СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " математика в жизни человека"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект по математике в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Проект " математика в жизни человека"»

МБОУ «Растегаевская ОШ»








Исследовательская работа

МАТЕМАТИКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА





Выполнил:

Садаев Эльдар,

обучающийся 6 класса

Учитель: Филюк О.В.











д. Братковая



Математика (др. греч.— изучение) — наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов.

«Математика — это ключ и дверь ко всем наукам». «Математика — это язык, на котором написана книга природы». Галилео Галилей

«Математика – царица наук, арифметика – царица математики». Карл Фридрих Гаусс

«Мир построен на силе чисел».

Пифагор

(Слайд 3)


ВВЕДЕНИЕ


Предмет математики в школе является одним из основных, на него отводится большее количество часов в учебном плане, математика у нас бывает каждый день в расписании. Этот предмет является обязательным предметом при сдаче экзаменов. Математика очень важна нам, потому что в жизни каждый день мы встречаемся с реальными задачами, которые приходится решать. Поэтому изучение математики – не только требования школьной программы, но и жизненно важная необходимость.

Актуальность работы. Математика в нашей жизни занимает особое место. С математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет и математика везде следует за ним. Когда играет, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают, готовя ребенку пищу, подсчитывают сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

Изучая математику, решая математические задачи, я задумался над тем, а так ли важна она в нашей повседневной жизни. В очередной раз, столкнувшись с трудностью в решении задачи или примера, я часто задаюсь вопросом: «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Где она мне пригодится?».

Гипотеза исследования: если в повседневной жизни можно обойтись без знаний математики, то все, что мы изучаем на уроках математики нам в дальнейшем, не пригодится.

Цель работы: изучение роли математики в жизни человека.

Объект исследования: математика

Предмет исследования: наша жизнь.

Исходя, из этого я поставил перед собой следующие задачи:

1.  Выяснить какую роль играет математика в нашей жизни.

2.   В каких профессиях можно применить математические знания.

3.   Рассмотреть и проанализировать на примерах, где в повседневной жизни можно использовать математические знания, где мы встречаемся с числами.

4. Для чего мне нужна математика.

Методы исследования: анализ и обобщение источников по проблеме исследования, анкетирование учащихся, беседа, статистическая обработка результатов.

















ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Никто точно не может сказать, как появилась математика. Сведения о ней содержатся в разных письменах у различных народов. Самые древние сведения, дошедшие до наших дней – клинописные таблички. Найденные артефакты эпохи Вавилона показывают, что даже шесть тысяч лет тому назад люди вели подсчеты домашних расходов, торговых сделок, решали математические задачки. Позже вавилоняне начали решать сложные алгебраические задачки, кубические и квадратные вычисления. А как появилась математика с дробями, когда это было? Такие сложные действия люди научились вычислять не сразу, однако уже в Древнем Египте умели проводить вычисления с дробями, у которых в числительном была единица. Десятичные дроби появились благодаря самаркандскому математику Д. ибо - Самосуд аль- Каши пятьсот лет назад. Спустя почти два столетия фламандский математик Стивен ввел их в Европе. Даже сегодня в математике совершаются различные открытия. Это связано с тем, что математика – наука, которая не стоит на месте, а постоянно движется вперед.

С тех пор, как появилась математика, люди стали более разумными. В давние времена счет был нужен для занятия всеми видами деятельности. Математику применяли в скотоводстве, торговле. Чтобы было удобнее пользоваться счетом, применяли части тела: пальцы рук, ног. Об этом свидетельствуют древние наскальные рисунки, которые изображают числа в виде определенного количества изображенных пальцев рук.

