Задание для итоговой аттестации
Направление проекта: Медиация в образовании. Внедрение курса внеурочной деятельности «Учимся договариваться», как развитие психологически безопасной образовательной среды с помощью технологии медиации.
Тип проекта: социальный
Название проекта
Курс внеурочной деятельности «Учимся договариваться».
Краткое описание проекта (деятельности в рамках проекта)
Программа внеурочной деятельности «Учимся договариваться» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования в структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
В основе построения программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
Основные методы и технологии
Основной метод для специально организованных занятий по развитию коммуникативной компетентности учащихся – активное социально-психологическое обучение. Для детей создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.
В основе построения программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
На занятиях используются следующие адаптированные психологические методы:
групповая дискуссия;
анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
ролевые игры;
драматизация;
тестирование и другие диагностические процедуры;
элементы социально-психологического тренинга;
слушание и анализ драматических произведений.
Сроки реализации проекта
Программа рассчитана на 1 еженедельное занятие в течение 34 учебных недель. Программа внедряется в формате внеурочной деятельности.
Продолжительность каждого занятия - 40 минут.
Программа включает: интерактивные занятия, рассчитанные на 15-20 человек, которые проходят в виде мини-лекций, трениговых упражнений, психологических игр, демонстрации фильмов с последующей дискуссией.
Целевые группы проекта
Группы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей детей (10- 15 чел.), состав групп на протяжении года будет меняться.
Описание проблемы целевой группы, обоснование социальной значимости проекта
Дети младшего школьного возраста не всегда могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими людьми. Поэтому развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Коммуникативная компетентность - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Коммуникативная компетентность ученика имеет большое значение в образовательном процессе.
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его отметка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям.
Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Очень важно, чтобы именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребенка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. Тогда можно будет надеяться, что в более старшем возрасте дети смогут отстоять и утвердить эти ценности в своей деятельности.
Цель проекта
Приобретение школьником опыта взаимодействия с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Ожидаемые результаты проекта (количественные и качественные результаты)
Предполагаемые результаты реализации программы.
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:
1. Изменения в модели поведения школьника:
-проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
-соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Задачи проекта
Задачи программы:
-развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
-формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков общения друг с другом
-развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия
- формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей
-формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, забота о младших товарищах, ответственность за другого человека
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение родителей для успешной реализации программы
-создание условий для воспитания культурного человека, имеющего широкое гуманитарное мировоззрение, способного адаптироваться к жизни в обществе, готового к последующему освоению профессиональных образовательных программ, усвоившего нравственные ценности.
План реализации проекта: Решаемая задача; мероприятие, его содержание; место проведения; сроки проведения; ожидаемые результаты.
Создание условий для воспитания культурного человека, имеющего широкое гуманитарное мировоззрение, способного адаптироваться к жизни в обществе, готового к последующему освоению профессиональных образовательных программ, усвоившего нравственные ценности.
Содержание программы
Я-9часов
Азбука этики. Культура поведения и такт. Культура общения. Человек и его имя. Моя малая Родина. Устав - основной закон школы. Речевой этикет. Приветствие и знакомства. Чувство, настроение и характер. Школьный этикет.
ТЫ–7часов
Цветы в жизни человека. Поступки человека и его характер. Нравственные отношения в коллективе. Мода и школьная одежда. Приветствие и знакомства. Поведение в общественных местах. Человек в природе и его здоровье.
МЫ–9часов
Нравственное отношение в семье. Я отвечаю за свои поступки. Как решить конфликт. Сильный человек. Оценка решения. Как влиять на поведение другого человека. Решительное поведение. Учимся принимать самостоятельное решение. Что делать, если решение надо изменить? Кому легче?
Я,ТЫ,МЫ–9часов
Мои манеры. Наблюдение за своим поведением. Какой у меня характер? Конфликтная ситуация. Наблюдение за модой. Коллективная творческая работа: «Давай договоримся!» Мы в общественных местах. Проект «Я умею договариваться».Обобщающий урок по курсу «Учимся договариваться».
№ п/п | Наименование разделов | Всего | Характеристика деятельности учащихся |
1-9 | Я Азбука этики. Культура поведения и такт. Культура общения. Человек и его имя. Моя малая Родина. Устав - основной закон школы. Речевой этикет. Приветствие и знакомства. Чувство, настроение и характер. Школьный этикет. | 9 | Учатся аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; проявлять взаимоконтроль и взаимопомощь походу выполнения задания. |
10- 16 | ТЫ Цветы в жизни человека. Поступки человека и его характер. Нравственные отношения. в коллективе.Мода и школьная одежда. Поведение при приветствии и знакомстве. Поведение в общественных местах. Человек в природе и его здоровье. | 7 | Учатся осознавать необходимость самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. |
17- 25 | МЫ Нравственное отношение. в семье. Я отвечаю за свои поступки. Как решить конфликт. Сильный человек. Оценка решения. Как влиять на поведение другого человека. | 9 | Учатся правильному поведению в общественных местах, стремлению выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. |
Как будет организовано информационное сопровождение проекта
Федеральный закон от 27.07.2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № ВК-844/07 от 18 ноября 2013 года «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1430-р «О концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей».
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб.: изд-во «СОЮЗ», 2002. – 271 с.
Екимова В.И., Золотова Т.В. Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста. Москва. 2008. Коновалов А.Ю. «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство» / под общ. ред. Л.М. Карнозовой. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
Медиация ровесников в России: Сборник описаний практики разрешения конфликтов юными медиаторами – волонтерами служб примирения. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2016.
Мета Г., Похмелкина Г. Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями. – М., 2004.
Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях. Федеральный институт медиации [Электронный ресурс] // – URL:http://fedim.ru/
Методические рекомендации по интеграции метода Школьной медиации в образовательные учреждения. Федеральный институт медиации [Электронный ресурс] // – URL:http://fedim.ru/
Шамликашвили Ц. Основы медиации как процедуры урегулирования споров: учеб. пособие. – М.: изд-во ООО «МЦУиПК», 2013. – 128 с.
Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2. – С.26-33