СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Метеостанция "Юный синоптик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Метеостанция "Юный синоптик"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Звоночек»















Познавательно-исследовательский проект

тема:


«Метеостанция «Юный синоптик»














Майкоп 2024г.

Паспорт проекта

1

Тема проекта

«Метеостанция «Юный синоптик»

2

Организация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Звоночек»

3

Адрес

385001,Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Хакурате, 165, тел.52-75-86, E-mail: mbdou-10@yandex.ru

4

Руководитель проекта

Старший воспитатель – Донская Елена Васильевна

5

Члены рабочей творческой группы

Педагог- психолог - Петрушина А.М.,;

Воспитатели – Стригина А.А., Акимова И.Г., Куликова Ю.И.

6

Проблема

У дошкольников недостаточно сформированы знания о погоде, о явлениях природы и недостаточно наглядных условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

7

Сроки реализации проекта

С 01.10.2024г по 31.05.2025г

8

Вид проекта

долгосрочный

9


Участники проекта

Воспитанники младшего и старшего дошкольного возраста, специалисты: старший воспитатель, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители воспитанников.

10

Актуальность

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален?

Во-первых,  знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

11

Цель проекта

Создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

12

Задачи

Задачи для педагогов:

- развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

- обогащать предметно-развивающую среду ДОУ, создавая условия для реализации проекта «Метеостанция»;

- создавать условия для активизации творческих способностей детей, стимулировать их стремление отражать в своих работах полученные знания в наблюдении;

- приобщать родителей к участию в работе по проекту;

- оформить центры по теме проекта.

Задачи для воспитанников:

обучающие:

- познакомить с профессией метеоролога;

- познакомить детей с назначением метеорологической станции;

- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами;

- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

- формировать представления о четырех частях света,

- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде).

развивающие:

- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов;

- развивать понимание взаимосвязи мира растений от природных факторов;

воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к природе;

- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение обустройства метеостанции.

Задачи для родителей:

- устанавливать теплые неформальные отношения между родителями, а так же родителями и педагогами.

- активно участвовать в мероприятиях ДОО, в расширении предметно-развивающей среды по данной теме.

13

Этапы работы

В проекте выделены три этапа.

Первый этап – подготовительный.

- Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике.

- Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

- Определение цели и задач проекта, ожидаемых результатов.

- Составление плана - схемы метеостанции (Приложение № 1).

- Определение основных форм работы с детьми, педагогами, родителями.

- Непосредственное оформление метеостанции (установка оборудования, оформление цветника)

- Разработка и проведение методических мероприятий для педагогов (Приложение № 3,4).

Второй этап – основной.

- Организация деятельности с детьми на метеостанции (по планам педагогов).

Третий этап – итоговый.

- Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

- Проведение анкетирования родителей с целью выявления их мнения об участии их детей в деятельности метеостанции.

- Создание книги народных примет.

- Создание видеофильма «Юный синоптик» с включением видео материалов, иллюстрирующих разные этапы реализации проекта, а также высказывания детей об их опыте игровой и продуктивной деятельности на метеостанции.

- Тиражирование опыта путем предоставления теоретических и практических материалов (схем конструкций, смет по их изготовлению, фото и видеоматериалов).

14

Ожидаемые результаты


Для педагогов:

- повышается профессиональный уровень воспитателей и степень их вовлеченности в деятельность;

- углубляются знания метеорологических исследований;

- обогащение предметно-пространственной среды детского сада;

- создание нового объекта «Юный синоптик»;

- пополнение научно-методической базы ДОУ.

Для воспитанников:

- формируются представление о значении погоды в жизни человека, растительного мира;

- повышение познавательной активности воспитанников, усвоения ими основ целостного видения окружающего мира;

- познакомятся с приборами – помощникам прогнозирования погоды;

- получат  представление о профессии гидрометеорологии.

Для родителей:

- повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный труд по созданию метеостанции и совместные опыты с детьми.



Планирование проектной деятельности.


1-й этап подготовительный.

