СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект методического сопровождения начинающих старших воспитателей (заместителей заведующих по УВР) ДОО - Районная школа начинающего старшего воспитателя (заместителя заведующего по УВР) ДОО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно - ориентированная работа с педагогами, направленная на развитие личностных и профессиональных качеств.

Просмотр содержимого документа
«Проект методического сопровождения начинающих старших воспитателей (заместителей заведующих по УВР) ДОО - Районная школа начинающего старшего воспитателя (заместителя заведующего по УВР) ДОО»

Автор старший методист МКУДПО «ГЦРО» Климова Л.Ю.

(январь 2020)

Проект методического сопровождения начинающих старших воспитателей (заместителей заведующих по УВР) ДОО -

Районная школа начинающего старшего воспитателя (заместителя заведующего по УВР) ДОО

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три»

Конфуций

Актуальность

Методическую деятельность обычно определяют, как деятельность по обобщению и распространению педагогического опыта. В книге «Управление современной школой» под редакцией М.М. Поташника (М., 1992) дается определение:

«Под методической работой в школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете — на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов».

Данное определение в полной мере относится и к дошкольному образованию.

В педагогической практике сложилась целая система методических служб разных уровней. Например: городская, окружная (районная) методические службы и методическая служба учреждения образования (школа, детский сад).

В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.

Задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Опыт показывает, что большинству педагогов, особенно начинающих, всегда необходима помощь — со стороны более опытных коллег, руководителей, старших воспитателей ДОУ, со стороны профессионального методического сообщества. В настоящее время эта потребность многократно усилилась в связи с переходом на вариативную систему образования. Педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно строить целостный учебно-воспитательный процесс, учитывая в практике обучения и воспитания многообразие интересов и возможностей детей.

Методическая работа в дошкольном учреждении — комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

В августе 1994 года Министерство образования выпускает письмо «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ» № 90-М. В письме выделяются основные направления в деятельности методических служб, реализуемые в таких областях, как информационная, диагностическо-прогностическая, инновационная и экспериментальная, области содержания образования, повышения квалификации, аттестации.

Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры (наряду с научным обеспечением, подготовкой и переподготовкой кадров, формированием образовательной среды и т.д.). Она призвана поддерживать нормальный ход образовательного процесса — содействовать его обновлению. 

Период вхождения начинающего старшего воспитателя (зам. зав. по УВР) в профессию отличается напряженностью. Это связано, прежде всего, с тем, что к нему, как к специалисту предъявляются высокие требования: знание возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста; знание методик и технологий воспитания и обучения; знание современной нормативной базы и что, очень важно, владение коммуникативными навыками. Кроме этого, начинающему старшему воспитателю (зам. зав. по УВР) необходимы умения: управлять собой и разрешать проблемы. Поэтому при вступлении в данную должность начинающий старший воспитатель (зам. зав. по УВР) испытывает серьезный стресс. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие.


Цель проекта

Создание методической программы, позволяющей начинающему старшему воспитателю (зам. зав. по УВР) успешно адаптироваться в ДОУ в данной должности, развить личностные и профессиональные качества, повысить мотивацию к деятельности.


Задачи

1.  Планирование содержания методического сопровождения начинающих старших воспитателей (зам. зав. по УВР) в образовательной среде.

2.  Развитие умений и навыков в различных профессиональных ситуациях.

3.  Повышение уровня психологической компетентности.


Целевая аудитория

Начинающие старшие воспитатели (зам. зав. по УВР) ДОУ.


Направление сопровождения

Системно-ориентированная работа с педагогами, как участниками образовательного процесса:

·  включенность педагогов в активную профессионально – творческую деятельность;

·  заинтересованность в самопознании, творческом самоопределении и самосовершенствовании (работа в творческих группах);

·  активное участие в методических мероприятиях.


Сроки реализации

Проект рассчитан на два года. В ходе реализации проекта предусматривается проведение семинаров-практикумов в рамках «Школа начинающего старшего воспитателя ДОО», направленных на развитие личностных и профессиональных качеств педагогов; посещение мероприятий, проводимых методистами, опытными старшими воспитателями; задания для самостоятельной работы, консультации.