Многие ученые пытаются разгадать загадку истории – как появилась математика. Однако точную дату возникновения науки никто не может назвать. Среди всех существующих открытий, самое значимое – изобретение самого числа и четырех основных действий: сложения, вычитания, деления и умножения. Среди геометрических понятий, первыми достижениями стали прямая и окружность. Далее огромный вклад в развитие науки внесли вавилоняне и египтяне примерно три тысячи лет назад. Исходя из этого, отвечая на вопрос, где появилась математика, можно сказать, что она зародилась в Вавилоне, а затем в Египте. Сохранившиеся таблички показывают, какие вычисления проводились в те времена

Ученые все еще задаются вопросом, в какой стране появилась математика. Есть свидетельства, показывающие, что простые измерения проводились у инков. Этот народ разработал особую узелковую систему счета, которая позволяла вести подсчеты доходов и расходов. Из Древнего Египта до нас дошли тексты решения задач. Египтяне знали дроби, проводили расчеты площадей, объемов. Одному из документов более четырех тысяч лет – это папирус Ринда. Из библиотеки Ашшурбанипала до нас дошли глиняные таблички. Междуречье считалось высокоразвитым. Здесь даже математика была более высокого уровня, чем в других странах. Не малый вклад в развитие науки сделали древние греки. Около трехсотого года до нашей эры, Евклид создал манускрипт, посвященный геометрии. Позже вклад в науку внесли другие ученые. В Китае, примерно в двухсотом году до нашей эры, изучали математику по «Арифметике в девяти главах». Это писание было составлено на основе ранних записей.







ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИКИ

2.1. На уроках математики мы изучаем числа и цифры. Возникает вопрос: что такое число и цифра?

Число — основное понятие математики, величина, при помощи ,которой производится счёт.

Цифра - это знак, обозначающий число (слайд 5-12)



2.2. Математика в быту.

Жизнь наших родителей непосредственно связана с математическими расчетами. Наши мамы и бабушки ежедневно ведут семейный бюджет: на оплату коммунальных услуг, на питание, на покупку одежды, транспортные расходы, на медицинское обслуживание, на ремонт квартиры, на отдых и т.д.

Рассмотрим задачи, которые приходится решать ежедневно нашим родителям.

  1. Каждый день мы готовим пищу. Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как они говорят, «на глаз». Но когда они приступают к приготовлению пищи, то выясняется, что без математики не как не обойтись.

Задача 1. Для приготовления салата из шампиньонов на 4 порции необходимо взять по ½ желтого, зеленого и красного сладкого перца, 150 грамм шампиньонов, 100 грамм сыра, 4 ст. ложки майонеза, зелень укропа, 1 чайная ложка сока лимона, 25 грамм сливочного масла для жарки. А если этот салат необходимо приготовить на 8 порций, то все продукты необходимо увеличить, т.е. умножить на 2 и т.д.

  1. Ежедневно приходится нам совершать покупки в магазинах, производить математические расчеты. С целью экономии семейного бюджета, приходится вести наблюдение за ценами в разных магазинах и прибегнув к математическим расчетам выбрать наиболее дешевый набор продуктов. Очень часто в витринах магазинов мы наблюдаем предпраздничные скидки, и здесь нам ни как не обойтись без математических знаний - понятия «процент».




  1. Ежемесячно нам, приходят квитанции по оплате коммунальных платежей (за квартиру, телефон, электричество, газ и воду и т.д.). Чтобы оплатить коммунальные услуги, например, за потребление газа необходимо произвести математические расчеты найти разность между текущими показаниями счетчика и учтенными. Количество потребленного газа умножим на стоимость 1 м3.

Задача 2. Предыдущие показания газового счетчика на начало февраля показало 1020 м2, текущие показания на конец месяца составило 1372 м2 , значит потребление газа за февраль составило 352 м2. И так за февраль необходимо произвести оплату за потребления газа (352м2 ·5,66557 рублей, после округления) 1994,28 рублей.

4. А сколько же приходится выполнить математических вычислений и расчетов, во время ремонта квартиры? Мы удивляемся своим родителям, какой это труд, чтобы составить мини план и сделать расчёт количества необходимых материалов (определить нужное количество обоев, клея, ламината, сколько уйдёт штукатурной смеси и т.д.), а также учесть свой бюджет. Для всех этих расчетов необходимы знания математические полученные в школе, это: нахождение площади комнат и стен, периметра и т.д. От этих точностей будет зависеть качество ремонта, а также расходы на транспортное средство по доставке и хватит ли нам материалов: штукатурной смеси, обоев, чтобы отштукатурить и оклеить стены комнат.