Мероприятия

Срок

Ответственные

С педагогами

1

Изучение опыта других педагогов по вопросам создания метеостанции.

01-31.10.2024

Старший воспитатель, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.

2

Обогащение предметно-пространственной среды детского сада.

01-31.10.2024


Пополнение научно-методической базы ДОУ.

01-31.10.2024

3

Создание нового объекта «Юный синоптик».

01.11.2024-25.03.2025

С воспитанниками

1

Беседы по теме, наблюдения, эксперименты

01.11.2024-28.03.2025

Воспитатели, педагог- психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

С родителями

1

Информирование родителей о начале работы проекта.

09.09-13.09

Старший воспитатель, педагог- психолог, воспитатели, родители.

2

Привлечь родителей к благоустройству метеостанции на территории ДОУ

25.02.2025

С социумом

1

Подборка материалов для специально выпуска газеты ДОУ

21-29.05.2025

Творческая группа газеты

2

Выложить информацию о начале проекта на сайте ДОУ (страничка группы)

01-04.10.2024

Старший воспитатель


2-й этап практический


мероприятия

сроки

результат

С педагогами

1

Создание альбома «Народные приметы»

08-31.01.2025

Воспитатели

С воспитанниками

1

Знакомство с площадкой метеостанции. Формировать представления о разнообразии приборов, которые используются для изучения погодных явлений.

31.03-04.04.2025

Воспитатели групп, творческая группа




Знакомство с календарем погоды, систематические наблюдения на метеоплощадке и развивать навык фиксирования результатов наблюдений.

16.10

В ходе реализации проекта

2

Знакомство с термометром. Какие бывают термометры?

Познакомить детей со строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха. Познакомить с водным и почвенным термометром.

07-11.04.2025


Знакомство с солнечными часами. Наблюдение за тенью. Знакомство с песочными часами. Учить определять время с помощью песочных часов. Изготовление песочных часов.

14-18.04.2025


Знакомство с флюгером. Учить детей определять направление ветра с помощью флюгера.

Изготовление флюгера.

21-25.04.2025

3

Знакомство с ветряным рукавом, вертушкой, лентами. Изготовление султанчиков, вертушек. Какой бывает ветер? Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).

28.04-07.05.2025

4

Познакомить детей с осадкомером, учить работе с ним. Что такое осадки и с помощью чего их можно измерить?

12-16.05.2025


Знакомство с компасом. Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами. Учить определять стороны света.

19-23.05.2025


Систематические наблюдения на метеоплощадке. Закреплять навык фиксирования результатов наблюдений. Проведения опытов (приложение №2)

В ходе реализации проекта

С родителями

3

Папки - передвижки по теме проекта

В ходе реализации проекта

Воспитатели

4

Консультация «Важность наблюдения за погодой в жизни ребенка»

Воспитатели, родители


С социумом

1

Обновление информации на сайте детского сада и соцсетях

В ходе реализации проекта

Старший воспитатель


3-й этап – заключительный

Мероприятия

срок

результат

С педагогами

1

Презентация проекта. Обмен опытом

29.05.

2025

Старший воспитатель, творческая группа.

С воспитанниками

1

Посвящение в Юные синоптики

27.05.

2025

Старший воспитатель, творческая группа, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели групп

С родителями

2

Презентация проекта перед родителями

Родительское собрание

Воспитатели

С социумом

1

Выход специального выпуска газеты ДОУ

30.05.

2025

Старший воспитатель, творческая группа газеты

2

Фотоотчет о проекте.

30.05.

2025

Старший воспитатель, творческая группа.


Информационное обеспечение проекта:
1.Рыжова Н.Л. Экологическое образование в детском саду. -М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. -432с.статьи. 

2.Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада \\ Ребенок в детском саду. -2002.-№3.-с.76. 

3.Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология в и творчество \\ Дошкольное воспитание .-1998г.-№7.-49. 

4.Николаевой Т. О чём говорят растения .\\ Ребенок в детском саду.-2002.-№3.-с.88. 

5.Приметы и прогнозы \\ Обруч. -2006.- №1. –с.24. 