Ожидаемые результаты

  • Повышение педагогического и психологического уровня старших воспитателей (зам. зав. по УВР).

  • Создание методической программы поддержки начинающих старших воспитателей (зам. зав. по УВР), позволяющей успешно адаптироваться в ДОУ в данной должности.


Первый этап (подготовительный): выявление педагогического статуса начинающего старшего воспитателя (зам. зав. по УВР) для дальнейшего развития профессиональной перспективы, а также его самоопределения (анкетирование). Приложения №1,2,3.

Второй этап: создание и апробирование рациональной системы мероприятий, воздействующих на работу начинающего старшего воспитателя (зам. зав. по УВР).

Третий этап: проверка эффективности психолого-педагогических воздействий методического сопровождения начинающего старшего воспитателя (зам. зав. по УВР).


План методических мероприятий в рамках школы начинающего старшего воспитателя ДОО (2017/2018 г.)

№ п/п

Дата и место проведения

Тема

Основное содержание работы

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

1

20.02.2017

ТГМ

Организационные основы эффективной методической деятельности в ДОО


-Изучение и установление количества начинающих воспитателей (зам. зав. по УВР); выявление их педагогического статуса, определение направленности личности, особенностей поведения на повседневном уровне

-Изучение основных нормативных документов в области образования. Ознакомление с функциями профессиональной деятельностистаршего воспитателя (зам. зав. по УВР)

-Анкетирование (приложения 1,2,3)

Формирование представлений о работе старшего воспитателя (зам. зав. по УВР) с анализом и первичной диагностикой уровня собственной педагогической деятельности и творческого потенциала.

2

22.03.2017

ТГМ


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ

-Рассмотрениецелей и задач, подготовка и организация, а также различные формы проведения Педагогического совета

-Представление моделей планирования тематики Педагогических советов

-В практической части подгрупповая работас педагогами по определению функций и алгоритма подготовки Педагогического совета

Методическая разработка «Формы организации и проведения педагогических советов»

3

06.04.2017

МКДОУ

д/с № 360

Построение эффективного командного взаимодействия педагогическогоколлектива ДОО

- рассмотрение основных признаков и принципов формирования команды, модели распределения командных ролей в коллективе, а также преимущества использования командного метода в работе педагогов дошкольного образования.

-В практической части проведение тренинга поформированию лидерских качеств и корпоративного духа.


Ознакомление с системой разрешения проблем Формирование умения управлять собой

Использование командного метода в работе педагогов дошкольного образования

4

11.05.2017

МКДОУ

д/с № 331

Методическое сопровождение деятельности педагога в условиях ФГОС ДО

-Рассмотрение основных признаков и принципов формирования команды

-В практической части проведение тренинга личностного роста и профессионального развития педагога


Формирование представлений о современных подходах к определению сущности образования и стратегическом направлении государственной политики в этой области.

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности

5

10.11.2017

МКДОУ

д/с № 95

Технология управленческой деятельности старшего воспитателя ДОО

-Знакомство с эффективными методами и формами последовательного воздействия на педагогический коллектив для достижения высокого качества дошкольного образования.

-В практической частипроведение упражнений -тренингов для поиска непосредственного выражения восприятия той или иной ситуации, а также деловых игр - направленных на разрешение проблемных ситуаций в управленческой деятельности.

Составление имиджа старшего воспитателя (Приложение 4)

6

19.12.2017

ТГМ

Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога –
новый шаг к качеству образования

-В форме деловой игры - тренинга обсуждение с участниками школы, какими личностными качествами, знаниями и умениями должен обладать педагог XXI века, его профессиональные компетентности.

-В практической части проведение упражнений – тренингов для поиска непосредственного контакта с подчиненными, а также деловая игра для осознания собственного поведения в конфликтной ситуации.