Рассмотрим некоторые расчеты, для ремонта детской комнаты, подберем необходимое количество строительных материалов и посчитаем, сколько для этого необходимо денег.

Задача 3. Площадь комнаты 12 м2 , длина=4м., ширина 3м. а высота 2,5м.

Потолок 12 м2:

- натяжной потолок, стоимость 1м2 – 220 рублей, итого 2640 рублей;

- точечные светильники 6 штук по 148 рублей, итого 888 рублей;

- электрический провод 11 метров по 17 рублей, итого 187 рублей.

Пол 12 м2 :

- Ламинат «Дуб серый», 385 рублей за 1м2, итого 4620 рублей;

- Подложка под ламинат, 12м2 по 27 рублей, итого 324 рубля;

- Плинтуса 14 метров, 2,5 метра – 145 рублей, надо купить 6 штук, итого 870 рублей;

Стены 35 м2 – 3,7 м2 = 31,3м2 (отняли площадь окна и двери):

- Шпаклевка 2 мешка по 270 рублей, итого 540 рублей;

- Обои. Казалось бы, что может быть проще расчета количества обоев? На рулонах написана площадь обоев (10м2 при ширине 1,06м). Но нужно учесть подгонку по рисунку (рапорт) и припуск на подрезку. Из рулона 10 метров, всегда выходит только 3 полосы. Мы выбрали обои с подгонкой по рисунку, после математических подсчетов необходимо 5 рулонов по 1,400 рублей, итого 7000 рублей;

- Клей для обоев 1 пачка за 275 рублей.

Все запланированные работы по ремонту, мы будем выполнять своими силами, чтобы сэкономить денежные средства, так как строители за работу берут довольно не маленькие деньги. После проведенных подсчетов получаем, что ремонт детской комнаты 12 м2 , нам обойдется в 17344 рубля.


2.3. Математика в профессиях

Существует ряд профессий, которым математика нужна в «чистом» виде. Это экономист, инженер, предприниматель, бизнесмен, программист и т.д. Им необходимо умение вычислять, пользоваться различными формулами и т.д. А есть ряд профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна. Например, массажист, токарь, футболист, следователь, юрист, адвокат, ветеринар т.д. Но в ходе исследования мы убедилась, что математику просто обязательно надо изучать (слайд 13)

2.4. Математика в архитектуре и живописи


Математика – это не только точная наука и определенная система законов, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика.

Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Данное открытие у художников того времени получило название "золотое сечение" картины. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание к главному элементу фотографии, необходимо совместить этот элемент с одним из зрительных центров.

Фигура А. С. Пушкина в картине «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» поставлена художником на линии золотого сечения в левой части полотна

2.5. Математика в жизни животных.


Мир животных - богатый и разнообразный мир живых существ. «Так причем здесь математика?» - скажите Вы. А мы вам скажем, что и здесь не обойтись без нее!

Пчелиные соты представляют собой пространственный паркет «шестигранные призмы», это математический шедевр из воска, созданный пчелами.

А если в лесу, в парке обратить внимание на паутину, то мы увидим, что соблюдены строгие пропорции.


Большой интерес представляет исследование форм птичьих яиц. Линия проведенная по наиболее широкому месту яйца делит его на части «а» и «b» так, что часть «а» относится к части «b» в золотой пропорции.

2.6. Математика в природе


Все, что приобретало какую-то форму, образовывалось, росло, стремилось занять место в пространстве и сохранить себя. Это стремление находит осуществление в основном в двух вариантах – рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали.