6.Букарева О. Географическая площадка «Здравствуй солнышко» \\ Дошкольное воспитание . -2011. -№1. –с.74. 

7.Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных экологических группах. Детство – Пресс.- 2013. 


























































ПРИЛОЖЕНИЕ



















П риложение №1

Метеостанция даёт возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами и обработки их результатов, обеспечивает проведение наблюдений, практических работ, помогает организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Основное оборудование нашей метеостанции:

  1. метеорологическая будка, в которой находятся:

  • термометр (для определения температуры воздуха),

  • шишки (природный барометр – для определения влажности воздуха). Если воздух сухой – они раскрываются, если влажный – закрываются,

  • компас (прибор для определения сторон света),

  • снегометр (прибор для измерения уровня осадков),

  • лупы (индивидуальные увеличительные приборы).

  1. Флюгер (прибор для определения направления ветра).

  2. Солнечные часы (для измерения времени по Солнцу).

  3. Ветряной рукав (прибор для определения направления ветра и его силы).

  4. Осадкомер (прибор для измерения уровня осадков - снега и воды). В зимнее время собранный в дождемер снег заносится в теплое помещение и измеряется в жидком состоянии.

  5. Стенд, на котором изображены различные облака (для наблюдения и определения вида облаков), календарь погоды (для отметки температуры воздуха)

  6. Стол для экспериментов и заполнения дневника наблюдений

  7. Меловой стенд-доска

  8. Клумба с цветами-барометрами, такими как одуванчики, лютики, ноготки (предсказывают погоду)

  9. Мерзлометр и гололедный станок (для измерения отложений гололеда, изморози и мокрого снега на проводах)

Метеобудка — это будка, в которой размещают приборы (у нас это термометр и барометр), требующие защиты от атмосферных осадков, прямых солнечных лучей, порывов ветра. На стенках метеобудки между планками есть зазоры для свободного проникновения воздушных масс, эти зазоры нужны для достоверности измерений. Термометр — это прибор, измеряющий температуру окружающей среды, а барометр — прибор для измерения атмосферного давления. С изменением атмосферного давления изменяется ртутный столб в барометре. Прикреплённая к трубке с ртутью шкала показывает данные о давлении. Давление обычно падает перед ненастьем, а его повышение предвещает хорошую погоду.

Солнечные часы — это прибор для измерения времени по Солнцу. По этому устройству можно определить время по изменению длины тени от шеста (гномона) и её движению по циферблату. Пользоваться солнечными часами можно только днём при ясном небе или при лёгкой облачности, не мешающей образованию чёткой тени.

Флюгер — это прибор для измерения направления ветра. Флюгер представляет собой деревянного самолетика, расположенного на вертикальной оси и поворачивающегося под воздействием ветра. Направление ветра можно определить по расположенным ниже горизонтальным штифтам, ориентированным по четырем частям света и называемым румбами.

Ветровой рукав — это конус из ткани, предназначенный для указания направления и приблизительной скорости ветра. Метеорологическому направлению ветра соответствует направление, противоположное указываемому ветровым рукавом. При невысокой скорости часть рукава «провисает»; при высокой скорости ветра всё полотнище рукава расположено горизонтально.

Осадкомер — это прибор, измеряющий количество атмосферных осадков. Прибор состоит из дождемерного ведра, установленного на столбе (тагане), который огражден ветрозащитой в виде воронки, и дождемерного стакана, предназначенного для измерения уровня выпавших осадков. Чтобы замерять уровень осадков, содержимое мерного ведра снимают со столба и выливают в измерительный стакан. Объем выпавших осадков выражают в миллиметрах слоя воды.

Снегометр (линейка для измерения снежного покрова) — это инструмент для измерения высоты выпавшего снега, представляющий собой деревянный брус длиной 1м, размеченный на сантиметры. Наблюдения за высотой снежного покрова по линейке следует вести с одного и того же места на расстоянии 5–6 шагов. Для достоверных измерений уровня снежного покрова, площадку в зимний период нужно постоянно очищать от снега.

