик, цветовой гаммы, назначения.
Определение размера, вырезание и подсчет лоскутов для предварительной оценки размеров коврика.
Вовлечение родителей в процесс пошива лоскутов, распределение обязанностей по пошиву мини - лоскутов среди имеющих доступ к швейной машине.
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Для воспитателей:
Составление конспектов – бесед «Одежда», «Типы тканей и их назначение», «Происхождение тканей», разработка игр «Найди картинку», «О чем речь?», «Сколько картинок?»
Для родителей:
Пошив мини-пластов из лоскутов в соответствии с указанным порядком сшивания. Сбор мини-пластов и сшиваниие в один пласт.
Для детей: выбор наиболее интересных картинок для коврика, игра «Составь узор», «Убери «скучные» лоскуты».
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
Внедрение развивающего коврика в игровую деятельность детей, пояснение правил и форм игры с ним, проигрывание игр в целях выявления уровня заинтересованности детей данным оборудованием.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей: так как игра с ковриком предполагает как групповые, так и индивидуальные занятия, то мы ожидаем улучшение взаимоотношений со сверстниками, развитие концентрации внимания и усидчивости, умения радоваться чужим победам и с достоинством преодолевать неудачи.
Для педагогов-воспитателей: развивающий коврик станет помощником в проведении не только игровых занятий, но и познавательных тем, связанных с одеждой и тканями.
Для родителей: данный проект будет интересен и доступный в реализации молодым родителям, имеющим детей 0-9 лет. Реализация проекта в домашних условиях позволит детям младшего возраста 0 – 3 развить преимущественно психические процессы, мелкую моторику и интерес к окружающему миру, 3-5 лет – наглядно – образное мышление и психические процессы, речь, 5-9 лет – развитие психических процессов, речи, усидчивости, игровой деятельности, установление дружеских отношений с ровесниками, воспитание уважения к труду.
Анализ реализации проекта: развивающий коврик показывает высокую эффективность как средство для досуга среди детей. ребята охотно играют с ним как на занятиях, так и в свободное время, используя для игры не только проигранные упражнения, но и придумывая собственные игры и применяя их по своему усмотрению. Так, например, ребята долгое время рассматривали его как одеяло, под которым было бы волшебством заснуть, использовали его как наряд или плащ, под которым можно было прятаться и использовали в качестве территории, обозначающего домик. Двухнедельные наблюдения показывают высокую заинтересованность детей в игре, что позволяет предполагать об успешно реализованном проекте.