Винтообразное и спиралевидное расположение листьев на ветках деревьев подметили давно. Спираль увидели в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, кактусах и т.д. Совместная работа ботаников и математиков пролила свет на эти удивительные явления природы. Выяснилось, что в расположении семян подсолнечника, шишек сосны, ананасах, кактусах и т.д. проявляет себя ряд Фибоначчи, то есть, проявляет себя закон золотого сечения.

Среди придорожных трав растет ничем не примечательное растение – цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок.

Отросток делает сильный выброс в пространство, останавливается, выпускает листок, но уже короче первого, снова делает выброс в пространство, но уже меньшей силы, выпускает листок еще меньшего размера и снова выброс. Если первый выброс принять за 100 единиц, то второй равен 62 единицам, третий – 38, четвертый – 24 и т.д. Длина лепестков тоже подчинена золотой пропорции. В росте, завоевании пространства растение сохраняло определенные пропорции. Импульсы его роста постепенно уменьшались в пропорции золотого сечения.

2.7. Математика и интернет

Из Интернета и других источников мы узнали, что над вопросом «Зачем нужна математика в жизни?» задумывались многие известные люди (причем не только математики) и выписали понравившиеся нам высказывания.

«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». (М. И. Калинин)

«Математика - это язык, на котором написана книга природы».

(Г. Галилей)

«Математика – царица наук» (К.Ф. Гаусс)

«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». (А.Н. Крылов)

«Полет – это математика». (В. Чкалов)

«Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».

(А.С. Пушкин)

«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии».

(Н.Е. Жуковский)

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». (М.В. Ломоносов)

«Математика - это язык, на котором говорят все точные науки». (Н.И. Лобачевский)

«Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств». (Л. Эйлер)

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». (А. Маркушевич) «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней». (А. Дородницын) (слайд 14)

2.8. Мнение конкретных людей о математике

Математика в кулинарии.

Беседа с поваром школьной столовой

Супоненковой Валентиной Николаевной

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика.

Беседа с мамой

Мама мне рассказала: «Для того, чтобы приготовить овощную икру для нашей семьи из 4 человек, мы используем следующие расчёты: репчатый лук, солёные огурцы и морковь берутся в весовом соотношении 3:4:4. Вымытые, очищенные и порезанные овощи перемешиваются с небольшим количеством томатной пасты и 15 минут тушатся на огне. Подаются в холодном виде».

Математика в торговле.

Беседа с продавцом магазина

Супоненковой Надеждой Николаевной

Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.

Математика в раскрое одежды.

Беседа с мамой.

Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку.

При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Математика в медицине

БЕСЕДА С ФЕЛЬДШЕРОМ

Ефременковой Еленой Евгеньевной


Математика и медицина тесно связаны и взаимодействуют друг с другом, без математических измерений, расчетов невозможно представить современную медицину. Назначение и расчет лекарственных препаратов; вычисление показателей заболеваемости, рождаемости, средней продолжительности жизни; правильный расчет количества таблеток и капсул, объем лекарственного средства для различного вида инъэкций; окулистам, чтобы правильно подобрать очки; грамотно прочитать кардиограмму; расчет пульсового давления. (слайд 13)


ГЛАВА III. Социологический опрос


Прежде, чем сделать окончательный вывод, что для нас математика, мы предлагаем изучить результаты социологического опроса.

Цель опроса: изучение общественного мнения по данной теме.

Для родителей/учителей:

1. Используете ли Вы, математические знания, полученные Вами в школе?

А) да

Б) нет

2. Где вы используете ,полученные Вами, математические знания?

А) в своей профессии

Б) в быту

В) в профессии и в быту

Г) другое

3. Считаете ли Вы, что без математических знаний нам в повседневной жизни не обойтись и «Математика – это жизнь»?

А) да

Б) нет

Для обучающихся:

1.Зачем, по-вашему мнению, надо изучать математику?

А) для продолжения обучения и получения профессии

Б) для общего развития

В) не знаю

Г) этот предмет мне не интересен

2.Нужна ли она в жизни людей?

А) да

Б) нет

3.Как Вы думаете, где применяется математика?