Мерзлометр и гололедный станок – служит для измерения отложений гололеда, изморози и мокрого снега на проводах.

















































Приложение №2


Наименование

Термометр


Назначение

Прибор для определения температуры

окружающего воздуха.

Количество

2 штуки

Расположение

Один термометр расположен под крышей метеобудки,

чтобы он был защищен от солнечных лучей. Второй термометр укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами.

Описание исследования

1. Что влияет на температуру воздуха на улице? (солнце)

Опыт. Как солнце может влиять на температуру воздуха.

Дети измеряют температуру воздуха термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного под крышей домика, в тени.

Вывод: показания термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами выше, чем показания термометра, расположенного под крышей домика, в тени. Это происходит потому, что термометр нагревают солнечные лучи и показания его выше. А термометр, расположенный в тени, защищен от солнечных лучей, его показания ниже.

2. Где температура воздуха ниже в помещении или на улице и почему?

Дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе. Делают вывод, что на улице температура воздуха ниже.

- Почему в группе теплее, чем на улице: защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, влияет искусственное освещение.

Опыт 1. Действительно ли лампы могут обогревать воздух. Для этого необходимо включить настольную лампу. Взять термометр и отметить температуру воздуха на начало опыта. Через некоторое время отметить температуру воздуха около настольной лампы.

Вывод: с помощью настольной лампы воздух нагревается, и температура становится выше. Искусственное освещение влияет на температуру воздуха в группе.

Опыт 2. Подышали на ладошку. Тепло или нет?

Вывод: Наше дыхание влияет на температуру воздуха в группе.

3.Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха.

Опыт. Для опыта понадобится два термометра, лампа, длинная линейка.

Воспитатель вместе с детьми берет линейку и помещает один термометр на отметку 10 см, а второй термометр – на отметку 100 см. Поднести линейку от нулевой отметки к включенной лампе. Через 10 минут сравнить показания обоих термометров. Ближний термометр показывает более высокую температуру

Вывод: Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, они не могут сильно нагреть дальний термометр

4. Как температура воздуха зависит от солнечного тепла.

Опыт 1. Сравнение температуры воздуха утром, днем, вечером. Воспитатель вместе с детьми измеряет температуру воздуха утром, днем, вечером.

Температура воздуха заносится в дневник наблюдений за температурой. Чертится температурный график. После чего дети сравнивают температуру воздуха в разное время суток и делают выводы.

Вывод: Температура воздуха утром, днем и вечером отличается друг от друга. Температура воздуха днем самая высокая. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т.е. становятся длиннее и они не могут сильно нагреть земную поверхность. Днем солнечные лучи короткие, земная поверхность нагревается сильнее.

Опыт 2. Сравнение температуры воздуха по месяцам.

Воспитатель вместе с детьми каждый день измеряют температуру воздуха в течение двух месяцев. В дневниках наблюдений за температурой отмечается температура воздуха и рисуются температурные графики. После чего дети сравнивают температуру воздуха одного месяца и другого. Например, почему температура воздуха в октябре ниже, чем в сентябре?

Вывод: Температура воздуха в октябре ниже, чем температура воздуха в сентябре. Это зависит от вращения Земли вокруг Солнца. Если Земля удаляется от Солнца, то его лучи больше расходятся, т.е. становятся длиннее и они не могут сильно нагреть земную поверхность





















Наименование

Гигрометр






Назначение

Прибор для определения влажности воздуха

Количество

1 (используется сосновая шишка)

Расположение

Гигрометр – установлен открытом воздухе так, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи

Описание исследования

Опыт 1.Узнать, почему открываются и закрываются сосновые шишки. В ведерко с водой дети опускают открытую шишку. Примерно через 2 часа шишка в воде закрылась. После высыхания она стала открываться.

Вывод: если воздух сухой, шишка раскрывается, если влажный

– закрывается.

Опыт 2.Может ли влиять температура воды на скорость открывания и закрывания сосновой шишки?

2 ведерка с водой – одну шишку опускаем в холодную воду, а другую в теплую.

