МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 84» города Курска
Проект «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ»
как одна из форм сотрудничества
с родителями
Воспитатель:
Рыкова Юлия Александровна
«Воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего-люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги».
А. С. Макаренко.
Активное взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников – важнейшая составляющая нашей педагогической деятельности в дошкольном учреждении.
Проблема взаимодействия детского сада с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Непонимание, несовпадение взаимных ожиданий между семьёй и детским садом, недоверие родителей к воспитателям отражаются на ребенке. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Воспитатели стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. И такой нетрадиционной формой сотрудничества стал образовательный маршрут выходного дня (далее по тексту – Маршрут).
Основная цель Маршрута – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Основные цели образовательных маршрутов выходного дня:
- для педагогов – проявление профессиональной компетентности, педагогической этики, инициативности, оказание эффективной помощи родителям в формировании родительской компетентности; выявление культурных практик;
- для родителей – повышение педагогической компетентности в воспитании, образовании и развитии детей; формирование ответственного родительства; объединение в группы, клубы по интересам, единстве взглядов и предпочтениям;
- для детей - накопление культурного опыта деятельности в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения со сверстниками и взрослыми, с природой; соблюдение традиций семьи, родного края, государства; ознакомление с государственной символикой.
Маршруты направлены на решение задач социально-коммуникативного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Алгоритм разработки Маршрута:
- Обозначить тему, цель и задачи Маршрута.
- Наметить Маршрут с соблюдением безопасности следования.
- Представить информацию об объекте (объектах) на Маршруте на информационном стенде, индивидуальных консультациях, в личных контактах в социальных сетях, на официальном сайте.
- Познакомить детей и родителей с предстоящим Маршрутом посредством листовок, брошюр, объявлений, газет, схем памяток, буклетов, в которых указываем авторов стихотворений, рассказов (предпочтение произведениям курских авторов и классикам литературы), приводим энциклопедические и архивные данные.
- Определение желаемого результата, творческого отчёта; Рекомендуем родителям и детям поделиться впечатлениями о пройденном Маршруте.
- Сбор информации и работа с полученными результатами: заслушивание рассказов детей и взрослых, рассматривание фото и видеоматериалов.
- Организация выставок, проведение конкурсов детского творчества, фотовыставок из предоставленного материала.
- Демонстрация презентаций и фотоколлажей на общих родительских собраниях и на сайте детского сада.
- Анализ предложений и пожеланий родителей, педагогов, детей на перспективу.
- Популяризация образовательных маршрутов выходного дня через педагогические советы, семинары и методические объединения городского и областного значения.
Прогнозируемый результат:
- Выявление лучшего семейного опыта, традиций в воспитании гармонически развитой личности ребенка
- Популяризация маршрутов и мотивация родителей на предстоящую деятельность, дальнейшее сотрудничество с детским садом.
- Формирование представлений детей о родном городе и крае.
- Расширение активного и пассивного словаря детей, развитие связной речи, через мини-сообщения, рассказы детей о месте посещения с опорой на схему.
- Насыщение развивающей предметно-пространственной среды материалами: разнообразными коллекциями, рисунками, фотографиями и т.д.
- Создание родителями совместно с детьми презентаций, видео, портфолио, фотовыставок, вернисажей рисунков.
Предлагаем вашему вниманию примерную тематику образовательных маршрутов выходного дня, примеры Маршрутов и, конечно же,
итоги пройденных Маршрутов.
Примерная тематика маршрутов:
- «Курский край - край, которым я горжусь!»;
- «Курск – город воинской славы»;
- «Особо значимые места нашего города – железнодорожный вокзал, аэропорт, автовокзал»;
- «Курск – православный»;
- «Улицы и площади Железнодорожного округа и города Курска»
- «Памятники и скульптуры округа и города Курска»;
- «Курск – театральный»;
- «Курск – литературный»;
- «Музеи и выставочные залы города»;
- «Курск в разные времена года»;
- событийные маршруты;
- оздоровительные маршруты и другие.
Примерный маршрут выходного дня
Примерный маршрут выходного дня
Примерный маршрут выходного дня
Примерный маршрут выходного дня
Маршрут выходного дня
ответственное родительство
Исторические маршруты
Литературные маршруты
основываются на памятниках материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества. Они раскрывают исторические закономерности, показывают процессы социально-экономического, политического, культурного развития, рассказывают об отдельных исторических фактах и событиях Курского края.