А) в профессии

Б) в быту (кухня/магазин и тд)

В) в искусстве/архитектуре

Г) нигде

4. Пригодится ли Вам в дальнейшем математика ?

А) да

Б) нет

В) не знаю


Результаты опроса.

Из опроса взрослых (родителей и коллектив школы) видно, что:

1.100% опрошенных используют математические знания, полученные в школе;

2. На второй вопрос все ответили, что используют математические знания в профессии и быту. Ни один из взрослых не сказал, что нигде не применяет свои знания. У 100% опрошенных выбранная профессия непосредственно связана с математикой.

3.100% опрошенных считают, что без математических знаний нам в повседневной жизни не обойтись.

Из опроса обучающихся мы видим, что:

1. Все опрошенные ответили, что математика нужна для продолжения обучения и получения профессии.

2. 100% опрошенных ответили, что математика нужна в жизни людей;

3. На третий вопрос все отвечали, что математика действительно применяется в профессии/быту/искусстве/архитектуре.

4. И на последний вопрос 100% уверенно ответили, что математика им пригодится в дальнейшем.

Изучив результаты опроса, мы можем сделать следующие выводы.

Все опрошенные из категории взрослых пользуются, полученными в школе математическими знаниями и подтверждают, что математика действительно нужна нам в жизни, что она пригодится в работе, в быту и т.д.. Мы думаем, что они подтверждают это в силу своего жизненного и профессионального опыта.

Что же касаемо обучающихся школы нас порадовало, что 100% все-таки ответили, за то что математика нужна, и применяется в разных сферах нашей жизни.

Мы предположили, что, те ученики, кто еще сомневается о значимости математики в их жизни, они просто еще не сталкивались с теми жизненными ситуациями, в которых без математики не обойтись, в которых действительно нужно применить полученные знания в практике.



Заключение: В заключении я хоту отметить, что работа по данной теме оказалась интересной и поучительной для меня.

Я надеюсь, что мой примеры помогут еще раз понять: математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В моих примерах показана роль математики в повседневной жизни людей и ее связь с различными профессиями. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

 Я узнал много пословиц и поговорок, где имеются числа.


ВЫВОДЫ:

1. Моя гипотеза подтвердилась, что в будущей жизни математика нужна в профессиональной деятельности.

2. Математика заставляет думать, помогает человечеству, в наше время является могучим двигателем науки и техники.

3. Не каждый может стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.

Аннотация

На уроках математики нам не хватает времени, чтобы больше узнать о роли математических наук в жизни человека и их связи с различными областями жизнедеятельности. В результате обучающиеся часто задают вопросы «Зачем мы изучаем математику? Какое место в нашей жизни она занимает? Часто ли приходится взрослым решать в повседневной жизни математические задачи?».
Обучающийся провел исследование по теме «Математика в жизни человека» и хотел узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых.
Чтобы ответить на эти вопросы, он:
— изучил теорию вопроса;
— встретился с людьми разных профессий (беседовали с родителями, с медицинским работником, поваром, продавцом);
— обработал результаты, полученные в ходе опроса;
— выяснил что, взрослым часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни, и ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежными отношениями.
В результате работы над проектом обучающийся научился оформлять выводы, делать презентацию, проводить опрос, отбирать задачи математического содержания, встречающиеся в быту и повседневной жизни. (Слайд 14)



ЛИТЕРАТУРА

Акимова С. Занимательная математика. – СПб.; Тригон, 1997г.

Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей – М.: Знание, 1994г.

Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.

Нагибин. Е.С. Канин Ф.Ф.«Математическая шкатулка». Москва, «Просвещение», 1999 г.

«Школьникам о математике и математиках». Составитель Лиман М.М. Москва, Просвещение. 2001 г.

«Я познаю мир». Детская энциклопедия. Москва, «Астрель», 2004 г.

Интернет-ресурсы.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8_(%F7%E8%F1%EB%EE)

http://portfolio.1 september.ru/worr.php.?id=586528

http://images.yandex.ru/


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!