Шишка, которая находилась в ведре с теплой водой, закрылась быстрее.

Вывод: если влажный воздух теплый, то шишка закрывается

быстрее, а если влажный воздух холодный, шишка закрывается медленнее.


















Наименование

Ветровой рукав




Назначение

Позволяет определить направление и силу ветра.

Количество

1 шт.

Описание исследования:

Штиль – листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру.

Тихий ветер – колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят.

Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развивает рукав.

Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав.

Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав

Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.


Бесприборные наблюдения за ветром

Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера, используются любые косвенные признаки, позволяющие произвести эту оценку. Направление ветра, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону

травы, ветвей деревьев.





















Наименование

Ловец облаков

Назначение

Прибор для изучения видов облаков

Количество

1 штука

Описание исследования:

Для наблюдения за облаками с помощью данного прибора, следует встать лицом к рабочей стороне полотна (к картинкам облаков). Регулируя панель вверх-вниз и вправо-влево, следует навести смотровое окно на участок облачного неба. Затем вид в окне сравнивают с изображениями на «Ловце облаков» и таким образом определяют их вид: кучевые, слоистые, перистые, высококучевые, перисто-слоистые, кучево-дождевые, высокослоистые, туманообразные, перистые хлопьевидные.

Опыт 1 «Прояви фантазию и смекалку»

Педагог просит детей подойти к прибору и внимательно его изучить. После того, как дети самостоятельно ознакомятся с прибором, можно приступать к вопросам:

«Ребята, смотрите, какое интересное устройство придумали метеорологи! Кстати, а кто знает, кто такие метеорологи?» Если дети отвечают неправильно или затрудняются, педагог дает верную информацию. Можно двигаться дальше.

«Рассмотрим этот интересный прибор! Кто скажет какой он формы? Сколько картинок расположено на приборе? Что изображено на картинках?»

«Этот метеоприбор нужен, чтобы наблюдать за облаками. А называется он «Ловец облаков». А теперь давайте я вам расскажу, как мы с вами сможем поймать облака с помощью этого прибора.»

Опыт 2 “Какие над нами облака”

Педагог уже познакомил детей с прибором и теперь можно смело приступать к изучению облаков.

«Ребята, с помощью нашего ловца мы с вами узнаем, какие именно облака находятся на небе прямо сейчас!

«Беремся за ручки прибора и пробуем покрутить этот квадрат: вверх, вниз, влево, вправо. А теперь наводим окошко на небо и внимательно смотрим через него. Какие облака мы видим?» А теперь смотрим на картинки на нашем “Ловце облаков” — есть ли на нем картинка облаков, которые мы увидели через окошко? Педагог называет вид облаков и рассказывает о них детям, если дети уже знают названия

облаков и их свойства, они могут сами дать прогноз погоды. Здесь педагог может подключить детскую фантазию и поговорить, например, о снеге, зиме, зимних видах спорта ил о дожде, почему говорят о грибном дожде и др.

Описание исследования дома

Опыт №1 «Облака у тебя дома»

(стеклянная банка, железная крышка, теплая вода и лед)

Налей в трёхлитровую банку горячую воду примерно на 3 сантиметра. Накрой блюдцем. Видишь, стенки банки покрылись паром.

А теперь на блюдце сверху положи несколько кубиков льда. Эта холодная крышка будет охлаждать пар, поднявшийся от воды, и вскоре ты увидишь у себя в банке маленькое облако.

















































Наименование

Флюгер



Назначение

Флюгер – это прибор для указания направления, скорости и силы ветра. Он устанавливается на высоте не менее 10-12 метров от земли и представляет собой металлическую пластинку (флюгарку), которая крутится вокруг оси под воздействием ветра и показывает направление движения воздушных масс. В метрологии флюгер используется и для измерения скорости ветра.

Нужно помнить, что стрелка флюгера указывает именно в сторону, откуда дует ветер, а не наоборот. Некоторые флюгеры могут измерять также силу ветра. Для этого устанавливается вертикальная пластина, которая может свободно качаться в стороны.