Блиц-опрос «Знатоки профстандарта»


7

23.01.2018

ТГМ

Работа старшего воспитателя с аттестуемыми педагогами


рассмотрены вопросы:

- алгоритм аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности;

- работа старшего воспитателя с аттестуемыми педагогами;

- изменения в процедуре аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории.


опрос на тему “Оценка процедуры аттестации педагогами”

8

06.02.2018

ТГМ


Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях

В форме деловой игрырассмотреныследующие вопросы:

- как определить уровень своей профессиональной мотивации в условиях реализации ФГОС ДО, сравнить и проанализировать свою конкурентоспособность и профессиональную компетентность;

- распределение мотивов профессионального роста педагогов;

-профессиональный конкурс – механизм мотивации педагога к профессионально личностному развитию.

В практической части были проведены тренинги - деловые игры «Катастрофа» и «Воздушная катастрофа в пустыне» с целью научить строить логическую аргументацию, так и умение оказывать психологическое воздействие на эмоциональную сферу собеседника.


Формирование установки на активные самостоятельные действия; развитие представления о профессионально значимых качествах педагога ДОУ и стимулирование профессионального саморазвития.


9

24.05.2018

ТГМ

Инновационная методическая работа в условиях реализации ФГОС ДО

-Сравнительные характеристики методической и инновационной методической работы

-Алгоритм отбора форм методической работы

-Оценивание объектов инноваций в рамках методической работы

Создание программно-методического обеспечения




























Приложение 1.

Анкета.

Уважаемые коллеги!

Для выявления трудностей в построении образовательного пространства ДОУ и оказания методической помощи просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты.

  1. Насколько хорошо Вы подготовлены теоретически?

  • знаете основы общей и возрастной психологии, педагогики;

  • владеете методиками воспитания и обучения дошкольников;

  • умеете работать с психолого-педагогической литературой;

  • участвовали в исследовательской деятельности;

  1. Обеспечение практической направленности образовательного процесса (применение полученных знаний и умений):

  • не владею

  • владею частично

  • владею свободно

  1. Умение планировать образовательный процесс ДОУ:

  • не владею

  • владею частично

  • владею свободно

  1. Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников:

  • не владею

  • владею частично

  • владею свободно

  1. Выявление трудностей у педагогов ДОУ и дифференцированное оказание помощи разным категориям кадров:

  • не владею

  • владею частично

  • владею свободно

  1. Умение анализировать полученные результаты и в соответствии с ними выстраивать образовательный процесс ДОУ:

  • не владею

  • владею частично

  • владею свободно

  1. Умение активно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса:

  • не владею

  • владею частично

  • владею свободно

  1. Каких результатов в профессиональной деятельности хотите добиться?__________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________











Приложение 2.

Анкета
«Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»

Уважаемые педагоги!

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

п/п

Вопрос

Балл

1.

Я стремлюсь изучить себя


2.

Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами


3.

Возникшие препятствия стимулируют мою активность


4.

Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя


5.

Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время


6.

Я анализирую свои чувства и опыт


7.

Я много читаю


8.

Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам


9.

Я верю в свои возможности


10.

Я стремлюсь быть более открытым человеком


11.

Я осознаю то влияние, которое оказывает на меня окружающие люди


12.

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты


13.

Я получаю удовольствие от освоения нового


14.

Возрастающая ответственность не пугает меня


15.

Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе


Подсчитайте общую сумму баллов:

55 и более баллов – вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии;

от 36 до 54 баллов – у вас отсутствует сложившаяся система развития;

от 15 до 35 баллов – вы находитесь в стадии остановившегося развития.

Итоговая таблица. Обучение, развитие и саморазвитие педагога

Способность педагогов к саморазвитию

Ф. И. О. педагога

Система мер

1.

Активное развитие



2.

Несложившееся развитие



3.

Остановившееся развитие





Приложение 3.



Приложение 4.