характерны для литературных, литературно- мемориальных музеев,
а также для исторических и краеведческих музеев. Среди них можно выделить историко-литературные экскурсии, которые освещают жизнь и творчество писателей, поэтов.
Искусствоведческие маршруты
воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, помогают изучению культуры, а также современной действительности и ее отражения в произведениях искусства. В основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Каждый маршрут может быть обзорным; тематическим, например посвященным жизни и творчеству деятеля искусства или конкретному театру, («Детский кукольный театр»), филармонии, или одному из видов искусства в определенный период времени.
Архитектурные и градостроительные маршруты
проводятся по историческим,
интересным местам, архитектурным и градостроительным памятникам, находящимся в городе. Основными объектами осмотра являются памятники зодчества, скульптуры
(исторические и современные),
а также музейные материалы о них. Маршруты построены на анализе архитектурных объектов или их изображений. Они проводятся как по экспозициям, так и по объектам, находящимся в естественных условиях.
Технические маршруты
Природоведческие маршруты
проводятся на постоянных и временных технических выставках, где освещается история развития техники и ее отдельных отраслей, раскрываются современные достижения и успехи науки и техники. Разновидностью технических являются производственные маршруты на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, пожарные части, в аэропорты, вокзалы и т. д.
являются не только формой получения общеобразовательных знаний и удовлетворения чувства прекрасного, но и формой проведения досуга, формой активного отдыха. Большую роль в этих маршрутах играет занимательность, живость изложения материала, однако это не снимает вопрос о научности такого маршрута.
Исторические маршруты
основываются на памятниках материальной и духовной культуры, отражающих развитие человеческого общества. Они раскрывают исторические закономерности показывают процессы социально-экономического, политического, культурного развития, рассказывают об отдельных исторических фактах и событиях Курского края.
Искусствоведческие маршруты
воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, помогают изучению культуры, а также современной действительности и ее отражения в произведениях искусства. В основу их классификации положены различные виды искусства: музыка, кино, театр, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Каждый маршрут может быть обзорным; тематическим, например посвященным жизни и творчеству деятеля искусства или конкретному театру, («Детский кукольный театр»), филармонии, или одному из видов искусства в определенный период времени.
Технические маршруты
проводятся на постоянных и временных технических выставках, где освещается история развития техники и ее отдельных отраслей, раскрываются современные достижения и успехи науки и техники. Разновидностью технических являются производственные маршруты на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, пожарные части, в аэропорты, вокзалы и т. д.
Литературные маршруты
характерны для литературных, литературно- мемориальных музеев, а также для исторических и краеведческих музеев. Среди них можно выделить историко-литературные экскурсии, которые освещают отдельные этапы и направления развития литературы, и литературно-монографические - о жизни и творчестве писателей, поэтов.
Архитектурные и градостроительные маршруты
проводятся по историческим, интересным местам, архитектурным и градостроительным памятникам, находящимся в городе и за его пределами. Основными объектами осмотра являются памятники зодчества, скульптуры (исторические и современные), а также музейные материалы о них .
Маршруты построены на анализе архитектурных объектов или их изображений. Они проводятся как по экспозициям, так и по объектам, находящимся в естественных условиях.
Природоведческие маршруты
являются не только формой получения общеобразовательных знаний и удовлетворения чувства прекрасного, но и формой проведения досуга, формой активного отдыха. Большую роль в этих маршрутах играет занимательность, живость изложения материала, однако это не снимает вопрос о научности такого маршрута.
В ПЕРСПЕКТИВЕ У НАС:
Как результат, воспитатели отмечают повышение положительного отношения родителей к дошкольному учреждению. Мы убедились в том, что образовательные маршруты выходного дня позволяют активно вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышая их педагогическую компетентность; оказывают положительное влияние на всестороннее гармоническое развитие личности ребёнка и достойны продолжения как культурные практики семьи и детского сада.
Список литературы
- Бабаева Т.И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 352 с.
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 .
- Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова 3. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
- Лыкова И.А. Мир без опасности. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста. – М.: Цветной мир., 2017
Будем рады ответить
на Ваши вопросы и предложения
по адресу:
305022 г. Курск, Союзная 63б
Тел: (4712) 26-33-92
e-mail: [email protected]
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!