Степень ее отклонения от нулевого положения и показывает

силу ветра. Порой для определения силы ветра используется пропеллер, обладающий малой массой.

Количество

1 штука

Описание исследования

Опыт. Дети вместе с воспитателем выходят на улицу. Воспитатель: Как вы думаете, что может повлиять на погоду? Дети: Ветер.

Воспитатель: Сегодня есть ветер?

Дети: Да, сегодня сильный ветер.

Воспитатель: Какой прибор на нашей метеоплощадке помог вам узнать об этом?

Дети: Флюгер. Он постоянно кружится, не стоит на месте.

Да, верно, по движению флюгера можно определить наличие ветра. Дети рассматривают флюгер, а воспитатель знакомит их с устройством этого прибора.

Вывод:

Давление ветра на голову и хвост флюгера заставляет его принять положение, параллельное направлению ветра. Так как хвост больше головы, ветер сильнее отталкивает его, поэтому голова поворачивается в ту сторону, откуда дует ветер.

Описание исследования дома

Опыт. Продолжаем опыт. Поставьте флюгер перед вашим окном в ветреный день. Посмотрите, что происходит. Задувает ветер в окно или из него, или вы не чувствуете дуновения ветра? Проверьте, дует ли ветер одинаково в окна, направленные в разные стороны?







Наименование

Осадкометр



Назначение

Служит для измерения количества осадков.

Количество

1 штука

Описание исследования

Наблюдения за атмосферными осадками состоят из определения вида осадков, их интенсивности, времени выпадения и измерений количества выпавших осадков.

Количество осадков измеряется высотой (в миллиметрах) слоя воды, образовавшегося на горизонтальной поверхности от выпавшего дождя, мороси, обильных рос, тумана, растаявшего снега при отсутствии стока, просачивания.

Определение количества осадков с помощью осадкомера

Осадкомер состоит из ведра, крышки—защиты и измерительного стакана. Ведро осадкомера имеет форму цилиндра. Внутри ведра впаяна диафрагма, имеющая форму усеченного конуса, с отверстием для стока. Для уменьшения испарения осадков из ведра в теплое время года отверстие диафрагмы закрывается пробкой—воронкой. В зимний период пробка— воронка вынимается. С внешней стороны к ведру припаян носок для слива собранных осадков. Носок закрывается колпачком.

Измерительный стакан служит для измерения количества осадков, попавших в ведро осадкомера, имеет деления. Цена деления равна 2 см3 (100 делений: одно деление стакана соответствует слою воды в ведре высотой 0,1 мм).

Осадкомер установлен на деревянном столбе высотой 1,6 см так, чтобы приемная поверхность находилась на высоте 2,0 м от земли и была строго горизонтальна. Диаметр столба должен быть равен 16— 17 см.

При измерении количества твердых осадков (снег) снятое ведро на некоторое время оставляют в теплом помещении, чтобы дать осадкам растаять.















Наименование

Мерзлометр и гололедный станок




Назначение

Служат для измерения отложений гололеда, изморози и мокрого

снега на проводах.

Количество

1 штука

Описание исследования

Мерзлометр — два столба с натянутой между ними проволокой. По намерзанию на проволоке можно сказать о состоянии электропроводов в городе.

Гололедный станок — диск, закрепленный на одном из столбов мерзлометра.

По отложениям на диске устанавливают вид твердых осадков — иней, изморозь, гололед, гололедицу. Измерения гололеда и мокрого снега проводят либо по толщине отложения на поверхности станка, либо по количеству воды, получившейся после таяния намерзшего слоя.


























Наименование

Барометр


Назначение

Служат для определения атмосферного давления в миллиметрах

ртутного столба.

Количество

1 штука

Описание исследования

Барометр - отмечает перемены, происходящие в воздухе. У него одна мало подвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру

«754». Вторая стрелка - контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано:

«Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее

«Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь».

Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь.

Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды.

Когда стрелка упорно идет влево - запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом - дождя, а зимой - снега.