Составляющие имиджа старшего воспитателя

Компетенции старшего воспитателя

Вид компетенций

Содержание компетенций

1

2

Универсальные компетенции

Обеспечивают фундаментальность подготовки, развитие широкого кругозора в вопросах рынка образовательных услуг, научных основ управления образованием

Общенаучные компетенции

Предполагают, способность старшего воспитателя применять основные законы норма­тивно-правовых и социально-экономических дисциплин, методы математического анали­за и моделирования в исследовании образовательных процессов. Он должен уметь вы­являть социально-экономическую сущность управленческих проблем, устанавливать связи между экономическими, социальными, управленческими, образовательными и личностными процессами

Инструментальные компетенции

Старший воспитатель должен ориентировать­ся в многообразии управленческих средств и методов решения проблем дошкольного образования, уметь самостоятельно работать в открытом информационно-коммуникатив­ном пространстве, определять инновацион­ные пути и средства развития дошкольного образования, интегрировать информацион­ные технологии в процесс управления ДОО, а также гибко реагировать на образовательные запросы общества, выбирать оптимальные средства их удовлетворения

Мировоззренческие компетенции

Включают в себя освоение старшим воспи­тателем культурных ценностей и жизненных смыслов сообщества, определяющего обра­зовательные запросы, осознание их много­образия, специфичности и общности усло­вий обучения и развития детей

Социальные компе­тенции

Подразумевают способность организовать команду для решения стратегических и так­тических задач ДОО, поддерживать благо­приятный психологический климат в ДОО,стимулировать специалистов к повышению уровня своих социальных и профессиональ­ных компетенций, а также умение форми­ровать корпоративный имидж учреждения в социальном пространстве, устанавливатьпартнерские и конкурентные отношения с другими социальными институтами

Профессиональные компетенции

Умение изучать, отбирать и творчески при­менять на практике инновационные техно­логии и методы образовательной деятельности

Научно-исследова­тельские компе­тенции

Способность инициировать процессы иссле­дования субъектов и объектов образователь­ного пространства; способность обеспечиватьинновационные процессы в образовании; способность активизировать научно-иссле­довательскую и опытно-экспериментальную деятельность субъектов управления

Проектные компе­тенции

Умение проектировать собственную профес­сиональную и управленческую деятельность, доводя ее до качественного результата, созда­вать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития детей, обеспечивать повышение профессиональной компетент­ности педагогов

Диагностические компетенции

Способность осуществлять поиск адекват­ных методик диагностики состояния разви­тия ДОО, качества образовательных услуг, обрабатывать и интерпретировать получен­ные результаты

Коррекционные компетенции

Способность оказывать поддержку педаго­гам в отборе методов обучения, развития, социализации, помощи детям, обеспечиватькоррекцию траектории развития ДОО отно­сительно результатов мониторинга деятельности

Информационно-коммуникативныекомпетенции

Умение использовать разнообразные сред­ства (языковые, информационные, знаково-символические и т. п.), обеспечивающие качество управленческой деятельности,передавать информацию с целью установ­ления диалога в образовательной среде

Преподавательские компетенции

Способность организовывать повышение квалификации педагогов в ДОО, применять теоретические и фундаментальные знания в практической деятельности, активизировать личностный потенциал педагогов для их продвижения по индивидуальнойобразовательной траектории

Управленческие компетенции

Способность обеспечивать на научной осно­ве управление ДОО; создавать инновацион­ный конкурентоспособный имидж учрежде­ния; управлять развитием корпоративной культуры, процессом обеспечения качества деятельности ДОУ; осуществлять педагоги­ческую экспертизу оценки качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Личностные компе­тенции

Способность проявлять толерантный стиль поведения в управленческой деятельности по отношению к иной культуре, религии, личности. Умение применять гуманистиче­ские методы управления ДОО и персоналом, оказывать психологическую поддержкусотрудникам

Компетенции профессионального саморазвития

Способность совершенствовать собственный профессионализм, стремиться к вершинам творчества и мастерства, готовность к карь­ерному росту и конкуренции на рынке обра­зовательных услуг. Способность развивать и проводить самодиагностику, совершен­ствовать свои управленческие качества, стильуправления



10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!