Конечно, барометр не предсказывает погоды - он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать






















Наименование

Снегомер


Назначение

Прибор для наблюдения за снежным покровом

Количество

1 штука

Описание деятельности

Снегомер - прибор для наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: Равномерный (без сугробов).

Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.

Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.

С проталинами.

Лежит только местами.




















Наименование

Солнечные часы


Назначение

Прибор для измерения времени по солнцу.

Устройство для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движению по циферблату.

Гномон - вертикальный столбик, тень от которого служит своеобразной стрелкой.

Важнейшие части солнечных часов – это циферблат, т.е. поверхность, на которой нанесены часовые линии, и гномон для отбрасывания тени. Указатель, т.е. тот край гномона, тень которого указывает время, всегда направляют на полюс мира. Высота указателя – это угол, под которым указатель наклонен к циферблату, а центр циферблата (точка, из которой радиально расходятся часовые линии) – это точка пересечения указателя с плоскостью циферблата. Узел – это особая точка на указателе, тень от которой используют для отсчета высоты, склонения и азимута, а

также времени.

Количество

1 штука

Описание деятельности

Опыт. Как устроены солнечные часы?

Цель: знакомство с устройством солнечных часов. Материалы: одноразовые бумажные тарелки (по количеству детей), заточенные карандаши (по количеству детей).

Ход опыта:

Ни одна настоящая солнечная лаборатория не может обойтись без солнечных часов, для которых можно использовать бумажную одноразовую тарелку и карандаш.

Вставьте в проделанное в центре тарелки отверстие карандаш заточенным концом вниз и это приспособление положите на солнце так, чтобы на него ни от чего не падала тень. Карандаш будет отбрасывать свою тень, по которой нужно прочерчивать линии каждый час, не забудьте проставлять по краю тарелки цифры, обозначающие время.

Правильно было бы делать такие часы в течение всего светового дня

— от восхода до заката. Но будет достаточно и того времени, когда вы обычно гуляете. На следующий день часами можно пользоваться, и ребенок сможет сам проследить, когда вы вышли на прогулку, сколько времени вы уже провели на улице и не пора ли вам домой.

Опыт. Как узнать время по солнцу?

Вариант 1.

Солнечные часы показывают время, исходя из перемещения солнца над горизонтом. За сутки оно описывает круг относительно Земли, за светлое время суток описывает полукруг.

Выносим на улицу в солнечную погоду сделанные нами портативные солнечные часы и ориентируем гномон строго насевер, так чтобы торчащий вверх уголок был направлен на полярную звезду (север). Время определяем по краю тени, которую отбрасывает гномон. На часах мы увидим солнечное время в нашем регионе. Оно может (и скорее всего, будет) отличаться от официального времени.

Вариант 2.

Проводим наблюдения по солнечным часам, расположенным на метеоплощадке. Фиксируем время выхода на улицу (сверяя по ручным часам) и время ухода с площадки.

Вывод: положение тени гномона (столбика) меняется в течение дня. Устройство солнечных часов основано на использовании этого явления.















































Приложение №3

Консультация для педагогов


Дошкольники – природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Знакомясь с природой и окружающей средой, ребенок учится мыслить, рассуждать, общаться, постоянно стремится к эксперименту, узнает и запоминает нормы экологического поведения.


При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянием растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения – все это важно для общего развития ребенка.

Примерные задачи, которые педагоги ставят перед собой:

    • познакомить с профессией метеоролога;

    • формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

    • познакомить детей с назначением метеорологической станции;

    • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

    • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

    • формировать представления о четырех частях света.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Большие возможности для этого дает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Основу методики составляют ежемесячно повторяющиеся в течение недели циклы наблюдений. Одну неделю каждого месяца в группе планируется:

    • вести ежедневные наблюдения за погодой;

    • изучать растительность (деревья, кустарники) и покров земли;

    • наблюдать за животными на участках и на территории детского сада;

    • ежедневно работать с календарем погоды.

Актуальность наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами:

Во-первых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

Во-вторых, у детей в ходе организованной деятельности развиваются умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.










Приложение №4

Мастер-класс для педагогов

Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством создания метеостанции на территории детского сада».


Цель: повышение профессионального мастерства участников мастер - класса, их компетентность в сфере организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

Показать педагогам, как можно организовывать познавательно- исследовательскую деятельность в детском саду;

Познакомить с одним из средств познавательно-исследовательской деятельности - метеостанцией;

Научить изготавливать из подручных средств один из приборов метеостанции – барометр.

Время проведения: 20 минут.

Участники мастер-класса: воспитатели МБДОУ №34


Ход мастер-класса

Барометр настроения

Перед тем как начать мастер-класс, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли. Представьте, что ваши ладошки – это барометр настроения, и, разводя их в стороны, покажите, насколько хорошее у вас настроение. Чем шире расставлены ваши ладошки, тем настроение лучше, чем уже сведены ладошки, тем настроение хуже. Сегодня, у большинства из вас настроение…Я надеюсь, что к концу нашего мастер- класса оно обязательно поднимется.

Актуальность

Неслучайно считается, что познавательно-исследовательская деятельность претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Познавательно-исследовательская деятельность, позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений знаний о природе и явлениях погоды.

В связи с этим у меня возникла идея создания метеостанции на территории нашего детского сада, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Уникальность метеостанции заключается в том, что в игровой форме дети получают азы культурного общения с окружающим миром, вовлекаются в процесс непосредственного общения с природными явлениями. Эта методика обучения расширяет кругозор ребенка и формирует бережное отношение к природе, знакомит ребят с культурой родного края.

Описание метеостанции «Юный синоптик» с показом презентации

Наша метеостанция включает в себя следующие основные составные части:

    • выделенный специально участок местности на территории детского сада;

    • оборудование метеостанции.

Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы (термометр, флюгер, компас), и приборы, изготовленные из подручного материала (осадкомер, ветряной рукав, солнечные часы, рамка-определитель облаков, гигрометр).

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из:

    • определения состояния неба при помощи рамки-определителя облаков,

    • наличия или отсутствия осадков (осадкомер);

    • наблюдение за ветром (флюгер указывает на направление ветра, ветряной рукав и прибор с ленточками служит для определения силы ветра).

    • определение степени тепла и холода (термометром)

    • наблюдение за состоянием атмосферы гигрометр (определяется влажность воздуха)

    • определение времени (солнечные часы).

Таким образом, при помощи метеостанции воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике.

Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы. Такая метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.


Изготовление прибора для метеостанции «Барометр»

Нам понадобится:

    • стеклянная банка,

    • воздушный шарик,

- скотч,

    • бамбуковая шпажка или коктельная трубочка,

    • белый картон,

    • ножницы,

    • клей,

    • цветные картинки, Принцип работы таков:

На горлышко пустой банки натягиваем шарик.

Кончик трубочки закрепляем поверх натянутого шарика с помощью скотча. Приступаем к изготовлению экрана погоды. Нам понадобится картон, и клей склеиваем две части картона между собой темной стороной внутрь. Закрепляем экран в коробке. Приклеиваем цветные картинки. Делаем отметку на экране погоды по трубочке. Барометр готов.

При увеличении давления внешний воздух вминает внутренний вглубь, шарик прогибается, стрелочка поднимается. А при падении давления воздух в банке начинает давить на шарик изнутри, он вспучивается, стрелочка наклоняется вниз.

ВАЖНО: чтобы градуировать шкалу, начальные измерения самодельного барометра нужно сверить с показаниями настоящего (или с данными на сайте погоды, если обычного барометра в саду нет). Теперь, мы можем прогнозировать и солнечный день, и дождь в зависимости от положения единственной стрелки.

Рефлексия

Мой мастер класс подошел к концу. Надеюсь, что мой опыт работы будет вам полезен в дальнейшей работе, поможет в организации познавательно- исследовательской деятельности с дошкольниками.

Барометр настроения. А теперь мне хотелось бы узнать изменилось ли у Вас настроение? Покажите на своих барометрах настроения, какое оно стало к концу мастер-класса! Я вижу, что оно стало намного лучше. До свидания!